Мифология Тумбука
Часть серии о |
Традиционные африканские религии |
---|
![]() |
Тумбука в — этническая группа, проживающая Малави , Замбии и Танзании . В мифологии Тумбука Чиута (что означает «Великий Лук») является Верховным Создателем и символизируется на небе радугой.
Тамбука имеет множество мифов, которые составляют часть культурного наследия Тумбука. Эти мифы, рассказываемые ночью у костров, часто под аккомпанемент барабанного боя и хоровых ответов, имеют целью научить детей нравственному поведению и развлечь.
Большинство этих мифов со временем ослабли или утеряны, но многие все еще существуют; за этими видокони (историями) стоит мораль.
В мифологии Тумбука чаще всего упоминаются три животных: фулу (черепаха), калулу (заяц) и чимбви (гиена). Фулу считается самым мудрым животным, чимбве — злодеем, а калулу — умным обманщиком и манипулятором, победить которого можно только с помощью фулу.
Божества [ править ]
Чиута [ править ]
Чиута — верховное божество в традиционных религиях народа Тумбука, проживающего на территории современной Малави. [1] Чиута также иногда известен под следующими именами: Муленги, Мвенко и Вамтатакуя. [2]
Чиута вездесущ, хотя и бесформен. [1] Хотя молитвы можно возносить непосредственно Чиуте, предки и духи играют большую роль в определении того, будут ли исполнены эти молитвы. Подношения и обращения к предкам и духам могут помочь повлиять на их благосклонность. [3] Чиута связана с несколькими природными явлениями, происходящими с неба, такими как дождь и гроза. [4]
Легенды [ править ]
Сотворение Вселенной [ править ]
Вначале говорится, что существовали только Земля и Чиута. Земля была пуста, и на ее поверхности не было водоема. Тогда Чиута призвал облака, дождь и молнии обрушиться на землю. Позже на землю спустился и Чиута, а за ним первые люди и все животные. [5]
Происхождение смерти [ править ]
Есть две версии происхождения смерти, связанной с Чиутой. По мнению Линча и Робертса (2010), в первой версии фигурировали хамелеон и ящерица. Хамелеон должен был передать людям сообщение о том, что, когда они умрут, они перевоплотятся. С другой стороны, сообщение ящерицы вместо этого сообщало бы людям, что их смерть необратима. К сожалению, ящерица оказалась быстрее хамелеона, и поэтому смерть стала постоянным состоянием. [1]
Во второй версии, изложенной Харви (2005), связь между небом, представленным небом, и землей была прервана, когда люди открыли огонь. Поскольку все животные боялись того, что могут сделать люди, они попросили Чиуту о помощи. Чиута уладил вопрос и, устав от конфликта, решил отступить на небеса и разорвать связь между землей и небом. [5]
Ссылки [ править ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Линч, Патрисия Энн; Робертс, Джереми (2010). Африканская мифология от А до Я. Издательство информационной базы. ISBN 978-1-4381-3133-7 .
- ^ «Чиута» . Оксфордский справочник . Проверено 13 мая 2021 г.
- ^ Мерфи, Конор; Тембо, Мавуто; Фири, Адриан; Ерокун, Олусегун; Граммелл, Берни (2016). «Адаптация к изменению климата в изменении ландшафта убеждений» . Климатические изменения . 134 (1): 101–114. дои : 10.1007/s10584-015-1498-8 .
- ^ Асанте, Тысяча Левитов; Мазама, Мать (2009). Энциклопедия африканской религии МУДРЕЦ. ISBN 978-1-4129-3636-1 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Харви, Грэм (26 октября 2005 г.). Анимизм: уважение к живому миру . Издательство Колумбийского университета. ISBN 978-0-231-51027-1 .
Внешние ссылки [ править ]
- Патрисия Энн Линч (2010). Африканская мифология от А до Я. Издательство информационной базы. ISBN 978-1-4381-3133-7 .
- Мфанде, Дэвид (25 октября 2014 г.). Устная литература и нравственное воспитание среди жителей прибрежной Тонги на севере Малави . Мзуни Пресс. п. 75. ИСБН 978-99908-0-244-3 .