Jump to content

Мифология Лугбара

Лугбара . живут в Демократической Республике Конго , Уганде и Судане Южном Их число составило около 240 000 человек, из которых около 180 000 проживали на северо-западе Уганды, а оставшееся население разбросано по приграничным районам современной Демократической Республики Конго и Южного Судана. Народ лугбара говорит на суданском языке. Основной социальной и экономической лугбара единицей культуры является родословная, находящаяся под руководством генеалогического старейшины мужского пола, называемого бавара , что означает «большой человек». [1] Эти родственные группы, часто называемые подплеменами, обычно жили в деревне, построенной на вершине холма или хребта . Помимо старейшины-мужчины, среди других религиозных лидеров есть прорицатели, оракулы и люди дождя.

Миф о сотворении мира [ править ]

Лугбара верят, что все они одной крови, ари ало , и эта кровь была создана Богом, Адронга 'ба о'бапири . [2] Хотя существует множество различных версий мифа о сотворении мира Лугбара, большинство согласны с тем, что Бог создал первых существ Гборгборо и Меме в Лолое на севере Южного Судана . [2] У Гборгборо и Меме было двое детей, Арубе и О'ду. У братьев и сестер, а также последующих братьев и сестер были дети вместе на протяжении нескольких поколений. Последняя пара братьев и сестер были родителями героя-предка Джаки.

Другие версии мифа о творении объясняют разделение Бога и человечества на небе, разделение черных и белых людей, строительство Вавилонской башни . Более того, они объясняют появление народов лугбара и каква, а также различных племен и языков мира. Некоторые версии также объясняют сотворение мира таким, какой он есть сегодня.

Герои-предки [ править ]

В мифологии Лугбара есть два предка-героя: Джаки и Дрибиду. Хотя обе их истории имеют сходство, они не связаны друг с другом и вошли в высокогорье Лугбара независимо друг от друга. [2] Оба обладали сверхчеловеческими и магическими способностями и были первыми создателями дождя. Кроме того, они передавали свои знания о магических лекарствах своим потомкам. Более того, их многочисленные сыновья стали основателями первоначальных кланов Лугбара.

Джаки вошел в высокогорье Лугбара с севера и северо-запада, где сегодня проживает народ каква. 

У Дрибиду, «волосатого», были длинные волосы, покрывающие большую часть его тела. Его также называют Баньяле, «пожирателем людей», потому что он ел своих детей, пока его не обнаружили и не заставили покинуть свой дом на восточном берегу Нила . [2] Он путешествовал через долину Нила в Восточном Мади на востоке Уганды и пересек реку в Гимаре, войдя в нагорье Лугбара.

Оба предка-героя погибли в горах, возвышающихся над равниной Лугбара. Джаки на горе Лиру и Дрибиду на горе Эти.

И у Джаки, и у Дрибиду есть мифы о том, как они оба нашли прокаженную, которая дала ему огонь для приготовления пищи. В обоих мифах женщину лечат забытым лекарством и в конце концов женятся на ней. [2]

в мифологии Лугбара Бог

В мифологии Лугбара есть много разных имен Бога. Джон Миддлтон (1955) писал, что лугбара верят, что Бог имеет два аспекта: один трансцендентный, а другой имманентный. [3] Трансцендентный аспект часто называют Адроа или Адронга, тогда как имманентный аспект называется Адро .

Адроа появлялся как в добрых, так и в злых аспектах; он был богом-творцом и появился на Земле как человек , находящийся на грани смерти. Его изображали как очень высокого белого человека, у которого была только половина тела, без одного глаза , одной ноги и т. д. Его детей называли Адроанзи.

Адроанзи были богами природы определенных рек , деревьев и других священных диких мест. Ночью они следовали за людьми и защищали их от животных и бандитов до тех пор, пока не оглядывались через плечо, чтобы убедиться, что за ними следует Адроанци; если человек это сделал, Адроанзи убили его. Они ели людей, которых убили. Их также иногда называли водяными змеями. Некоторые лугбара считают их садовниками.

мифологии фигуры Лугбара Ключевые

Адронга 'ба о'бапири, или Бог-создатель людей, создал первых существ на Земле, Гборгборо и Меме, а также создал домашний скот. Бога также называют Адро или Адроа . [3]

Гборгборо означает «человек, пришедший с неба». Он был создан Адронгой 'ба о'бапири вместе с Меме. Отец О'ду и Арубе.

Мем означает человека с большим телом. В некоторых версиях мифа о сотворении Лугбара Меме — мужчина, но в большинстве — женщина. Она была создана Адронгой 'ба о'бапири вместе с Гборгборо. Из ее чрева вышли дикие звери, первой вырвалась газель, а за ней и другие звери. После того как животные покинули ее чрево, она родила двоих детей, Оду и Арубе, девочку и мальчика.

О'ду означает чудесное предзнаменование. Она была одной из первых братьев и сестер и родилась с зубами. В некоторых версиях мифа говорится, что она и Арубе — один и тот же человек.

Арубе означает творец чудес. Он был одним из первых братьев и сестер и родился с зубами. В некоторых мифах говорится, что он тот же человек, что и Оду.

Йеке означает «владелец земли». Он был первым человеком, который поселился и обрабатывал землю, и был отцом Яки, одного из предков-героев.

Обряды жертвоприношения среди лугбара [ править ]

Из-за крайних различий в культуре разных групп лугбара не существует ни одного четко определенного обряда жертвоприношения , ни последовательного общего ритуального поведения. Подношения и жертвоприношения обычно приносятся в нескольких святилищах, расположенных как рядом, так и внутри дома, предназначенных для почитания умерших и других духов. Жертвенные обряды — это деятельность, далекая от обычного религиозного поведения, связанного с Лугбара. В Лугбаре чаще всего встречаются четыре обряда жертвоприношения:

Первое — руа эдезу , или очищение тела. [4] Существует несколько сценариев руа эдезу проведения обряда . Распространенным случаем является очищение от болезни тела человека , у которого были разногласия с членом его семьи , который умер до того, как разногласия удалось разрешить. Считается, что болезнь может поразить ребенка больного человека, если он заберет вдову умершего. Определить, что болезнь была послана Божественным Духом, можно после консультации с оракулами, а затем и с прорицателями. Ритуал совершает старец по отцовской линии, в котором овца к больному прикрепляется . Затем овцу обводят по периметру дома больного, произносят «ритуальное обращение», затем убивают и съедают члены этой родословной. [5] Подобный обряд под названием ангу эдезу , означающий очищение территории , может проводиться при наступлении беременности или стойких разногласиях. внебрачной [6]  

Второй обряд — ори овизу , жертвоприношение призракам по отцовской линии . [7] Эта жертва также приносится из-за болезни. Животное, такое как коза, бык, птица или чаще всего овца, назначается больному и благословляется старейшиной. После выздоровления больного животное убивают в его доме и делят на три части; первую порцию отдают умершим, помещая мясо в их святилища; второй съедается группой родословной; третий забирают домой и отдают более отдаленным членам линии передачи. Затем выздоровевшему человеку благословляют дыхание и плевание с помощью листьев, после чего мясо едят. 

Третий обряд – это подношение Божественному Духу. Это действие называется айзу , что означает или молиться умолять . [8] Это подношение, даваемое для получения дождя или для устранения эпидемии . В этом ритуале вызыватель дождя украшает белого барана бусами, которые когда-то принадлежали человеку, который с тех пор умер от такой болезни, как менингит . Барана сначала водят по кругу вокруг всей территории родовой группы, а затем вызыватель дождя гонит его через реку в горы. Считается, что баран превращается в леопарда, а затем в дождь. В отличие от других ритуалов, в них не участвуют мертвецы и не происходит прямого убийства животного. Первоначальной жертвой в этом жертвоприношении был человек, выпотрошенный на вершине холма, а современной заменой стала овца.

Четвертый обряд – подношение духам . [9] Эта категория обрядов лугбара является самой разнообразной среди народа лугбара. В религии Лугбара считается, что духи находятся «в воздухе», и поэтому не существует определенного места, где должны происходить эти подношения. Считается, что только прорицатели способны общаться с духами и подношения совершаются ими путем входа в транс в темной хижине вдали от деревни. Подношение обычно совершается возле реки , поскольку это места огромной духовной силы. Прорицатель предложит духам еду и питье, например, молоко и зерно. Эти подношения совершаются после того, как считается, что дух связался с живыми, наслав болезнь или овладев телом человека.

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Джон Миддлтон и Э. Х. Винтер, Колдовство и волшебство в Восточной Африке (Лондон: Routledge, 2004), стр. 257.
  2. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Миддлтон, Джон (1954). «Некоторые социальные аспекты мифа о Лугбаре» . Журнал Международного африканского института . 24 (3): 189–199. дои : 10.2307/1156423 . JSTOR   1156423 – через JSTOR.
  3. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дальфово, АТ (1998). «Божественность среди лугбара». Журнал религии в Африке . 28 (4): 468–493. дои : 10.1163/157006698X00251 .
  4. ^ Джон Миддлтон, «Обряды жертвоприношения среди лугбара», «Системы мысли в Черной Африке », 4, вып. 4 (1 сентября 1979 г.): стр. 175-192.
  5. ^ Джон Миддлтон, «Обряды жертвоприношения среди лугбара», «Системы мысли в Черной Африке », 4, вып. 4 (1 сентября 1979 г.): стр. 175-192.
  6. ^ Джон Миддлтон, «Обряды жертвоприношения среди лугбара», «Системы мысли в Черной Африке », 4, вып. 4 (1 сентября 1979 г.): стр. 175-192.
  7. ^ Джон Миддлтон, «Обряды жертвоприношения среди лугбара», «Системы мысли в Черной Африке », 4, вып. 4 (1 сентября 1979 г.): стр. 175-192.
  8. ^ Джон Миддлтон, «Обряды жертвоприношения среди лугбара», «Системы мысли в Черной Африке », 4, вып. 4 (1 сентября 1979 г.): стр. 175-192.
  9. ^ Джон Миддлтон, «Обряды жертвоприношения среди лугбара», «Системы мысли в Черной Африке », 4, вып. 4 (1 сентября 1979 г.): стр. 175-192.
  • Миддлтон, Дж. (1960). религия Лугбара; ритуал и власть среди восточноафриканских народов . Лондон: опубликовано для Международного африканского института издательством Oxford University Press. Перепечатано в 1999 г.; ISBN   978-0-85255-284-1 .
  • Люси Мэйр и Джон Миддлтон, «Обзор религии лугбара», « Дела Африки », 60, вып. 239 (1961): 199–200.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 31caac3e52d7d78745478e29dae6530d__1714104300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/31/0d/31caac3e52d7d78745478e29dae6530d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Lugbara mythology - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)