Jump to content

Афина Парфенос

Афина Варвакион отражает тип отреставрированной Афины Парфенос: римский период, II век н. э. ( Национальный археологический музей Афин ).

Статуя Афины Парфенос [Н 1] ( Древнегреческий : Παρθένος Ἀθηνᾶ , букв. «Афина-Дева») — монументальная хризоэлефантиновая скульптура богини Афины . Приписываемый Фидию и датируемый серединой пятого века до нашей эры, он представлял собой подношение города Афины Афине, его божеству-покровителю . Наос был спроектирован Парфенона исключительно на афинском акрополе для его размещения.

Многие художники и мастера работали над созданием скульптуры, которая, вероятно, была построена на основе кипарисового дерева, а затем покрыта панелями из золота и слоновой кости. Статуя высотой около 11,50 метра отражала устоявшийся эстетический канон строгого стиля ( одежда ), при этом перенимая новации высокой классики ( положение ног ). На ней был шлем, она держала большой круглый щит и копье, лежащие на земле слева от нее, рядом со священной змеей. Одежда, украшения, аксессуары и даже основание статуи были украшены, в основном, змей и горгон мотивами .

Статуя была потеряна в неизвестную дату где-то в первом тысячелетии . Несколько реплик и работ были вдохновлены оригиналом.

Парфенон и статуя Афины

[ редактировать ]
Нумерованный план Парфенона.
План Парфенона:
1) Пронаос (восточная сторона)
2) Наос гекатомпедос неос (восточная сторона)
3) Хризелефантиновая статуя Афины Парфенос.
4) Парфенон (девственная комната, сокровища) (западная сторона)
5) Опистодомос (западная сторона)

В 480 году до нашей эры разграбили персы Афинский Акрополь, включая предварительный Парфенон . строящийся в то время [1] После побед при Саламине и Платеях афиняне поклялись не достраивать разрушенные храмы, а оставить их в прежнем виде, в память о персидском «варварстве». [2] Однако в последующие годы Афины стали контролировать большую часть региона благодаря своему доминированию в Делосской лиге , конфедерации греческих государств, первоначально созданной для защиты от персов. За 30 лет лига превратилась в афинскую электростанцию. К 454 г. до н.э. делосская казна была перенесена в Афины, где деньги были направлены на амбициозный план по восстановлению города и его разрушенных храмов, включая Парфенон . [3] [4]

Новый Парфенон был построен между 447 и 438 годами до нашей эры. [1] Перикл поручил скульптору Фидию руководить строительной программой вместе с архитекторами Иктином и Калликратом . [5] Секос (закрытая часть , окруженная перистилем ) был разделен на два помещения. Маленький на западе, сам «Парфенон» («комната девственницы»), хранил сокровища Делосской лиги и другие подношения. [1] [6] [7] На востоке «гекатомпедос неос» [Н 2] » размещалась статуя Афины Парфенос . Помещение имело длину 29,90 м, или около ста афинских футов , ширину 19 м, высоту потолка 12,50 м. [8]

Новое здание предназначалось не для того, чтобы стать храмом, а для того, чтобы стать сокровищницей, предназначенной для размещения колоссальной хризоэлефантиновой статуи Афины Парфенос . [1] Вполне вероятно даже, что проект статуи предшествовал проекту строительства. [9] Это было подношение города богине, а не статуя поклонения: там не было жрицы Афины Парфенос . [7]

Основными древними источниками о статуе являются сочинения Павсания. [Н 3] и Плиний Старший . [Н 4] [10] Павсаний также является создателем фамилии «Парфенос». В ранних писаниях упоминались «статуя», «статуя Афины», «золотая статуя Афины», «статуя Афины из слоновой кости» или просто «Афина». Однако, по крайней мере, с конца пятого века до нашей эры богиня-покровительница Парфенона была известна как «Афина Парфенос». [11]

Строительство

[ редактировать ]
Греческая надпись на белом мраморном блоке
Фрагмент отчета о реализации статуи Афины Парфенос , IG I. 3 458, Музей Афинского Акрополя .

По мнению Павсания и Плутарха [Н 5] Статуя создана не одним Фидием, а группой мастеров, представляющих несколько профессий, причем Фидий руководил всеми работами по украшению Парфенона. [12] [13] [14] Местоположение мастерской, в которой была изготовлена ​​статуя, неизвестно. Это могло быть на акрополе, в восточной части, под тем, что позже стало старым музеем Акрополя. Однако, учитывая стоимость драгоценных материалов (золота и слоновой кости), его можно было установить и в другом месте, у подножия священной скалы, вдали от суеты основного объекта и его пыли. [13]

Статуя, вероятно, была изготовлена ​​из «запасных частей», возможно, сначала смонтирована в мастерской, затем разобрана, после ее завершения перенесена в Парфенон и установлена ​​на своем окончательном месте. [13] Остальные счета позволяют оценить стоимость работ в 704 таланта , или эквивалент 200 трирем (база военно-морской силы города). Однако статуя считалась величайшим финансовым резервом: украшающее ее золото при необходимости можно было переплавить. [15] По мнению различных древних авторов [N 6] Вес использованного золота составлял от 40 до 50 талантов, или от 1 до 1,3 тонны золота. Для сравнения: ежегодные потери «союзников» Делосского союза в то время составляли 28 талантов. С другой стороны, это золото представляло бы для города Афин больше, чем годовое жалованье 10 000 квалифицированных рабочих, больше, чем годовое жалованье 10 000 гоплитов или 10 000 гребцов военного флота. [16] Количество и стоимость слоновой кости определить сложнее. Он понадобился для лица, рук и ног статуи, а также для головы горгоны, изображенной на груди богини. Менее достоверно, что слоновая кость могла использоваться для изображения змеиной чешуи. На надписи 440-439 гг. до н. э. записана покупка неизвестного количества слоновой кости на сумму 24 таланта и 743 серебряных драхмы . Однако трудно сказать, составил ли это весь необходимый материал. [17]

Статуя была установлена ​​на устойчивом к гниению деревянном каркасе, вероятно, из кипариса. Указ афинян благодарит жителей Этеокарпат за предоставление им большого количества кипарисовой древесины. Эта древесина происходила из леса, посвященного Аполлону , и поэтому ее можно было использовать только в религиозных целях. В почве Парфенона до сих пор видна яма (75,5 см на 54 см и глубиной 37 см), куда была посажена центральная балка. Вокруг этой «мачты» статую придавала цельная рама из того же кипариса. В городе была техника и мастера, способные выполнять эту работу, а также множество морских плотников. [18] [19] К этому усилению были прикреплены, вероятно, прибитые золотые пластины. Невозможно узнать, были ли они расплавлены (и формы сохранились, возможно, на случай ремонта) или отбиты ( техника Сфирелатона ). [18] [20] Работа из слоновой кости была гораздо сложнее, даже несмотря на то, что статуя Афины Парфенос не была первой греческой статуей, в которой использовался этот импортный материал. Оппиан дает ценные указания на используемые методы. Необходимые поверхности (лицо, руки и ступни) намного превышали размеры слоновьих бивней. Однако они состоят из тонких слоев слоновой кости, наложенных друг на друга, которые можно «развернуть, как рулон папируса». Следующей проблемой было придать форму этим длинным лезвиям. Это была работа специалистов, способных смягчить материал, а затем отлить его в форму. [Н 7] . Созданные таким образом пластины из слоновой кости обладали гибкостью восковых пластин, используемых для лепки бронзовых статуй - техники, которой Фидий владел в совершенстве. [21] Если золотые пластины, вероятно, были прибиты непосредственно к раме, то более хрупкую слоновую кость наверняка фиксировали более деликатно дюбелями или приклеивали рыбьим клеем. [Н 8] . Стыки между пластинами из слоновой кости наверняка были замаскированы тенями и украшениями (браслетами и ожерельем). Слоновую кость затем приходилось полировать, чаще всего шкурами скватина (типа акулы). Наконец, слоновую кость покрасили: богиню «накрасили», используя красный пигмент на щеках и губах, а также на ногтях. Также маловероятно, что золото оставили как есть; вероятно, он был инкрустирован драгоценными и полудрагоценными камнями, отражавшими свет. [22]

Статуя, должно быть, была завершена в 438 году до нашей эры, когда она была освящена и установлена ​​в Парфеноне. Неиспользованное золото и слоновую кость затем выставляли на продажу. [23]

Описание

[ редактировать ]

Статую установили в главном зале Парфенона на востоке. Позади и по бокам дорические колонны поддерживали крышу и служили ей навесом. Перед ней большой таз, наполненный водой, выполнял несколько функций: он использовался для поддержания достаточной степени влажности в помещении (для сохранения слоновой кости), а также должен был отражать внешний свет и освещать работу. Было высказано предположение, что с каждой стороны двери (высотой 9,75 м и шириной 4,19 м) могли быть окна (вероятно, высотой 3 м и шириной 2,5 м), пропускающие дневной свет. [23] [24] [25]

По словам Плиния Старшего, статуя имела размеры 26 локтей (около 11,50 м в высоту), вероятно, считая ее основание. Таким образом, он достигал менее полутора метров от потолка. [26] [27] [10] Поэтому она наполнила комнату своим присутствием. Идея Фидия, очевидно, заключалась в том, чтобы изобразить богиню в ее «истинном» аспекте, во всем ее величии, красоте, великолепии или даже в ее реальном размере, поскольку боги считались пропорционально намного более великими, чем люди. [28]

Сохранился только постамент статуи. Это параллелепипед в порах размером 8,065 на 4,10 м (26 футов 5,5 дюйма на 13 футов 5,4 дюйма) и высотой от 1,30 до 1,50 м (от 4 футов 3 дюйма до 4 футов 11 дюймов). [18] На передней части этого постамента резная мемориальная доска напоминала о рождении Пандоры в присутствии двадцати богов. [29] [23] [10] Это единственный декоративный элемент, который впоследствии не копировался и не воспроизводился, поэтому детали его неизвестны. Невозможно даже узнать, был ли он сделан из мрамора или из позолоченной бронзы. Наличие этой темы (рождение первой женщины плюс роковая женщина) довольно сложно согласовать с изображением девственной богини мудрости. [29] Возможно, это был символ обоих аспектов женственности. [29] или даже растущая роль женщин в Афинах в пятом веке до нашей эры. [28] Предлагаются и другие интерпретации. Гелиос и Селена создавали сцену; поэтому его можно рассматривать как форму календаря. Пандору также можно рассматривать как предупреждение о том, что для богов ничто никогда не считалось само собой разумеющимся. [N 9] . Таким образом, победоносные Афины Перикла овладели современной техникой так же, как первые люди овладели огнем. Таким образом, они нарушили баланс старого порядка и были наказаны (женщиной, созданной Гефестом , богом огня и техники). Поэтому Афинам нужно было избегать высокомерия . Если смотреть более оптимистично, миф о Пандоре может стать напоминанием о том, что даже в самых трудностях надежда всегда может возродиться. [30] Наконец, вдали от Пандоры, описанной Гесиодом и процитированной Павсанием, чтобы напомнить об украшении постамента, существует афинская Пандора. Она одна из дочерей Эрехтея , одного из Гиацинтидов, пожертвовавших собой ради спасения города. Она должна была родиться чудесным образом, автохтонного типа, и была связана с богиней Афиной, главным образом, посредством ткачества. Пандора была представлена ​​в этом афинском мифе как куротроф (перевозчик ребенка, следовательно, кормилица) и подательница благ. С тех пор Джоан Коннелли [N 10] предлагает читать эту сцену как апофеоз афинской Пандоры, а не как рождение «гесиодической» Пандоры. [31]

Афина носила полуоткрытый пеплос на правой стороне, как это было правилом для женских изображений в первой половине пятого века до нашей эры. Однако ее поза была новой (в каноне, который затем разработает Поликлет для своих статуй атлета): левая нога немного согнута, колено вперед, пятка не ставится на землю. Эта поза, по-видимому, была выбрана больше по техническим причинам баланса и объема нижнего манекена, чем по эстетическим соображениям. С другой стороны, на бюст, похоже, не повлиял дисбаланс нижней части тела, он был бы очень прямым и фронтальным. [26] [27] [10]

На своем пеплосе она носила на груди эгиду , выстланную змеями, а в ее центре, на уровне солнечного сплетения , — горгонейон из слоновой кости . Лицо богини также было цвета слоновой кости, вероятно, с нейтральным выражением, как того требовали эстетические правила того времени. Однако ее губы, возможно, были приоткрыты, что символизировало дыхание жизни. Драгоценные камни позволили ее глазам иметь персидский цвет, соответствующий одному из эпитетов Афины. [N 11] Длинные пряди волос выбились из ее шлема и спустились к эгиде. Это была новая интерпретация прически корай, архаичных статуй молодых женщин, широко посвященных богине на афинском акрополе. Шлем был аттического типа , с приподнятыми парагнатидами (частями, защищающими щеки) и украшенными грифонами . На верху шлема было три гребня: в центре сфинкс , окруженный с каждой стороны крылатым конем. Забрало украшалось протомами . Край ее сандалий (« этрусского » типа) высотой около 20 см был украшен росписью или резной кентавромахией , источники не позволяют дать однозначный ответ. На ее поясе были связаны две змеи. Афина также носила украшения: кулон на каждом ухе, браслеты в форме змей на каждом запястье и бицепсе, а также ожерелье. [26] [27] [32]

В левой руке она держала щит и копье. У ее ног с левой стороны приютилась священная змея. В правой руке, возможно, опираясь на колонну, чтобы поддержать ее, она держала статую Ники высотой 2 метра. Этот символ победы сам по себе содержал золотой лавровый венец, который она собиралась возложить на голову богини. Колонна присутствует в копиях там, где это необходимо из соображений баланса терракоты или мрамора, но ее существование для оригинальной статуи остается широко обсуждаемым. [26] [23] [32] Наличие колонны могло тогда объяснить тот факт, что священная змея Афины была помещена слева от нее (где она частично скрывала украшение щита), а не справа от нее, как обычно. [33] Если бы эта колонна присутствовала, она также могла бы быть первым примером коринфской капители , разработанной затем двумя архитекторами для их храма Аполлона в Бассах . [26]

Щит диаметром от 4,8 до 5 м (от 15 футов 9 дюймов до 16 футов 5 дюймов) был украшен снаружи амазономахией. Это был самый заметный, а значит, наиболее часто описываемый и копируемый декоративный элемент. В центре снова была горгонейон, которая, должно быть, была похожа на Медузу Ронданини, поскольку она сильно вдохновила ее. Его окружили около тридцати бойцов. Тесей командовал греческими войсками, афинянами. Перед ними амазонки атаковали Акрополь, о чем свидетельствует крутой пейзаж. По словам Плутарха [N 12] , Фидий представлял себя у афинян, в центре вверху, в виде лысого старика, готовящегося бросить камень, удерживаемый двумя руками над головой. Он также включил бы Перикла, стоящего рядом с ним справа, вооруженного копьем. Этот жест, подвергшийся в его адрес критике, однако является доказательством того, что это рельефное украшение действительно было сделано рукой самого Фидия. [34] [35] [36] Внутренняя часть щита, менее заметная, была расписана гигантомахией . [9] [37] Три боя, изображенные на статуе (кентавромахия, гигантомахия и амазономахия), обнаружены и на резном убранстве Парфенона. Южные метопы украшены кентавромахией, восточные - гигантомахией, западные - амазономахией. [38] [39]

Змея (δράκων), возможно, олицетворяла хтонические силы, которые должны были присутствовать на акрополе с самого начала, или даже самого Эрихтония , которого богиня вырастила на своей священной скале. [40] [41] Фактически чудовища (сфинксы, грифоны, крылатые кони, змеи и горгонарии), украшающие статую божества, символизируют эти прирученные ею первобытные силы. [28]

Темы, выбранные для украшения этой статуи, а также те, что украшали все здание, были частью иконографической и политической программы прославления города через его богиню-хранительницу. Афины, на пике своего могущества во времена Перикла, вызывали здесь победу (своей) цивилизации над хаосом, беспорядком, гибридом и варварством вообще, даже помимо празднования ее победы в Мидийских войнах . Достоинства и благочестие города читались в его подношении своей богине. Его коммерческая и военно-морская мощь материализовалась в используемых материалах: золоте и слоновой кости, очень дорогих, доставленных издалека. [42]

Слоновую кость, хрупкий материал, подверженный высыханию, поддерживали с помощью промасленной воды, которую оставляли в бассейне у подножия статуи. Масляный слой оставил защитную пленку, предотвращающую испарение и придающую слоновой кости блеск. [43]

Роскошь статуи контрастировала с ее внутренней частью, наполненной, как и все хризоэлефантиновые статуи, «рычагами, углами, гвоздями, пересекающими машину из стороны в сторону, лодыжками, смолой, глиной и другими вещами, столь же шокирующими для глаза, не говоря уже о бесконечность мух и землеройок», как описывает Лукиан в «Сне или Петухе», XXIV.18. [44]

Согласно источникам, в 438 г. до н. э. (с момента освящения статуи) или в 432 г. до н. э. (незадолго до начала Пелопоннесской войны ) Фидий был обвинен в растрате части драгоценных металлов, использованных для изготовления статуи Афины Парфенос , которая была также кощунство само по себе, поскольку золото принадлежало богине. Арестованный, он бы сбежал, что было истолковано как признание вины. Сообщается, что он бежал в Олимпию , где сделал Хриселефантиновую статую Зевса и где умер. Для историков обвинение против Фидия тогда было бы способом для политических оппонентов Перикла напасть на архонта . [45] [44] Позже, между 300 и 295 годами до нашей эры, тиран Лахарес якобы приказал снять золотые пластины, чтобы заплатить своим войскам. Однако правдивость этого жеста установить сложно. Если Лашарес навсегда забрал золото, он совершил кощунство. Если его жест был простым «заимствованием» у Афины, правило заключалось в том, чтобы вернуть долг с процентами, что было бы трудно, если бы единственным способом получить средства было раздеть богиню. [18] [44]

Парфенон был разрушен пожаром в неопределенную дату в поздней античности, причинив серьезный ущерб. Крыша рухнула. Дорические колонны наоса были заменены колоннами эллинистических стоас римской агоры . [46] Статуя была повреждена, но восстановлена. Возможно, его перевезли в Константинополь вместе с Хриселефантиновой статуей Зевса Олимпийского , где он все еще мог находиться в 10 веке нашей эры. [18] [23] Другая гипотеза основана на наличии следов второго основания. Тогда статую Афины Парфенос можно было бы заменить в неопределенный момент времени. [47] До указа Феодосия в 380 году Парфенон сохранял свою языческую религиозную роль. Затем, похоже, он пережил более или менее длительный период заброшенности. Где-то между пятым и седьмым веками здание было преобразовано в церковь. В источниках того времени о статуе не упоминается; поэтому невозможно узнать, был ли он уничтожен или перевезен в Константинополь. [48]

Антикварные копии и реплики

[ редактировать ]
Парфенон - восстановлен поперечный разрез. Бенуа Эдуард Ловио. 1879. Парижский музей изящных искусств . Инв. Прибл. 71–07.

Известно не менее шестидесяти девяти уменьшенных копий статуи. [49] Очень рано ее влияние чувствовалось, иногда очень далеко. Так, золотые медальоны из гробницы в Куль-Обе (Крым) и сохранившиеся в Эрмитаже воспроизводят голову статуи. Во времена Римской империи массово выпускались уменьшенные копии, иногда упрощавшие декор. Афина Варвакеонская – один из самых известных примеров. Иногда воспроизводился только декор, преимущественно внешней стороны щита, видимо, в виде декоративных пластинок на экспорт. [50]

Среди наиболее известных древних копий — Афина Ленорман и, следовательно, Афина Варвакейонская, хранящаяся в Национальном археологическом музее Афин , Минерва с ожерельем Лувра или римская копия, подписанная Антиохом, хранящаяся в Палаццо Альтемпс ( Римский национальный музей ). . Реставрация была произведена скульптором Пьером-Шарлем Симаром между 1846 и 1855 годами для герцога Люина . Он выставлен в своем замке в Дампьере . [18]

Реплика в натуральную величину была сделана в 1990 году для Нэшвиллского Парфенона американским скульптором Аланом Лекуайром . На стально-алюминиевый каркас смесь гипса и стекловолокна была покрыта 8 кг сусального золота. [51]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Самые ранние известные упоминания о статуе Фидия датируются V веком до нашей эры и относятся к ней в общем как к статуе, изображению или богине, IG I. 3 453-460. Самое раннее использование эпитета «Парфенос» было в конце IV или начале III века Филиппидом в отрывке, сохраненном Плутархом (Дем. 26). См. К. Каллен Дэвисон, Фидий: Скульптуры и древние источники, Том. 1, Оксфорд, 2009, стр. 69–70.
  2. ^ «Стофутовое» святилище ( неос — архаичная форма слова « наос ») — отсылка к архаическому храму Афины .
  3. ^ Павсаний, Описание Греции, I, 24, 5-8.
  4. ^ Естественная история , XXXVI, 16–19.
  5. ^ Однако в своей «Жизни Перикла» Плутарх указывает, что имя Фидия выгравировано на основании статуи.
  6. ^ Фукидид и Плутарх заявляют о 40 талантах, Эфор из Кимы, описанный Диодором Сицилийским, скорее говорит, что 50 талантов, а Филохор очень точен с 44 талантами. (Лапатин 2005. С. 270).
  7. ^ Древние авторы предлагают различные техники. Павсаний описывает отопление. Плутарх говорит о купании в пиве. Диоскорид предлагает варить шесть часов в отваре мандрагоры. В XII веке Теофил в своей книге «Lumen Animae» перечислил пять различных техник: варить в вине, вымачивать в масле, обмазывать кожей, нагревать и, наконец, вымачивать в уксусе. Недавний опыт показал, что техника вымачивания в уксусе работает. (Лапатин 2005, с.276-277).
  8. Так было с воротами храма Асклепия на Эгине, о которых велся учет. (Лапатин 2005. С. 278).
  9. ^ Также вспоминая мудрость, приписываемую Солону, никогда не говорить о человеке, что он счастлив, прежде чем он умрет.
  10. ^ Джоан Б. Коннелли, «Парфенон и Парфеной: мифологическая интерпретация фриза Парфенона», Американский журнал археологии, том. 100, нет. 1 января 1996 г., с. 53-80
  11. ^ Как в гомеровском эпитете γλαυκῶπις Ἀθηνᾶ. Илиада 1.206 и др. По-разному переводится как «Соволицый», «Сверкающие глаза» и, здесь уместно, «Сероглазый». См. Сьюзан Диси, Афина, Рутледж, 2008, стр. 26.
  12. ^ Жизнь Перикла, 31, 3-4.
  1. ^ Jump up to: а б с д Хольцманн и Паскье 1998 , с. 177.
  2. ^ Нил 2006, с. 11.
  3. ^ Нил 2006, с. 44.
  4. ^ Р. Мейггс, Афинская империя, Оксфорд, 1999, стр.48.
  5. ^ Хольцманн 2003, с. 107.
  6. ^ Нил 2006, с. 28.
  7. ^ Jump up to: а б Хольцманн 2003 , с. 106.
  8. ^ Хольцманн 2003, с. 117.
  9. ^ Jump up to: а б Хольцманн 2003 , с. 114.
  10. ^ Jump up to: а б с д Лапатин 2005 , с. 263-264.
  11. ^ Лапатин 2005, с. 288, примечание 1.
  12. ^ Ричард Дэвид Барнетт, Древние слоновые кости на Ближнем Востоке, Институт археологии, Еврейский университет в Иерусалиме, 1982, стр. 63
  13. ^ Jump up to: а б с Хольцманн 2003 , с. 110.
  14. ^ Лапатин 2005, с. 270-271.
  15. ^ Хольцманн 2003, с. 109-112.
  16. ^ Лапатин 2005, с. 270.
  17. ^ Лапатин 2005, с. 271.
  18. ^ Jump up to: а б с д и ж Хольцманн 2003 , с. 111.
  19. ^ Лапатин 2005, с. 272-273.
  20. ^ Лапатин 2005, с. 274-275 и 278.
  21. ^ Лапатин 2005, с. 272 и 275-278.
  22. ^ Лапатин 2005, с. 278-279.
  23. ^ Jump up to: а б с д и Бордман 1985 , с. 110.
  24. ^ Лапатин 2005, с. 262 и 279.
  25. ^ Хольцманн 2003, с. 118.
  26. ^ Jump up to: а б с д и Хольцманн 2003 , с. 112.
  27. ^ Jump up to: а б с Бордман 1985 , с. 110-111.
  28. ^ Jump up to: а б с Лапатин 2005 , с. 268.
  29. ^ Jump up to: а б с Хольцманн 2003 , с. 111-112.
  30. ^ Лапатин 2005, с. 269.
  31. ^ Лапатин 2005, с. 269 ​​и 289 (примечание).
  32. ^ Jump up to: а б Лапатин 2005 , с. 265-266.
  33. ^ Лапатин 2005, с. 266.
  34. ^ Хольцманн 2003, с. 113.
  35. ^ Бордман 1985, с. 110-112 и 145.
  36. ^ Лапатин 2005, с. 266.
  37. ^ Бордман 1985, с. 112.
  38. ^ Шваб 2005, с. 167.
  39. ^ Лапатин 2005, с. 266-267.
  40. ^ Жан Шарбонно, Роланд Мартин и Франсуа Виллар, Классическая Греция, Галлимар, 1969, с. 417
  41. ^ Хольцманн 2003, с. 114.
  42. ^ Лапатин 2005, с. 267.
  43. ^ Энн Кейрел, Афины, архаичный и классический город с 8-го века до конца 5-го века, Пикард, 2003, с. 251
  44. ^ Jump up to: а б с Лапатин 2005 , с. 274.
  45. ^ Хольцманн 2003, с. 144.
  46. ^ Оустерхаут 2005, с. 298-299.
  47. ^ Оустерхаут 2005, с. 298.
  48. ^ Оустерхаут 2005, с. 298-305.
  49. ^ Николь Лоро, Дети Афины, Сеуиль, 2007, стр.302.
  50. ^ Хольцманн и Паскье 1998, с. 307.
  51. ^ Энн Ширер, Афина. Образ и энергия, Викинг Аркана, 1996, с. 245

Библиография

[ редактировать ]
  • Бордман, Джон (1985), Греческая скульптура: классический период, справочник , Темза и Гудзон.
  • Космопулос, Майкл Б., изд. (2004). Парфенон и его скульптуры . Нью-Йорк: Кембридж.
  • Харрис, Дайан (1995). Сокровища Парфенона и Эрехтейона . Оксфорд.
  • Харрисон, Эвелин Б. (1966). «Композиция амазономахии на щите Афины Парфенос». Гесперия . 35 (2). Американская школа классических исследований в Афинах: 107–133. дои : 10.2307/147300 . JSTOR   147300 .
  • Хольцманн, Бернард; Паскье, Ален (1998), История древнего искусства: греческое искусство , Париж, Французская документация / Réunion des musées nationalaux, колл. «Руководства Луврской школы»
  • Гольцманн, Бернар (2003), Афинский Акрополь: Памятники, культы и история святилища Афины Полиас , Париж: Пикард, колл. «Антиква»
  • Харвит, Джеффри М. (1995). «Прекрасное зло: Пандора и Афина Парфенос». Американский журнал археологии . 99 (2): 171–186. дои : 10.2307/506338 . JSTOR   506338 . S2CID   193039161 .
  • Лапатин, Кеннет (2005), «Статуя Афины и другие сокровища в Парфеноне», в книге Нилса, Дженифер (редактор), Парфенон: от древности до наших дней , Cambridge University Press
  • Лейпен, Неда (1971). Парфенос Афины: реконструкция . Торонто: Королевский музей Онтарио.
  • Нилс, Дженифер, изд. (1996). Поклонение Афине: Панафинея и Парфенон . Мэдисон: Висконсин.
  • Нилс, Дженифер, изд. (2005). Парфенон: от древности до наших дней . Нью-Йорк: Кембридж.
  • Нилс, Дженифер (2006). Фриз Парфенона . Кембридж.
  • Ник, Габриэле (2002). Афина Парфенос: исследования греческого культового образа и его рецепция . Майнц: из Заберна.
  • Оустерхаут, Роберт (2005). « Восходя на самую вершину неба»: Парфенон после античности». В Нилсе, Дженифер (ред.). Парфенон: от древности до наших дней . Издательство Кембриджского университета.
  • Кейрель, Франсуа (2020). Парфенон, памятник истории . Париж: Бартилья.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 401338e7976b3999e001b969a384352f__1717014660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/40/2f/401338e7976b3999e001b969a384352f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Athena Parthenos - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)