Афина Промахос
Афина Промахос ( Ἀθηνᾶ Πρόμαχος , «Афина, сражающаяся на передовой») — колоссальная бронзовая статуя Афины работы Фидия , стоявшая между Пропилеями. [1] и Парфенон на Акрополе Афинском . Афина была божеством-покровителем Афин, богиней мудрости и воинов. Фидий также изваял две другие фигуры Афины на Акрополе, огромное золото и слоновую кость (« хриселефантиновое ») культовое изображение Афины Парфенос в Парфеноне и Лемнийскую Афину .
Обозначение Афина Промахос не засвидетельствовано в дарственной надписи начала четвертого века нашей эры; [2] Павсаний (1.28.2) называл ее «великой бронзовой Афиной» на Акрополе.
История
[ редактировать ]« Афина Промахос» была одним из самых ранних записанных произведений Фидия и изначально была известной и знаменитой афинской достопримечательностью. [3] По словам греческого путешественника и географа Павсания , верхнюю часть шлема Афины, а также кончик ее копья могли видеть моряки и все, кто приближался к Афинам из Аттики , на Сунионе . [4] Первоначально он стоял между Эрехтейоном и Пропилеями . [1]
Построенная около 456 г. до н.э., Афина Промахос должна была увековечить память Марафонской битвы или Персидских войн, о чем, возможно, и говорится в посвященной надписи; в этой надписи также упоминается, что трофеи, завоеванные в Персидской войне , когда-то были помещены вокруг постамента статуи (Раубичек А.Е. и Горэм П. Стивенс). На строительство ушло около девяти лет. [3] По словам греческого византийского историка Никиты Хониата, высота Афины Промахос составляла около 30 футов (9,1 м). [3] Известно, что статуя должна была стать «благодарностью» после войны, но относительно того, какой войны, существует много разногласий. [3] Также было высказано предположение, что Афина Промахос могла быть культовой статуей. [1] Долгое время существовали предположения, существовала ли Афина Промахос вообще, однако теперь большинство ученых согласны с тем, что она существовала, поскольку есть доказательства на римских монетах, на которых она изображена. [5]
Сохранившиеся сведения о процессе создания скульптуры охватывают девять лет, но даты установить невозможно, поскольку имена должностных лиц отсутствуют. [6] Скульптура, возможно, увековечивала победу Кимона над персами при Эвримедонте в 467 году или мир Каллия примерно в 450 или 449 году. [7]
Сделанная полностью из бронзы, Афина Промахос в древние времена называлась одновременно «бронзовой Афиной» и «великой бронзовой Афиной». [3] Термин «Промахос», означающий «сражение перед» или «перед», изначально не использовался применительно к статуе; это прозвище появилось позже, особенно его использовал Зосим . [3]
Афина Промахос стояла с видом на свой город примерно 1000 лет, пока вскоре после 465 г. н.э. [8] когда скульптуру перевезли в Константинополь (столицу Восточной Римской империи ) в качестве трофея на « Овальном форуме », который стал последним бастионом и убежищем для многих сохранившихся греческих бронзовых скульптур, находящихся под защитой императорского двора Восточной империи. Никита Хониат задокументировал бунт, произошедший на Форуме Константина в Константинополе в 1203 году нашей эры, когда большая бронзовая статуя Афины была разрушена «пьяной толпой», которая, как теперь считается, была Афиной Промахос. [3]
Из сохранившихся моделей, которые, как считается, представляют этот тип, двумя выдающимися являются Афина Элгин , небольшая бронзовая статуэтка из Метрополитен-музея . [9] которая держит сову в протянутой руке (как среди некоторых типов монет) и Афины Медичи туловище в Лувре , [10] из которых имеется ряд реплик.
Иконография
[ редактировать ]первоначально были выполнены великим греческим художником Паррасием (художником) Эфесским Гравюры на щите, который держит Афина , . Хотя он их нарисовал, гравюры были физически выполнены гравером по имени Мыс. Гравюры были сделаны не во время изготовления статуи, а добавлены позже. [3] «Яма для литья» пятого века до нашей эры была найдена недалеко от южной стороны Акрополя, и считается, что статуя была изготовлена в соседней мастерской. [3]
Никита дает яркое описание Афины Парфенос:
Богиня носила одежду длиной до щиколотки, туго перепоясанную на талии, а поверх нее - эгиду с горгонейоном. Ее шея была обнажена. На голове у нее был шлем с гребнем из конского волоса, и было видно, как ее волосы выбивались из-под шлема на лоб. Сзади волосы были заплетены. Ее левая рука держала складки платья, а правая была вытянута на юг. [3]
Подобные изображения
[ редактировать ]- Афина Парфенос , еще одна утраченная колоссальная статуя, первоначально находившаяся внутри Парфенона . Создатель Фидий .
- Лемнианская Афина , классическая греческая статуя, также созданная Фидием.
- Варвакион Афина III века , римская копия Афины Парфенос .
Изображения монет
[ редактировать ]Самое первое конкретное архаичное монетное изображение Афины Промахос было изображено на монетах, выпущенных Александром Македонским в 326 году . [5] На одной стороне этой монеты изображен Геракл , а на другой — бог Зевс с Афиной на коленях, готовый сражаться с копьем в правой руке и щитом в левой. Примерно десять лет спустя Афина Промахос появляется на монетах, выпущенных Птолемеем в Александрии, прежде чем он принял титул царя около 315 г. до н.э. [5]
Аттические монеты второго и третьего веков нашей эры показывают единственные известные изображения Афины Промахос Фидия . На одной стороне изображение вида Акрополя с севера. Между Пропилеями и Эрехтейоном находится большая женская статуя Афины, обращенная на запад. Поскольку на этих изображениях статуя Афины Промахос находится именно в этом конкретном месте, нет никаких сомнений в ее существовании. [3]
Есть еще одна группа провинциальных римских монет, на которых изображен только бюст Афины. На этом изображении она носит коринфский шлем с «волной» волос на лбу. [3] Эти монеты датируются первой половиной второго века нашей эры — второй половиной третьего века нашей эры и считаются наиболее распространенными. Поскольку на монетах было обнаружено больше изображений Афины в коринфском шлеме, чем тех, на которых она изображена в аттическом шлеме, считается, что коринфский шлем был более популярным изображением. [3]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Гайфман, Милетт (1 апреля 2006 г.). «Статуя, культ и репродукция». История искусств . 29 (2): 258–279. дои : 10.1111/j.1467-8365.2006.00501.x . ISSN 1467-8365 .
- ^ Бирте Лундгрин, «Методологическое исследование: Великая бронзовая Афина Фидия» Журнал эллинистических исследований 117 (1997, стр. 190-197), стр. 198. Лундгрин полезно собирает литературу.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м «Афина Промахос». Вестник Института классических исследований . 56 . 2013.
- ^ Спайви, Найджел (2017). Классический мир: основы Запада и непреходящее наследие античности . Книги Пегаса.
- ^ Jump up to: а б с Хэвлок, Кристин Митчелл (1980). «Архаистическая Афина Промахос в ранних эллинистических чеканках». Американский журнал археологии . 84 (1): 41–50. дои : 10.2307/504393 . JSTOR 504393 . S2CID 192951085 .
- ^ Стюарт; Лундгрин 1997:191
- ^ Уолш 1981
- ^ Лундгрин 1997:190.
- ^ ММА согласно. нет. 50.11.1. Высота 0,149 м.
- ^ MA 3070. Высота 2,6 м.
Ссылки
[ редактировать ]- Джон Бордман и Дэвид Финн, Парфенон и его скульптура
- Дж. Дж. Поллитт, 2-е изд., 1990. Искусство Древней Греции: источники и документы (издательство Кембриджского университета)
- Дженифер Нилс, редактор, Парфенон: от древности до наших дней
- Храм Афины Ники в Акрополе : Библиография храма и Афины Промахос
- Р.Дж.Х.Дженкинс, 1947. «Бронзовая Афина в Византии», Журнал эллинистических исследований , 67, стр. 31–33.
- Рой Джордж, «Афина Промахос (Фидий)» : интерпретация документации римской монеты. Реконструкции урбанистического контекста.
- Дофидиевский тип Афины Промахос , вооруженной, шагающей вперед, с копьем наготове : вотивная бронза, ок. 480 г. до н.э. ( Археологический музей Афин )
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Афиной Промахос , на Викискладе?