Номмо
Часть серии о |
Традиционные африканские религии |
---|
Номмо — или Нуммо духи предков в религии и космогонии догонов (иногда называемые полубогами) почитаемые догонами , Мали изначальные . [ 1 ] Слово «Номмос» происходит от слова догонов, означающего «приготовить один напиток». Номмо обычно описывают как амфибийных, гермафродитных , рыбоподобных существ. На изображениях Номмоса в народном искусстве изображены существа с гуманоидной верхней частью туловища, ногами/ступнями, а также рыбоподобной нижней частью туловища и хвостом. Номмо также называют «Хозяинами воды», «Наблюдателями» и «Учителями». Номмо может быть собственным именем человека или относиться к группе духов в целом. Для целей этой статьи «Номмо» относится к конкретному человеку, а «Номмос» используется для обозначения группы существ. [ 2 ]
Мифология Номмо
[ редактировать ]Религия догонов и мифология творения говорят, что Номмо был первым живым существом, созданным богом неба Аммой. Вскоре после своего создания Номмо претерпел трансформацию и размножился на четыре пары близнецов. Один из близнецов восстал против вселенского порядка, созданного Аммой. Чтобы восстановить порядок в своем творении, Амма принес в жертву еще одного потомка Номмо, тело которого было расчленено и разбросано по вселенной. [ 3 ] Такое рассредоточение частей тела рассматривается догонами как источник распространения святилищ Бину на традиционной территории догонов; где бы ни упала часть тела, воздвигнута святыня.
Во второй половине 1940-х годов французские антропологи Марсель Гриоль и Жермен Дитерлен (работавшие с догонами с 1931 года) писали, что они были получателями дополнительных секретных мифологий, касающихся Номмо. Сообщается, что догоны передали Гриолю и Дитерлену веру в то, что Номмо были жителями мира, вращающегося вокруг звезды Сириус см. в основной статье о догонах ( обсуждение их астрономических знаний ). Номмос спустился с неба на сосуде в сопровождении огня и грома. После прибытия Номмо создали резервуар с водой и впоследствии нырнули в воду. В легендах догонов говорится, что номмо для жизни требовалась водная среда. Согласно мифу, связанному с Гриолем и Дитерленом: «Номмо разделил свое тело между людьми, чтобы накормить их; поэтому также говорят, что, поскольку вселенная «напоила его тело», Номмо также заставил людей пить. Он дал все его жизненные принципы людям». Также считается, что Номмо являются источником первых Хогон . [ 4 ] [ 5 ]
Споры
[ редактировать ]Уолтер ван Бик, антрополог, изучавший догонов, не нашел никаких доказательств того, что они обладали какими-либо историческими знаниями о Сириусе. создавались новые мифы Ван Бик постулировал, что Гриоль настолько активно и решительно подвергал сомнению свои источники догонов, что в процессе конфабуляции , написав, что:
... хотя они и говорят о sigu tolo [то, что, как утверждал Гриоль, было Сириусом], они совершенно не согласны друг с другом относительно того, какая звезда имеется в виду; для некоторых это невидимая звезда, которая должна подняться, чтобы объявить сигу [праздник], для других это Венера, которая в другом положении появляется как сигу толо. Однако все сходятся во мнении, что о звезде они узнали от Гриоля. [ 6 ]
Карл Саган отметил, что первое сообщение о связи догонов со знанием Сириуса как двойной звезды произошло в 1940-х годах, что дало догонам широкие возможности получить космологические знания о Сириусе и Солнечной системе от более развитых в научном отношении земных обществ, которых они вступил в контакт с. Также было отмечено, что двойные звездные системы, такие как Сириус, теоретически имеют очень узкую или несуществующую обитаемую зону и, следовательно, крайне маловероятно наличие планеты, способной поддерживать жизнь (особенно жизнь, столь же зависящую от воды, как и Номмос). как сообщается).
Дочь и коллега Марселя Гриоля, Женевьева Калам-Гриоль, защищала проект, отвергая критику Ван Бека как ошибочные предположения, коренящиеся в явном незнании эзотерической традиции. [ 7 ] Ван Бик продолжает утверждать, что Гриоль был неправ, и цитирует других антропологов, которые также отвергают его работу. [ 8 ]
Утверждение о том, что догоны знали о другой звезде в системе Сириуса, Эмме Я, или «большей, чем Сириус B, но более легкой и тусклой по величине», продолжает обсуждаться. В 1995 году гравитационные исследования указали на возможное существование красного карлика , вращающегося вокруг Сириуса. [ 9 ] но дальнейшие наблюдения не смогли этого подтвердить. [ 10 ] Космический журналист и скептик Джеймс Оберг собрал утверждения, появившиеся в отношении мифологии догонов, в своей книге 1982 года и признает, что такие предположения недавнего приобретения являются «совершенно косвенными» и не имеют под собой документальных доказательств, и приходит к выводу, что вполне вероятно, что загадка Сириуса останется именно то, что подразумевает его название: тайна. [ 11 ] Ранее другие критики, такие как астроном Питер Пеш и его сотрудник Роланд Пеш. [ 12 ] и Ян Ридпат [ 13 ] приписывал предполагаемые «продвинутые» астрономические знания догонов сочетанию чрезмерной интерпретации комментаторов и культурного загрязнения.
Ссылки в художественной литературе
[ редактировать ]Структура убеждений, окружающая Номмо, а также выводы Роберта Темпла из его псевдоархеологической книги «Тайна Сириуса » были использованы Ларри Нивеном и Стивеном Барнсом в качестве фона для ролевой игры в «Калифорнийской игре вуду» , третьем томе их « Парка мечты». ряд. Писатель Том Роббинс обсуждает Номмо и тайны Сириуса в своем романе « Полусон в лягушачьей пижаме» . Номмо и догоны также широко упоминаются в Филипа К. Дика романе «ВАЛИС» . Номмо также упоминаются во второй книге трилогии «Наследие» Яна Дугласа ( «Пространство битвы» ), где морские пехотинцы сталкиваются с Номмо в звездной системе Сириуса. Есть также ссылки на Номмо в Гранта Моррисона серии комиксов «Невидимые» . Главный персонаж веб-комикса «Формирование» Джесси Мойнихана вдохновлен Номмо (и назван им).
С 2017 года Африканское общество спекулятивной фантастики вручает премию под названием « Премия Номмо» писателям научной фантастики и фэнтези с африканского континента или писателям из африканской диаспоры. [ 14 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Шульц, Доротея, Культура и обычаи Мали , ABC-CLIO (2012), с. 68, ISBN 9780313359125 (получено 18 марта 2020 г.) [1]
- ^ Кроули, Вивианн ; Кроули, Кристофер; Carlton Books, Limited (2002), с. 195, ISBN 9781858689876
- ^ «Священные места догонов, Мали» . www.sacredsites.com .
- ^ «Догоны» . Архивировано из оригинала 3 октября 2011 года . Проверено 26 марта 2011 г.
- ^ Императо, Паскаль Джеймс (2001). Легенды, колдуны и заколдованные ящерицы: дверные замки Бамана Мали . Издательство Африкана. ISBN 978-0-8419-1414-8 .
- ^ ван Бик, Уолтер Э.А. (1991). «Восстановление догонов: полевая оценка работ Марселя Гриоля». Современная антропология . 32 : 139–167. дои : 10.1086/203932 . S2CID 224796672 .
- ^ Калам-Гриоль, Женевьева (1991). «Восстановление догонов». Современная антропология . 32 (5): 575–577. дои : 10.1086/204001 . S2CID 143668492 .
- ^ ван Бик, Уолтер Э.А. (2004). «Призраки Гриоля: Опыт повторного изучения догонов». История в Африке . 31 : 43–68. дои : 10.1017/s0361541300003399 . S2CID 232174721 .
- ^ Бенест, Д.; Дювент, Дж.Л. (1995). «Сириус — тройная звезда?». Астрономия и астрофизика . 299 : 621. Бибкод : 1995A&A...299..621B .
- ^ Бонне-Бидо, Ж.М.; Колас, Ф.; Лекашо, Ж. (август 2000 г.). «Поиск спутников вокруг Сириуса». Астрономия и астрофизика . 360 : 991–996. arXiv : astro-ph/0010032 . Бибкод : 2000A&A...360..991B .
- ^ Джеймс Оберг, « Глава 6, Тайна Сириуса », в книге «НЛО и загадки космического пространства» , (1982) Donning Press
- ^ П. и Р. Пеш (1977). «Догоны и Сириус». Обсерватория . 97 : 26. Бибкод : 1977Обс....97...26П .
- ↑ Ян Ридпат, скептический исследователь. Архивировано 16 февраля 2008 г. в Wayback Machine , осень 1978 г.
- ^ Морено-Гарсия, Сильвия. « Африканская спекулятивная фантастика наконец-то получила должное. Давайте поговорим о книгах, которые стоит поискать » .