Амдуат
Часть серии о |
Древняя египетская религия |
---|
Портал Древнего Египта |
Амдуат [ произношение? ] ( Древний египтянин : jmj dwꜣt , буквально «То, что находится в загробном мире», также переводится как «Текст о скрытой камере, которая находится в подземном мире» и «Книга о том, что находится в подземном мире»; арабский : كتاب الآخرة, латинизированный : Китаб аль-Ахира ) [1] — важный древнеегипетский погребальный текст Нового Египетского царства . Подобно предыдущим погребальным текстам, таким как Древнего царства » «Тексты пирамид или Первого промежуточного периода , «Тексты гробов» Амдуат был найден вырезанным на внутренних стенах гробницы фараона. [2] Однако, в отличие от других погребальных текстов, он предназначался почти исключительно для фараонов до XXI династии или для избранной знати . [2]
Амдуат , египетского бога солнца, который ежедневно совершает путешествие по подземному миру с рассказывает историю Ра момента захода солнца на западе до его повторного восхода на востоке. Это связано с образами постоянной смерти и возрождения, поскольку солнце «умирает», когда заходит, и через испытания возрождения в подземном мире оно снова «возрождается» в начале нового дня. Говорят, что умерший фараон совершит такое же путешествие по подземному миру, чтобы в конечном итоге переродиться и стать единым целым с Ра, навсегда пребывая с ним. [3] Многие боги, богини и божества различными способами помогают Ра и умершей душе в этом путешествии, например Хепри , Исида и Осирис , которые являются одними из основных. [2] Это наряду со многими безымянными или неизвестными божествами, на которые часто ссылаются в тексте самого Амдуата .
Помимо перечисления и названия жителей Дуата ( египетское слово, обозначающее подземный мир), как хороших, так и плохих, иллюстрации к работе ясно показывают топографию подземного мира. Ранние фрагменты Амдуата можно найти в гробницах Хатшепсут и Тутмоса I ( KV20 ), а также Тутмоса I ( KV38 ), но самая ранняя полная версия найдена в KV34 , гробнице Тутмоса III в Долине царей. . [4]
Содержание Амдуата
[ редактировать ]Подземный мир разделен на двенадцать часов ночи, каждый из которых представляет разных союзников и врагов, с которыми фараон/бог Солнца может столкнуться. Амдуат . называет всех этих богов и монстров, таких как змей Мехен или «Окружитель мира», которые играют различные роли, помогая или вредя Ра и умершей душе Основная цель Амдуата — передать информацию о географии подземного мира, а также имена и описания этих богов и чудовищ Ба ( или душе) умершего фараона, чтобы он мог призвать их на помощь или используйте их имя, чтобы победить их. [4]
Амдуат . представлен в гробницах в двух формах: более короткая версия текста, которая просто описывает путешествие Ра, и гораздо более длинная версия, представленная как в текстовом, так и в графическом виде Длинная версия обычно содержит более короткую версию в самом конце путешествия, а также указания о том, как Амдуат следует изображать на стенах гробницы. [5]
Визуально Амдуат обычно разбит на 3 непрерывных горизонтальных регистра , причем каждый из 12 часов разделяется вертикальными регистрами текста. Каждый из вертикальных текстовых регистров содержит информацию о названии часа, названии ворот (либо пилона, двери, либо ворот, охраняемых божеством ), соединяющих их, а также названия региона подземного мира. чтобы различать ход ежедневного путешествия Ра. [5] 12 часов проходят через 12 отдельных регионов Дуата, а 3 регистра представляют собой некоторые физические места в этих регионах. [6] Кроме того, в конце каждого часа дается текстовое объяснение того, что произошло в этом регионе подземного мира.
Каждый из верхних средних регистров содержит существ и предметы, типичные для египетского подземного мира, а нижние регистры содержат дополнительную информацию или детали, представленные графически относительно конкретного часа. [4] Средний горизонтальный регистр традиционно начинается с того, что Ра на своей солнечной барке (разновидность лодки) входит в новое царство или «час» подземного мира.
На протяжении всего текста Амдуата Ра изображается с «бараньей головой», когда он спускается в подземный мир и отделяется от своего тела, оставаясь только со своим «Ба», поскольку он стремится воссоединиться со своим телом, которое теперь в образе Осириса в последующие часы. Иероглиф Ба такой же, как иероглиф барана в Древнем Египте, что позволяет предположить, что его внешний вид — визуальный каламбур. [3]
Египетский подземный мир часто изображается как место смерти, но также и возрождения многих божеств и душ, которые проходят через него. Таким образом, его часто называют «местом противоположностей», которое лучше всего представлено в пятом часе водами Нун (река, которая в подземном мире называется «Вернес», но является Нилом в стране Нила ). живое), смешивающееся с песками пустыни Сокара. [4] [7] Здесь можно увидеть, как жизнь и смерть встречаются в подземном мире, создавая хаос, который может контролировать только влияние Маат . Маат — божество истины, порядка и, что наиболее важно, контроля, поэтому ее часто видят рядом с умершим фараоном или Ра, когда они ежедневно продолжают обычный порядок пути солнца, чаще всего изображаемый как ее фирменное перо.
Маат также является важной богиней для фараона, поскольку она олицетворяет порядок, поскольку ожидалось, что фараон призовет Маат, чтобы она поддерживала порядок в египетском царстве, тем самым также устраняя хаос и беспорядок. Ее участие в путешествии заката и возможного возрождения еще раз может свидетельствовать о том, что таков порядок мира и, следовательно, он контролируется ею. [3]
Кроме того, изображение Амдуата не просто связано с резьбой на стенах гробницы, поскольку сами гробницы часто являются частью изображения Амдуата в целом. [4] Гробница Тутмоса III представляет собой очень хорошо сохранившийся пример того, как Амдуат следует представлять физически и графически, подавая пример фараонам, пришедшим после него. [6]
Часы работы
[ редактировать ]Час 1: Бог Солнца входит с западного горизонта ( ахет ), что является переходом между днем и ночью. Чуть ниже изображения Ра на его солнечной барке находится альтернативное изображение бога Солнца в виде скарабея на меньшей барке. Это бог Хепри, в которого Ра превращается, когда солнце снова восходит, и, вероятно, он изображен в первом часу, когда солнце начинает садиться к ночи. Верхний и нижний регистры содержат помеченный список обычных и/или важных существ и существ, обитающих в подземном мире. [3] Два изображения богини Маат возглавляют барку Ра, что, возможно, показывает, что ее порядок все еще присутствует даже в хаосе подземного мира. [8]
Час 2: Это когда Ра официально входит в подземный мир на своей барке вместе с четырьмя другими лодками рядом с ним, оставляя переход между жизнью и смертью или между днем и ночью. Этот регион подземного мира классифицируется по изображению первобытных вод Нуна как водоема под названием «Вернес». [7] [4] Маат снова изображена, но теперь только как ее символ в виде изогнутого пера на одной из лодок, и ее поддерживает неназванное существо. Этот час подчеркивает плодородие, представленное как водами Нун, так и безымянными богами нижнего регистра, которые все связаны с образами сельского хозяйства и земледелия. [7]
Час 3: В этом регионе воды Нун теперь превращаются в «Воды Осириса» и отмечены тем, что Осирис визуально представлен в нижнем регистре. Древние египтяне верили, что Нил берет свое начало из подземного мира, поэтому включение Осириса в этот момент путешествия имеет смысл, если учесть, что он является богом загробной жизни, а также плодородия и земледелия. [9] Лодок по-прежнему четыре, как и во второй час, но ни на одной из них нет четкого изображения бога Ра, а в тексте Амдуата говорится , что Ра был разделен между ними. [9]
Час 4: Ра достигает Имхета , бесплодной пустынной земли Сокара , ястребиного божества подземного мира. В этот момент солнечный бог проник достаточно глубоко в подземный мир и вдали от своего собственного света, так что он не может видеть, и ему приходится полагаться на свой собственный голос как на способ вывести себя и свою команду из тьмы. [10] [4] Без воды, по которой можно пройти, солнечная барка превращается в двуглавую огнедышащую змею, поскольку это единственное средство Ра пересечь этот кромешно-черный и песчаный регион. Этот час особенно примечателен визуальным отрывом от других часов, поскольку в нем есть гигантская песчаная дорожка, «зигзаг» через все три регистра, объединяющая их все, но затрудняющая перемещение Ра из-за различных двери на пути. [10]
Час 5: Земля Сокара продолжается и в этот час, как и змеиная ладья. Это область противоположностей, видимая в водах Нуна, соединяющихся с пустынными землями Сокара. В верхнем регистре виден курган Осириса, из которого вылезает Хепри, что символизирует возможное возрождение Ра, которое начинается с обретения тела Осириса. [11] Существует узкий проход, через который он пытается пройти, в результате чего все дружественные существа этого региона (включая изображение скарабея Хепри) помогают тянуть лодку. В нижнем регистре присутствует овал, изображающий «Пещеру Сокара», а сам бог заключен в огненном озере, окружающем пещеру. [11]
Час 6 : В этот момент происходит самое значимое событие в подземном мире. Тело солнечного бога (или, возможно, тело Осириса, больше не мумиформного ) видно в форме скарабея Хепри, защищенного змеем Мехена во время его регенерации. Змей Мехен в этот момент присоединяется к путешествию, оставаясь с ним до конца часов. [12] И снова солнечная барка Ра путешествует по водам Нуна, пока течет регенеративная энергия, помогая оживить Ба Ра, когда оно воссоединяется с его телом в форме Осириса. [4] Это обновляет свет солнца в этот час, представленный в виде короны из солнечного диска, появляющейся на голове Ра. Кроме того, здесь можно найти изображения царей Нижнего и Верхнего Египта, поскольку недавно умерший царь должен встретиться со своими предшественниками, прежде чем возродиться самому. [12]
Час 7: Регенерация света Ра — очень опасный момент в путешествии, поскольку он привлекает силы зла, присутствующие в подземном мире. В этот час Апеп поглощает все воды Нуна, пытаясь остановить барк и еще раз убить Осириса через Ра, предотвращая ежедневный цикл солнца. [13] Богиня Исида накладывает на барк магическое заклинание, позволяющее ему продолжать путешествовать по регионам без необходимости использования воды. В верхнем регистре враги Осириса наказываются за намерение причинить ему вред, а нижний регистр содержит очеловеченные изображения звезд, следующих по пути Ра к концу подземного мира. [13]
Час 8: Ра полностью возродился, и с помощью богов удалось избежать сил зла. Теперь Ра встречает 5 дверей, которые он должен открыть своим голосом, что усугубляет трудности на этом пути. [14] Безымянные боги верхнего и нижнего регистров создают новую одежду, снова связанную с идеями возрождения и обновления. Солнечную ладью тянут восемь безымянных богов, чтобы помочь Ра снова достичь поверхности. [14]
Час 9: В этот час солнечную барку Ра тянут 12 гребцов, помогая тянуть его к свету живого мира. Три идола, стоящие перед мужчинами, помогают богам, несущим стебли зерна, раздавать хлеб и пиво мертвым в подземном мире. В тексте не предлагается никаких дальнейших объяснений того, почему это делается, но, вероятно, это связано с представлениями о том, что умерший «живет» в подземном мире и, следовательно, все еще требует средств к существованию. [15]
Час 10: Ра продолжает свое путешествие под защитой своих 12 гребцов, которые теперь носят оружие для защиты от любых врагов, особенно от Апепа. В нижнем регистре находится изображение утонувших в воде, которых вытаскивает на берег Гор , бог неба (помимо многого другого). [16] Это утешительный образ, поскольку в Древнем Египте считалось, что те, кто не получил должного захоронения, никогда не смогут достичь подземного мира или вечной жизни, и поэтому этот час Амдуата показывает , что это не так, и не все надежда потеряна для этих заблудших душ. [16]
Час 11: Глаза Ра полностью исцеляются, что является символом его здоровья и омоложения. В нижнем регистре гигантский змей, известный как «Окружающий мир», приводится рядом из 12 безымянных божеств. На носу появился ярко-красный солнечный диск, защищенный змеей (подобно тому, как Мехен защищает Ра). лодки в этот момент, показывая, что время путешествия Ра по подземному миру подходит к концу. [17] Гор призывает чудовищного змея неугасимым огнем, чтобы тот истребил врагов своего отца Осириса, сжигая их трупы и поджаривая их души. [17]
Час 12: Наконец, бог солнца находится в конце подземного мира и в конце своего путешествия, возродившись еще раз. Он принимает форму Хепри, когда утреннее солнце поднимается над горизонтом. Его выводят из подземного мира множество божеств и богов, к параду также присоединяется гигантский змей «Окружающий мир». [18]
Закончив путешествие по подземному миру, умершие прибыли в Зал Маат. Здесь они должны были пройти церемонию взвешивания сердца , где их чистота стала определяющим фактором, позволяющим им войти в Царство Осириса.
Амдуатские гробницы
[ редактировать ]Понимание Амдуата гробниц [19] может быть так же важно, как понимание часов Амдуата , поскольку в конце текста Амдуата есть инструкции о том, как его следует представлять в гробнице. Это означает, что его физическое изображение так же важно, как и графическое изображение, в сопровождении умершего в загробную жизнь вместе с Ра.
Гробницы Амдуата связаны с началом Нового царства Египта и стали популярными благодаря постройке гробницы Тутмоса III, который правил в середине Восемнадцатой династии . Его могила, найденная в Долине царей, соответствует архитектурной традиции подземного памятника, имеющего форму, которую египтолог Джош Роберсон называет стилем «изогнутого и изогнутого топора». [6] Следуя этому стилю, на соответствующем изображении можно увидеть, что гробница Тутмоса III содержала его погребальную камеру, которая была соединена с четырьмя складскими помещениями, прихожей, шахтой колодца и тремя соединенными коридорами, ведущими ко входу.
Существует множество возможных причин роста популярности этого стиля, вероятно, связанных с различными символическими интерпретациями комнат, найденных в гробнице. Не существует согласованных описаний назначения этих комнат и того, что находилось внутри них, и такие историки, как Эрик Хорнунг и Фридрих Абитц, пытаются объяснить их в своих академических занятиях.
Гробница Тутмоса III
[ редактировать ]Как обсуждают историки Кэтрин Рериг и Барбара Рихтер, архитектура гробницы Тутмоса III, вероятно, призвана отражать структуру подземного мира, как ее отображает Амдуат . [4] Найденный в погребальной камере фараона, Амдуат был для него путеводителем по подземному миру, а также способом добиться возрождения после смерти. Возможно, именно поэтому структура самой гробницы наклонена вниз и извивается, образуя изогнутую форму, поскольку историки предполагают, что она может отражать запутанную и лабиринтную структуру самого подземного мира. [4] [6]
Он начинается с западной стороны комнаты и заканчивается на восточной стороне комнаты, чтобы отразить солнечный цикл. Амдуат , заканчивающийся на восточной стороне комнаты, совпадает с восходом солнца на востоке, символизируя возрождение и обновление, которых фараон надеялся достичь в конце своего путешествия. Однако часы на стенах не в порядке: часы 5 и 6 расположены между часами 1 и 12. [5] Это может быть изображение спирали, поскольку тот, кто рассматривает Амдуат в числовом порядке, должен будет завершить неправильный круг по всей комнате, снова ассоциируясь с идеями непрерывного цикла. [4]
Кроме того, закругленные углы комнаты создают овальную форму, которая имеет множество интерпретаций: она может представлять непрерывный круговой жизненный цикл путешествия Солнца, [5] или может совпадать с закругленным угловым краем настоящего иллюстрированного Амдуата, присутствующего на стенах. [6] Соединения в форме овала (или картуша) [6] Пещера Сокара в 6-м часу может также присутствовать в овальной погребальной камере и саркофаге Тутмоса III и связана с идеями возрождения или обновления, которых фараон желал достичь для себя. [4] Его саркофаг , найденный в центре погребальной камеры, также имеет такую же овальную форму, включая его имя, которое находится в королевском картуше . [4]
Другие примеры Амдуата гробниц
[ редактировать ]Визирь Усерамун Тутмоса III, , был редким примером человека не царского происхождения, имеющего гробницу в стиле Амдуат . Это может быть связано со многими причинами, но показывает, насколько эксклюзивными были королевские гробницы для фараона и его ближайших родственников. Примечательно, что гробница Усерамуна содержала изображения только 3-го и 4-го часов, а не всего пути Солнца, что только усиливает исключительность Амдуата для королевской семьи в древнеегипетских погребальных традициях.
Аменхотеп II ( KV 35 ) и Аменхотеп III ( KV 22 ) также имеют примеры завершенных текстов Амдуата в своих погребальных гробницах, следуя многим условностям, которые Тутмос III начал в своей гробнице.
Более поздние гробницы Восемнадцатой династии отошли от этого подхода и придерживались более линейного стиля дизайна, организованного в виде одного длинного коридора и выпрямляющего ранее стиль «изогнутого топора» более ранних фараонов. [6] Амдуат все еще присутствовал в этих гробницах, хотя предназначался не только для погребальных камер, поскольку он был изображен в различных частях гробницы. Кроме того, с возникновением периода Рамессидов в Двадцатой династии Египта Амдуат начал появляться наряду с другими погребальными текстами, такими как Книга Врат и Книга Пещер, как расширение мифов египетского подземного мира. [6]
В конце Нового царства Амдуат , похоже, утратил свою исключительность, появляясь как на гробах, так и на папирусах умерших людей более низкого сословия, чем члены королевской семьи или знати. [5]
Галерея
[ редактировать ]- Частичное изображение 5-го часа Амдуата с изображением Осириса в пещере (Гробница Тутмоса III, Долина царей)
- Часы 9 и 10 Амдуата ( Кат. 1776, Museo Egizio)
- 11-й час Амдуата ( Каталог 1776 г., Museo Egizio)
- Полное изображение 12-го часа Амдуата ( Каталог 1776, Museo Egizio)
Примечания
[ редактировать ]- ^ Форман и Квирк (1996), с. 117.
- ^ Jump up to: а б с Хорнунг, Эрик; Лортон, Дэвид (1999). Древнеегипетские книги о загробной жизни . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета. п. 27. ISBN 978-0-8014-3515-7 .
- ^ Jump up to: а б с д Абт, Теодор; Хорнунг, Эрик (2003). Знания для загробной жизни: египетский Амдуат - поиск бессмертия (Первое изд.). Цюрих: Публикации «Живое человеческое наследие». п. 24. ISBN 978-3-9522608-0-7 .
{{cite book}}
: CS1 maint: дата и год ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Рихтер, Барбара А. (2008). «Амдуат и его связь с архитектурой королевских погребальных палат начала XVIII династии» . Журнал Американского исследовательского центра в Египте . 44 : 73–104. ISSN 0065-9991 . JSTOR 27801622 .
- ^ Jump up to: а б с д и Абт, Теодор; Хорнунг, Эрик (2003). Знания для загробной жизни: Египетский Амдуат - В поисках бессмертия (Первое изд.). Цюрих: Публикации «Живое человеческое наследие». п. 15. ISBN 978-3-9522608-0-7 .
{{cite book}}
: CS1 maint: дата и год ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с д и ж г час Роберсон, Джошуа. «Возрождение Солнца: погребальное искусство и архитектура в царских гробницах Нового царства Египта» . Журнал «Экспедиция» . Проверено 29 февраля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с Абт, Теодор; Хорнунг, Эрик (2003). Знания для загробной жизни: египетский Амдуат - поиск бессмертия (Первое изд.). Цюрих: Публикации «Живое человеческое наследие». стр. 38–40. ISBN 978-3-9522608-0-7 .
{{cite book}}
: CS1 maint: дата и год ( ссылка ) - ^ Абт, Теодор; Хорнунг, Эрик (2003). Знания для загробной жизни: египетский Амдуат - поиск бессмертия (Первое изд.). Цюрих: Публикации «Живое человеческое наследие». п. 25. ISBN 978-3-9522608-0-7 .
{{cite book}}
: CS1 maint: дата и год ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Абт, Теодор; Хорнунг, Эрик (2003). Знания для загробной жизни: египетский Амдуат - поиск бессмертия (Первое изд.). Цюрих: Публикации «Живое человеческое наследие». п. 49. ИСБН 978-3-9522608-0-7 .
{{cite book}}
: CS1 maint: дата и год ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Абт, Теодор; Хорнунг, Эрик (2003). Знания для загробной жизни: египетский Амдуат - поиск бессмертия (Первое изд.). Цюрих: Публикации «Живое человеческое наследие». стр. 58–61. ISBN 978-3-9522608-0-7 .
{{cite book}}
: CS1 maint: дата и год ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Абт, Теодор; Хорнунг, Эрик (2003). Знания для загробной жизни: египетский Амдуат - поиск бессмертия (Первое изд.). Цюрих: Публикации «Живое человеческое наследие». стр. 68–73. ISBN 978-3-9522608-0-7 .
{{cite book}}
: CS1 maint: дата и год ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Абт, Теодор; Хорнунг, Эрик (2003). Знания для загробной жизни: египетский Амдуат - поиск бессмертия (Первое изд.). Цюрих: Публикации «Живое человеческое наследие». стр. 80–85. ISBN 978-3-9522608-0-7 .
{{cite book}}
: CS1 maint: дата и год ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Абт, Теодор; Хорнунг, Эрик (2003). Знания для загробной жизни: египетский Амдуат - поиск бессмертия (Первое изд.). Цюрих: Публикации «Живое человеческое наследие». стр. 90–95. ISBN 978-3-9522608-0-7 .
{{cite book}}
: CS1 maint: дата и год ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Абт, Теодор; Хорнунг, Эрик (2003). Знания для загробной жизни: египетский Амдуат - поиск бессмертия (Первое изд.). Цюрих: Публикации «Живое человеческое наследие». стр. 102–105. ISBN 978-3-9522608-0-7 .
{{cite book}}
: CS1 maint: дата и год ( ссылка ) - ^ Абт, Теодор; Хорнунг, Эрик (2003). Знания для загробной жизни: египетский Амдуат - поиск бессмертия (Первое изд.). Цюрих: Публикации «Живое человеческое наследие». стр. 112–113. ISBN 978-3-9522608-0-7 .
{{cite book}}
: CS1 maint: дата и год ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Абт, Теодор; Хорнунг, Эрик (2003). Знания для загробной жизни: египетский Амдуат - поиск бессмертия (Первое изд.). Цюрих: Публикации «Живое человеческое наследие». стр. 120–123. ISBN 978-3-9522608-0-7 .
{{cite book}}
: CS1 maint: дата и год ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Абт, Теодор; Хорнунг, Эрик (2003). Знания для загробной жизни: египетский Амдуат - поиск бессмертия (Первое изд.). Цюрих: Публикации «Живое человеческое наследие». стр. 130–132. ISBN 978-3-9522608-0-7 .
{{cite book}}
: CS1 maint: дата и год ( ссылка ) - ^ Абт, Теодор; Хорнунг, Эрик (2003). Знания для загробной жизни: египетский Амдуат - поиск бессмертия (Первое изд.). Цюрих: Публикации «Живое человеческое наследие». стр. 140–143. ISBN 978-3-9522608-0-7 .
{{cite book}}
: CS1 maint: дата и год ( ссылка ) - ^ Роберсон, Джошуа. «Возрождение Солнца: погребальное искусство и архитектура в царских гробницах Нового царства Египта» . Журнал «Экспедиция» . п. 15-16 . Проверено 13 марта 2024 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Форман, Вернер и Стивен Квирк. (1996). Иероглифы и загробная жизнь в Древнем Египте . Норман: Университет Оклахомы Пресс. ISBN 0-8061-2751-1 .
- Эрик Хорнунг пер. Дэвид Лортон (1999). Древнеегипетские книги о загробной жизни . Издательство Корнельского университета.
- Хорнунг, Эрик ; Абт, Теодор (редакторы): Египетский Амдуат. Книга Тайной комнаты. Английский перевод Дэвида Уорбертона, отредактированный и отредактированный Эриком Хорнунгом и Теодором Абтом. Публикации «Живое человеческое наследие», Цюрих, 2007 г. (Изображения, иероглифы, транскрипция и перевод на английский язык).
- Знания для загробной жизни - египетский Амдуат - поиск бессмертия (1963), Теодор Абт и Эрик Хорнунг, Живое человеческое наследие.