Поликлет

Поликлета Дорифор , ранний образец классической контрапосты . Римская мраморная копия в Национальном археологическом музее, Неаполь.

Поликлет ( древнегреческий : Πολύκλειτος ) был древнегреческим скульптором , работавшим в V веке до нашей эры. Наряду с афинскими скульпторами Фидием , Мироном и Праксителем , он считается одним из самых важных скульпторов классической античности . [1] Каталог IV века до нашей эры, приписываемый Ксенократу («Ксенократический каталог»), который был путеводителем Плиния в вопросах искусства, поставил его между Фидием и Мироном . [2] Он особенно известен своим утраченным трактатом « Канон Поликлета» ( канон пропорций тела ), в котором изложены его математические основы идеализированной формы мужского тела .

Известно, что ни одна из его оригинальных скульптур не сохранилась, но многие мраморные произведения, в основном римские, считаются более поздними копиями.

Имя [ править ]

Поликлет Диадумен в римской мраморной копии, Национальный археологический музей Афин.

Его греческое имя было традиционно латинизированным Поликлетом , но также транслитерируется Поликлетом ( древнегреческий : Πολύκλειτος , классический греческий язык). Греческое произношение: [polýkleːtos] , «много известный») и, из-за иотацизма при переходе от древнегреческого языка к новогреческому, Polyklitos или Polyclitus . Его зовут Сикионий (букв. «Сикионец», обычно переводится как «Сикионец»). [3] латинскими авторами, включая Плиния Старшего и Цицерона , и Ἀργεῖος (букв. «Аргивянин», перевод «Аргос») другими, такими как Платон и Павсаний . Его иногда называют Старшим, в тех случаях, когда необходимо отличить его от сына , который считается крупным архитектором, но второстепенным скульптором.

Молодость обучение и

Как отмечалось выше, некоторые авторы, писавшие на латыни, называют Поликлета «Сикионцем», и которые, по мнению современных ученых, полагаются на ошибку Плиния Старшего, объединяющего другого, более мелкого скульптора из Сикиона , ученика Фидия, с Поликлетом. из Аргоса. Павсаний непреклонен в том, что это были разные люди и что Поликлет был родом из Аргоса, в котором он, должно быть, получил свое раннее обучение. [а] и современник Фидия (возможно, также преподававший Агеладасом ).

Работает [ править ]

Таунли Марблс Дискофор , Британский музей

Фигура амазонки Поликлета для Эфеса вызывала восхищение, а его колоссальная из золота и слоновой кости статуя Геры , стоявшая в ее храме — Герайон Аргосский — выгодно сравнивалась с олимпийским Зевсом работы Фидия. Он также создал знаменитую бронзовую обнаженную мужскую фигуру, известную как Дорифор («Копьеносец»), которая сохранилась в виде многочисленных римских мраморных копий. Другими скульптурами, приписываемыми Поликлету, являются Дискофор Дисконосец »), Диадумен («Юноша, завязывающий повязку»). [4] и Гермес , по словам Плиния, когда-то находился в Лисимахии (Фракия) . Поликлета «Астрагализонт» («Мальчики, играющие в костяшки пальцев») был востребован императором Титом и установлен на почетном месте в его атриуме . [5] Плиний также упоминает, что Поликлет был одним из пяти крупнейших скульпторов, которые в пятом веке до нашей эры соревновались в создании раненой амазонки для храма Артемиды; мраморные копии, связанные с соревнованием, сохранились. [6]

Диадумен [ править ]

Статуя Диадумена , также известного как Юноша, завязывающий повязку, — одна из скульптур Поликлета, известная по множеству копий. Жест мальчика, завязывающего повязку на голову, символизирует победу, возможно, в спортивном соревновании. «Это римская копия первого века нашей эры с греческого бронзового оригинала, датированного примерно 430 годом до нашей эры». [4] Поликлет значительно изменил очертания своих мышц, чтобы показать, что он спортсмен. «Грудная клетка и таз Diadoumenos наклонены в противоположных направлениях, создавая ритмические контрасты в туловище, которые создают впечатление органической жизненной силы. Положение ног, балансирующих между стоянием и ходьбой, создает ощущение потенциального движения. Эта строго рассчитанная поза которая встречается почти во всех произведениях, приписываемых Поликлету, стала стандартной формулой, используемой в греко-римском, а затем и в западноевропейском искусстве». [4]

Дорифор [ править ]

Другая статуя, созданная Поликлетом, — Дорифор , также называемый Копьеносцем . Это типичная греческая скульптура, изображающая красоту мужского тела. «Поликлет стремился уловить идеальные пропорции человеческой фигуры в своих статуях и разработал набор эстетических принципов, управляющих этими пропорциями, который был известен как Канон или «Правило». [7] Он создал систему, основанную на математических соотношениях. «Хотя мы не знаем точных деталей формулы Поликлета, конечный результат, проявленный в Дорифоре, был совершенным выражением того, что греки называли симметрией . [7] На этой скульптуре изображена поза контрапоста ; тело больше всего опирается на правую ногу. У Дорифора идеализированное тело, в нем меньше натурализма. В его левой руке когда-то было копье, но с тех пор оно потерялось. Поза тела показывает, что он воин и герой. [4] [7] Действительно, некоторые зашли так далеко, что предположили, что изображенная фигура была Ахиллом, направлявшимся на Троянскую войну, поскольку аналогичное изображение Ахилла со щитом можно увидеть на вазе, написанной художником Ахиллом примерно в то же время. [8]

Стиль [ править ]

Аполлон «мантуанского типа», мраморная римская копия с греческого оригинала V века до нашей эры, приписываемого Поликлету, Лувр.

Поликлет вместе с Фидием создали классический греческий стиль. Хотя ни одна из его оригинальных работ не сохранилась, литературные источники, идентифицирующие римские мраморные копии его работ, позволяют провести реконструкцию. Контрапосто , поза, которая визуализирует смещение баланса тела при переносе веса на одну ногу, стала источником его известности.

Изысканные детали моделей Поликлета для литья, выполненных из глины, раскрываются в знаменитом замечании, повторенном в « , Плутарха Моралии» о том, что «работа тяжелее всего, когда глина находится под ногтем». [9]

Канон Поликлета и «симметрия» [ править ]

Поликлет сознательно создал новый подход к скульптуре, написав трактат ( художественный канон (от древнегреческого Κανών ( Kanṓn )) «мерная рейка, эталон») и создав обнаженную мужскую фигуру, иллюстрирующую его теорию математической основы идеальных пропорций. Хотя его теоретические трактат потерян для истории, [10] его цитируют: «Совершенство... достигается постепенно ( пара микрон ) через множество чисел». [11] Под этим он имел в виду, что статуя должна состоять из четко определяемых частей, связанных друг с другом посредством системы идеальных математических пропорций и баланса. Хотя его каноником, вероятно, был Дорифор , оригинальная бронзовая статуя не сохранилась, но существуют более поздние мраморные копии.

Ссылки на Канон других древних авторов подразумевают, что его основной принцип выражался греческими словами symmetria , гиппократовским принципом изономии («равновесия») и ритмосом . Гален Поликлета писал, что Канон «получил свое название потому, что имел точную соизмеримость ( симметрию ) всех частей друг с другом». [12] Он также писал, что Канон определяет красоту «в пропорциях не элементов, а частей, то есть пальца к пальцу, всех пальцев к ладони и запястью, а их к кисти». предплечья, и от предплечья к плечу, и от всех остальных частей друг к другу». [13]

Историк искусства Кеннет Кларк заметил, что «общей целью [Поклетита] была ясность, баланс и полнота; его единственным средством общения было обнаженное тело спортсмена, стоящее между движением и покоем». [14]

реконструкция Предполагаемая

Иллюстрация фаланг человеческой руки

Несмотря на многочисленные успехи современных учёных в направлении более ясного понимания теоретической основы Канона Поликлета, результаты этих исследований показывают отсутствие какого-либо общего согласия относительно практического применения этого канона в произведениях искусства. Наблюдение Риса Карпентера по этому поводу остается в силе: [15] «Тем не менее, одним из курьезов нашей археологической науки следует считать тот факт, что никому до сих пор не удалось извлечь рецепт письменного канона из его видимого воплощения и собрать соизмеримые числа, которые, как мы знаем, он включает в себя».

- Ричард Тобин, Канон Поликлета , 1975. [16]

В статье 1975 года историк искусства Ричард Тобин [б] предположил, что более ранняя работа по реконструкции Канона потерпела неудачу, потому что предыдущие исследователи сделали ошибочное предположение о том, что в основе лежат линейные отношения, а не пропорции площади . [16] Он предположил, что Канон начинается от длины крайней части (« дистальной фаланги ») мизинца. Длина диагонали квадрата с этой стороной (математически 2 , около 1,4142) дает длину средней фаланги. Повторение процесса дает длину проксимальной фаланги; повторив это снова, вы получите длину пястной кости плюс костей запястья – расстояние от сустава до головки локтевой кости . Далее, квадрат стороны, равный длине руки от мизинца до запястья, дает диагональ, равную длине предплечья. Этот процесс «диагонали квадрата» дает относительные соотношения многих других ключевых эталонных расстояний в мужском организме человека. [18] Этот процесс не требовал бы измерения квадратных корней : художник мог бы взять длинный шнур и завязать узлы на расстоянии друг от друга на расстоянии, равном диагонали квадрата, нарисованного на предыдущей длине. [19] На самом теле процесс повторяется, но геометрическая прогрессия берется и повторяется от макушки головы (а не аддитивно, как на руке/кисти): голова от макушки до подбородка имеет тот же размер, что и передняя часть тела. рука; длина от макушки до ключицы равна длине плеча; диагональ на этом квадрате дает расстояние от макушки до линии сосков. [20] Тобин подтвердил свои расчеты, сравнив свою теоретическую модель с римской копией Дорифора, хранящейся в Национальном археологическом музее Неаполя . [21]

Подписчики [ править ]

Поликлет и Фидий были одними из первых поколений греческих скульпторов, привлекших школы последователей . Школа Поликлета просуществовала как минимум три поколения, но, похоже, наибольшую активность она проявляла в конце 4-го и начале 3-го веков до нашей эры. Римские писатели Плиний и Павсаний отметили имена около двадцати скульпторов школы Поликлета, определяемые их приверженностью его принципам баланса и определенности. Скопас и Лисипп — одни из самых известных преемников Поликлета.

Сын Поликлета, Поликлет Младший , работал в IV веке до нашей эры. Хотя сын также был скульптором спортсменов, наибольшую известность он завоевал как архитектор. Он спроектировал большой театр в Эпидавре .

Галерея [ править ]

Примечания [ править ]

  1. ^ То, что «школа Аргоса» существовала в пятом веке, Джеффри М. Хервит, «Дорифор: взгляд назад», в Уоррене Г. Муне, изд., преуменьшает как «маргинальную». Поликлет, Дорифор и традиция , 1995:3-18.
  2. ^ Ричард Тобин имеет докторскую степень по истории искусств в колледже Брин-Мор . С апреля 2016 года — директор Харвудского музея искусств Университета Нью-Мексико . [17]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Блумберг, Наоми. «Поликлит» . Британская энциклопедия . Проверено 25 июня 2023 г.
  2. ^ Эндрю Стюарт (1990). «Поликлит Аргосский» . Сто греческих скульпторов: их карьера и дошедшие до нас работы . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета.
  3. ^ Плиний Старший Естественные истории 34.19.23
  4. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д «Статуя Диадумена (юноша, обвязывающего голову лентой)» . Хайльбрунн. Хронология истории искусств . Метрополитен-музей . Проверено 24 июня 2015 г.
  5. ^ Плиний Старший , Naturalis Historia
  6. ^ «Статуя раненой амазонки» . Хайльбрунн. Хронология истории искусств . Метрополитен-музей . Проверено 24 июня 2015 г.
  7. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «Искусство: Дорифор (Канон)» . Искусство сквозь время: глобальный взгляд. Анненбергский ученик . Проверено 27 сентября 2015 г.
  8. ^ «Греческие вазы 800–300 гг. до н.э.: ключевые предметы» . www.beazley.ox.ac.uk . Проверено 20 мая 2021 г.
  9. ^ Плутарх, Квест. конв. II 3, 2, 636 г. до н.э. , цитируется по Стюарту.
  10. ^ «Искусство: Дорифор (Канон)» . Искусство сквозь время: глобальный взгляд. Анненбергский ученик . Проверено 15 сентября 2020 г. нам совершенно недвусмысленно говорят, что он связал каждую часть со всеми остальными частями и с целым и использовал для этого математическую формулу. Что это была за формула, остается только предполагать.
  11. ^ Филон, Механикус , цитируется у Стюарта.
  12. ^ Гален , Де Темпераментис .
  13. ^ Де ла Круа, Хорст; Тэнси, Ричард Г.; Киркпатрик, Дайан (1991). Искусство Гарднера сквозь века (9-е изд.). Томсон/Уодсворт. п. 163 . ISBN  0-15-503769-2 .
  14. ^ Кларк 1956:63.
  15. ^ Рис Карпентер (1960). Греческая скульптура: критический обзор . Чикаго: Издательство Чикагского университета. п. 100. цитируется по Тобину (1975) , с. 307
  16. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Тобин (1975) , с. 307.
  17. ^ «Тобин назначен директором Харвудского художественного музея UNM» (пресс-релиз). 22 апреля 2016 года . Проверено 2 октября 2020 г. .
  18. ^ Тобин (1975) , с. 309.
  19. ^ Тобин (1975) , с. 310.
  20. ^ Тобин (1975) , с. 313.
  21. ^ Тобин (1975) , с. 315.

Источники [ править ]

Внешние ссылки [ править ]

СМИ, связанные с Поликлетом, на Викискладе?