Некия

В древнегреческой культовой практике и литературе некия или некья ( древнегреческий : νέκυια , νεκυία; νεκύα ) — это «обряд, посредством которого призраков вызывали и задавали вопросы о будущем», то есть некромантия . Некия – это не обязательно то же самое, что катабасис . Хотя они оба предоставляют возможность общаться с мертвыми, только катабасис — это настоящее физическое путешествие в подземный мир, предпринятое несколькими героями греческих и римских мифов.
Однако в просторечии термин «некия» часто используется для обозначения обоих типов событий, так что, например, в поздней античности « Олимпиодор ... утверждал, что три [платонических] мифа были классифицированы как некия (история о преступном мире, как в книге Гомера «Одиссея» 11)». [1]
Допрос призраков
[ редактировать ]Ряд сайтов в Греции и Италии был полностью или частично посвящен этой практике. «Подземный мир сообщался с землей прямыми каналами. Это были пещеры, глубины которых не были исследованы, как и в Гераклее Понтийской ». [2] Самым известным был Некромантейон в северо-западном греческом городе Эфира . Другие оракулы мертвых можно было найти в Тенаране и Авернусе . Однако такие специализированные места были не единственными местами, где применялась некромантия. Можно также совершить обряд, например, на могиле. Среди богов, связанных с обрядом некия, — Аид , его жена Персефона , Геката и Гермес (в качестве психопомпуса — того, кто сопровождал души в Аид).
Одиссея
[ редактировать ]Самое раннее упоминание об этой культовой практике содержится в 11-й книге « Одиссеи» называлась « Некия» , которая в классической древности . Одиссею было поручено «совершить путешествие совершенно иного рода и найти путь к Залам Аида… через Реку Океан». [3] Там он советуется с душой священника и пророка Тиресия о том, как вернуться домой, в Итаку, в обстановке «призраков, темной крови и жутких звуков, как на холсте Иеронима Босха ». [4] Он приносит в жертву барана и овцу, чтобы «бесчисленные тени мертвых и ушедших» «хлынули вокруг» его. [5] а затем он встречается и разговаривает с душами умерших.
«За рассказом о путешествии Одиссея в Аид… последовали… дальнейшие рассказы о таких путешествиях, предпринятых другими героями», хотя ясно, что, например, «κατάβασις [ катабасис , «нисхождение»] Геракла в его традиционная форма, должно быть, заметно отличалась от Некии». [6]
Афинский драматург Эсхил использует надгробные некии в своих произведениях «Персы и носители возлияния» .
Возвращение из подземного мира, из Дома Аида живым представляет собой монументальный подвиг, который может совершить простой смертный. В этом Эней превосходит Одиссея, который просто отправляется ко входу в Подземный мир, чтобы совершить ритуальное жертвоприношение, необходимое для вызова духов мертвых, призраков, знания которых он ищет. Эней фактически спускается в Дом Аида и путешествует по миру мертвых. [7]
Менипп и Лукиан Самосатский.
[ редактировать ]Лукиан Самосатский является автором сатирического диалога под названием Μένιππος ἢ Νεκυομαντεία , датируемого 161–162 гг. Н. Э., который, как утверждает немецкий филолог-классик Рудольф Хельм (1872–1966), [8] может быть воплощением утраченной Некии философа-циника Мениппа . В «Жизнеописаниях философов » Диоген Лаэртий перечисляет « Некию» среди тринадцати произведений, написанных Мениппом ( Vitae philosophorum , VI, 101). В диалоге Лукиана Менипп, озадаченный противоречивыми рассказами о загробной жизни, выдвинутыми Гомером , Гесиодом , философами и поэтами-трагиками, решает открыть для себя истину. Поэтому он заручается помощью вавилонского мага по имени Митробарзан, чтобы посетить подземный мир. Митробарзан выполняет некромантский ритуал, и они оба спускаются в Аид, где видят Пирифлегетона , Цербера , дворец Плутона , Харона и остальную мифологическую машину греческого подземного мира . В конечном счете, обстановка преступного мира служит Люциану средством сатиры не только на богатых и могущественных, но и на философов.
Юнг
[ редактировать ]К.Г. Юнг использовал концепцию Некии как неотъемлемую часть своей аналитической психологии : «Некия... интроверсия сознательного разума в более глубокие слои бессознательной психики». [9] Для Юнга «Некия - это не бесцельное или разрушительное падение в бездну, а осмысленный катабасис ... его цель - восстановление всего человека». [10]
Иоланда Якоби добавила, что «эта« великая Некия »... переплетена с бесчисленными меньшими переживаниями Некии». [11]
Ночное морское путешествие
[ редактировать ]Юнг использовал образы Некии, «ночного путешествия по морю… спуска в чрево чудовища (путешествие в ад)» и « Катабасиса (нисхождения в нижний мир)». [12] почти взаимозаменяемы. Его ближайшие последователи также видели в них неотличимые метафоры «спуска в темные, горячие глубины бессознательного... путешествие в ад и «смерть » », подчеркивая, например, что «великая дуга ночного морского путешествия включает в себя множество меньшие ритмы, меньшие дуги по тому же «первоначальному образцу » . [13] так же, как некия.
Однако постюнгианец Джеймс Хиллман провел между ними некоторые четкие различия:
Спуск в подземный мир можно во многом отличить от ночного морского путешествия героя... герой возвращается из ночного морского путешествия в лучшей форме для жизненных задач, тогда как некия уносит душу в глубину для ее ради себя, чтобы не было «возврата». Ночное морское путешествие далее отмечено нарастанием внутреннего тепла (тапас), в то время как некия опускается ниже этого давления, сдерживания, этого закаливания в огне страсти, в зону крайнего холода...Образ дьявола все еще преследует нас в страхе перед бессознательным и скрытым психозом, который предположительно скрывается там, и мы все еще обращаемся к методам христианства – морализаторству, добрым чувствам, коллективному участию и детской наивности – как умилостивлению против нашего страха, а не к классическим методам. нисхождение в него, некия в воображение… (Только) после своей некии Фрейд, как и Эней (несший на спине своего отца), смог наконец войти в «Рим». [14]
Культурные ссылки
[ редактировать ]- « Томаса Манна Концепция некии во многом основана на« доктринах Востока ... гностицизма и эллинизма »». [15]
- Юнг рассматривал » Пикассо «ранний синий период … как символ «Некья», нисхождения в ад и тьму». [16]
- В 1937 году английский композитор Майкл Типпетт запланировал большое хоровое произведение, основанное на юнгианских концепциях, под названием Nekyia . Произведение станет основой его светской « оратории Дитя нашего времени» . [17]
См. также
[ редактировать ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Гэри А. Стилвелл, Жизнь после смерти (2005), с. 11
- ^ Изд. Феликса Гирана, Новая энциклопедия мифологии Ларусса (1968), стр. 164
- ^ E, В. Рье пер., Одиссея (Пингвин, 1959), с. 158–9
- ^ М. И. Финли, Мир Одиссея (Пингвин, 1967), с. 164
- ^ Одиссея (перевод Роберта Фаглза, Penguin Books, 1997) : страницы 246–47, 250–51 и последующие.
- ^ Э. Роде, Психея (2000), стр. 244.
- ^ Морфорд, Марк ПО (1999). Классическая мифология . Ленардон, Роберт Дж., 1928- (6-е изд.). Нью-Йорк: Лонгман. стр. 394–395. ISBN 0195143388 . OCLC 39189848 .
- ^ Люциан и Менипп, Лейпциг и Берлин: Тойбнер, 1906, глава 1 «Некиомантия», стр. 17-62.
- ^ С. Г. Юнг, Аналитическая психология (Лондон, 1976), с. 41
- ^ Цитируется по Д. Р. Гриффину, Архетипический процесс (1990), с. 118
- ^ Дж. Якоби, Комплекс, Архетип, Символ (Лондон, 1959), с. 186
- ^ К.Г. Юнг, Психология бессознательного (Лондон, 1944), с. 131, с. 156 и с. 220
- ^ Якоби, с. 187
- ^ Хиллман, Джеймс (1979). Сон и подземный мир . ХарперКоллинз. стр. 88 , 168, 206 01. ISBN. 0-06-090682-0 .
- ^ Э. Л. Смит, Путешествие героя в литературе (1997), с. 343
- ^ Голдинг, Джон (1973). «Пикассо и сюрреализм». В Пенроузе, Роджер (ред.). Пикассо, 1881–1973 . Пол Элек . п. 81. ИСБН 0236176773 . ОЛ 5476165М .
- ^ О. Соден, Майкл Типпетт: Биография (2019) с. 195