Геката
Геката | |
---|---|
![]() The Hecate Chiaramonti, a Roman sculpture of triple-bodied Hecate, after a Hellenistic original (Museo Chiaramonti, Vatican Museums) | |
Animals | Dog, polecat |
Symbol | Paired torches, dogs, serpents, keys, knives, and lions. |
Parents | Perses and Asteria |
Offspring | Aegialeus, Circe, Empusa, Medea, Scylla |
Equivalents | |
Mesopotamian equivalent | Ereshkigal (used as an epithet in a late Greek magical text)[3] |
Геката [а] богиня в древнегреческой религии и мифологии , чаще всего изображаемая держащей пару факелов, ключ или змей или в сопровождении собак. [4] а в более поздние периоды изображались трехформными или трехтелыми. Она по-разному связана с перекрестком , ночью, светом, магией , защитой от колдовства , наркотиками, Луной , могилами и призраками. [1] [2] [5] Ее первое появление в литературе было в в Гесиода «Теогонии» VIII веке до нашей эры. [6] как богиня великой чести с владениями на небе, земле и море. У нее были популярные последователи среди ведьм Фессалии и важное святилище среди карийцев в Малой Азии Лагине. [7] Ее старейшее известное изображение было найдено в Селинунте , на Сицилии .
Геката была одним из нескольких божеств, которым поклонялись в древних Афинах как защитнику ойкоса ( дома), наряду с Зевсом , Гестией , Гермесом и Аполлоном . [8] В постхристианских сочинениях Халдейских Оракулов (2–3 века н.э.) она также считалась (некоторой) властью над землей, морем и небом, а также более универсальной ролью Спасительницы ( Сотейры ), Матери ангелов. и Космическая Мировая Душа ( Anima Mundi ). [9][10]Regarding the nature of her cult, it has been remarked, "she is more at home on the fringes than in the centre of Greek polytheism. Intrinsically ambivalent and polymorphous, she straddles conventional boundaries and eludes definition."[11]
The Romans often knew her by the epithet of Trivia, an epithet she shares with Diana, each in their roles as protector of travel and of the crossroads (trivia, "three ways"). Hecate was closely identified with Diana and Artemis in the Roman era.[12]
Name
[edit]Etymology
[edit]Potential Greek source words have been suggested for the goddess's name. The word ἑκών, meaning "willing" (thus, "she who works her will" or similar), may be related to the name Hecate.[13] However, no sources suggested list will or willingness as a major attribute of Hecate, which makes this possibility unlikely.[14] Another Greek word suggested as the origin of the name Hecate is Ἑκατός Hekatos, an obscure epithet of Apollo[15] interpreted as "the far-reaching one" or "the far-darter".[16] This has been suggested in comparison with the attributes of the goddess Artemis, strongly associated with Apollo and frequently equated with Hecate in the classical world. Supporters of this etymology suggest that Hecate was originally considered an aspect of Artemis prior to the latter's adoption into the Olympian pantheon. Artemis would have, at that point, become more strongly associated with purity and maidenhood, on the one hand, while her originally darker attributes like her association with magic, the souls of the dead, and the night would have continued to be worshipped separately under her title Hecate.[17] Though often considered the most likely Greek origin of the name, the Ἑκατός theory does not account for her worship in Asia Minor, where her association with Artemis seems to have been a late development, and the competing theories that the attribution of darker aspects and magic to Hecate were themselves not originally part of her cult.[14] R. S. P. Beekes rejected a Greek etymology and suggested a Pre-Greek origin.[18]
Older English pronunciation and spelling
[edit]In Early Modern English, the name was also pronounced disyllabically (as /ˈhɛk.ɪt/) and sometimes spelled Hecat. It remained common practice in English to pronounce her name in two syllables, even when spelled with final e, well into the 19th century.[19]
The spelling Hecat is due to Arthur Golding's 1567 translation of Ovid's Metamorphoses,[20] and this spelling without the final E later appears in plays of the Elizabethan-Jacobean period.[21]Webster's Dictionary of 1866 particularly credits the influence of Shakespeare for the then-predominant disyllabic pronunciation of the name.[22]
Possible origins
[edit]Anatolian
[edit]Evidence suggests that Hecate originated among the Carians of Anatolia,[23] the region where most theophoric names invoking Hecate, such as Hecataeus or Hecatomnus, the father of Mausolus, are attested,[24] and where Hecate remained a Great Goddess into historical times, at her unrivalled[b] cult site in Lagina. In particular, there is some evidence that she might be derived from the local sun goddesses (see also Arinna) based on similar attributes.[25] The monuments to Hecate in Phrygia and Caria are numerous but of late date.[26]
If Hecate's cult spread from Anatolia into Greece, then it possibly presented a conflict, as her role was already filled by other more prominent deities in the Greek pantheon, above all by Artemis and Selene. This line of reasoning lies behind the widely accepted hypothesis that she was a foreign deity who was incorporated into the Greek pantheon. Other than in the Theogony, the Greek sources do not offer a consistent story of her parentage or of her relations in the Greek pantheon.
Egyptian
[edit]A possible theory of a foreign origin for the name may be Heqet (ḥqt), a frog-headed Egyptian goddess of fertility and childbirth, who, like Hecate, was also associated with ḥqꜣ, ruler.[27] The word heka in the Egyptian language is also both the word for "magic" and the name of the god of magic and medicine, Heka.[28]
Iconography
[edit]
Hecate was generally represented as three-formed or triple-bodied, though the earliest known images of the goddess are singular. Her earliest known representation is a small terracotta statue found in Athens. An inscription on the statue is a dedication to Hecate, in writing of the style of the 6th century, but it otherwise lacks any other symbols typically associated with the goddess. She is seated on a throne, with a chaplet around her head; the depiction is otherwise relatively generic.[29] Farnell states: "The evidence of the monuments as to the character and significance of Hecate is almost as full as that of to express her manifold and mystic nature."[29] A 6th century fragment of pottery from Boetia depicts a goddess which may be Hecate in a maternal or fertility mode. Crowned with leafy branches as in later descriptions, she is depicted offering a "maternal blessing" to two maidens who embrace her. The figure is flanked by lions, an animal associated with Hecate both in the Chaldean Oracles, coinage, and reliefs from Asia Minor.[30] In artwork, she is often portrayed in three statues standing back to back, each with its own special attributes (torch, keys, daggers, snakes, dogs).[2]
The 2nd-century travel writer Pausanias stated that Hecate was first depicted in triplicate by the sculptor Alcamenes in the Greek Classical period of the late 5th century BCE,[5] whose sculpture was placed before the temple of the Wingless Nike in Athens. Though Alcamenes's original statue is lost, hundreds of copies exist, and the general motif of a triple Hecate situated around a central pole or column, known as a hekataion, was used both at crossroads shrines as well as at the entrances to temples and private homes. These typically depict her holding a variety of items, including torches, keys, serpents, and daggers.[31][30] Some hekataia, including a votive sculpture from Attica of the 3rd century BCE, include additional dancing figures identified as the Charites circling the triple Hecate and her central column. It is possible that the representation of a triple Hecate surrounding a central pillar was originally derived from poles set up at three-way crossroads with masks hung on them, facing in each road direction. In the 1st century CE, Ovid wrote: "Look at Hecate, standing guard at the crossroads, one face looking in each direction."[30]

Apart from traditional hekataia, Hecate's triplicity is depicted in the vast frieze of the great Pergamon Altar, now in Berlin, wherein she is shown with three bodies, taking part in the battle with the Titans. In the Argolid, near the shrine of the Dioscuri, Pausanias saw the temple of Hecate opposite the sanctuary of Eileithyia; He reported the image to be the work of Scopas, stating further, "This one is of stone, while the bronze images opposite, also of Hecate, were made respectively by Polycleitus and his brother Naucydes, son of Mothon."[32]
While Greek anthropomorphic conventions of art generally represented Hecate's triple form as three separate bodies, the iconography of the triple Hecate eventually evolved into representations of the goddess with a single body, but three faces. In Egyptian-inspired Greek esoteric writings connected with Hermes Trismegistus, and in the Greek Magical Papyri of Late Antiquity, Hecate is described as having three heads: one dog, one serpent, and one horse. In other representations, her animal heads include those of a cow and a boar.[33]
The east frieze of a Hellenistic temple of hers at Lagina shows her helping protect the newborn Zeus from his father Cronus; this frieze is the only evidence of Hecate's involvement in the myth of his birth.[34][35]
Sacred animals
[edit]Dogs were closely associated with Hecate in the Classical world. "In art and in literature Hecate is constantly represented as dog-shaped or as accompanied by a dog. Her approach was heralded by the howling of a dog. The dog was Hecate's regular sacrificial animal, and was often eaten in solemn sacrament."[36] The sacrifice of dogs to Hecate is attested for Thrace, Samothrace, Colophon, and Athens.[37] A 4th-century BCE marble relief from Crannon in Thessaly was dedicated by a race-horse owner.[c] It shows Hecate, with a hound beside her, placing a wreath on the head of a mare.[38] It has been claimed that her association with dogs is "suggestive of her connection with birth, for the dog was sacred to Eileithyia, Genetyllis, and other birth goddesses. Images of her attended by a dog[39] are also found when she is depicted alongside the god Hermes and the goddess Cybele in reliefs.[40]
Although in later times Hecate's dog came to be thought of as a manifestation of restless souls or daemons who accompanied her, its docile appearance and its accompaniment of a Hecate who looks completely friendly in many pieces of ancient art suggests that its original signification was positive and thus likelier to have arisen from the dog's connection with birth than the dog's underworld associations."[41] The association with dogs, particularly female dogs, could be explained by a metamorphosis myth in Lycophron: the friendly-looking female dog accompanying Hecate was originally the Trojan Queen Hecuba, who leapt into the sea after the fall of Troy and was transformed by Hecate into her familiar.[42]
The polecat is also associated with Hecate. Antoninus Liberalis used a myth to explain this association:
At Thebes Proetus had a daughter Galinthias. This maiden was playmate and companion of Alcmene, daughter of Electryon. As the birth throes for Herakles were pressing on Alcmene, the Moirai (fates) and Eileithyia (birth-goddess), as a favour to Hera, kept Alcmene in continuous birth pangs. They remained seated, each keeping their arms crossed. Galinthias, fearing that the pains of her labour would drive Alcmene mad, ran to the Moirai and Eileithyia and announced that by desire of Zeus a boy had been born to Alcmene and that their prerogatives had been abolished. At all this, consternation of course overcame the Moirai and they immediately let go their arms.
Alcmene’s pangs ceased at once and Herakles was born. The Moirai were aggrieved at this and took away the womanly parts of Galinthias since, being but a mortal, she had deceived the gods. They turned her into a deceitful weasel (or polecat), making her live in crannies and gave her a grotesque way of mating. She is mounted through the ears and gives birth by bringing forth her young through the throat. Hecate felt sorry for this transformation of her appearance and appointed her a sacred servant of herself.[43]
Aelian told a different story of a woman transformed into a polecat:
I have heard that the polecat was once a human being. It has also reached my hearing that Gale was her name then; that she was a dealer in spells and a sorceress (pharmakis); that she was extremely lascivious, and that she was afflicted with abnormal sexual desires. Nor has it escaped my notice that the anger of the goddess Hekate transformed it into this evil creature. May the goddess be gracious to me: Fables and their telling I leave to others.[44]
Athenaeus of Naucratis, drawing on the etymological speculation of Apollodorus of Athens, notes that the red mullet is sacred to Hecate, "on account of the resemblance of their names; for that the goddess is trimorphos, of a triple form". The Greek word for mullet was trigle and later trigla. He goes on to quote a fragment of verse:
O mistress Hecate, Trioditis
With three forms and three faces
Propitiated with mullets.[45]
In relation to Greek concepts of pollution, Parker observes,
The fish that was most commonly banned was the red mullet (trigle), which fits neatly into the pattern. It 'delighted in polluted things', and 'would eat the corpse of a fish or a man'. Blood-coloured itself, it was sacred to the blood-eating goddess Hecate. It seems a symbolic summation of all the negative characteristics of the creatures of the deep.[46]

At Athens, it is said there stood a statue of Hecate Triglathena, to whom the red mullet was offered in sacrifice.[47] After mentioning that this fish was sacred to Hecate, Alan Davidson writes,
Cicero, Horace, Juvenal, Martial, Pliny, Seneca, and Suetonius have left abundant and interesting testimony to the red mullet fever which began to affect wealthy Romans during the last years of the Republic and really gripped them in the early Empire. The main symptoms were a preoccupation with size, the consequent rise to absurd heights of the prices of large specimens, a habit of keeping red mullet in captivity, and the enjoyment of the highly specialized aesthetic experience induced by watching the color of the dying fish change.[48]
In her three-headed representations, discussed above, Hecate often has one or more animal heads, including cow, dog, boar, serpent, and horse.[49] Lions are associated with Hecate in early artwork from Asia Minor, as well as later coins and literature, including the Chaldean Oracles.[30] The frog, which was also the symbol of the similarly named Egyptian goddess Heqet,[50] has also become sacred to Hecate in modern pagan literature, possibly due in part to its ability to cross between two elements.[51]
Comparative mythologist Alexander Haggerty Krappe cited that Hecate was also named ίππεύτρια (hippeutria – 'the equestrienne'), since the horse was "the chthonic animal par excellence".[52]
Sacred plants
[edit]The goddess is described as wearing oak in fragments of Sophocles's lost play The Root Diggers (or The Root Cutters), and an ancient commentary on Apollonius's Argonautica (3.1214) describes her as having a head surrounded by serpents, twining through branches of oak.[53]
Functions
[edit]
As a goddess of boundaries
[edit]Hecate was associated with borders, city walls, doorways, crossroads and, by extension, with realms outside or beyond the world of the living. She appears to have been particularly associated with being 'between' and hence is frequently characterized as a "liminal" goddess.[citation needed] "Hecate mediated between regimes—Olympian and Titan—but also between mortal and divine spheres."[54] This liminal role is reflected in a number of her cult titles: Apotropaia (that turns away/protects); Enodia (on the way); Propulaia/Propylaia (before the gate); Triodia/Trioditis (who frequents crossroads); Klêidouchos (holding the keys), etc.
As a goddess expected to avert harmful or destructive spirits from the house or city over which she stood guard and to protect the individual as she or he passed through dangerous liminal places, Hecate would naturally become known as a goddess who could also refuse to avert the demons, or even drive them on against unfortunate individuals.[55]
It was probably her role as guardian of entrances that led to Hecate's identification by the mid fifth century with Enodia, a Thessalian goddess. Enodia's very name ("In-the-Road") suggests that she watched over entrances, for it expresses both the possibility that she stood on the main road into a city, keeping an eye on all who entered, and in the road in front of private houses, protecting their inhabitants.[56]
This function would appear to have some relationship with the iconographic association of Hecate with keys, and might also relate to her appearance with two torches, which when positioned on either side of a gate or door illuminated the immediate area and allowed visitors to be identified. "In Byzantium small temples in her honour were placed close to the gates of the city. Hecate's importance to Byzantium was above all as a deity of protection. When Philip of Macedon was about to attack the city, according to the legend she alerted the townspeople with her ever present torches, and with her pack of dogs, which served as her constant companions."[57] This suggests that Hecate's close association with dogs derived in part from the use of watchdogs, who, particularly at night, raised an alarm when intruders approached. Watchdogs were used extensively by Greeks and Romans.[58]

Cult images and altars of Hecate in her triplicate or trimorphic form were placed at three-way crossroads (though they also appeared before private homes and in front of city gates).[59] In what appears to be a 7th-century indication of the survival of cult practices of this general sort, Saint Eligius, in his Sermo warns the sick among his recently converted flock in Flanders against putting "devilish charms at springs or trees or crossroads",[60] and, according to Saint Ouen would urge them "No Christian should make or render any devotion to the deities of the trivium, where three roads meet...".[61]
As a goddess of the underworld
[edit]Thanks to her association with boundaries and the liminal spaces between worlds, Hecate is also recognized as a chthonic (underworld) goddess. As the holder of the keys that can unlock the gates between realms, she can unlock the gates of death, as described in a 3rd-century BCE poem by Theocritus. In the 1st century CE, Virgil described the entrance to hell as "Hecate's Grove", though he says that Hecate is equally "powerful in Heaven and Hell." The Greek Magical Papyri describe Hecate as the holder of the keys to Tartaros.[30] Like Hermes, Hecate takes on the role of guardian not just of roads, but of all journeys, including the journey to the afterlife. In art and myth, she is shown, along with Hermes, guiding Persephone back from the underworld with her torches.[30]
By the 5th century BCE, Hecate had come to be strongly associated with ghosts, possibly due to conflation with the Thessalian goddess Enodia (meaning "traveller"), who travelled the earth with a retinue of ghosts and was depicted on coinage wearing a leafy crown and holding torches, iconography strongly associated with Hecate.[30]
As a goddess of witchcraft
[edit]By the 1st century CE, Hecate's chthonic and nocturnal character had led to her transformation into a goddess heavily associated with witchcraft, witches, magic, and sorcery. In Lucan's Pharsalia, the witch Erichtho invokes Hecate as "Persephone, who is the third and lowest aspect of Hecate, the goddess we witches revere", and describes her as a "rotting goddess" with a "pallid decaying body", who has to "wear a mask when [she] visit[s] the gods in heaven."[30]
Like Hecate, "the dog is a creature of the threshold, the guardian of doors and portals, and so it is appropriately associated with the frontier between life and death, and with demons and ghosts which move across the frontier. The yawning gates of Hades were guarded by the monstrous watchdog Cerberus, whose function was to prevent the living from entering the underworld, and the dead from leaving it."[62]
Plants and herbalism
[edit]Hecate was closely associated with plant lore and the concoction of medicines and poisons. In particular she was thought to give instruction in these closely related arts. Apollonius of Rhodes, in the Argonautica, mentions that Medea was taught by Hecate: "I have mentioned to you before a certain young girl whom Hecate, daughter of Perses, has taught to work in drugs."[63]
Hecate was said to favour offerings of garlic, which was closely associated with her cult.[64] She is also sometimes associated with cypress, a tree symbolic of death and the underworld, and hence sacred to a number of chthonic deities.[65]
A number of other plants (often poisonous, medicinal and/or psychoactive) are associated with Hecate.[66] These include aconite (also called hecateis),[67] belladonna, dittany, and mandrake. It has been suggested that the use of dogs for digging up mandrake is further corroboration of the association of this plant with Hecate; indeed, since at least as early as the 1st century CE, there are a number of attestations to the apparently widespread practice of using dogs to dig up plants associated with magic.[68]
The yew in particular was sacred to Hecate.
Greeks held the yew to be sacred to Hecate ... Her attendants draped wreathes of yew around the necks of black bulls which they slaughtered in her honor and yew boughs were burned on funeral pyres. The yew was associated with the alphabet and the scientific name for yew today, taxus, was probably derived from the Greek word for yew, toxos, which is hauntingly similar to toxon, their word for bow and toxicon, their word for poison. It is presumed that the latter were named after the tree because of its superiority for both bows and poison.[69]
As a goddess of the moon
[edit]
Hecate was seen as a triple deity, identified with the goddesses Luna (Moon) in the sky and Diana (hunting) on the earth, while she represents the Underworld.[70] Hecate's association with Helios in literary sources and especially in cursing magic has been cited as evidence for her lunar nature, although this evidence is pretty late; no artwork before the Roman period connecting Hecate to the Moon exists.[71] Nevertheless, the Homeric Hymn to Demeter shows Helios and Hecate informing Demeter of Persephone's abduction, a common theme found in many parts of the world where the Sun and the Moon are questioned concerning events that happen on earth based on their ability to witness everything[71] and implies Hecate's capacity as a moon goddess in the hymn.[72] Another work connecting Hecate to Helios possibly as a moon goddess is Sophocles's lost play The Root Cutters, where Helios is described as Hecate's spear:
O Sun our lord and sacred fire, the spear of Hecate of the
roads, which she carries as she attends her mistress in the sky[73]
This speech from the Root Cutters may or may not be an intentional association of Hecate with the Moon.[74] In Seneca's Medea, the titular Medea invokes her patron Hecate whom she addresses as "Moon, orb of the night" and "triple form".[75] Hecate and the moon goddess Selene were frequently identified with each other and a number of Greek and non-Greek deities;[76] the Greek Magical Papyri and other magical texts emphasize a syncretism between Selene-Hecate with Artemis and Persephone among others.[76] In Italy, the triple unity of the lunar goddesses Diana (the huntress), Luna (the Moon) and Hecate (the underworld) became a ubiquitous feature in depictions of sacred groves, where Hecate/Trivia marked intersections and crossroads along with other liminal deities.[77] The Romans celebrated enthusiastically the multiple identities of Diana as Hecate, Luna and Trivia.[77]
From her father Perses, Hecate is often called “Perseis” (meaning “daughter of Perses”)[78][79] which is also the name of one of the Oceanid nymphs, Helios’ wife and Circe’s mother in other versions.[80] In one version of Hecate's parentage, she is the daughter of Perses not the son of Crius but the son of Helios, whose mother is the Oceanid Perse.[81] Karl Kerenyi noted the similarity between the names, perhaps denoting a chthonic connection among the two and the goddess Persephone;[82] it is possible that this epithet gives evidence of a lunar aspect of Hecate.[83] Fowler also noted that the pairing (i. e. Helios and Perse) made sense given Hecate’s association with the Moon.[84] Mooney however notes that when it comes to the nymph Perse herself, there's no evidence of her actually being a moon goddess on her own right.[85]
Cult
[edit]
Worship of Hecate existed alongside other deities in major public shrines and temples in antiquity, and she had a significant role as household deity.[86] Shrines to Hecate were often placed at doorways to homes, temples, and cities with the belief that it would protect from restless dead and other spirits. Home shrines often took the form of a small Hekataion, a shrine centred on a wood or stone carving of a triple Hecate facing in three directions on three sides of a central pillar. Larger Hekataions, often enclosed within small walled areas, were sometimes placed at public crossroads near important sites – for example, there was one on the road leading to the Acropolis.[87] Likewise, shrines to Hecate at three way crossroads were created where food offerings were left at the new Moon to protect those who did so from spirits and other evils.[88] In Zerynthus there was a cave dedicated to Hecate.[89]
Dogs were sacred to Hecate and associated with roads, domestic spaces, purification, and spirits of the dead. Dogs were also sacrificed to the road.[90]This can be compared to Pausanias' report that in the Ionian city of Colophon in Asia Minor a sacrifice of a black female puppy was made to Hecate as "the wayside goddess", and Plutarch's observation that in Boeotia dogs were killed in purificatory rites. Dogs, with puppies often mentioned, were offered to Hecate at crossroads, which were sacred to the goddess.[91]
History
[edit]The earliest definitive record of Hecate's worship dates to the 6th century BCE, in the form of a small terracotta statue of a seated goddess, identified as Hecate in its inscription. This and other early depictions of Hecate lack distinctive attributes that would later be associated with her, such as a triple form or torches, and can only be identified as Hecate thanks to their inscriptions. Otherwise, they are typically generic, or Artemis-like.[30]
Hecate's cult became established in Athens about 430 BCE. At this time, the sculptor Alcamenes made the earliest known triple-formed Hecate statue for use at her new temple. While this sculpture has not survived to the present day, numerous later copies are extant.[30] It has been speculated that this triple image, usually situated around a pole or pillar, was derived from earlier representations of the goddess using three masks hung on actual wooden poles, possibly placed at crossroads and gateways.[30]
Sanctuaries
[edit]Part of a series on |
Ancient Greek religion |
---|
![]() |
Hecate was a popular divinity, and her cult was practiced with many local variations all over Greece and Western Anatolia. Caria was a major center of worship and her most famous temple there was located in the town of Lagina. The oldest known direct evidence of Hecate's cult comes from Selinunte (near modern-day Trapani in Sicily), where she had a temple in the 6th–5th centuries BCE.[92]There was a Temple of Hecate in Argolis:
Over against the sanctuary of Eileithyia is a temple of Hecate [the goddess probably here identified with the apotheosed Iphigenia, and the image is a work of Skopas. This one is of stone, while the bronze images opposite, also of Hecate, were made respectively by Polykleitos and his brother Naukydes.[93]
There was also a shrine to Hecate in Aigina, where she was very popular:
Of the gods, the Aiginetans worship most Hecate, in whose honour every year they celebrate mystic rites which, they say, Orpheus the Thrakian established among them. Within the enclosure is a temple; its wooden image is the work of Myron, and it has one face and one body. It was Alkamenes, in my opinion, who first made three images of Hecate attached to one another [in Athens].[94]
Помимо собственных храмов, Гекате поклонялись и в святилищах других богов, где ей, по-видимому, иногда предоставлялось личное пространство. Круглый каменный алтарь, посвященный богине, был найден в Дельфинионе (храме, посвященном Аполлону ) в Милете . Это один из старейших известных артефактов, посвященный поклонению Гекате, датированный VII веком до нашей эры. [14] In association with her worship alongside Apollo at Miletus, worshipers used a unique form of offering: they would place stone cubes, often wreathes, known as γυλλοι (gylloi) as protective offerings at the door or gateway.[14][95] There was an area sacred to Hecate in the precincts of the Temple of Artemis at Ephesus, where the priests, megabyzi, officiated.[96] This sanctuary was called Hecatesion (Shrine of Hecate).[97] Hecate was also worshipped in the Temple of Athena in Titane: "In Titane there is also a sanctuary of Athena, into which they bring up the image of Koronis [mother of Asklepios] ... The sanctuary is built upon a hill, at the bottom of which is an Altar of the Winds, and on it the priest sacrifices to the winds one night in every year. He also performs other secret rites [of Hecate] at four pits, taming the fierceness of the blasts [of the winds], and he is said to chant as well the charms of Medea."[98] She was most commonly worshipped in nature, where she had many natural sanctuaries. An important sanctuary of Hecate was a holy cave on the island of Samothrake called Zerynthos:
На Самофракии существовали определенные обряды инициации, которые, по их мнению, были эффективными в качестве заклинания против определенных опасностей. В этом месте были также мистерии корибантов [Кабейрои] и мистерий Гекаты и Церинфской пещеры, где они приносили в жертву собак. Посвященные полагали, что эти вещи спасают [их] от ужасов и от бурь. [99]
Культ в Лагине
[ редактировать ]Самым важным святилищем Гекаты была Лагина , теократический город-государство, в котором богине служили евнухи . [100]
Храм упоминается Страбоном :
Стратоникея [в Карии, Малая Азия] — поселение македонцев... В стране стратоникийцев есть два храма, из которых самый знаменитый, храм Гекаты, находится в Лагине; и каждый год здесь собираются большие праздничные собрания. [101]
Лагина, где знаменитый храм Гекаты каждый год собирал большие праздничные собрания, находилась недалеко от первоначальной , где она македонской колонии Стратоникея была покровительницей города. [102] Во Фракии она играла роль, подобную роли меньшего Гермеса , а именно правительницу пороговых областей, особенно ворот и пустыни.
Культ в Византии
[ редактировать ]
Гекате очень поклонялись в Византии . Говорят, что она спасла город от Филиппа II Македонского , предупредив граждан о ночном нападении светом в небе, за что она была известна как Геката Лампадефор . Сказка сохранилась в Суде . [д]
Говорят , что как Геката Фосфор («звезда» Венера ) она осветила небо во время осады Филиппа II в 340 году до н.э., сообщив жителям о нападении. Византийцы посвятили ей статую как «светоносцу». [105] По словам Исихия Милетского, на месте ипподрома в Константинополе когда-то стояла статуя Гекаты . [106]
Остров Гекаты
[ редактировать ]Остров Гекаты (Ἑκάτης νήσου), называемый также Псамитским (Ψαμίτη), был островком в окрестностях Делоса . Назывался он Псамитом потому, что Гекате удостаивалась лепешки, которая называлась псамитон (ψάμιτον). [107] Остров — современный Мегалос (Великий) Реуматиарис. [108]
Дейпнон
[ редактировать ]Афинские греки чтили Гекату во время Дейпнона . По-гречески деипнон означает вечерний прием пищи, обычно самый обильный прием пищи за день. Дейпнон Гекаты — это, по сути, еда, подаваемая Гекате и беспокойным мертвецам один раз в лунный месяц. [109] во время Темной Луны . В ночь темной луны трапезу накрывали снаружи, в небольшом храме Гекаты у входной двери; поскольку улица перед домом и дверной проем образуют перекресток, известный как место, где обитала Геката. Подношения еды могут включать пирожные или хлеб, рыбу, яйца и мед. [110] За Дейпноном на следующий день всегда следует Нумения . [111] когда виден первый кусочек освещенного солнцем Новолуния, а на следующий день - Даймон Агатоса.
Основная цель Дейпнона заключалась в том, чтобы почтить Гекату и успокоить идущие за ней души, которые «жаждали мести». [112] Вторичной целью было очистить дом и искупить плохие поступки, которые мог совершить член семьи, которые оскорбили Гекату и заставили ее лишить их благосклонности. Дейпнон состоит из трех основных частей: 1) трапеза, которую подавали на перекрестке, обычно в храме возле входа в дом. [113] 2) искупительная жертва, [114] и 3) очищение домашнего хозяйства. [115]
Эпитеты
[ редактировать ]
Геката была известна под несколькими эпитетами:
- Ээнос (Aἰώνιος), вечный, вековой, вечно текущий. [116]
- Аглаос (Αγλάος), красивый, яркий, приятный. [117]
- Апотропайя (Ἀποτρόπαια), та, что отворачивается/защищает. [118]
- Бримо (Βριμώ), яростное, мстительное, страшное, потрескивающее пламя. [119]
- Хтония (Χθωνία), земля/ подземный мир . [120]
- Энодия (Ἐννοδία), она в пути/дороге. [121]
- Эрототокос , производящий любовь, носитель любви. [122]
- Индалимос (Ινδαλίμος), прекрасный. [123]
- Клейдохос (Κλειδοῦχος), держащий ключи. [124] Как хранитель ключей Аида. [125]
- Куротрофос (Κουροτρόφος), кормилица детей. [124]
- Крокопеплос (Krokopeplos), шафрановый плащ. [126]
- Мелиноя (Μηλινόη). [127]
- Phosphoros , Lampadephoros , несущий или несущий свет. [124]
- Прополос , который служит/присутствует. [124]
- Пропулея/Propylaia (Пропилея), перед воротами. [128]
- Сотерия (Спасение), спасительница. [129]
- Триморф (Τρίμορφη), трехобразный. [124]
- Триодия/Триодитис (Τριοδία, Τριοδίτης), часто посещающая перекрестки. [124]
Историко-литературные источники
[ редактировать ]Архаический период
[ редактировать ]
Геката была охарактеризована как доолимпийская хтоническая богиня. Первой литературой, в которой упоминается Геката, является « Теогония» (ок. 700 г. до н. э.) Гесиода :
И [Астерия] зачала и родила Гекату, которую Зевс, сын Кроноса, почитал превыше всего. Он дал ей великолепные дары, чтобы иметь долю земли и бесплодного моря. Она удостоилась чести также на звездном небе, и ее чрезвычайно почитают бессмертные боги. Ибо и по сей день, когда кто-либо из людей на земле приносит богатые жертвы и молится о благосклонности согласно обычаю, он призывает Гекату. Великая честь легко достается тому, чьи молитвы богиня принимает благосклонно и одаривает его богатством; ибо сила, несомненно, с ней. Ибо всем, кто родился на Земле и Океане, среди всего этого ей достаётся причитающаяся им доля. Сын Кроноса не сделал ей ничего плохого и не отнял ничего из всего, что составляло ее долю среди прежних богов-титанов; но она имеет, как было разделение с самого начала, привилегию и на земле, и на небе, и море. [130]
По словам Гесиода, она властвовала над многими вещами:
Кому она пожелает, она сильно помогает и продвигает: она сидит рядом с почтительными царями на суде, и в собрании, кого она хочет, выделяется среди народа. И когда люди вооружаются для битвы, которая уничтожает людей, тогда богиня рядом, чтобы с готовностью даровать победу и даровать славу тому, кому она пожелает. Хороша она и тогда, когда люди состязаются на играх, ибо и там богиня с ними и приносит им пользу: и тот, кто силой и силой одерживает победу, легко и с радостью выигрывает богатый приз и приносит славу своим родителям. И хороша она стоять рядом с всадниками, кого пожелает: и тем, чьи дела в сером беспокойном море, и кто молится Гекате и громко грохоту Сотрясателю Земли, легко славная богиня дает великий улов, и легко она заберет его, как только увидит, если так, то она это сделает. Она хороша в коровнике с Гермесом, чтобы увеличить поголовье. Стада коров, широкие стада коз и стада курчавых овец, если пожелает, она увеличит из немногих или уменьшит многие. Итак, хотя она и единственный ребенок своей матери, она почитается среди всех бессмертных богов. И сын Кроноса сделал ее кормилицей молодых, которые после того дня увидели своими глазами свет всевидящей Зари. Так что с самого начала она кормилица молодых, и в этом ее почести. [131]

Включение Гесиода и восхваление Гекаты в « Теогонии» вызвало беспокойство у ученых, поскольку он, похоже, высоко уважал ее, в то время как свидетельства других писателей и сохранившиеся свидетельства позволяют предположить, что это могло быть исключением. Одна из теорий состоит в том, что в родной деревне Гесиода было немало последователей Гекаты, и что включение его в « Теогонию» было способом повысить ее престиж, распространяя информацию о ней среди своих читателей. [133] Другая теория состоит в том, что Геката была главным образом домашним богом, и скромное домашнее поклонение могло быть более распространенным, но при этом не упоминаться так часто, как храмовое поклонение. [134] В Афинах Геката вместе с Зевсом, Гермесом, Афиной, Гестией и Аполлоном играла очень важную роль в повседневной жизни, поскольку они были главными богами домашнего хозяйства. [8] Однако ясно, что особое положение, данное Гекате Зевсом, подтверждается на протяжении всей ее истории изображениями, найденными на монетах Гекаты на руке Зевса. [135] как подчеркивается в более поздних исследованиях, представленных д'Эсте и Рэнкином. [136]
В гомеровском «Гимне Деметре » (составленном около 600 г. до н. э.) Геката названа «мягкой сердцем», эпитет , возможно, призван подчеркнуть ее обеспокоенность исчезновением Персефоны , когда она помогала Деметре в поисках Персефоны после ее похищения Аид, предлагая Деметре поговорить с богом Солнца Гелиосом . Впоследствии Геката стала спутницей Персефоны в ее ежегодном путешествии в царство Аида и обратно, выступая в роли психопомпа . Из-за этой ассоциации Геката была одной из главных богинь Элевсинских мистерий наряду с Деметрой и Персефоной. [4] был посвящен ей храм и рядом с главным святилищем в Элевсине . [30]
Классический период
[ редактировать ]Вариации в трактовке роли Гекаты можно проследить в классических Афинах. В двух фрагментах Эсхила она предстает как великая богиня. У Софокла и Еврипида она охарактеризована как повелительница колдовства и Керес . [ нужна ссылка ]
Одна сохранившаяся группа рассказов [ нужны разъяснения ] предполагает, как Геката могла быть включена в греческий пантеон, не затрагивая привилегированного положения Артемиды. Здесь Геката — смертная жрица, часто ассоциируемая с Ифигенией . Она презирает и оскорбляет Артемиду, которая в отместку в конечном итоге приводит к самоубийству смертного. [133]
В «Аргонавтике» эпосе III века до нашей эры, , александрийском основанном на ранних материалах, [137] Ясон умилостивляет Гекату ритуалом, предписанным Медеей, ее жрицей: омывшись в полночь в потоке проточной воды и одетый в темные одежды, Ясон должен выкопать круглую яму и над ней перерезать горло овце, принеся ее в жертву, а затем сжигание его целиком на костре рядом с ямой как холокост . Ему велят подсластить подношение возлиянием меда , . а затем уйти с места, не оглядываясь, даже если он услышит звук шагов или лай собак [138] Все эти элементы обозначали обряды, связанные с хтоническим божеством. [ нужна ссылка ]
Поздняя античность
[ редактировать ]Во время Гигантомахии Геката сражалась на стороне олимпийских богов и убила гиганта Клития, используя свои факелы. [139] Геката изображена сражающейся с Клитием на восточном фризе Гигантомахии, в Пергамском алтаре рядом с Артемидой ; [140] она появляется с разным оружием в каждой из трех правых рук: факелом, мечом и копьем. [2] Ее битва с Великаном изображена на ряде древних ваз и других произведений искусства. [141] [142]
Геката — главная женская фигура в Халдейских оракулах (2–3 века н.э.). [143] где во фрагменте 194 она связана со строфалосом (обычно переводится как волчок или колесо, используемое в магии): «Работайся вокруг Строфалоса Гекаты». [144] Похоже, это относится к варианту устройства, упомянутому Пселлом. [145]
В эллинистическом синкретизме Геката также стала тесно ассоциироваться с Исидой . Луций Апулей в «Золотом осле» (2 век) приравнивает Юнону , Беллону , Гекату и Исиду:
Некоторые зовут меня Юноной, другие — Беллоной Битв, третьи — Гекатой. В основном эфиопы, живущие на Востоке, и египтяне, которые превосходны во всех видах древних доктрин и привыкли поклоняться мне посредством своих надлежащих церемоний, называют меня царицей Исидой. [146]
В синкретизме позднеантичного эллинистического и поздневавилонского (« халдейского ») элементов Геката отождествлялась с Эрешкигаль , аналогом Инанны в подземном мире в вавилонской космографии. В магическом папирусе Мичигана (инв. 7), датированном концом III или началом IV века нашей эры, Геката Эршигаль вызывается против страха наказания в загробной жизни. [147] Швемер считает, что такое использование имени Эрешкигаль просто дало «греческой богине преисподней загадочное иностранное имя». [148]
Геката также упоминается в гностическом тексте «Пистис София» . [149]
Родители, супруги и дети
[ редактировать ]В самом раннем письменном источнике, упоминающем Гекату, Гесиод подчеркивал, что она была единственным ребенком, дочерью Перса и Астерии , сестрой Лето (матери Артемиды и Аполлона ). Бабушкой трех кузенов была Фиби. [131] древняя богиня Титанов, чье имя часто использовалось для богини луны. [150] [151] В различных более поздних источниках у Гекаты были разные родители. [152] , она была дочерью Зевса По словам Мусея либо от Астерии, либо от Астерии . [153] Гера , отождествляемая таким образом с Ангелосом , [154] или Ферея, дочь Эола ; [155] дочь Аристея, сына Пайона, по словам Ферекида ; [156] дочь Никсы , по словам Вакхилида ; [153] дочь Перса , сына Гелиоса , от неизвестной матери, по словам Диодора Сицилийского ; [81] в орфической литературе она называлась дочерью Деметры . [157] или Лето [158] или даже Тартар . [159]
Будучи богиней-девственницей, она оставалась незамужней и не имела постоянного супруга, хотя в некоторых традициях ее называли матерью Сциллы. [160] через Форбас [161] [и] или Форкий . [162]
Иногда она также упоминается как мать ( Ээт [81] ) богини Цирцеи и волшебницы Медеи , [163] которая, в более поздних отчетах, сама была связана с магией, хотя изначально была просто богиней-травничницей, подобно тому, как связь Гекаты с Подземным миром и Тайнами привела к тому, что она позже превратилась в божество колдовства.
Однажды Гермес преследовал Гекату (или Персефону ) с целью изнасиловать ее; но богиня храпела или ревела в гневе, отпугивая его так, что он отказался, отсюда и название « Бримо » («гневная»). [164]
Генеалогия
[ редактировать ]Генеалогическое древо Гекаты [165] | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Наследие
[ редактировать ]
Стрмиска (2005) утверждала, что Геката, отождествляемая с фигурой Дианы , появляется в поздней античности и в раннем средневековье как часть «нового комплекса легенд», известного как « Общество Дианы ». [170] связанный с собраниями женщин, Луной и колдовством, которое в конечном итоге распространилось «на территории Северной Италии, южной Германии и западных Балкан». [171] Эта теория римского происхождения многих европейских народных традиций, связанных с Дианой или Гекатой, была явно выдвинута, по крайней мере, еще в 1807 году. [172] и отражается [ сомнительно – обсудить ] в этимологических утверждениях ранних современных лексикографов 17-19 веков, связывающих ведьму , гекса «ведьма» с именем Гекаты. [173] Такие выводы сегодня предлагаются лишь меньшинством. [174] [175] Средневековый комментатор предположил связь, связывающую слово «сглаз» с Гекатой: «Византийский эрудит Михаил Пселл [...] говорит о ревущем быке, состоящем из золотой сферы, украшенной повсюду символами и вращающейся на ремешке из воловьей кожи. Он добавляет, что такой инструмент называется юнксом ( отсюда «проклятие»), но что касается значения, то говорится только, что он невыразим и что ритуал посвящен Гекате». [176]
Шекспир упоминает Гекату как до конца XVI века ( «Сон в летнюю ночь» , 1594–1596), так и сразу после этого, в «Макбете» главного героя (1605): в частности, в «кинжаловом» монологе : «Колдовство празднует подношения бледной Гекаты. .." [177] Шекспир упоминает Гекату также в «Короле Лире» . Отказываясь от всей своей отцовской заботы о Корделии , Лир говорит: «Тайны Гекаты и ночи,Всеми действиями сферИз которого мы существуем и перестаем быть,Здесь я отказываюсь от всей своей отцовской заботы» («Арден Шекспир, Король Лир», стр. 165).
Современный прием
[ редактировать ]
В 1929 году Льюис Браун, эксперт по религиозным культам, связал культ Блэкберна 1920-х годов (также известный как «Культ Великих Одиннадцати») с ритуалами поклонения Гекате. Он отметил, что культ регулярно практиковал жертвоприношение собак и тайно похоронил тело одной из своих «королев» вместе с семью собаками. [178] Исследователь Сэмюэл Форт отметил дополнительные параллели, в том числе ориентацию культа на мистические и, как правило, ночные обряды, среди его членов преобладают женщины, принесение в жертву других животных (включая лошадей и мулов), внимание к мистическим свойствам дорог и порталов, а также акцент на смерти, исцелении и воскресении. [179]
Как «богиня колдовства», Геката была включена в различные системы неоязыческого колдовства , Викки и неоязычества . [180] в некоторых случаях связано с Дикой Охотой германской традиции, [181] в других – как часть реконструкции специфически греческого многобожия, известного на английском языке также как « Hellenismos ». [182] В Викке Геката в некоторых случаях отождествлялась с аспектом «старухи» « Тройной Богини ». [183]
См. также
[ редактировать ]- Геката (журнал)
- Янус – римский бог
- Лампад – нимфы подземного мира в греческой мифологии.
- Диана (мифология) – римская богиня охоты и дикой природы.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Произносится / ˈ h ɛ k ə t i / HEK -ə-tee ; более старая форма Hecat / ˈ h ɛ k ɪ t / HEK -it ; Древнегреческий : Ἑκάτη , латинизированный : Hekátē , Аттическое греческое произношение: [hekátɛː] , Койне Греческое произношение: [heˈkati] ; Дорический греческий : Ἑκάτᾱ , латинизированный: Hekátā , произносится [хекатаː] ; Латынь : Hecatē [ˈhɛkateː] или Hecata [ˈhɛkata] .
- ^ Берг 1974, с. 128: Берг комментирует поддержку Гекатой римской гегемонии в ее изображении на фронтоне Лагины, торжествующем договор между воином (Рим) и амазонкой ( Азия).
- ^ Эта статуя находится в Британском музее под инвентарным номером 816 в Каталоге греческой скульптуры в Британском музее А. Х. Смита.
- ^ «Однако в 340 г. до н.э. византийцы с помощью афинян успешно выдержали осаду, что тем более примечательно, что на них напал величайший полководец того времени Филипп Македонский. Рассказывают, что в одну сырую и безлунную ночь враг предпринял попытку внезапного нападения, но был сорван из-за яркого света, который, внезапно появившись в небе, напугал всех собак в городе и таким образом вызвал у гарнизона чувство тревоги. В память об этом своевременном явлении, приписываемом Гекате, они воздвигли общественную статую этой богине [...]». [103]
- ^ Древний текст поврежден; Также было предложено альтернативное исправление имени на «Феб» (то есть Аполлон). Возможно также, что во фрагменте написано «Форкий», что соответствует версии Акусилая. [162]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Мерриам-Вебстер 1995 , с. 527 .
- ^ Jump up to: а б с д Seyffert, s.v. Hecate
- ^ Швемер 2019 , с. 66.
- ^ Jump up to: а б Эдвардс, Чарльз М. (июль 1986 г.). «Бегущая девушка из Элевсина и раннеклассический образ Гекаты». Американский журнал археологии . 90 (3). Бостон, Массачусетс: Американский археологический институт : 307–318. дои : 10.2307/505689 . JSTOR 505689 . S2CID 193054943 .
- ^ Jump up to: а б д'Эсте, Сорита и Рэнкин, Дэвид, Пограничные обряды Гекаты, Авалония, 2009.
- ^ пер. М.Л. Уэст (1988). Гесиод Теогония и труды и дни . Нью-Йорк: Классика мира Oxforx. стр. VII. ISBN 978-0-19-953831-7 .
- ^ Буркерт, с. 171.
- ^ Jump up to: а б Панопулос, Христос Пандион. «Греческое домашнее богослужение» . ЛАБРИС .
- ^ «Классический обзор Брин-Мора, 02.06.11» . Bmcr.brynmawr.edu. Архивировано из оригинала 22 октября 2013 года . Проверено 24 сентября 2012 г.
- ^ Джонстон 1990.
- ^ Хенрикс, св. Геката .
- ^ Грин, с. 133
- ^ По крайней мере, в случае использования Гесиода , см. Клей, Дженни Штраусс (2003). Космос Гесиода . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 135 . ISBN 0-521-82392-7 . Клэй перечисляет ряд исследователей, которые выдвинули тот или иной вариант связи между именем Гекаты и волей (например, Уолкот (1958), Нейтцель (1975), Деросси (1975)). Исследователь вынужден определить «имя и функцию Гекаты как той, «по чьей воле» молитвы совершаются и исполняются». Эта интерпретация также появляется в «Греко-английском лексиконе» Лидделла-Скотта , в статье о Гекате, которая переводится как «буквально «та, которая действует по своей воле»».
- ^ Jump up to: а б с д Муни, Кэрол М., «Геката: ее роль и характер в греческой литературе до пятого века до нашей эры» (1971). Диссертации и дипломные работы в открытом доступе. Бумага 4651.
- ^ Хенрикс, св. Геката .
- ^ Уилрайт, ЧП (1975). Метафора и реальность . Блумингтон. п. 144 . ISBN 0-253-20122-5 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Фэрбенкс, Артур. Справочник греческой религии. Американская книжная компания, 1910 год.
- ^ RSP Beekes , Этимологический словарь греческого языка (2010), Brill, стр. 396.
- ^ «Гекат» . Оксфордский словарь английского языка . Оксфордский словарь английского языка. 1898 год . Проверено 21 июня 2024 г.
- ^ Голдинг, Артур (1567). «Книга седьмая» . Метаморфозы Овидия . Читайте книги. ISBN 9781406792416 .
- ^ Марлоу, Кристофер (ок. 1603 г.) [впервые опубликовано в 1604 г.; выполнено ранее]. Доктор Фауст . акт III, сцена 2, строка 21 – через Google Книги.
Голубой огонь Плутона и дерево Гекаты.
Шекспир, Уильям (ок. 1595) [ ок. 1594–1596 ]. Сон в летнюю ночь . действие V, сцена 1, строка 384 .От команды тройной Гекаты
Шекспир, Уильям (ок. 1605) [ ок. 1603–1607 ]. Макбет . действие III, сцена 5, строка 1 .Почему, как теперь, Гекат!
Джонсон, Бен (1641) [ок. 1637]. «акт II, сцена 3, строка 668» . Печальный пастырь .наша дама Гекат
- ^ Вебстер, Ной (1866). Словарь английского языка (10-е изд.).
Правила произнесения гласных греческих и латинских имен собственных», стр. 9: « Геката ..., произносится в три слога в латыни, и в таком же количестве в греческом слове Ἑκάτη ; в английском языке обычно сокращается до двух, опуская последнюю букву e . Шекспир, по-видимому, начал, как он теперь подтвердил, это произношение, приспособив таким образом это слово в «Макбете»... И мир любителей игр, составляющий немалую часть так называемых лучших людей, последовал за актерами в этом мире, а остальной мир последовал за ними.
«Геката» . Словарь фраз и басен Брюэра . 1894.3 сл. на греческом, 2 на англ.
- ^ Буркерт, с. 171 («Геката, кажется, имеет корни среди карийцев Малой Азии»); Жесткий, с. 193 («Судя по распространению связанных топонимов и других свидетельств, Геката возникла в Карии в юго-западном углу Малой Азии, где ей поклонялись как главной богине»); Джонстон 2006, св. Геката (Геката «вероятно, произошла из Карии и пришла в Грецию примерно в архаическую эпоху»); Хенрихс, св. Геката («Греческая этимология Гекаты не является гарантией того, что ее имя или культ зародились в Греции. Возможно, карийского происхождения ... она больше чувствует себя как дома на окраинах, чем в центре греческого многобожия».). Противоположную точку зрения см. Berg 1974.
- ^ Краус, Теодор (1960). Геката: Исследования о природе и образе богини в Малой Азии и Греции (на немецком языке). Гейдельберг, Германия.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Бачварова, Мэри (май 2010 г.). «Геката: анатолийская богиня солнца подземного мира». Электронный журнал ССРН . дои : 10.2139/ssrn.1608145 .
- ^ Краус 1960, с. 52; список стр. 166 и далее.
- ^ МакКечни, Пол Р .; Гийом, Филипп (2008). Птолемей Второй Филадельф и его мир . БРИЛЛ. п. 133. ИСБН 978-90-04-17089-6 .
- ^ Марк, Джошуа Дж. «Хека» . Энциклопедия всемирной истории . Проверено 16 января 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Льюис Ричард Фарнелл (1896). «Геката: изображения в искусстве», Культы греческих государств. Издательство Оксфордского университета, Оксфорд, с. 549.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Рабинович, Джейкоб. Гниющая богиня: происхождение ведьмы в демонизации религии плодородия классической античности. Автономедиа, 1998.
- ^ Геката Ее Священные Огни, изд. Сорита д'Эсте, Авалония, 2010 г.
- ^ Павсаний 2.22.7
- ^ Ив Боннефой, Венди Донигер, Римская и европейская мифологии , University of Chicago Press, 1992, стр. 195.
- ^ Джонстон 1999, с. 213
- ^ Хенрикс, св. Геката .
- ^ Альберта Милдред Франклин, Луперкалия , Колумбийский университет, 1921, стр. 67.
- ^ Хенрикс, св. Геката .
- ^ «Мраморный вотивный рельеф Гекаты работы Краннона, 400 г. до н.э.» . Британский музей .
- ^ «страница 21 (изображение Гекаты в сопровождении собаки)» . timerift.net . Архивировано из оригинала 24 октября 2011 года.
- ^ «Образы богинь» . Eidola.eu . 28 февраля 2010 г. Архивировано из оригинала 19 июня 2013 г. Проверено 24 сентября 2012 г.
- ^ Джонстон 1999, стр. 211–212.
- ^ «Ликофрон, Александра» . Библиотека классических текстов. Теой .
- ^ Антонинус Либералис (1992). Метаморфозы . Перевод Селории, Фрэнсиса. Психология Пресс. 29.
- ^ Элиан (1958). О характеристиках животных Элиана . Перевод Шолфилда, Элвина Фабера. Издательство Гарвардского университета.
- ^ Бон, Х.Г. (1854 г.). Ученые банкеты . Перевод Йонга, Чарльза Дьюка.
- ^ Паркер, Роберт (1990). Миазмы: загрязнение и очищение в ранней греческой религии . Издательство Оксфордского университета. стр. 362–363.
- ^ Лик, Уильям Мартин (1841). Топография Афин . Лондон, Великобритания. п. 492.
- ^ Дэвидсон, Алан (2002). Средиземноморские морепродукты . Десятискоростной пресс. п. 92.
- ^ Боннефуа, Ив; Донигер, Венди (1992). Римская и европейская мифологии . Издательство Чикагского университета. п. 195.
"Геката". Британская энциклопедия (статья). 1823. - ^ Армор, Роберт А. (2001). Боги и мифы Древнего Египта . Американский университет в Каире Press. п. 116.
- ^ Варнер, Гэри Р. (2007). Существа в тумане: Маленькие люди, дикие люди и духовные существа по всему миру: исследование сравнительной мифологии . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Алгора. п. 135. ИСБН 978-0-87586-546-1 .
- ^ Краппе, Александр Хаггерти (1932). «Преследование Гиллы Дакер и кельтских диоскуров». Revue Celtique (на французском языке). 49 :102.
- ^ Дэниел Огден, Магия, колдовство и призраки в греческом и римском мирах , Oxford University Press, 2002, стр. 82–83.
- ^ Бонни Маклахлан, Джудит Флетчер, Возвращение к девственности: конфигурации неодержимого тела , University of Toronto Press, 2007, стр. 14.
- ^ Джонстон 1999, с. 209.
- ^ Джонстон 1999, с. 208.
- ^ Василики Лимберис, Божественная наследница: Дева Мария и создание христианского Константинополя , Routledge, 1994, стр. 126–127.
- ^ Хорнблауэр, Саймон; Спофорт, Энтони, ред. (1996). Оксфордский классический словарь (Третье изд.). Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 490 . ISBN 0-19-866172-Х .
- ^ Хенрикс, св. Геката .
- ^ Аманда Портерфилд, Исцеление в истории христианства , Oxford University Press, 2005, стр. 72.
- ↑ Сент-Уэн, Vita Eligii книга II.16. Архивировано 20 августа 2009 года в Wayback Machine .
- ^ Ричард Кавендиш, Силы зла в западной религии, магии и народных верованиях , Routledge, 1975, стр. 62.
- ^ Р.Л. Хантер, Аргонавтика Аполлония , издательство Кембриджского университета, 2005, стр. 142, со ссылкой на Аполлония Родосского.
- ^ Фредерик Дж. Саймунс, Растения жизни, Растения смерти , University of Wisconsin Press, 1998, стр. 143; Фрагкиска Мегауди, Растения и диета в Греции от неолита до классического периода , Archaeopress, 2006, с. 71.
- ^ Фриз, Генри; Деннисон, Уолтер (1902). «Энеида» Вергилия . Нью-Йорк: Американская книжная компания. стр. N111.
- ^ «У Гекаты был «ботанический сад» на острове Колхида, где содержались следующие алкалоидные растения: Аконитон ( Aconitum napellus ), Диктамнон ( Dictamnus albus ), Мандрагора (Mandragora officinarum), Мекон ( Papaver somniferum ), Мелаина ( Claviceps puurea). ), Трион ( Atropa belladona ) и Cochicum [...]» Маргарет Ф. Робертс, Майкл Винк, Алкалоиды: биохимия, экология и медицинское применение , Springer, 1998, стр. 16.
- ^ Роберт Грейвс, Греческие мифы , Penguin Books, 1977, стр. 154.
- ^ Фредерик Дж. Симунс, Растения жизни, Растения смерти , University of Wisconsin Press, 1998, стр. 121–124.
- ^ Мэтью Саффнесс (ред.), Таксол: наука и применение , CRC Press, 1995, стр. 28.
- ^ Сервий , Комментарий к Энеиде 6.118 ; Грин, CMC (2007). Римская религия и культ Дианы в Арисии. Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета .
- ^ Jump up to: а б Царица ночи: Новое открытие кельтской богини луны, стр. 62-63.
- ^ Атанассакис и Волков, с. 90
- ^ Классическая библиотека Леба , 1994, Софокл : Фрагменты , с. 271 , Оксфордский университет .
- ^ Ганц, с. 27
- ^ Сенека , Медея 750-753 гг.
- ^ Jump up to: а б Хордерн, Дж. Х. «Любовная магия и очищение у Софрона, PSI 1214a, и «Фармакеутрия» Феокрита». The Classical Quarterly 52, no. 1 (2002): 165
- ^ Jump up to: а б Бергманн, Беттина, Джозеф Фаррелл, Денис Фини, Джеймс Кер, Дэмиен Нелис и Селия Шульц . «Захватывающая провокация: «Аполлон, Август и поэты» Джона Ф. Миллера». Вергилий (1959-) 58 (2012): 10–11.
- ^ Аполлоний Родосский , Аргонавтика 3.478 ; Овидий , Метаморфозы 7,74 ; Сенека , Медея 812
- ^ Смит , св Геката
- ^ Гомер , Одиссея 10.135 ; Гесиод , Теогония 956 ; Аполлоний Родосский , Аргонавтика 4.591 ; Аполлодор , 1.9.1 ; Цицерон , О природе богов 48.4 ; Гигин , к басням Предисловие
- ^ Jump up to: а б с Диодор Сицилийский , 4.45.1
- ^ Карл Кереньи , Боги греков , 1951, стр. 192-193.
- ^ Классический обзор, том. 9, стр. 391–392.
- ^ Фаулер, с. 16 , том. II
- ^ Муни, с. 58
- ^ Ауне, Дэвид Эдвард (2006). Апокалиптика, пророчества и магия в раннем христианстве: Сборник очерков . Мор Зибек. стр. 356 и далее. ISBN 3161490207 .
- ^ Уичерли, Р. (1970). Малые святыни в древних Афинах. Феникс, 24 (4), 283–295. дои: 10.2307/1087735
- ^ «КУЛЬТ ГЕКАТЫ: Древнегреческая религия» . Theoi.com . Проверено 24 сентября 2012 г.
- ^ Словарь греческой и римской географии (1854 г.), Зеринф
- ↑ Как отмечает Стеркс (2002): «Использование принесения в жертву собак у ворот и дверей живых и мертвых, а также их использование в жертвоприношениях в путешествиях предполагают, что собаки воспринимались как демонические животные, действующие в пороговом или переходном царстве между внутренний и неизвестный, полный опасностей внешний мир». Роэл Стеркс, Животное и демон в раннем Китае , State University of New York Press, 2002, стр. 232–233. Стеркс явно признает сходство между этими древнекитайскими взглядами на собак и взглядами, распространенными в греческой и римской древности, и далее отмечает, что «принесение в жертву собаки также было распространенной практикой среди греков, где собака играла важную роль в качестве хранителя подземного мира». (Сноска 113, стр. 318)
- ^ Симунс, Фредерик Дж. (1994). Не ешьте эту плоть: отказ от еды от доисторических времен до наших дней . Мэдисон, Висконсин: Издательство Висконсинского университета . стр. 233–234. ISBN 978-0299142544 .
- ^ Редационе ANSA. «Найден древнейший след культа Гекаты» . 16 января 2018 г.
- ^ Павсаний, Описание Греции 2. 22. 7
- ^ Павсаний, Описание Греции 2.30.2 (перевод Джонса)
- ^ «Сборник греческих ритуальных норм CGRN» . cgrn.ulg.ac.be. Проверено 16 января 2023 г.
- ↑ Страбон, География , 14.1.23.
- ^ Страбон, География 14. 1. 23 (перевод Джонса)
- ^ Павсаний, Описание Греции 2.12.1
- св. Суидас
- ^ Буркерт, с. 171.
- ^ Страбон, География 14.2.15 (перевод Джонса)
- ^ Страбон, География 14.2.25; Краус 1960.
- ^ Холмс, Уильям Гордон (2003). Эпоха Юстиниана и Феодоры . стр. 5–6.
- ^ Jump up to: а б Лимберис, Василики (1994). Божественная Наследница . Рутледж. стр. 126–127.
- ^ Рассел, Томас Джеймс (2017). Византия и Боспор . Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета . п. 184. ИСБН 9780198790525 .
- ^ Патрия Константинопольская
- ^ «Поиск СОЛ» . www.cs.uky.edu . Проверено 16 января 2023 г.
- ^ Соннини, Чарльз Сигисберт (16 января 1801 г.). «Путешествия по Греции и Турции: предпринятые по приказу Людовика XVI и с разрешения Османского двора» . Т. Н. Лонгман и О. Рис . Проверено 16 января 2023 г. - через Google Книги.
- ^ Пьеса «Плутус» Аристофана (388 г. до н. э.), строка 594 подойдет любой перевод, или Бенджамин Бикли Роджерс подойдет.
- ^ Робинсон, Сара (2022). Кухонная ведьма: еда, фольклор и сказки . Издательство Womancraft. п. 32. ISBN 978-1910559697 .
- ^ Гарвардское теологическое обозрение , Том. 65, № 2, 1972 г., страницы 291–297.
- ^ Это biaiothanatoi, aoroi и ataphoi (ср. Rohde, i. 264 f. и примечания 275–277, ii. 362 и примечания 411–413, 424–425), чей энтузиазм, квазитехнический слово, обозначающее их жажду мести, вызывало большой страх. См. Хекенбах, с. 2776 и ссылки.
- ^ Антифан, в Афинее, 313 B (2,39 K) и 358 F; Мелантий, в Афинее, 325 г. Платон, Com. (i. 647. 19 К), Аполлодор, Меланфий, Гегесандр, Хариклид (iii. 394 К), Антифан, в Афинее, 358 F; Аристофан, Плутон, 596.
- ^ Ужины Гекаты, К. Ф. Смит. Глава в книге «Богиня Геката: исследования древней языческой и христианской философии» под редакцией Стивена Ронана. Страницы с 57 по 64
- ^ Рошер, 1889; Хекенбах, 2781; Роде, II. 79, н. 1. также Аммоний (с. 79, Валькенаер)
- ^ Греческие магические папирусы /PGM IV 2785-2890 гг.
- ^ Греческие магические папирусы /PGM IV 2241-2358 гг.
- ^ Альберта Милдред Франклин, Луперкалия , Колумбийский университет, 1921, с. 68.
- ^ Аполлоний Родий , Аргонавтика 3.1194
- ^ Джон Д. Микалсон, Афинская народная религия , UNC Press, 1987, стр. 76.
- ^ Сара Айлс Джонстон, Беспокойные мертвецы: встречи живых и мертвых в Древней Греции , University of California Press, 1999, стр. 208–209.
- ^ Греческие магические папирусы /PGM IV 2441-2621.
- ^ Бетц, Ганс Дитер, «Греческие магические папирусы в переводе: включая демотические заклинания» , 2-е изд. унив. Чикаго, 1992 год.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Лидделл-Скотт, Греко-английский лексикон .
- ^ Гарри Терстон Пек, Словарь классических древностей Харпера (1898), Claviger
- ^ Адам Форрест, Орфический гимн Гекате , Герметическое братство, 1992.
- ^ Ивана Петрович, От врат Аида до залов Олимпа (Brill, 2007), с. 94; В. Шмид и О. Штелин, История греческой литературы (CH Beck, 1924, 1981), том. 2, п. 2, с. 982; WH Roscher , Подробный лексикон греческой и римской мифологии (Лейпциг: Тойбнер, 1890–94), том. 2, п. 2, с. 16.
- ^ Сара Айлс Джонстон, Беспокойные мертвецы: встречи живых и мертвых в Древней Греции , University of California Press, 1999, стр. 207.
- ^ Джонстон 1990.
- ^ Гесиод , Теогония 411–425 .
- ^ Jump up to: а б Гесиод , Теогония 429–452 .
- ^ Иностранное влияние на Древнюю Индию, Кришна Чандра Сагар, Северный книжный центр, 1992 [1]
- ^ Jump up to: а б Джонстон, Сара Айлс (1991). Беспокойные мертвецы: встречи живых и мертвых в Древней Греции . ISBN 0-520-21707-1
- ^ Домашняя и семейная религия в древности, авторы Джон Бодел и Сол М. Олиан, страница 221, опубликовано John Wiley & Sons, 2009 г.
- ^ "Бактрия, Цари, Агафокл, указатель древних монет с миниатюрами" . WildWinds.com . Проверено 24 сентября 2012 г.
- ^ д'Эсте и Рэнкин, Пограничные обряды Гекаты, Авалония, 2009 г.
- ^ «Легенда об аргонавтах — одна из самых ранних, известных грекам», — отмечает Питер Грин, «Аргонавтика» , 2007, Введение, стр. 21.
- ^ Аполлониос Родиос (тр. Питер Грин), Аргонавтика , Калифорнийский университет Press, 2007, стр. 140
- ^ Псевдо-Аполлодор, Библиотека 1.6.2
- ^ Музей Дж. Пола Гетти , с. 101
- ^ Хенрикс, св. Геката .
- ^ Коллекцию ваз с изображением Гекаты, сражающейся с Клитием, можно увидеть здесь .
- ^ Халдейские оракулы — это собрание литературы, датируемой где-то между II веком и концом III века, запись которого традиционно приписывается Юлиану Халдею или его сыну Юлиану Теургу. Материал, кажется, предоставил предысторию и объяснение значения этих заявлений и, по-видимому, был связан с практикой теургии, языческой магии, которая позже стала тесно связана с неоплатонизмом, см. Хорнблауэр, Саймон; Спофорт, Энтони, ред. (1996). Оксфордский классический словарь (Третье изд.). Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 316 . ISBN 0-19-866172-Х .
- ^ Здесь используется английский перевод из: Уильям Винн Уэскотт (тр.), Халдейские оракулы Зороастра , 1895.
- ^ «Вершина Гекаты представляет собой золотую сферу, заключающую в себе лазурит в середине, который переплетен через ремешок из коровьей кожи и имеет выгравированные буквы по всей поверхности. [Прорицатели] вращают эту сферу и совершают заклинания. Такие вещи они называют чарами. , будь то предмет сферический, или треугольный, или какой-либо другой формы. Вращая их, они издают неразборчивые или звериные звуки, смеясь и тряся воздухом, [Геката] учит такетов действовать . , то есть движение вершины, как если бы она имела невыразимую силу. Ее называют вершиной Гекаты, потому что она посвящена ей. В правой руке она держала источник добродетелей. Цитируется по Фрэнку Р. Тромбли, «Греческая религия и христианизация», C. 370–529 , Brill, 1993, с. 319.
- ^ Апулей , Золотой осел 11.47.
- ^ Ганс Дитер Бец , «Фрагменты ритуала катабасиса в греческом магическом папирусе», History of Religions 19,4 (май 1980 г.): 287–295). Богиня появляется как Геката Эршигаль только в заголовке: в самом заклинании только Эршигаль призывают защитными магическими словами и жестами.
- ^ Швемер 2019 , стр. 66–67.
- ^ Джордж Р.С. Мид (1963). "140" Пистис София Издательство Джаззиби. ISBN 9783849687090 . Проверено 2 ноября 2021 г.
- ^ Бойл, с. 147
- ^ Гордон Макдональд Кирквуд, Краткое руководство по классической мифологии , с. 88
- ^ Ганц, с. 26.
- ^ Jump up to: а б Схолия на Аполлония Родиуса ' Аргонавтика 3.467
- ^ Схолия на Феокрита 2.12
- ^ Схолия к Феокриту 2.36 ; Цец Ликофрону ( , 1175 г. греческий текст)
- ^ Ферекид, фрагмент FHG 1. 10
- ^ Схолиаст об Аполлонии Родосском , Argonautica 3.467 = Ферекид , фр. 44 Фаулер = FGrHist 3 фр. 44 = Ворсокр. 2 B 16 = Вакхилиды , фр. 1 B Снелл-Малер = Орфический фр. 41 Керн .
- ^ Прокл , Комментарий к «Кратилу» Платона 406 b (стр. 106, 25 Паскв.) [= Orphic fr. 188 Керн [= ИЗ 317 Бернабе]; West 1983, стр. 266, 267. Фрагмент таков: «Немедленно божественная Геката, дочь прекрасноволосого Лето, приблизилась к Олимпу, оставив после себя конечности ребенка».
- ^ Орфическая Аргонавтика 977
- ^ Джозеф Эдди Фонтенроуз, Питон: исследование дельфийского мифа и его истоков , Biblo & Tannen Publishers, 1974, стр. 96.
- ^ Гесиод фр. 200 Большинство [= фр. 262 МВт] (Мост, стр. 310, 311).
- ^ Jump up to: а б Акусилай . фр. 42 Фаулер (Фаулер, стр. 32 ).
- ^ Гримал; Смит.
- ^ Цецес объявление Ликофрон, 1176 и 1211 (латинский текст) ; Хеслин, с. 39
- ^ Гесиод , Теогония 132–138 , 337–411 , 453–520 , 901–906, 915–920 ; Колдуэлл, стр. 8–11, таблицы 11–14.
- ^ Хотя обычно Селена является дочерью Гипериона и Тейи, как у Гесиода , Теогония 371–374 , в Гомеровом гимне Гермесу (4), 99–100 Селена вместо этого становится дочерью Паллады, сына Мегамеда.
- ^ Согласно Гесиоду , Теогония 507–511 , Климена, одна из Океанид , дочерей Океана и Тефиды, у Гесиода , Теогония 351 , была матерью Иапета Атласа, Менотия, Прометея и Эпиметея, а согласно Аполлодору , 1.2.3 , другая океанида, Азия, была их матерью от Япета.
- ^ Согласно Платону , Критий , 113d–114a , Атлант был сыном Посейдона и смертного Клейтона .
- ^ У Эсхила , Прометей, связанный 18, 211, 873 (Зоммерштейн, стр. 444, 445, п. 2 , 446, 447, п. 24 , 538, 539, п. 113 ) Прометей представлен как сын Фемиды.
- ^ Мальокко, Сабина. (2009). Арадия на Сардинии: археология народного характера. Стр. 40–60 в «Десяти годах триумфа Луны» . Скрытая публикация.
- ^ Майкл Стрмиска, Современное язычество в мировых культурах , ABC-CLIO, 2005, с. 68.
- ^ Фрэнсис Дус, Иллюстрации Шекспира и древних нравов, 1807, стр. 235-243.
- ^ Джон Миншеу и Уильям Сомнер (17 век), Эдвард Лай из Оксфорда (1694–1767), Иоганн Георг Вахтер , Glossarium Germanicum (1737), Уолтер Уайтер , Etymologicon Universale (1822);
- ^ например, Джеральд Милнс, Знаки, лекарства и колдовство , Univ. Теннесси Пресс, 2007, с. 116; Сэмюэл X. Рэдбилл, «Роль животных в кормлении младенцев», в журнале «Американская народная медицина: симпозиум», изд. Вэйланд Д. Хэнд. Беркли: Калифорнийский университет Press, 1976.
- ^ «Многих привлекло очевидное сходство с Греческой Гекатой , но буквы сходятся близко, вопреки законам изменений, и в Средние века им наверняка передалась бы бездыханная Эката; ни Эката, ни Геката появляется в М.Лат. или романских сочинениях в значении ведьма, и как это слово должно было распространиться по всем немецким землям?» Якоб Гримм, Тевтонская мифология , 1835 г. (английский перевод 1900 г.).Фактическая этимология слова «ведьма» германская и не связана с именем Гекаты. См., например, Мэллори Дж. П., Адамс Д. К. « Оксфордское введение в протоиндоевропейский и протоиндоевропейский мир» . Издательство Оксфордского университета, 2006. с. 223
- ^ Марк Эдвардс, Неоплатонические святые: Жизни Плотина и Прокла их учениками , Liverpool University Press, 2000, стр. 100; Подробно рассказывая о древнегреческом «iunx», Марсель Детьен никогда не упоминает никакой связи с Гекатой, см. Detienne M, The Gardens of Adonis , Princeton UP, 1994, стр. 83–9.
- ^ «Не бойся, Шекспир: Макбет: Акт 2, сцена 1, страница 2» . Архивировано из оригинала 15 января 2015 года . Проверено 14 января 2015 г.
- ↑ Странные ритуалы, заложенные в примитивном сознании, Los Angeles Examiner, 14 октября 1929 г.
- ^ Культ Великих Одиннадцати , Сэмюэл Форт, 2014, 320 страниц. АСИН B00OALI9O4
- ^ например, Сабина Мальокко , Колдовская культура: фольклор и неоязычество в Америке , University of Pennsylvania Press, 2004, стр. 79.
- ^ Джеймс Р. Льюис, Колдовство сегодня: Энциклопедия викканских и неоязыческих традиций , 1999, стр. 303–304; Отсылку к Гекате в «лунной магии» как к «Леди дикой охоты и колдовства» см.: DJ Conway, Moon Magick: Myth & Magic, Crafts & Recipes, Rituals & Spells , Llewellyn, 1995, стр. 157.
- ^ Хелленион (США) «Элленион» . . «Дейпнон Гекаты – Теменос» .
- ^ Например Уилшир, Донна (1994). Дева-мать-старуха: мифы и тайны тройственной богини . Рочестер, Вирджиния: Inner Traditions International. п. 213. ИСБН 0-89281-494-2 . .
Источники
[ редактировать ]Первоисточники
[ редактировать ]- Аполлоний Родий , Аргонавтика, с английским переводом Р. К. Ситона . Классическая библиотека Леба 1. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 1912.
- Гесиод , Теогония , в «Гомеровских гимнах и Гомерике» с английским переводом Хью Г. Эвелин-Уайта , Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann Ltd., 1914. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Orphic Argonautica в переводе Джейсона Колавито на основе его текста на argonauts-book.com, 2011 г.
- Овидий , «Метаморфозы» в переводе Брукса Мора (1859–1942) , из издания Корнхилла 1922 года.
- Павсаний , Павсаний Описание Греции с английским переводом WHS Jones, Litt.D., и HA Ormerod, MA, в 4 томах. Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann Ltd., 1918. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Страбон , География Страбона. Издание Х.Л. Джонса. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета; Лондон: William Heinemann, Ltd., 1924. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея.
Вторичные источники
[ редактировать ]- Атанассакис, Апостолос Н. и Бенджамин М. Волков, Орфические гимны , издательство Университета Джонса Хопкинса, 2013. ISBN 978-1-4214-0882-8 . Гугл Книги .
- Берг, Уильям, «Геката: греческая или «анатолийская»?», Нумен 21.2 (август 1974: 128-40)
- Бетц, Ганс Дитер (май 1980 г.). «Фрагменты ритуала катабасиса в греческом магическом папирусе». История религий . 19 (4): 287–295. дои : 10.1086/462853 . S2CID 162089947 .
- Буркерт, Уолтер , 1985. Греческая религия (Кембридж: издательство Гарвардского университета). Опубликовано в Великобритании под названием «Греческая религия: архаичная и классическая» , 1987. (Оксфорд: Блэквелл). ISBN 0-631-15624-0 .
- де'Эсте, Сорита. Круг для Гекаты: том 1. 1910191078
- Фарнелл, Льюис Ричард (1896). «Геката: изображения в искусстве», Культы греческих государств . Издательство Оксфордского университета , Оксфорд .
- Фаулер, Р.Л. (2013), Ранняя греческая мифография: Том 2: Комментарий , Oxford University Press, 2013. ISBN 978-0198147411 .
- Ганц, Тимоти , Ранний греческий миф: Путеводитель по литературным и художественным источникам , издательство Университета Джонса Хопкинса, 1996, два тома: ISBN 978-0-8018-5360-9 (Том 1), ISBN 978-0-8018-5362-3 (Том 2).
- Грин, CMC, Римская религия и культ Дианы в Арисии , издательство Кембриджского университета , Университет Айовы , 2007 г., ISBN 978-0-521-85158-9 . Онлайн-текст доступен в книгах Google.
- Хард, Робин (2004), Справочник Рутледжа по греческой мифологии: на основе «Справочника по греческой мифологии» Г. Дж. Роуза , Psychology Press, 2004, ISBN 9780415186360 . Гугл Книги .
- Хенрикс, А., св. Геката , опубликовано онлайн 22 декабря 2015 г. в Оксфордском классическом словаре под редакцией Тима Уитмарша , цифровое издание, Нью-Йорк, Oxford University Press. ISBN 978-0-19-938113-5 .
- Джонстон, Сара Айлс (1990), Геката Сотейра: исследование роли Гекаты в халдейских оракулах и связанной с ними литературе .
- Джонстон, Сара Айлс (1999), Беспокойные мертвецы: встречи живых и мертвых в Древней Греции . ISBN 0-520-21707-1
- Джонстон, Сара Айлс (2006), св. Геката , в New Pauly Online Брилла , тома по античности под редакцией: Хуберта Канчика и Хельмута Шнайдера, английское издание: Кристин Ф. Салазар, тома по классической традиции под редакцией: Манфреда Ландфестера, английское издание : Фрэнсис Дж. Джентри, опубликовано в Интернете: 2006 г.
- Кереньи, Карл . Боги греков . 1951.
- Керн, Отто . Orphicorum Fragmenta , Берлин, 1922. Интернет-архив.
- Малларме, Стефан (1880). Древние боги, новая иллюстрированная мифология .
- Мерриам-Вебстер (1995). Литературная энциклопедия Мерриам-Вебстера . Inc, Мерриам-Вебстер. ISBN 9780877790426 . .
- Муни, Кэрол М., Геката: ее роль и характер в греческой литературе до пятого века до нашей эры , диссертация, представленная на факультет аспирантуры Университета Макмастера , 1971.
- Рабинович Яков. Гниющая Богиня . 1990.
- Рюикби, Лео . Колдовство из тени: полная история . Роберт Хейл, 2004.
- Швемер, Дэниел (2019). «За пределами Эрешкигаля? Месопотамские магические традиции в Papyri Graecae Magicae» . Культурная плюральность в древних магических текстах и практиках .
- Зейфферт, Оскар, Словарь классических древностей, мифологии, религии, литературы и искусства , с немецкого доктора Оскара Зейфферта, С. Зонненшайн, 1901.
- Классический обзор , том IX, 1985, Библиотека Иллинойса.
- Фон Рудлофф, Роберт. Геката в древнегреческой религии . Издательство Horned Owl (июль 1999 г.)
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Мифы о греческой богине Гекате
- Британская энциклопедия 1911 года: «Геката».
- «Гниющая богиня» Якова Рабиновича, полная книга вошла в антологию «Свалка классиков», изданную под псевдонимом Эллипсис Маркс.
- Theoi Project, Геката Классические литературные источники и искусство
- Геката в греческом эзотеризме. Архивировано 10 января 2003 г. в Wayback Machine : Птолемеевские и гностические трансформации Гекаты.
- Отливка статуи Крэннона в Эшмоловском музее в Оксфорде.
- Геката из Мифопедии
- Древние тексты о Гекате из «Тиресия: База данных источников древних средиземноморских религий».
- Геката
- Анатолийские божества
- Персонажи Макбета
- Персонажи Аргонавтики
- Дети Деметры
- Дети Никс
- Дети Зевса
- Хтонические существа
- Мифология перекрестка
- Божества в «Энеиде»
- Деяния Гермеса
- Богини-собаки
- Домашние и очаговые божества
- Греческие мифологические ведьмы
- Греческий преступный мир
- Греческие богини-девственницы
- Домашние божества
- Куротрофои
- Лиминальные богини
- Лунные богини
- Волшебные богини
- Метаморфозы персонажей
- Ночные богини
- Психопомпы
- Похищение Персефоны
- Змеиные богини
- Титаны (мифология)
- Тройные богини
- Богини подземного мира
- Викка
- Колдовство в фольклоре и мифологии
- Женщины Аполлона
- Женщины Гермеса
- Светлые богини
- Легендарные существа со лишними частями тела