Серапис
Серапис | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
![]() Мраморный бюст Сераписа в модии | |||||||||
Имя иероглифами |
wsjr-ḥp Койне Греческий : Серапис | ||||||||
Главный культовый центр | Серапеум Александрийский |
Часть серии о |
Древняя египетская религия |
---|
![]() |
![]() |
Серапис или Сарапис — греко-египетский бог. Синкретическое божество , возникшее из поклонения египетских Осирису и Апису . [1] Серапис был широко популяризирован в третьем веке до нашей эры по приказу греческого фараона Птолемея I Сотера . [2] как средство объединения греческих и египетских подданных Птолемеева царства .
Культ Сераписа был распространен в результате целенаправленной политики последующих царей Птолемеев. Популярность Сераписа продолжала расти во времена Римской империи , часто заменяя Осириса в качестве супруга Исиды в храмах за пределами Египта.Помимо своих египетских корней, он получил атрибуты других божеств, такие как хтонические силы, связанные с греческим Аидом и Деметрой , а также доброжелательность, возникшая из ассоциаций с Дионисом .
Иконография
[ редактировать ]Серапис изображался греком по внешности, но с египетскими атрибутами, и сочетал в себе иконографию множества культов, что означало как изобилие, так и воскресение.
Греки мало уважали фигуры с головами животных, поэтому антропоморфная была выбрана в качестве идола статуя в греческом стиле и провозглашена эквивалентом очень популярного Аписа. [а] Его назвали Усерхапи (то есть «Осирис-Апис»), которое стало греческим Сараписом , и, как говорили, он был Осирисом в целом, а не только его ка (жизненной силой).

Культовая статуя Сераписа, воздвигнутая Птолемеем I в Александрии, обогатила структуру концепции Сераписа, изображая его в сочетании египетского и греческого стилей. [5] Статуя соответствующим образом изображала фигуру, напоминающую Аида или Плутона , которые оба были царями греческого подземного мира , и была изображена восседающей на троне с модием , корзиной / мерой зерна, на голове, поскольку это был греческий символ страны мертвых. . Он также держал скипетр в руке , обозначающий его правление, а у его ног покоился Цербер , привратник подземного мира. У основания статуи также было что-то вроде змеи , соответствующей египетскому символу правления — урею .
Этимология
[ редактировать ]Первоначально демотическое wsjr-ḥp (« Осирис - Апис »), имя божества происходит от синкретического поклонения Осирису и быку Апису как единому божеству под египетским именем wsjr - ḥp . Позже это имя было написано на коптском языке как ⲟⲩⲥⲉⲣϩⲁⲡⲓ Userhapi ; Греки иногда использовали необычную форму Sorapis ( греческий Koinē : Σόραπις ), немного ближе к египетскому имени (именам).
Самое раннее упоминание о «Сараписе» встречается в спорной сцене смерти Александра (323 г. до н.э.). [6] но это что-то вроде путаницы: несвязанного вавилонского бога Эа ( Энки ) звали Шар Апси , что означает «царь апсу» или «водная бездна». [б] и Эа как Шар Апси, кажется, является божеством, подразумеваемым в описании смерти Александра. Поскольку этот «Сарапис» имел храм в Вавилоне и имел такое значение, что только Сарапис упоминается как человек, с которым консультировались от имени умирающего царя, Сарапис Вавилонский, похоже, радикально изменил восприятие мифологии в посталександрийскую эпоху. Его значение для эллинской психики из-за упоминания в истории смерти Александра, возможно, также способствовало выбору похожего по звучанию Осириса-Аписа в качестве главного птолемеевского бога, даже если Птолемеи понимали, что это разные божества.

Сарапис ( Σάραπις , более ранняя форма) был наиболее распространенной формой в Древней Греции до римских времен, когда Серапис ( греческий койне : Σέραπις , более поздняя форма) стал обычным явлением. [8] [с] [10]
Серапеум ) был любым храмом или религиозным участком , ( греческий койне : σεραπεῖον serapeion посвященным Серапису. Самый известный серапеум находился в Александрии. [д]
История культа Сераписа
[ редактировать ]Часть серии о |
Древнегреческая религия |
---|
![]() |
Есть свидетельства того, что культ Сераписа существовал до прихода к власти Птолемеев в Александрии: храм Сераписа в Египте упоминается в 323 г. [12] и Арриан . [13]
Птолемей I Сотер предпринял усилия по интеграции религий своего нового египетского подданного с религией их эллинских правителей. Проект Птолемея заключался в том, чтобы найти божество, которое завоевало бы уважение обеих групп, несмотря на проклятия, которые египетские жрецы скандировали против богов предыдущих иностранных правителей (например, Сет , которого превозносили гиксосы ) . [и] Распространенное утверждение о том, что Птолемей «создал» божество, основано на источниках, в которых описывается, как он воздвигал статую Сераписа в Александрии. [5]

Согласно Плутарху , Птолемей украл культовую статую из Синопы в Малой Азии, получив во сне указание от «неизвестного бога» принести статую в Александрию , где два религиозных эксперта объявили статую Сераписом. Одним из экспертов был представитель Эвмолпидов , древней семьи, из членов которой иерофант Элевсинских мистерий еще до начала истории выбирался , а другим был ученый египетский жрец Манефон , что придавало вес суждению как египтян , так и египтян. Греки.
Однако Плутарх, возможно, не прав, поскольку некоторые египтологи утверждают, что «Синопа» в легенде на самом деле является холмом Синопеон, названием, данным месту уже существовавшего Серапеума в Мемфисе . Кроме того, согласно Тациту , Серапис (т. е. Апис, полностью идентифицированный как Осирис) был богом деревни Ракотис до того, как она расширилась до великой столицы Александрии.
Со своей женой (то есть Осириса) Исидой и их сыном Гором (в образе Гарпократа ) Серапис занял важное место в греческом мире . » II века н. э В своем « Описании Греции . Павсаний отмечает две Серапеи на склонах Акрокоринфа над восстановленным римским городом Коринф и одну в Копах в Беотии. [14]
Серапис фигурировал среди международных божеств , чей культ был принят и распространен по всей Римской империи, при этом Анубис иногда отождествлялся с Цербером. В Риме Серапису поклонялись в Исеуме Кампенсе , святилище Исиды, построенном во время Второго Триумвирата на Марсовом поле . Римские культы Исиды и Сераписа приобрели популярность в конце I века, когда Веспасиан пережил события, которые он приписывал их чудесному действию, во время своего пребывания в Александрии, где он останавливался, прежде чем вернуться в Рим в качестве императора в 70 году нашей эры. Начиная с династии Флавиев , Серапис был одним из божеств, которые могли появляться на имперских монетах вместе с правящим императором.
Как и многие языческие культы того времени, культ Сераписа пришел в упадок во время правления Феодосия I, поскольку император-христианин ввел в действие религиозные законы, ограничивающие язычество по всей империи . Главный культ в Александрии просуществовал до конца 4 века, когда христианская толпа под предводительством Папы Феофила Александрийского разрушила Серапеум в Александрии примерно в 391 году нашей эры во время одного из частых религиозных бунтов в городе.
Древние теории происхождения Сераписа
[ редактировать ]Происхождение Сераписа было источником спекуляций как еврейских, так и христианских философов в древние времена. Тертуллиан в начале III века нашей эры считал, что вера в Сераписа была вдохновлена патриархом Иосифом, который был главным администратором Египта. [15] Такое же мнение звучит и в Талмуде . [16]
В популярной культуре
[ редактировать ]- Во франшизе «Астерикс» Серапис - один из богов, которым египтяне клянутся и призывают «Сераписом» (аналогично Осирису и Исиде), подобно тому, как галлы клянутся и взывают к своим богам, таким как Тутатис , Белен и Белисама. , а римляне - Юпитером , Минервой и Меркурием .
- Серапис — главный антагонист рассказа Риордана Рика «Посох Сераписа», который пересекает две его основные серии — «Хроники Кейна» и «Хроники лагеря полукровок» . Его уничтожают Аннабет Чейз и Сэди Кейн после того, как первая уничтожает голову, представляющую будущее, в посохе Сераписа. В последующей истории «Корона Птолемея » выясняется, что Серапис был разбужен главным антагонистом Сетне, чтобы проверить объединение греческих полубогов и египетских магов.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «Аполлодор отождествляет аргивского Аписа с египетским быком Аписом, которого, в свою очередь, отождествляли с Сераписом (Сараписом)»; [3] Павсаний также объединяет Сераписа и египетского Аписа: «Из египетских святилищ Сераписа самое известное находится в Александрии, самое старое в Мемфисе. Туда не может войти ни чужеземец, ни священник, пока не похоронят Аписа». [4]
- ^ В Вавилонском Талмуде «Сар Апис» упоминается как идол, предположительно названный в честь библейского Иосифа . [7]
- ^ Изучение полного латинского лексикона Льюиса и Шорта показывает, что «Серапис» было наиболее распространенной латинской версией имени в древности. [9]
- ^ «Из египетских святилищ Сераписа самое известное находится в Александрии», Павсаний . — отмечал [11] во II веке н. э., описывая серапеон, возведенный Птолемеем в Афинах, на крутом склоне Акрополя : «Когда вы спускаетесь отсюда в нижнюю часть города, вы увидите святилище Сераписа, поклонение которому афиняне ввели из Птолемей».
- ^ Александр Великий пытался использовать Амона для той же цели, но Амон был более широко известен в Верхнем Египте и не так популярен в более ориентированном на Средиземноморье Нижнем Египте , где международная эллинистическая культура больше влияла на египтян и где иностранные резиденты Греческое население было больше.
Галерея
[ редактировать ]- Голова Сараписа, I век до н.э., 58.79.1 Бруклинский музей.
- Глава Сераписа, Карфаген, Тунис
- Масляная лампа с бюстом Сераписа в окружении полумесяца и звезды ( Эфес римской эпохи , 100–150 гг.)
- Глава Сараписа (150–200)
- Голова Сераписа из статуи высотой 3,7 метра (12 футов), найденной у побережья Александрии.
- Серапис о Римском Египте, Александрии , Биллон Тетрадрахме
- Голова Сераписа (эллинистическая терракота римской эпохи, Государственный музей египетского искусства, Мюнхен)
- Медная статуэтка Сераписа Агатодемона в Национальном археологическом музее, Афины.
Хорошо сохранившаяся картина Сераписа.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Юти, Х. (1948). «Клин Сераписа». Гарвардское теологическое обозрение . 41 : 9–29. дои : 10.1017/S0017816000019325 . S2CID 154333290 .
- ^ "Сарапис" Новая Британская энциклопедия Том. 10 (15-е изд.). Чикаго, Иллинойс: Британская энциклопедия, Inc. 1992. с. 447.
- ^ Дж. Г. Фрейзера Примечание к 2.1.1 Библиотеки . Псевдо-Аполлодора
- ^ Павсаний. Описание Греции . 1.18.4.
- ^ Jump up to: а б Стамбо, Джон Э. (1972). Сарапис при ранних Птолемеях . Лейден: Э. Дж. Брилл . стр. 1–13.
- ^ Арриан . Анабасис . VII. 26.
- ^ Вавилонский Талмуд, Трактат Авода Зара . стр. 43а.
- ^ Suda . sigma, 117 .
- ^ Серапис . Чарльтон Т. Льюис и Чарльз Шорт. Латинский словарь по проекту «Персей» .
Льюис, Чарльтон; Короткий, Чарльз (1879). Латинский словарь . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 1630. ISBN 978-0-19-864201-5 – через Интернет-архив .
Латинский словарь . 1879. с. 1678. ISBN 978-0-19-864201-5 – через Интернет-архив . - ^ Например, см. Corpus Inscriptionum Latinarum (CIL) 03, 07768; ЦИЛ 03, 07770; ЦИЛ 08, 12492.
Все известные случаи можно получить с помощью поиска по адресу Клаусс, Манфред; Колб, Энн; Слаби, Вольфганг А.; Войтас, Барбара (ред.). «Эпиграфическая база данных Клаусса/Слэби (EDCS)» . Католический университет Айхштет-Ингольштадт. - ^ Павсаний . Описание Греции . 1.18.4.
- ^ Плутарх . Жизнь Александра . 76.
- ^ Арриан . Анабасис . VII, 26, 2.
- ^ Павсаний . Описание Греции . 2.4.5, 9.24.1.
- ^ Нации , книга II, гл. 8
- ^ Трактат Авода Зара , лист 43, с. ТО
- ^ Дэни, Ахмад Хасан; Харматта, Янош (1999). История цивилизаций Центральной Азии . Мотилал Банарсидас Publ. п. 326. ИСБН 978-81-208-1408-0 .
Источники
[ редактировать ]- Боржо, Филипп; Волохин, Юрий (2000). «Формирование легенды Сараписа: транскультурный подход». Archiv für Religionsgeschichte (на французском языке). 2 (1).
- Брико, Лоран, изд. (8–10 апреля 1999 г.). От Мемфиса до Рима . я является Международная конференция по изучению Исиды. Пуатье, Франция: Брилл (опубликовано в 2000 г.). ISBN 9789004117365 .
- Брико, Лоран (2001). Altas de la diffusion descultes isiaques (на французском языке). Диффузия Боккара. ISBN 978-2-87754-123-7 .
- Брико, Лоран, изд. (16–17 мая 2002 г.). Исида на Западе . II й Международная конференция по изучению Исиды. Лион, Франция: Брилл (опубликовано в 2003 г.). ISBN 9789004132634 .
- Брико, Лоран (2005). Коллекция надписей, касающихся культов Исиды (RICIS) (на французском языке). Диффузия Боккара. ISBN 978-2-87754-156-5 .
- Брико, Лоран; Веймирс, Ричард, ред. (2008–2014). Библиотека Исиака . Издания Авзония. Том. Я: ISBN 978-2-910023-99-7 ; Том. II: ISBN 978-2-356-13053-2 ; Том. III: ISBN 978-2-356-13121-8 .
- Брико, Лоран; Верслуйс, Мигель Джон; Мейбум, Пол ГП, ред. (11–14 мая 2005 г.). Нил в Тибр: Египет в римском мире . III р-д Международная конференция по изучению Изиды. Факультет археологии Лейденского университета: Брилл (опубликовано в 2007 г.). ISBN 978-90-04-15420-9 .
- Брико, Лоран (2013). Культы Исиды в греко-римском мире (на французском языке). Беллес Литература. ISBN 978-2251339696 .
- Брико, Лоран; Верслуйс, Мигель Джон, ред. (13–15 октября 2011 г.). Власть, политика и культы Исиды . В й Международная конференция по изучению Изиды. Булонь-сюр-Мер, Франция: Brill (опубликовано в 2014 г.). ISBN 978-90-04-27718-2 .
- Хорнбостель, Вильгельм (1973). Сарапис: Исследования по истории традиций, появления и изменения образа бога (на немецком языке). Э. Дж. Брилл. ISBN 9789004036543 .
- Меркельбах, Рейнхольд (1995). Исида Регина — Зевс Сарапис. Греко-египетская религия представлена по источникам (на немецком языке). Б. Г. Тойбнер. ISBN 978-3-519-07427-4 .
- Пфайффер, Стефан (2008). «Бог Серапис, его культ и начало культа правителя в Птолемеевском Египте». В МакКечни, Пол; Гийом, Филипп (ред.). Птолемей II Филадельф и его мир . Брилл. ISBN 978-90-04-17089-6 .
- Ренберг, Гил Х. (2017). Куда могут прийти мечты: инкубационные святилища в греко-римском мире . Брилл. ISBN 978-90-04-29976-4 .
- Смит, Марк (2017). По следам Осириса: перспективы загробной жизни Осириса на протяжении четырех тысячелетий . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-958222-8 .
- Такач, Саролта А. (1995). Исида и Сарапис в римском мире . Э. Дж. Брилл. ISBN 978-90-04-10121-0 .
- Таллет, Гаэль (2011). «Зевс Гелиос Мегас Сарапис: египетский бог «для римлян»?». В Белайче, Николь; Дюбуа, Жан-Даниэль (ред.). Птица и рыба: религиозные сосуществования в греческом и римском мирах . ЩЕНКИ. ISBN 9782840508007 .
- Томпсон, Дороти Дж. (2012). Мемфис при Птолемеях (2-е изд.). Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-15217-2 .
- Видман, Ладислав (1970). Исида и Серапис у греков и римлян (на немецком языке). Вальтер де Грюйтер. ISBN 978-3111768236 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Беван, Э.Р. «Дом Птолемея» . Глава II.
- Граут, Джеймс. «Храм Сераписа» . Пенелопа . Романская энциклопедия. Чикагский университет.
- Феофил Антиохийский . «Безнравственность богов: О беглом Сераписе, преследуемом из Синопа в Александрию» .
- «Греко-египетская мифология: Александрийский синтез» . grecoegipcio.galeon.com .