Гека (бог)
Взлеты и падения | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Имя иероглифами | Египетский : ḥk3w
| |||||||
Главный культовый центр | бодрствующий | |||||||
Генеалогия | ||||||||
Родители |
|
Часть серии о |
Древняя египетская религия |
---|
Портал Древнего Египта |
Гека ( / hɛkə ; / ; ) : древнеегипетский w ḥkꜣ ( [1] Коптский : ϩⲓⲕ хик ; [2] также транслитерируется Гекау ) был обожествлением магии . и медицины [3] в Древнем Египте . Название в переводе с египетского означает «магия». Согласно египетской литературе (текст Гроба, заклинание 261), Гека существовала «до того, как двойственность еще возникла » . Термин ḥk3 также использовался для обозначения практики магических ритуалов. [4]
Имя
[ редактировать ]Имя Хека идентично египетскому слову ḥkꜣ(w) «магия». Это иероглифическое написание включает в себя символ слова ка ( kꜣ ), древнеегипетского понятия жизненной силы. Из-за важности, придаваемой именам в Древнем Египте, Гека часто включалась в личные имена. Некоторые примеры включают: Хекави, Хекаф или просто Хека. Богиня Исида также иногда связана с Гекой, ее называют Верет Хекау , Великая Госпожа магии. [5]
Убеждения
[ редактировать ]Старого царства Тексты пирамид изображают Геку как сверхъестественную энергию, которой обладают боги. «Фараон-людоед» должен пожирать других богов, чтобы получить эту магическую силу. В конце концов, Гека был возведен в ранг самостоятельного божества, и возник культ, посвященный ему.
Мифы о сотворении мира
[ редактировать ]Ко времени « Текстов гробов » Гека, как говорят, была создана в начале времен создателем Атумом . Иногда также персонифицируется как бог-творец в виде мужчины или ребенка, а в некоторых изображениях держит двух змей. Хека также считается одной из трёх граней Творца наряду с сиа и ху . [6]
Общие мифы
[ редактировать ]Позже Гека изображается как часть картины божественного солнечного барка и как защитница Осириса в Дуате, способная ослеплять крокодилов.
Затем, во времена династии Птолемеев , роль Геки заключалась в том, чтобы провозгласить возведение на престол фараона как сына Исиды, держа его на руках. [7] [8]
Гека также появляется как часть божественной триады в Эсне римской столице Третьего нома Фиваиды , птолемеевской и Верхнего Египта , где он является сыном бараньеголового Хнума и череды богинь. Его матерью поочередно называли Небетуу (форма Хатхор ), львиноголовую Менхит и богиню-корову Мехет-Верет , прежде чем остановиться на Нейт , богине войны и матери. [9]
Веретекау, чье имя означает «обладающая великой магией», также иногда связывается с силой Хеки.
В роли египтолога Огдена Гоэлета (1994) [10] объясняет, что магия в Книге Мертвых проблематична: в тексте используются различные слова, соответствующие «магии», поскольку египтяне считали магию законной верой. Как объясняет Гоэлет:
Магия Хека включает в себя множество вещей, но, прежде всего, она тесно связана с речью и силой слова. В сфере египетской магии действия не обязательно говорили громче слов – зачастую это было одно и то же. Мысль, поступок, образ и сила теоретически объединены в понятии Хека .
- О. Гоэле (1994) [10]
Галерея
[ редактировать ]- Рельеф Геки в храме Эсны
- Хека (ḥkꜣ)
- Гека, держащая двух змей, пересекающих друг друга, с задней частью льва на штандарте, изображает его имя на голове в магической форме.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Projet Rosette — Подробности словаря» . projetrosette.info . Проверено 21 сентября 2017 г.
- ^ «Коптский онлайн-словарь» . corpling.uis.georgetown.edu . Проверено 21 сентября 2017 г.
- ^ «Хека, бог Египта» . Landofpyramids.org . Проверено 31 января 2018 г.
- ^ Мирецкий, Пол; Мейер (24 августа 2015 г.). Древняя магия и ритуальная сила . БРИЛЛ. п. 49. ИСБН 978-90-04-28381-7 .
- ^ Риггс, Кристина (2020). Древнеегипетская магия: практическое руководство . Темза и Гудзон. п. 23. ISBN 978-0-500-05212-9 .
- ^ Шоу, Гарри Дж. (2014). Египетские мифы. Путеводитель по древним богам и легендам . Темза и Гудзон. п. 27. ISBN 978-0-500-25198-0 .
- ^ Харт, Джордж (2005). Словарь египетских богов и богинь Рутледжа . Психология Пресс. п. 66. ИСБН 978-0415344951 . Проверено 22 июня 2016 г.
- ^ Дюнан, Франсуаза ; Зиви-Кош, Кристиан (2004). Боги и люди в Египте: 3000 г. до н.э. – 395 г. н.э. Издательство Корнельского университета. ISBN 978-0801441653 .
- ^ Найовиц, Симсон Р. (май 2003 г.). Египет, Ствол дерева . Том. Я: Современный обзор древней земли. Издательство Алгора. ISBN 9780875862347 .
- ^ Перейти обратно: а б Ани; и др. (1994) [1250 г. до н. э.]. Гоэлет, Огден младший (ред.). Египетская Книга Мертвых: Книга выхода днем . Перевод Фолкнера, Раймонда. предисловие Кэрол Эндрюс (1-е изд.). Сан-Франциско, Калифорния: Chronicle Books. п. 145. ИСБН 0811807673 .
Папирус Ани (царский писец божественных подношений), написанный и иллюстрированный около 1250 г. до н.э. неизвестными писцами и художниками, включая остаток глав книг мертвых, известных как Фиванская редакция, составленных на основе древних текстов, датированных возвращение к истокам египетской цивилизации