Канопический кувшин

Канопы использовали — это контейнеры, которые древние египтяне в процессе мумификации для хранения и сохранения внутренностей своего владельца для загробной жизни. Самые ранние и наиболее распространенные версии были сделаны из камня, но более поздние стили были вырезаны из дерева. [ 1 ] Ритуальное использование кувшинов восходит к Древнему царству и сохранялось на практике до позднего периода или периода Птолемеев , когда внутренности просто заворачивали и помещали вместе с телом. [ 2 ] Канопы Древнего царства редко имели надписи и имели простую крышку, но к Среднему царству надписи стали более обычными, а крышки часто имели форму человеческих голов. Ко времени XIX династии на каждой из четырех крышек был изображен один из четырех сыновей Гора , выступавший в роли хранителей соответствующего органа в сосуде.
Этимология
[ редактировать ]Термин «канопический» отражает ошибочную ассоциацию ранних египтологов с греческой легендой о Канопусе - капитане лодки Менелая во время путешествия в Трою , «который был похоронен в Канопусе в Дельте, где ему поклонялись в форме кувшина». [ 3 ] В альтернативных версиях название происходит от места Канопус (ныне Абукир) в западной части дельты Нила недалеко от Александрии, где кувшинам с человеческими головами поклонялись как олицетворениям бога Осириса. [ 4 ]
Дизайн
[ редактировать ]
Канопы представляют собой сосуды V-образной формы, выдолбленные посередине и закрытые сверху простыми или иконографическими пробками. Их высота варьировалась от 14 до 50 см (включая крышку), а диаметр - от 6 до 20 см. [ 5 ] [ 6 ] Наиболее распространенные материалы, используемые для изготовления кувшинов, включают дерево, известняк, фаянс и глину, а дизайн иногда сопровождался рисованием черт лица, имен умерших или богов и/или погребальных заклинаний . Ранние канопные кувшины помещались в канопный сундук и хоронились в гробницах вместе с саркофагом умерших. [ 7 ] Позже их иногда располагали рядами под носилками или по четырем углам комнаты. [ 7 ]
Первоначальный стиль кувшинов Старого Королевства включал в себя простую круглую пробку, в то время как более типичные пробки в форме человеческих голов не встречались до Первого переходного периода . [ 8 ] Человеческие головы были иконизированными изображениями Сынов Гора в их человеческой форме и были преобладающим стилем кувшинов в Древнем Египте до Нового царства девятнадцатой династии , в котором стиль перешел к более известному изображению животных. головы. [ 9 ] Многие высококачественные сервизы этого периода были изготовлены из таких минералов, как алебастр, арагонит, известняковый камень и синий или зеленый глазурованный фарфор. [ 10 ]
Цель
[ редактировать ]Практика потрошения началась еще в Древнем царстве , но конкретное использование кувшинов в качестве хранилища органов не было четко установлено до Первого переходного периода . Во время мумификации у трупа удаляли легкие, печень, желудок и кишечник, чтобы они не разъедали остальную часть тела. Каждый орган посолили натроном и поместили индивидуально в один из четырех канопов. [ 4 ] (Сосуда для сердца не было: египтяне считали его вместилищем души, и поэтому его оставляли внутри тела. [ н 1 ] )
Канопы из Древнего Королевства были найдены пустыми и поврежденными даже в нетронутых гробницах, что позволяет предположить, что они были частью погребального ритуала, а не использовались для хранения органов. [ 12 ] Третий переходный период и последующие годы применяли аналогичную практику: в гробницы помещали кувшины гораздо меньшего размера, не включая органы. Усовершенствованные методы бальзамирования позволили внутренностям оставаться в теле; традиционные кувшины остались характерной чертой гробниц, но больше не были полыми для хранения органов. [ 13 ]
Религиозное значение
[ редактировать ]
Каждый из сыновей Гора отвечал за защиту определенного органа, сам находился под защитой богини-спутницы и представлял кардинальное направление: [ 14 ]
- Хапи : бог с головой бабуина, олицетворяющий Север, находился под защитой богини Нефтиды и был назначен на легкие;
- Дуамутеф : бог с головой шакала, олицетворявший Восток, находился под защитой богини Нейт и был приписан к желудку;
- Имсети : бог с человеческой головой, олицетворявший Юг, находился под защитой богини Исиды и был назначен печени;
- Кебехсенуэф : бог с головой сокола, олицетворяющий Запад, находился под защитой богини Серкет и был приписан к кишечнику. [ 15 ]
Дополнительная информация
[ редактировать ]В 2020 году раскопки в Саккаре показали, что женщина по имени Дидибастет, чья нетронутая гробница возрастом 2600 лет была обнаружена за каменной стеной, была погребена с шестью канопами вместо традиционных четырех. Компьютерная томография показала, что в банках содержатся человеческие ткани, что позволяет предположить, что мумификация Дидибастета, возможно, была результатом конкретного запроса.
Галерея
[ редактировать ]-
Канопы Тутанхамона ; 1333–1323 гг. до н. э.; алебастр ; общая высота: 85,5 см; Египетский музей (Каир)
-
Канопы Руйу ; 1504–1447 гг. до н.э.; расписная керамика; Метрополитен-музей (Нью-Йорк)
-
Иероглифы четырех сыновей Гора на египетском канопе.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Шоу и Николсон, с. 59
- ^ Спенсер, с. 115
- ^ Дэвид, с. 152
- ^ Перейти обратно: а б Струдвик, Хелен (2006). Энциклопедия Древнего Египта . Нью-Йорк: Sterling Publishing Co., Inc., стр. 184–185. ISBN 978-1-4351-4654-9 .
- ^ Элькрим, Абд; Гамиль, Эхав (1 января 2024 г.). «Три канопических кувшина из Эль-Матарии в Большом египетском музее (GEM 4964, 4967, 19335)» . Шдет . 12 (12): 213–243. дои : 10.21608/шедет.2023.174603.1153 . ISSN 2356-8704 .
- ^ Леммель, стр. 153-175.
- ^ Перейти обратно: а б Бадж, с. 240
- ^ Шоу и Николсон, с. 59
- ^ Шоу и Николсон, с. 60
- ^ Бадж, с. 240
- ↑ Сцена «Взвешивание сердца» . Архивировано 17 декабря 2013 г. в Wayback Machine , Университет Суонси: W1912, по состоянию на 18 ноября 2011 г.
- ^ Люция Йираскова: Повреждение и ремонт каноп Старого Королевства - случай в Абусире. В: Пражские египтологические исследования. 15, 2015, ISSN 1214-3189 , стр. 76–85 ( онлайн ).
- ↑ «Canopic Jars» , архивировано 18 января 2013 г. в Wayback Machine Digital Egypt for Universities , Университетский колледж Лондона , по состоянию на 18 ноября 2011 г.
- ^ Мюррей, с. 123
- ^ Гадалла, с. 78
Библиография
[ редактировать ]- Бадж, сэр Эдвард Уоллис (2010) [1925]. Мумия; справочник по египетской погребальной археологии . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-108-01825-8 .
- Дэвид, А. Розали (1999). Руководство к жизни в Древнем Египте . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-8160-3312-9 .
- Гадалла, Мустафа (2001). Египетские божества – Все, кто есть Одно . Гринсборо, Северная Каролина: Исследовательский фонд Техути. ISBN 1-931446-04-0 .
- Мюррей, Маргарет А. (2004) [1963]. Великолепие, которым был Египет . Минеола, Нью-Йорк: Дувр. ISBN 978-0-486-43100-0 .
- Шоу, Ян; Пол Николсон (1995). Словарь Древнего Египта . Нью-Йорк: Гарри Н. Абрамс. ISBN 0-8109-9096-2 .
- Спенсер, А. Джеффри, изд. (2007). Книга Британского музея Древнего Египта . Лондон: Издательство Британского музея. ISBN 978-0-7141-1975-5 .
- Леммель, Сабина. «Глиняные канопы: пример из TT23 и его типологический и исторический контекст». И радуется земля, Очерки в честь Галины А. Беловой, (ред. С.В. Иванова-Е.Г. Толмачевой), ЦЭН РАН (2015): 153-175.
- Элькрим, Абд; Гамиль, Эхав (1 января 2024 г.). «Три канопических кувшина из Эль-Матарии в Большом египетском музее (GEM 4964, 4967, 19335)». Шдет. 12 (12): 213–243. дои:10.21608/шедет.2023.174603.1153. ISSN 2356-8704.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Додсон, Эйдан (1994). Канопическое снаряжение царей Египта . Рутледж. ISBN 978-0710304605 .