Телегония
Телегония латынь ( греч . Τηλεγόνεια , Tēlegoneia ; древнегреческая : Telegonia ) — утраченная эпическая поэма о Телегоне , сыне Одиссея от Цирцеи . Его имя («родившийся далеко») указывает на его рождение на Эее , вдали от дома Одиссея Итаки . Это была часть эпического цикла стихов, в которых рассказывались мифы о Троянской войне , а также события, которые привели к ней и последовали за ней. История Телегонии происходит в хронологическом порядке после истории Одиссеи и является заключительным эпизодом Эпического цикла. это стихотворение иногда приписывали В древности Кинаэтону из Спарты (8 век до н. э.), но в одном источнике говорится, что оно было украдено у Мусея Евгамоном или Евгаммоном из Кирены (6 век до н. э.). [1] (см. Циклические поэты ). Поэма состояла из двух томов стихов, написанных дактилическим гекзаметром .
Заголовок
[ редактировать ]В древности Телегония , возможно, также была известна как Феспротис (греч. Θεσπρωτίς), о которой однажды упоминает Павсаний во 2 веке нашей эры; [2] альтернативно, Феспротида могла быть названием первой книги Телегонии , действие которой происходит в Феспротии . Такое наименование отдельных эпизодов внутри более крупного эпоса было обычной практикой для древних читателей гомеровских эпосов . [3]
Третья возможность состоит в том, что существовал совершенно отдельный эпос под названием « Феспротис» ; и все же четвертая возможность состоит в том, что «Телегония» и «Феспротис» были двумя отдельными стихотворениями, которые на каком-то этапе были объединены в единую Телегонию .
Дата
[ редактировать ]Дата составления Телегонии неизвестна . Кирена , родной город предполагаемого автора Евгаммона, была основана в 631 г. до н. э.; но детали повествования могли существовать и до версии Евгаммона, возможно, даже в устной традиции . Существует явная вероятность того, что автор « Одиссеи» знал по крайней мере какую-то версию истории Телегонии (эпизод с Теспротом и необычное копье Телегона в « Телегонии», возможно, были основаны на Тиресия пророчестве в 11-й книге «Одиссеи» ; но это также возможно). что поэт Одиссеи использовал историю Телегона как основу для пророчества Тейресия). Конечно, стихотворение Евгаммона, скорее всего, было написано в VI веке до нашей эры.
Содержание
[ редактировать ]Из оригинального текста стихотворения сохранились только две строки. Что касается его сюжетной линии, мы зависим прежде всего от краткого изложения мифа о Телегоне в хрестоматии некоего «Прокла». [4]
Телегония состоит из двух отдельных эпизодов: Одиссея путешествие в Теспротию и историю Телегона . Вероятно, каждая из двух книг «Телегонии » посвящена одному из этих эпизодов. Поэма открывается после событий, изображенных в « Одиссее». Согласно краткому изложению Прокла, «Телегония» открывается погребением Пенелопы . женихов [5] Одиссей приносит жертвы нимфам . [6] Он совершает путешествие в Элиду , где посещает неизвестного человека Поликсена, который дает ему чашу, изображающую историю Трофония . Одиссей возвращается в Итаку, а затем отправляется в Феспротию , предположительно, чтобы принести жертвы, которыми командовал Тиресий в Одиссее 11. Там он женится на феспротийской царице Каллидике , которая рожает ему сына Полипоэта . [7] Одиссей сражается на стороне феспротийцев в войне против соседних Бригоев ; боги участвуют в войне: Арес побеждает Одиссея и феспротианцев, которым противостоит Афина , всегда покровительница Одиссея; Аполлон вмешивается между сражающимися богами. Позже, после смерти Каллидики , Одиссей делает их сына Полипоэта царем Теспротии и возвращается на Итаку.
Между тем выясняется, что Цирцея , с которой Одиссей в течение года имел роман в «Одиссее» (книги 10–12), родила ему сына Телегона (Τηλέγονος, «родившийся далеко»). Он растет, живя с Цирцеей на острове Эя . По совету богини Афины Цирцея называет ему имя его отца. В подробностях, включенных в отчет в «Очерке Библиотеки » , она дает ему сверхъестественное копье для защиты, имеющее на конце жало ядовитого ската и созданное богом Гефестом. [8] Шторм вынуждает Телегона оказаться на Итаке, но он даже не осознает, где находится. Как это принято у гомеровских героев в недружественной стране, он занимается пиратством и невольно начинает воровать скот Одиссея. Одиссей приходит защитить свое имущество. В ходе завязавшейся битвы Телегон убивает Одиссея своим необычным копьем, тем самым частично исполнив пророчество Тиресия в 11-й главе «Одиссеи » о том, что смерть придет к Одиссею «из моря» (т. е. от яда луча). [9] (Однако в другом отношении смерть Одиссея противоречит пророчеству Тиресия, который предсказал ( Од . 11.135), что «мягкая смерть» придет к Одиссею «в гладкой старости».) Пока Одиссей лежит при смерти, [10] он и Телегон узнают друг друга, и Телегон оплакивает свою ошибку. Телегон приносит труп своего отца, Пенелопу , и другого сына Одиссея , Телемаха , обратно в Эею , где Одиссей похоронен, а Цирцея делает остальных бессмертными. Телегон женится на Пенелопе, а Телемах женится на Цирцее. [11]
Более поздние традиции
[ редактировать ]Согласно более поздней эллинистической традиции, Цирцея вернула Одиссея к жизни после его смерти, и он устроил так, чтобы Телемах женился на своей сводной сестре Кассифоне , дочери Одиссея и Цирцеи. Но после ссоры с Цирцеей Телемах убил свою тещу, а Кассифона в ярости убила его, отомстив таким образом за убийство своей матери. [12]
I века нашей эры Римский баснописец Гигин отличается от Прокла добавлением нескольких деталей. Во-первых, Одиссей и Телемах вступают в бой с Телегоном. Затем Гигин добавляет, что Одиссей получил оракул, чтобы остерегаться его сына. [13] Наконец, Гигин приписывает Телегону сына по имени Итал , одноименного основателя Италии; а Телемаху он приписывает сына по имени Латин , имя которого дано латинскому языку .
Многочисленные латинские поэты [14] сделать Телегона основателем Пренесте или Тускулума , важных латинских городов.
изобретение Данте
[ редактировать ]В , Данте «Божественной комедии» в восьмой болгии «Ада » , [15] Данте и его проводник встречают Улисса среди ложных советников и получают вариант рассказа о смерти Улисса «с моря» в пятимесячном путешествии за Геркулесовы столбы , которое закончилось утоплением в водовороте, когда моряки приближаются к горе. из Чистилища . Никакой греческий источник не был доступен Данте, только латинские редакции «Диктиса» и «Дейреса» .
Среди множества опер, основанных на мифах об Одиссее и окружающих его людях, есть лишь одна. [16] Карло Груа основанный на «Телегоне», «Телегоно» (премьера которого состоялась в Дюссельдорфе, 1697 г.), в котором можно отметить арию «Dia le mosse a miei contenti». Божественное вмешательство, смерть и многочисленные свадьбы в конце — все это легко сочетается с условностями оперы-серии .
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Некоторые видели во «всплеске счастливых браков», которым заканчивается Телегония , объяснение ее приписывания Евгаммону, имени, которое, по-видимому, означает «Счастливый брак», - замечает Эдмунд Д. Крессман (Крессман, «За пределами Закат» Классический журнал 27.9 (июнь 1932:669-674), стр. 671).
- ^ Павсаний 8.12.5.
- ^ Например, 10-я книга «Илиады » называется « Долония» , а 5-я книга и часть 6-й книги известны как « Аристея Диомеда » . Первые четыре книги «Одиссеи » называются « Телемахия» , поскольку в этих книгах описывается путешествие сына Одиссея Телемаха , когда он ищет новости о своем пропавшем отце; Спуск Одиссея в подземный мир ( Одиссея 11) известен как Некия .
- ^ Возможно, отождествляется с грамматистом второго века нашей эры Евтихием Проклом ). Библиотека . предлагает гораздо более сокращенный отчет
- ↑ Начало «Телегонии» подсказало Г. Л. Хаксли ( Греческая эпическая поэзия: от Евмелоса до Памьясиса , Harvard University Press, 1969:171), что Одиссея , как она была известна Эвмелу в шестом веке, закончилась убийством женихов без участия так называемое «Продолжение» в той версии, которую мы читаем сегодня. Джозеф Руссо, рецензируя Хаксли в «Американском журнале филологии» за октябрь 1972:623, выразил свое собственное мнение, «что Евгаммон волен начать свое стихотворение о Телегоне, где захочет, главный критерий состоит в том, чтобы оно соответствовало его художественному замыслу, в котором мы находимся. нет позиции, чтобы судить адекватно».
- ^ Предположительно, имеются в виду нимфы, в пещере которых он спрятал сокровище, которое привез с собой на Итаку: см. Одиссея 13.
- ^ «В немеровских стихотворениях Цикла персонаж Одиссея кажется гораздо менее достойным восхищения, чем у Гомера», - замечает Эдмунд Д. Крессман (Cressman 1932:670).
- ^ Воплощение vii.36. См. также схолию объявления Од. 11.134.
- ↑ Поскольку все пророчества в мифах «сбываются», большинство читателей связывают интерполяцию этой морской детали с попыткой заставить смерть Одиссея «прийти из моря».
- ↑ Софокла Потерянный Одиссей Акантоплекс также принес ему непреднамеренную смерть от руки Телегона.
- ^ Краткое изложение сюжета Евтихия Прокла, которое следует здесь, переведено Хью Г. Эвелин-Уайтом, Гесиодом, Гомеровыми гимнами и Гомерикой ( Классическая библиотека Леба ), 1914,
- ^ Виссер, Эдзард (2006). «Кассифон» . В Канчике, Юбер; Шнайдер, Хельмут (ред.). Новый Поли Брилла . Перевод Кристин Ф. Салазар. Базель: Интернет-справочник Brill. дои : 10.1163/1574-9347_bnp_e610200 . Проверено 19 ноября 2023 г.
- ↑ Эта деталь делает присутствие Телемаха на Итаке необычным, но может служить неустановленной причиной отсутствия Телемаха в рассказах Прокла и Аполлодора; а именно, Одиссей изгнал его из Итаки из-за страха перед оракулом.
- ^ Крессман 1932:672 отмечает Горация , Овидия , Проперция и Статия .
- ^ Инферно , Песнь XXVI.
- ^ Согласно Дополнению к латинским примечаниям , декабрь 1926 г. (отмечено Чессманом 1932: 673).
Издания
[ редактировать ]- Интернет-издания (перевод на английский):
- Фрагменты полного эпического цикла в переводе Х. Г. Эвелин-Уайт, 1914 г.; Издание проекта Гутенберг
- Проект Теои — Аполлодор, Воплощение
- Проект Теои - Гигин, басня 127
- Печатные издания (греческий):
- А. Бернабе 1987, Свидетельства и фрагменты греческих эпических поэтов, ч. 1 (Лейпциг: Тойбнер )
- М. Дэвис 1988, Фрагменты греческих эпосов (Геттинген: Ванденхук и Рупрехт)
- Печатные издания (греческий с английским переводом):
- ML West 2003, Фрагменты греческого эпоса (Кембридж, Массачусетс: издательство Гарвардского университета ) ISBN 0-674-99605-4