Jump to content

Адхола люди

Адхола
Общая численность населения
481 816 (перепись 2014 г.) [ 1 ] [ 2 ]
Регионы со значительной численностью населения
 Уганда
Языки
Адхола , английский
Религия
Христианство , Традиционная вера
Родственные этнические группы
Другие народы луо , особенно алур и луос.
Адхола
Человек Джападхола
Люди ДжопАдхола
Язык Дхопадхола
Страна Падхола

Народ адхола , также известный как джопадхола , — нилотская этническая группа народа луо , проживающая в районе Тороро в восточной Уганде и составляющая около восьми процентов от общей численности населения страны. [ 3 ] Они говорят на языке допадхола ( луоский язык ), который принадлежит к западно-нилотской ветви нилотской языковой семьи . [ 4 ] В первую очередь это скотоводы . Джопадхола называют свою землю Падхола, что, по словам историка Бетвелла Огота, представляет собой эллиптическую форму слова «Па Адхола», что означает «место Адхолы», отца-основателя народа Джопадхола. Официально земля Адхолы называется Падхола , но баганда , которые неверно истолковывают слово «Видома» - слово Дхопадхола, означающее «боевой клич», означающее «Вы в беде», называют Джопадхолу «Бадама». [ 5 ] Социальную структуру Джопадхолы можно охарактеризовать как полуцентрализованную, поскольку здесь нет традиционного централизованного правительства, а его организация ограничена кланом под названием Ноно . [ 6 ] Существует более 52 кланов, каждый из которых имеет культурные традиции, общее происхождение и свою собственную родословную. [ 7 ] [ 8 ]

Традиционное правосудие Джопадхолы

[ редактировать ]

Кланы воспроизводят свое представление о независимом суде, называемом коти, используя сокращенную правовую доктрину разделения властей и частично имитируя органы власти более низкого уровня (местные советы) и судебные функции. [ 9 ] Коти . объединяет исполнительные и судебные функции, кроме того, юридические квалификации в значительной степени не имеют значения Состав коти направлен на достижение возрастного и гендерного паритета путем назначения представителей молодежи и женщин. Выборы должностных лиц основаны на выполнении социальных обязательств перед родом посредством меритократии и на защите рода от зла ​​посредством ритуала ( чоироки ). [ 7 ] Доктор Морин Овор утверждает, что, учитывая тот факт, что суд и истцы лично знакомы как родственники, кланы Джопадхола, похоже, создали «расширенное» понятие «судебной» независимости – такое, которое культурно соответствует их местному африканскому контексту. [ 7 ]

Джопадхола прибыли на юго-восток Уганды в 16 веке во время долгого путешествия Луо из Египта . Сначала они поселились в центральной Уганде, но постепенно двинулись на юг и восток. Их родственниками, заселившими северную и центральную Уганду, являются народы ачоли и алур , говорящие на языках, похожих на дхопадхола. Они поселились в лесной зоне в качестве защиты от нападений соседей-банту, которые уже обосновались там. [ 3 ] [ 10 ] В отличие от некоторых других небольших племен луо, эта добровольная изоляция помогла им сохранить свой язык и культуру среди общин банту и атекер . [ 11 ] [ 12 ]

Те луо, которые продолжили миграцию на восток, в современную Кению и Танзанию, - это джоло (обычно называемые только луо). [ 9 ] [ 13 ]

Легенда гласит, что Овини, вождь кенийских луо, был братом Адхолы, вождя джопадхолы, который решил поселиться в Тороро. [ 14 ] вместо того, чтобы отправиться вместе со своим братом в Кению и Танзанию. [ 12 ] [ 15 ]

Браки в Джопадхоле заключались по договоренности, и от мужчин не требовалось охотиться за женщинами. Как только отец родил мальчика, его обязанностью было найти родителя с новорожденной девочкой, где между двумя семьями устанавливаются прочные связи. После этого родители мальчика постоянно навещают семью девочки и устраивают торжества. Как только родители девушки соглашаются выйти замуж, отец мальчика надевает девушке на запястье браслет, чтобы показать, что она записана на брак. Когда мальчику исполняется 18 лет, а девочке 16 лет, родитель мальчика показывает сыну дом девочки. Ожидается, что мальчик пойдет и приведет девочку домой, а в случае сопротивления необходимо применить силу. [ 10 ]

Культурное лидерство

[ редактировать ]

Квар Адхола Моисей Стивен Овор - нынешний король (Его Высочество) народа Адхола. [ 16 ]

Джопадхола говорят на языке, который взаимопонятен с языком ачоли , языком алур в Уганде и языком дхолуо в Кении. [ 4 ] Они называют свой язык Дхопадхола. [ 12 ] [ 6 ] Префикс дхо означает «язык», а дзё означает «народ». Инфикс па означает притяжательное «из» — следовательно, Джопадхола означает народ Адхолы, а Дхопадхола — язык Джопадхолы. [ 11 ] [ 6 ] [ 4 ] [ 10 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Уганда» . Всемирный справочник меньшинств и коренных народов .
  2. ^ Статистическое бюро Уганды. «Национальная перепись населения и жилищного фонда 2014 года — Основной отчет» (PDF) .
  3. ^ Jump up to: а б «Буганда и Тиенг Адхола укрепляют культурные связи - Королевское королевство Буганда» . buganda.or.ug . Проверено 30 мая 2020 г.
  4. ^ Jump up to: а б с «Прибытие Джопадхолы, Итесо в современный район Тороро» . Ежедневный монитор . Проверено 30 мая 2020 г.
  5. ^ Огот, Бетвелл (1967). История Южного Ло: Том 1: Миграция и расселение 1450–1500 гг . Восточноафриканское издательство. п. 85.
  6. ^ Jump up to: а б с Ванга, Памела Эдвина; Джагир, Дженнифер М. (2015), «Традиции именования: опыт афроамериканцев и Луо/Джопадхолы Льво» , Энциклопедия африканского культурного наследия SAGE в Северной Америке , SAGE Publications, Inc., doi : 10.4135/9781483346373.n208 , ISBN  978-1-4522-5821-8 , получено 30 мая 2020 г.
  7. ^ Jump up to: а б с Овор, Морин (2012). «Создание независимого традиционного суда: исследование судов клана Джопадхола в Уганде» (PDF) . Журнал африканского права . 56 (2): 215–242. дои : 10.1017/S0021855312000095 . hdl : 1983/482a5260-c690-429c-968a-c05aab240e40 .
  8. ^ админ (20 июня 2021 г.). «Кто такие джопадхолы? - Дайджест Red Pepper Digest» . redpepper.ug . Проверено 13 февраля 2024 г.
  9. ^ Jump up to: а б Овор, Морин (октябрь 2012 г.). «Создание независимого традиционного суда: исследование клановых судов Джопадхола в Уганде» . Журнал африканского права . 56 (2): 215–242. дои : 10.1017/S0021855312000095 . hdl : 1983/482a5260-c690-429c-968a-c05aab240e40 . ISSN   0021-8553 .
  10. ^ Jump up to: а б с «АФРИКА | 101 последнее племя — народ Джападхола» . www.101lasttribes.com . Проверено 29 января 2024 г.
  11. ^ Jump up to: а б «Уганда – Таможня, пошлины и тарифы». Руководство по иностранному праву . дои : 10.1163/2213-2996_flg_com_193046 .
  12. ^ Jump up to: а б с Обот Офумби, AC K (1960). Льво (Лудама) Уганда: История и обычаи Джо Падхола . Университет Макерере: Eagle Press.
  13. ^ «Джопадхола: Краткая история» . Независимый . Уганда. 06.08.2019 . Проверено 29 января 2024 г.
  14. ^ Кемигиша, Марта (9 августа 2022 г.). «Был ли у Джопадхолы «белый бог» до того, как христианство пришло в Уганду?» . Пульс Уганда . Проверено 13 февраля 2024 г.
  15. ^ «Прибытие Джопадхолы, Итесо в современный район Тороро» . Монитор . 09.01.2021 . Проверено 29 января 2024 г.
  16. ^ «Король Иопадхолы Моисей Овор говорит, что Тороро для всех, призывает к единству» . Независимый . Уганда. 20 июня 2017 г. Проверено 29 января 2024 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 205472caeb4a47e29baa6f4d7c7fc9b3__1720863600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/20/b3/205472caeb4a47e29baa6f4d7c7fc9b3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Adhola people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)