Адхола люди
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( август 2015 г. ) |
Общая численность населения | |
---|---|
481 816 (перепись 2014 г.) [ 1 ] [ 2 ] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
![]() | |
Языки | |
Адхола , английский | |
Религия | |
Христианство , Традиционная вера | |
Родственные этнические группы | |
Другие народы луо , особенно алур и луос. |
Адхола | |
---|---|
Человек | Джападхола |
Люди | ДжопАдхола |
Язык | Дхопадхола |
Страна | Падхола |
Народ адхола , также известный как джопадхола , — нилотская этническая группа народа луо , проживающая в районе Тороро в восточной Уганде и составляющая около восьми процентов от общей численности населения страны. [ 3 ] Они говорят на языке допадхола ( луоский язык ), который принадлежит к западно-нилотской ветви нилотской языковой семьи . [ 4 ] В первую очередь это скотоводы . Джопадхола называют свою землю Падхола, что, по словам историка Бетвелла Огота, представляет собой эллиптическую форму слова «Па Адхола», что означает «место Адхолы», отца-основателя народа Джопадхола. Официально земля Адхолы называется Падхола , но баганда , которые неверно истолковывают слово «Видома» - слово Дхопадхола, означающее «боевой клич», означающее «Вы в беде», называют Джопадхолу «Бадама». [ 5 ] Социальную структуру Джопадхолы можно охарактеризовать как полуцентрализованную, поскольку здесь нет традиционного централизованного правительства, а его организация ограничена кланом под названием Ноно . [ 6 ] Существует более 52 кланов, каждый из которых имеет культурные традиции, общее происхождение и свою собственную родословную. [ 7 ] [ 8 ]
Традиционное правосудие Джопадхолы
[ редактировать ]Кланы воспроизводят свое представление о независимом суде, называемом коти, используя сокращенную правовую доктрину разделения властей и частично имитируя органы власти более низкого уровня (местные советы) и судебные функции. [ 9 ] Коти . объединяет исполнительные и судебные функции, кроме того, юридические квалификации в значительной степени не имеют значения Состав коти направлен на достижение возрастного и гендерного паритета путем назначения представителей молодежи и женщин. Выборы должностных лиц основаны на выполнении социальных обязательств перед родом посредством меритократии и на защите рода от зла посредством ритуала ( чоироки ). [ 7 ] Доктор Морин Овор утверждает, что, учитывая тот факт, что суд и истцы лично знакомы как родственники, кланы Джопадхола, похоже, создали «расширенное» понятие «судебной» независимости – такое, которое культурно соответствует их местному африканскому контексту. [ 7 ]
История
[ редактировать ]Джопадхола прибыли на юго-восток Уганды в 16 веке во время долгого путешествия Луо из Египта . Сначала они поселились в центральной Уганде, но постепенно двинулись на юг и восток. Их родственниками, заселившими северную и центральную Уганду, являются народы ачоли и алур , говорящие на языках, похожих на дхопадхола. Они поселились в лесной зоне в качестве защиты от нападений соседей-банту, которые уже обосновались там. [ 3 ] [ 10 ] В отличие от некоторых других небольших племен луо, эта добровольная изоляция помогла им сохранить свой язык и культуру среди общин банту и атекер . [ 11 ] [ 12 ]
Те луо, которые продолжили миграцию на восток, в современную Кению и Танзанию, - это джоло (обычно называемые только луо). [ 9 ] [ 13 ]
Легенда гласит, что Овини, вождь кенийских луо, был братом Адхолы, вождя джопадхолы, который решил поселиться в Тороро. [ 14 ] вместо того, чтобы отправиться вместе со своим братом в Кению и Танзанию. [ 12 ] [ 15 ]
Свадьба
[ редактировать ]Браки в Джопадхоле заключались по договоренности, и от мужчин не требовалось охотиться за женщинами. Как только отец родил мальчика, его обязанностью было найти родителя с новорожденной девочкой, где между двумя семьями устанавливаются прочные связи. После этого родители мальчика постоянно навещают семью девочки и устраивают торжества. Как только родители девушки соглашаются выйти замуж, отец мальчика надевает девушке на запястье браслет, чтобы показать, что она записана на брак. Когда мальчику исполняется 18 лет, а девочке 16 лет, родитель мальчика показывает сыну дом девочки. Ожидается, что мальчик пойдет и приведет девочку домой, а в случае сопротивления необходимо применить силу. [ 10 ]
Культурное лидерство
[ редактировать ]Квар Адхола Моисей Стивен Овор - нынешний король (Его Высочество) народа Адхола. [ 16 ]
Язык
[ редактировать ]Джопадхола говорят на языке, который взаимопонятен с языком ачоли , языком алур в Уганде и языком дхолуо в Кении. [ 4 ] Они называют свой язык Дхопадхола. [ 12 ] [ 6 ] Префикс дхо означает «язык», а дзё означает «народ». Инфикс па означает притяжательное «из» — следовательно, Джопадхола означает народ Адхолы, а Дхопадхола — язык Джопадхолы. [ 11 ] [ 6 ] [ 4 ] [ 10 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Уганда» . Всемирный справочник меньшинств и коренных народов .
- ^ Статистическое бюро Уганды. «Национальная перепись населения и жилищного фонда 2014 года — Основной отчет» (PDF) .
- ^ Jump up to: а б «Буганда и Тиенг Адхола укрепляют культурные связи - Королевское королевство Буганда» . buganda.or.ug . Проверено 30 мая 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с «Прибытие Джопадхолы, Итесо в современный район Тороро» . Ежедневный монитор . Проверено 30 мая 2020 г.
- ^ Огот, Бетвелл (1967). История Южного Ло: Том 1: Миграция и расселение 1450–1500 гг . Восточноафриканское издательство. п. 85.
- ^ Jump up to: а б с Ванга, Памела Эдвина; Джагир, Дженнифер М. (2015), «Традиции именования: опыт афроамериканцев и Луо/Джопадхолы Льво» , Энциклопедия африканского культурного наследия SAGE в Северной Америке , SAGE Publications, Inc., doi : 10.4135/9781483346373.n208 , ISBN 978-1-4522-5821-8 , получено 30 мая 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с Овор, Морин (2012). «Создание независимого традиционного суда: исследование судов клана Джопадхола в Уганде» (PDF) . Журнал африканского права . 56 (2): 215–242. дои : 10.1017/S0021855312000095 . hdl : 1983/482a5260-c690-429c-968a-c05aab240e40 .
- ^ админ (20 июня 2021 г.). «Кто такие джопадхолы? - Дайджест Red Pepper Digest» . redpepper.ug . Проверено 13 февраля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Овор, Морин (октябрь 2012 г.). «Создание независимого традиционного суда: исследование клановых судов Джопадхола в Уганде» . Журнал африканского права . 56 (2): 215–242. дои : 10.1017/S0021855312000095 . hdl : 1983/482a5260-c690-429c-968a-c05aab240e40 . ISSN 0021-8553 .
- ^ Jump up to: а б с «АФРИКА | 101 последнее племя — народ Джападхола» . www.101lasttribes.com . Проверено 29 января 2024 г.
- ^ Jump up to: а б «Уганда – Таможня, пошлины и тарифы». Руководство по иностранному праву . дои : 10.1163/2213-2996_flg_com_193046 .
- ^ Jump up to: а б с Обот Офумби, AC K (1960). Льво (Лудама) Уганда: История и обычаи Джо Падхола . Университет Макерере: Eagle Press.
- ^ «Джопадхола: Краткая история» . Независимый . Уганда. 06.08.2019 . Проверено 29 января 2024 г.
- ^ Кемигиша, Марта (9 августа 2022 г.). «Был ли у Джопадхолы «белый бог» до того, как христианство пришло в Уганду?» . Пульс Уганда . Проверено 13 февраля 2024 г.
- ^ «Прибытие Джопадхолы, Итесо в современный район Тороро» . Монитор . 09.01.2021 . Проверено 29 января 2024 г.
- ^ «Король Иопадхолы Моисей Овор говорит, что Тороро для всех, призывает к единству» . Независимый . Уганда. 20 июня 2017 г. Проверено 29 января 2024 г.
- Обот-Офумби, А.К. , Сильвер Танга Падхола , Восточноафриканское литературное бюро , Найроби, 1959 г.
- Огот, бакалавр истории южного Луо , Восточноафриканское издательство, Найроби, 1967 г.
- Овор Морин, «Создание независимого традиционного суда: исследование судов клана Джопадхола в Уганде», Журнал африканского права (2012) 56/2, стр. 215–242.