Кига люди
Они учатся | |
---|---|
Общая численность населения | |
2,390,446 [1] [2] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
![]() | |
Языки | |
Учеба , английский | |
Религия | |
Христианство и религия кига | |
Родственные этнические группы | |
другие люди Рутара ( Баньянколе , Бафумбира , Баньяруанда , Баторо , Бахема , Баруули , Бвиси , Бахайя и Баньямбо ) |
Человек | В Киге |
---|---|
Люди | Эти Кига |
Язык | Ору Кига |
Страна | Бу Кига |
Народ кига , или абакига («люди гор») — банту, этническая группа проживающая на юго-западе Уганды и севере Руанды . [3] [4]
История
[ редактировать ]Доколониальный период
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( август 2015 г. ) |

Считается, что народ кига зародился в Руанде, как упоминается в одной из их народных песен - Abakiga twena tukuruga Rwanda, omu Byumba na Ruhenjere - это означает, что все мы, Бакига, он пришел из Руанды в Бьюмбе и Рухенджере (называемом Рухенджери в Руанде). . [5] [6] [7] И Бьюмба, и Рухенгери — руандийские города. Считается, что бакига являются потомками Кашьиги, которого позже стали называть Какига, сын Мбого, из небольшого королевства Бумбого в Руанде. Он сформировал нынешнюю общину бакига Кигези или Кигези в результате иммиграции. [5]
Считается, что до 1700 года нашей эры Руанда была оккупирована народом тва, а позже была оккупирована второй иммиграцией народа хуту, а третьей была тутси. Руанда была организована в виде небольших государств и вождеств, но под властью одного правителя по имени Мвами . Первоначально он был также известен как Омукама . [5] [8] Поэтому среди бакига правящего человека звали Мукама, что эквивалентно Мвами в других частях Руанды. [8]
Первоначально имя Мукама было не именем, а скорее титулом Правителя. Но позже это стало называться именем, относящимся к одному правящему человеку. В культуре бакига это имя позже было присвоено БОГУ как ГОСПОДЬ. У бакига имя Мукама не женское. Не так много бакига, которых зовут Мукама. Это имя было зарезервировано для использования в семье правящего клана Бамухуту, обладающего правом наследования. Если есть какой-либо человек, носящий имя Мукама , он должен быть Бамухуту, особенно Мунгура/Мвитира , или принадлежать к королевскому клану Бамухуту. [9] Даже в Руанде среди тутси, захвативших королевство после поражения Мбого, они не осмелились использовать имя Мукама, поскольку оно означало более фундаментальную власть, чем они предполагали. [10] Похожие имена могут быть такими, как Бьямукама, Кёмукама, Вомукама, Камукама, Баиномукама и так далее. Таким образом, титул короля в Руанде оставался Мвами (Омвами), тогда как в Рукиге (Королевстве Кига) продолжали использовать титул Мукама ( Омукама ). [9]
На первых этапах формирования Королевства Руанда крупными государствами были Бумбого, Буриза и Рукома. (Эти районы сохранили свои названия и расположены в центральной Руанде недалеко от столицы Кигали). Каждое из этих государств было представлено главой клана. Первым мвами был Мбого из небольшого штата Бумбого . В то время в Руанде проживали бок о бок этнические группы хуту, тутси и тва. Хотя эти три основные группы выделялись, их коренные кланы оставались ориентиром благодаря своим тотемам. Мбого, принадлежавший к клану Абунгура , сегодня известному как клан Абахитира , как полагают, был завоеван своим другом Киримой Абаньигинья (Цииримой) из клана . Кирима обвинил Мбого в плохом обращении с людьми, и Кирима пообещал, что он станет лучшим вождем, хотя он не мог претендовать на звание короля или Умвами. Считается, что Кирима добился прогресса, но его время продлилось недолго из-за первого вторжения в Буньоро, возглавляемого Ква I, сыном Ньябвонго. (Осталось проверить, является ли Ньябвонго тем же, что и Лабонго , первый король бабиито королевства Буньоро-Китара в Уганде.) [5]
До сих пор король Мбого не отождествляется ни с каким племенем, а скорее с кланом Абахитира (Абунгура). Он был очень стар и не хотел драться с Киримой. Его сын Кашьига (Какига) бежал на север, пытаясь перегруппироваться, чтобы вернуться и сражаться. [5] [8] Уход Какиги нанес серьезный урон штату Бумбого. Поскольку Какига сбежал с королевским барабаном Камухагамой, Кирима никогда не мог претендовать на звание короля. Недавно созданное королевство было захвачено сторонниками короля тутси Киримы. Но затем произошло первое из двух вторжений в Баньоро (народ Буньоро) под предводительством преемника Киримы Мукобанья. [5]
В истории Руанды Кирима известна как Сирима I Ругве . В отличие от классической хронологии, современные историки оспаривают, что его преемник Кигери I Мукобанья был его сыном. Они скорее настаивают на том, что он был сыном короля Бугесеры, королевства, расположенного к югу от Кигали и управляемого кланом Абахондого. Сийрима украл его жену, и предполагается, что она уже была беременна Мукобаней. [9] Уже во время правления Сиримы Мукобанья стал великим воином, потому что он смог аннексировать Бумбого, Буризу и Рукому, среди других, расширив территорию Руанды с нескольких холмов до большой территории. Во время своего правления он нанес сильное поражение могучей армии Баньоро, и ей пришлось уйти из Руанды. Они снова атаковали во время правления его преемника и победили его. Мукобанья был первым настоящим экспансионистским королем Руанды, но его принятие на пост короля, похоже, стало результатом его храбрости. [8]
В середине восемнадцатого века Руандийское королевство стало гораздо более централизованным. Он непрерывно расширялся, достигнув берегов озера Киву. Эта экспансия представляла собой сочетание военного завоевания с миграцией руандийского населения, распространяющего свои сельскохозяйственные методы и социальную организацию. Все эти факторы расширили политический контроль руандийского короля Мвами. Как только это было установлено, вдоль уязвимых границ были созданы лагеря воинов, чтобы предотвратить вторжения. Только против других хорошо развитых королевств, таких как Гисака, Бугесера и Бурунди, экспансия осуществлялась преимущественно силой оружия.
При монархии тутси кристаллизовался экономический дисбаланс между хуту и тутси, возник сложный политический дисбаланс, когда тутси сформировались в иерархию, в которой доминировал мвами или «король». К королю относились как к полубожественному существу, ответственному за процветание страны. Он принял священный барабан Калинга как символ короля. Он также вывешивал на Калинге гениталии побежденных врагов или мятежников. Этот подход позже определит отношения между тутси, хуту и народами тва. Первоначально хуту относились к знати. Они составляли 82–85% населения, в основном были богатыми и простыми. Но позже их заставили жить бедной крестьянской жизнью. С централизацией политической власти тутси взяли на себя управление, монополизировали все привилегии королей и стали называться мвами. До XIX века тутси обладали реальной военной мощью, а хуту обладали сверхъестественной силой.
Монархия тутси была парализована колонизацией через Германию, за которой последовала Бельгия. Его положил Грегуар Кайибанда незадолго до обретения Руандой независимости. Он основал политическую партию, известную как MDR-Parmehutu (Демократическое республиканское движение Пармехуту; по-французски: «Демократическое республиканское движение Пармехуту»). Кайибанда демократическим путем сверг монархию тутси Мвами Кигери V в 1961 году и назначил правительство хуту. После обретения независимости, в июле 1962 года, Кайибанда стал первым президентом Руанды. На всеобщих выборах в октябре 1963 года МДР Пармехуту получил все места в парламенте. В результате переворота в июле 1973 года Кайибанда был свергнут генерал-майором Жювеналем Хабиариманой, а партия Пармехуту была распущена. Хабиаримана был хуту из рода Абунгура (Абахитира). Говорят, что его отец эмигрировал в Руанду из племени бакига на юге Уганды. Он обосновался в северо-западной части Руанды, где Хабиаримана родился и вырос. Хабиаримана был убит преступным отрядом (это должно быть установлено судом), который выпустил ракеты по его самолету, что спровоцировало геноцид. Президент Поль Кагаме был обвинен Францией в этом преступлении. Кагаме — тутси, выросший в Уганде как беженец. Он из клана Абега, который составлял многие королевы-матери в династии Абаньигинья в Руанде. [11]
Возвращаясь к Бакиге, теперь ясно, что Какига был ответственен за формирование Королевства Кига, его кланов и подкланов, а также всех прямых потомков его детей. Каждый клан идентифицировался по тотему, а также по тому, что им запрещалось есть. Например, тотемом Ба-Мунгве был бушбок , и им было запрещено охотиться на него ради еды. [11] Все эти меры были предназначены для защиты, существования и благополучия кланов, поскольку они не конкурировали за одну и ту же еду. В племени Кига много кланов и подкланов, но основные из них: Ба-Мунгура (Царский клан, в котором должен был родиться Мукама), Ба-Мусиги (клан, который должен был держать оборону короля или мукамы), Ба-Мунгве, Ба-Киньягиро, Ба-Мугири, Ба-Мухуту, Ба-Мугера и Ба-Мугьесера, Ба-Мугейо. У каждого из этих кланов есть подкланы. [11]
Абукуру бекика представлял собой комитет старейшин, избранный кланом для установления правил и отправления правосудия. Если дело было особенно серьезным и в нем участвовало более одного клана, оно рассматривалось публично. справедливость . Председателем этого расширенного суда был избран Омукуру, в идеале мудрый старейшина, который знал обычаи и традиции своего народа и которому можно было доверять, чтобы дать справедливый совет и [5]
Какига, сын Мбого из штата Бумбого и из клана Абахитира (Абунгура), двинулся на запад и поселился в лесах Кагарамы, горах нынешней границы Руанды и Уганды в округе Кигези. Примерно в 1700 году Какига основал свою собственную общину и хотел основать новое королевство, но сначала хотел вернуться, чтобы сразиться с захватчиками Нёро. Какига узнал, что новая земля очень плодородна и имеет хорошую траву для скота. Вместе с его друзьями они заключили сделку, чтобы остаться. Они стали новой группой людей под названием Абакига или Бакига . [8] [11] [12]
Со временем население росло, и Какига захотел расширить свои поселения. Он начал отправлять группы на поиски и завоевания. Первую группу он направил на восток в части Карверу, где должна была завоевать группировка абасиги. Эта группа находилась под руководством Руандемы. Считалось, что это самая сильная группа, которая должна была сражаться с силами Анкоры. Руандема потеряла Королевский барабан. [9] [11] Поскольку Королевство не могло существовать без барабана, Руандема так и не осмелилась вернуться в Кагараму. Он остался в горах Карверу, и его группа вступила в брак с народом Анкоре. Это объясняет, почему большая часть абасиги проживает в этих частях региона. Это также объясняет, почему в языке рукига много разных акцентов, интонаций и написаний. [9]
Разгневавшись на своего отца Мбого, Какига приказал провести обязательное обрезание всех детей мужского пола. Многие не поддержали это, но он утверждал, что каждый Мунгура должен быть обрезан, и что короли тоже должны быть обрезаны. Вот почему Абунгура — единственный клан во всем племени кига, который подвергается обрезанию. Обрезание должно было быть совершено на одиннадцатом (11-м) году. Остальные бакига не делают обрезание из соображений культурных традиций. Но в наши дни некоторые принимают это по другим причинам, а не потому, что так надо. Какига также оставил Кига наследие системы именования. [5] Люди кига берут фамилию в честь своего деда или после смерти отца. [5] Вот почему очень сложно проследить происхождение бакига по фамилиям. Но среди разных кланов до сих пор придерживаются нормы отца-основателя. Например, Мбого мог быть сыном Румбого. Но в седьмом поколении Мубангизи мог быть сыном Мубанги. [8] В общем, в одной семье вращались одни и те же имена. Но в наши дни многие образованные бакига считают полезным использовать имена своих родителей, даже если они еще живы. Даже королевский клан так делает. Это разделение и восстание подчеркнут сложность сообщества кига, создав впечатление, будто в сообществе никогда не было политической системы. [8]
Основными факторами, которые привели к провалу формирования королевства Кига в полной мере, были, главным образом, отсутствие доверия и страха перед Какига, отсутствие достаточно сильной армии для успешного вторжения, внезапное процветание и открытие плодородных земель. земли. [11] Какига, хотя и потерял королевский барабан, продолжал быть сильным. Он послал еще одну группу для атаки дальше на север. Это была группа Абаромба и Абахимба. Они распространились на большую часть Муко, Рубанды и Киихи. Другие группы направились в Какоре и Мпаро, а затем проследовали в Ньякишени и Нярушанье. В этих областях мы до сих пор обнаруживаем смесь акцентов и интонаций анкоре и киньяруанда. Какига попытался сделать еще один барабан, но ему не удалось достать яички отважных врагов для его украшения. Он лишь заявил, что его сыновья и дочери не должны жениться ни на каком иностранце, потому что считал, что чистый король должен быть выходцем из Руанды.
Свой щит он сделал из шкур крупного рогатого скота. Он продвигал сельское хозяйство, и его инструментами были в основном панга, копье и мотыга. [11] Он любил борьбу, танцы, охоту и содержание скота. Наиболее распространенные фигуры из немногих известных членов королевской семьи Бунгура включают: Муханга (Мубанга), Рвабутаре, Камбоджи, Кабого, Катумба, Катамуджуна, Кахигьи, Бакунци, Мбого, Рвакасоле, Мунгура, Рвамбого. [8] [5] Абунгура, хотя их и немного, по-прежнему являются признанным королевским кланом племени кига, и большинство из них живут на окраинах города Кабале и до сих пор наслаждаются своим наследственным богатством. Они не богаты в строгом смысле этого слова. Они известны своей любовью к исследованиям и образованию. Бунгура также были известны своим жестким руководством, и иногда их называли высокомерными и агрессивными.
В жизни бакига было множество разнообразных событий, таких как взаимодействие с другими королевствами, религиями и многими другими культурами. Бакига очень гостеприимны и пользуются привилегией владения смешанным языком. Рукига, как язык, представляет собой сочетание акцентов и алфавитов Руанды, Анкоре, Торо, Буфумбира и суахили. [9] [13]
До того, как бакига узнали об исламе и христианстве , они верили в единого Бога. Бакига понимали Бога как творца, который не является ни мужчиной, ни женщиной, известного как Руханга . Бог также известен через многие атрибуты. Как верховного старейшину и правителя вселенной, его зовут Мукама. Когда он связан с силой Солнца, он Казуба-Ньямуханга. В аспекте того, кто заставляет вещи расти, его зовут Бихико. Многие бакига под влиянием христианства приняли «теофорические» имена. [14]
Хотя позже бакига будут классифицированы как хуту , первоначально они считали себя совершенно отдельным народом. В современной Руанде хуту на юге Руанды называют баньяндуга . [15] в то время как хуту на севере Руанды все вместе называются бакига . [16]
Колониальный период
[ редактировать ]Многие бакига все еще жили в Руанде во время европейской колонизации. Англо-германское соглашение, подписанное в Брюсселе 14 мая 1910 года, изменило часть границы между британскими и немецкими территориями, первоначально установленной договором 1890 года как параллель одного градуса южной широты. [11] Изменены были участки между точкой пересечения Конго и местом слияния рек Какитумба и Кагера, составляющие нынешнюю границу Руанды и Уганды, а также между местом соединения и вторым пересечением параллели одного градуса южной широты Кагерой, включая западный сегмент нынешняя граница Танзании и Уганды. Подробности окончательной делимитации и демаркации границы Руанды и Уганды между конголезским трипоинтом Сабинио и юго-западным ответвлением (Лубиризи) реки Тшинзинга (Мувогеро) приводятся в англо-германском протоколе, подписанном в Камвези 30 октября 1911 года. Таким образом, многие бакига де-факто стали угандийцами в 1911 году, когда были официально определены нынешние международные границы Уганды. [8] Бакига представляли собой одноклассовое общество, в котором не было королей, но которое было основано на кланах, родословных и семьях.
Общины бакига защищали свою независимость до тех пор, пока в результате сотрудничества немецких колониальных сил и королевских войск Мвами или Мукама на рубеже двадцатого века не удалось включить этот регион в состав руандийского колониального государства. Регион долгие годы оставался очагом недовольства центральной властью. Одно из самых сильных влияний на характер бакига оказал антицентристский культ Ньябинги. [5] [11]
После смерти руандийского короля Кигери IV Рвабугири в 1895 году одна из его жен по имени Мухумуза бежала в горы Кига и объявила антиколониальное восстание в 1911 году. В том же году она была схвачена, и ее сопротивление подхватил Ндунгуце . общепризнанный сын Мухумузы и Рвабугири. Ндунгуце был убит, хотя спорадические восстания возникали до прихода бельгийского правления после Первой мировой войны . [17] Условия для этих восстаний были созданы системой дани принудительного труда ( убаритва ), наложенной на бакига их новыми колониальными хозяевами. [18] PTW Бакстер отметил, что «кига могут гордиться тем, что они никогда, как народ, не были порабощены ни тутси , ни хима ». Однако, как это ни парадоксально, это сопротивление в значительной степени возглавлялось или вдохновлялось недовольными членами элиты тутси. [19]
Бакига стала одной из двух основных сил, наряду с напряженностью на уровне холмов между крестьянами хуту и вождями тутси, в формировании «социальной революции» 1959 года. В доколониальной системе землепользование контролировалось вождями, владевшими землей. ( баконде ) или контролируемый доступ к нему ( багерерва ). С наступлением колониального правления этих вождей формально заменили южные тутси и бакига, которые согласились работать на них. Однако старый порядок так и не был полностью уничтожен, что привело к напряженности между ними. В то время как старшие баконде жаждали возвращения к своему прежнему статусу, молодые поколения баконде смогли объединить свои претензии с требованиями антиколониального революционного движения тутси. [18]
Современная жизнь
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( август 2015 г. ) |

Когда британцы пришли в нынешний Кабале в 1908 году, они обнаружили фермеров и охотников, живущих без какой-либо центральной власти, поскольку они предпочитали существовать таким образом, не желая быть организованными так, как другие группы Руанды. [11] Со всех сторон происходили частые бои, грабежи и набеги, недавние эпидемии, голод и нашествие саранчи бросили вызов обществу. Кланов было очень много, и поэтому европейцы применили к кланам понятие племени, хотя для этого было мало оснований, поскольку бакига представляют собой множество очень различных клановых групп. [11] Хотя правящий класс Абахитира существовал и существует по сей день (Абунгура распался), в то время группы никак не были объединены и язык, на котором они говорили, представлял собой диалектическую вариацию руньянкоре, киньяруанда, кихороро и какого-то рода Кихая. Термин «бакига» можно перевести с киньяруанды как «горцы», и вначале он чаще всего использовался королевским кланом Абунгура, хотя в более позднее время к ним в основном обращались посторонние, и редко люди сами признают его целым племенем. [9] Со временем они стали частью местного сознания и сегодня широко известны как люди холмов. [8] [11] Однако они не возникли как отдельное племя, как другие крупные племенные группы в регионе.Бакига очень трудолюбивые и воинственные люди. Воинственный характер бакига затруднял проникновение колонизаторов в их культуру. Когда колонизаторы пришли в Кигези, они не могли повлиять ни на одного человека, так как еще не сформировали единого царства, потому что оно еще продолжалось. [11]
Поскольку спорадические попытки насильственного сопротивления Бакиги иностранному правлению часто формировались вокруг религиозных культов, вся традиционная религия была вынуждена уйти в подполье, чтобы угодить администрации. Коренные жители изначально думали, что принявший христианство потеряет способность рассуждать и станет идиотом. Они приравнивали христианство к колониализму, и когда они отказывались от одного, они чувствовали себя обязанными отвергнуть другое – или принять оба, если они приняли одно.
Взгляд на бакигу спустя 40 лет после обретения Угандой независимости создает впечатление, что в ней преобладает европейское влияние. Бакига составляют большинство христиан (мусульман немного) и резко разделены на католиков и протестантов, что сильно поляризует общины. Религия может определять профессиональные перспективы, а религиозные предпочтения сильно влияют на местные политические выборы. [13]
Бакига очень развиты. [5] Они любят все новое и наслаждаются жизнью. В древние времена им было чем восхищаться у колонистов, так это их образом жизни. Большинство бакига мечтают о хорошей и достойной жизни. Европейский образ жизни был для них идеальным образом. Помните, что состояние отрицания королевской власти все равно возникнет при попытке подражать светской жизни. Так что в Бакиге, доме в европейском стиле, восхищаются импортными предметами, а местные жители одеваются по-западному. [11] [9] Как и в большей части Уганды, люди крайне озабочены одеждой. «Выглядеть умно» — приоритет для каждого, кто может себе это позволить.
Сложные традиционные свадьбы бакига среди старшего поколения игнорировались всеми, кто мог позволить себе церемонию в западном стиле. Одежду брали напрокат, в этот район привозили музыкальное оборудование и генераторы, делали все возможное, чтобы подражать иностранным обычаям. Однако в последнее время большинство молодежи возвращается к своим культурным традициям. Традиционные свадебные церемонии проводятся чаще, чем раньше, все приходят одетые в одежду Кикига - Киньякоре, так как проводятся традиционные церемонии. [13] [9]
Следует также отметить, что Бакига, где бы они ни находились, имеют сильную солидарность, особенно среди молодежи.
На заседаниях районных советов используется английский, хотя все — Мукига, хотя это проблема всей страны. Родители, хорошо знающие английский язык, иногда прибегают к разговору на нем со своими детьми. Те, кто использует английский язык, должны быть образованными и успешными. [13]
Фесто Карвемера, уважаемый старейшина из Кабале, дает такой общий комментарий: «Принятие культуры Запада является результатом комплекса неполноценности, вызванного невежеством, исходящим из того факта, что именно они привносят цивилизацию на эту землю, и мы склонны предполагать, что что все, что они делают, — самое лучшее. Их образ жизни чист и привлекателен, а значит, позитивен, потому что никто не заботится о том, чтобы выяснить, как лучше всего мы можем модернизировать нашу культуру по-своему». [13]
Известные люди
[ редактировать ]Известные люди происхождения Кига включают:
- Кватси Алибарухо , первый афроамериканский руководитель полетов Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства .
- Дэвид Бахати , угандийский политик, член парламента от Восточной Ндорвы, который предложил закон, согласно которому угандийцы негетеросексуальной ориентации , а также те, кто не сообщает о них властям, будут повешены .
- Генри Баньензаки , угандийский политик, член парламента от Рубанды Вест и министр экономического мониторинга.
- Мондо Кагоньера , угандийский политик, ветеринар, академик и администратор университета. Бывший ректор Университета Макерере.
- Энн Кансиме , угандийская комедийная актриса, актриса и артистка.
- Джордж Канейхамба , бывший судья Верховного суда Уганды
- Фесто Кивенгере , бывший англиканский епископ и критик режима диктатора Иди Амина . Его могила в соборе Святого Петра в Ругараме в районе Кабале почитается многими англиканскими народами кига.
- Амама Мбабази , бывший премьер-министр Уганды и нынешний генеральный секретарь правящей партии Движение национального сопротивления , бывший министр безопасности и государственный министр обороны.
- Хоуп Мвесигье , угандийский политик, бывший министр сельского хозяйства Уганды.
- Рухакана Ругунда , бывший постоянный представитель Уганды при ООН и первый председатель ООН Совета Безопасности , бывший министр здравоохранения, ныне премьер-министр.
- Рутамирика , бывший угандийский актер, драматург, продюсер и автор-исполнитель.
- Эммануэль Тумусииме-Мутебиле , экономист и банкир, бывший управляющий Центрального банка Уганды
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Уганда» . Всемирный справочник меньшинств и коренных народов .
- ^ Статистическое бюро Уганды. «Национальная перепись населения и жилищного фонда 2014 года — Основной отчет» (PDF) .
- ^ «АФРИКА | 101 последнее племя — народ бакига» . www.101lasttribes.com . Проверено 12 января 2024 г.
- ^ «Как Бакига мигрировал из Руанды в Кабале» . Монитор . 09.01.2021 . Проверено 23 января 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л «Как Бакига мигрировал из Руанды в Кабале» . Ежедневный монитор . Проверено 30 мая 2020 г.
- ^ «Читайте об уникальном племени бакига Западной Уганды — The East African Watch» . 22 сентября 2022 г. Проверено 12 января 2024 г.
- ^ «БАКИГА | Путеводитель по Уганде» . 06.08.2014 . Проверено 4 февраля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Узойгве, Дж.Н.; Денун, Дональд (1975). «История Кигези на юго-западе Уганды». Международный журнал африканских исторических исследований . 8:16 . дои : 10.2307/217613 . JSTOR 217613 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я «Традиционная община бакига» . www.vbbultd.org . Проверено 30 мая 2020 г.
- ^ НТОЗИ, Джеймс П.М.; КАБЕРА, Джон (04 ноября 2013 г.). «Схемы браков в Анколе, юго-запад Уганды» . Исследования народонаселения Африки . 3 . дои : 10.11564/3-0-429 . ISSN 2308-7854 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Турьяхикайя-Ругьема, Бенони. (1983). История бакига на юго-западе Уганды и севере Руанды ок. 15.00-19.30 . унив. Микрофильмы. OCLC 631234127 .
- ^ «БАКИГА | Путеводитель по Уганде» . 06.08.2014 . Проверено 12 января 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «Возвращение к истокам: миллениалы соединяются с традициями на 4-м фестивале Бакига» . Онлайн-новости Уганды и восточноафриканского региона — SoftPower News . 30 мая 2018 г. Проверено 30 мая 2020 г.
- ^ Проект, Джошуа. «Бакига в Уганде» . joshuaproject.net . Проверено 12 января 2024 г.
- ^ Мамдани, с. 70
- ^ Мамдани, с. 107
- ^ Мамдани, с. 72
- ^ Jump up to: а б Мамдани, с. 108
- ^ Мамдани, стр. 72-73
Соответствующая литература
[ редактировать ]- Рутанга, Муриндва и отец Винсент Каньонза. 2021. Эпистемология и политика в пресловутых именах в доколониальном регионе Великих озер. Фрэнсис Б. Ньямнджо, Патрик Нвосу, Хасан М. Йосимбом, ред. Быть и становиться африканцем как постоянная незавершенная работа: вдохновение из пословиц Чинуа Ачебе, стр. 379–412. Общая инициативная группа исследований и публикаций Langaa.