Кушитская религия
Кушитская религия — традиционная система верований и пантеон божеств, связанных с древними нубийцами , которые основали Королевство Куш на земле Нубии (также известной как Та-Сети ) на территории современного Судана . [1] [2]
В периоды Раннего Династии и Старого Царства усиление контактов между Египтом и Нубией посредством военных кампаний повлияло на нубийскую культуру. К Среднему царству нубийцы имели больший контроль над своей территорией, а некоторые интегрировались в египетское общество. Основание Кушского королевства со столицей в Керме ознаменовало важный период, когда нубийцы сохраняли свои особые религиозные обряды, несмотря на египетское доминирование, как видно из тщательно продуманных захоронений классического периода Кермы (около 1750-1450 гг. до н. э.).
В период Нового царства Нубия снова попала под контроль Египта, но позже объединилась под руководством таких лидеров, как король Алара и король Кашта, что привело к созданию «Второго королевства Куш». В эту эпоху произошла интеграция нубийских и египетских божеств. После падения Двадцать пятой династии нубийские религиозные обряды сохранялись под различными иностранными господствами. В меройский период столица переехала в Мероэ, и центр внимания сместился на местные божества, такие как Апедемак . К середине IV века обращение региона в христианство ознаменовало конец традиционной кушитской религии.
История
[ редактировать ]Несмотря на непосредственную близость к Древнему Египту , цивилизации, которая практиковала то, что многие историки считают одной из самых обширных религиозных систем в древнем мире, кушиты обладали собственным сложным пантеоном. [3] Из-за отсутствия нубийских текстов и артефактов до их взаимодействия с египтянами большая часть ранней нубийской религии все еще неясна. К счастью, археологи обнаружили многие элементы их практики через захоронения групп А, Напата , группы С , Кермы , а также через письмена после того, как многие нубийцы переняли египетский язык в период Напатана . [3]
Докушская культура
[ редактировать ]Раскопки ранних нубийских обществ также выявили намеки на то, как их повседневная жизнь сильно влияла на их духовные убеждения. Культура группы А (ок. 3700–2800 гг. до н. э.) свидетельствует о приручении животных, земледелии, сложной керамике, отполированной до красного и черного цвета, а также прекрасных амулетах, статуэтках и ожерельях из слоновой кости. [3] Эти товары были также найдены в захоронениях на кладбище L группы терминала А в Кустуле и позволяют предположить, что у нубийцев в Нижней Нубии также были ритуальные практики, независимые от древнеегипетской религии . Материалы, составляющие погребальные принадлежности, также показали, что нубийцы регулярно торговали с Египтом и народами Западной Азии , которые видели в Нубии «коридор в Африку к югу от Сахары» и ее экзотические товары из черного дерева, хвостов жирафа, слонов, камней, страусиных яиц. , и т. д. [3] Археолог Брюс Уильямс пришел к выводу, что большая часть ранней додинастической культуры , которую часто приписывают Египту, также имеет нубийское происхождение. Он утверждал, что Нубия развила свою собственную сложную династическую культуру, которая не была имитацией Египта, и что оба возникающих королевства «принадлежали к «великому восточноафриканскому субстрату». [2]
Часть серии о |
Кушитская религия |
---|
Категория |
В раннединастический период (ок. 3050–2685 до н. э.) и в период Старого царства (ок. 2685–2150 до н. э.) стремление Египта контролировать Нубию, ее прибыльные торговые пути и золотые рудники привело к военной кампании в Нубии, что привело к увеличению контактов между народами. [2] [3] Культура группы C возникла около 2300 г. до н.э. Археологические раскопки выявили каменные круглые могилы «с умершими в согнутом положении, окруженными погребальным инвентарем» на ранней стадии развития культуры. На следующем этапе захоронения подверглись быстрой «египетизации» с появлением прямоугольных могил и египетского погребального инвентаря. Помимо группы C, в биографии гробницы Пепи I, написанной Вени Старшим, раскрыты названия шести других нубийских королевств: Меджа, Вават, Ям, Иртджет и Седжу. [3]
К Первому промежуточному периоду (около 2150–2008 гг. До н.э.) и началу периода Среднего царства (около 2009–1760 гг. До н.э.) Нубия имела полный контроль над своей землей и заключила мир с Египтом. Нубийцы также жили и работали на землях своего соседа. Некоторые ученые полагают, что существуют даже свидетельства того, что нубийцы женились и стали частью египетской монархии. [3] Говорят, что фараон Ментухотеп II и его царица супруга - Кемсит имели нубийское происхождение из-за назначения им нубийских лучников в египетскую армию и изображений ее с черным или розовым лицом. Но именно Ментухотеп II возобновил интерес Египта к контролю над всей Нубией. В начале Двенадцатой династии это наконец совершил Аменемхет I , который также, возможно, имел нубийское происхождение. [3]
Основание Куша
[ редактировать ]«Первое царство Куш » со столицей в Керме впервые упоминается в египетских писаниях во времена Двенадцатой династии. Однако до сих пор неясно, был ли Куш централизованной доминирующей силой, объединявшей Нубию, или же по всей Нубии существовали небольшие независимые государства. В то время как контроль Египта над Нубией продолжался и во Второй промежуточный период (около 1685-1550 гг. до н.э.), керманская культура продемонстрировала решимость нубийцев распространять свои коренные, нубийские верования. [3] От периода ранней Кермы (около 2500–2050 гг. до н. э.) до периода классической Кермы (около 1750–1450 гг.) Они укрепили свою практику захоронения. В Керме умерших хоронили в больших, сложных, круглых курганах . Их клали на коровьи шкуры или кровати и располагали на боку «в согнутом положении, лицом на север, головой на восток, а ногами на запад». [3] Их также одевали в набедренные повязки или заворачивали в овечьи шкуры, окружали погребальным инвентарем: оружием, украшениями, зеркалами, сосудами с водой, глиняной посудой и другими личными вещами. В Медже умерших хоронили в «неглубоких круглых могилах» или могилах с погребальным инвентарем, состоящим из луков и стрел, черепов крупного рогатого скота, керамики и украшений. [3]
В период Нового царства (около 1550–1077 гг. до н. э.) Яхмос I и Тутмос I возобновили кампанию в Нубии, которая длилась восемьдесят восемь лет. Считается, что эти сражения закончились примерно в 1460 году до нашей эры, когда Нубия снова полностью перешла под контроль Египта. Нубийцы подняли серию восстаний, чтобы освободиться от Египта, большинство из которых потерпели неудачу. [3] К Третьему переходному периоду (ок. 1076-723 гг. до н.э.) Напата считалась одним из наиболее значительных торговых центров Старого Света , а Нубия была разделена на независимые культуры. Царь Алара (ок. 785-765 до н. э.) объединил Нубию от Верхней Нубии до Третьего порога и образовал «Второе царство Куш». Царь Кашта (ок. 765-753 до н.э.) расширил королевство, включив в него Нижнюю Нубию и Фивы . Их завоевания проложили путь царю Пианхи (также называемому Пийе) к завоеванию всего Египта и основанию Двадцать пятой династии (ок. 722–655/53 до н. э.), что положило начало Позднему периоду (ок. 722–332 до н. э.). ). [3] В эту эпоху некоторые аспекты нубийской религии начали подвергаться очередной «египтизации». Ранее существовавшие нубийские божества, которые были связаны с египетскими божествами, взяли имена своих египетских аналогов, но сохранили свои нубийские характеристики, создав новую иконографию. [3] Гробница Алары (ок. начало-середина VIII в. до н. э. ) и другие захоронения первой династии Напатана представляют собой традиционное нубийское царское захоронение с египетскими элементами. [3] [5]
Кендалл отметил, что обитательница Ку.9 (вероятно, Алара):
- «...был похоронен в традиционном нубийском стиле, лежа на кровати и помещенный в небольшую закрытую боковую камеру у подножия вертикальной шахты, видимая надстройка гробницы включала в себя многие египетские черты. Вершина, кажется, была украшена грубо отлитая полая бронзовая статуя ба ... В часовне находился простой каменный стол для подношений в египетском стиле, а стены часовни были украшены грубым барельефом. В одном блоке сохранилось то, что казалось верхней частью. мужская голова, в короне с надстройкой и лентами и петлевидным орнаментом над лбом, подражающим урею ... » [5]
Египетские божества также начали подвергаться «нубизации» в Египте. [3] Первоначально египтяне изображали Амана как мужчину с человеческой головой, но в Новом царстве и Египет, и Куш изображали его как мужчину с головой барана, изображение, очень напоминающее местных нубийских божеств воды и плодородия с головой барана, которым первоначально поклонялись в Египте. Керма . [3] Хотя хорошо документировано, что нубийцы поклонялись египетским богам, таким как Аман (также называемый Амен и Гем Атон) и Исида , артефакты также показали, что египтяне также поклонялись нубийским божествам, таким как Дедвен (также называемый Дедун) и Менхит . [3] Есть также божества, которые были «общи» на границе Нижней Нубии и Верхнего Египта и считались одновременно нубийскими и египетскими, такие как Бес , Бастет , Сатис и Анака . [3] Некоторые историки предполагают, что Бес и Бастет имеют нубийское происхождение. [3] [6]
Падение 25-й династии Египта.
[ редактировать ]Примерно в 655/53 г. до н.э. Королевство Куш потеряет свою власть над территориями к северу от Нижней Нубии, что ознаменует Двадцать пятую династию как последних кушитских правителей Египта. Начиная с позднего периода , Куш и Египет прошли через столетия правления различных правителей, которые ассимилировали кушитскую/египетскую культуру и оставили свои собственные следы. ( Неоассирийская империя ок. 671–663 до н. э.) начала завоевание при Асархаддоне. [7] и в конце концов победил фараона Тахарку (690–664 до н.э.) при Ашшурбанипале . [8] попал под власть Псамтика I. Завоеванный Египет Когда его правление закончилось, кушитское влияние на Египет официально прекратилось. [3] Во время ассирийского правления разграбление Фив привело к разрушению многочисленных храмов, посвященных кушитским и египетским божествам. [9] [10] Остаток ассирийского правления был отмечен завоевательными войнами против вавилонян и мидян (ок. 626–609 до н.э.). [11] В этот период египетские цари снова получили контроль над королевством, поскольку Ассирийская империя пришла в упадок. [12]
Позднее Египет был завоеван Ахеменидской (Персидской) империей (ок. 524–330 до н. э.) при Камбисе II , основателе Двадцать седьмой династии (ок. 525–404 до н. э.). [13] [14] Под персидским правлением Камбис II и Ох (также называемый Артаксерксом III) преследовали последователей традиционной египетской религии . Оба, как известно, инструктировали своих охранников грабить храмы, грабить города, красть религиозные тексты и убивать священных животных. [15] В эллинистический греческий период Египет был завоеван Макадонской империей (ок. 332–323 до н.э.) при Александре Македонском . [16] [3] Вместо того чтобы позиционировать себя как завоеватель, Александр провозгласил себя «освободителем» Египта. Это подразумевало, что Греция была здесь, чтобы освободить египетский народ из лап старых египетских фараонов и пантеона. Еще больше умаляя роль египетских божеств в государственных делах, культ Александра связывал его с греческими богами Зевсом и Аполлоном, а не с Амоном и Ра . [17] После смерти Александра династия Птолемеев (305–30 до н. э.) завоевала контроль над Египтом под властью Птолемея I и его сына Птолемея II . [3] [18] [19] В греческом пантеоне продолжали доминировать культы Птолемеев, с которыми были связаны Птолемей I и его династия. [20]
Кушитская религия после Египта
[ редактировать ]Дальше на юг Куш вступил в меройский период (середина III века до н.э. – середина IV века нашей эры). Столица переехала из Напаты в Мероэ в Верхней Нубии. Вдали от культов традиционной египетской религии мероитские кушиты создали новый пантеон, в котором были сосредоточены нубийские божества и местные обычаи с небольшим египетским влиянием. Апедемак , бог-защитник львов, и его супруга Амесеми стали самыми выдающимися божествами. Аман был изображен держащим в руках предметы, связанные с Апедемаком, такие как суверенные стрелы, подчеркивая, что Апедемак имел большее влияние в Мероэ. Тем не менее, Аман по-прежнему оставался олицетворением нубийских богов с головой барана, в то время как Исида была поглощена и стала олицетворением традиционных нубийских богинь. [3]
Кушитские правители также перенаправили свое внимание на защиту своих границ от захватчиков. В 319 г. до н.э. Птолемей I отправил армию для нападения на Куш. [3] В 270-х годах до нашей эры Птолемей II вторгся в Нубию и разбил Кушское королевство, получив доступ к кушитской территории и контроль над прибыльными месторождениями золота в регионе, известном как Додекасойнос . [21] Торговля между кушитами и египтянами продолжалась, поскольку Куш продолжал добывать боевых слонов, которые были важны для Птолемеев. [3]
Римская империя (30 г. до н. э. – 641 г. н. э.) в конечном итоге завоевала Египет после того, как Цезарь Август победил Юлия Цезаря и Клеопатру VII . [22] [3] Во время римского правления произошел еще больший религиозный и политический отход от традиционных египетских обычаев в Египте. Римские императоры сохранили свои первоначальные титулы, положив конец использованию титула фараона и исторической связи правителя с египетскими и кушитскими божествами. В Египте также создавались императорские культы в честь Августа, но его отождествляли с Зевсом и другими олимпийскими богами. [23] [17] В 25 г. до н.э. Аманиренас , кушитский кандаке , командовал армией численностью около 30 000 нубийских воинов и сумел предотвратить экспансию Римской империи на Нубию. Она была первой из длинной линии Кандаке, которая правила и защищала Куш. [24] Несмотря на влияние захватчиков Египта, кушиты продолжали поддерживать культы коренных нубийских божеств. [3]
К середине IV века Королевство Куш пало. Нубийцы, не имея функционирующего королевства и, возможно, отчаянно пытаясь сохранить тот небольшой контроль, который у них остался над торговлей слоновой костью, напали на Аксумское королевство . При царе Эзане Аксум ответил большой военной силой и разграбил Мероэ около 350 года нашей эры. [25] [26] В V веке Нубия разделилась на три новых королевства: Нобатия (ок. 350–590 гг. н.э.) со столицей в Фарасе , Макурия (ок. 5 в.–1518) со столицей в Донголе и Алодия (ок. 6 в.–1518 г.) со столицей в Донголе и Алодия (ок. 6 в.–1518). ок. 1500 г.) со столицей в Собе . [26] Около 580 года нашей эры эти королевства обратились в христианство. [3] Храм Тахарки ремонтируется и включает в себя церковь. [3] Фарас также стал религиозным центром христианских нубийских епископов. [26] С приходом христианства большинство храмов, посвященных коренным кушитским божествам, были заменены церквями и монастырями, посвященными Яхве . [3] Практика захоронения также изменилась: от в стиле Кермана каменных кругов , в стиле Меджаю пан-могил и в мероитском стиле курганов с погребальным инвентарем к в христианском стиле прямоугольным могилам без погребального инвентаря и с крестом или небольшим надгробием наверху. [3] [27]
Божества
[ редактировать ]Безопасный | (также называемый Аша Рену , Амен , Амон и Гем Атон ). Он был богом с головой барана, волнистыми и завитыми рогами, который изображался носящим большой солнечный диск . Его имя переводится как «Найден солнечный диск». [3] [28] |
---|---|
Кредиты | Названо в официальной надписи из Каранога , больше информации о божестве обнаружено не было. [3] |
Он сказал | Лунная и супруга Апедемака, ее часто Мероэ богиня неба изображали в коротком курчавом афро и головном уборе, увенчанном двумя соколами и полумесяцем. [3] [29] В храме Амана в Наке ее изображение было вырезано на стеле рядом с Аманишахето из Мероэ и Апедемака. [30] |
Анхур | (также называемый Онурис ) Бог охоты и войны, который был супругой Мехита или Атари , когда она была связана с Тефнут в мотиве « Далекой Богини » в период Амарны . [3] [31] Считается, что он был богом, который охотился на Око Ра в Нубии и возвращал ее обратно к Ра. [32] |
Сын | (также называемый Анукис ) Бог божественной защиты с головой барана, связанный с водой. Она также была частью триады с Сатисом и Хнумом. В совокупности они рассматривались как источник ежегодного разлива Нила. Ее культ находился в Каве, где она выступает как супруга Амана и соратница Сатис. [3] Она образует триаду Элефантины с Сатис и Хенму. [3] [32] |
Апедемак | Бог-лев войны , и защиты изображавшийся с головой льва, часто несущий большие луки и стрелы, когда он предлагал пленников и дурру (просо) правящему кору (королю). Урожаи свидетельствуют о том, что у него также есть лунные аспекты. [3] [33] Его также изображают идущими на поводках слонами и львами. [3] |
Пусть он закончит | Лунный бог, считавшийся нубийским эквивалентом Хонсу . [3] |
Аренснуфис | (возможно, называемый Табо ) Бог пустыни с львиной головой войны и охотника, которого часто использовали в паре с Сабомакалом. Их изображения часто размещались над входами в храмы, подчеркивая их роль хранителей. В человеческом облике он также «носил короткий килт , высокую корону из перьев и божественную бороду». Родом из Нубии, он имел храм в Филах и был связан с Дедвен, Исидой и Ануром. [3] [32] |
Аритен | Названо в официальной надписи из Каранога, больше информации о божестве обнаружено не было. [3] |
Атари | (также называемая Хатор ) «Хозяйка Бога», богиня неба, солнца и женственности. [34] ее часто изображают в виде коровы , символизируя ее материнский и небесный аспект, хотя ее наиболее распространенной формой была женщина, носящая головной убор из коровьих рогов и солнечного диска. [35] [36] Ее также можно было представить в виде львицы , кобры или платана . [37] |
ставки | Богиня-кошка, первоначально она изображалась как богиня-львица плодородия и защиты. [38] Ее известность в Нубии намного превосходила ее известность в Египте, что позволяет предположить, что она, возможно, имела нубийское происхождение или ее коренной нубийский эквивалент. Храм Бастет в Таре (также называемый Пер-Баст) часто посещали недавно коронованные правители, а амулеты с ее изображением также были найдены в захоронениях нубийских королевских особ, что свидетельствует о ее важности для защиты монархии. [3] [38] |
Бес | Бог, связанный с защитой нубийских женщин во время родов, его изображение было найдено в маммиси , или храме божественного рождения. Его известность в Куше намного превосходила его известность в Египте, что позволяет предположить, что он, возможно, имел нубийское происхождение или его коренной нубийский эквивалент. [3] Его египетские титулы «Повелитель Пунта » и «Правитель Нубии» также подчеркивают начало существования в Нубии. Он также был изображен с Атари, которая также связана с родами. [3] |
Рождение | «Божественный брат» Мерула , он изображен с телом сокола и человеческой головой. Больше информации о нем не обнаружено. [3] |
Дедвен | (также называемый Дедун ) Изображенный как бог-лев-защитник , он впервые упоминается в Текстах египетских пирамид как нубийский бог благовоний, который сжигал благовония при рождении членов королевской семьи. [39] [40] Из-за того, что он использовал благовония, он также ассоциировался с удачей, процветанием и богатством . Храм Осириса-Дедвена (700 г. н.э.) в Джебель-Баркале , построенный по просьбе Атланерса , показал, что Аман-Ре трансформировался в Осириса-Дедвена. Впоследствии он стал участвовать в защите умерших нубийских членов королевской семьи. [41] |
Немедленно | Бог с головой сокола. [3] |
Хенму | (также называемый Хнум с головой барана ) Бог мужественности и плодородия изначально был нубийским богом, который вылепил людей из глины, а затем поместил их во чрево матери, чтобы они родились на земле. Он образует триаду Элефантины с Анакой и Сатис . [32] |
Сделайте перерыв | Названо в официальной надписи из Каранога, больше информации о божестве обнаружено не было. [3] |
завиток | (также называемый Мандулис и Мелул ) Бог солнца, изображавшийся как бог с телом сокола и человеческой головой и «божественный брат» Брейта. Он вновь появился во время римского периода, когда появился у ворот храма Дендур, где император Август преподносил ему и Аренснуфису подношения. [3] [42] храм Калабша . Ему также был посвящен [3] |
Маш | Названо в официальной надписи из Каранога, больше информации о божестве обнаружено не было. [3] |
Мехит | Лунная богиня-лев во время раннего династического периода (31250-2613 гг. до н. э.) в Нубии и супруга Анхура. Ее часто изображают в виде лежащей львицы с тремя палками, торчащими из-за ее спины. Ее также называют «Далекой Богиней». [32] |
Менхит | Солнечную и защитную богиню нубийского происхождения часто изображают в виде лежащей львицы. В одной из версий мотива «Далекая Богиня» говорится, что Глаз Ра либо становится Менхитом, либо рождает его. [32] |
Что | (также называемая Мехит) Меройская богиня-лев войны нубийского происхождения часто ассоциировалась с луной и часто изображалась в виде рычащей львицы. [3] [32] Некоторые источники идентифицируют ее как героиню мотива «Далекая богиня», а не Мехит. В одной легенде Око Ра бежит из Египта. Ее коллега Ра посылает другого бога выследить ее в Нубии, где она превращается в львицу. Когда ее возвращают к Ра, она либо становится Менхитом, либо рождает его. Говорят, что после этого она стала супругой Анура. [32] |
Сабомакал | (также называемый Себиумекер ) Меройский бог-лев-защитник, возможно, возник как верховный бог в додинастической Нубии, где он был связан с деторождением и плодородием. [32] Позже он стал львиноголовым богом пустыни войны и охотника, которого часто использовали в паре с Аренснуфисом. Их изображения часто размещались над входами в храмы, подчеркивая их роль хранителей. В человеческом облике его также изображали «носящим короткий килт , двойную египетскую корону и божественную бороду». [3] [32] [43] |
Достаточно | Богиня божественной защиты с головой барана, ассоциировавшаяся с водой. [3] Ее также изображали в виде женщины в Белой короне Верхнего Египта с рогами антилопы. [32] Ее также почитали как богиню войны, охоты и плодородия. [44] Ее первый храм был построен в период Накады III на Элефантине, где она была связана с разливом Нила . Она также была частью Элефантинской триады вместе с Анакой и Хенму. [3] [32] Во времена Среднего царства Ментухотеп II также построил храм в ее честь. [3] Она связана с Оком Ра и мотивом «Далекая Богиня». [32] |
Так | (также называемая Исида ) [45] «Хозяйка Куша» и «Хозяйка Неба, Земли и Подземного мира», она была всеобъемлющей матерью и богиней-защитницей. Она была поглощена образом местных нубийских богинь-матерей и стала олицетворением Королевы-Матери и Кандаке Куша. [46] Ее нубийский культ был сосредоточен в Филах, но у нее также были храмы, расположенные по всему королевству. Ее также называли Верет-Кекау , что переводится как «Великая магия» и ассоциировалось с нубийскими оракулами и магией. [46] [47] В соответствии с коренными нубийскими обычаями кушиты совершали паломничество к ее храму в Филах. [46] |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Марк, Джошуа Дж. (26 февраля 2018 г.). «Королевство Куш» . Энциклопедия всемирной истории . Проверено 25 сентября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Уильямс, Брюс Б. (2011). «Отношения между Египтом и Нубией в период Накада». В Титере, Эмили (ред.). До пирамид: истоки египетской цивилизации (PDF) (1-е изд.). Чикаго: Издательство Чикагского университета. стр. 87–91. ISBN 978-1-885923-82-0 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак с как в В из хорошо топор является тот нет бб до нашей эры др. быть Фишер, Марджори М.; Лаковара, Питер; Икрам, Салима; Д'Аурия, Сью; Йеллин, Дженис В.; Кноблаух, Кристиан (2012). Древняя Нубия: африканские королевства на Ниле . Каир, Египет: Американский университет в Каире Press. С. 14–17, 20–25, 33–36, 38–40, 62, 124–127, 129–131, 132–135, 139, 177, 223, 296, 367, 388, 394, 406–408, 411. ИСБН 9789774164781 .
- ^ « Ожерелье «Пан Могила» . www.brooklynmuseum.org . Проверено 25 сентября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Кендалл, Тим (1999). «Происхождение государства Напатан: Эль Курру и свидетельства королевских предков». В Вениге, Штеффен (ред.). Мероитика: Studien Zum Antiken Sudan . Германия: Харрасовиц Ферлаг · Висбаден. п. 65. ИСБН 978-3-447-04139-3 .
- ^ Маккензи, Дональд А. (1907). Египетские мифы и легенды: (с историческим повествованием, заметками о расовых проблемах, сравнительными убеждениями и т. д.) . Независимо опубликовано. п. 312. ИСБН 978-1-6733-4385-4 .
- ^ Фрам, Эккарт (12 июня 2017 г.). «Неоассирийский период (ок. 1000–609 до н. Э.)» . Спутник Ассирии . Джон Уайли и сыновья. п. 187. ИСБН 978-1-4443-3593-4 .
- ^ Новотный, Джейми (2018). «Походы Ашшурбанипала». В Бреретоне, Гарет (ред.). Я Ашшурбанипал: царь мира, царь Ассирии . Лондон: Темза и Гудзон. п. 199. ИСБН 978-0-500-48039-7 .
- ^ Петри, Уильям Мэтью Флиндерс; Махаффи, Джон Пентленд; Милн, Джозеф Графтон; Лейн-Пул, Стэнли (1905). История Египта Том. 3: От XIX до XXX династий (5-е изд.). Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера. стр. 307–308.
- ^ Древние ближневосточные тексты, относящиеся к Ветхому Завету, с дополнениями . Издательство Принстонского университета. 1978. ISBN 978-0-691-03532-1 . JSTOR j.ctt19wccw4 .
- ^ Липшиц, Одед (2005). Падение и возвышение Иерусалима: Иудея под вавилонским правлением . Айзенбрауны. п. 16. ISBN 978-1-57506-095-8 .
- ^ Роутон, МБ (1951). « Иеремия и смерть Иосии ». Журнал ближневосточных исследований . 2 (10): 128–130. doi : 10.1086/371028 S2CID 162308322
- ^ Брайант, Пьер (23 июня 2002 г.). От Кира до Александра: История Персидской империи . Пенн Стейт Пресс. стр. 52–55. ISBN 978-1-57506-574-8 .
- ^ Ульрих Вилькен (1967). Александр Великий . WW Нортон и компания. п. 146. ISBN 978-0-393-00381-9
- ^ Хирши, Ной Кальвин (1909). Артаксеркс III Ох и его правление: с особым вниманием к источникам Ветхого Завета (PDF) . Чикаго: Издательство Чикагского университета. стр. 34–35. ISBN 978-1-01-828943-4 .
- ^ Гилли, Дон Л.; Уортингтон, Ян (2010). « Александр Македонский, Македония и Азия ». В Ройсмане, Джозеф; Уортингтон, Ян (ред.). Спутник Древней Македонии . Оксфорд: Уайли-Блэквелл. стр. 186. ISBN 978-1-4051-7936-2
- ^ Jump up to: а б Пфайффер, Стефан (2019). «Успешный правитель и имперский культ» . В Вандорпе, Кательейн (ред.). Спутник греко-римского и позднеантичного Египта (1-е изд.). Хобокен, Нью-Джерси: John Wiley & Sons. стр. 429–438. дои : 10.1002/9781118428429.ch27 . ISBN 978-1-118-42840-5 . S2CID 193089548 .
- ^ Стротман, Р. (2009). « Элинистический королевский двор » (PDF). Мнемозина . 62 (1): 168 дои : 10,1163/156852509X340291 . hdl : 1874/386645 . S2CID 154234093 .
- ^ «Древний Египет | История, правительство, культура, карта и факты | Британника» . www.britanica.com . 04.09.2023 . Проверено 24 сентября 2023 г.
- ^ Хёлбль, Гюнтер (2001). История империи Птолемеев . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. стр. 94-98. ISBN 0-415-20145-4
- ^ Бурштейн, Стэнли Майер (2007). Царствование Клеопатры (1-е изд.). Норман, ОК: Университет Оклахомы Пресс. стр. 6–7. ISBN 978-0-8061-3871-8 .
- ^ Грант, Майкл (1972). Клеопатра . Лондон: Вайденфельд и Николсон. стр. 5–6. ISBN 978-0-297-99502-9 .
- ^ Риггс, Кристина (2012). «Императорский культ в Египте» . Оксфордский справочник по римскому Египту . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 83–87, 98. ISBN. 978-0-19-957145-1 .
- ^ Мора, Кай (23 марта 2022 г.). «Нубийская царица, которая дала отпор армии Цезаря» . History.com . Проверено 25 сентября 2023 г.
- ^ Уэлсби, Дерек А. (1996). Королевство Куш: Напатанская и Мероитская империи . Попечители Британского музея. стр. 64–65. ISBN 978-0-7141-0986-2 .
- ^ Jump up to: а б с Картрайт, Марк. «Королевство Аксум» . Энциклопедия всемирной истории . Проверено 25 сентября 2023 г.
- ^ Хафсаас-Цакос, Генриетта (2010). «Между Кушем и Египтом: народы C-группы Нижней Нубии во время Среднего царства и второго промежуточного периода» . В Лайтаре, Адам; Годлевский, Влодзимеж (ред.). Между катарактами: материалы 11-й конференции по нубийским исследованиям, Варшавский университет, 27 августа - 2 сентября 2006 г. Том. 2: Документы сессии. Варшава, Польша: Издательство Варшавского университета. стр. 392–394. ISBN 9788323507475 .
- ^ Асанте, Молефи Кете; Мазама, Ама (2009). Энциклопедия африканской религии . Таузенд-Оукс, Калифорния: SAGE Publications, Inc. 37. ИСБН 978-1-4129-3636-1 .
- ^ Рилли, Клод; Воогт, Алекс де (2012). Мероитский язык и письменность . Издательство Кембриджского университета. п. 185. ИСБН 9781139560535 . Проверено 23 января 2019 г.
- ^ Хрунер. «Кэндис Аманишахето из Мероэ» . Энциклопедия всемирной истории . Проверено 25 сентября 2023 г.
- ^ Флеминг, Фергюс; Лотиан, Алан (1997). Путь в вечность: египетский миф . Книги Время-Жизнь. п. 56. ИСБН 978-0-7054-3503-1 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Марк, Джошуа Дж. «Египетские боги. Полный список» . Энциклопедия всемирной истории . Проверено 25 сентября 2023 г.
- ^ Кукерц, Жозефина; Ловассер, Анжелика (2019). Введение в религию Куша . Германия: JH Röll GmbH. стр. 115–118. ISBN 978-3-89754-543-4 .
- ^ Трой, Лана (1986). Образцы королевской власти в древнеегипетских мифах и истории . Лос-Анджелес, Калифорния: Альмквист и Викселл. стр. 53–54. ISBN 978-91-554-1919-6 .
- ^ Фишер, Генри Джордж (1962). «Культ и ном богини Летучей мыши» . Журнал Американского исследовательского центра в Египте . 1 :7–18. дои : 10.2307/40000855 . ISSN 0065-9991 . JSTOR 40000855 .
- ^ Рихтер, Барбара Энн (2012). Теология Хатхор из Дендеры: слуховые и визуальные методы письма в святилище Пер-вер (докторская диссертация). Калифорнийский университет в Беркли.
- ^ Пинч, Джеральдин (2004). Египетская мифология: Путеводитель по богам, богиням и традициям Древнего Египта . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 129–130. ISBN 978-0-19-517024-5 .
- ^ Jump up to: а б «Храм Бастет» . Министерство древностей Египта . Проверено 25 сентября 2023 г.
- ^ Крисман, Пирс Пол; Ямамото, Кей (2019). «Африканская торговля благовониями и ее влияние на Египет фараонов» . Африканский археологический обзор . 36 (3): 347–365. дои : 10.1007/s10437-019-09348-8 . ISSN 0263-0338 . JSTOR 45219182 . S2CID 202317837 .
- ^ Лихтейм, Мириам (1975). Древнеегипетская литература, Том 1 . Лондон, Англия: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-02899-9 .
- ^ Кендалл, Тимоти; Ахмед Мохамед, Эль-Хасан (2016). « Путеводитель по храмам Джебель Баркал » (PDF) . Миссия NCAM Джебель Баркал. Хартум: Судан. Нубийская организация археологического развития (Катар-Судан). 94-99.
- ^ Нок, Артур Дарби (1934). «Видение Мандулиса Айона» . Гарвардское теологическое обозрение . 27 (1): 56. дои : 10.1017/S0017816000021398 . ISSN 0017-8160 . JSTOR 1508171 . S2CID 163057156 .
- ^ «Нубийское царство Куш, соперник Египта» . История . 15 ноября 2016 г. Архивировано из оригинала 20 марта 2021 года . Проверено 25 сентября 2023 г.
- ^ Уилкинсон, Ричард Х. (2003), «Сатис», Полное собрание богов и богинь Древнего Египта , Лондон: Темза и Гудзон, стр. 164–6 , ISBN 0-500-05120-8 .
- ^ Шарлатан, Иоахим Фридрих (2018). «Что такое жрец Эсе, Вусы и Исиды в египетском и нубийском мире?» . В Гаспарини, Валентино; Веймирс, Ричард (ред.). Индивиды и материалы в греко-римских культах Исиды: агенты, образы и практики, Vol. 1 . Бостон · Лейден: Brill. стр. 108–109. ISBN 978-90-04-38134-6 .
- ^ Jump up to: а б с Фишер, Марджори М.; Лаковара, Питер; Икрам, Салима; Д'Аурия, Сью; Йеллин, Дженис В.; Кноблаух, Кристиан (2012). Древняя Нубия: африканские королевства на Ниле . Каир, Египет: Американский университет в Каире Press. С. 14–17, 20–25, 33–36, 38–40, 62, 124–127, 129–131, 132–135, 139, 177, 223, 296, 367, 388, 394, 406–408, 411. ИСБН 9789774164781 .
- ^ Марк, Джошуа Дж. «Египетские боги. Полный список» . Энциклопедия всемирной истории . Проверено 25 сентября 2023 г.