Франкская башня (Афинский Акрополь)
Франкская башня | |
---|---|
Франкская башня | |
![]() Фотография башни 1874 года с руинами Пропилеи и видом на запад, на афинскую равнину в сторону горы Эгалео, прежде чем она была снесена в 1875 году. | |
![]() План древних памятников Афинского Акрополя. Башня непосредственно примыкала к Пропилеям (6). | |
Общая информация | |
Расположение | Акрополь Афин |
Координаты | 37 ° 58'18 "N 23 ° 43'31" E / 37,971577 ° N 23,725159 ° E |
Завершенный | Неясно; вероятно, между 1205 и 1458 годами |
Снесен | 1875 |
Высота | 85 футов (26 м) |
Франкская башня ( греч . Φραγκικός Πύργος , латинизированная : Frankikos Pyrgos ) была средневековой башней, построенной на афинском Акрополе . Дата и обстоятельства его строительства неясны, но, вероятно, он был построен как часть дворца афинских герцогов , которые правили Афинами между 1205 и 1458 годами во время так называемой Франкократии .
Башня находилась на западной стороне Акрополя, недалеко от монументальных ворот, известных как Пропилеи . На протяжении всей своей истории башня использовалась как сторожевая башня, маяк, соляная лавка и тюрьма. Во время греческой войны за независимость высота башни была увеличена, и она использовалась для заключения в тюрьму революционера Одиссея Андрутсоса , убитого здесь в 1825 году.
Присутствие башни на Акрополе вызывало споры, особенно после 1834 года, когда правительство греческого короля Оттона взялось очистить это место от ее постклассических останков. Хотя башня изначально была исключена из этого проекта из-за ее предполагаемой эстетической ценности, а также ее символической роли в соединении Западной Европы и классической греческой культуры, многие в Греции, особенно археологические деятели, такие как Кириакос Питтакис и Лисандрос Кафтанзоглу . В 1875 году при финансовой поддержке немецкого бизнесмена Генриха Шлимана башня была снесена, что вызвало широкую критику за пределами Греции.
Имя
[ редактировать ]Название «Франкская башня» отражает предполагаемую связь между башней и средневековыми франкскими правителями, которые находились у власти в Афинах между 1205 и 1458 годами. [1] Ее также называют «Венецианской башней», что отражает ошибочное мнение о том, что она была построена во время венецианской оккупации Афин в 1687–1688 годах. [2]
Под властью Османской империи башня стала известна как Гулас или Кулас ( Γουλάς/Κουλάς ), от турецкого куле , что означает «башня». [3] В семнадцатом веке французский врач и археолог Якоб Спон записал, что башня была широко известна как «Арсенал Ликурга » и ошибочно считалось, что она датируется четвертым веком до нашей эры. [4] После 1825 года башню иногда называли «Башней Одиссея», в честь греческого революционера Одиссея (Одиссея) Андрутсоса , который был заключен здесь в тюрьму в 1825 году. [2] Его также иногда называют « Тосканской башней». [5]
Расположение и внешний вид
[ редактировать ]Башня располагалась на западном углу Афинского Акрополя , рядом с Пропилеями . Между двумя зданиями, вероятно, не было доступа, поскольку на картинах и фотографиях девятнадцатого века виден вход в башню над землей, на втором этаже восточной стены, примерно в 6 метрах (20 футов) над архитравом Пропилеи. Литературные источники свидетельствуют, что к двери можно было попасть по внешней деревянной лестнице. [6] [7] На некоторых фотографиях также виден нижний вход с западной стороны, а это означает, что нижняя часть башни, вероятно, была отделена от верхних этажей и использовалась как тюрьма или складское помещение. [8]
Башня была построена из камня, добытого в каменоломнях Пентели и Пирея , с большим использованием материалов древних построек Акрополя. Он имел квадратную форму, 28,5 футов (8,7 м) в длину и 25,5 футов (7,8 м) в ширину, а его стены имели толщину у основания 5,75 футов (1,75 м). С его вершины высотой 85 футов (26 м), куда можно было подняться по деревянной лестнице, открывался великолепный вид на центральную равнину Аттики и окружающие горы. На северной стороне башни была небольшая квадратная башенка , выступавшая из стены, на вершине которой «можно было зажечь огни маяков, которые были бы видны из Акрокоринфа » на Пелопоннесе . [6] [9] Во времена Османской империи в этой башне размещались две небольшие пушки, которые можно было использовать для подачи сигнала тревоги. [10] Зарисовки конца семнадцатого века также показывают, что когда-то башня была зубчатой . [11] [12]
История
[ редактировать ]
Дата постройки башни неясна, и после ее сноса невозможно с уверенностью реконструировать ее. [12] Строительство обычно приписывают семье Аччайоли , которая управляла Афинским герцогством с 1388 года до его падения в Османскую империю в 1458 году, поскольку именно они превратили комплекс Пропилеи во дворец. [13] Однако, по мнению медиевиста Питера Лока, башню «в равной степени можно приписать» первой династии франкских XIII века герцогов Афин, семье де ла Рош , которая также имела на этом месте резиденцию, подробности о которой неизвестны. . [14] В девятнадцатом веке классицист Джон Пентланд Махаффи безуспешно пытался доказать, что башня датируется оккупацией Афин венецианским полководцем Франческо Морозини между 1687 и 1688 годами; его теория была опровергнута наличием гравюр времен оккупации, которые показали, что башня возникла раньше. [2]
Башня может стать источником вдохновения для « большой экскурсии » по дворцу герцога Афинского, где заключен Паламон в « Чосера » Истории рыцаря . [15] Во время правления Османской империи башня использовалась как соляной склад и тюрьма. [3] Когда греческая война за независимость в 1821 году разразилась , двенадцать афинских знатных людей были заключены здесь османскими властями в качестве заложников, девять из которых были казнены во время осады Акрополя греческими повстанцами в 1821–1822 годах, а троим удалось бежать. [3] Башня была повышена между 1821 и 1826 годами, чтобы обеспечить лучшую видимость для тех, кто использовал ее в качестве наблюдательного пункта. [16] В 1825 году, после того, как он перешел на сторону османов, его захватили греки, революционер Одиссей Андрутсос был заключен в тюрьму в башне, подвергнут пыткам и убит. [15] [3] Его тело было найдено у подножия башни 17 июня [ OS 5 июня]. [10] [а] Наблюдатели сообщили, что видели веревку, свисающую из окна башни, предположительно использованную Андроутсосом во время неудачной попытки побега до 1840 года. [18] К 1870-м годам в башне обитали сотни сов. [19]
Снос
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]После греческой войны за независимость аргументы в пользу сноса башни исходили от археологов, которые считали, что сполия, использованная при строительстве башни, могла содержать ценные надписи, а также от тех, кто считал это вторжением в более ранние греческие руины Акрополя. [2] В июле 1834 года в Афины прибыл немецкий архитектор Лео фон Кленце , чтобы дать совет греческому королю Оттону по вопросам развития города. По инициативе Кленце 30 августа Акрополь был демилитаризован и объявлен археологическим памятником [ OS 18 августа]. [20] Кленце, несмотря на свою общую решимость убрать постклассические останки из Акрополя, выступал за сохранение средневековых построек возле Пропилеев из-за того, что он считал их «живописной» привлекательностью, и эту точку зрения разделял регент Карл Вильгельм фон Хайдек . [21] Предложение снести башню также встретило сопротивление во Франции, где она рассматривалась как источник гордости из-за предполагаемой связи с франкскими крестоносцами и как символ преемственности между древнегреческой и современной французской культурой. [22] Другие критики плана снести башню, такие как путешественник и писатель Эллиот Уорбертон , считали, что башня имеет эстетическую ценность и стала частью известного горизонта Акрополя. [23]

Археолог Кириакос Питтакис был одним из первых сторонников сноса башни, в то время как иностранные гости называли башню «варварским стражем» и жаловались, что она закрывает вид на Парфенон. [2] В греческой прессе архитектор и академик Лисандрос Кафтанзоглу сравнил башню, которую он считал турецкого происхождения и называл «варварской», с «пометом хищных птиц». [24] Более поздняя работа Кафтанзоглу по ремонту некоторых подпорных стен Акрополя, в которой он хвастался, что «не было сделано никаких отклонений от древней линии и использования чужеродных материалов», была описана как проявление классицистической идеологии, лежащей в основе сноса Франкской башни. и большая часть последующих реставрационных работ Акрополя на протяжении девятнадцатого века. [25]
Удаление башни
[ редактировать ]Летом 1874 года Афины посетил немецкий археолог и бизнесмен Генрих Шлиман . [26] В течение нескольких лет он пытался получить разрешение на раскопки в Греции, сначала безуспешно ходатайствуя о месте Олимпии , а затем о месте Микен . 29 июня [ OS 17 июня] он предложил Генеральному эфорату древностей профинансировать снос Франкской башни. [27] что, по его мнению, обойдется ему в 12 000 франков: он объяснил это решение «услугой науке», хотя оно также было охарактеризовано как попытка снискать расположение греческих властей и ускорить его запросы на получение разрешения на археологические раскопки. [19] Он считал, что снос будет пользоваться популярностью, отмечая, что «все в [Афинах] были в восторге» от этой перспективы, за исключением тысяч сов, обитавших в башне. [28] Шлиману также было предоставлено право публиковать любые надписи, найденные во время сноса, но в конечном итоге ни одна из них не материализовалась. [29]
Шлиман предложил, чтобы работу проводило Афинское археологическое общество под руководством скульптора Наполеоне Мартинелли , одного из его членов. [25] Панайотис Эфстратиадис , видный член общества и глава Греческой археологической службы , получил одобрение министерства на запрос и проконтролировал выплату Шлиманом первоначальных 4000 драхм Мартинелли 1 июля [ OS 19 июня] для закрепления сделки. Однако начало операции было отложено из-за вмешательства короля Георга I и нежелания министров греческого правительства дать окончательное разрешение. Шлиман подарил еще 9000 драхм Археологическому обществу, комитет которого впоследствии проголосовал за снос – несмотря на возражения президента общества Филиппоса Иоанну , что разрушение башни усилит жалобы иностранных государств на то, что Греция проявила недостаточную заботу о своих средневековых памятниках. – 14 июля [ ст. 2 июля]. [30]
Работы начались 14 июля [ OS 2 июля] на фоне широкой огласки, организованной Шлиманом, но через несколько дней снос был остановлен по приказу короля Георга, что побудило Шлимана написать ему возмущенное письмо протеста. [26] В сентябре Министерство по делам религии и народного образования , руководившее Археологической службой, заявило, что снос следует отложить на том основании, что время для этого неподходящее. [31] Наконец операция возобновилась 3 июля [ OS 21 июня] 1875 года и завершилась 2 октября [ OS 20 сентября]. Историк-археолог Фани Маллушу-Туфано предположил, что Великий восточный кризис 1875 года, когда националистические восстания возникли в некоторых частях Балкан, все еще находящихся под властью Османской империи, сыграл роль в том, что греки стали рассматривать ликвидацию постклассической структуры как средство укрепления их «национальной уверенности и уверенности». [25] Снос в конечном итоге обошелся Шлиману в 465 фунтов стерлингов (что эквивалентно 47 938 фунтам стерлингов в 2019 году) и стал последним на сегодняшний день выносом здания из Акрополя. [32]
Реакция
[ редактировать ]В то время снос вызвал серьезную критику; французский поэт Теофиль Готье назвал башню «неотъемлемой частью афинского горизонта». [3] Британский историк Эдвард Огастес Фриман 9 июля] 1877 года написал анонимную статью 21 июля [ OS , позже опубликованную под его именем в , базирующейся в Триесте греческой газете Klio , в которой осудил снос как «ничтожное» и «бессмысленное разрушение». [33] Историк франкской Греции Уильям Миллер позже назвал это «актом вандализма, недостойным любого народа, проникнутого чувством непрерывности истории». [34] и «педантическое варварство». [28] Однако Кафтанцоглу и его коллега Стефанос Куманудис , писавшие от имени Афинского археологического общества, защищали снос как «восстановление греческого характера сияющего лица Акрополя, чистого и незапятнанного ничем иностранным». [35]
Сноски
[ редактировать ]Пояснительные примечания
[ редактировать ]- ^ Греция приняла григорианский календарь в 1923 году; За 28 февраля [ OS 15 февраля] последовало 1 марта. [17] В этой статье эта дата и все последующие даты приведены в григорианском календаре «нового стиля», а даты перед ней указаны в юлианском календаре «старого стиля» .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Локк 1986 , с. 101.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Сент-Клер 2022 , с. 493.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Джохалас и Кафецаки 2013 , с. 138.
- ^ Сент-Клер 2022 , с. 190.
- ^ Хурвит 1999 , с. 299.
- ^ Перейти обратно: а б Лок 1986 , стр. 111–112.
- ^ Лок 1987 , стр. 131–132.
- ^ Локк 1987 , с. 132.
- ^ Миллер 1908 , стр. 401–402.
- ^ Перейти обратно: а б Баелен 1959 , с. 243.
- ^ Локк 1987 , с. 131.
- ^ Перейти обратно: а б Баелен 1959 , с. 241.
- ^ Миллер 1908 , с. 401; Лок 1987 , с. 133.
- ^ Локк 1986 , с. 112.
- ^ Перейти обратно: а б Локк 1987 , с. 133.
- ^ Сент-Клер 2022 , стр. 282, 492.
- ^ Кимин 2009 , с. 23.
- ^ Сент-Клер 2022 , с. 344.
- ^ Перейти обратно: а б Мурхед 2016 , с. 146.
- ^ Маллушу-Туфано 2007 , с. 38.
- ^ Атанасопулу 2002 , с. 295.
- ^ Сент-Клер 2022 , с. 494.
- ^ Сент-Клер 2022 , с. 495.
- ^ Сент-Клер 2022 , с. 494; Хамилакис 2007 , стр. 92–93.
- ^ Перейти обратно: а б с Маллушу-Туфано 1994 , с. 76.
- ^ Перейти обратно: а б Баелен 1959 , стр. 242–243.
- ^ Василику 2011 , с. 62.
- ^ Перейти обратно: а б Баелен 1959 , с. 242.
- ^ Сент-Клер 2022 , с. 496.
- ^ Василику 2011 , с. 63.
- ^ Василику 2011 , с. 65.
- ^ Сент-Клер 2022 , с. 492.
- ^ Хамилакис 2007 , стр. 92–93.
- ^ Миллер 1908 , с. 401.
- ^ Маллушу-Туфано 2007 , с. 50
Источники
[ редактировать ]- Атанасопулу, Эффи Ф. (2002). «Древний» пейзаж: европейские идеалы, археология и национальное строительство в Греции раннего Нового времени». Журнал современных греческих исследований . 20 (2): 273–305. дои : 10.1353/mgs.2002.0018 . ISSN 1086-3265 . S2CID 143979066 .
- Баелен, Жан (1959). «Акрополь во время войны за независимость [II. Драма Франкской башни]» . Бюллетень Ассоциации Гийома Буде (на французском языке). 1 (2): 240–298. дои : 10.3406/bude.1959.3856 .
- Гиохалас, Танасис; Кафецаки, Тоня (2013). Афины. Путешествуя по городу, руководствуясь историей и литературой [ Афины. Прослеживая город через историю и литературу ] (на греческом языке). Афины: Эстия. ISBN 978-960-05-1559-6 .
- Хамилакис, Яннис (2007). Нация и ее руины: античность, археология и национальное воображение в Греции . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-923038-9 .
- Харвит, Джеффри М. (1999). Афинский Акрополь: история, мифология и археология от эпохи неолита до наших дней . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-42834-7 .
- Киминас, Деметриус (2009). Вселенский Патриархат . Сан-Бернардино: Борго Пресс. ISBN 978-1-4344-5876-6 .
- Лок, Питер (1986). «Франкские башни Центральной Греции» . Ежегодник Британской школы в Афинах . 81 : 101–123. дои : 10.1017/S0068245400020104 . S2CID 129263771 .
- Лок, Питер (1987). «Франкская башня на Акрополе, Афины: фотографии Уильяма Дж. Стиллмана». Ежегодник Британской школы в Афинах . 82 : 131–133. дои : 10.1017/S0068245400020384 . JSTOR 30103084 . S2CID 163963456 .
- Маллушу-Туфано, Фани (1994). «История интервенций на Акрополь». В Экономакисе, Ричард (ред.). Восстановление Акрополя: меры CCAM . Афины: издания Академии. стр. 69–85. ISBN 978-1-85490-344-0 .
- Маллушу-Туфано, Фани (2007). «Превратности афинского Акрополя в девятнадцатом веке: от замка к памятнику». В Валаванисе, Панос (ред.). Великие моменты в греческой археологии . Афины: Капон Пресс. стр. 36–57. ISBN 978-0-89236-910-2 .
- Миллер, Уильям (1908). Латиняне в Леванте: история франкской Греции (1204–1566) . Лондон: Джон Мюррей.
- Мурхед, Кэролайн (2016). Золото Приама: Шлиман и утраченные сокровища Трои . Лондон: Таурис Парк в мягкой обложке. ISBN 978-1-78453-487-5 .
- Сент-Клер, Уильям (2022). Кто спас Парфенон? Новая история Акрополя до, во время и после греческой революции (PDF) . Кембридж: Издатели открытых книг. дои : 10.11647/ОБП.0136 . ISBN 978-1-78374-461-9 . S2CID 248842303 . Архивировано из оригинала (PDF) 27 мая 2022 г. Проверено 7 января 2023 г.
- Василику, Дора (2011). Хроника раскопок в Микенах, 1870–1878 гг. [ Хронология раскопок Микен, 1870–1878 гг .] (PDF) . Афины: Археологическое общество Афин. ISBN 978-960-8145-87-0 . Проверено 9 июня 2023 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Фотографии и картины башни , веб-сайт археологии города Афин, Национальный исследовательский фонд (на греческом языке)
- Средневековый Акрополь и Османский Акрополь в Древних Афинах 3D