Jump to content

Пропилеи (Афинский Акрополь)

Координаты : 37 ° 58'18,1 ″ с.ш. 23 ° 43'30,4 ″ в.д.  /  37,971694 ° с.ш. 23,725111 ° в.д.  / 37,971694; 23.725111
Пропилеи, восточный фасад

Пропилеи « ( греч . Προπύλαια ; букв. Ворота » ) — классический греческий дорический строительный комплекс, который служил монументальными церемониальными воротами в Афинский Акрополь . Построенный между 437 и 432 годами до нашей эры в рамках программы строительства Перикла , он был последним из серии ворот, построенных на цитадели. Его архитектором был Мнесикл , единственное известное ему здание. Судя по следам, оставленным на сохранившемся здании, план Пропилеи значительно менялся во время ее строительства и что в конечном итоге проект был заброшен в незавершенном состоянии.

Топографическая карта Пропилеев Г. Каверау, реконструкции выделены красным цветом. [1] Остатки Старого Пропилона обозначены номером 87, а его предполагаемое местонахождение — расположенной рядом пунктирной красной линией.

Подход к Акрополю определяется его географией. Единственный легко доступный путь на плато лежит между тем, что сейчас является бастионом храма Афины-Ники , и террасой памятника Агриппе . В микенские времена бастион (также называемый пиргосом или башней) был окружен циклопической стеной , и среди немногих микенских построек, сохранившихся в археологических записях, есть прочная стена на террасе бастиона, которая была частью системы укрепления Акрополя. [2] Эта стена, должно быть, заканчивалась у первых ворот, хотя мнения относительно реконструкции этого самого раннего входа расходятся. [3] В какой-то момент архаического периода тропу в скале заменил пандус; контрфорсовая стена на северной стороне существующей лестницы относится к этому периоду. [4] за этим последовала Вскоре после Марафона программа реконструкции Акрополя, включающая замену ворот парадным входом, обычно называемым Старым Пропилоном, и реконструкцию привокзальной площади перед ним. [5] В это время часть западной стены бронзового века , к югу от ворот, получила мраморную облицовку на западной стороне и интегрированное основание на северной стороне для перирантериона , или люстрального бассейна. Бундгаард идентифицировал несколько остатков этого пропилона и предположил, что между микенской стеной и архаической апсидальной структурой, известной как Здание Б, располагалась значительная сторожка. [6] Однако очевидно, что если архаичная сторожка не была разрушена во время нападения персов в 480 году , то ее наверняка должны были разобрать, чтобы облегчить строительные работы позднее в этом столетии. [7]

Предполагаемый первоначальный план Пропилеи выделен серым цветом, сохранившееся здание - черным.

Мнесикл был назначен архитектором нового пропилона в 438 году. [8] По следам, оставшимся при строительстве последнего здания, удалось реконструировать развитие планов здания во время его строительства. Греческие строители практиковали подготовку к склеиванию стен, бруса крыши и других элементов перед следующим этапом строительства. По гнезду для балки крыши и откосам стен на северном и южном флангах центрального зала можно увидеть, что первоначальный план предусматривал строительство гораздо большего здания, чем его окончательная форма. [9] Мнесикл спланировал сторожку, состоящую из пяти залов: центральный зал, который должен был стать путем процессии к Акрополю, два перпендикулярных боковых зала - к северу и югу от центрального зала - которые охватывали бы всю ширину западного конца плато. и еще два зала, выступающих на восток, которые находились под углом 90 градусов к залам с севера на юг. Из них были завершены только центральный зал, северо-восточный зал (Пинакотека) и усеченная версия юго-восточного зала. видно Кроме того, из приспособления стилобата , что к интерьеру центрального зала была добавлена ​​ступенчатая площадка, так что самый западный тимпан и крыша были подняты над остальной частью здания. Причины этих изменений стали причиной множества спекуляций. Они включают практические соображения относительно сайта, [10] религиозные возражения против перемещения прилегающих святынь, [11] и стоимость. [12] Какова бы ни была причина, ясно, что в 432 году проект был заброшен в незавершенном виде: остались подъемные выступы, а поверхность тесаных блоков осталась необработанной.

«Подъем боссов» [13] на Пропилеях

Изменения Пропилеев в классический период были незначительными. [14] наиболее значительным из них является строительство монументальной лестницы из пентелического мрамора, построенной во времена правления Клавдия , вероятно, в 42 году нашей эры, и организованной в виде прямого лестничного марша. [15] Сюда входила центральная наклонная плоскость, по которой можно было вести жертвенных животных, а также небольшая изогнутая лестница на бастионе Ники, которая вела к храму Афины-Ники. Этот проект курировал афинский Тиб. Клавдий Новий, [16] и предполагается, что это было имперское благодеяние, учитывая огромные расходы, которые, должно быть, были понесены. [17]

Постклассическая история Пропилеи показывает, что она возвращается к военной функции, начиная со строительства ворот Бёле. [18] в конце третьего века нашей эры, возможно, связано с восстановлением Афин в виде Постгеруловой стены . [19] Эти ворота, построенные из разобранных элементов хорагического памятника Никия, возможно, были ответом на вторжения герулов . [20] Где-то в ранневизантийский период южное крыло было превращено в часовню. Это преобразование должно было произойти не ранее конца шестого века, поскольку во всех других случаях превращения древних памятников в христианские церкви нет никаких свидетельств более раннего применения такого процесса. [21] Центральная часть Пропилеев была преобразована в церковь в десятом веке нашей эры, когда она была посвящена Таксиархам. Колоннада северо-восточного крыла также была обнесена стеной. В тот же период, а именно во время правления Юстиниана , была построена большая цистерна между северным крылом и центральным зданием Пропилеев. [22] В эпоху оккупации Де ла Роша комплекс был преобразован в укрепленную резиденцию, похожую по форме на замки крестоносцев Леванта , путем строительства стены Ризокастро , укрепления Клепсидры , удаления входа через ворота Бёле , строительства защитного ограждения перед ним. ворот к западу от юго-западного угла башни Ники (ныне единственный сохранившийся вход в Акрополь), а также строительство бастиона между бастионом Ники и постаментом Агриппы. [23] Пропилеи затем служили герцогским дворцом семье Аччайоли так называемая Франкская башня , в это время была построена . В главном здании центральный проход по-прежнему служил единственным способом входа во внутреннюю часть Акрополя. [ нужна ссылка ] . Почти наверняка пространства между дорическими и ионическими колоннами северной части западного зала были перекрыты, вероятно, невысокими стенами, ограничивающими пространство, которое служило бы прихожей для резиденции правителя в северном крыле.

При Туркократии Пропилеи служили одновременно пороховым погребом и артиллерийской установкой, в результате чего они получили значительные повреждения. [24] Только после эвакуации турецкого гарнизона можно было начать раскопки и реставрационные работы. С 1834 года средневековые и турецкие пристройки к Пропилеям были снесены. К 1875 году Франкская башня, построенная на южном крыле Пропилеев, была снесена, что положило конец расчистке территории от ее постклассических наростов. Второй крупный анастилоз со времени ранних работ Питтакиса и Рангависа был предпринят инженером Николаосом Баланосом в 1909-1917 годах. [25]

Архитектура и скульптура

[ редактировать ]
Интерьер Центрального зала

К Пропилеям можно добраться с запада через ворота Бёле, которые, как уже отмечалось, были позднеримским дополнением к укреплениям цитадели. За ним находится архаичный пандус, ведущий к зигзагообразному пандусу Мнесиклеана, который сохранился и сегодня. Сразу впереди U-образное строение центрального зала и восточных крыльев. Центральный зал представляет собой шестистильный дорический пронаос , центральная межколонна которого расположена на один триглиф и один метоп шире остальных. Этот центральный путь, ведущий на плато, проходит под двойным рядом ионических колонн, капители которых ориентированы с севера на юг и параллельны Парфенону в осевом направлении . Выступающие на запад крылья прикреплены к центральному залу посредством тристиля в антидорической колоннаде, масштаб которой составляет две трети размера центрального зала. Крепидома крыльев имеет каноническую трехступенчатую форму и выполнена из пентелийского мрамора, но последний ряд эвфинтерий внизу выполнен из контрастного синего элевсийского известняка. Ортостаты Оба крыла также были построены из темного элевсинского известняка, эта визуальная непрерывность сохранялась за счет ортостатов центрального зала и верхней ступени внутреннего лестничного марша, построенных из того же известняка. [26] Интерьер Центрального зала разделен стеной, в которой симметрично расположены пять дверных проемов; одноименные ворота. Потолки поддерживались мраморными балками (длиной около 6 м), а самые внутренние квадраты гробов ( использовались как дорические, так и ионические гробы) были украшены либо золотыми звездами на синем поле с ярко-зеленой каймой, либо расположением пальметт . [27] Крыши были покрыты черепицей из пентелийского мрамора. Здание имело некоторые оптические усовершенствования Парфенона: наклон внутрь и энтазис колонн, а также кривизну архитрава. [28] Однако стилобат не имел кривизны. Некоторые его части также имели пропорции Парфенона. Например, общее соотношение было 3:7, что очень похоже на соотношение 4:9, использованное для Парфенона. [29]

Пьедестал статуи Гигеи

В здании нет декоративной или архитектурной скульптуры; все метопы и фронтоны остались пустыми, акротерий не было . [30] Тем не менее, в окрестностях Пропилеев стояло несколько отдельно стоящих святынь и вотивов, которые стали ассоциироваться с ними хотя бы на основании их описания Павсания и их близости к зданию. В западной части находился Гермес Пропилей работы Алкамена , который стоял на северном конце входа. [31] рельеф Граций , Точно так же к югу от входа стоял сделанный Сократом (беотийским скульптором, работавшим около 450 г. до н. э.). На восточном участке за второй колонной с юга стояла бронзовая статуя Диотрефа, афинского полководца, погибшего в бою в Беотии во время Пелопоннесской войны . Статуя Афродиты, сделанная Каламисом и посвященная Каллием, стояла за второй колонной с севера. Леаина (архаичная бронзовая львица) стояла возле северной стены. Вотивная колонна с молодым петухом, вероятно, стояла вдоль южной стены. Небольшой храм, посвященный Афине Гигее, был воздвигнут против самой южной колонны восточного фасада вскоре после 430 г. до н.э. [32] Хотя мнения расходятся, эта последняя святыня могла быть воздвигнута в знак благодарности Афине за окончание великой чумы . [33]

Пинакотека

[ редактировать ]
Пинакотека (слева)

Павсаний сообщает, что внутренний отсек северо-восточного крыла использовался для выставления картин; он называет ее οἴκημα ἔχον γραφάς, «комната с картинами», [34] и описывает ряд произведений мастеров пятого века. Ко времени Павсания картинная галерея существовала уже несколько столетий, поэтому эллинистический историк Полемон Илионский написал ныне утерянную книгу под названием Περὶ τῶν ἐντοῖς Προπυλαίοις πινάκων («О панно в Пропилеях»), которая, возможно, была влияние на последующего писателя. [35] Сатирос, писавший в третьем веке, описал две панели, посвященные Алкивиаду после его побед в гонках на колесницах в Олимпии и Немее. [36] Также картина, изображающая Диомеда и Одиссея, забирающих Палладион из Трои , и картина, изображающая Ахилла на Скиросе, написанная Полигнотом около 450 г. до н. э. На основании этих упоминаний современные писатели часто называют здание Пинакотекой, но нет никаких древних авторитетов для этого эпитета и нет оснований полагать, что здание предназначалось для использования в качестве картинной галереи.

Особая проблема, связанная с северо-западным крылом, заключалась в том, чтобы объяснить асимметричное расположение дверного проема и окон в передней стене за колоннадой. [37] Именно Джон Травлос первым заметил, что по расположению дверей комната напоминала греческие банкетные залы, как андроны частных домов, так и большие обеденные залы, связанные со святилищами. [38] Его демонстрация того, что семнадцать обеденных кушеток можно разместить вплотную вокруг четырех стен комнаты, стала общепринятой точкой зрения, и эта идея получила дальнейшее развитие для объяснения предполагаемой функции четырех вспомогательных залов Пропилеи в первоначальном плане как банкетные залы для высших чиновников города после жертвоприношений на Панафинейском празднике. [39] Хотя этот аргумент остается спекулятивным.

Прием и влияние

[ редактировать ]
Пропилеи в конце 18 века. [40]

Несмотря на то, что Пропилеи были незавершенными, в свое время они вызывали восхищение. Демосфен в своей речи «Против Андротиона» 23.13 описывает победителей Саламина как «людей, которые из добычи варваров построили Парфенон и Пропилеи и украсили другие храмы - вещи, которыми мы все естественно гордимся». Этот показательный отрывок не только приравнивает Парфенон и сторожку по значению, но и связывает их с героическим прошлым. [41] Его политический соперник Эсхин также похвально упомянул Пропилеи, когда на Пниксе пригласил демоса взглянуть на ворота и вспомнить Саламин. [42] Это было не только объектом одобрения, однако Цицерон в своем «De Officiis 2.60» (цитируя Деметрия Фалерона ) критикует финансовое расточительство здания.

Первым документальным свидетельством существования Пропилеев раннего Нового времени является отчет Никколо ди Мартони от 1395 года, в котором указывалось, что ворота Бёле в тот момент не использовались, но вход в Акрополь все еще находился через Пропилеи. В последующие столетия единственная информация о здании была получена из отчетов путешественников или дневников офицеров. Всерьез попытки обследовать здание начались в конце восемнадцатого века, особенно Ж.-Д. Ле Роя «Руины плюс красивые памятники Греции» (1758 г.) и Стюарта и Реветта » «Древности Афин (1762–1804 гг.), Но им мешают сполия и чрезмерная застройка конструкции. Последующие исследования включают фундаментальную работу Бона Die Propyläen der Akropolis zu Athen 1882, в которой обобщены знания о здании до археологических открытий 1885–1890 годов; Бундгаарда, «Мнесикл: греческий архитектор за работой» 1957 год, в котором исследовалось значение здания для практики планирования; Динсмур-младший, Пропилеи I: Предшественники 1980 г., тщательное изучение предшественников Пропилеи. Вероятно, с 1975 года он подвергался постоянным реставрационным работам под руководством Т. Тануласа, чья работа была опубликована Службой реставрации Акрополя под названием Μελέτη αποκαταστάσεως των Προπυλαίων (Исследование по восстановлению Пропилеи) 1994.

Пожалуй, двумя наиболее яркими примерами архитектурного влияния Пропилеев являются Большие Пропилеи в Элевсине и Ланганса Бранденбургские ворота 1791 года. Первые представляли собой римскую неоаттическую копию Центрального зала в Афинах конца второго века нашей эры, вероятно, спровоцированную Адрианом . [43] Его обрамляли две мемориальные арки, что, возможно, было отсылкой к крыльям оригинального здания. [44] Последний, хотя и является неточной копией, явно основан на афинском оригинале, вероятно, основанном на работе Ле Руа, которая в то время была единственным справочным источником до публикации « Афинских древностей» . По заказу короля Пруссии ворота положили начало греческому возрождению в Германии, хотя здание заметно отклонялось от канонической дорической формы; его фриз заканчивается полуметопом, а колонны имеют основания. [45]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ П. Каввадиас, Г. Каверау, (1907). Раскопки Акрополя с 1885 по 1890 год.
  2. ^ Райт, 1994, стр.325 перечисляет останки.
  3. ^ Райт, стр.328
  4. ^ Э. Вандерпул, в книге Бредина и МакГрегора (ред.), Φορος, стр. 159–160, утверждает, что пандус «демилитаризовал» Акрополь и превратил его из крепости в религиозный центр.
  5. ^ Динсмур 1980, Эйтельйорг 1993 сомневается в этом.
  6. ^ Бундгаард, 1957, стр. 55-63. Динсмур-младший, 1980, стр. 2, № 10 поставил под сомнение, занимало ли здание B это место вообще.
  7. ^ Шир, 2016, стр. 273-274.
  8. ^ Филохор , FGrH 328 F 36, цитируется Гарпократионом , св προπύλαια ταῦτα (стр. 101 Кини), архонтом был Евфимен (437/6)IG I 3 462, строка 3. Ср. также Гелиодор , FGrH 373 F 1, Plut. Пер. 13.12.
  9. ^ Шир, 2016, стр. 278-279.
  10. ^ «идеальная симметрия между юго-западным и северо-западным крыльями потребовала бы демонтажа большей части все еще впечатляющего участка циклопической кладки к югу от Пропилеев», Хурвит, Акрополь в эпоху Перикла, 2004, стр.158
  11. ^ В. Б. Динсмур, Архитектура древней Греции, Нортон, 1975, стр. 204–205. Однако недавние исследования ставят под сомнение, не заменили ли демос священство, Р. Паркер, Афинская религия, Оксфорд, 1996, стр. 125-127.
  12. ^ Shear, 2016, стр.312 и далее отмечает, что восстание Потидеи в 432 году могло изменить политический климат против дальнейших строительных работ. Указы Каллия, IG I 3 52 434/3 г. до н. э., похоже, уже остановили работы над Пропилеями, Дж. М. Харвит, Афинский Акрополь, 1999, стр. 155.
  13. ^ А. Тревор Ходж, «Переоценка боссов», In Omni Pede Stare: Saggi Architettonici ecircesuviani in memoriam Jos de Waele, 2005, Mols & Moormann (ред.) оспаривает, что это была их функция.
  14. ^ Возможно, проводились некоторые реставрационные работы, Танолас, 1994, стр.23. Также на вершинах пилястр, образующих западные концы гребня каждого из боковых крыльев, были размещены две латунные конные группы. Стивенс, Архитектурные исследования, стр. 82-83.
  15. ^ Последние шаги к Пропилеям, возможно, были в зигзагообразной формации, в которой она сейчас восстановлена ​​(«В 1956/7 году Стикас заменил лестницу Питакиса сегодняшним зигзагообразным пандусом», The Acropolis Restoration News, 4, июль 2004 г., стр. .15.) в микенский период. В классический период это, вероятно, была прямая лестница, WB Dinsmoor Jr, 1982, стр.18, №3. См. также Бундгаард, 1957, с.29.
  16. ^ Выведено из IG II. 2 3271, II. 4-5
  17. ^ Джеффри Ч.Р. Шмальц, Общественное строительство и гражданская идентичность в Афинах Августа и Юлия-Клавдия, докторская дисс. Мичиганский университет, 1994, стр. 203.
  18. ^ CE Beulé, Афинский Акрополь, 1853, I, стр. 100-106.
  19. ^ А. Франц, Афинская Агора, том. XXVI, Поздняя античность: 267–700 гг. н.э., Принстон, 1988, Приложение.
  20. ^ Танолас, 1994, стр.26.
  21. ^ А. Франц, «От язычества к христианству в афинских храмах», Dumbarton Oaks Papers 19, 1965, стр.204
  22. ^ Танолас, 1994, стр.29.
  23. ^ Танолас, 1994, стр.31.
  24. ^ Включая удар молнии в 1640 году, разрушивший часть крыши, Танолас, 1994, стр.33.
  25. ^ Танолас, 1994, стр.33-36.
  26. ^ РФ Родос, Архитектура и значение афинского Акрополя, Кембридж, 1995, стр.72, утверждает, что цветовая схема означает непрерывность Священного Пути.
  27. ^ Динсмур (редактор), 2004, стр.256.
  28. ^ Л. Хазельбергер, Искажение истины: кривизна и другие усовершенствования Парфенона, в Дж. Нилсе (редактор), Парфенон: от древности до наших дней, Кембридж, 2005, стр. 133-136
  29. ^ Динсмур (редактор), 2004, стр. 93-119.
  30. ^ В. Б. Динсмур, Архитектура древней Греции, Нортон, 1950, стр. 201 утверждает, но не доказывает, что они были подготовлены.
  31. ^ Ф. Шаму, Hermès Propylaios, Отчеты о сессиях Академии надписей и изящной словесности, 141 (1), 1996, стр. 37-55.
  32. ^ Из которых сохранилась посвященная база, IG I. 3 506; DAA 166, единственное вещественное свидетельство ныне утраченных скульптур.
  33. ^ Кэтрин М. Кислинг, Непонятые жесты: иконатрофия и восприятие греческой скульптуры в период римской империи, Classical Antiquity, 2005, 24 (1): стр. 41–79.
  34. ^ 1.22.6
  35. ^ Мюллер , FHG III, вопрос. 78, 260.
  36. ^ Цитируется в Афинайосе 534d-e.
  37. ^ Shear, 2016, стр. 293, № 65, перечисляет различные теории.
  38. ^ Травлос, 1971, стр.482.
  39. ^ П. Хеллстрем, Планируемая функция Мнесиклеанских Пропилеев, OpAth 17, 1988, стр. 107–121.
  40. ^ Дж. Стюарт, Н. Реветт. Древности Афин , т. II, гл. 5, пл. 1, 1787.
  41. ^ Д. Кастриота, Миф, этос и реальность: официальное искусство в Афинах пятого века до нашей эры, стр.135, №6. Это также, конечно, исторически неверно.
  42. ^ 2.74-77. Он также процитировал желание фиванского полководца Эпаминонда снести ворота Кадмеи в Фивах.
  43. ^ Д. Жиро, Главный вход в Элевсинское святилище, 1991.
  44. ^ Маргарет М. Майлз, «Римский пропилон в городе Элевсинион», в книге «Архитектура священного» , Бонна Д. Вескоат и Роберт Г. Оустерхаут (ред.), Кембридж, 2012, стр. 128.
  45. ^ Д. Уоткин, Немецкая архитектура и классический идеал, Массачусетский технологический институт, 1987, с. 62.

Библиография

[ редактировать ]
  • Бон, Р. (1882). Пропилеи Акрополя в Афинах . Берлин: Шпеманн. дои : 10.11588/цифр.675 . Архивировано из оригинала 26 мая 2022 г. Проверено 16 мая 2022 г.
  • Бундгаард, Дж. А. (1957). Мнесикл, греческий архитектор за работой . Копенгаген: Гильдендаль.
  • Бундгаард, Дж. А. (1974). Раскопки Афинского Акрополя 1882-1890 гг . Копенгаген: Гильдендаль.
  • Де Ваэле, Дж. (1990). Пропилеи Акрополя в Афинах: проект Мнесикла . Амстердам: Дж. К. Гибен.
  • Динсмур, ВБ (1910). «Фронтоны Пропилеи в Афинах». Американский журнал археологии . 14 (2): 143–184. дои : 10.2307/496827 . JSTOR   496827 . S2CID   245265318 .
  • Динсмур, ВБ (1950). Архитектура Древней Греции . Лондон: BT Бэтсфорд.
  • Динсмур, ВБ младший (1980). Пропилеи I: Предшественники . Принстон.
  • Динсмур, ВБ младший (1982). «Асимметрия Пинакотеки - в последний раз?». Исследования афинской архитектуры, скульптуры и топографии, представленные Гомеру А. Томпсону . Дополнение Гесперии.
  • Динсмур, В. Б. младший (1984). «Предварительное планирование Пропилеев Мнесиклом». Архитектурный рисунок в древних обществах . Материалы Страсбургской конференции 26-29 января 1984 г.
  • Динсмур, Уильям Б. и Динсмур, Уильям Б. младший (2004). Динсмур, Анастасия Норре (ред.). Пропилеи до афинского Акрополя II: классическое здание . Американская школа классических исследований в Афинах.
  • Эйтельйорг II, Харрисон (1993). Вход в Акрополь перед Мнесиклом .
  • Франц, А. (1988). Афинская Агора XXIV, поздняя античность, 267–700 гг. н. э . Американская школа классических исследований в Афинах.
  • Каввадиас, П. ; Каверау, Г. (1907). Раскопки Акрополя с 1885 по 1890 годы . Архивировано из оригинала 14 марта 2023 г. Проверено 16 мая 2022 г.
  • Пага, Дж. (2021). Построение демократии в позднеархаических Афинах . Оксфорд.
  • Шир, Ионе Милонас (1999). «Западный подход к афинскому Акрополю». Журнал эллинистических исследований . 119 : 86–127. дои : 10.2307/632313 . JSTOR   632313 .
  • Шир, Т. Лесли младший (2016). Трофеи Победы: Общественное здание в Периклеане Афины . Принстон.
  • Стивенс, Г.П. (1936). «Входной двор Перикла Афинского Акрополя». Гесперия . 5 (4): 443–520. JSTOR   146607 .
  • Стивенс, Г.П. (1946). «Архитектурные исследования Афинского Акрополя». Гесперия . 15 (2): 73–106. JSTOR   146883 .
  • Танолас, Т. (1987). «Пропилеи Акрополя в Афинах с семнадцатого века». Jahrbuch des Deutschen Archäologishen Instituts . 102 .
  • Танолас, Т.; Иоанниду, М.; Мораиту, А. (1994). Этюд реставрации Пропилеи (PDF) . Афины: Комитет по сохранению памятников Акрополя, Министерство культуры. Архивировано (PDF) из оригинала 07 декабря 2023 г. Проверено 29 мая 2024 г.
  • Танолас, Т. (1997). «Пропилеи Афинского Акрополя в средние века» . Библиотека Афинского археологического общества (165). Археологическое общество в Афинах. Архивировано из оригинала 29 мая 2024 г. Проверено 27 мая 2022 г.
  • Травлос, Дж. (1971). Иллюстрированный словарь древних Афин . Лондон: Темза и Гудзон. ISBN  978-0-500-05012-5 .
  • Райт, Джеймс К. (1994). «Микенская входная система в западной части Афинского Акрополя» . Гесперия . 63 (3): 323–360. JSTOR   148295 . Архивировано из оригинала 23 марта 2023 г.

37 ° 58'18,1 ″ с.ш. 23 ° 43'30,4 ″ в.д.  /  37,971694 ° с.ш. 23,725111 ° в.д.  / 37,971694; 23.725111

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b6f40e532d28a646ffe156f1921378f5__1718944860
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b6/f5/b6f40e532d28a646ffe156f1921378f5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Propylaia (Acropolis of Athens) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)