Нефтида
Нефтида | ||||
---|---|---|---|---|
Имя иероглифами |
| |||
Главный культовый центр | Конкретно нет, Диосполис Парва | |||
Символ | Ограждение священного храма | |||
Генеалогия | ||||
Родители | Геб и Нут | |||
Братья и сестры | Исида , Осирис , Хароэрис и Сет | |||
Супруга | Сет , Осирис , Гор , (в некоторых мифах) [1] Анубис (в Нубии) [2] | |||
Потомство | Анубис , Вепвавет , Гор (в некоторых мифах) [3] |
Нефтида или Небет-Хет в древнем Египте ( греч . Νέφθυς ) была богиней в древнеегипетской религии . Член Великой Эннеады Гелиополя в египетской мифологии , она была дочерью Нут и Геба . Нефтида обычно находилась в паре со своей сестрой Исидой в погребальных обрядах. [4] из-за их роли защитников мумии и бога Осириса а также сестры-жены Сета , .
Она ассоциировалась с трауром , ночью/тьмой, службой (особенно в храмах), рождением детей, мертвыми, защитой, магией, здоровьем, бальзамированием и пивом.
Этимология
[ редактировать ]Нефтида — греческая форма эпитета (транслитерируется как Небет-хут , Небет-хет , Небт-хет , от египетского nbt-ḥwt ). Происхождение богини Нефтиды неясно, но дословный перевод ее имени обычно дается как Хозяйка Дома или Госпожа Храма.
Этот титул, который может быть скорее эпитетом, описывающим ее функцию, чем именем, вероятно, указывает на связь Нефтиды с одним конкретным храмом или каким-то конкретным аспектом египетского храмового ритуала. [ нужна ссылка ] Вместе со своей сестрой Исидой Нефтида представляла собой храмовый пилон или трапециевидную башню, вход в храм, на котором также был изображен флагшток . Этот вход символизировал горизонт или ахет .
Функция
[ редактировать ]Во времена Пятой династии Текстов пирамид Нефтида появляется как богиня гелиополитанской Эннеады . Она сестра Исиды и спутница воинственного божества Сета . Как сестра Исиды и особенно Осириса , Нефтида — богиня-защитница, символизирующая опыт смерти, точно так же, как Исида представляла опыт рождения. Нефтида была известна в некоторых древнеегипетских храмовых теологиях и космологиях как «Полезная Богиня» или «Превосходная Богиня». [5] Эти поздние древнеегипетские храмовые тексты описывают богиню, которая олицетворяла божественную помощь и защитную опеку.
В некоторых мифах Нефтида считается матерью погребального божества Анубиса (Инпу). [6] [7] Альтернативно Анубис появляется как сын Бастет. [8] или Исида . [9] В Нубии Нефтида считалась женой Анубиса. [10]
Хотя ее обычно считают тетей Гора, она часто появляется как его мать. Ее также считают женой Гора. [11] Как основная «кормящая мать» воплощенного бога-фараона Гора , Нефтида также считалась кормилицей самого правящего фараона . [12] Хотя эту роль могли взять на себя и другие богини, чаще всего в этой роли изображалась Нефтида. Напротив, Нефтида иногда изображается как довольно свирепое и опасное божество, способное испепелить врагов фараона своим огненным дыханием. [13] [14]
Фараоны Нового царства Рамессайд, в частности, были очарованы Матерью Нефтидой , о чем свидетельствуют различные стелы и множество надписей в Карнаке и Луксоре , где Нефтида была членом Эннеады этого великого города, и ее алтари присутствовали в огромном комплексе. [15]
Нефтида обычно находилась в паре со своей сестрой Исидой в погребальных обрядах. [4] из-за их роли защитников мумии и бога Осириса , а также сестры-жены Сета . Менее понятная, чем ее сестра Исида , Нефтида играла не менее важную роль в египетской религии , что подтверждает работа Э. Хорнунга. [16] наряду с работами нескольких известных ученых.
- Поднимайтесь и спускайтесь; спустись с Нефтидой, погрузись во тьму с Ночной корой. Поднимайтесь и спускайтесь; вознеситесь с Исидой, поднимитесь с Дневной корой.
— Текст пирамиды, высказывание 222, строка 210. [17]
Символизм
[ редактировать ]В погребальной роли Нефтиду часто изображали в виде воздушного змея или женщины с соколиными крыльями, обычно распростертыми как символ защиты. Ассоциация Нефтиды с коршуном или египетским ястребом (и его пронзительные, скорбные крики), очевидно, напоминала древним о причитаниях, обычно возносимых по умершим плачущими женщинами. В этом качестве легко увидеть, как Нефтида могла быть связана со смертью и гниением в Текстах пирамид . Она почти всегда изображалась увенчанной иероглифами, обозначающими ее имя, которые представляли собой комбинацию знаков священного храмового ограждения ( ḥwt ) и знака nb или госпожи (леди) наверху знака ограждения. [18]
Нефтида явно рассматривалась как болезненная, но решающая сила небесного перехода, то есть фараон становится сильным в своем путешествии в загробную жизнь благодаря вмешательству Исиды и Нефтиды. Ту же божественную силу можно было применить позже ко всем умершим, которым было рекомендовано считать Нефтиду необходимой спутницей. Согласно «Текстам пирамид», Нефтида, наряду с Исидой, была силой, перед которой дрожали от страха демоны и чьи магические заклинания были необходимы для навигации по различным уровням Дуата , как называлась область загробной жизни.
Мифология и положение в пантеоне
[ редактировать ]Хотя обычно предполагалось, что Нефтида была замужем за Сетом и у них есть сын Анубис , недавние египтологические исследования поставили это под сомнение. Леваи отмечает, что, хотя Плутарха в « Об Исиде и Осириде» упоминается брак божеств, в оригинальных ранних египетских источниках очень мало конкретно связывающих Нефтиду и Сета. Она утверждает, что более поздние доказательства свидетельствуют о том, что:
хотя брак Нефтиды и Сета был частью египетской мифологии, он не был частью мифа об убийстве и воскрешении Осириса. Она была не в паре со злодеем Сетом, а с другим аспектом Сета, доброжелательной фигурой, которая была убийцей Апофиса . Это был аспект Сета, которому поклонялись в западных оазисах в римский период, где он изображался вместе с Нефтидой как соправительницей. [19]
Именно Нефтида помогает Исиде собрать и оплакать расчлененные части тела Осириса после его убийства завистливым Сетом. Нефтида также служит нянькой и бдительным опекуном младенца Гора. Исида В Текстах пирамид упоминается как «родительная мать», а Нефтида — как «кормящая мать» Гора. Нефтида была засвидетельствована как одна из четырех «Великих вождей», правящих в культовом центре Осириса Бусирис в Дельте. [20] и, судя по всему, она занимала почетное положение в священном городе Абидосе . Никакого культа ей там не засвидетельствовано, хотя она, безусловно, фигурировала как богиня, имеющая большое значение в проводимых ежегодных обрядах, в которых две избранные женщины или жрицы играли роли Исиды и Нефтиды и исполняли тщательно продуманные «Плач Исиды и Нефтиды». Там, в Абидосе, Нефтида присоединилась к Исиде в качестве скорбящей в святилище, известном как Осирион. [21] Эти « Праздничные песни Исиды и Нефтиды » были ритуальными элементами многих подобных Осирианских обрядов в крупных древнеегипетских культовых центрах.
Как богиня погребения, такая как Исида, Нейт и Серкет , Нефтида была одной из защитниц канопических кувшинов Хапи. Хапи, один из сыновей Гора , охранял забальзамированные легкие. Таким образом, мы находим Нефтиду, наделённую эпитетом «Нефтида Ложа Жизни». [22] в прямой ссылке на ее регенеративные приоритеты на столе для бальзамирования. В городе Мемфис Нефтида была удостоена титула «Королева бальзамировочной мастерской» и там ассоциировалась с шакала богом с головой Анубисом как покровителем. [23]
Нефтида также считалась праздничным божеством, чьи обряды могли требовать обильного потребления пива. На различных рельефах в Эдфу , Дендере и Бехбейте Нефтида изображена получающей щедрые подношения пива от фараона, которые она «вернет», используя свою силу богини пива, «чтобы [фараон] мог наслаждаться радостью без похмелья ». В другом месте в Эдфу, например, Нефтида — богиня, дающая фараону способность видеть «то, что скрыто в лунном свете ». Это хорошо сочетается с более общими текстовыми темами, которые считают Нефтиду богиней, чьим единственным царством была тьма или опасные края пустыни.
Нефтида также могла выступать как одна из богинь, помогающих при родах. Древний египетский миф, сохранившийся в Папирусе Весткара, повествует историю Исиды, Нефтиды, Месхенет и Хекета как переодетых странствующих танцовщиц, помогающих жене жреца Амона-Ра , когда она готовится родить сыновей, которым суждена слава и удача.
О целительских способностях Нефтиды и ее статусе как прямого аналога Исиды, пропитанной, как и ее сестра, «словами силы», свидетельствуют обилие фаянсовых амулетов, вырезанных по ее подобию, и ее присутствие во множестве магических папирусов, которые стремились вызвать ее. известные альтруистические качества для помощи смертным. [24]
Культы Нового Царства
[ редактировать ]Фараоны Рамессида были особенно преданы прерогативам Сета, и в 19-й династии был построен или отремонтирован храм Нефтиды, названный «Дом Нефтиды Рамсеса-Мериамуна». в городе Сепермеру , на полпути между Оксиринхом и Гераклеополем , на окраине, Файюма и совсем недалеко от современного города Дешаше. Здесь, как отмечает Папирус Уилбур в своих обширных налоговых записях и оценках земель, храм Нефтиды был особым фундаментом Рамсеса II , расположенным в непосредственной близости (или внутри) территории ограды Сета. Надо отметить, что Дом Нефтиды был одним из пятидесяти отдельных храмов, владеющих землей, описанных для этой части Среднеегипетского округа в Папирусе Уилбуре . Поля и другие владения, принадлежавшие храму Нефтиды, находились под властью двух пророков Нефтиды (по имени Пенпмер и Мерибарс) и одного (упомянутого) вааба-жреца богини.
Хотя храм Нефтиды в Сепермеру и его выделенные земли (несколько акров) несомненно были связаны с «Домом Сета», они явно находились под управлением, отличным от института Сета. [25] Храм Нефтиды сам по себе был уникальным учреждением, независимым образованием. По словам Папируса Уилбура, [26] другой «Дом Нефтиды Рамсеса-Мериамуна», по-видимому, существовал севернее, в городе Су, ближе к Файюмскому району.
Другой храм Нефтиды, по-видимому, существовал в городе Пуноджем. В Папирусе Болоньи записана жалоба, поданная пророком храма Сета в этом городе относительно неправомерного налогообложения в его отношении. После вступительного обращения царского визиря к « Ре-Горахте , Сету и Нефтиде» с просьбой об окончательном разрешении этого вопроса пророк (по имени Праэмхаб) сетует на свою загруженность. Он отмечает свое очевидное управление «Домом Сета» и добавляет: «Я также несу ответственность за корабль, и я несу ответственность аналогичным образом за Дом Нефтиды, а также за кучу других храмов». [27]
Как «Нефтида Рамсеса-Мериамуна», богиня и ее святыни пользовались особым одобрением Рамсеса II . Фундаменты храмов Сета и Нефтиды в Сепермеру наконец были обнаружены и идентифицированы в 1980-х годах, и храм Нефтиды представлял собой самостоятельный храмовый комплекс внутри территории Сета. [28]
Не может быть никаких сомнений в том, что культ Нефтиды существовал в храме и большом городе Гераклеополисе , к северу от Сепермеру. Статуя Нефтиды почти в натуральную величину (в настоящее время находится в Лувре ) может похвастаться любопытно измененной надписью. Базальтовое храм изображение изначально было размещено в Мединет-Хабу в рамках культового празднования фараонского «Сед-фестиваля», но в какой-то момент было перенесено в Гераклеополь и Херишефа . Надпись на культовом изображении первоначально относилась к «Нефтиде, Передовой из Седа [Праздника] в Палатке Анналов» (в Мединет-Хабу), но была переписана или перепосвящена «Нефтиде, Передовой из [Чащ ] Гераклеополь». Действительно, засвидетельствовано существование «пророка Нефтиды» в городе Гераклеополисе времен 30-й династии . [29]
Главная богиня Нома VII
[ редактировать ]Нефтида считалась единственной защитницей птицы Бенну . Эта роль, возможно, возникла из-за раннего знакомства с ее родным Гелиополисом , который был известен своим храмом «Дома Бенну». В этой роли Нефтиде было дано имя «Нефтида-Херескет», а множество храмовых текстов из Эдфу , Дендеры , Филе , Ком-Омбо , Эль-Ка'ла, Эсны и других подтверждают позднее идентифицирование Нефтиды как верховной богини Верхнегипетский Ном VII , где существовало еще одно святилище в честь Бенну. Нефтида также была богиней «Особняка Систра » в Хвт-Секхеме (греч. Диосполис Парва ), главном городе Нома VII. Там Нефтида была главной защитницей местной реликвии Осириса, Птицы Бенну, и местного проявления Гора/Осириса, бога Неферхотепа. [30]
Нефтиде наиболее широко и обычно поклонялись в Древнем Египте как части консорциума храмовых божеств. Поэтому не следует удивляться, что ее культовые изображения, скорее всего, можно было найти как часть божественного окружения в храмах в Харге , Келлисе , Дейр-эль-Хагаре, Коптосе , Дендере, Филе, Себеннитосе , Бусирисе , Шенхуре, Эль-Ка'ле, Летополь , Гелиополис, Абидос , Фивы , оазис Дакле , да и вообще весь Египет. [31] В большинстве случаев Нефтида находила свое типичное место в составе триады рядом с Осирисом и Исидой, Исидой и Гором, Исидой и Мином или в составе квартета божеств.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Леваи, Джессика (2007). Аспекты богини Нефтиды, особенно в греко-римский период в Египте . УМИ.
- ^ Леваи, Джессика (2007). Аспекты богини Нефтиды, особенно в греко-римский период в Египте . УМИ.
- ^ Леваи, Джессика (2007). Аспекты богини Нефтиды, особенно в греко-римский период в Египте . УМИ.
- ^ Jump up to: а б Абир Эль-Шахави book.google.co.uk Погребальное искусство Древнего Египта: мост в царство загробной жизни (106 страниц) Американский университет в Каире Press, 2005 г. ISBN 977-17-2353-7 [Проверено 12 декабря 2011 г.]
- ^ Уилсон, П. (1997). Лексикон Птолемея: лексикографическое исследование текстов храма Эдфу . ОЛА. Том. 78.
- ^ Уэйнрайт, Джорджия (февраль 1941 г.). «Сешат и фараон». Журнал египетской археологии . 26 : 30–40. дои : 10.1177/030751334002600105 . S2CID 192254249 .
- ^ Шомп, Вирджиния (2007). Древние египтяне . Маршалл Кавендиш. п. 27.
- ^ Дьёри, Хедвиг (2003). «О топосе египетской истории медицины». В Эйме, А.К. (ред.). Человек-Дельта в Йебу . Универсальные издательства. п. 219.
- ^ Редфорд, Дональд Б. (ноябрь 1967 г.). «Литературный мотив обнаженного ребенка (ср. Пример ii 1–10)». Нумен . Том. 14, нет. 3. С. 209–228. Обсуждение Исиды как матери Анубиса появляется на страницах 222–223.
- ^ Леваи, Джессика (2007). Аспекты богини Нефтиды, особенно в греко-римский период в Египте . УМИ.
- ^ Леваи, Джессика (2007). Аспекты богини Нефтиды, особенно в греко-римский период в Египте . УМИ.
- ^ Кухня, К.А., изд. (1993). Рамессайдские надписи . Блэквелл.
- ^ Сонерон, Элефантина, Взносы Bf 6, 46-й. [ нужна полная цитата ]
- ^ Траунекер, Карнак VII, 184 н. 2; Ковилль, «Эссе», 152, № 7. [ нужна полная цитата ]
- ^ Портер, Б.; Мосс, Р. (ред.). Фиванские храмы . Топографическая библиография древнеегипетских иероглифических текстов, рельефов и картин. Том. II (Второе изд.). Оксфорд, Великобритания.
- ^ Ллойд, AB, изд. (1992). «Версух убер Нефтида». Исследования религии и общества фараонов в честь Дж. Г. Гриффитса . Лондон, Великобритания. стр. 186–188.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Фолкнер, Р.О., изд. (1969). Тексты древнеегипетских пирамид . Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета.
- ↑ Джеймс П. Аллен, Питер Дер Мануэлян, «Тексты пирамид», SBL, 2005 г.
- ^ Леваи, Джессика. «Нефтида и Сет: анатомия мифического брака», доклад, представленный на 58-м ежегодном собрании Американского исследовательского центра в Египте, отель Wyndham Toledo, Толедо, Огайо, 20 апреля 2007 г. http://www.allacademic.com/ мета/p176897_index.html
- ^ Книга мертвых, Фиванская редакция
- ^ Байрон Эсели Шафер, Дитер Арнольд, Храмы в Древнем Египте, с. 112, 2005 г.
- ^ Гробница Тутмоса III, XVIII династия
- ^ Дж. Берландини, с. 41-62, Varia Memphitica, VI - Стела Парахероунемьефа, БИФАО 82
- ^ А. Гутбуб, Дж. Бергман, Нефтида, обнаруженная в волшебном папирусе в Mixtures, Research Publications, Университет Монпелье, Монпелье, ФРАНЦИЯ, 1984 г.
- ^ «Землевладение в период Рамессайда», С. Катари, 1989 г.
- ^ Раздел 1. 28
- ^ Папирус Болонья 1094, 5, 8-7, 1
- ^ «Богини Египта фараонов», Р. ЛаШо, 1992, Дюроше-Шампольон
- ^ Форжо, «Pretres Isiaques», BIFAO 84, 155–157.
- ^ Сонерон, Beitrage Bf. 6, 46; К. Траунекер, Храм Эль-Кала. Обзоры сцен и текстов. Я Центральное святилище. Северное святилище. Предлагаю зал с 1 по 112
- ^ Веб-сайт БИФАО
См. также
[ редактировать ]Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Нефтидой, на Викискладе?