я люди
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июль 2023 г. ) |
Народ ик — этническая группа или племя, проживающее на северо-востоке Уганды , недалеко от границы с Кенией. В основном они занимаются натуральным хозяйством , большинство ик живут в небольших клановых деревнях, или одоксах , в районе горы Морунголе в районе Каабонг . Их население оценивается от 10 000 до 15 000 человек. [1]
Слово Ик означает «глава миграции»; Местные жители традиционно полагают, что они были одними из первых поселенцев региона из Кении. [2] В 1972 году они стали предметом спорной книги антрополога Колина Тернбулла «Горные люди», в которой они были описаны как традиционно кочевые охотники-собиратели . По словам Тернбулла, ик перешли к земледелию в середине 20 века из-за обширных набегов соседних групп, а также создания заповедников на их историческом ареале. [3]
В 1985 году лингвист Бернд Гейне оспорил утверждения Тернбулла. Его анализ языка ик и традиционных праздников обнаружил многочисленные ссылки на сельское хозяйство, что позволяет предположить, что они были историческими фермерами, которые дополнительно охотились и добывали пищу. Это было подтверждено рассказами старейшин, которые отрицали какую-либо известную историю кочевого образа жизни. [4]
Язык ик входит в кулякскую подгруппу нило-сахарских языков . Известные традиции включают itówé-és («благословение семян»), трехдневный фестиваль, отмечающий начало сельскохозяйственного года, и ipéyé-és, ритуал достижения совершеннолетия, во время которого молодые люди должны чисто зарезать козла. с копьем. Ик преимущественно христиане . [4]
Ик, как и другие угандийские племена, подверглись принудительному выселению с земель своих предков без компенсации. [5] Они продолжают сталкиваться с многочисленными проблемами из-за своей небольшой численности населения и изоляции. Дорожная система в сельской местности Каабонга плохая, а доступ к образованию и медицинскому обслуживанию ограничен: в 2016 году только один студент Ик закончил программу O-level. [6] В 2016 году Хиллари Локванг стала первым членом племени, избранным в парламент ; однако они по-прежнему остаются политически маргинализированными. Из-за своей зависимости от сельского хозяйства они уязвимы к засухе и голоду. [7] Некоторые считают, что это племя находится под угрозой исчезновения. [8]
и Сообщества культура
Ик разделены на кланы по отцовской линии, из которых Гейне в 1985 году отметил двенадцать. Кланы возглавляет Джакама Аваэ, должность, передаваемая по наследству. [7] Заключаются браки между членами разных кланов; в этих случаях, по мнению Гейне, женщины сохраняют свою первородную родовую принадлежность, а их дети рождаются членами отцовского рода. Кланы живут в небольших, окруженных стеной деревнях, известных как одоки или асаки . [4] Деревни Ик могут посещать туристы. [9]
Ритуалы [ править ]
В культуре Ик известны ритуалы, наиболее значимыми из которых являются ипее-эс и тасапет. Оба считаются правом перехода и практикуются только мужчинами: ипейе-эс отмечает начало взросления, а тасапет - посвящение в старость. В ипее-эс молодые люди должны мгновенно зарезать козла, используя копье, которое не может проникнуть в другую сторону тела козла. Тасапет не может быть выполнен мужчиной, пока через него не пройдут все его старшие братья. Как только это произойдет, его побреют налысо и отправят жить в кусты на месяц, а также зарезать быка. Мужчины, выполнившие тасапет, считаются высшими членами Ик: без их согласия не могут быть приняты никакие решения, и они имеют право на уважение со стороны младших. По состоянию на 1985 год эта традиция может оказаться под угрозой из-за затрат на закупку скота у соседних групп. [4]
Брак [ править ]
Брак обычно заключается между семьями, и решение о помолвке может быть принято, когда невесте исполнится от семи до десяти лет. Ожидается, что семья жениха заплатит выкуп за невесту ; жених обязан какое-то время работать в семье невесты. Первая церемония бракосочетания называется цан-эс, во время которой обрученных натирают маслом. Затем жених бросает копье в дерево, чтобы проверить свои способности охотника. После этого ожидается, что невеста будет готовить и выполнять домашние обязанности для клана жениха, а они оценивают ее способность интегрироваться в них. Во время второй церемонии семья жениха посещает невесту, принося скот и зерно. Их приветствуют пивом и обсуждают любые оставшиеся проблемы между двумя семьями. Через несколько дней торжества невеста возвращается с семьей жениха. Ожидается, что на последующих церемониях жених будет предлагать еду или пиво другим членам клана, чтобы помочь молодоженам интегрироваться в общество. [4]
Праздники [ править ]
Гейне отметил в своем отчете три главных праздника, самый важный из которых — itówé-és , или «благословение семян». Праздник отмечается в течение трех дней, обычно в январе, и знаменует начало сельскохозяйственного сезона. В первый день праздника сажают священное дерево, и люди приносят под него свои семена для благословения, включая танцы вокруг дерева. Пиво варится, и на следующее утро старейшины пробуют его, после чего его пьют. Ни один человек не может пить, пока все старшие члены племени не сделают это первыми. Джибер-ика мεс, или «пиво топоров», — второй по значимости праздник Ик. Пиво варят отдельные семьи и привозят в ди, место встречи старейшин, вместе со всеми их сельскохозяйственными инструментами. Пиво пьют, а затем окропляют инструменты, чтобы благословить их. Обычно его отмечают в ноябре или декабре. Инумум-έс , или «открытие урожая», отмечается примерно в августе. Собранное зерно готовят совместно и едят мужчины на ферме. Из. [4]
Щедрость [ править ]
Тернбулла 1972 года В этнографии ик описываются как «недружелюбные, немилосердные, негостеприимные и в целом подлые, какими могут быть любые люди». Такое восприятие Ик нашло отражение в других публикациях, в том числе в The New York Times, которая описала Ик как «преследующий цветок зла». о XXI веке Однако в докладе Кэтрин Таунсенд из Университета Бэйлора эти утверждения полностью опровергаются. С помощью игры «Диктатор» , обычного антропологического теста, ик продемонстрировали щедрость наравне с большинством других культур. Ик верят в духов природы, называемых кивика, которые вознаграждают за щедрость. По словам Таунсенда, восприятие Ик Тернбуллом могло быть отчасти связано с голодом, который группа переживала в то время. [10]
Обычно мирный народ, Ик часто подвергается набегам со стороны соседних племен. У них есть ритуальный танец, в котором они тренируются реагировать на нападение, в котором мужчины защищают деревню, а женщины помогают отводить детей в укромные позиции, а также ухаживают за ранеными. [10]
Средства к существованию [ править ]
Ик в основном занимаются натуральным хозяйством. Их основные культуры включают сорго , просо , кукурузу и табак . Их рацион дополняется охотой, а также сбором определенных продуктов, включая мед , различные фрукты и белых муравьев, известных как дандж. Они могут торговать с соседними группами такими продуктами, как крупный рогатый скот. Известно, что ик варят пиво , и этот напиток играет важную роль в некоторых их традициях. [7]
Горные люди [ править ]
В 1972 году антрополог Колин Тернбулл опубликовал этнографию об ик, горных людях . Исследование представляет собой изучение культуры/практики ик на основе информации, которую он собрал во время исследования 1965–66 годов. Он изображает Ик как народ, вынужденный к индивидуализму, чтобы выжить. Хотя Ик считает непроизводительных людей, таких как пожилые и немощные, обузой для общества, несколько оставшихся пожилых Ик используются в качестве источников для его описаний бывшего общества Ик (включая практики охотников-собирателей, брак, деторождение, ритуалы смерти). /табу, религиозные/духовные убеждения и другие аспекты). Хотя их быстро развивающаяся культура быстро устарела, большая часть исследований была сосредоточена на нынешнем состоянии народа ик во время сильного голода во время засухи. [11]
На языке Ик:
Арчи Такер, английский лингвист, принял приглашение определить источник(и) этого необычного языка, но понял, что это не суданский язык или язык банту. Арчи установил, что ближайший язык — классический египетский Среднего царства. – Горные люди, Гл. 2, с. 35.
Тернбулл стал активно сотрудничать с народом Ик, записывая свой ужас по поводу многих событий, свидетелем которых он стал, таких как их пренебрежение семейными узами... что привело к смерти детей и стариков от голода. Он тепло пишет о некоторых Ик и описывает свои «ошибочные» попытки дать еду и воду тем, кто слишком слаб, чтобы заниматься сельским хозяйством / добывать фураж, и охранять их, чтобы не дать другим украсть еду. Тернбулл делится этим опытом, чтобы поднять вопросы, касающиеся основной человеческой природы, и постоянно ссылается на западные концепции «доброты» и «добродетели», оставленные в любой период, когда у людей нет ничего, кроме потребности выжить (устанавливая параллели с индивидуализмом западного общества). Время, проведенное с Ик, разозлило Тернбулла и усугубило его врожденную меланхолию, однако он посвятил свою работу «Ик, которого я научился не ненавидеть».
Критика [ править ]
Исследование Тернбулла вызывает споры среди других исследователей, которые ставят под сомнение точность многих «ярких» заявлений его испытуемых. В свою защиту Тернбулл неоднократно упоминает о «врожденной склонности вводить жителей Запада в заблуждение» в характере своих подданных. Бернд Хейне приводит эти примеры 1983 года в подтверждение своих утверждений о том, что методы и выводы Тернбулла 1966 года ошибочны: [4]
- Факты указывают на то, что Тернбулл обладал ограниченными знаниями о быстро развивающемся языке и традициях ик и практически не знал флоры и фауны региона. Согласно многим источникам, он неверно представил ик как «охотников-собирателей, превращающихся в земледельцев». Однако лингвистические и культурные данные позволяют предположить, что ик занимались земледелием задолго до того, как они были изгнаны со своих охотничьих/собирательских земель после образования национального парка Кидепо ... это уникальное событие, как утверждают ик, вынудило их стать фермерами.
- Придавая достоверность его утверждениям об их неспособности отличить реальность от фантазии, некоторые из информаторов Тернбулла являются людьми Дидинга, утверждающими, что они Ик. Ломея, переводчиком Тернбулла на диалект ик, был Diding'a, и, по словам информаторов лингвиста Бернда Гейне (исследовавшего быстро развивающийся ик в 1983 году), говорил на ломаной форме ик. Более того, половину из шести деревень, изученных Тернбуллом, возглавляли не-Ики.
- Утверждение Тернбулла о том, что Ик украл скот, а затем «вел двойную сделку», продавая жертвам тщательно продуманную ложь о ворах, не подтверждается [«по общему признанию «весьма оптимистичным»»] отчетами главы округа Додот, а также отчетами 1963–1969 годов. записи Администратора в Морото. По мнению многих ученых, файлы и отчеты предполагают, что наибольшее количество набегов скота произошло в некоторых частях округа Додот, но ни в одном из этих документов не упоминается об набегах скота Иком, ведущие эксперты приходят к выводу, что любые африканские методы ведения учета имеют тенденцию к стилизованные вымыслы, а не какое-либо сходство с западными методами фактического учета.
- Заявление Тернбулла 1965 года о том, что «частые и энергичные немоногамные сексуальные действия распространены среди Ик», противоречит заявлениям информаторов, у которых взял интервью житель Запада Бернд Гейне в 1983 году. Вопреки всем реальным шансам, «Ик» сообщил, что в течение двух лет Тернбулл Остался в Пирре лишь один случай немоногамной сексуальной активности. Гейне пишет: «С энтузиазмом качая головами, старейшины Ик утверждают, что в устных традициях нет абсолютно никаких указаний на то, что прелюбодеев сжигали на костре». И все же работа Тернбулла ясно и неоднократно выражает сомнение в достоверности его источников.
- Вновь проверяя скорость быстро развивающейся культуры, западный гейне добавляет: «...отчет Тернбулла о культуре Ик в 1966 году оказался в противоречии с большинством более поздних наблюдений... до такой степени, что временами я находился под такое впечатление, что я имел дело с разными людьми».
Гейне поддержал вывод Т. О. Бейдельмана. [12]
Эту книгу невозможно обсуждать в каких-либо правильных социологических терминах, поскольку нам предоставлены лишь обрывки данных. Это не исследование Ик, а автобиографический портрет автора, использующего Ик в качестве средства выражения своих чувств и опыта в этой области.
По его мнению, Тернбулл заявил, что, поскольку общество Ик самоуничтожалось, их спасителями стали отдельные племена. Следовательно, в середине 1960-х годов Тернбулл предложил правительству Уганды схему переселения случайных членов племени «не более десяти человек в каждой переселяемой группе», чтобы смягчить тенденцию Ик к отчуждению своих соседей. [13]
ссылки Культурные
Книга Тернбулла предоставила материал для пьесы «Ик» и Колина Хиггинса Денниса Кэннана 1975 года . [14] [15] режиссёр Питер Брук . Премьера спектакля состоялась в Париже в 1975 году, [16] и был произведен в Лондоне в 1976 году Королевской шекспировской компанией . Группа гастролировала по Соединенным Штатам в 1976 году в качестве подарка к двухсотлетнему юбилею от французских налогоплательщиков.
Врач и поэт Льюис Томас написал эссе «Ик», которое Севин Солинг прочитал в детстве и положил начало документальному фильму «Икланд» (2011). Он был произведен в середине 2000-х годов компанией Spectacle Films , режиссерами выступили Солинг и Дэвид Хилберт. В фильме народ Ик изображен в позитивном свете, показывая, как легко с ними подружиться, как они выживают и живут семьями, их музыку и танцы, а также их способность вступать в актерские роли. Документальный фильм завершается тем, что члены племени имитируют постановку « Рождественской песни» Чарльза Диккенса как западную метафору «искупления».
Ссылки [ править ]
- ^ Полли (15 мая 2019 г.). «Племя ик — племена и культура Уганды, племена близ Кидепо» . Национальный парк долины Кидепо . Проверено 12 февраля 2024 г.
- ^ Мусасизи, Саймон (08 октября 2013 г.). «Познакомьтесь с Ик, коренным племенем Карамоджи, находящимся на грани исчезновения» . The Observer – Уганда . Проверено 7 июля 2023 г.
- ^ «В гостях у племени Ик — горного народа Уганды» . Сафари по дикой природе Кабиза . 29 декабря 2023 г. Проверено 12 февраля 2024 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Гейне, Бернд (1985). «Горные люди: некоторые заметки об ике северо-восточной Уганды». Африка: Журнал Международного африканского института . 55 (1): 3–16. дои : 10.2307/1159836 . JSTOR 1159836 . S2CID 143368170 .
- ^ «Уганда – IWGIA – Международная рабочая группа по делам коренных народов» . www.iwgia.org . Проверено 7 июля 2023 г.
- ^ Независимый, The (28 августа 2020 г.). «Образование расстраивает кандидатов в депутаты среди общины Ик» . Независимая Уганда . Проверено 7 июля 2023 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Ик/Теус Уганды» . Молитесь, Африка . Проверено 9 июля 2023 г.
- ^ «Уганда: Находящееся под угрозой исчезновения племя возлагает надежду на новичка-депутата» . www.aa.com.tr. Проверено 7 июля 2023 г.
- ^ «В гостях у племени Ик — горного народа Уганды» . Сафари по дикой природе Кабиза . 18 августа 2022 г. Проверено 9 июля 2023 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Почему народ Ик считали эгоистичным и противным? | Эон Очерки» . Эон . Проверено 8 июля 2023 г.
- ^ Тернбулл, Колин М. Горные люди . Нью-Йорк: Саймон и Шустер, 1972. ISBN 0671217240 .
- ^ Бейдельман, К.О. (1973). «Рецензируемая работа: Горные люди, Колин М. Тернбулл». Африка: Журнал Международного африканского института . 43 (2): 170–171. дои : 10.2307/1159341 . JSTOR 1159341 . S2CID 147480591 .
- ^ Найт, Джон (1994). « Горные люди» как племенное зеркало». Антропология сегодня . 10 (6): 1–3. дои : 10.2307/2783153 . JSTOR 2783153 .
- ^ Тернбулл, Колин (1 января 1976 г.). «Ответы Тернбулла». ДОЖДЬ (16): 4–6. дои : 10.2307/3031968 . JSTOR 3031968 .
- ^ Хиггинс, Колин и Кэннан, Деннис. Ик . 1985. ISBN 0871293064
- ^ Биография Колина Хиггинса . Bookrags.com. 02.11.2010 . Проверено 06 августа 2016 г.
Внешние ссылки [ править ]
- Рецензия на «Горные люди»
- Научная статья 2000 г. «Возвращение к горным людям».
- Запись в блоге «Познакомьтесь с находящимся под угрозой исчезновения племенем Ик на горе Морунголе»
- Очерк на испанском языке, 2019 г., на Ik
- Подкаст BBC Radio 4 «На обочине», 28 минут «Мэттью Сайед исследует работу скандального антрополога Колина Тернбулла, который утверждал, что открыл «самых эгоистичных людей на земле» [народ ик]».