Jump to content

Серапис

Серапис
Мраморный бюст Сераписа в модии
Имя иероглифами
ул.иА40ЧАСл.с.пЕ1

wsjr-ḥp

Койне Греческий : Серапис
Главный культовый центр Серапеум Александрийский

Серапис или Сарапис греко-египетский бог. Синкретическое божество , возникшее из поклонения египетских Осирису и Апису . [1] Серапис был широко популяризирован в третьем веке до нашей эры по приказу греческого фараона Птолемея I Сотера . [2] как средство объединения греческих и египетских подданных Птолемеева царства .

Культ Сераписа был распространен в результате целенаправленной политики последующих царей Птолемеев. Популярность Сераписа продолжала расти во времена Римской империи , часто заменяя Осириса в качестве супруга Исиды в храмах за пределами Египта.Помимо своих египетских корней, он получил атрибуты других божеств, такие как хтонические силы, связанные с греческим Аидом и Деметрой , а также доброжелательность, возникшая из ассоциаций с Дионисом .

Иконография

[ редактировать ]

Серапис изображался греком по внешности, но с египетскими атрибутами, и сочетал в себе иконографию множества культов, что означало как изобилие, так и воскресение.

Греки мало уважали фигуры с головами животных, поэтому антропоморфная была выбрана в качестве идола статуя в греческом стиле и провозглашена эквивалентом очень популярного Аписа. [а] Его назвали Усерхапи (то есть «Осирис-Апис»), которое стало греческим Сараписом , и, как говорили, он был Осирисом в целом, а не только его ка (жизненной силой).

Этот кулон с изображением Сераписа носил член элитного египетского общества. Художественный музей Уолтерса , Балтимор .

Культовая статуя Сераписа, воздвигнутая Птолемеем I в Александрии, обогатила структуру концепции Сераписа, изображая его в сочетании египетского и греческого стилей. [5] Статуя соответствующим образом изображала фигуру, напоминающую Аида или Плутона , которые оба были царями греческого подземного мира , и была изображена восседающей на троне с модием , корзиной / мерой зерна, на голове, поскольку это был греческий символ страны мертвых. . Он также держал скипетр в руке , обозначающий его правление, а у его ног покоился Цербер , привратник подземного мира. У основания статуи также было что-то вроде змеи , соответствующей египетскому символу правления — урею .

Этимология

[ редактировать ]

Первоначально демотическое wsjr-ḥp Осирис - Апис »), имя божества происходит от синкретического поклонения Осирису и быку Апису как единому божеству под египетским именем wsjr - ḥp . Позже это имя было написано на коптском языке как ⲟⲩⲥⲉⲣϩⲁⲡⲓ Userhapi ; Греки иногда использовали необычную форму Sorapis ( греческий Koinē : Σόραπις ), немного ближе к египетскому имени (именам).

Самое раннее упоминание о «Сараписе» встречается в спорной сцене смерти Александра (323 г. до н.э.). [6] но это что-то вроде путаницы: несвязанного вавилонского бога Эа ( Энки ) звали Шар Апси , что означает «царь апсу» или «водная бездна». [б] и Эа как Шар Апси, кажется, является божеством, подразумеваемым в описании смерти Александра. Поскольку этот «Сарапис» имел храм в Вавилоне и имел такое значение, что только Сарапис упоминается как человек, с которым консультировались от имени умирающего царя, Сарапис Вавилонский, похоже, радикально изменил восприятие мифологии в посталександрийскую эпоху. Его значение для эллинской психики из-за упоминания в истории смерти Александра, возможно, также способствовало выбору похожего по звучанию Осириса-Аписа в качестве главного птолемеевского бога, даже если Птолемеи понимали, что это разные божества.

Бронзовая вотивная табличка с надписью Серапису (II век)

Сарапис ( Σάραπις , более ранняя форма) был наиболее распространенной формой в Древней Греции до римских времен, когда Серапис ( греческий койне : Σέραπις , более поздняя форма) стал обычным явлением. [8] [с] [10]

Серапеум ) был любым храмом или религиозным участком , ( греческий койне : σεραπεῖον serapeion посвященным Серапису. Самый известный серапеум находился в Александрии. [д]

История культа Сераписа

[ редактировать ]

Есть свидетельства того, что культ Сераписа существовал до прихода к власти Птолемеев в Александрии: храм Сераписа в Египте упоминается в 323 г. [12] и Арриан . [13]

Птолемей I Сотер предпринял усилия по интеграции религий своего нового египетского подданного с религией их эллинских правителей. Проект Птолемея заключался в том, чтобы найти божество, которое завоевало бы уважение обеих групп, несмотря на проклятия, которые египетские жрецы скандировали против богов предыдущих иностранных правителей (например, Сет , которого превозносили гиксосы ) . [и] Распространенное утверждение о том, что Птолемей «создал» божество, основано на источниках, в которых описывается, как он воздвигал статую Сераписа в Александрии. [5]

Верховный священнослужитель культа Сераписа, Старый музей , Берлин

Согласно Плутарху , Птолемей украл культовую статую из Синопы в Малой Азии, получив во сне указание от «неизвестного бога» принести статую в Александрию , где два религиозных эксперта объявили статую Сераписом. Одним из экспертов был представитель Эвмолпидов , древней семьи, из членов которой иерофант Элевсинских мистерий еще до начала истории выбирался , а другим был ученый египетский жрец Манефон , что придавало вес суждению как египтян , так и египтян. Греки.

Однако Плутарх, возможно, не прав, поскольку некоторые египтологи утверждают, что «Синопа» в легенде на самом деле является холмом Синопеон, названием, данным месту уже существовавшего Серапеума в Мемфисе . Кроме того, согласно Тациту , Серапис (т. е. Апис, полностью идентифицированный как Осирис) был богом деревни Ракотис до того, как она расширилась до великой столицы Александрии.

Со своей женой (то есть Осириса) Исидой и их сыном Гором (в образе Гарпократа ) Серапис занял важное место в греческом мире . » II века н. э В своем « Описании Греции . Павсаний отмечает две Серапеи на склонах Акрокоринфа над восстановленным римским городом Коринф и одну в Копах в Беотии. [14]

Серапис фигурировал среди международных божеств , чей культ был принят и распространен по всей Римской империи, при этом Анубис иногда отождествлялся с Цербером. В Риме Серапису поклонялись в Исеуме Кампенсе , святилище Исиды, построенном во время Второго Триумвирата на Марсовом поле . Римские культы Исиды и Сераписа приобрели популярность в конце I века, когда Веспасиан пережил события, которые он приписывал их чудесному действию, во время своего пребывания в Александрии, где он останавливался, прежде чем вернуться в Рим в качестве императора в 70 году нашей эры. Начиная с династии Флавиев , Серапис был одним из божеств, которые могли появляться на имперских монетах вместе с правящим императором.

Как и многие языческие культы того времени, культ Сераписа пришел в упадок во время правления Феодосия I, поскольку император-христианин ввел в действие религиозные законы, ограничивающие язычество по всей империи . Главный культ в Александрии просуществовал до конца 4 века, когда христианская толпа под предводительством Папы Феофила Александрийского разрушила Серапеум в Александрии примерно в 391 году нашей эры во время одного из частых религиозных бунтов в городе.

Древние теории происхождения Сераписа

[ редактировать ]

Происхождение Сераписа было источником спекуляций как еврейских, так и христианских философов в древние времена. Тертуллиан в начале III века нашей эры считал, что вера в Сераписа была вдохновлена ​​патриархом Иосифом, который был главным администратором Египта. [15] Такое же мнение звучит и в Талмуде . [16]

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «Аполлодор отождествляет аргивского Аписа с египетским быком Аписом, которого, в свою очередь, отождествляли с Сераписом (Сараписом)»; [3] Павсаний также объединяет Сераписа и египетского Аписа: «Из египетских святилищ Сераписа самое известное находится в Александрии, самое старое в Мемфисе. Туда не может войти ни чужеземец, ни священник, пока не похоронят Аписа». [4]
  2. ^ В Вавилонском Талмуде «Сар Апис» упоминается как идол, предположительно названный в честь библейского Иосифа . [7]
  3. ^ Изучение полного латинского лексикона Льюиса и Шорта показывает, что «Серапис» было наиболее распространенной латинской версией имени в древности. [9]
  4. ^ «Из египетских святилищ Сераписа самое известное находится в Александрии», Павсаний . — отмечал [11] во II веке н. э., описывая серапеон, возведенный Птолемеем в Афинах, на крутом склоне Акрополя : «Когда вы спускаетесь отсюда в нижнюю часть города, вы увидите святилище Сераписа, поклонение которому афиняне ввели из Птолемей».
  5. ^ Александр Великий пытался использовать Амона для той же цели, но Амон был более широко известен в Верхнем Египте и не так популярен в более ориентированном на Средиземноморье Нижнем Египте , где международная эллинистическая культура больше влияла на египтян и где иностранные резиденты Греческое население было больше.
  1. ^ Юти, Х. (1948). «Клин Сераписа». Гарвардское теологическое обозрение . 41 : 9–29. дои : 10.1017/S0017816000019325 . S2CID   154333290 .
  2. ^ "Сарапис" Новая Британская энциклопедия Том. 10 (15-е изд.). Чикаго, Иллинойс: Британская энциклопедия, Inc. 1992. с. 447.
  3. ^ Дж. Г. Фрейзера Примечание к 2.1.1 Библиотеки . Псевдо-Аполлодора
  4. ^ Павсаний. Описание Греции . 1.18.4.
  5. ^ Jump up to: а б Стамбо, Джон Э. (1972). Сарапис при ранних Птолемеях . Лейден: Э. Дж. Брилл . стр. 1–13.
  6. ^ Арриан . Анабасис . VII. 26.
  7. ^ Вавилонский Талмуд, Трактат Авода Зара . стр. 43а.
  8. ^ Suda . sigma, 117 .
  9. ^ Серапис . Чарльтон Т. Льюис и Чарльз Шорт. Латинский словарь по проекту «Персей» .
    Льюис, Чарльтон; Короткий, Чарльз (1879). Латинский словарь . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 1630. ISBN  978-0-19-864201-5 – через Интернет-архив .
    Латинский словарь . 1879. с. 1678. ISBN  978-0-19-864201-5 – через Интернет-архив .
  10. ^ Например, см. Corpus Inscriptionum Latinarum (CIL) 03, 07768; ЦИЛ 03, 07770; ЦИЛ 08, 12492.
    Все известные случаи можно получить с помощью поиска по адресу Клаусс, Манфред; Колб, Энн; Слаби, Вольфганг А.; Войтас, Барбара (ред.). «Эпиграфическая база данных Клаусса/Слэби (EDCS)» . Католический университет Айхштет-Ингольштадт.
  11. ^ Павсаний . Описание Греции . 1.18.4.
  12. ^ Плутарх . Жизнь Александра . 76.
  13. ^ Арриан . Анабасис . VII, 26, 2.
  14. ^ Павсаний . Описание Греции . 2.4.5, 9.24.1.
  15. ^ Нации , книга II, гл. 8
  16. ^ Трактат Авода Зара , лист 43, с. ТО
  17. ^ Дэни, Ахмад Хасан; Харматта, Янош (1999). История цивилизаций Центральной Азии . Мотилал Банарсидас Publ. п. 326. ИСБН  978-81-208-1408-0 .

Источники

[ редактировать ]
  • Боржо, Филипп; Волохин, Юрий (2000). «Формирование легенды Сараписа: транскультурный подход». Archiv für Religionsgeschichte (на французском языке). 2 (1).
  • Брико, Лоран, изд. (8–10 апреля 1999 г.). От Мемфиса до Рима . я является Международная конференция по изучению Исиды. Пуатье, Франция: Брилл (опубликовано в 2000 г.). ISBN  9789004117365 .
  • Брико, Лоран (2001). Altas de la diffusion descultes isiaques (на французском языке). Диффузия Боккара. ISBN  978-2-87754-123-7 .
  • Брико, Лоран, изд. (16–17 мая 2002 г.). Исида на Западе . II й Международная конференция по изучению Исиды. Лион, Франция: Брилл (опубликовано в 2003 г.). ISBN  9789004132634 .
  • Брико, Лоран (2005). Коллекция надписей, касающихся культов Исиды (RICIS) (на французском языке). Диффузия Боккара. ISBN  978-2-87754-156-5 .
  • Брико, Лоран; Веймирс, Ричард, ред. (2008–2014). Библиотека Исиака . Издания Авзония. Том. Я: ISBN   978-2-910023-99-7 ; Том. II: ISBN   978-2-356-13053-2 ; Том. III: ISBN   978-2-356-13121-8 .
  • Брико, Лоран; Верслуйс, Мигель Джон; Мейбум, Пол ГП, ред. (11–14 мая 2005 г.). Нил в Тибр: Египет в римском мире . III р-д Международная конференция по изучению Изиды. Факультет археологии Лейденского университета: Брилл (опубликовано в 2007 г.). ISBN  978-90-04-15420-9 .
  • Брико, Лоран (2013). Культы Исиды в греко-римском мире (на французском языке). Беллес Литература. ISBN  978-2251339696 .
  • Брико, Лоран; Верслуйс, Мигель Джон, ред. (13–15 октября 2011 г.). Власть, политика и культы Исиды . В й Международная конференция по изучению Изиды. Булонь-сюр-Мер, Франция: Brill (опубликовано в 2014 г.). ISBN  978-90-04-27718-2 .
  • Хорнбостель, Вильгельм (1973). Сарапис: Исследования по истории традиций, появления и изменения образа бога (на немецком языке). Э. Дж. Брилл. ISBN  9789004036543 .
  • Меркельбах, Рейнхольд (1995). Исида Регина — Зевс Сарапис. Греко-египетская религия представлена ​​по источникам (на немецком языке). Б. Г. Тойбнер. ISBN  978-3-519-07427-4 .
  • Пфайффер, Стефан (2008). «Бог Серапис, его культ и начало культа правителя в Птолемеевском Египте». В МакКечни, Пол; Гийом, Филипп (ред.). Птолемей II Филадельф и его мир . Брилл. ISBN  978-90-04-17089-6 .
  • Ренберг, Гил Х. (2017). Куда могут прийти мечты: инкубационные святилища в греко-римском мире . Брилл. ISBN  978-90-04-29976-4 .
  • Смит, Марк (2017). По следам Осириса: перспективы загробной жизни Осириса на протяжении четырех тысячелетий . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-958222-8 .
  • Такач, Саролта А. (1995). Исида и Сарапис в римском мире . Э. Дж. Брилл. ISBN  978-90-04-10121-0 .
  • Таллет, Гаэль (2011). «Зевс Гелиос Мегас Сарапис: египетский бог «для римлян»?». В Белайче, Николь; Дюбуа, Жан-Даниэль (ред.). Птица и рыба: религиозные сосуществования в греческом и римском мирах . ЩЕНКИ. ISBN  9782840508007 .
  • Томпсон, Дороти Дж. (2012). Мемфис при Птолемеях (2-е изд.). Издательство Принстонского университета. ISBN  978-0-691-15217-2 .
  • Видман, Ладислав (1970). Исида и Серапис у греков и римлян (на немецком языке). Вальтер де Грюйтер. ISBN  978-3111768236 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ab40b4aae826d156fe3297a6dd297dea__1721688660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ab/ea/ab40b4aae826d156fe3297a6dd297dea.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Serapis - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)