Схватить
18 ° 32' с.ш. 31 ° 50' в.д. / 18,53 ° с.ш. 31,84 ° в.д.
| ||||||
нпи Схватить [1] в иероглифах | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Напата / ˈ n æ p ə ə t / [2] ( Древнеегипетский Npt , Npy ; Меройский Напа ; Древнегреческий : Νάπατα [3] и Напаита [4] ) — город древнего Куша у четвертого порога Нила, основанный египетским культом Амона для египетских паломников, данным его, как предполагается, египетским названием. Он расположен примерно в 1,5 километрах от восточного берега реки на месте современной Каримы, Судан .
Напата была самым южным постоянным поселением в Новом Египетском царстве (16–11 вв. до н. э.) и домом для Джебель Баркала , главного кушитского культового центра Амона . Когда-то это была столица Двадцать пятой династии Египта , а после ее падения в 663 г. до н. э., Королевства Куш . В 593 году до нашей эры он был разграблен египтянами, а кушитская столица была перенесена в Мероэ . Даже после этого переезда Напата продолжала оставаться главным религиозным центром королевства. [5] Город был во второй раз разграблен римлянами в 23 г. до н.э., но был перестроен и продолжал оставаться важным центром культа Амона . [6]
Термины «Напата» или «период Напатана» также могут относиться к кушитскому государству с момента его возникновения около 750 г. до н.э. до 270 г. до н.э., когда Напата окончательно потеряла свое символическое значение как место царских захоронений Мероэ. Последующий период кушитской истории вплоть до распада царства называется меройским. [7]
Ранняя история
[ редактировать ]
| |||
ДНЯО Схватить [1] в иероглифах | |||
---|---|---|---|
Напата была основана Тутмосом III в 15 веке до нашей эры после завоевания им Куша. Поскольку египтяне считали, что разлив Нила приравнивается к Сотворению мира, расположение Напаты как самой южной точки империи привело к тому, что она стала важным религиозным центром и поселением. [5] В начале 18-й династии Джебель-Баркал , одинокий холм из песчаника, стал центром египетской культовой религии как резиденция их государственного бога Амона Карнакского. В тени Джебель-Баркала был построен религиозный центр под названием Карнак, а поселение, возникшее в этом районе, стало известно как Напата.
В 1075 году до нашей эры верховный жрец Амона в Фивах , столице Египта, стал достаточно могущественным, чтобы ограничить власть фараона Смендеса после Рамессидов из Двадцать первой династии над Верхним Египтом . Это было начало Третьего промежуточного периода (1075–664 гг. До н.э.). Фрагментация власти в Египте позволила кушитам восстановить автономию, поскольку они все больше отдалялись от фиванского духовенства. Они основали Королевство Куш с центром в Напате. Стела, воздвигнутая в Напате в восьмом веке, изображает кушитского царя (титул которого был выбит) как единственного правителя, узаконенного богом Амоном, назначавшего царей и ливийских вождей, которые в то время делили Египет и получали свою легитимность от генералов. ' осмотрительность. [8]
Напатанский период
[ редактировать ]В 750 г. до н. э. Напата была развитым городом, в то время как Египет все еще страдал от политической нестабильности. Кашта , чье имя в переводе с египетского означает «кушит», воспользовался этим и напал на Верхний Египет. Его политику проводили его преемники Пийе и Шабака (721–707 до н.э.), которые в конечном итоге на втором году своего правления поставили всю долину Нила под кушитский контроль. В целом кушитские цари правили Верхним Египтом примерно одно столетие, а всем Египтом — примерно 57 лет, с 721 по 664 год до нашей эры. Они составляют Двадцать пятую династию в Манефона «Египтиаке» . Более того, этих кушитских царей поддерживало духовенство Амона в Фивах и считали, что на их власть претендовали через Амона из Джебель-Баркала и Амона из Карнака. [2] В искусстве они изображены носящими особый тип короны-тюбетейки, напоминающей форму Джебель Баркала, которая была призвана показать, как они черпали свою силу из этой «Чистой горы». [5]
Воссоединенная египетская империя при 25-й династии была такой же большой, как и со времен Нового царства, и положила начало эпохе Возрождения. [9] Религия, искусство и архитектура были восстановлены в своих формах Старого, Среднего и Нового Царства. Фараоны, такие как Тахарка , строили или реставрировали храмы и памятники по всему Нилу, в том числе в Мемфисе , Карнаке , Каве , Джебель-Баркале и других местах. [10]
Ассирийское вторжение и конец Двадцать пятой династии
[ редактировать ]Правление фараона Тахарки и его возможного преемника, его двоюродного брата Тантамани , было наполнено постоянными конфликтами с Неоассирийской империей . Около 670 г. до н. э. император Асархаддон (681–669 до н. э.) завоевал Нижний Египет, но позволил существовать там местным царствам, чтобы привлечь их в качестве своих союзников против кушитских правителей Верхнего Египта , которые были приняты с неохотой.
Когда царь Ашурбанипал сменил Асархаддона , кушитский царь Тахарка убедил некоторых правителей Нижнего Египта порвать с ассирийцами. Однако Ассурбанипал одолел коалицию. Он назначил Нехо I правителем Мемфиса и Саиса . Нехо был первым царем Двадцать шестой династии (664–525 до н. э.) Египта, также известной как «Династия Сайте».
В 664 г. до н. э. ассирийцы нанесли последний удар, разграбив Фивы и Мемфис. В том же году Тахарка умер. Новый кушитский царь Тантамани (664–653 до н. э.) убил Нехо I в том же году, когда тот пытался вторгнуться в Нижний Египет. Однако Тантамани не смог победить ассирийцев, которые поддержали сына Нехо, Псамтика I. Тантамани в конце концов отказался от своей попытки завоевать Нижний Египет и отступил в Напату. Однако его власть над Верхним Египтом признавалась до 656 г. до н. э., когда Псамтик I отправил в Верхний Египет военно-морской флот и сумел поставить под свой контроль весь Египет.
25-я династия закончилась отступлением ее правителей в Напату. Именно там (в Эль-Курру и Нури ) похоронены все фараоны 25-й династии под первыми пирамидами, которые увидела долина Нила со времен Среднего царства . [11] [12] [13]
Династия Напатан продолжала править кушитским государством, которое процветало в Напате и Мероэ, по крайней мере, до второго века нашей эры.
Позднее Напатанское королевство
[ редактировать ]Напата оставалась центром Кушского королевства еще два поколения, с 650-х по 590 г. до н.э. Его экономика была в основном основана на золоте, а Египет 26-й династии был важным экономическим союзником.
Архитектура Напатана , картины, письменность и другие художественные и культурные формы были выполнены в стиле Куша. Практиковались египетские погребальные обычаи, включая возрождение здания пирамиды. Также нескольким древнеегипетским божествам поклонялись . Самым важным богом был Амон , фиванское божество. Храм Амона и Храм Мут были самыми важными в Напате, расположенном у подножия Джебель-Баркала . [14]
После завоевания Египта Ахеменидами Напата потеряла свое экономическое влияние. Сам регион Напатан высыхал, что привело к сокращению численности скота и сельского хозяйства. Набег Ахеменидов серьезно повлиял на Напату в 591 г. до н. э. Наконец, Напата уступала роль экономического капитала Мероэ. Остров Мероэ , полуостров, образованный Нилом и рекой Атбара , был территорией, богатой железом, которое становилось важным источником богатства. Мероэ в конечном итоге стал столицей Королевства Куш, что привело к отказу от Напаты.
В 23 г. до н. э. губернатор римского Египта Гай Петроний вторгся в Куш с 10 000 человек после первоначального нападения царицы Мерои, сравнявшей Напату с землей. В Res Gestae Divi Augusti («Деяния божественного Августа») Август утверждает, что «проникновение было произведено до города Напата, который находится рядом с Мероэ. [15]
После римского разграбления Напата была восстановлена королем Натакамани , который отремонтировал храм Амона и построил дворец. Позже это место было заброшено, его постройки разграблены и разрушены. Есть косвенные доказательства того, что это могло быть результатом религиозных изменений. [16]
Археология места
[ редактировать ]Американские археологи Джордж А. Рейснер обнаружили в двух тайниках в общей сложности десять полных (или почти полных) статуй. Эти статуи изображали Тахарку и нескольких его преемников, в том числе Танветамани , Сенкаманискена, Анламани и Аспельту . Это открытие было частично случайным, поскольку Райснер случайно наткнулся на первый тайник только во время поиска предполагаемой свалки. Несколько недель спустя второй тайник был найден в соседнем храме Амона с несколькими фрагментами, соответствующими статуям в первом тайнике. Вместе с фрагментами статуй во втором тайнике был обнаружен пепел, что навело Рейснера на мысль о том, что скульптуры были намеренно уничтожены. Считается, что из-за непосредственной близости статуи из тайников когда-то выставлялись в храме Амона. [17]
Самым ранним известным стоящим сооружением в Джебель-Баркале является Павильон интронизации, датируемый правлением Тутмоса IV . Это сооружение примыкает к скале Джебель Баркал, в результате чего несколько камнепадов повредили постройку в различных точках в третьем веке до нашей эры и первом веке нашей эры. Использование этого сооружения в XVIII династии неизвестно, хотя известно, что оно функционировало как павильон для царской интронизации в третьем веке до нашей эры. [18]
Культурные ссылки
[ редактировать ]Напата упоминается в Джузеппе Верди опере «Аида » (1871) в третьем акте, когда Амонасро использует Аиду, чтобы узнать, куда Радамес поведет свою армию.
Напата является местом действия большей части романа «Последний верблюд умер в полдень» египтолога Барбары Мерц под псевдонимом Элизабет Питерс.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Готье, Анри (1926). Словарь географических названий, содержащихся в иероглифических текстах . Полет. 3. п. 86-87 .
- ^ Jump up to: а б «Напата» в Словаре английского языка американского наследия (2020).
- ^ Страбон, География, §17.1.54
- ^ Стефан Византийский, Этника, §N469.1
- ^ Jump up to: а б с Кендалл, Тимоти (2016). Путеводитель по храмам Джебель Баркал . Хартум. п. 7.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Тимоти Кендалл (2001), «Напата», Дональд Б. Редфорд , Оксфордская энциклопедия Древнего Египта , Oxford University Press.
- ^ Ричард А. Лоббан , «Напата», Исторический словарь древней и средневековой Нубии (Пугало, 2004), стр. 274–276.
- ^ «Создатель ливийских королей и вождей, на стеле Напата в Хартумском музее, SNM 1851» .
- ^ Диоп, Шейх Анта (1974). Африканское происхождение цивилизации . Чикаго, Иллинойс: Книги Лоуренса Хилла. стр. 219–221 . ISBN 1-55652-072-7 .
- ^ Бонне, Чарльз (2006). Нубийские фараоны . Нью-Йорк: Американский университет в Каире Press. стр. 142–154. ISBN 978-977-416-010-3 .
- ^ Мохтар, Г. (1990). Всеобщая история Африки . Калифорния, США: Издательство Калифорнийского университета. стр. 161–163. ISBN 0-520-06697-9 .
- ^ Эмберлинг, Джефф (2011). Нубия: Древние королевства Африки . Нью-Йорк: Институт изучения древнего мира. стр. 9–11. ISBN 978-0-615-48102-9 .
- ^ Сильверман, Дэвид (1997). Древний Египет . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 36–37 . ISBN 0-19-521270-3 .
- ^ Мироведческие исследования Древний мир Глава 3 Раздел 5 Страницы 100, 101 и 102
- ^ Август, «Деяния божественного Августа», Исследование европейского прошлого: тексты и изображения , второе издание, изд. Тимоти Э. Грегори (Мейсон: Томсон, 2008), 119.
- ^ Алессандро Роккати (2003), «Напата, разрушенный город: метод грабежа», в изд. М. Ливерани, « Засушливые земли в римские времена: материалы международной конференции» (Рим, 9–10 июля 2001 г.) ( Флоренция: All'insegna del Giglio), стр. 59–64.
- ^ Кендалл, Тимоти (2016). Путеводитель по храмам Джебель Баркал . стр. 67–75.
- ^ Кендалл, Тимоти (2016). Путеводитель по храмам Джебель Баркал . стр. 90–93.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Фредерик Колен, Создатель ливийских королей и вождей, на стеле Напата в Хартумском музее, SNM 1851 , Лабораторная тетрадь по египетской археологии, 6 мая 2020 г., https://clae.hypotheses.org/189 , консультация 21 мая , 2020.
- Хорнунг, Эрик . 1999. История Древнего Египта: Введение . Перевод с немецкого Дэвида Лортона. Основы истории Египта . Нью-Йорк, США: Издательство Корнельского университета. ISBN 0-8014-8475-8 .
- Грималь, Николас. 1992. История Древнего Египта . Перевод с французского Иэна Шоу . История Древнего Египта . Оксфорд, Великобритания: Издательство Blackwell. ISBN 0-631-17472-9 .
- Бьянки, Роберт Стивен. 1994. Нубийцы: народ Древнего Нила . Коннектикут, США: Millbrook Press. ISBN 1-56294-356-1 .
- Тейлор, Джон. 1991. Египет и Нубия . Лондон, Великобритания: Издательство Британского музея. ISBN 0-674-24130-4 .
- ЮНЕСКО . 2003. Всеобщая история Африки , том 2. Древние цивилизации Африки . Беркли, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0-435-94806-7 .