Люди ужасов
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Хороро — этническая группа , или Бахороро говорящая на языке банту, в основном проживающая на севере бывшего района Кигези на юго-западе Уганды . [ 1 ] В 1905 году британский офицер описал их как «тихих, безобидных людей», владеющих скотом . [ 2 ] Они состоят в основном из этнических групп хима и этнической группы иру . Они в основном встречаются в Ружумбуре на юго-западе Уганды и связаны с народами нянколе , ньоро , баторо , сонгора и тутси соответственно. Ружумбурой правил субклан Бине Кирензи, последним королем которого был лорд Карьеса. Бахороро говорят на диалекте -Кига , Рухороро. Нкоре аналогичные кланам королевства Анколе. Они подразделяются на кланы , В отличие от Анколе, которым правил клан Хинда, Мпороро находился под властью клана Башамбо.
Возвышение государства Хороро
[ редактировать ]Земли, составлявшие Мпороро, ранее были частью империи Чвези до ее распада в шестнадцатом веке.
Территория, которая стала Мпороро — землей Хорроро — была известна как Ндорва и образовала южную провинцию Королевства Бусонгора. Во время правления королевы Китами из Ньяверы Бусонгоры беглый руандийский принц по имени Камали Мурари попросил убежища при дворе королевы. Мурари, претендент на руандийский трон, был свергнут своим братом Кигери II Ньямухешерой . В то время Руанда и Сонгора имели общую границу, и Мурари и его последователи бежали в Бусонгору.
Мурари прибыл в Бусонгору и был направлен во дворец королевы Китами. Королева Сонгора славилась своим бесстрашием, исключительной красотой и умом. Мурари проживал при дворе Китами, и королева в конце концов вышла замуж за руандийского принца. У них родился сын по имени Кахая Рутиндангези. Тем временем король Руанды Кигери II на юге пытался вторгнуться в Бусонгору, чтобы захватить Мурари. Командующим руандийскими войсками был Бихира-бья-Мухурузи, член подклана Абаконо клана Абега.
Война между Бусонгорой и Руандой была жестокой и продолжительной. Столица Бусонгора, названная Буньямпака (известная руандийцам как «Ибумпака»), расположенная на территории нынешнего национального парка Королевы Елизаветы, была разграблена и сожжена руандийскими войсками. В ответ армии Сонгоры оккупировали регион вокруг озера Мухази в центральной Руанде (современный Гахини) и захватили в плен многих руандийцев. Во время конфликта королева Китами сия Ньявера была ужалена пчелой и вскоре после 1625 года скончалась от токсического шока. Ее смерть оставила генералов Басонгоры в недоумении, заставив их прийти к выводу, что война бесполезна. Члены королевской семьи Руанды также хотели положить конец конфликту из-за многочисленных несчастий во время правления их короля. Нсендери, королева Руанды и жена короля Кигери II, покончила с собой до окончания его правления.
Чтобы разрешить конфликт, руандийцы и басонгора заключили перемирие, чтобы предотвратить будущие войны. Условия мира предусматривали, что регион южной Бусонгоры, известный как Ндорва, станет буферным государством, а его первым королем станет принц Мурари (брат Кигери из Руанды и супруг Китами из Бусонгоры). Это новое буферное государство было названо Мпороро, что, вероятно, означает «место мести» из-за значительного кровопролития, свидетелем которого оно стало. Регион Гисака в Руанде, который был оккупирован Сонгорой , оставался автономным и позже был реинтегрирован в Руанду во время правления Кигери IV Рвабугири в 1880-х годах.
Прежде чем покинуть недавно сформированный Мпороро, члены королевской семьи Басонгора доверили Мурорву, один из королевских барабанов Сонгоры, новому королю Мурари. Это событие ознаменовало становление Мпороро как независимого государства. Когда Кахая Рутиндангези сменил Мурари на троне, Мпороро процветал под его правлением, заработав выдающуюся репутацию, которая сохраняется и по сей день. Жителей Мпороро стали называть «БаХороро», что означает «народ Мпороро».
На пике своего развития королевство Мпороро охватывало всю Кигези (кроме современной провинции Бафумбира и части Кинкизи), провинции Анколе Каджара, Игара, Шима и Рвампара (за исключением низменностей к югу от реки Рвизи), части северо-востока Бурунди, северо-запада Танзании, восточного Конго и всего северного региона Руанды. [ 3 ]
Упадок Мпороро
[ редактировать ]Государство Мпороро просуществовало примерно 125 лет, примерно до 1775 года, когда оно распалось на шесть независимых государств во главе с шестью сыновьями Кахая: государство Ншени под властью короля Рукаари, государство Ружумбура под управлением короля Кирензи, государство Игара под управлением короля Мафунды, государство Каджара под управлением короля Король Кихондва, штат Бвера и штат Рукига. Несмотря на этот распад, жители новых штатов продолжали в первую очередь идентифицировать себя как Бахороро, и эта традиция сохраняется и по сей день.
Королевство Мпороро сохранило большую известность, чем его государства-преемники. В 1887 году Генри Мортону Стэнли было отказано в проезде через Мпороро. Оценка Стэнли Бахороро была неблагоприятной: «Мне пришлось вести переговоры с людьми Мпороро, которые были дикими и никогда раньше не сталкивались с чужаками, не говоря уже о том, что они были втянуты в постоянную кровную месть». Стэнли сопровождал шейх Ахмед бин Ибрагим, мусульманский торговец, который заметил: «Бахоро — грозный народ, но алчный, злобный, вероломный и совершенно ненадежный. Они постоянно запрещали арабам торговать на своей территории. слоновой кости там в течение последних восьми лет такие торговцы, как Хамис бин Абдулла, Типпу Тип, Саид бин Хабиб и я, неоднократно пытались проникнуть туда, но никому из нас это не удалось. Вы не можете пересечь Мпороро, поскольку его жители подобны Шайтану. (Сатанинские), а бахороро злые. Что-то произошло, когда вангвана (плохие люди) рискнули туда, а местные жители никогда не терпят чужаков, они действительно полны обмана».
Сообщения Стэнли и арабских работорговцев запятнали репутацию бахороро, а также баньярванды и басонгоры. Когда капитан Фредерик Лугард и другие рискнули завоевать Центральную Африку, они питали страх перед общинами Хороро и Сонгора и обращались с ними жестко. В 1910 году британские колониальные силы насильственно аннексировали все штаты Мпороро и включили их в состав соседнего королевства Нкоре. На протяжении всей своей истории Нкоре состояло всего из трех провинций, а именно современных округов Исингиро, Ньябушози и Кашаари. С добавлением старого Мпороро Нкоре увеличился более чем вдвое. Тем не менее, многие люди до сих пор с гордостью называют себя Бахороро, несмотря на попытки ассимилировать их с идентичностью Баньянкоре.
Современная эпоха
[ редактировать ]Память о Китами-кья-Ньявера вдохновила в начале 20 в. мощное политико-религиозное движение, известное как Ньябинги, сыгравшее значительную роль в борьбе против колониальной оккупации. Духовные медиумы, служившие жрицами религии Ньябиньи, утверждали, что Китами также была жрицей Ньябиньи, божества, и что они могли передавать сообщения от Ньябиньи и Китами, когда находились в трансе одержимости.
В XVIII веке потомственные жрицы Ньябиньи часто говорили в трансе, обычно под покрывалами или спрятавшись за занавесками. В конце 1800-х годов королева Руандийского королевства Мухумуза стала ведущим духовным медиумом Ньябиньи. После смерти ее мужа, короля Кигери IV Рвабугири, королева Мухумуза была изгнана из Руанды. Она отправилась на поиски потерянного барабана Мурорвы и инициировала движение сопротивления, направленное на объединение Центральной Африки. Во время борьбы против колониальной оккупации она фактически стала правительницей всех штатов Мпороро, возглавив так называемое движение сопротивления Ньябиньи. Несмотря на то, что Сопротивление Ньябинги было сосредоточено в Мпороро, оно действовало в Центральной и Восточной Африке, особенно в Уганде, Руанде, Бурунди, Танзании и Восточном Конго, между 1850 и 1950 годами.
К 1890-м годам Королева-Жрица Мухумуза была одним из самых грозных лидеров антиколониального сопротивления в Африке. Еще в 1891 году Эмин-паша писал: «Королеву Мпороро никто никогда не видел, даже ее подданные. Все, что они когда-либо знали о ней, это голос, услышанный за занавеской из коры. Такие драматические действия принесли ей репутация могущественной волшебницы, способной как околдовывать, так и приносить пользу людям по всему Карагве и Мпороро».
Мухумуза организовал вооруженное сопротивление немецким, британским и французским колониальным силам. Она была схвачена в 1913 году и задержана британцами в Кампале, Уганда, где и умерла в тюрьме в 1944 году. Маркус Гарви восхвалял ее, узнав о ее кончине, а европейские колониальные чиновники описывали ее как «выдающуюся личность».
Последователи Мухумуза также несут ответственность за сохранение памяти о королеве Сонгоры Китами, а также за сохранение и передачу большей части истории древних Бусонгоры и Мпороро. Владение Ньябинги продолжает иметь место, в первую очередь затрагивая женщин, особенно в юго-западном регионе Уганды и северо-западном регионе Танзании.
Базирующееся на Ямайке правительство теократии Ньябинги, особняк растафари, было названо в честь движения сопротивления и системы духовных убеждений Ньябинги, возглавляемой Мухумуза. Ее последователи всегда отдают дань уважения Китами-кья-Ньявере как одному из древних жрецов Ньябинги. В музее Игонго в Уганде (Мбарара) представлена специальная экспозиция, посвященная Китами-кья-Ньявера, популярному среди растафарианцев и других людей, связанных с движением Ньябиньи.
Сегодня Хороро продолжают выступать за официальное признание Культурным учреждением Нкоре и правительством Уганды несправедливости, причиненной Мпороро, и требуют его восстановления со стороны колониальных властей, но не получили официального ответа. Многими противниками восстановления расширенного королевства Нкоро являются Бахороро, которые считают, что восстановление Нкоре на территории, по праву принадлежащей штатам Мпороро, несправедливо.
Язык
[ редактировать ]Люди бахороро говорят на диалекте нкоре-кига, называемом рухороро, и разделены на кланы, большинство из которых являются общими как с этническими группами нколе, так и с кига. Язык бахороро похож на язык рунянколе. [ 4 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бамуноба, Ю.К.; Б. Адукону (1979). Смерть в африканской жизни: концепция смерти в африканской жизни . ЮНЕСКО . п. 64. ИСБН 978-2-7087-0364-3 .
- ^ Дельм-Рэдклифф, К. (1905). «Обзоры и исследования в Уганде» . Географический журнал . 26 : 616–31. дои : 10.2307/1776070 . Проверено 9 января 2010 г.
- ^ Петна (24 апреля 2020 г.). «Культура Бахороро» . Петна . Проверено 3 февраля 2024 г.
- ^ «АФРИКА | 101 последнее племя — народ хороро» . www.101lasttribes.com . Проверено 3 февраля 2024 г.