Jump to content

Религия в Анголе

Религия в Анголе (перепись 2014 г.) [1]

  Другое (9%)
  Нет (12%)
Собор Богоматери Лекарственных средств в Луанде .

Религия в Анголе разнообразна, христианство . наиболее широко исповедуемой религией является [2] 2023 года Опрос Afrobarometer показал, что 38% идентифицировали себя как католики, а 39% идентифицировали себя как протестанты, евангелисты, методисты, англиканцы, баптисты, лютеране, пресвитериане, меннониты, представители Церкви Христа и адвентисты седьмого дня. [3]

С момента обретения независимости возникли многочисленные пятидесятнические, евангелические и другие общины, наиболее важной из которых является Universal do Reino de Deus бразильского Igreja происхождения. Существуют две синкретические «африканские христианские» церкви: кимбангисты , берущие свое начало на территории современной Демократической Республики Конго , и коренная токоистская вера. Существует также небольшое мусульманское меньшинство , состоящее из иммигрантов- суннитов из различных африканских и других стран, которые не образуют общины. Некоторые ангольцы - в основном в отдаленных сельских общинах - в настоящее время исповедуют африканские традиционные религии, но традиционные верования сохраняются среди значительной части тех, кто стал христианами.

Религия правительство и

Отношение ангольского режима к религии было непоследовательным. [4] марксизму к Приверженность МПЛА - ленинизму в 1977–1991 годах означала, что ее отношение к религии, по крайней мере официально, соответствовало в тот период позиции традиционных советских марксистско-ленинских догм, которые в целом характеризовали религию как устаревшую и не имеющую отношения строительство нового общества. [4] Правительство также рассматривало религию как инструмент колониализма из-за тесной связи Римско-католической церкви с португальцами. [4] Более того, поскольку членство в партии было путем к влиянию, партийные лидеры и многие из ее кадров, скорее всего, не имели официальных религиозных обязательств или, по крайней мере, отрицали их наличие (хотя большинство лидеров Анголы в 1980-х годах имели образование в Католические, баптистские , методистские или конгрегационалистские миссионерские школы). [4] Тем не менее, правительство признало преобладание религии в ангольском обществе и официально признало равенство всех религий, терпя религиозные обряды до тех пор, пока церкви ограничивались духовными вопросами. [4] Однако государство установило определенный особый контроль над религиозными организациями и было готово действовать быстро, когда чувствовало, что действия конкретной группы бросают ему вызов. [4] Так, в начале 1978 года Политбюро МПЛА распорядилось о регистрации «законных» церквей и религиозных организаций. [4] в «Национальном институте по делам религии», созданном в рамках Министерства культуры. [ нужна ссылка ] Хотя иностранным священникам и миссионерам было разрешено оставаться в стране, а религиозные группы или церкви могли получать товары из-за границы, дальнейшее строительство новых церквей без разрешения было запрещено. [4]

В конце 1970-х годов разгорелся конфликт между правительством и Римско-католической церковью. [4] Анголы В декабре 1977 года епископы трех архиепархий , собравшись в Лубанго, подготовили проект пастырского послания, которое впоследствии было зачитано всем церквям, заявившим о частых нарушениях религиозной свободы . [4] Их самая конкретная претензия заключалась в том, что создание единой системы образования игнорировало права родителей. [4] правительства Они также возражали против систематической атеистической пропаганды и прекращения работы церковной радиостанции в 1976 году. [4] В ответ на обвинения правительства во вмешательстве в дела религии президент Нето в январе 1978 года издал указ, в котором говорилось, что существует полное разделение между церковью и религиозными учреждениями. [4] Кроме того, газета Jornal de Angola опубликовала нападки на епископов, обвинив их в том, что они ставят под сомнение целостность революционного процесса в Анголе. [4]

Исход конфликта имел последствия как для протестантских церквей, так и для Римско-католической церкви. [4] По сути, правительство ясно дало понять, что религиозные учреждения должны подчиняться постановлениям правительства и партии по нерелигиозным вопросам. [4]

В конце 1980-х годов в политике правительства в отношении религии произошли небольшие изменения. [4] Президент и другие члены правительственной и партийной элиты, признав, что политическая оппозиция не сплотилась вокруг религиозных лидеров, стали меньше бояться религиозной оппозиции и, следовательно, стали более терпимыми к религиозным группам в целом. [4] Единственным исключением была «Церковь Господа нашего Иисуса Христа в мире», независимая христианская секта, основанная в 1949 году Симау Токо (также пишется Симау Токо). [4] Токо, протестант из провинции Уиже, создал секту по образцу кимбангистского движения (не путать с традиционными практиками кимбанды , возникшими в Бельгийском Конго в 1920-х годах). [4] Правительство особенно подозрительно относилось к токоистам из-за их сильной поддержки в провинции Бенгела, большинство жителей которой составляли Овимбунду, основные сторонники УНИТА. [4] Токоисты также участвовали в беспорядках в районе Катете провинции Бенго и в Луанде в конце 1986 года, а также напали на тюрьму в Луанде в 1987 году, пытаясь освободить единоверцев, арестованных во время беспорядков 1986 года. [4] В результате правительство запретило секту, заявив, что ее члены использовали религию для нападения на государство и, следовательно, утратили свою легитимность. [4] Однако впоследствии, в рамках общего смягчения своей политики в отношении религии, правительство смягчило свою позицию в отношении секты и в марте 1988 года объявило ее законной религией. [4] Тем временем этот вопрос стал менее актуальным, поскольку религиозные общины - в основном пятидесятнические (такие как Вселенская церковь Царства Божьего ) - быстро росли по всей стране, в основном в Луанде и других важных городах, часто под влиянием Бразилии. [ нужна ссылка ]

Ситуация существенно изменилась, когда МПЛА отказалось от марксизма-ленинизма в 1991 году и приняло конституцию, предусматривающую многопартийную демократию (хотя и в крайне президентской версии). Ограничения на свободу вероисповедания были практически отменены, как и обязательство подчиняться директивам МПЛА. Однако правительство, в котором по-прежнему доминирует МПЛА, особенно после парламентских выборов 2008 года , осуществляет определенный мониторинг религиозных общин через Национальный институт религии. Этот институт, в настоящее время возглавляемый бывшим католическим священником, ведет реестр всех религиозных общин (в 2011 году их было более 1000), выборочно объявляет официальные признания, которые подразумевают определенную меру признания и поддержки, и поддерживает постоянный диалог с наиболее важными общинами. сообщества. [ нужна ссылка ]

Веры [ править ]

Христианство [ править ]

Римско -католическая церковь в Луанде

Религиозную принадлежность в Анголе было трудно определить, поскольку многие из тех, кто заявлял о принадлежности к определенной христианской конфессии, также разделяли представления о естественном и сверхъестественном порядке, характерном для местных религиозных систем. [5] Иногда христианская сфера жизни общины была институционально отделена от коренной сферы. [5] В других случаях местное значение и практика христианства были изменены местными образцами верований и обычаев. [5]

Хотя в колониальную эпоху римско-католические миссии в основном комплектовались непортугальцами, соответствующие законы и соглашения предусматривали, что иностранные миссионеры могли быть допущены только с одобрения португальского правительства и Ватикана и при условии, что они будут интегрированы с португальскими миссионерами. организация. [5] Иностранные римско-католические миссионеры должны были отказаться от законов своей страны, подчиниться португальским законам и предоставить доказательства своей способности правильно говорить и писать на португальском языке. [5] Миссионерская деятельность была передана в ведение португальских священников. [5] Все это соответствовало Колониальному закону 1930 года, который выдвигал точку зрения, согласно которой португальские католические миссии за границей были «инструментами цивилизации и национального влияния». [5] В 1940 году образование африканцев было объявлено исключительной обязанностью миссионерского персонала. [5] Вся церковная деятельность, включая образование, должна была субсидироваться государством. [5] На самом деле протестантским миссиям было разрешено заниматься образовательной деятельностью, но без субсидий и при условии, что языком обучения будет португальский. [5]

Важные протестантские миссии, действовавшие в 1960-е годы (или их предшественники), прибыли в Анголу в конце девятнадцатого века и, следовательно, действовали до того, как португальцам удалось установить контроль над всей территорией. [5] Таким образом, на их ранние годы политика и практика Португалии мало повлияли. [5] До создания Нового государства (Estado Novo) в Португалии в 1926 году власти следили за протестантскими миссиями, но не проявляли к ним особой враждебности. [5] Однако поселенцы и местные администраторы часто были настроены враждебно, поскольку протестантские миссионеры, как правило, защищали тех, кого они считали своими подопечными. [5] В те первые годы и позже протестантские миссионеры были не только евангелистами, но также учителями, целителями и консультантами – возможно, все это в отцовской манере, но таким образом, что предполагало более продолжительный контакт с африканцами, чем это было характерно для римско-католических миссионеров и местных жителей. администраторы. [5]

Протестантские миссионеры работали над изучением местных языков, отчасти для того, чтобы лучше общаться с теми, кто находился в их миссионерской сфере, но, прежде всего, для того, чтобы перевести Ветхий Завет и Новый Завет на африканские языки. Протестантские миссионеры гораздо чаще, чем администраторы и поселенцы, знали местный язык. Римско-католические миссионеры не уделяли такого же внимания переводу Библии и, за некоторыми исключениями, не уделяли особого внимания изучению языка банту.

Поскольку конкретные протестантские конфессии были связаны с определенными этническими общинами, структура религиозной организации была связана со структурой этих общин. [5] Эта связь была частично вызвана тенденцией целых общин обращаться к разнообразию протестантизма, предлагаемому на местном уровне. [5] Обращение отдельных людей было редким. Те люди, которые не стали христианами, оставались в большей или меньшей степени приверженцами туземной системы; Если жители определенной местности не мигрировали в один из крупных городов, у них не было возможности принять другой вид христианства. [5] Те члены общины, которые еще не стали христианами, были связаны родством и близостью с теми людьми, которые стали христианами. [5] С одной стороны, местные модели социальных отношений повлияли на церковную организацию; с другой стороны, присутствие христиан в общине в разной степени влияло на местную культуру. [5] Христиане, которые могли цитировать Священное Писание на местном языке, добавляли к нему фразы, которые подхватывали другие, а атрибуты христианского Бога в интерпретации конкретной конфессии иногда привязывались к высшему богу местной религиозной системы и обычно делали это божество более заметным. чем раньше. [5]

Вовлеченность протестантских церквей в языки своих миссионерских территорий, их медицинская и другая благотворительная деятельность, а также их способность адаптироваться к местным структурам или (в случае методистов среди Мбунду) случайно соответствовать им, дали протестантам много большее влияние, чем можно было бы предположить по их цифрам. [5] Например, лидеры трех крупнейших националистических движений 1970-х годов — МПЛА, УНИТА и ФНЛА — были воспитаны как протестанты, и многие другие участники этих движений также были протестантами, даже если их приверженность, возможно, со временем уменьшилась. [5]

Оценки количества католиков в Анголе различались. [5] Один источник утверждал, что около 55 процентов населения в 1985 году были католиками; другой оценивает эту долю в 1987 году как 68 процентов. [5] Большинство католиков проживало в западной Анголе не только потому, что эта часть страны была наиболее густонаселенной, но и потому, что проникновение португальцев во внутренние районы произошло сравнительно недавно, и римско-католические миссионеры, как правило, следовали за флагом. [5] До обретения независимости самой густонаселенной римско-католической территорией была провинция Кабинда, где большинство населения составляли баконго. [5] Баконго в собственно Анголе не были столь сильно католиками, и протестантизм был там очень влиятельным. [5] Значительная часть католиков была среди мбунду в провинциях Луанда и Северная Кванза. [5] Менее католическими были провинции Бенгела и Уамбо, населенные Овимбунду, хотя, по оценкам, город Уамбо на две трети населен католиками. [5] В южных и восточных округах доля католиков значительно снизилась. [5]

В конце 1980-х годов доля протестантов в населении Анголы оценивалась в 10–20 процентов. [5] Большинство из них, предположительно, были африканцами, хотя некоторые метисы могли быть связаны с той или иной протестантской церковью. [5]

Правительство признало одиннадцать протестантских конфессий: Ассамблею Бога , Баптистскую конвенцию Анголы, Баптистскую евангелическую церковь Анголы, Евангелическую конгрегационалистскую церковь Анголы , Евангелическую церковь Анголы , Евангелическую церковь Юго-Западной Анголы, Церковь Господа нашего. Церковь Иисуса Христа в мире (кимбангистская), Реформатская евангелическая церковь в Анголе , Церковь адвентистов седьмого дня Анголы, Союз евангелических церквей Анголы и Объединенная методистская церковь Анголы. [5]

В конце 1980-х годов статистика христианских предпочтений среди этнических групп была недоступна, но пропорции, рассчитанные по переписи 1960 года, вероятно, существенно не изменились. [5] Согласно переписи 1960 года, около 21 процента овимбунду были протестантами, но более поздние оценки показывают меньший процент. [5] Единственной протестантской группой, действующей среди Мбунду, была Методистская миссия, в основном спонсируемая Методистской епископальной церковью Соединенных Штатов. [5] Португальские данные за 1960 год показали, что только 8 процентов мбунду считали себя протестантами, но протестантские миссии имели значительный успех среди дембо. [5] По данным официальной религиозной переписи 1960 года, около 35 процентов баконго считались протестантами, причем баптисты были наиболее многочисленными. [5]

Помимо протестантских церквей, непосредственно созданных миссиями и продолжавших существовать по более или менее ортодоксальному образцу, существовали и другие группы, которые возникли, по крайней мере частично, из протестантского опыта, но выражали специфическую местную тенденцию и в которых полностью доминировали африканцы. [5] Число ангольцев, отождествляющих себя с такими африканскими церквями, неизвестно, но разумно предположить, что многие ангольцы были к ним привязаны. [5]

Пресвитерианская церковь Анголы была основана в 1980-х годах и быстро развивалась; он присутствует в 9 из 18 провинций Анголы.

Церковь Иисуса Христа Святых последних дней насчитывает более 1000 членов в 5 общинах Анголы. [6]

религиозные Коренные системы

В Анголе существовало столько же религиозных систем коренных народов, сколько этнических групп или даже частей этнических групп. [7] Две или более этнические группы могут иметь общие элементы верований, ритуалов и организационных принципов, но конфигурация этих элементов будет разной для каждой группы или группы. [7] Тем не менее, некоторые закономерности были широко распространены. [7]

Большинство традиционных африканских религий утверждают о существовании высшего бога, но атрибуты этого божества различаются. [7] Например, некоторые группы подчеркивают роль высшего бога как творца, а другие нет. [7] Конкретные события в человеческом мире обычно не объясняются ссылкой на этого бога, и ему не адресуется культ. [7]

Активными сущностями в религиозных системах коренных народов являются духи предков и природы. [7] Считается, что духи предков имеют отношение к благополучию группы происхождения или ее членов, а духи природы считаются имеющими отношение к благополучию сообщества в данном месте. [7] Однако на конкретных людей может напрямую влиять один из духов природы, обитающих в камнях или деревьях, или природные силы, такие как ветер или молния. [7]

Духи предков, особенно недавно умершие родственники, должны быть удостоены соответствующих ритуалов, если ожидается, что они будут благосклонно относиться к предприятиям своих потомков. [7] Лишь некоторые из этих ритуалов выполняются группой спуска в целом. [7] Чаще всего они выполняются от имени сегмента группы или отдельного человека. [7]

Теоретически считается, что духи природы не ведут человеческое существование, но есть исключения. [7] Иногда духи местных правителей или других лиц отделяются от определенных групп происхождения или считаются имеющими характеристики других духов природы, поскольку они обитают в особенностях ландшафта. [7]

К духам предков родственной группы обращаются за помощью в экономических и социальных вопросах, а некоторые несчастья – голод, неурожай, личные потери – приписываются неисполнению соответствующих ритуалов или плохому поведению каким-либо иным образом. . [7] Однако не все несчастья приписываются духам предков или природы. Многие люди верят, что магические силы присущи вещам и что эти силы, хотя обычно нейтральные, могут использоваться злонамеренно, чтобы причинять вред другим или мешать другим справиться с недугами, особенно с болезнью и смертью. [7] Кроме того, считается, что отдельные люди, иногда неосознанно и без использования материальных или технических средств, могут принести людям болезни или другие несчастья. [7] Считается, что такие люди, которых обычно называют ведьмами, отмечены наличием какого-либо вещества в желудке или другом органе. [7] Термины «ведьма» и «колдун» применялись к тем, кто использует свою силу злонамеренно, и различие между ними частично основано на том, передается ли сила по наследству (ведьма) или приобретается в обмен на что-то ценное (колдун) - является ли сила является ли сила мистической или технической, и используется ли сила от собственного имени (ведьмы) или от имени других, за определенную цену. Фактически, это различие проводится только в некоторых обществах и может быть связано с определенными особенностями социальных структур сообщества и с моделями обвинений - независимо от того, несут ли ответственность родственники по крови или браку, или неродственные лица. [7]

Индивидуальные трудности объясняются колдовством, колдовством или действиями духов предков или духов природы. [7] Решение обычно принимает прорицатель, специалист, чья личная сила и использование материальных объектов в целом считаются доброжелательными (хотя бывают случаи, когда прорицателя можно обвинить в колдовстве) и чья чувствительность к стрессу и напряжению в сообщество помогает ему или ей поставить диагноз. [7] Прорицатель, которого широко называют кимбанда, также может обладать обширными знаниями в области фитотерапии, и по крайней мере часть работы кимбанды посвящена применению этих знаний. [7]

Говорят, что кимбанда унаследовали или приобрели способность общаться с духами. [7] Во многих случаях приобретение такой силы следует за болезнью и одержимостью определенным духом. [7] Мастерство и степень специализации прорицателей широко варьируются. [7] Некоторые будут иметь дело только с конкретными симптомами; другие пользуются широкой репутацией и могут включать в свои обходы более одной деревни или даже более одной провинции. [7] Чем выше репутация кимбанды, тем больше он или она берут за услуги. [7] Этот широко распространенный термин, обозначающий прорицателя/целителя, вошел в местный португальский язык, и роль кимбанды в комплексе верований и практик, характеризующих большинство местных религий, настолько важна , что некоторые источники, такие как Jornal de Angola, применили термин кимбандизм к системы коренных народов при каталогизации ангольских религий. [7]

Вообще вера в духов (родовых или природных), ведьм и колдунов связана с мировоззрением, не оставляющим места случайному. Независимо от того, являются ли события благоприятными или неблагоприятными, ответственность за них в принципе может быть возложена на причинного агента. [7] Если дела идут хорошо, значит, был проведен правильный ритуал, чтобы успокоить духов или призвать их на помощь. [7] Если дела идут плохо, правильный ритуал не был проведен, или дух был спровоцирован иным образом, или злонамеренным лицам удалось нарушить любые защитные (магические) меры, принятые против них. [7] Такое мировоззрение часто сохранялось в Анголе среди людей, находившихся под влиянием христианства или светского образования. [7] С некоторыми изменениями в деталях, похоже, оно распространилось и на городские районы, где у кимбанды редко не хватало клиентов. [7]

Ислам [ править ]

Ислам в Анголе является религией меньшинства, насчитывающей 80 000–90 000 приверженцев, состоящих в основном из мигрантов из Западной Африки и семей ливанского происхождения. [8] Ассоциация развития ислама в Анголе является основной прозелитской организацией. представлены Верховным советом ангольских мусульман Луанды Мусульмане Анголы . [9] Конституция Анголы предписывает свободу вероисповедания, однако в прессе появились сообщения о том, что мусульманская община особенно подвергается нападкам со стороны правительства Анголы. отказывают В настоящее время мусульманам де-факто в разрешении молиться или строить мечети. [10]

Вера Бахаи [ править ]

Вера Бахаи в Анголе зародилась после того, как Абдул-Баха написал письма, призывающие распространить религию в Африку в 1916 году. [11] Первый пионер бахаи прибыл в Анголу примерно в 1952 году. [12] существовало Местное Духовное Собрание К 1963 году в Луанде бахаи , а также небольшие группы бахаи в других городах. [13] В 1992 году бахаи Анголы избрали свое первое Национальное Духовное Собрание . [14] По оценкам Ассоциации архивов религиозных данных (в основном опирающейся на Всемирную христианскую энциклопедию ), в 2010 году насчитывалось около 2100 бахаи. [15]

Иудаизм [ править ]

Евреи были связаны с Анголой на протяжении сотен лет.

В 2014 году по просьбе местной еврейской центр Хабад- хасидов открылся общины в Луанде . Сотрудники: раввин Леви Ицхак и Двора Леа Чекли. Хотя раньше евреев в стране обслуживали приезжие студенты-раввины, дом Хабада представляет собой первый известный официальный еврейский молитвенный дом, открытый в Анголе. [16]

Индуизм [ править ]

Индуизм исповедуют некоторые члены азиатского сообщества, большинство из которых — иностранцы. [17] По данным Ассоциации архивов религиозных данных , индуистское население Анголы составляет менее 0,1% от общей численности населения, но немаловажно. [18] По данным посольства Индии в Анголе, количество людей индийского происхождения в Анголе меньше, чем в других странах Южной Африки, и в основном состоит из бизнесменов, специалистов и квалифицированных рабочих. [19]

Свобода религии [ править ]

Конституция предусматривает свободу религии, и правительство в целом соблюдало это право на практике. не поступало . Сообщений о социальных злоупотреблениях или дискриминации на основе религиозных убеждений или обычаев [20]

В 2022 году Freedom House оценила свободу вероисповедания в Анголе на 2 из 4. [21]

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ «Отчет о международной религиозной свободе за 2022 год: Ангола» . Госдепартамент США . 2022 . Проверено 24 сентября 2023 г.
  2. ^ См. Фатима Вьегас, Панорама религий в независимой Анголе (1975-2008 гг.) , Луанда: Министерство культуры / Национальный институт по делам религии, 2008 г.
  3. ^ https://www.afrobarometer.org/wp-content/uploads/2023/02/ANG-R9-Summary-of-Afrobarometer-Results-9Feb23.pdf .
  4. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х Уорнер, Рэйчел (1989). «Религиозная жизнь». В Коллело, Томас (ред.). Ангола: страновое исследование . Вашингтон, округ Колумбия: Отдел федеральных исследований , Библиотека Конгресса . стр. 92–94. OCLC   44357178 . Общественное достояние В данной статье использован текст из этого источника, находящегося в свободном доступе . {{cite encyclopedia}}: CS1 maint: постскриптум ( ссылка )
  5. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к Уорнер, Рэйчел (1989). "Христианство". В Коллело, Томас (ред.). Ангола: страновое исследование . Вашингтон, округ Колумбия: Отдел федеральных исследований , Библиотека Конгресса . стр. 94–97. OCLC   44357178 . Общественное достояние В данной статье использован текст из этого источника, находящегося в свободном доступе . {{cite encyclopedia}}: CS1 maint: постскриптум ( ссылка )
  6. ^ «Факты и статистика: Ангола» , Отдел новостей , Церковь СПД, 1 января 2012 г. , получено 11 марта 2013 г.
  7. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в Уорнер, Рэйчел (1989). «Коренные религиозные системы». В Коллело, Томас (ред.). Ангола: страновое исследование . Вашингтон, округ Колумбия: Отдел федеральных исследований , Библиотека Конгресса . стр. 97–99. OCLC   44357178 . Общественное достояние В данной статье использован текст из этого источника, находящегося в свободном доступе . {{cite encyclopedia}}: CS1 maint: постскриптум ( ссылка )
  8. ^ «Ангола» . Государственный департамент США . Проверено 21 июля 2017 г.
  9. ^ Ойебаде, Адебайо О. Культура и обычаи Анголы , 2006. Страницы 45-46.
  10. ^ «Анголу обвиняют в «запрете» ислама из-за закрытия мечетей» .
  11. ^ `Абдул-Баха (1991). Скрижали Божественного Плана (изд. В мягкой обложке). Уилметт, Иллинойс : Издательский фонд бахаи США. стр. 47–59. ISBN  0-87743-233-3 .
  12. ^ Эффенди, Шоги (1971). Послания к миру бахаи, 1950–1957 гг . Уилметт, Иллинойс : Издательский фонд бахаи США. п. 27. ISBN  0-87743-036-5 .
  13. ^ Составлено Руками Дела, проживающими на Святой Земле. «Вера Бахаи: 1844–1963: информация, статистическая и сравнительная, включая достижения Десятилетнего Международного плана обучения и консолидации бахаи на 1953–1963 годы» . стр. 25, 56.
  14. ^ Всемирный Дом Справедливости (1992). «Письмо о Ризване, 1992» . Ризванские послания Всемирного Дома Справедливости . Интернет-библиотека бахаи . Проверено 4 мая 2008 г.
  15. ^ «Краткие списки: большинство наций бахаи (так в оригинале) (2010 г.)» . Ассоциация архивов религиозных данных . 2010 . Проверено 20 октября 2020 г.
  16. ^ «Хабад откроется в Анголе» . Любавич . Проверено 4 декабря 2014 г.
  17. ^ Ойебаде, Адебайо (2007). Культура и обычаи Анголы . Издательская группа Гринвуд . п. 46. ​​ИСБН  9780313331473 .
  18. ^ «Ассоциация архивов религиозных данных | Национальные профили» . www.thearda.com . Проверено 27 сентября 2017 г.
  19. ^ «Ангола - Посещение Анголы - Посольство Индии, Луанда, Ангола» . www.indembangola.org . Проверено 27 сентября 2017 г.
  20. ^ Отчет Госдепартамента США за 2021 год.
  21. Freedom House, дата обращения 25 апреля 2023 г.

Внешние ссылки [ править ]

Библиография [ править ]

  • Хосе Рединья, Этнические группы и культуры Анголы , Луанда: Институт научных исследований Анголы, 1975 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 854fb5734aa137c241f9d2d2111b817a__1716025380
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/85/7a/854fb5734aa137c241f9d2d2111b817a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Religion in Angola - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)