Фидий

Фидий или Фидий ( / ˈ f ɪ d i ə s / ; древнегреческий : Φειδίας , Фидий ; ок. 480 – ок. 430 до н. э. ) был древнегреческим скульптором , художником и архитектором, действовавшим в 5 веке до нашей эры. Его статуя Зевса в Олимпии была одним из семи чудес древнего мира . Фидий также спроектировал статуи богини Афины на афинском Акрополе , а именно Афину Парфенос внутри Парфенона и Афину Промахос , колоссальную бронзу, стоявшую между ним и Пропилеями . [1] монументальные ворота, служившие входом в Акрополь в Афинах. Фидий был сыном Хармида Афинского. [2] Древние считали, что его мастером был Гегиас. [3] и Агеладас . [4] [ нужен лучший источник ]
Плутарх обсуждает дружбу Фидия с греческим государственным деятелем Периклом , записывая, что враги Перикла пытались напасть на него через Фидия, которого обвиняли в краже золота, предназначенного для статуи Афины в Парфеноне, и в нечестивом изображении себя и Перикла на щите статуи. . Историческая ценность этого рассказа, как и легенды об обвинениях в адрес «круга Перикла», спорна, но Аристофан упоминает случай с Фидием примерно в то время. [ нужна ссылка ]
Фидия часто называют главным вдохновителем классической греческой скульптуры. Сегодня большинство критиков и историков считают его одним из величайших древнегреческих скульпторов. [5] [6]

Жизнь и работа
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( октябрь 2021 г. ) |

О жизни Фидия мало что известно, кроме его произведений. Хотя оригинальных произведений, которые можно было бы с уверенностью приписать ему, не существует, известно, что существуют многочисленные римские копии разной степени точности.
Самыми ранними произведениями Фидия были посвящения в память Марафона , посвященные победе греков. Его первым заказом была группа национальных героев с Мильтиадом в качестве центральной фигуры. В Дельфах он создал большую группу из бронзы, включающую фигуры греческих богов Аполлона и Афины , нескольких аттических героев и полководца Мильтиада Младшего . На Афинском Акрополе Фидий построил колоссальную бронзовую статую Афины, Афину Промахос , которая была видна далеко в море. Афина была богиней мудрости и воинов и защитницей Афин. В Пеллене в Ахее и в Платеях Фидий сделал две другие статуи Афины, а также статую богини Афродиты из слоновой кости и золота для народа Элиды.
В древности Фидий прославился своими статуями из бронзы и хризоэлефантиновыми произведениями (статуи из золота и слоновой кости). В « Большом Гиппии» Платон утверждает, что Фидий редко, если вообще когда-либо, выполнял работы из мрамора, в отличие от многих скульпторов своего времени. Плутарх пишет, что он руководил великими работами, заказанными греческим государственным деятелем Периклом на Акрополе . [7] Античные критики очень высоко оценивают заслуги Фидия. Они особенно хвалят этос или постоянный моральный уровень его произведений по сравнению с работами более поздней так называемой «патетической» школы. И Павсаний , и Плутарх упоминают его произведения, изображающие воинственную Афину Арейю . Деметрий называет свои статуи возвышенными и в то же время точными. [ нужна ссылка ]
В 447 г. до н. э. Перикл заказал у Фидия несколько скульптур для Афин, чтобы отпраздновать победу греков над персами в битве при Марафоне во время греко-персидских войн (490 г. до н. э.). Перикл использовал часть денег Делосского морского союза . [8] восстановить и украсить Афины, чтобы отпраздновать эту победу. Надписи доказывают, что мраморные блоки, предназначенные для фронтонных статуй Парфенона , не были привезены в Афины до 434 г. до н.э. [ нужна ссылка ] Поэтому возможно, что большая часть скульптурного оформления Парфенона была работой мастерской Фидия, в которую входили ученики Фидия, такие как Алкамен и Агоракрит . [ нужна ссылка ]
По мнению Павсания (1.28.2), оригинальная бронзовая Афина Лемния была создана Фидием ( ок. 450–440 до н. э.) для афинян, живших на Лемносе . Он назвал ее «лучшей из всех работ Фидия, которую стоит увидеть». Адольф Фуртвенглер предположил, что нашел копию Афины Лемнии в статуе, голова которой находится в Болонье , а тело — в Дрездене . V века В Афинах были найдены торсы Афины до нашей эры. Торс Афины в Школе изящных искусств в Париже, потерявший голову, дает некоторое представление о том, как могла выглядеть оригинальная статуя. [ нужна ссылка ]

Для древних греков два произведения Фидия далеко затмили все остальные: колоссальная хризоэлефантиновая статуя Зевса ( ок. 432 г. до н. э.), воздвигнутая в храме Зевса в Олимпии , и Афина Парфенос (букв. «Афина-Дева»). ), скульптура богини-девственницы Афины, находившаяся в Парфеноне в Афинах. Обе скульптуры относятся примерно к середине V века до нашей эры. Создан ряд реплик и произведений, вдохновленных им, как древних, так и современных. По завершении « Афины Парфенос » Фидия обвинили в растрате. [9] В частности, его обвинили в том, что он недосчитался количества золота, которое должно было быть использовано для изготовления статуи, и оставил лишнее себе. Похоже, что обвинение было политически мотивированным – результатом его дружбы с Периклом, у которого было много врагов в Афинах. [10]
Фидий якобы взвесил золотую мантию Афины Парфенос , чтобы доказать свою невиновность, но затем был обвинен в нечестивом изображении себя и Перикла на щите статуи, что, по-видимому, было правдой. [11]
Плутарх сообщает, что Фидий был заключен в тюрьму и умер в тюрьме. [12] [а]
Аристофана В пьесе « Мир » ( ок. 421 г. до н. э. ) упоминается досадный инцидент с участием Фидия, но контекста при этом мало. [14]
Согласно Филохору , цитируемому схолиастом об Аристофане, Фидий был казнен элейцами после того, как он завершил для них статую Зевса в Олимпии. [15] [16] С конца V века до нашей эры на монетах Элиды встречаются уменьшенные копии статуи Зевса, которые дают общее представление о позе и характере головы. Бог восседал на троне, каждая часть которого использовалась для скульптурного оформления. Его тело было из слоновой кости, а одежда — из золота. Голова у него была несколько архаичного типа; бюст Зевса, найденный в Отриколи , который раньше считался копией головы олимпийской статуи, по стилю, безусловно, более чем на столетие позже. [ нужна ссылка ]

Археологическое открытие
[ редактировать ]Значительный прогресс в познании методологии работы Фидия произошел в 1954–58 годах после раскопок мастерской в Олимпии, где он создал Статую Зевса. Инструменты, терракотовые формы и чаша с надписью на дне «Φειδίου εἰμί» (Pheidiou eimí) – «Я принадлежу Фидию»; буквально: «Я Фидий», были найдены здесь, как раз там, где, по словам Павсания, была построена статуя. [17] [18] [19] Это открытие позволило археологам воссоздать методы изготовления статуи и подтвердить ее дату. [ нужна ссылка ]
Наследие
[ редактировать ]К 1910 году математик Марк Барр начал использовать греческую букву Фи ( φ ) как символ золотого сечения после Фидия. [20] [21] Однако позже Барр писал, что, по его мнению, маловероятно, чтобы Фидий действительно использовал золотое сечение. [22]
- Фидий (кратер)
- 4753 Фидий — главного пояса астероид , названный в честь Фидия.
Галерея
[ редактировать ]- Голова Афродиты . Фидийский стиль
- Зевс в Олимпии , изображение на монете
- Реконструкция Афины Лемнии , Дрезден
- Голова Афины , римская копия
- Голова Аполлона из слоновой кости, возможно, вырезанная Фидием, украдена в 1995 году Пьетро Касасанта и репатриирована в Италию в 2003 году.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Сноски
- ↑ По словам Плутарха, Фидий стал объектом нападок со стороны политических врагов Перикла. Говорят, что его работник Менон был, по крайней мере частично, ответственен за его падение: Плутарх утверждает, что Менон сидел на рыночной площади, прося защиты в обмен на выдвижение обвинений против Фидия. Впоследствии государство обеспечило ему безопасность и освободило его от общественных обязанностей. Соответственно, Фидий был заключен в тюрьму и умер в тюрьме в Афинах. [13]
Цитаты
- ^ Бирте Лундгрин, «Методологическое исследование: Великая бронзовая Афина Фидия» Журнал эллинистических исследований
- ↑ Не Хармиды , участвовавшие в тирании в Афинах.
- ^ Не путать с Гегием, философом-неоплатоником.
- ^ «Агеладас | Греческий скульптор» . Британская энциклопедия . Проверено 24 февраля 2019 г.
- ^ «Фидий» . Архивировано из оригинала 16 октября 2008 г. Проверено 27 июля 2008 г.
- ^ Каннингем, Лоуренс С.; Райх, Джон Дж.; Фихнер-Ратус, Лоис (2016). Культура и ценности: обзор гуманитарных наук, том I. Cengage Обучение. п. 88. ИСБН 1337514942 .
- ^ Спайви, Найджел (1996). Понимание греческой скульптуры: древние значения, современные прочтения . Нью-Йорк: Темза и Гудзон. стр. 154 . ISBN 0500278768 . OCLC 36645523 .
- ↑ Делосская команда представляла собой объединение примерно 150 греческих городов-государств под руководством Афин, целью которых было продолжение борьбы с Персидской империей.
- ^ Плутарх. Жизнь Перикла , с. 31.
- ^ Клейтон, Питер А; Прайс, Мартин (2013). Семь чудес древнего мира . Рутледж. стр. 62–63. ISBN 978-1-136-74810-3 .
- ^ Саломон, Мэрилин Дж. (1974). Великие города мира 3: Следующая остановка... Афины . Симфонет Пресс. п. 105.
- ^ Спайви, Найджел (1996). Понимание греческой скульптуры: древние значения, современные прочтения . Нью-Йорк: Темза и Гудзон. стр. 153-54 . ISBN 0500278768 . OCLC 36645523 .
- ^ Плутарх, Жизнь Перикла , 31.
- ^ Филоник, Якуб (2013). «Афинские суды о нечестии: переоценка» . Дике . 16 (16): 26–33. дои : 10.13130/1128-8221/4290 .
- ^ Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета.
- ^ Спайви, Найджел (1996). Понимание греческой скульптуры: древние значения, современные прочтения . Нью-Йорк: Темза и Гудзон. п. 158 . ISBN 0500278768 . OCLC 36645523 .
- ^ «Фидий», Оксфордский художественный словарь, e-Notes.com
- ^ К. Крис Херст, « Пешеходная экскурсия по Олимпии, Греция », about.com
- ^ « Олимпия, мастерская Фидия », Каталог зданий Персея, about.com
- ^ Посаментье, Альфред С .; Леманн, Ингмар (2011). Славное золотое сечение . Книги Прометея . п. 285. ИСБН 9-781-61614-424-1 .
- ^ Кук, Теодор Андреа (1914). Кривые жизни . Лондон: Констебль и Компания Лтд., с. 420 .
- ^ Барр, Марк (1929). «Параметры красоты». Архитектура (Нью-Йорк) . Том. 60. с. 325. Перепечатано: «Параметры красоты». Думать . Том. 10–11. Международная корпорация бизнес-машин. 1944 год.
Источники
[ редактировать ]- свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Фидий ». Британская энциклопедия . Том. 21 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
- Эндрю Стюарт, Сто греческих скульпторов: их карьера и дошедшие до нас работы, Стюарта Часть III греческой скульптуры ( издательство Йельского университета ).
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Фидием, на Викискладе?
- Фидий как имя в США