Церковь Панагии Атениотиссы
Церковь Афинской Богоматери или Панагии Афиниотиссы ( греч . Παναγία η Αθηνιώτισσα , букв. « Панагия Афинянка») [1] была греческой православной базиликой, переделанной из руин Парфенона где -то в VI веке нашей эры. Во время франкской оккупации Афин церковь стала католическим архиепископским собором Богоматери согласно папской булле в 1206 году. [2] Он оставался под латинской литургией до отъезда последнего флорентийского герцога Афинского в 1458 году, когда ненадолго вернулся к православному исповеданию. Через некоторое время после османского завоевания в 1460 году Парфенон был превращен в мечеть . [3]
История
[ редактировать ]Конец языческого поклонения в Парфеноне невозможно точно датировать. Указ Феодосия II [4] (438) относительно преобразования языческих храмов и указ Юстиниана (529), закрывающий классические философские школы, создали контекст, из которого можно сделать вывод, что язычество прекратилось в V веке нашей эры. Последнее освящение Парфенона многобожником датировано 375 годом. [5] а последние Панафинейские игры состоялись в 391 или 395 году. [6] Ф. В. Дайхманн показал, что преобразование в церковь должно было произойти до 578–582 годов из-за присутствия христианских гробниц с датируемыми нумизматическими свидетельствами на южной стороне Парфенона. [7] [8] В позднеримский период здание пострадало от разрушительного пожара, в результате которого первоначальная крыша была разрушена; Затем его отремонтировали таким образом, что только наос был перекрыт, а периферийная колоннада осталась открытой небу. Это было строение, которое было превращено в церковь.
Преобразование приняло форму превращения наоса в неф базилики, а опистодома в притвор . Вход в это пространство осуществлялся с запада, где межколонные пространства пронаоса были отгорожены невысокой стеной, образующей единственный дверной проем. Две двери были созданы в опистодомосе, на северной и южной стенах наоса, наряду с существующей дверью, образующей в общей сложности три внешних входа. отгороженный баптистерий В притворе также был сделан . Стена, отделявшая опистодомос от наоса, была пробита, чтобы образовать дополнительные внутренние дверные проемы. Неф вел к полукруглой апсиде, образованной от обнесенного стеной восточного пронаоса к храму. Помимо архитектурных изменений, на Парфеноне сохранилось около 232 граффити христианского периода, 60 из которых датированы, что предоставило ценную информацию о христианском богослужении того времени. [9]
В процессе переоборудования скульптуре классического храма был нанесен значительный ущерб. Это включало вырезание частей фриза, чтобы сделать окна фонаря в нефе и создать апсиду. Кроме того, очевидно, что были предприняты согласованные усилия по испорчению многих фигур. Особенно пострадали метопы , хотя почему некоторые из них подверглись вандализму, а другие ушли, остается предметом предположений. Роденвальт утверждал, что те, кого пощадили (например, N32), были сделаны так потому, что была применена интерпретация christiana , когда мифологические сцены были переосмыслены. [10] Последующие исследования поставили под сомнение выводы Роденвальта. [11] Когда и кем был совершен вандализм, тем не менее остается открытым вопросом. [12]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Хотя он и известен как таковой, вероятно, первоначально он был посвящен Святой Софии, Святой Мудрости Божией». Алексопулос 2015, стр.159 №1.
- ^ Турникиотис, 2009, стр.148.
- ^ Турникиотис, 2009, стр.150. Возможно, где-то в период 1466–1470 годов, Николас Г. Николоудис, Превращение Парфенона в мечеть, Пост Август 1 (2017).
- ^ Кодекс Феодосиана XVI, 10, 25.
- ^ А. Михаэлис, Парфенон (Лейпциг, 1871 г.), стр.45.
- ^ Р. Оустерхаут, Бесрайд на самой вершине небес: Парфенон после античности, в Нилсе (ред.) Парфенон: от древности до наших дней, 2005, стр. 293-329
- ^ Ф. В. Дайхманн, Базилика в Парфеноне, AM 63/64, 1938/39, стр.137.
- ^ Сирил Манго цитирует пророчество, о котором сообщается в рукописи Тюбингенской теософии , как свидетельство обращения в пятом веке. К. Манго, Преобразование Парфенона в церковь: Тюбингенская теософия , стр. 4, 18, 95, стр. 201-203. См. также Калделлис, 2009, стр. 100–1. 47-53
- ^ Турникиотис, 2009, с. 148. См. также Калделлис, 2009, стр. 75 и далее.
- ^ Г. Роденвальдт, Христианская интерпретация, AA, 1933, 402–406.
- ^ Дж. Поллини, 2007. Б. Андерсон, 2017.
- ^ Калделлис, 2009, стр. 40-47.
Библиография
[ редактировать ]- Андерсон, Бенджамин (2017). «Осквернение метопов Парфенона» . Греческие, римские и византийские исследования . 57 : 248–260.
- Поллини, Джон (2007). «Христианское осквернение и увечье Парфенона». Объявления Афинского отделения Немецкого археологического института . 122 :207-228.
- Калделлис, Энтони (2009). Христианский Парфенон: классицизм и паломничество в византийских Афинах . Кембридж.
- Алексопулос, Стефанос (2015). «Когда говорит колонна, Литургия христианского Парфенона». Документы Думбартон-Окса . 69 : 159–178. JSTOR 26497713 .
- Турникиотис, Панайотис, изд. (2009). Парфенон и его влияние в наше время . Абрамс. ISBN 9780810963146 .
- Церкви VI века
- Здания и сооружения, снесенные в 15 веке.
- Преобразование нехристианских религиозных зданий и сооружений в церкви
- Парфенон
- Афинское герцогство
- Здания восточно-православной церкви в Афинах
- Византийские церковные здания в Афинах
- Мечети, преобразованные из церквей в Османской Греции
- Заведения VI века в Византийской империи
- Бывшие церкви в Греции