Jump to content

Кушитская религия

Кушитская религия
Вотивная мемориальная доска Апедемака , киоск Нака , раскопки Джона Гарстанга, 1909–1910 гг., В храме Апедемака, Мероэ.
Тип Религия коренных народов
Ориентация Политеистический
Область Нубия (современный Судан)
Штаб-квартира Керма, позже Мероэ
Территория Нубия
Несуществующий Середина 4 века нашей эры.

Кушитская религия — традиционная система верований и пантеон божеств, связанных с древними нубийцами , которые основали Королевство Куш на земле Нубии (также известной как Та-Сети ) на территории современного Судана . [1] [2]

В периоды Раннего Династии и Старого Царства усиление контактов между Египтом и Нубией посредством военных кампаний повлияло на нубийскую культуру. К Среднему царству нубийцы имели больший контроль над своей территорией, а некоторые интегрировались в египетское общество. Основание Кушского королевства со столицей в Керме ознаменовало важный период, когда нубийцы сохраняли свои особые религиозные обряды, несмотря на египетское доминирование, как видно из тщательно продуманных захоронений классического периода Кермы (около 1750-1450 гг. до н. э.).

В период Нового царства Нубия снова попала под контроль Египта, но позже объединилась под руководством таких лидеров, как король Алара и король Кашта, что привело к созданию «Второго королевства Куш». В эту эпоху произошла интеграция нубийских и египетских божеств. После падения Двадцать пятой династии нубийские религиозные обряды сохранялись под различными иностранными господствами. В меройский период столица переехала в Мероэ, и центр внимания сместился на местные божества, такие как Апедемак . К середине IV века обращение региона в христианство ознаменовало конец традиционной кушитской религии.

Несмотря на непосредственную близость к Древнему Египту , цивилизации, которая практиковала то, что многие историки считают одной из самых обширных религиозных систем в древнем мире, кушиты обладали собственным сложным пантеоном. [3] Из-за отсутствия нубийских текстов и артефактов до их взаимодействия с египтянами большая часть ранней нубийской религии все еще неясна. К счастью, археологи обнаружили многие элементы их практики через захоронения групп А, Напата , группы С , Кермы , а также через письмена после того, как многие нубийцы переняли египетский язык в период Напатана . [3]

Докушская культура

[ редактировать ]
Статуя Бастет с головой льва

Раскопки ранних нубийских обществ также выявили намеки на то, как их повседневная жизнь сильно влияла на их духовные убеждения. Культура группы А (ок. 3700–2800 гг. до н. э.) свидетельствует о приручении животных, земледелии, сложной керамике, отполированной до красного и черного цвета, а также прекрасных амулетах, статуэтках и ожерельях из слоновой кости. [3] Эти товары были также найдены в захоронениях на кладбище L группы терминала А в Кустуле и позволяют предположить, что у нубийцев в Нижней Нубии также были ритуальные практики, независимые от древнеегипетской религии . Материалы, составляющие погребальные принадлежности, также показали, что нубийцы регулярно торговали с Египтом и народами Западной Азии , которые видели в Нубии «коридор в Африку к югу от Сахары» и ее экзотические товары из черного дерева, хвостов жирафа, слонов, камней, страусиных яиц. , и т. д. [3] Археолог Брюс Уильямс пришел к выводу, что большая часть ранней додинастической культуры , которую часто приписывают Египту, также имеет нубийское происхождение. Он утверждал, что Нубия развила свою собственную сложную династическую культуру, которая не была имитацией Египта, и что оба возникающих королевства «принадлежали к «великому восточноафриканскому субстрату». [2]

В раннединастический период (ок. 3050–2685 до н. э.) и в период Старого царства (ок. 2685–2150 до н. э.) стремление Египта контролировать Нубию, ее прибыльные торговые пути и золотые рудники привело к военной кампании в Нубии, что привело к увеличению контактов между народами. [2] [3] Культура группы C возникла около 2300 г. до н.э. Археологические раскопки выявили каменные круглые могилы «с умершими в согнутом положении, окруженными погребальным инвентарем» на ранней стадии развития культуры. На следующем этапе захоронения подверглись быстрой «египетизации» с появлением прямоугольных могил и египетского погребального инвентаря. Помимо группы C, в биографии гробницы Пепи I, написанной Вени Старшим, раскрыты названия шести других нубийских королевств: Меджа, Вават, Ям, Иртджет и Седжу. [3]

К Первому промежуточному периоду (около 2150–2008 гг. До н.э.) и началу периода Среднего царства (около 2009–1760 гг. До н.э.) Нубия имела полный контроль над своей землей и заключила мир с Египтом. Нубийцы также жили и работали на землях своего соседа. Некоторые ученые полагают, что существуют даже свидетельства того, что нубийцы женились и стали частью египетской монархии. [3] Говорят, что фараон Ментухотеп II и его царица супруга - Кемсит имели нубийское происхождение из-за назначения им нубийских лучников в египетскую армию и изображений ее с черным или розовым лицом. Но именно Ментухотеп II возобновил интерес Египта к контролю над всей Нубией. В начале Двенадцатой династии это наконец совершил Аменемхет I , который также, возможно, имел нубийское происхождение. [3]

Основание Куша

[ редактировать ]
Неглубокие круглые могилы с вогнутым дном были обнаружены в Верхнем Египте и Нижней Нубии. Эти так называемые пан-могилы часто содержат простые украшения, такие как выставленные здесь ожерелья, неегипетскую керамику и большое количество оружия. Люди, похороненные в «могилах», вероятно, были меджаю, кочевниками из восточной Нубийской пустыни. [4]
Раскопки города Керма

«Первое царство Куш » со столицей в Керме впервые упоминается в египетских писаниях во времена Двенадцатой династии. Однако до сих пор неясно, был ли Куш централизованной доминирующей силой, объединявшей Нубию, или же по всей Нубии существовали небольшие независимые государства. В то время как контроль Египта над Нубией продолжался и во Второй промежуточный период (около 1685-1550 гг. до н.э.), керманская культура продемонстрировала решимость нубийцев распространять свои коренные, нубийские верования. [3] От периода ранней Кермы (около 2500–2050 гг. до н. э.) до периода классической Кермы (около 1750–1450 гг.) Они укрепили свою практику захоронения. В Керме умерших хоронили в больших, сложных, круглых курганах . Их клали на коровьи шкуры или кровати и располагали на боку «в согнутом положении, лицом на север, головой на восток, а ногами на запад». [3] Их также одевали в набедренные повязки или заворачивали в овечьи шкуры, окружали погребальным инвентарем: оружием, украшениями, зеркалами, сосудами с водой, глиняной посудой и другими личными вещами. В Медже умерших хоронили в «неглубоких круглых могилах» или могилах с погребальным инвентарем, состоящим из луков и стрел, черепов крупного рогатого скота, керамики и украшений. [3]

В период Нового царства (около 1550–1077 гг. до н. э.) Яхмос I и Тутмос I возобновили кампанию в Нубии, которая длилась восемьдесят восемь лет. Считается, что эти сражения закончились примерно в 1460 году до нашей эры, когда Нубия снова полностью перешла под контроль Египта. Нубийцы подняли серию восстаний, чтобы освободиться от Египта, большинство из которых потерпели неудачу. [3] К Третьему переходному периоду (ок. 1076-723 гг. до н.э.) Напата считалась одним из наиболее значительных торговых центров Старого Света , а Нубия была разделена на независимые культуры. Царь Алара (ок. 785-765 до н. э.) объединил Нубию от Верхней Нубии до Третьего порога и образовал «Второе царство Куш». Царь Кашта (ок. 765-753 до н.э.) расширил королевство, включив в него Нижнюю Нубию и Фивы . Их завоевания проложили путь царю Пианхи (также называемому Пийе) к завоеванию всего Египта и основанию Двадцать пятой династии (ок. 722–655/53 до н. э.), что положило начало Позднему периоду (ок. 722–332 до н. э.). ). [3] В эту эпоху некоторые аспекты нубийской религии начали подвергаться очередной «египтизации». Ранее существовавшие нубийские божества, которые были связаны с египетскими божествами, взяли имена своих египетских аналогов, но сохранили свои нубийские характеристики, создав новую иконографию. [3] Гробница Алары (ок. начало-середина VIII в. до н. э. ) и другие захоронения первой династии Напатана представляют собой традиционное нубийское царское захоронение с египетскими элементами. [3] [5]

Кендалл отметил, что обитательница Ку.9 (вероятно, Алара):

«...был похоронен в традиционном нубийском стиле, лежа на кровати и помещенный в небольшую закрытую боковую камеру у подножия вертикальной шахты, видимая надстройка гробницы включала в себя многие египетские черты. Вершина, кажется, была украшена грубо отлитая полая бронзовая статуя ба ... В часовне находился простой каменный стол для подношений в египетском стиле, а стены часовни были украшены грубым барельефом. В одном блоке сохранилось то, что казалось верхней частью. мужская голова, в короне с надстройкой и лентами и петлевидным орнаментом над лбом, подражающим урею ... » [5]

Египетские божества также начали подвергаться «нубизации» в Египте. [3] Первоначально египтяне изображали Амана как мужчину с человеческой головой, но в Новом царстве и Египет, и Куш изображали его как мужчину с головой барана, изображение, очень напоминающее местных нубийских божеств воды и плодородия с головой барана, которым первоначально поклонялись в Египте. Керма . [3] Хотя хорошо документировано, что нубийцы поклонялись египетским богам, таким как Аман (также называемый Амен и Гем Атон) и Исида , артефакты также показали, что египтяне также поклонялись нубийским божествам, таким как Дедвен (также называемый Дедун) и Менхит . [3] Есть также божества, которые были «общи» на границе Нижней Нубии и Верхнего Египта и считались одновременно нубийскими и египетскими, такие как Бес , Бастет , Сатис и Анака . [3] Некоторые историки предполагают, что Бес и Бастет имеют нубийское происхождение. [3] [6]

Падение 25-й династии Египта.

[ редактировать ]

Примерно в 655/53 г. до н.э. Королевство Куш потеряет свою власть над территориями к северу от Нижней Нубии, что ознаменует Двадцать пятую династию как последних кушитских правителей Египта. Начиная с позднего периода , Куш и Египет прошли через столетия правления различных правителей, которые ассимилировали кушитскую/египетскую культуру и оставили свои собственные следы. ( Неоассирийская империя ок. 671–663 до н. э.) начала завоевание при Асархаддоне. [7] и в конце концов победил фараона Тахарку (690–664 до н.э.) при Ашшурбанипале . [8] попал под власть Псамтика I. Завоеванный Египет Когда его правление закончилось, кушитское влияние на Египет официально прекратилось. [3] Во время ассирийского правления разграбление Фив привело к разрушению многочисленных храмов, посвященных кушитским и египетским божествам. [9] [10] Остаток ассирийского правления был отмечен завоевательными войнами против вавилонян и мидян (ок. 626–609 до н.э.). [11] В этот период египетские цари снова получили контроль над королевством, поскольку Ассирийская империя пришла в упадок. [12]

Позднее Египет был завоеван Ахеменидской (Персидской) империей (ок. 524–330 до н. э.) при Камбисе II , основателе Двадцать седьмой династии (ок. 525–404 до н. э.). [13] [14] Под персидским правлением Камбис II и Ох (также называемый Артаксерксом III) преследовали последователей традиционной египетской религии . Оба, как известно, инструктировали своих охранников грабить храмы, грабить города, красть религиозные тексты и убивать священных животных. [15] В эллинистический греческий период Египет был завоеван Макадонской империей (ок. 332–323 до н.э.) при Александре Македонском . [16] [3] Вместо того чтобы позиционировать себя как завоеватель, Александр провозгласил себя «освободителем» Египта. Это подразумевало, что Греция была здесь, чтобы освободить египетский народ из лап старых египетских фараонов и пантеона. Еще больше умаляя роль египетских божеств в государственных делах, культ Александра связывал его с греческими богами Зевсом и Аполлоном, а не с Амоном и Ра . [17] После смерти Александра династия Птолемеев (305–30 до н. э.) завоевала контроль над Египтом под властью Птолемея I и его сына Птолемея II . [3] [18] [19] В греческом пантеоне продолжали доминировать культы Птолемеев, с которыми были связаны Птолемей I и его династия. [20]

Кушитская религия после Египта

[ редактировать ]
Барельеф, Христианская Нубия, Британский музей, Галерея Египта и Нубии, Лондон, Англия, Великобритания. Полная индексированная коллекция фотографий на WorldHistoryPics.com.

Дальше на юг Куш вступил в меройский период (середина III века до н.э. – середина IV века нашей эры). Столица переехала из Напаты в Мероэ в Верхней Нубии. Вдали от культов традиционной египетской религии мероитские кушиты создали новый пантеон, в котором были сосредоточены нубийские божества и местные обычаи с небольшим египетским влиянием. Апедемак , бог-защитник львов, и его супруга Амесеми стали самыми выдающимися божествами. Аман был изображен держащим в руках предметы, связанные с Апедемаком, такие как суверенные стрелы, подчеркивая, что Апедемак имел большее влияние в Мероэ. Тем не менее, Аман по-прежнему оставался олицетворением нубийских богов с головой барана, в то время как Исида была поглощена и стала олицетворением традиционных нубийских богинь. [3]

Кушитские правители также перенаправили свое внимание на защиту своих границ от захватчиков. В 319 г. до н.э. Птолемей I отправил армию для нападения на Куш. [3] В 270-х годах до нашей эры Птолемей II вторгся в Нубию и разбил Кушское королевство, получив доступ к кушитской территории и контроль над прибыльными месторождениями золота в регионе, известном как Додекасойнос . [21] Торговля между кушитами и египтянами продолжалась, поскольку Куш продолжал добывать боевых слонов, которые были важны для Птолемеев. [3]

Римская империя (30 г. до н. э. – 641 г. н. э.) в конечном итоге завоевала Египет после того, как Цезарь Август победил Юлия Цезаря и Клеопатру VII . [22] [3] Во время римского правления произошел еще больший религиозный и политический отход от традиционных египетских обычаев в Египте. Римские императоры сохранили свои первоначальные титулы, положив конец использованию титула фараона и исторической связи правителя с египетскими и кушитскими божествами. В Египте также создавались императорские культы в честь Августа, но его отождествляли с Зевсом и другими олимпийскими богами. [23] [17] В 25 г. до н.э. Аманиренас , кушитский кандаке , командовал армией численностью около 30 000 нубийских воинов и сумел предотвратить экспансию Римской империи на Нубию. Она была первой из длинной линии Кандаке, которая правила и защищала Куш. [24] Несмотря на влияние захватчиков Египта, кушиты продолжали поддерживать культы коренных нубийских божеств. [3]

К середине IV века Королевство Куш пало. Нубийцы, не имея функционирующего королевства и, возможно, отчаянно пытаясь сохранить тот небольшой контроль, который у них остался над торговлей слоновой костью, напали на Аксумское королевство . При царе Эзане Аксум ответил большой военной силой и разграбил Мероэ около 350 года нашей эры. [25] [26] В V веке Нубия разделилась на три новых королевства: Нобатия (ок. 350–590 гг. н.э.) со столицей в Фарасе , Макурия (ок. 5 в.–1518) со столицей в Донголе и Алодия (ок. 6 в.–1518 г.) со столицей в Донголе и Алодия (ок. 6 в.–1518). ок. 1500 г.) со столицей в Собе . [26] Около 580 года нашей эры эти королевства обратились в христианство. [3] Храм Тахарки ремонтируется и включает в себя церковь. [3] Фарас также стал религиозным центром христианских нубийских епископов. [26] С приходом христианства большинство храмов, посвященных коренным кушитским божествам, были заменены церквями и монастырями, посвященными Яхве . [3] Практика захоронения также изменилась: от в стиле Кермана каменных кругов , в стиле Меджаю пан-могил и в мероитском стиле курганов с погребальным инвентарем к в христианском стиле прямоугольным могилам без погребального инвентаря и с крестом или небольшим надгробием наверху. [3] [27]

Божества

[ редактировать ]
Безопасный (также называемый Аша Рену , Амен , Амон и Гем Атон ). Он был богом с головой барана, волнистыми и завитыми рогами, который изображался носящим большой солнечный диск . Его имя переводится как «Найден солнечный диск». [3] [28]
Кредиты Названо в официальной надписи из Каранога , больше информации о божестве обнаружено не было. [3]
Он сказал Лунная и супруга Апедемака, ее часто Мероэ богиня неба изображали в коротком курчавом афро и головном уборе, увенчанном двумя соколами и полумесяцем. [3] [29] В храме Амана в Наке ее изображение было вырезано на стеле рядом с Аманишахето из Мероэ и Апедемака. [30]
Анхур (также называемый Онурис ) Бог охоты и войны, который был супругой Мехита или Атари , когда она была связана с Тефнут в мотиве « Далекой Богини » в период Амарны . [3] [31] Считается, что он был богом, который охотился на Око Ра в Нубии и возвращал ее обратно к Ра. [32]
Сын (также называемый Анукис ) Бог божественной защиты с головой барана, связанный с водой. Она также была частью триады с Сатисом и Хнумом. В совокупности они рассматривались как источник ежегодного разлива Нила. Ее культ находился в Каве, где она выступает как супруга Амана и соратница Сатис. [3] Она образует триаду Элефантины с Сатис и Хенму. [3] [32]
Апедемак Бог-лев войны , и защиты изображавшийся с головой льва, часто несущий большие луки и стрелы, когда он предлагал пленников и дурру (просо) правящему кору (королю). Урожаи свидетельствуют о том, что у него также есть лунные аспекты. [3] [33] Его также изображают идущими на поводках слонами и львами. [3]
Пусть он закончит Лунный бог, считавшийся нубийским эквивалентом Хонсу . [3]
Аренснуфис (возможно, называемый Табо ) Бог пустыни с львиной головой войны и охотника, которого часто использовали в паре с Сабомакалом. Их изображения часто размещались над входами в храмы, подчеркивая их роль хранителей. В человеческом облике он также «носил короткий килт , высокую корону из перьев и божественную бороду». Родом из Нубии, он имел храм в Филах и был связан с Дедвен, Исидой и Ануром. [3] [32]
Аритен Названо в официальной надписи из Каранога, больше информации о божестве обнаружено не было. [3]
Атари (также называемая Хатор ) «Хозяйка Бога», богиня неба, солнца и женственности. [34] ее часто изображают в виде коровы , символизируя ее материнский и небесный аспект, хотя ее наиболее распространенной формой была женщина, носящая головной убор из коровьих рогов и солнечного диска. [35] [36] Ее также можно было представить в виде львицы , кобры или платана . [37]
ставки Богиня-кошка, первоначально она изображалась как богиня-львица плодородия и защиты. [38] Ее известность в Нубии намного превосходила ее известность в Египте, что позволяет предположить, что она, возможно, имела нубийское происхождение или ее коренной нубийский эквивалент. Храм Бастет в Таре (также называемый Пер-Баст) часто посещали недавно коронованные правители, а амулеты с ее изображением также были найдены в захоронениях нубийских королевских особ, что свидетельствует о ее важности для защиты монархии. [3] [38]
Бес Бог, связанный с защитой нубийских женщин во время родов, его изображение было найдено в маммиси , или храме божественного рождения. Его известность в Куше намного превосходила его известность в Египте, что позволяет предположить, что он, возможно, имел нубийское происхождение или его коренной нубийский эквивалент. [3] Его египетские титулы «Повелитель Пунта » и «Правитель Нубии» также подчеркивают начало существования в Нубии. Он также был изображен с Атари, которая также связана с родами. [3]
Рождение «Божественный брат» Мерула , он изображен с телом сокола и человеческой головой. Больше информации о нем не обнаружено. [3]
Дедвен (также называемый Дедун ) Изображенный как бог-лев-защитник , он впервые упоминается в Текстах египетских пирамид как нубийский бог благовоний, который сжигал благовония при рождении членов королевской семьи. [39] [40] Из-за того, что он использовал благовония, он также ассоциировался с удачей, процветанием и богатством . Храм Осириса-Дедвена (700 г. н.э.) в Джебель-Баркале , построенный по просьбе Атланерса , показал, что Аман-Ре трансформировался в Осириса-Дедвена. Впоследствии он стал участвовать в защите умерших нубийских членов королевской семьи. [41]
Немедленно Бог с головой сокола. [3]
Хенму (также называемый Хнум с головой барана ) Бог мужественности и плодородия изначально был нубийским богом, который вылепил людей из глины, а затем поместил их во чрево матери, чтобы они родились на земле. Он образует триаду Элефантины с Анакой и Сатис . [32]
Сделайте перерыв Названо в официальной надписи из Каранога, больше информации о божестве обнаружено не было. [3]
завиток (также называемый Мандулис и Мелул ) Бог солнца, изображавшийся как бог с телом сокола и человеческой головой и «божественный брат» Брейта. Он вновь появился во время римского периода, когда появился у ворот храма Дендур, где император Август преподносил ему и Аренснуфису подношения. [3] [42] храм Калабша . Ему также был посвящен [3]
Маш Названо в официальной надписи из Каранога, больше информации о божестве обнаружено не было. [3]
Мехит Лунная богиня-лев во время раннего династического периода (31250-2613 гг. до н. э.) в Нубии и супруга Анхура. Ее часто изображают в виде лежащей львицы с тремя палками, торчащими из-за ее спины. Ее также называют «Далекой Богиней». [32]
Менхит Солнечную и защитную богиню нубийского происхождения часто изображают в виде лежащей львицы. В одной из версий мотива «Далекая Богиня» говорится, что Глаз Ра либо становится Менхитом, либо рождает его. [32]
Что (также называемая Мехит) Меройская богиня-лев войны нубийского происхождения часто ассоциировалась с луной и часто изображалась в виде рычащей львицы. [3] [32] Некоторые источники идентифицируют ее как героиню мотива «Далекая богиня», а не Мехит. В одной легенде Око Ра бежит из Египта. Ее коллега Ра посылает другого бога выследить ее в Нубии, где она превращается в львицу. Когда ее возвращают к Ра, она либо становится Менхитом, либо рождает его. Говорят, что после этого она стала супругой Анура. [32]
Сабомакал (также называемый Себиумекер ) Меройский бог-лев-защитник, возможно, возник как верховный бог в додинастической Нубии, где он был связан с деторождением и плодородием. [32] Позже он стал львиноголовым богом пустыни войны и охотника, которого часто использовали в паре с Аренснуфисом. Их изображения часто размещались над входами в храмы, подчеркивая их роль хранителей. В человеческом облике его также изображали «носящим короткий килт , двойную египетскую корону и божественную бороду». [3] [32] [43]
Достаточно Богиня божественной защиты с головой барана, ассоциировавшаяся с водой. [3] Ее также изображали в виде женщины в Белой короне Верхнего Египта с рогами антилопы. [32] Ее также почитали как богиню войны, охоты и плодородия. [44] Ее первый храм был построен в период Накады III на Элефантине, где она была связана с разливом Нила . Она также была частью Элефантинской триады вместе с Анакой и Хенму. [3] [32] Во времена Среднего царства Ментухотеп II также построил храм в ее честь. [3] Она связана с Оком Ра и мотивом «Далекая Богиня». [32]
Так (также называемая Исида ) [45] «Хозяйка Куша» и «Хозяйка Неба, Земли и Подземного мира», она была всеобъемлющей матерью и богиней-защитницей. Она была поглощена образом местных нубийских богинь-матерей и стала олицетворением Королевы-Матери и Кандаке Куша. [46] Ее нубийский культ был сосредоточен в Филах, но у нее также были храмы, расположенные по всему королевству. Ее также называли Верет-Кекау , что переводится как «Великая магия» и ассоциировалось с нубийскими оракулами и магией. [46] [47] В соответствии с коренными нубийскими обычаями кушиты совершали паломничество к ее храму в Филах. [46]
  1. ^ Марк, Джошуа Дж. (26 февраля 2018 г.). «Королевство Куш» . Энциклопедия всемирной истории . Проверено 25 сентября 2023 г.
  2. ^ Jump up to: а б с Уильямс, Брюс Б. (2011). «Отношения между Египтом и Нубией в период Накада». В Титере, Эмили (ред.). До пирамид: истоки египетской цивилизации (PDF) (1-е изд.). Чикаго: Издательство Чикагского университета. стр. 87–91. ISBN  978-1-885923-82-0 .
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак с как в В из хорошо топор является тот нет бб до нашей эры др. быть Фишер, Марджори М.; Лаковара, Питер; Икрам, Салима; Д'Аурия, Сью; Йеллин, Дженис В.; Кноблаух, Кристиан (2012). Древняя Нубия: африканские королевства на Ниле . Каир, Египет: Американский университет в Каире Press. С. 14–17, 20–25, 33–36, 38–40, 62, 124–127, 129–131, 132–135, 139, 177, 223, 296, 367, 388, 394, 406–408, 411. ИСБН  9789774164781 .
  4. ^ « Ожерелье «Пан Могила» . www.brooklynmuseum.org . Проверено 25 сентября 2023 г.
  5. ^ Jump up to: а б Кендалл, Тим (1999). «Происхождение государства Напатан: Эль Курру и свидетельства королевских предков». В Вениге, Штеффен (ред.). Мероитика: Studien Zum Antiken Sudan . Германия: Харрасовиц Ферлаг · Висбаден. п. 65. ИСБН  978-3-447-04139-3 .
  6. ^ Маккензи, Дональд А. (1907). Египетские мифы и легенды: (с историческим повествованием, заметками о расовых проблемах, сравнительными убеждениями и т. д.) . Независимо опубликовано. п. 312. ИСБН  978-1-6733-4385-4 .
  7. ^ Фрам, Эккарт (12 июня 2017 г.). «Неоассирийский период (ок. 1000–609 до н. Э.)» . Спутник Ассирии . Джон Уайли и сыновья. п. 187. ИСБН  978-1-4443-3593-4 .
  8. ^ Новотный, Джейми (2018). «Походы Ашшурбанипала». В Бреретоне, Гарет (ред.). Я Ашшурбанипал: царь мира, царь Ассирии . Лондон: Темза и Гудзон. п. 199. ИСБН  978-0-500-48039-7 .
  9. ^ Петри, Уильям Мэтью Флиндерс; Махаффи, Джон Пентленд; Милн, Джозеф Графтон; Лейн-Пул, Стэнли (1905). История Египта Том. 3: От XIX до XXX династий (5-е изд.). Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера. стр. 307–308.
  10. ^ Древние ближневосточные тексты, относящиеся к Ветхому Завету, с дополнениями . Издательство Принстонского университета. 1978. ISBN  978-0-691-03532-1 . JSTOR   j.ctt19wccw4 .
  11. ^ Липшиц, Одед (2005). Падение и возвышение Иерусалима: Иудея под вавилонским правлением . Айзенбрауны. п. 16. ISBN  978-1-57506-095-8 .
  12. ^ Роутон, МБ (1951). « Иеремия и смерть Иосии ». Журнал ближневосточных исследований . 2 (10): 128–130. doi : 10.1086/371028 S2CID   162308322
  13. ^ Брайант, Пьер (23 июня 2002 г.). От Кира до Александра: История Персидской империи . Пенн Стейт Пресс. стр. 52–55. ISBN  978-1-57506-574-8 .
  14. ^ Ульрих Вилькен (1967). Александр Великий . WW Нортон и компания. п. 146. ISBN   978-0-393-00381-9
  15. ^ Хирши, Ной Кальвин (1909). Артаксеркс III Ох и его правление: с особым вниманием к источникам Ветхого Завета (PDF) . Чикаго: Издательство Чикагского университета. стр. 34–35. ISBN  978-1-01-828943-4 .
  16. ^ Гилли, Дон Л.; Уортингтон, Ян (2010). « Александр Македонский, Македония и Азия ». В Ройсмане, Джозеф; Уортингтон, Ян (ред.). Спутник Древней Македонии . Оксфорд: Уайли-Блэквелл. стр. 186. ISBN   978-1-4051-7936-2
  17. ^ Jump up to: а б Пфайффер, Стефан (2019). «Успешный правитель и имперский культ» . В Вандорпе, Кательейн (ред.). Спутник греко-римского и позднеантичного Египта (1-е изд.). Хобокен, Нью-Джерси: John Wiley & Sons. стр. 429–438. дои : 10.1002/9781118428429.ch27 . ISBN  978-1-118-42840-5 . S2CID   193089548 .
  18. ^ Стротман, Р. (2009). « Элинистический королевский двор » (PDF). Мнемозина . 62 (1): 168 дои : 10,1163/156852509X340291 . hdl : 1874/386645 . S2CID 154234093 .
  19. ^ «Древний Египет | История, правительство, культура, карта и факты | Британника» . www.britanica.com . 04.09.2023 . Проверено 24 сентября 2023 г.
  20. ^ Хёлбль, Гюнтер (2001). История империи Птолемеев . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. стр. 94-98. ISBN   0-415-20145-4
  21. ^ Бурштейн, Стэнли Майер (2007). Царствование Клеопатры (1-е изд.). Норман, ОК: Университет Оклахомы Пресс. стр. 6–7. ISBN  978-0-8061-3871-8 .
  22. ^ Грант, Майкл (1972). Клеопатра . Лондон: Вайденфельд и Николсон. стр. 5–6. ISBN  978-0-297-99502-9 .
  23. ^ Риггс, Кристина (2012). «Императорский культ в Египте» . Оксфордский справочник по римскому Египту . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 83–87, 98. ISBN.  978-0-19-957145-1 .
  24. ^ Мора, Кай (23 марта 2022 г.). «Нубийская царица, которая дала отпор армии Цезаря» . History.com . Проверено 25 сентября 2023 г.
  25. ^ Уэлсби, Дерек А. (1996). Королевство Куш: Напатанская и Мероитская империи . Попечители Британского музея. стр. 64–65. ISBN  978-0-7141-0986-2 .
  26. ^ Jump up to: а б с Картрайт, Марк. «Королевство Аксум» . Энциклопедия всемирной истории . Проверено 25 сентября 2023 г.
  27. ^ Хафсаас-Цакос, Генриетта (2010). «Между Кушем и Египтом: народы C-группы Нижней Нубии во время Среднего царства и второго промежуточного периода» . В Лайтаре, Адам; Годлевский, Влодзимеж (ред.). Между катарактами: материалы 11-й конференции по нубийским исследованиям, Варшавский университет, 27 августа - 2 сентября 2006 г. Том. 2: Документы сессии. Варшава, Польша: Издательство Варшавского университета. стр. 392–394. ISBN  9788323507475 .
  28. ^ Асанте, Молефи Кете; Мазама, Ама (2009). Энциклопедия африканской религии . Таузенд-Оукс, Калифорния: SAGE Publications, Inc. 37. ИСБН  978-1-4129-3636-1 .
  29. ^ Рилли, Клод; Воогт, Алекс де (2012). Мероитский язык и письменность . Издательство Кембриджского университета. п. 185. ИСБН  9781139560535 . Проверено 23 января 2019 г.
  30. ^ Хрунер. «Кэндис Аманишахето из Мероэ» . Энциклопедия всемирной истории . Проверено 25 сентября 2023 г.
  31. ^ Флеминг, Фергюс; Лотиан, Алан (1997). Путь в вечность: египетский миф . Книги Время-Жизнь. п. 56. ИСБН  978-0-7054-3503-1 .
  32. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Марк, Джошуа Дж. «Египетские боги. Полный список» . Энциклопедия всемирной истории . Проверено 25 сентября 2023 г.
  33. ^ Кукерц, Жозефина; Ловассер, Анжелика (2019). Введение в религию Куша . Германия: JH Röll GmbH. стр. 115–118. ISBN  978-3-89754-543-4 .
  34. ^ Трой, Лана (1986). Образцы королевской власти в древнеегипетских мифах и истории . Лос-Анджелес, Калифорния: Альмквист и Викселл. стр. 53–54. ISBN  978-91-554-1919-6 .
  35. ^ Фишер, Генри Джордж (1962). «Культ и ном богини Летучей мыши» . Журнал Американского исследовательского центра в Египте . 1 :7–18. дои : 10.2307/40000855 . ISSN   0065-9991 . JSTOR   40000855 .
  36. ^ Рихтер, Барбара Энн (2012). Теология Хатхор из Дендеры: слуховые и визуальные методы письма в святилище Пер-вер (докторская диссертация). Калифорнийский университет в Беркли.
  37. ^ Пинч, Джеральдин (2004). Египетская мифология: Путеводитель по богам, богиням и традициям Древнего Египта . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 129–130. ISBN  978-0-19-517024-5 .
  38. ^ Jump up to: а б «Храм Бастет» . Министерство древностей Египта . Проверено 25 сентября 2023 г.
  39. ^ Крисман, Пирс Пол; Ямамото, Кей (2019). «Африканская торговля благовониями и ее влияние на Египет фараонов» . Африканский археологический обзор . 36 (3): 347–365. дои : 10.1007/s10437-019-09348-8 . ISSN   0263-0338 . JSTOR   45219182 . S2CID   202317837 .
  40. ^ Лихтейм, Мириам (1975). Древнеегипетская литература, Том 1 . Лондон, Англия: Издательство Калифорнийского университета. ISBN  978-0-520-02899-9 .
  41. ^ Кендалл, Тимоти; Ахмед Мохамед, Эль-Хасан (2016). « Путеводитель по храмам Джебель Баркал » (PDF) . Миссия NCAM Джебель Баркал. Хартум: Судан. Нубийская организация археологического развития (Катар-Судан). 94-99.
  42. ^ Нок, Артур Дарби (1934). «Видение Мандулиса Айона» . Гарвардское теологическое обозрение . 27 (1): 56. дои : 10.1017/S0017816000021398 . ISSN   0017-8160 . JSTOR   1508171 . S2CID   163057156 .
  43. ^ «Нубийское царство Куш, соперник Египта» . История . 15 ноября 2016 г. Архивировано из оригинала 20 марта 2021 года . Проверено 25 сентября 2023 г.
  44. ^ Уилкинсон, Ричард Х. (2003), «Сатис», Полное собрание богов и богинь Древнего Египта , Лондон: Темза и Гудзон, стр. 164–6 , ISBN  0-500-05120-8 .
  45. ^ Шарлатан, Иоахим Фридрих (2018). «Что такое жрец Эсе, Вусы и Исиды в египетском и нубийском мире?» . В Гаспарини, Валентино; Веймирс, Ричард (ред.). Индивиды и материалы в греко-римских культах Исиды: агенты, образы и практики, Vol. 1 . Бостон · Лейден: Brill. стр. 108–109. ISBN  978-90-04-38134-6 .
  46. ^ Jump up to: а б с Фишер, Марджори М.; Лаковара, Питер; Икрам, Салима; Д'Аурия, Сью; Йеллин, Дженис В.; Кноблаух, Кристиан (2012). Древняя Нубия: африканские королевства на Ниле . Каир, Египет: Американский университет в Каире Press. С. 14–17, 20–25, 33–36, 38–40, 62, 124–127, 129–131, 132–135, 139, 177, 223, 296, 367, 388, 394, 406–408, 411. ИСБН  9789774164781 .
  47. ^ Марк, Джошуа Дж. «Египетские боги. Полный список» . Энциклопедия всемирной истории . Проверено 25 сентября 2023 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 44bf8210fd842e13237d648985fd4864__1720806900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/44/64/44bf8210fd842e13237d648985fd4864.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Kushite religion - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)