Ранние люди
Народ Масаба , или Бамасааба , — народ банту, населяющий восточные Уганды районы Сиронко , Манафва , Будуда , Мбале , Намисиндва и Буламбули . Они тесно связаны с Букусу и Лухья в Западной Кении . В основном это земледельцы, выращивающие кофе, просо , бананы и сорго на мелких участках. Кукуруза стала популярной с приходом европейцев в конце 1890-х годов.
1-е поколение культуры Бамасаба [ улучшить подпись ] | |
Общая численность населения | |
---|---|
2,300,000 [ 1 ] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
![]() | 2,234,000 [ 2 ] |
![]() | 66,000 |
Языки | |
язык масаба , английский язык | |
Религия | |
Христианство , Традиционная вера | |
Родственные этнические группы | |
Народ Лухья и другие народы банту Великих озер |
Имя Бамасааба иногда используется как синоним имени Багису , хотя последнее на самом деле является племенем народа Бамасааба.
Считается, что нынешние бабукусу на западе Кении мигрировали из Бамасаабы, особенно из районов вокруг Бубуло , в нынешнем округе Манафва. Многие кланы Бабукусу берут свое начало среди Бамасаабы, что является свидетельством этой связи. Масинде Мулиро, некогда опытный политик и старейшина Бабукусу из Китале , был выходцем из клана Бакохо со своей базой в Сирилве, недалеко от Бумбо в Уганде. Другие кланы, общие для обеих сторон, включают Бабамбо, Баата, Бакитанга и Батииру. Однако есть и другие кланы, названия которых находятся только на одной стороне, например Бабичаче и Балонья, которые в основном принадлежат к Бабукусу. Общие культурные связи являются еще одним свидетельством близких отношений между двумя родственными этническими группами. Во время Учредительного собрания, которое привело к принятию Конституции Уганды 1995 года, Мулонго Саймон, делегат от Восточного Бубуло, представил бабукусу как одну из этнических групп Уганды, признав тот факт, что обе группы, Бамасааба и Бабукусу, переплетены.
Бамасааба и политика
[ редактировать ]До прихода европейцев Бамасааба были организованы децентрализованно, но сохраняли сильную клановую систему, которая объединяла их в сообщество. У них была сильная боевая сила из молодежи, чьей основной деятельностью было пасти скот и обучаться военному делу. Они отразили нападавших из соседних общин, таких как Луо , Итесо , Элгон Масаи (Сабо и Себей). Раньше, когда масаи еще доминировали в восточной части горы Элгон , они были традиционными враждебными соседями. Двойная экономическая деятельность, связанная с растениеводством и животноводством, создала устойчивую экономику, которая поддерживала их средства к существованию и превратилась в независимое культурное сообщество, пережившее столетия враждебности.
Наступление европейских миссионеров в конце 1890-х годов при содействии Какунгулу, британского агента Муганды, создало базу для британского колониального правления в этом районе. Это радикально изменило геополитическую обстановку, сложившуюся там в дальнейшем. Церковное миссионерское общество (CMS) под руководством епископа Такера при содействии Какунгулу установило в этом районе британские и особенно англиканские системы. С помощью принудительного труда они построили дорожную инфраструктуру и создали административные единицы.
К моменту обретения независимости в 1962 году в Бамасаабе было несколько деятелей, получивших западное образование, в некоторых школах, таких как средняя школа Набумали , и преуспевающих на национальных экзаменах. Город Мбале был самым чистым в стране. Профессора Тимоти Вангуса , Бигала, а затем и Дани Вадада Набудере были среди ведущих ученых Бамасаабы. Джордж Масика, главный судья, и Масетт Кууя, молодой министр во время Оботе II в 1980-х годах, Джеймс Вамбого Вапакхабуло , министр иностранных дел в режиме Мусевени, и достопочтенный. Эммануэль Бвайо Вахвея, бывший министр финансов, планирования и экономического развития, является примером ведущих деятелей Бамасаабы.
Обрезание
[ редактировать ]Бамасааба практикуют мужское обрезание в ходе сложной церемонии каждые два года на культурном объекте Бумутото, который, как полагают, является местом происхождения багису . В жертву приносят сердце козла или быка, а затем юношей обрезают ножами, которые следует использовать только в этих случаях. Затем женщины исполняют танец кадоди , где женщины «поворачивают талию вверх и вниз». После этого мужчин изолируют, чтобы их раны зажили. Если какой-либо мужчина избегает обрезания, его могут вызвать позже (иногда жена), а затем заставить пройти эту процедуру. [ 3 ]
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «Группа народа Масаба во всех странах | Проект Джошуа» .
- ^ «Группа народа Масаба во всех странах | Проект Джошуа» .
- ^ Мвакикагиле стр. 166-69.
Библиография
[ редактировать ]- Мвакикагиле, Годфри (2009). Этническая принадлежность и национальная идентичность в Уганде: земля и ее народ . Новая Африка Пресс. ISBN 9789987930876 .