Королевство аль-Абваб
аль-Абваб | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
13–15/16 века? | |||||||||
Общие языки | Нубийский | ||||||||
Религия | Коптское православие ислам | ||||||||
Правительство | Монархия | ||||||||
• эт. 1276–1292 гг. | Адур | ||||||||
Историческая эпоха | Позднее Средневековье | ||||||||
• Независимость от Алодии | 13 век | ||||||||
• Последнее упоминание | 1367 | ||||||||
• Упразднено | 15-16 век? | ||||||||
| |||||||||
Сегодня часть | Судан |
Королевство аль-Абваб было средневековой нубийской монархией на территории современного центрального Судана . Первоначально самая северная провинция Алодии , она появилась как самостоятельное королевство с 1276 года. С тех пор она неоднократно фиксировалась в арабских источниках в связи с войнами между своим северным соседом Мукурией и египетским мамлюкским султанатом , где в основном выступала на стороне последнего. В 1367 году оно упоминается в последний раз, но на основании находок керамики было высказано предположение, что королевство продолжало существовать до 15, а может быть, даже и 16 века. Известно, что во время правления Фунджа короля Амары Дункаса ( годы правления 1504–1533/4 ) регион вошел в состав султаната Фундж .
Расположение
[ редактировать ]Местонахождение Аль-Абваба до сих пор точно не установлено. Аль-Асуани писал в 10 веке, что Атбара находилась в пределах аль-Абваба, но также подразумевал, что ее северная граница проходила дальше на север, у великой излучины Нила. В 1317 году аль-Абваб располагался вокруг места слияния Атбары и Нила, а в 1289 году было записано, что до него можно было добраться, пройдя три дня пути от острова Мограт , что позволяет предположить, что его северная граница проходила в непосредственной близости от Абу Хамада . [1] [а] В начале 20 века было отмечено, что суданцы использовали термин аль-Абваб для описания региона в окрестностях Мероэ . [3] Археолог Дэвид Эдвардс утверждает, что материальная культура долины Нила между Абу Хамадом, где Нил изгибается на запад, и Атбарой была связана с Макурией, а не с Алодией. [4]
История
[ редактировать ]Об истории аль-Абваба известно очень мало. [5] До обретения независимости это была самая северная провинция Алодии . [6] Судя по всему, провинцией управлял чиновник, назначенный королем Алодии. [7] Археологические данные из Собы , столицы Алодии, предполагают упадок города и, следовательно, возможно, всего королевства с 12 века. [8] Неизвестно, как аль-Абваб отделился от Алодии. [9] но к 1276 году оно появилось как независимое королевство [9] которая, по словам аль-Муфаддала , контролировала «обширные территории». [10] Это было упомянуто в связи с войной между Мукурией и мамлюкским султанатом : Давид Мукурийский напал на Айдхаб и Асуан , спровоцировав мамлюкского султана Бейбарса на ответный удар. В марте 1276 года последний достиг Донголы , где Давид потерпел поражение в бою. После этого он бежал в королевство аль-Абваб на юге. Однако Адур , король аль-Абваба, передал его мусульманам. [11] что, по мнению ан-Нувайри , произошло после того, как Адур победил Давида в бою и впоследствии захватил его в плен. [12] Аль-Муфаддал заявил, что выдал Давида, потому что боялся султана мамлюков. [10] В результате этой войны в Донголе был установлен марионеточный король-мамлюк. [13] и за ним присматривал ассасин из аль-Абваба. [14]
В 1286 году Адур упоминается снова. Записано, что он отправил посла к мамлюкскому султану, который не только преподнес ему подарки в виде слона и жирафа, но и выразил ему повиновение. [9] Кроме того, посол пожаловался на враждебность марионеточного короля мамлюков в Донголе. [15] В начале следующего года мамлюки отправили обратно посла. [16] Говорят, что в 1290 году Адур провел кампанию против короля Макурии по имени Ани, который бежал из страны в 1289 году. Однако далеко не ясно, кем был Ани: [17] в 1289 году королей Донголы звали Шемамун и Будемма . [18] Возможно, он был просто вождем. Помимо войны против Эни, Адур также участвовал в кампании против неназванного короля, который вторгся в землю Анай, возможно, имея в виду Алодию. Он утверждал, что, как только его кампании увенчаются успехом, весь Билад аль-Судан окажется под властью султана мамлюков. [19] В 1292 году король Макурии обвинил Адура в опустошении своей страны. [20]
В 1316 году мамлюки вновь вторглись в Мукурию, намереваясь заменить непокорного царя Каранбаса мусульманским монархом: Баршамбу . Каранбас бежал в аль-Абваб, но, как и 40 лет назад, король аль-Абваба схватил его и передал мамлюкам. [21] Год спустя аль-Абваб вступил в прямой контакт с мамлюками: армия мамлюков преследовала бедуинских разбойников через центральный Судан, следуя за ними до портового города Савакин , затем на запад до Атбары, по которой они следовали вверх по течению, пока не достигли Кассалы . В конечном итоге не сумев поймать кочевников, мамлюки двинулись обратно вниз по течению Атбары, пока не достигли Аль-Абваба. [22] Ан-Нувайри утверждал, что монарх аль-Абваба, слишком боясь встречи с армией, послал им провизию. Несмотря на это, армия мамлюков начала грабить страну в поисках еды, прежде чем, наконец, продолжить свой марш на Донголу. [23]
В XIV и XV веках бедуинские племена захватили большую часть Судана. [24] К 1367 году было зафиксировано, что мамлюкский султан переписывался с шейхом Джунайдом из арабского племени Джавабира , ветви Бану Икрима . [25] которые прибыли в Нубию во время вторжения мамлюков. [26] записал, Аль-Калкашанди что он проживал в аль-Абвабе вместе с шейхом другого арабского племени по имени Шариф. [27]
В источниках после XIV века об аль-Абвабе нет упоминаний. [28] Однако археологические данные из региона позволяют предположить, что аль-Абваб дожил до возникновения султаната Фундж , поскольку христианская керамика была найдена вместе с керамикой Фундж . [29] Таким образом, был сделан вывод, что государство «наверняка» процветало до XV, а возможно, даже до XVI века. [5] Во время правления первого короля Фунджа Амары Дункаса ( годы правления 1504–1533/4 ) суданская долина Нила на севере до Донголы была объединена под его властью. [30]
Религия
[ редактировать ]Аль-Кашканди писал в 1412 году, что король аль-Абваба имел титул, аналогичный титулу короля Армении , подразумевая, что аль-Абваб был христианским государством. Христианская керамика продолжала производиться в регионе до возникновения Фунджа. [29] С другой стороны, король Адур, вероятно, был мусульманином. [5] Ассасин, которому султан Бейбарс приказал присматривать за макурским марионеточным королем, был мусульманином -исмаилитом . [14] Бедуинские племена, наводнившие Нубию в XIV и XV веках, были мусульманами, хотя и лишь номинально. Тем не менее, они способствовали исламизации страны, вступая в брак с нубийцами. [31] Согласно суданским традициям, суфийский учитель прибыл в этот регион в 15 веке, причем некоторые утверждают, что он поселился в Бербере в 1445 году, а другие утверждают, что он поселился недалеко от аль-Махмии (к северу от Мероэ ) в конце 15 века. [32]
Аннотации
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Уэлсби 2014 , стр. 187–188.
- ^ Весенфельдер 2009 , стр. 93, 97.
- ^ Джевецкий 2011 , стр. 96.
- ^ Эдвардс 2004 , с. 224.
- ^ Jump up to: а б с Вернер 2013 , с. 127.
- ^ Заррог 1991 , стр. 21–22.
- ^ Зарруг 1991 , стр. 19, 97.
- ^ Уэлсби 2002 , с. 252.
- ^ Jump up to: а б с Уэлсби 2002 , с. 254.
- ^ Jump up to: а б Вантини 1975 , с. 499.
- ^ Уэлсби 2002 , стр. 243–244.
- ^ Вантини 1975 , с. 475.
- ^ Уэлсби 2002 , с. 244.
- ^ Jump up to: а б Хасан 1967 , с. 111.
- ^ Хасан 1967 , с. 129.
- ^ Хасан 1967 , с. 112.
- ^ Уэлсби 2002 , стр. 254–255.
- ^ Вернер 2013 , с. 125.
- ^ Хасан 1967 , с. 130.
- ^ Вернер 2013 , с. 126.
- ^ Хасан 1967 , стр. 118–119.
- ^ Хасан 1967 , стр. 76–78.
- ^ Вантини 1975 , стр. 491–492.
- ^ Хасан 1967 , с. 176.
- ^ Хасан 1967 , с. 144.
- ^ Хасан 1967 , с. 143.
- ^ Вантини 1975 , с. 577.
- ^ Адамс 1991 , с. 38.
- ^ Jump up to: а б Вернер 2013 , с. 159.
- ^ О'Фэи и Сполдинг 1974 , с. 28.
- ^ Хасан 1967 , с. 177.
- ^ Вернер 2013 , с. 156.
Ссылки
[ редактировать ]- Адамс, Уильям Ю. (1991). «Аль-Абваб» . В Азиз Сурья Атия (ред.). Коптская энциклопедия . Том. 1. Аспирантура Клермонтского университета. Школа религии. п. 38. ОСЛК 782061492 .
- Джевецкий, Мариуш (2011). «Южная граница королевства Мукурия в долине Нила» . Этюды и траво . XXIV . Институт средиземноморских и восточных культур: 93–107. ISSN 2084-6762 .
- Эдвардс, Дэвид (2004). Нубийское прошлое: археология Судана . Рутледж. ISBN 978-0415369879 .
- Хасан, Юсуф Фадл (1967). Арабы и Судан. С седьмого по начало шестнадцатого века . Эдинбургский университет. ОСЛК 33206034 .
- О'Фэйи, RS; Сполдинг, Дж. Л. (1974). Королевства Судана. Исследования по истории Африки Vol. 9 . Метуэн. ISBN 0-416-77450-4 .
- Вантини, Джованни (1975). Восточные источники о Нубии . Гейдельбергская академия наук. OCLC 174917032 .
- Уэлсби, Дерек (2002). Средневековые королевства Нубии. Язычники, христиане и мусульмане вдоль Среднего Нила . Британский музей. ISBN 978-0714119472 .
- Уэлсби, Дерек (2014). «Королевство Альва». У Джули Р. Андерсон; Дерек А. Уэлсби (ред.). Четвертая катаракта и дальше: материалы 12-й Международной конференции по нубийским исследованиям . Питерс Паб. стр. 183–200. ISBN 978-9042930445 .
- Вернер, Роланд (2013). Христианство в Нубии. История и облик африканской церкви [«Христианство в Нубии. История и облик африканской церкви»] (на немецком языке). Лит . ISBN 978-3-643-12196-7 .
- Вешенфельдер, Петра (2009). «Керамика MOG048» (PDF) . Древний Судан. Объявления Суданского археологического общества в Берлине eV (на немецком языке). 20 . Суданское археологическое общество Берлина eV: 93–100. ISSN 0945-9502 .
- Зарруг, Мохи Эль-Дин Абдалла (1991). Королевство Альва . Университет Калгари. ISBN 978-0-919813-94-6 .