Jump to content

Книга ворот

Книга Врат ( араб . كتاب البوابات , латинизированная : Китаб аль-Баваабат ) — древнеегипетский погребальный текст, датируемый Новым Царством . [1] Книга Врат длинная и подробная, состоящая из ста сцен. [2] В нем рассказывается о переходе недавно умершей души в загробный мир, путешествующей вместе с богом Солнца Ра через подземный мир в ночные часы к его воскресению. Душе необходимо проходить через ряд «врат» в каждый час путешествия. Каждые ворота охраняются разными змеиными божествами, связанными с разными богинями . Важно, чтобы умерший знал имена каждого опекуна. Изображения суда над мертвыми показаны в последние три часа. Текст подразумевает, что некоторые люди пройдут невредимыми, а другие претерпят мучения в огненном озере. В конце путешествия Ра по подземному миру он снова появляется, чтобы снова занять свое место на небе. [3]

Ра на солнечном барке
Ра, путешествующий по подземному миру на своей барке, из копии Книги Врат в гробнице Рамзеса I ( KV16 ).
Часть сцены четвертого часа Книги Врат из КВ , гробница Рамсеса IV .

Текст не был назван египтянами. Название ей дал французский египтолог Гастон Масперо , который назвал ее «Livre de Portes» (Книга врат). Многие ученые изучили, расшифровали и перевели книгу Жана-Франсуа Шампольона Эрику Хорнунгу и Александру Пьянкову. Последние два служат для обозначения часов и делений соответственно. [4] [5]

Он был обнаружен в гробницах 19-й и 20-й династий, но первое обнаруженное появление было в 18-й династии , Хоремхебе, хотя эта версия неполная. [4] До своего появления в гробнице Хоремхеба Амдуат был широко используемым погребальным текстом среди членов королевской семьи в их гробницах. [6]

Появления

[ редактировать ]
КВ9 , Гробница Рамзеса V-VI. Четвертый коридор, украшение на левой стене: девятый отдел Книги Врат.

Различные сцены из Книги Врат были изображены во многих гробницах Нового царства, от Хоремхеба (1295 г. до н. э.) до Рамсеса VII (1130 г. до н. э.). У Сети I есть первая полная надпись, украшающая его саркофаг , а также первая половина книги, украшающая залы с колоннами его гробницы. [7]

У Хоремхеба есть самые ранние изображения Книги , украшающие стены его гробницы. Часы со второго по шестой изображены на стене его погребальной камеры. Это было важно, поскольку нарушало традиционное использование Амдуата, которое обычно изображалось на стенах погребальных камер до Хоремхеба. [4] [5]

Во многих гробницах частичные сцены из Книги Врат на стенах с колоннами начертаны Рамсеса II , как в гробнице . У других царей, таких как Рамсес VII, в их гробницах были изображены только избранные часы. [3]

Они также появляются в гробнице Сеннеджема , древней деревне художников и мастеров , , рабочего в деревне Дейр-эль-Медина строивших гробницы фараонов в Новом царстве . он также был выставлен в гробнице Тьянефера , жреца Амона . [3]

Книгу стало менее популярно отображать в гробницах людей нецарского происхождения. Они, как правило, изображали Книгу Мертвых , но рядом с ней нередко можно было найти Книгу Врат . В некоторых случаях изображались лишь несколько сцен вперемежку с Книгой Мертвых . [3] [4]

Отношения с Амдуатом

[ редактировать ]

тесно связана С «Книгой Врат» «Книга Амдуат » (также известная как «Книга потайных палат») . [8] который также рассказывает о путешествии Ра по подземному миру, однако с некоторыми отличиями. Она часто сопровождает Книгу Врат во многих гробницах, поскольку является путеводителем в путешествии души умершего и о том, с какими божествами она встретится в Подземном мире. По словам Мохамеда Рагеба Дардира, главное различие между книгами заключается в том, что Книга Врат действует как руководство об опасностях, с которыми столкнется умершая душа, и о том, что необходимо сделать, чтобы пройти через каждые врата, чтобы воскреснуть. Считается, что обе книги часто изображаются в гробницах, потому что сами по себе они не являются достаточным путеводителем для души, чтобы завершить свое путешествие с Ра. [6]

Самая большая разница между Книгой Врат и Амдуатом — это божества змеиных ворот, охраняющие дверной проем каждый час. Эти дверные проемы и змеи получают имена на протяжении всего путешествия, и их нужно назвать, чтобы перейти в следующий час. По другую сторону каждой двери находятся еще два стража и урея , излучающие огонь. [4] В «Книге выхода днем» также есть похожие дверные проемы в подземный мир. [7]

Боги, составляющие экипаж солнечной барки, отличаются от Амдуата до Книги Врат. В Амдуате солнечная барка больше, тогда как в «Книге врат» экипаж состоит из Геки и Сиа . Это единственные двое, кто находится в лодке с Ра на протяжении всего путешествия по подземному миру. [7]

Иллюстрация фигур из «Четвертого отдела Пятого часа у гробницы Сети I» , изображающих: египтянина, азиата, нубийца и ливийца.

Часы Книги Врат

[ редактировать ]

Часы Книги Врат повествуют о путешествии Ра по подземному миру в течение 12 часов ночи. Ра ведет умершую душу через ряд врат, чтобы достичь ее воскресения. Душа должна пройти мимо каждого божества врат, зная их имя и атрибуты. Книга Врат представляет собой серию из ста изображений, разбитых на три регистра для каждого часа, изображающих путешествие. Каждое изображение сопровождается текстом, описывающим детали каждого регистра. [7] [6]

В конце каждого часа умершая душа встречает «врата», охраняемые змеиным божеством, имена и характеристики которых они должны знать, чтобы пройти через них невредимыми.

Час 1: Это прибытие Ра в подземный мир, которого приветствуют «боги запада», что относится к Западному горизонту. В этой сцене Ра изображен в форме бога-скарабея Кефри, окруженного змеиным богом для защиты на своей солнечной барке. Солнечная барка плывет по горам, изображенным в сцене. Есть также изображения штандартов, с головой шакала и с бараном, которые держат бородатые боги Сет и Тат. [9]

Этот час отличается от остальных тем, что это единственная сцена, где Ра и душа умершего не находятся в подземном мире.

Час 2: Как только лодка пройдет между Западной горой, она достигнет двери во второй отсек. Эту дверь охраняет змей Саа-Сет. Сама дверь называется «Хранитель пустыни». В сопроводительных текстах говорится о тьме за дверью, пока бог не проявится в своей божественной форме. Лодку окружают связанные люди, которых охраняет Атум. В тексте эти люди называются «проклятыми» и «благословенными» Ра, и им предстоит либо занять свое место в загробной жизни (благословенные), либо быть уничтоженными змеем (проклятые). Благословенные делают подношения дверному проему змея по имени Извилистый, охраняющего следующую дверь. [7] [6] [10]

Час 3: Прямо за дверью, названной «Пронзающий угли», находятся двенадцать мумий, которых защищает огнедышащая змея в передней и задней части коридора. Ра требует, чтобы огонь проник в темный коридор и освещал Огненное озеро, окружающее мумии. Солнечная барка пересекает озеро и другой берег, Ра призывает мумии развернуться, дать им дыхание и подношения за то, чтобы вытащить солнечную барку. В сопроводительных текстах говорится, что Ра просит о безопасном переходе через огненное озеро для достойных благословенных душ. Как только лодка достигает следующих ворот, вся сцена снова погружается во тьму. [6] [7] [11]

Час 4: Пройдя через врата, Ра погружается во тьму. Кору тянут четыре бога, пока она не достигает здания с девятью святилищами, в которых находятся девять мумифицированных богов. Это «боги, которые следуют за Осирисом и находятся в своих обителях». Эти боги защищают ба . Перед этим сияющим домом расположены две группы из шести богинь, охраняющих холм для суши слева и одну для воды справа, разделенные гигантской змеей. На земле слева изображен мумифицированный Осирис, позади Осириса двенадцать богов, охраняющих огненные ямы. Правильный путь над водой – это Озеро Жизни. [7] [12]

Гробница Хоремхеба, стена, изображение 5-го отдела Книги Врат
На стене изображение 5-го раздела Книги Врат: двор Осириса.

Час 5: Это сцена Суда Осириса. Солнечную ладью тянут четыре бога Туата ( дуата или подземного мира). Они тянут кору к девяти богам, держащим в руках длинную змею по имени Эннутчи, бога Апепа . Перед этими девятью богами стоят еще двенадцать богов, считающихся «душами людей, находящихся в Туате». Ра приказывает этим богам атаковать змея, чтобы он не смог пройти через врата. В следующем эпизоде ​​сцены Гор изображен руководящим людьми четырех этнических групп: египтян, азиатов, нубийцев, ливийцев (всего шестнадцать). Эти группы олицетворяют то, как все гостеприимны в загробной жизни. Гор обеспечивает защиту мужчин и делает им подношения. Есть еще одни ворота, ведущие в Зал Суда Осириса. Здесь Осирис сравнивает душу умершего со злом. [13] [6] [7]

7-й час, Столб с головой Шакала, Гробница КВ11, Гробница Рамзеса III.
Книга Врат, шестой отдел (P)/седьмой час (H), средний регистр, сцена 45: враги, привязанные к столбу с головой шакала. Сцена из гробницы Рамзеса III . ( КВ11 )

Час 6: Вынеся приговор, Ра проходит через врата. Там Ра воссоединяется со своим ба. В этой сцене мы видим мумии с трезубцами, защищающими Ра от змея Апепа, когда он воссоединяется со своим ба . Когда Ра воссоединяется со своим ба, он вдыхает жизнь в мумии, охраняющие его, даруя им воскресение. В конце сцены Ра бросает своих врагов в пламя Огненного озера. [7] [14]

Час 7: Ра проходит через ворота, охраняемые «Тот, кто хватает своим глазом». В этой сцене Ра предстает перед двенадцатью мужчинами, которые несут перья ма'ат , показывая, что они были признаны истинными и добрыми. Этим двенадцати предлагаются возлияния для загробной жизни. Также изображено, что те, кого признали злыми, привязаны к кольям Геба с головой шакала в ожидании наказания. В этой сцене также показаны те, кого считали истинными, обрабатывающими зерновые поля под председательством Ра. Это символизирует обильный урожайный год в верхнем мире. [7] [15]

Час 8: Следующие ворота, мимо которых проходит Ра, охраняются девятью богами прямо за дверью. Змею, охраняющую дверь, зовут «Закрытым глазом». Через дверь Ра встречают божества, держащие длинную веревку от Акена. Эти веревочники отображают часы дня. Они связывают Акена и воздают хвалу Ра. [7] [16]

Час 9: Ра проходит через врата, охраняемые «Пылающим лицом». Сам дверной проем называется «Сияющий». Пройдя через дверь, Ра попадает на Остров огня и Воды Нун, в которых плавают люди, они будут восстановлены и получат возможность дышать, когда выйдут. Остров огня изображен для того, чтобы Гор сжег тех, кого он осудил, тех, кто сотворил зло против бога Солнца. [7] [17]

Час 10: Ра проходит через эту сцену, пытаясь победить Апепа. В конце сцены боги захватывают Апепа, стоящего перед солнечной баркой и держащего сети. В этот час также происходит примирение между Гором и Сетом, которое символизирует объединение Верхнего и Нижнего Египта под властью бога Солнца, который начинает подниматься над землями и приносить новый день. [7] [18]

Час 11: В этой сцене Апеп все еще схвачен и наказан четырьмя сыновьями Гора и Гебом. После разрушения Апепа Ра окружают для защиты всевозможные божества, которые тянут его по небу. Когда Ра подходит к воротам, есть два скипетра: на одном написано Осирис, а на другом - Гор. Надпись на скипетрах восхваляет Ра и рассказывает о его душе и теле на небе и на земле соответственно. [19] [7]

Час 12: Ра покидает загробный мир. В сцене показано множество фигур, держащих различные предметы: от скипетров до звезд и дисков. Они представляют собой различные аспекты помощи Ра занять свое место в дневное время. Ра проходит мимо Апепа, которого снова наказывает Эннеада , девять богов, которые помогали Ра в его путешествии. Как только Ра проходит через последние врата подземного мира, он оказывается в водах Нуна, который поднимает лодку наверх. Ра снова принял форму Кефри. Нун поднимает солнечную ладью в ожидающие руки Нут . [20] [7]

Четвертый дивизион пятого часа

[ редактировать ]
Гробница Сети I, сцена с колоннами на стене Книга врат
KV17 , гробница фараона Сети I девятнадцатой династии, колонная камера F, юго-восточная стена, украшенная сценами из Книги ворот, Долина царей , Египет
Из трех разных гробниц: Иллюстрация фигур из 4-го отдела 5-го часа в 1) Гробнице Сети I, 2) Гробнице Меренптаха и 3) Гробнице Рамсеса III.
Иллюстрация «Четвертого отдела пятого часа» в гробнице Сети I, полные 4 набора по 4 типа фигур (как показано в гробнице), начиная снизу слева, во главе с богом Гором.

Одна из самых известных сцен Книги Врат находится в четвертом разделе Пятого часа. Боги изображены в верхнем ряду. Они также несут тело змеи. Иероглифы, означающие «жизнь», можно увидеть в нижнем регистре. В начале нижнего регистра расположены шестнадцать фигур в повторяющихся группах по четыре человека, которых Гор ведет в загробный мир. Эти четыре существа соответствуют четырем этническим группам людей: египтяне (Ремету), азиаты ( Ааму ), нубийцы (Нехси), ливийцы (Темеху). Эти существа представлены потому, что все люди приветствуются и должны совершить путешествие в загробный мир. [3]

Нубийцы изображены одинаково во всех трех гробницах (хотя они с обнаженной грудью как в гробнице Сети I , так и в гробнице Меренптаха , но не в Рамсесе III ), но во всех трех гробницах нубийские фигуры в этой третьей позиции неизменно безбороды. у них угольно-черная кожа и толстый красный пояс, который проходит через грудь, а также обхватывает талию и свисает вниз. Однако, в отличие от гробницы Сети I и гробницы Меренптаха, в гробнице Рамсеса III на первой позиции, обычно занимаемой египтянами, встречается и вторая практически такая же фигура. Иероглиф, обычно изображающий египтян, остается рядом с этой фигурой в своем традиционном положении. Эти две фигуры в одном и том же одеянии у Рамсеса III внешне похожи на нубийцев, изображенных в гробнице Уи и в других египетских произведениях искусства, но подобные фигуры не встречаются где-либо еще в этой гробнице, хотя существует большое количество других типично изображаемых египетских фигур.

Другая особенность заключается в том, что азиатские и ливийские символы занимают последовательно 2-е и 4-е места в гробницах Сети I и Меренптаха, но меняются местами в гробнице Рамсеса III, а иероглифы - нет. В гробницах Сети I и Меренптаха азиат на второй позиции изображен, как это типично для многих других произведений искусства того периода, бородатая фигура с тканевой повязкой на голове с двумя лишними кусками повязки, свисающими вниз. Кроме того, в этих двух гробницах, Сети и Меренптахе, ливиец находится в конце ряда, на 4-й позиции и изображен с типичными ливийскими чертами того периода, боковой прядью волос и длинной одеждой, похожей на платье, которую носят. несколько открыто и с открытыми одним или обоими плечами. Однако, хотя все иероглифы во всех трех гробницах остаются в одном и том же положении слева направо, у Рамсеса III эти две азиатские и ливийские фигуры поменяли положение по сравнению с другими гробницами. Фигуры, возможно, были созданы после того, как отдельный мастер впервые выполнил иероглифы. Единственная фигура в гробницах Рамсеса III, которая находится в том же положении, что и фигуры в гробницах Сети I и Меренптаха, - это нубиец на третьей позиции. Положение иероглифа не имеет нарушений в типе или последовательности между каждой гробницей. Первая фигура в гробнице Рамсеса III имеет иероглиф, обычно ассоциирующийся с египтянами, но может быть помещен рядом с иероглифом по ошибке, которая иногда встречается в гробницах, однако объяснение остается нерешенным. [4] [1]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Хорнунг, Эрик. Древнеегипетские книги о загробной жизни (на немецком языке). Дэвид Лортон (переводчик). Издательство Корнельского университета.
  2. ^ «Индекс Книги Гейтса» . Sacred-texts.com . Проверено 28 февраля 2024 г.
  3. ^ Jump up to: а б с д и «Книга Врат | Древний Египет онлайн» . Проверено 26 февраля 2024 г.
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж Данн, Джимми. «Книга ворот» . touregypt.net . Проверено 2 декабря 2023 г.
  5. ^ Jump up to: а б «Погребальные композиции» . Картографический проект Фивы . 17 ноября 2020 г. . Проверено 14 марта 2024 г.
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж Дардир, Мохамед (01 марта 2020 г.). «Связь между сценами и текстами Книги Врат и Амдуата, примененной к гробнице Сети I» . Международный журнал наследия, туризма и гостеприимства . 14 (3): 300–324. дои : 10.21608/ijhth.2020.155890 . ISSN   2636-414X .
  7. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Древние египетские книги о преисподней . Письма древнего мира. Перевод Дарнелла, Джона Коулмана; Манасса, Коллин. Атланта: SBL Press. 2018. с. 249. ИСБН  978-0-88414-045-0 .
  8. ^ «Благодарности» , «Путешествие солнечного бога по преисподней» , Cornell University Press, стр. ix–x, 31 декабря 2018 г. , получено 1 марта 2024 г.
  9. ^ «Книга Врат: Книга Врат: Глава II. Прихожая Туата» . Sacred-texts.com . Проверено 13 марта 2024 г.
  10. ^ «Книга Врат: Книга Врат: Глава III. Ворота Саа-Сета: Второе отделение Туата» . Sacred-texts.com . Проверено 13 марта 2024 г.
  11. ^ «Книга Врат: Книга Врат: Глава IV. Ворота Акеби. Третья часть Туата» . Sacred-texts.com . Проверено 14 марта 2024 г.
  12. ^ «Книга Врат: Книга Врат: Глава V. Ворота Четби. Четвертая часть Туата» . Sacred-texts.com . Проверено 15 марта 2024 г.
  13. ^ «Книга Врат: Книга Врат: Глава VI. Врата Тека-Хра. Пятая часть Туата» . Sacred-texts.com . Проверено 15 марта 2024 г.
  14. ^ «Книга Врат: Книга Врат: Глава VIII. Врата Сет-эм-маат-ф. Шестая часть Туата - продолжение» . Sacred-texts.com . Проверено 15 марта 2024 г.
  15. ^ «Книга Врат: Книга Врат: Глава IX. Врата Акха-Эн-Маат. Седьмая часть Туата» . Sacred-texts.com . Проверено 15 марта 2024 г.
  16. ^ «Книга Врат: Книга Врат: Глава X. Врата Сет-хры. Восьмая часть Туата» . Sacred-texts.com . Проверено 15 марта 2024 г.
  17. ^ «Книга Врат: Книга Врат: Глава XI. Ворота Аб-та. Девятая часть Туата» . Sacred-texts.com . Проверено 15 марта 2024 г.
  18. ^ «Книга Врат: Книга Врат: Глава XII. Врата Сету. Десятая часть Туата» . Sacred-texts.com . Проверено 15 марта 2024 г.
  19. ^ «Книга Врат: Книга Врат: Глава XIII. Врата Ам-нету-ф. Одиннадцатая часть Туата» . Sacred-texts.com . Проверено 15 марта 2024 г.
  20. ^ «Книга Врат: Книга Врат: Глава XIV. Врата Себи и Рери. Двенадцатая часть Туата» . Sacred-texts.com . Проверено 15 марта 2024 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Хорнунг, Эрик ; Абт, Теодор (редакторы): Египетская книга ворот. Перевод Эрика Хорнунга в сотрудничестве с Теодором Абтом. Публикации «Живое человеческое наследие», Цюрих, 2014 г. ISBN   978-3-9523880-5-1

эссе «Колдовство, магия и гадание в Древнем Египте», Боргутс, в «Цивилизациях Древнего Ближнего Востока», стр. 1775+, ISBN 0-684-19722-7 (том 3)

[ редактировать ]

(Изображения, иероглифы, транскрипция и английский перевод).

Гробница Сети I, Колонная палата F Рельеф из КВ 17, Гробница Сети I Деталь Книги Врат, 5 час.
четвертый час Книги Врат из КВ2, гробница Рамзеса IV. Анализ: «Время похоже на змею, из которой, как богини, рождаются ночные часы. После своего путешествия они снова пожираются змеей. Синие треугольники представляют воду в подземном мире».
Ра, путешествующий по подземному миру на своей барке, из копии Книги Врат в гробнице Рамзеса I (KV16).
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 933181718699005a0e4c0de3633fe694__1717011660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/93/94/933181718699005a0e4c0de3633fe694.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Book of Gates - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)