Jump to content

Четыре сына Гора

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.
(Перенаправлено с Хапи (Сын Гора) )

Четыре сына Гора (слева направо): Имсети, Дуамутеф, Хапи и Кебехсенуеф.

Четыре сына Гора представляли собой группу из четырех божеств в древнеегипетской религии, которые, как полагали, защищали умерших людей в загробной жизни . Начиная с Первого промежуточного периода египетской истории ( ок. 2181–2055 гг. до н. э.), Имсети , Хапи , Дуамутеф и Кебехсенуеф были особенно связаны с четырьмя канопами , в которых хранились внутренние органы, извлеченные из тела умершего во время процесс мумификации . Чаще всего Имсети защищал печень, Хапи — легкие, Дуамутеф — желудок, а Кебесенуэ — кишечник, но эта закономерность часто менялась. Канопы имели крышки, изображавшие головы сыновей Гора. Хотя первоначально они изображались как люди, во второй половине Нового царства ( ок. 1550–1070 до н. э.) они приобрели свою наиболее характерную иконографию, в которой Имсети изображается как человек, Хапи как бабуин, Дуамутеф как шакал и Кебехсенуф в виде сокола. Четверо сыновей также были связаны со звездами на небе, с областями Египта и с кардинальные направления .

Поклонение сыновьям Гора почти полностью ограничивалось погребальной сферой. Впервые они были упомянуты в конце Древнего царства ( ок. 2686–2181 до н.э.) в Текстах пирамид и продолжали упоминаться в погребальных текстах на протяжении всей древнеегипетской истории. Их связь с канопами установилась в Первый переходный период, а впоследствии они стали повсеместными в украшении канопных сундуков , гробов и саркофагов . (303–30 гг. до н.э.) от использования каноп отказались Хотя они все более тесно ассоциировались с внутренними органами, они продолжали появляться в погребальном инвентаре даже после того, как в период Птолемеев , исчезнув лишь в четвертом веке нашей эры с исчезновением каноп. Древнеегипетская погребальная традиция .

Имена и происхождение

[ редактировать ]
Четыре сына Гора [ 1 ] в иероглифах
Аа15
с
О34U33

Имсети
Аа5пи

Счастливый
N14G14т
ж

Дуамутеф
W15Т22Т22Т22ж

Кебехсенуф

Имсети ( jmstj ), Хапи ( ḥpy ), Дуамутеф ( dwꜣ-mwt.f ) и Кебехсенуеф ( qbḥ-snw.f ) [ 2 ] впервые упоминаются в «Текстах пирамид» , самых ранних древнеегипетских погребальных текстах , в позднем Древнем царстве (24-23 века до н.э.). [ 3 ] В многочисленных источниках, таких как Заклинание 541 «Текстов пирамид», говорится, что они являются детьми Гора , одного из главных божеств египетского пантеона. [ 4 ] [ 5 ] В некоторых из этих текстов их вместо этого называют детьми бога Атума , бога Геба или богини Нут . [ 6 ] В отрывке из « Текстов гробов из Среднего царства» ( ок. 2055–1650 до н.э.) говорится, что они являются потомками богини Исиды и формы Гора, известной как Гор Старший. [ 7 ]

В «Текстах пирамид» говорится, что сыновья Гора помогают умершему царю в загробной жизни. [ 8 ] Например, в Заклинании 688 они «сооружают лестницу», по которой король может подняться в небо, а в Заклинании 338 они защищают его от голода и жажды. [ 9 ] Египтологи часто считают защиту умерших своей основной ролью, хотя Маартен Рэйвен утверждает, что четыре сына произошли как небесные божества, учитывая, что Тексты пирамид часто связывают их с небом и что сам Гор был небесным божеством. [ 10 ]

Имя Дуамутеф означает «Тот, кто восхваляет свою мать». [ 11 ] в то время как Кебехсенуэф означает «Тот, кто очищает своего брата посредством возлияния». [ 12 ] Египтолог Джеймс П. Аллен переводит имя Хапи как «Тот, кто спешит», а Имсети как «Он из укропа »; [ 13 ] другой египтолог, Джошуа Роберсон, считает, что Имсети возник как олицетворение этой травы. [ 14 ] Имя Имсети также напоминало египетское слово, означающее «печень» ( mjst ), что может быть причиной того, что его стали связывать с печенью. [ 15 ]

Имя Имсети включает в себя египетское двойное грамматическое окончание (-ty или -wy ) , и имя Хапи, возможно, изначально тоже имело то же самое, включая букву w , которая позже была утеряна. По этой причине египтолог Джон Тейлор утверждает, что эти два сына изначально были двумя парами божеств мужского и женского пола. [ 16 ]

Защитники умерших

[ редактировать ]
с головами животных времен Канопы Двадцать шестой династии (664–525 до н.э.)
Виньетка в «Книге мертвых Ани» (ок. 1250 г. до н.э.) изображает персонифицированный канопический сундук, окруженный сыновьями Гора.
Виньетка в « Книге мертвых Ани» ( ок. 1250 г. до н.э.) изображает персонифицированный канопический сундук , окруженный сыновьями Гора. [ 17 ]

Тексты более поздних периодов продолжают призывать сыновей Гора к защите в загробной жизни, как это делают Тексты Пирамид. Во многих текстах говорится, что они защищали Осириса , погребального божества, чья мифологическая смерть и воскресение послужили образцом для древнеегипетских погребальных практик . В некоторых текстах их даже называют сыновьями Осириса, а не Гора. [ 18 ] В ритуале Среднего царства, записанном в Драматическом папирусе Рамессеума , сыновья Гора помогают Осирису в его омоложении после смерти, сражаются с последователями его врага Сета и возвращают потерянный Глаз Гора своему отцу. [ 19 ] Заклинание 137 Книги Мертвых из Нового царства ( ок. 1550–1070 до н. э.) говорит им: «Как вы распространяете свою защиту на своего отца Осириса- Хентиаментиу , так распространяйте свою защиту на [умершего человека]». В десятом разделе « Книги врат Нового Царства », погребального текста, подробно изображающего подземный мир, четыре сына изображены держащими цепи, связывающие злых существ, называемых « wmmtj -змеями». [ 4 ]

У четырех сыновей развилась особая связь с внутренними органами умершего. В процессе мумификации четыре внутренних органа — легкие, печень, желудок и кишечник — извлекались из тела и сушились перед помещением в захоронение, обычно отдельно от тела. В позднем Древнем царстве эти органы стали помещать в набор кувшинов, известных как канопы , а во время Первого промежуточного периода ( ок. 2181–2055 до н.э.) на кувшинах стали писать тексты, призывающие сыновей Гора. . [ 20 ] Ни в одном тексте не указано, кто из сыновей какой орган защищает. Захоронения, в которых сохранились банки и органы, показывают, что наиболее распространенным устройством было Имсети, охраняющее печень, Хапи - легкие, Дуамутеф - желудок и Кебехсенуэф - кишечник, но известно множество вариаций. [ 21 ] Например, в некоторых случаях Хапи защищал желудок, а Дуамутеф — легкие. [ 4 ]

Считалось, что сами сыновья Гора находились под защитой четырех богинь: обычно Исиды для Имсети, Нефтиды для Хапи, Нейт для Дуамутефа и Серкет для Кебехсенуефа. [ 4 ] В Среднем царстве эта схема могла варьироваться и иногда включала разных богинь, так что Сенджет охранял Дуамутефа, а Рененутет охраняла Кебехсенуефа. [ 22 ] В некоторых надписях на гробах Среднего царства богини призываются защитить сына Гора, «который находится в тебе [умершем]», предполагая, что сыновья приравнивались к внутренним органам, а также были их защитниками. [ 23 ]

Направления и регионы космоса

[ редактировать ]

Сыны Гора также были связаны с небом или частями космоса, как его представляли египтяне. В Новом царстве их иногда считали звездами на северном небе. [ 24 ] или как птицы, летящие на четыре стороны света. [ 10 ] Бернар Матье предполагает, что их приравнивали к четырем звездам в углах созвездия Ориона ( Саиф , Бетельгейзе , Беллатриса и Ригель ) и к четырем звездам Большой Медведицы ( Мегрез , Фекда , Мерак и Дубхе ). [ 25 ]

Некоторые египтологи предположили, что в египетской космологии четырех сыновей приравнивали к четырем колоннам, поддерживающим небесный свод. [ 10 ] Они также были связаны с регионами Египта: иногда их приравнивали к Душам Нехена и Пе , совокупности божеств, которые представляли додинастических правителей Верхнего Египта на юге и Нижнего Египта на севере. [ 18 ] Хапи и Дуамутеф были связаны с нижнегипетским городом Буто , а Имсети и Кебесенуеф — с верхнеегипетским городом Нехен . [ 4 ]

Египетские верования проводили аналогии между человеческим телом и космосом, и эти аналогии были особенно заметны в погребальных обычаях. В погребениях Среднего царства тела клали головой на север, а ногами на юг. В текстах, украшавших гробы в этот период, некоторые божества размещались в одинаковых местах, таким образом связывая их с определенными направлениями. Имсети и Хапи были призваны у изголовья гроба, причем Имсети слева, а Хапи справа, таким образом помещая Имсети на северо-восток, а Хапи на северо-запад. Дуамутеф и Кебехсенуф были призваны у подножия гроба, причем Дуамутеф находился слева, а Кебехсенуф справа, таким образом помещая Дуамутефа на юго-восток, а Кебехсенуэфа на юго-запад. Канопические сундуки того времени помещали каждое божество в одинаковые положения. Эти ориентации предполагают, что сыновья Гора были связаны с четырьмя углами египетского космоса. Их ориентация может быть связана с положением каждого органа: легкие и печень расположены выше в теле, что соответствует северному положению Имсети и Хапи, тогда как желудок и кишечник расположены ниже, что соответствует южному положению Дуамутефа и Кебехсенуефа. [ 26 ]

Позиции сыновей изменились в Новом царстве, когда захоронения стали располагать головой на запад, а ногами на восток. На некоторых гробах Имсети и Хапи оставались у головы, а Дуамутеф и Кебехсенуеф у подножия, но в каждой паре божество, находившееся с левой стороны, перемещалось вправо, и наоборот. В других случаях каждый из сыновей Гора появлялся на боковой стенке гроба или канопного сундука: Имсети на юге, Хапи на севере, Дуамутеф на востоке и Кебехсенуеф на западе. Последнее размещение, когда сыновья Гора располагаются по четырем сторонам, а не по четырем углам, связывает четырех божеств со сторонами света, а не с углами космоса. Сосуществование двух систем ориентации позволяет предположить, что египтяне не отличали резко четыре угла от четырех направлений. [ 27 ]

Иконография

[ редактировать ]

Крышки каноп-кувшинов начали лепить в форме голов в конце Первого переходного периода, в то же время, когда надписи на кувшинах стали призывать сыновей Гора. Таким образом, эти крышки, вероятно, предназначены для обозначения четырех сыновей, а не умершего владельца органов. [ 28 ] В некоторых из самых ранних примеров на крышках были соколиные головы, но в Поднебесной нормой стали человеческие головы. [ 22 ] В некоторых из этих случаев Имсети, в отличие от остальных, изображается женщиной. [ 29 ]

Во времена Восемнадцатой династии ( ок. 1550–1292 до н.э.) нескольким канопам были даны разные головы: Имсети изображался в виде человека, Хапи - в виде бабуина, Дуамутеф - в виде шакала, а Кебехсенуеф - в виде сокола. [ 30 ] Эта иконография стала стандартной во время правления Рамсеса II в тринадцатом веке до нашей эры. [ 29 ] и оставался таковым до конца древнеегипетской истории, хотя в Третьем промежуточном периоде формы животных часто путали. Например, Дуамутефа часто изображали в виде сокола, а Кебехсенуфа – в виде шакала. [ 4 ]

Помимо самих кувшинов, четверо сыновей часто изображались на сундуках-канопах, в которых размещались кувшины, а также на гробах и другом погребальном инвентаре. [ 3 ] В виньетке, сопровождающей Заклинание 125 Книги Мертвых, они выглядят как маленькие фигурки, стоящие на цветке лотоса перед троном Осириса. [ 4 ] В исключительном изображении, в настенном декоре WV23 , гробницы Ая конца Восемнадцатой династии, четверо сыновей изображены как полностью человеческие. [ 3 ] Имсети и Хапи носят красную корону Нижнего Египта, а Дуамутеф и Кебехсенуеф носят белую корону Верхнего Египта. [ 4 ]

Поклонение

[ редактировать ]
Сыны Гора, изображенные на цветке лотоса перед троном Осириса , из храма Птолемеев в Дейр-эль-Медине , третий век до нашей эры.

Четверо сыновей не подвергались регулярному культовому поклонению, как основные египетские божества, и появлялись исключительно в погребальном контексте. [ 4 ] Они играют второстепенную роль в ритуале из Драматического папируса Рамессеума, цель которого неясна, но имеет общие черты с погребальными обрядами. [ 31 ] но чаще всего их находили в самой гробнице. [ 4 ] Начиная со Среднего царства, их почти всегда изображали или использовали для украшения гробов, саркофагов и каноп. [ 4 ] В период позднего Нового царства кувшины, в которых хранились шабтисы , распространенный тип погребальных фигурок, имели крышки в форме голов сыновей Гора, похожие на крышки каноп. [ 32 ]

Во времена Двадцатой династии Нового царства (1189–1077 гг. до н. э.) бальзамировщики начали помещать внутрь полости тела восковые фигурки сыновей Гора. [ 33 ] Вскоре после этого, в начале Третьего промежуточного периода, египтяне перестали хранить органы в канопах и вместо этого бальзамировали каждый орган отдельно, обертывая их соответствующими восковыми фигурками и возвращая в полость тела. В богатых захоронениях по-прежнему присутствовали канопы без органов внутри. [ 34 ] К концу этого периода четверо сыновей также изображались в фаянсовых амулетах, прикрепленных к внешней обертке мумии. [ 35 ] В этот период при украшении гробов в форме человека четверо сыновей помещались рядом с животом мумии, а не распределялись вокруг гроба, что является признаком того, что их связь с внутренними органами затмевала их другие роли. [ 36 ]

Использование канопических кувшинов прекратилось в ранний период Птолемеев (303–30 гг. до н.э.), а использование канопических сундуков прекратилось в середине этого периода. [ 37 ] Тем не менее, во времена Птолемеев и Рима сыновья Гора продолжали появляться на других погребальных принадлежностях, например, на украшенных лепнинах обернутых мумий. [ 33 ] Набор инструкций по процессу бальзамирования, датируемый первым или вторым веком нашей эры, требует, чтобы четыре служителя взяли на себя роль сыновей Гора, когда заворачивали руку умершего. [ 38 ] Последние упоминания о сыновьях Гора в погребальном инвентаре относятся к четвертому веку нашей эры, ближе к концу древнеегипетской погребальной традиции. [ 33 ]

  1. ^ Харт 2005 , с. 150.
  2. ^ Додсон 2001 , с. 561.
  3. ^ Перейти обратно: а б с Уилкинсон 2003 , с. 88.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Додсон 2001 , с. 562.
  5. ^ Аллен 2015 , с. 175.
  6. ^ Матье 2008 , стр. 8–9.
  7. ^ Фолкнер 1973 , с. 135.
  8. ^ Додсон 2001 , стр. 561–562.
  9. ^ Аллен 2015 , стр. 78, 286.
  10. ^ Перейти обратно: а б с Ворон 2005 , с. 42.
  11. ^ Роберсон 2013 , с. 20.
  12. ^ Икрам и Додсон 1998 , стр. 291–292.
  13. ^ Аллен 2015 , стр. 357–358.
  14. ^ Роберсон 2013 , с. 39.
  15. ^ Матье 2008 , с. 11.
  16. ^ Тейлор 2001 , с. 65.
  17. ^ Гоэлет и др. 2015 , с. 169.
  18. ^ Перейти обратно: а б Пинч 2002 , с. 204.
  19. ^ Гейзен 2018 , с. 240.
  20. ^ Икрам и Додсон 1998 , стр. 276, 278.
  21. ^ Тейлор 2001 , с. 66.
  22. ^ Перейти обратно: а б Икрам и Додсон 1998 , с. 278.
  23. ^ Ворон 2005 , с. 44.
  24. ^ Уилкинсон 2003 , с. 89.
  25. ^ Матье 2008 , с. 13.
  26. ^ Рэйвен 2005 , стр. 41–43, 47, 52.
  27. ^ Рэйвен 2005 , стр. 43, 52.
  28. ^ Тейлор 2001 , с. 67.
  29. ^ Перейти обратно: а б Тейлор 2001 , с. 68.
  30. ^ Икрам и Додсон 1998 , стр. 284.
  31. ^ Geisen 2018 , стр. 279–280.
  32. ^ Тейлор 2001 , с. 127.
  33. ^ Перейти обратно: а б с Додсон 2001 , с. 563.
  34. ^ Икрам и Додсон 1998 , стр. 289.
  35. ^ Додсон 2001 , стр. 562–563.
  36. ^ Ворон 2005 , с. 43.
  37. ^ Икрам и Додсон 1998 , стр. 292.
  38. ^ Смит 2009 , с. 217, 222.

Цитируемые работы

[ редактировать ]
  • Аллен, Джеймс П. (2015). Тексты древнеегипетских пирамид, второе издание . Общество библейской литературы. ISBN  978-1-62837-114-7 .
  • Додсон, Эйдан (2001). «Четыре сына Гора». В Редфорде, Дональд Б. (ред.). Оксфордская энциклопедия Древнего Египта . Том. 1. Издательство Оксфордского университета. стр. 561–563. ISBN  978-0-19-510234-5 .
  • Фолкнер, Раймонд О. (1973). Тексты древнеегипетских гробов, том I: Заклинания 1–354 . Арис и Филлипс. ISBN  978-0-85668-005-2 .
  • Гейзен, Кристина (2018). Ритуал поминовения Сенусрета I: P. BM EA 10610.1–5/P. Рамессеум Б (Драматический папирус Рамессеум) . Йельский египтологический институт. ISBN  978-0-9740025-9-0 .
  • Гоэлет, Огден; Фолкнер, Раймонд О.; Эндрюс, Кэрол А.Р.; Гюнтер, Дж. Дэниел; Вассерман, Джеймс (2015). Египетская книга мертвых: Книга выхода днем, издание, посвященное двадцатилетию . Книги летописи. ISBN  978-1-4521-4438-2 .
  • Харт, Джордж (2005). Словарь египетских богов и богинь Рутледжа, второе издание . Рутледж. ISBN  978-0-203-02362-4 .
  • Икрам, Салима ; Додсон, Эйдан (1998). Мумия в Древнем Египте: оснащение мертвых для вечности . Темза и Гудзон. ISBN  978-0-500-05088-0 .
  • Матье, Бернар (2008). «Дети Гора, теология и астрономия» (PDF) . Нилотский и Средиземноморский Египет (на французском языке). 1 :7–14.
  • Пинч, Джеральдин (2002). Египетская мифология: Путеводитель по богам, богиням и традициям Древнего Египта . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-517024-5 .
  • Рэйвен, Мартен (2005). «Египетские представления об ориентации человеческого тела». Журнал египетской археологии . 91 : 37–53. дои : 10.1177/030751330509100103 . JSTOR   3822392 . S2CID   162109010 .
  • Роберсон, Джошуа Аарон (2013). Пробуждение Осириса и переход солнечных барков: царский апофеоз в самой краткой книге о подземном мире и небе Университетские издания Фриборг, Швейцария / Ванденхук и Рупрехт Геттинген. ISBN 978-3-7278-1746-5 / ISBN 978-3-525-54387-0
  • Смит, Марк (2009). Путешествуя по вечности: тексты о загробной жизни из Птолемея и римского Египта . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-815464-8 .
  • Тейлор, Джон (2001). Смерть и загробная жизнь в Древнем Египте . Издательство Чикагского университета. ISBN  978-0-226-79164-7 .
  • Уилкинсон, Ричард Х. (2003). Полное собрание богов и богинь Древнего Египта . Темза и Гудзон. ISBN  978-0500051207 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: bdbee5b7a529b3fdad9c0c3d718e2338__1714422000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/bd/38/bdbee5b7a529b3fdad9c0c3d718e2338.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Four sons of Horus - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)