Куротрофос
Куротрофос ( греч . κουροτρόφος «воспитатель детей») — это имя, которое было дано в Древней Греции богам и богиням, чьи свойства включали их способность защищать молодых людей. Многочисленные боги называются эпитетами, такими как Афина , Аполлон , Гермес , Геката , Афродита , Артемида , Эйлейфия , [1] Деметра , Гея , Кефисс и Асклепий . [2] Обычно их изображали с младенцем на руках. [3] Деянерию и Ариадну время от времени изображали на вазах со своими детьми, Хиллом , Стафилом и Энопионом соответственно, но нет никаких свидетельств того, что вокруг них существовал культ как куротрофных фигур. [4]
Куротрофос также было именем богини или богинь, которым поклонялись независимо в собственных святилищах. [5] Например, Куротрофос был божеством города Афин , но не входил в число главных олимпийских божеств . Она выступала как защитница детей и молодежи и в честь ее имени было построено святилище в честь культа, так называемый Куротрофейон. [3] Куротрофос был важной фигурой культа, появляясь в группах жертвоприношений, связанных с плодородием и уходом за детьми. [6]
Куротрофос похож на Деа Гравида , фигуры, изображающие либо богинь, либо женщину, которая явно беременна. [7]
Вотивные фигуры
[ редактировать ]Термин куротрофос (множественное число куротрофос) или прилагательное куротрофный используется для описания женских фигурок, изображенных с младенцами, которые могут изображать как смертных женщин, так и божеств. Эти фигуры считались символами плодородия. [8] Кипр был известен производством дощатой фигуры Куротрофоса в период от раннего киприота III до среднекиприота I (примерно 2000–1800 гг. До н.э.). [9] Большинство куротрофов этой эпохи имеют высоту от 20 до 30 см и были изготовлены из различных материалов, таких как известняк и терракота. Они держат младенцев, которые обычно находятся в колыбели , к левому плечу. В этот период существовало как минимум две кипрские фигуры, на которых изображена фигура, кормящая младенца, и две фигуры, изображенные сидящими с младенцем на коленях. [9] В настоящее время все куротрофные фигурки, где известно местонахождение артефакта, были найдены в гробницах, однако это не означает, что они использовались исключительно для изображения смерти/загробной жизни, поскольку большинство фигурок не имеют данных о том, где они были найдены. [9] Кроме того, в целом дощатые фигурки, а не только куротрофы, были связаны с менее чем 10% всех захоронений бронзового века, и некоторые признаки, такие как ремонтные работы, свидетельствуют о том, что они использовались в повседневной жизни. [10] Есть свидетельства того, что люлька использовалась на Кипре в бронзовом веке , при этом признаки случайного формирования черепа имели место в раннем и среднем бронзовом веке, а преднамеренное формирование черепа в позднем бронзовом веке, что соответствует периоду времени для этих фигур, изображающих колыбель. -интернатные младенцы. [11]
Популярность материнских фигурок на Кипре в эпоху поздней бронзы снизилась, несмотря на то, что они были уникально популярным предметом по сравнению с другими окружающими культурами, начиная с эпохи неолита , поскольку контакт с иностранными культурами привел к культурным сдвигам. [9] Можно утверждать, что в этот период значение женщины как дательницы жизни уменьшилось. [9] Создание куротрофных фигур продолжалось, однако им были даны птичьи лица с заметными клювами, и они изображались значительно более сладострастными, чем предыдущие дощатые фигурки, вероятно, вдохновленные аналогичными фигурами, которые уже производились на Ближнем Востоке . [10] Было высказано предположение, что эти фигуры представляют не обычных женщин, а божеств. [10] Интерес к фигурам матери снова возрос на Кипре в эпоху архаики . [10]
Причина создания куротрофных фигур обсуждается, поскольку все они были предложены как изображения великой богини, чар плодородия, чар/вспомогательных средств для родов или спутников мертвых. [10]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мудрая, Сьюзен (2007). Вотивы и ритуалы родов в Древней Греции (доктор философии). Университет Цинциннати.
- ^ Лесли А. Бомонт (2013). Детство в древних Афинах: иконография и социальная история . Рутледж. п. 64. ИСБН 978-0415248747 .
- ^ Jump up to: а б Лампсас Яннис, Словарь древнего мира (Lexiko tou Archaiou Kosmou), Vol. III, Афины, Domi Publications, 1984, с. 247.
- ^ Хадзистелиу Прайс, Теодора (1978). Куротрофос: культы и изображения греческих божеств-кормилиц . Нидерланды: Архив Брилла. ISBN 90-04-05251-8 .
- ^ Харви Алан Шапиро, Искусство, миф и культура, Греческие вазы из южных коллекций
- ^ Оксфордский справочник.
- ^ Будин, Стефани Линн (2014). Образы женщины и ребенка бронзового века: новый взгляд на рождаемость, материнство и пол в древнем мире . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. п. 221. ИСБН 9781107660328 .
- ^ Карагеоргис, Вассос (2003). «Культ Астарты на Кипре». В Гитине, Сеймур; Девер, Уильям Г. (ред.). Симбиоз, символизм и сила прошлого: Ханаан, Древний Израиль и их соседи, от позднего бронзового века до Римской Палестины . Иерусалим, Израиль: Айзенбраунс. п. 215. ИСБН 978-1575060811 .
- ^ Jump up to: а б с д и Будин, Стефани (2016). «Материнство на Древнем Кипре». Женщины в древности . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Рутледж. стр. 751–765.
- ^ Jump up to: а б с д и Сервинт, Нэнси (2016). «Женщины и искусство Древнего Кипра». Женщины в древности . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Рутледж. стр. 815–846.
- ^ Лоренц, Кирси (2016). «Настоящие кости, настоящие женщины, настоящие жизни». Женщины в древности . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Рутледж. стр. 728–750.