Jump to content

Фидий

(Перенаправлено с Фидия )
Фидий показывает фриз Парфенона сэр своим друзьям (1868 г.), Лоуренс Альма-Тадема

Фидий или Фидий ( / ˈ f ɪ d i ə s / ; древнегреческий : Φειδίας , Фидий ; ок. 480 – ок. 430 до н. э. ) был древнегреческим скульптором , художником и архитектором, действовавшим в 5 веке до нашей эры. Его статуя Зевса в Олимпии была одним из семи чудес древнего мира . Фидий также спроектировал статуи богини Афины на афинском Акрополе , а именно Афину Парфенос внутри Парфенона и Афину Промахос , колоссальную бронзу, стоявшую между ним и Пропилеями . [1] монументальные ворота, служившие входом в Акрополь в Афинах. Фидий был сыном Хармида Афинского. [2] Древние считали, что его мастером был Гегиас. [3] и Агеладас . [4] [ нужен лучший источник ]

Плутарх обсуждает дружбу Фидия с греческим государственным деятелем Периклом , записывая, что враги Перикла пытались напасть на него через Фидия, которого обвиняли в краже золота, предназначенного для статуи Афины в Парфеноне, и в нечестивом изображении себя и Перикла на щите статуи. . Историческая ценность этого рассказа, как и легенды об обвинениях в адрес «круга Перикла», спорна, но Аристофан упоминает случай с Фидием примерно в то время. [ нужна ссылка ]

Фидия часто называют главным вдохновителем классической греческой скульптуры. Сегодня большинство критиков и историков считают его одним из величайших древнегреческих скульпторов. [5] [6]

На этой картине художника Поля Делароша Фидий изображен восседающим на троне справа.

Жизнь и работа

[ редактировать ]
, Афина Варвакион статуя Афины Парфенос римской эпохи, которая считается наиболее точной копией хризоэлефантиновой статуи, созданной Фидием и его помощниками, выставленной в Национальном археологическом музее в Афинах.

О жизни Фидия мало что известно, кроме его произведений. Хотя оригинальных произведений, которые можно было бы с уверенностью приписать ему, не существует, известно, что существуют многочисленные римские копии разной степени точности.

Самыми ранними произведениями Фидия были посвящения в память Марафона , посвященные победе греков. Его первым заказом была группа национальных героев с Мильтиадом в качестве центральной фигуры. В Дельфах он создал большую группу из бронзы, включающую фигуры греческих богов Аполлона и Афины , нескольких аттических героев и полководца Мильтиада Младшего . На Афинском Акрополе Фидий построил колоссальную бронзовую статую Афины, Афину Промахос , которая была видна далеко в море. Афина была богиней мудрости и воинов и защитницей Афин. В Пеллене в Ахее и в Платеях Фидий сделал две другие статуи Афины, а также статую богини Афродиты из слоновой кости и золота для народа Элиды.

В древности Фидий прославился своими статуями из бронзы и хризоэлефантиновыми произведениями (статуи из золота и слоновой кости). В « Большом Гиппии» Платон утверждает, что Фидий редко, если вообще когда-либо, выполнял работы из мрамора, в отличие от многих скульпторов своего времени. Плутарх пишет, что он руководил великими работами, заказанными греческим государственным деятелем Периклом на Акрополе . [7] Античные критики очень высоко оценивают заслуги Фидия. Они особенно хвалят этос или постоянный моральный уровень его произведений по сравнению с работами более поздней так называемой «патетической» школы. И Павсаний , и Плутарх упоминают его произведения, изображающие воинственную Афину Арейю . Деметрий называет свои статуи возвышенными и в то же время точными. [ нужна ссылка ]

В 447 г. до н. э. Перикл заказал у Фидия несколько скульптур для Афин, чтобы отпраздновать победу греков над персами в битве при Марафоне во время греко-персидских войн (490 г. до н. э.). Перикл использовал часть денег Делосского морского союза . [8] восстановить и украсить Афины, чтобы отпраздновать эту победу. Надписи доказывают, что мраморные блоки, предназначенные для фронтонных статуй Парфенона , не были привезены в Афины до 434 г.   до н.э. [ нужна ссылка ] Поэтому возможно, что большая часть скульптурного оформления Парфенона была работой мастерской Фидия, в которую входили ученики Фидия, такие как Алкамен и Агоракрит . [ нужна ссылка ]

По мнению Павсания (1.28.2), оригинальная бронзовая Афина Лемния была создана Фидием ( ок. 450–440   до н. э.) для афинян, живших на Лемносе . Он назвал ее «лучшей из всех работ Фидия, которую стоит увидеть». Адольф Фуртвенглер предположил, что нашел копию Афины Лемнии в статуе, голова которой находится в Болонье , а тело — в Дрездене . V века   В Афинах были найдены торсы Афины до нашей эры. Торс Афины в Школе изящных искусств в Париже, потерявший голову, дает некоторое представление о том, как могла выглядеть оригинальная статуя. [ нужна ссылка ]

Реконструкция статуи Зевса Фидия в Олимпии на гравюре Филиппа Галле 1572 года по рисунку Маартена ван Хемскерка .

Для древних греков два произведения Фидия далеко затмили все остальные: колоссальная хризоэлефантиновая статуя Зевса ( ок. 432   г. до н. э.), воздвигнутая в храме Зевса в Олимпии , и Афина Парфенос (букв. «Афина-Дева»). ), скульптура богини-девственницы Афины, находившаяся в Парфеноне в Афинах. Обе скульптуры относятся примерно к середине V века до нашей эры. Создан ряд реплик и произведений, вдохновленных им, как древних, так и современных. По завершении « Афины Парфенос » Фидия обвинили в растрате. [9] В частности, его обвинили в том, что он недосчитался количества золота, которое должно было быть использовано для изготовления статуи, и оставил лишнее себе. Похоже, что обвинение было политически мотивированным – результатом его дружбы с Периклом, у которого было много врагов в Афинах. [10]

Фидий якобы взвесил золотую мантию Афины Парфенос , чтобы доказать свою невиновность, но затем был обвинен в нечестивом изображении себя и Перикла на щите статуи, что, по-видимому, было правдой. [11]

Плутарх сообщает, что Фидий был заключен в тюрьму и умер в тюрьме. [12] [а]

Аристофана В пьесе « Мир » ( ок. 421 г. до н. э. ) упоминается досадный инцидент с участием Фидия, но контекста при этом мало. [14]

Согласно Филохору , цитируемому схолиастом об Аристофане, Фидий был казнен элейцами после того, как он завершил для них статую Зевса в Олимпии. [15] [16] С конца V века до нашей эры на монетах Элиды встречаются уменьшенные копии статуи Зевса, которые дают общее представление о позе и характере головы. Бог восседал на троне, каждая часть которого использовалась для скульптурного оформления. Его тело было из слоновой кости, а одежда — из золота. Голова у него была несколько архаичного типа; бюст Зевса, найденный в Отриколи , который раньше считался копией головы олимпийской статуи, по стилю, безусловно, более чем на столетие позже. [ нужна ссылка ]

Мастерская Фидия в Олимпии (2005 г.)

Археологическое открытие

[ редактировать ]

Значительный прогресс в познании методологии работы Фидия произошел в 1954–58 годах после раскопок мастерской в ​​Олимпии, где он создал Статую Зевса. Инструменты, терракотовые формы и чаша с надписью на дне «Φειδίου εἰμί» (Pheidiou eimí) – «Я принадлежу Фидию»; буквально: «Я Фидий», были найдены здесь, как раз там, где, по словам Павсания, была построена статуя. [17] [18] [19] Это открытие позволило археологам воссоздать методы изготовления статуи и подтвердить ее дату. [ нужна ссылка ]

Наследие

[ редактировать ]

К 1910 году математик Марк Барр начал использовать греческую букву Фи ( φ ) как символ золотого сечения после Фидия. [20] [21] Однако позже Барр писал, что, по его мнению, маловероятно, чтобы Фидий действительно использовал золотое сечение. [22]

См. также

[ редактировать ]

Сноски

  1. По словам Плутарха, Фидий стал объектом нападок со стороны политических врагов Перикла. Говорят, что его работник Менон был, по крайней мере частично, ответственен за его падение: Плутарх утверждает, что Менон сидел на рыночной площади, прося защиты в обмен на выдвижение обвинений против Фидия. Впоследствии государство обеспечило ему безопасность и освободило его от общественных обязанностей. Соответственно, Фидий был заключен в тюрьму и умер в тюрьме в Афинах. [13]

Цитаты

  1. ^ Бирте Лундгрин, «Методологическое исследование: Великая бронзовая Афина Фидия» Журнал эллинистических исследований
  2. Не Хармиды , участвовавшие в тирании в Афинах.
  3. ^ Не путать с Гегием, философом-неоплатоником.
  4. ^ «Агеладас | Греческий скульптор» . Британская энциклопедия . Проверено 24 февраля 2019 г.
  5. ^ «Фидий» . Архивировано из оригинала 16 октября 2008 г. Проверено 27 июля 2008 г.
  6. ^ Каннингем, Лоуренс С.; Райх, Джон Дж.; Фихнер-Ратус, Лоис (2016). Культура и ценности: обзор гуманитарных наук, том I. Cengage Обучение. п. 88. ИСБН  1337514942 .
  7. ^ Спайви, Найджел (1996). Понимание греческой скульптуры: древние значения, современные прочтения . Нью-Йорк: Темза и Гудзон. стр. 154 . ISBN  0500278768 . OCLC   36645523 .
  8. Делосская команда представляла собой объединение примерно 150 греческих городов-государств под руководством Афин, целью которых было продолжение борьбы с Персидской империей.
  9. ^ Плутарх. Жизнь Перикла , с. 31.
  10. ^ Клейтон, Питер А; Прайс, Мартин (2013). Семь чудес древнего мира . Рутледж. стр. 62–63. ISBN  978-1-136-74810-3 .
  11. ^ Саломон, Мэрилин Дж. (1974). Великие города мира 3: Следующая остановка... Афины . Симфонет Пресс. п. 105.
  12. ^ Спайви, Найджел (1996). Понимание греческой скульптуры: древние значения, современные прочтения . Нью-Йорк: Темза и Гудзон. стр. 153-54 . ISBN  0500278768 . OCLC   36645523 .
  13. ^ Плутарх, Жизнь Перикла , 31.
  14. ^ Филоник, Якуб (2013). «Афинские суды о нечестии: переоценка» . Дике . 16 (16): 26–33. дои : 10.13130/1128-8221/4290 .
  15. ^ Чисхолм, Хью , изд. (1911). «Фидий» . Британская энциклопедия (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета.
  16. ^ Спайви, Найджел (1996). Понимание греческой скульптуры: древние значения, современные прочтения . Нью-Йорк: Темза и Гудзон. п. 158 . ISBN  0500278768 . OCLC   36645523 .
  17. ^ «Фидий», Оксфордский художественный словарь, e-Notes.com
  18. ^ К. Крис Херст, « Пешеходная экскурсия по Олимпии, Греция », about.com
  19. ^ « Олимпия, мастерская Фидия », Каталог зданий Персея, about.com
  20. ^ Посаментье, Альфред С .; Леманн, Ингмар (2011). Славное золотое сечение . Книги Прометея . п. 285. ИСБН  9-781-61614-424-1 .
  21. ^ Кук, Теодор Андреа (1914). Кривые жизни . Лондон: Констебль и Компания Лтд., с. 420 .
  22. ^ Барр, Марк (1929). «Параметры красоты». Архитектура (Нью-Йорк) . Том. 60. с. 325. Перепечатано: «Параметры красоты». Думать . Том. 10–11. Международная корпорация бизнес-машин. 1944 год.

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 69bcd0e0cb23145057a2d1647423de63__1714557360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/69/63/69bcd0e0cb23145057a2d1647423de63.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Phidias - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)