Пещерные святилища Афинского Акрополя
37 ° 58'17 "N 23 ° 43'41" E / 37,971389 ° N 23,728060 ° E
Пещерные святилища Афинского Акрополя — это естественные трещины в скале холма Акрополя , которые в древности использовались в качестве мест поклонения божествам панэллинского пантеона . Традиционно проводится резкое различие между государственной религией, исповедуемой на вершине Акрополя, и культовой практикой святынь на нижних склонах. [1] Однако в последнее время возрос интерес к индивидуальному религиозному опыту или личному благочестию в греческом обществе, выражением которых могут быть эти культовые места. [2] Дальнейшее описание соответствует порядку расположения святынь от Клепсидры на северо-западной стороне Акрополя по часовой стрелке через Перипатос до подножия бастиона Ники .
Терраса Зевса, Аполлона и Пана
[ редактировать ]На северо-западном склоне скалы Акрополя доминируют три пещерных входа, посвященных поклонению Пану , Зевсу и Аполлону соответственно. Самая западная пещера на террасе представляет собой не святилище, а скульптурную полость, называемую в археологической литературе пещерой А, с резной поверхностью в виде подиума, использовавшейся в качестве смотровой площадки для Панафинейской процессии . Двигаясь на восток, следующая пещера, пещера B, - это пещера Аполлона Гипоакрайоса / Гипо Макроиса (Аполлон под Высокими / Длинными скалами, также почитаемый как Пифиос). [3] Здесь, по преданию, Аполлон соединился с Эрехтея дочерью Креусой . От этой связи Ион родился , афинский герой. Святилище было идентифицировано после того, как неподалеку были обнаружены мраморные доски, на которых изображена корона и надпись, посвященная Аполлону от девяти архонтов . [4]

Средняя пещера, также называемая в археологической литературе пещерой C, датируется V веком и приписывается Зевсу Олимпиосу или Зевсу Керауниосу. [5] на основе толкований Фукидида [6] и Страбон . [7]
Раскопки Каввадии в 1896–1897 годах обнаружили ранее неизвестную систему пещер (идентифицированную как DD 1 , а позднее и другую, D 2 ). Эта самая восточная пещера на террасе была посвящена богу Пану. [8] Согласно традиции, Бог способствовал победе греков в Марафонской битве в 490 году до нашей эры. вызвав панику и страх среди персов. Афиняне отплатили богу своей благодарностью, установив в городе его поклонение. [9] Святилище имело трехчастную форму с резными нишами для приема вотивов. Идентификация святилища основывалась на свидетельствах Еврипида , [10] Аристофан [11] и Павсаний [12] а также находка на этом месте двух вотивных рельефов, один из которых изображает Бога, сидящего на камне и играющего на дудке, в то время как перед ним стоит нимфа, [13] а другой - Пан-Рельеф, на котором изображен Бог среди других божеств. [14] В христианский период самая дальняя восточная часть Святилища (названная пещерой D 2 ) была превращена в часовню, посвященную святому Афанасию , от которой сегодня сохранились следы фресок в нишах. Рядом с этой пещерой находится узкая лестница, ведущая на Акрополь.
Терраса Афродиты и Эроса
[ редактировать ]
Далее вдоль Перипатоса узкая тропа ведет на террасу размером 30 х 14 м со святилищем под открытым небом. Он был раскопан Оскаром Брониром в 1932 году, который идентифицировал это место с Афродитой и Эросом . [15] Также идентифицируется как святилище Афродиты в Садах после отрывка из Павсания, описывающего обряды аррефоров . [16] Пещера разделена стеной на две части, на так называемые восточное и среднее святилища. [17] В задней стене высечено несколько ниш по обету, в которых, вероятно, размещались статуи или другие дары по обету; свидетельства об этом в основном датируются 2 или 3 веками до нашей эры, самая старая находка относится к 5 веку. Также были найдены небольшие мраморные рельефы мужских и женских половых органов. [18] фрагменты мраморного рельефа с изображением девяти эротов, несущих культовую атрибутику [19] с конца IV в.
Две надписи, датируемые примерно 450–430 гг. до н. э., были высечены на скале в юго-западном углу места: одна посвящена Афродите, другая упоминает весенний праздник, посвященный Эросу. [20] Мраморный тезаурус IV века до нашей эры был найден в 100 метрах ниже по склону святилища, с надписью «Сокровищница для добрачных подношений Афродите Урании» . Это свидетельствует о частном жертвоприношении, а не о публичном ритуале. [21] Связь с уже упомянутым отрывком из Павсания была сделана Брониром, который предположил, что аррефоры могли спуститься с Акрополя через соседний микенский колодец, однако точных свидетельств этой до сих пор загадочной церемонии нет. [22] Небольшая территория рядом с теменосом Афродиты , так называемое святилище скифов , назначение которого неясно, было местом хранения большого количества мелких сосудов. [23]
Аглаурион
[ редактировать ]

На восточном склоне находится Аглаурион , самая большая из пещер Акрополя, устье которой достигает 14 метров. Аглаур была одной из дочерей Кекропа , который по легенде [24] прыгнула насмерть, чтобы спасти город по указу Дельфийского оракула . Геродот сообщает, что персы в 480 г. до н. э. использовали эту часть холма для покорения Акрополя. [25] Павсаний описал Аглауреион как находящийся над святилищем Диоскуроя недалеко от Пританеона . [26] Эти источники были единственными неубедительными подсказками о местонахождении святыни, которая не была идентифицирована как ее нынешнее место до находки стелы в 1980 году . [27] почтил В надписи на стеле, датируемой 247/6 или 246/5 гг. до н.э., упоминается жрица Аглаура Тимокрита, которую афинский демос этим памятником. Эта стела была частью перибола ( окружающей стены) святилища. Хотя культ Аглаура был женским культом, эфебы также практиковали там Аглаурию, когда приносили клятвы и получали оружие. [28] В надписи говорится о панныхисе (всенощном бдении) в рамках праздника. [29]
Пан, Нимфы, Гермес, Исида, Фемида
[ редактировать ]
На южном склоне холма расположены основные религиозные объекты святилищ Диониса и Асклепия. За ними находится терраса к западу от Асклепиона , где находится несколько небольших святилищ. Микенский источник на этом месте с архаического периода был заключен в весенний дом и был центром культа Пана, нимф и, возможно, Гермеса с V века до нашей эры. [30] Его граница была обозначена хоросом, встроенным в стену, обозначающую Перипатос. [31] Сьюзен Уокер назвала это государственным культом. [32] В надписи I века до нашей эры, найденной в этом месте, упоминаются Гермес , Пан, Афродита, нимфы и Исида . [33] Кроме того, с Исидой отождествляется небольшой храм в Антисе, датируемый II веком нашей эры, который, согласно эпиграфическим свидетельствам, был восстановлен частным покровителем. Павсаний описывает здесь храм Фемиды , прямо за памятником герою Ипполиту. [34] несколько римских надписей обозначают Фемиду как эпиклезис разных богинь. [35] Наконец, к западу от Асклепиона в скале есть вотивные ниши. Такое специальное развитие событий предполагает, что это было место частного паломничества, а не публичного ритуала. Пала считает, что святилища Афродиты на южном склоне, возможно, были частью паломнической тропы, наряду с пещерой Афродиты на северном склоне, где богине поклонялись в ее куротрофном аспекте. [36] что невесты и жены могли бы взять.
Святилище нимф
[ редактировать ]Святилище Нимфы [37] Это святилище под открытым небом к югу от позднего Иродеона . Он недоступен из Перипатоса. Храм был раскопан в 1955–1960 годах, когда были обнаружены различные свидетельства его использования, в том числе хорос с надписью «граница святилища Нимфы», [38] и большое количество лутрофоров , большинство из которых были чернофигурными, датируемыми VI веком. Нимфа — малоизвестная фигура в пантеоне, покровительница брака и свадебных церемоний. [39] Сайт состоял из алтаря, овального перибола и апсидальной конструкции над алтарем. Лутрофорос реки использовался просителями для переноски воды из источника Каллиро возле Илиссос для брачного омовения невесты. Это шествие называлось лутрофорией . Святилище просуществовало до I века нашей эры, когда участок был разрушен. [40]
Афродита Пандемос, Пейфон, Ге Куротрофос, Деметра Хлоя
[ редактировать ]Является предметом спора, располагалось ли на южном склоне одно или два святилища Афродиты. Помимо уже упомянутой Афродиты Ипполит, возможно, культ Афродиты Пандемос располагался над Иродионом . Павсаний указывает, что ее святилище вместе с Пейфоном (богиней убеждения) находится к западу от Асклепиона. [41] На этой террасе, простирающейся до бастиона Ники, Павсаний также находит святилища Ге Куротрофоса и Деметры Хлои. [42] Здесь были найдены фрагменты керамики и статуэтки, связанные с Афродитой. [43] Однако другие приписывания остаются неубедительными.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Оскар Бронир олицетворяет эту точку зрения: «Очень мало известно о малоизвестных культах, которые продолжали практиковать низшие классы афинского общества после того, как Дева Богиня Разума поместилась в своем гордом храме в цитадели, но существует множество свидетельств того, что просвещенные лидеры государства не слишком благосклонно относились к грубым практикам, связанным с поклонением этим ранним божествам». Гесперия, Том. 2, № 3 (1933) с.347
- ^ К. Сурвину-Инвуд, «Дальнейшие аспекты религии Полиса в Оксфордских чтениях по греческой религии», 1994, отмечает, что, хотя Полис был посредником во всех религиях, частное жертвоприношение могло совершаться отдельным лицом, стр.39.
- ^ Травлос стр.91, Филострат называет это пещерное святилище Пифионом, Vita Sophistarium II.1.5
- ^ ИГ II 2 2891, 2893, 2894. Травлос, с.95. См. также Питер Э. Налтон, Святилище Аполлона Гипоакрайоса и Императорские Афины, 2003.
- ^ Фризский стр.48
- ^ 2.15
- ^ IX.404
- ^ Травлос, стр.417
- ^ Записано у Геродота 6.105, Пауса 1.24.4, Luc Dial D 223, Schol Clem A1 Protr 3.45.
- ^ Ион 938
- ^ Лисистрата 911
- ^ I.28.4
- ^ Два фрагмента Акр 1345 и 6464, I век нашей эры.
- ^ Скульптура Пана и нимф. Вотивный рельеф, посвященный Неоптолему из Мелиты, ок. 330 г. до н.э. Агора Муз. I 7154. Бронеер 1938 376-81
- ^ Книга, 1932, Гесперия, 1, стр.31-55.
- ^ 1.27.3
- ^ Фризский стр.48
- ↑ Книга 1935 г., стр.133.
- ^ НАМА 1451 и 1452 гг.
- ^ ИГ Я 2 1382 а и б
- ^ Фризский, стр.49
- ^ Дж. Харвит, Акрополь в эпоху Перикла, стр.211-2.
- ^ Фризский стр.50
- ^ Павсаний I.18.2, Аполлод. 3.14.6
- ^ 8.53
- ^ 1.18.2-3
- ^ СЭГ 33:115
- ^ Паркер 2005 стр.434
- ^ Донтас 1983 стр.56
- ^ Фризский стр.54
- ^ Травлос стр.61
- ^ Святилище Исиды на южном склоне Афинского Акрополя, ABSA, 74, 1979.
- ^ ИГ II 2 4994
- ^ 1.22.1
- ^ Фризский стр.55
- ↑ Фрагмент стр.195-201.
- ^ Все свидетельства существования этой фигуры Нимфы, которая, возможно, является олицетворением невесты, происходят из этого святилища. См. Дженнифер Ларсон, Греческие нимфы: миф, культ, знания, 2001, стр. 112.
- ^ ИГ Я 3 1064
- ^ М. Брускари, Раскопки Южного Акрополя: Скульптуры., ArchEph, 141, 2002.
- ^ Фризский стр. 56
- ^ 1.22.3
- ^ 1.22.3
- ^ Фризский стр.57
Библиография
[ редактировать ]- Бронир, Оскар (1932). «Эрос и Афродита на северном склоне Акрополя в Афинах». Гесперия . 1 : 31–55. дои : 10.2307/146474 . JSTOR 146474 .
- Бронир, Оскар (1933). «Раскопки на северном склоне Акрополя в Афинах, 1931-1932». Гесперия . 2 (3): 329–417. дои : 10.2307/146642 . JSTOR 146642 .
- Бронир, Оскар (1935). «Раскопки на северном склоне Акрополя в Афинах, 1933-1934». Гесперия . 4 (2): 109–188. дои : 10.2307/146636 . JSTOR 146636 .
- Бронир, Оскар (1937). «Раскопки на северном склоне Акрополя». Гесперия . 7 (2): 161–263. дои : 10.2307/146626 . JSTOR 146626 .
- Донтас, Г. (1983). «Истинный Аглаурион». Гесперия . 52 : 48–63. дои : 10.2307/147737 . JSTOR 147737 .
- Фризе, Вибке (2019). «На Перипатосе: доступность и топография святилищ на склоне Акрополя». Во Фризе, В.; Хандберг, С.; Кристенсен, ТМ (ред.). Восхождение и спуск на Акрополь: Движение в афинской религии . Орхус.
- Граф, Фриц (1999). Магия в Древнем мире . Гарвард.
- Пала, Элизабетта (2010). «Афродита на Акрополе: свидетельства аттической керамики». В Смите, Эми К.; Пикап, Сэди (ред.). Спутница Брилла Афродиты . Брилл.
- Паркер, Р. (2005). Политеизм и общество в Афинах . Оксфорд.
- Травлос, Дж. (1971). Иллюстрированный словарь древних Афин . Темза и Гудзон.