Эйлейфия
Эйлейфия | |
---|---|
Богиня родов | |
Обитель | Гора Олимп |
Генеалогия | |
Родители | Зевс и Гера |
Братья и сестры | Эак , Ангел , Афродита , Аполлон , Арес , Артемида , Афина , Дионис , Энио , Эрида , Эрса , Геба , Елена Троянская , Гефест , Геракл , Гермес , Минос , Пандия , Персефона , Персей , Поллукс , Радамант , Грации , Хоры , Литы , Музы , Мойры |
Дети | Сосиполис |
Эквиваленты | |
Римский эквивалент | Лючина |
Египетский эквивалент | Таверет |
Часть серии о |
Древнегреческая религия |
---|
Эйлития или Илития ( /ɪlɪˈθaɪ.ə/ lɪˈθaɪ.ə/; [1] Греческий : Эйлития ; Элевфия Элевфия на Крите также Ἐλευθία в Eleuthia или Елисия ( и в Лаконии и Мессене , Элевто , ) литературе [2] была богиней родов акушерства и , греческой [3] и дочь Зевса и Геры . В пещере Амнисос ( Крит ) она была связана с ежегодным рождением божественного ребенка, а ее культ связан с Энесидаоном (сотрясателем земли), который был хтоническим аспектом бога Посейдона . Возможно, ее культ связан с культом Элевсина . [4] В своей Седьмой Немейской Оде Пиндар называет ее служанкой Мойр (Судьбы) или сидящей рядом с ней и ответственной за создание потомства. Ее сыном был Сосиполис , которому поклонялись в Элиде . [5]
Этимология
[ редактировать ]Самая ранняя форма названия — микенско-греческое. 𐀁𐀩𐀄𐀴𐀊 , e-re-u-ti-ja , написано Linear B. слоговым письмом [6] Илифия — это латинизация слова Элейфия .
Этимология названия неясна, но обсуждается среди ученых. RSP Beekes предлагает неиндоевропейскую этимологию , [7] и Нильссон считал, что это имя прагреческое . [2] Ученые XIX века предположили, что это имя греческое, происходящее от глагола элеуто ( ἐλεύθω ) , «приносить», таким образом, богиня означает «Приносящая ». [8] Вальтер Буркерт считал, что Эйлития — греческая богиня рождения и что ее имя чисто греческое. [9] Однако связь с греческим префиксом ἐλεύθ неясна, поскольку этот префикс появляется в некоторых догреческих топонимах , таких как Ἐλευθέρνα ( Элеутерна ); поэтому возможно, что имя догреческое. [10] Ее имя Ἐλυσία ( Элисия ) в Лаконии и Мессене, вероятно, роднит ее с месяцем Элевсиний и Элевсин . [11] [12] Нильссон также считал, что название «Элевсин» догреческое. [13]
Происхождение
[ редактировать ]По мнению Ф. Уиллетса, богиня демонстрирует явную связь с ранее существовавшей минойской богиней, а также с более ранней неолитической концепцией. Руководство Эйлейфии в родах может дать влияние первой акушерки. [14] Для Гомера она — «богиня деторождения». [15] « Илиада » изображает Эйлейфию одну, а иногда и множественную, как Эйлитию :
И подобно тому, как острый дротик поражает женщину в родах, [270] пронзительный дротик, который посылают Эйлитии, богини родов, - даже дочерей Геры, которые хранят горькие муки; [16]
- Илиада 11.269–272
Гесиод (ок. 700 г. до н.э.) описал Эйлифию как дочь Геры от Зевса ( Теогония 921). [17] - и Библиотека (римская эпоха) и Диодор Сицилийский (ок. 90–27 до н.э.) (5.72.5) согласились. Кроме того, в стихотворении из 6-й книги греческой антологии Эйлейфия упоминается как дочь Геры. [18] Но Павсаний , писавший во 2 веке нашей эры, сообщил еще один ранний источник (ныне утерянный): « Ликийский Олен , более ранний поэт, сочинивший для делосцев , среди других гимнов, один гимн Эйлифии, называет ее « умной прядильщицей ». , явно отождествляя ее с Судьбой , тем самым делая ее старше Кроноса ». [19] Будучи младшим рожденным у Геи , Кронос был Титаном первого поколения и был идентифицирован как отец Зевса. Точно так же тщательно точный мифограф Пиндар (522–443 до н.э.) также не упоминает о Зевсе:
Элейфуия, восседающая рядом с глубокомыслящей Судьбой , услышь меня, создательница потомства, дитя Геры . великое по силе
- Седьмая Немейская ода, строка 1, перевод Дайаны Арнсон Сварлиен, 1990 г.
Позже, для античных греков, «она тесно связана с Артемидой и Герой », утверждает Буркерт, «но не развивает собственного характера». [20] В орфическом гимне Профирее девственной Артемиде дан эпитет, относящийся к богине деторождения, что делает божественную охотницу также «той, которая приходит на помощь роженицам»: [21]
Когда мучаешься от схваток и болит
секс призывает тебя, как надежный покой души;
ибо только ты, Эйлейфия, можешь облегчить боль,
которое искусство пытается облегчить, но тщетно.
Артемида Эйлифия, почтенная держава,
приносящий облегчение в ужасный час родов.- Орфический гимн 2 Протирее в переводе Томаса Тейлора , 1792 г.
Эйлейфия обычно в классическом греческом искусстве чаще всего изображается помогающей при родах. Художники по вазам, изображая рождение Афины из головы Зевса, могут изображать двух помогающих Эйлейфиай с поднятыми руками в жесте прозрения . «Красота Дурреса» , большая мозаика IV века до нашей эры, изображает женскую голову, вероятно, изображающую богиню Эйлитию. [22] Во фрагменте Каллимаха Эйлейфия помогает своей сводной сестре Гебе в ее родах. [23] предположительно, когда она родила Алексиара и Аникета , своих сыновей от Геракла .
Культ
[ редактировать ]Будучи главной богиней деторождения наряду с Артемидой , Эйлития имела многочисленные святыни во многих местах Греции, начиная с неолита и заканчивая римскими временами, что указывает на то, что она была чрезвычайно важна для беременных женщин и их семей. [24] Люди молились и оставляли пожертвования за помощь в бесплодии, безопасных родах или выражали благодарность за успешные роды. [25] Археологические свидетельства терракотовых вотивных фигурок изображают детей, найденных в святилищах, а святые места, посвященные Эйлейфии, позволяют предположить, что она была куротрофным божеством, которому родители молились о защите и заботе о своих детях. [25] Акушерки играли важную роль в древнегреческом обществе: в этой профессии участвовали женщины всех классов, многие из которых были рабынями, имеющими только эмпирическую подготовку или некоторую теоретическую подготовку в области акушерства и гинекологии. [26] Более образованных акушерок, как правило, из высших классов, называли ятренами или врачами женских болезней, и они пользовались уважением как врачи. [26]
К ней обращались роженицы, чтобы облегчить боль при родах и ускорить роды. Каллимах записал гимн: [27]
И снова, Эйлейфия, приди, когда зовет Кикаинис, чтобы благословить ее муки легкими родами; так и в твоем благоухающем святилище может быть, как сейчас это приношение для девочки, какое-нибудь другое приношение в будущем для мальчика.
- Каллимах, Эпиграммы 54, перевод Мэра. [ нужна полная цитата ]
Она была тесно связана с богинями Артемидой и Гекатой , разделяя с последней сильные хтонические элементы в своем культе. [25]
Ахея
[ редактировать ]Павсаний описал святилище богини в городе Эгионе и связанный с ним культ: «В Эгионе [в Ахайе] находится древнее святилище Эйлифии, и ее изображение покрыто с головы до ног тонкотканой драпировкой; оно сделан из дерева, за исключением лица, рук и ног, которые сделаны из пентелийского мрамора. Одна рука вытянута прямо, другая держит факел. Можно предположить, что факелы являются атрибутом Эйлитии, потому что женские муки подобны. Факелы также можно объяснить тем, что именно Эйлития выводит детей на свет». [28]
Помимо святилища в городе Эгионе, Павсаний также отмечал, что храмы богини были в городах Буры. [29] и Пеллена в Ахайе. [30]
Аркадия
[ редактировать ]Павсаний описал два святилища богини в Аркадии, одно в городе Клейтор. [31] и другой в Тегее. [32] В Клейторе ей поклонялись как одному из самых важных божеств наряду с Деметрой и Асклепием, а ее святилище было самым важным наряду с двумя другими. [31]
Аргос
[ редактировать ]Подношения часто приносились богине Эйлейфии в течение десяти дней после рождения ребенка. [33] Павсаний описывает ей святилище в городе Аргосе и связанный с ним миф: «Вблизи Господней [святилище Диоскуров в Аргосе] находится святилище Эйлетии, посвященное Еленой, когда Тезей ушел с Пирифоем в Феспротию. Афидна была схвачена Диоскурами, а Елену привели в Лакедаймон. Ибо говорят, что она была беременна, была доставлена в Аргос и основала святилище Эйлетии, отдав родившуюся ей дочь Клитаимнестре, которая уже была замужем. к Агамемнону». [34] Павсаний отметил святилище ей в Микенах и важное святилище в Масесе в Арголиде: «[В Масесе, Аргос] внутри стены находится святилище Эйлифии. Каждый день, как с жертвоприношениями, так и с благовониями, они великолепно умилостивляют богиню и, кроме того, Эйлейфии предлагается огромное количество даров по обету, но изображение никто не может видеть, кроме, быть может, жриц». [35]
Афины
[ редактировать ]В Афинах были древние иконы Эйлифии, одна из которых, как говорят, была привезена с Крита, согласно Павсанию , который упомянул святыни Эйлифии в Тегее. [36] и Аргос с чрезвычайно важной святыней в Эгионе . Эйлития, наряду с Артемидой и Персефоной , часто изображается несущей факелы, чтобы вывести детей из тьмы на свет: в римской мифологии ее коллегой по облегчению родов является Люцина («света»).
Павсаний отмечал:
[Недалеко от Пританеона или Афинской ратуши] находится храм Эйлифии, которая, как говорят, пришла от гиперборейцев на Делос и помогала Лето в ее родах; а с Делоса это имя распространилось на другие народы. Делосцы приносят жертвы Эйлейфии и поют гимн Олену. Но критяне предполагают, что Эйлейфия родилась в Амнисе на Кносской территории [на Крите] и что Гера была ее матерью. Лишь у афинян встречаются деревянные фигуры Эйлифии, задрапированные до ног. Женщины рассказали мне, что два из них критские и представляют собой подношения Фаидры [дочери мифического царя Крита Миноса], а третий, самый старый, Эрисихтон [ранний царь Афин] привез с Делоса. [37]
Коринф
[ редактировать ]Павсаний отметил святилище в Коринфе: «Когда вы свернете с Акрокоринфа [в Коринфе] на горную дорогу, вы увидите Тенеатические ворота и святилище Эйлифии». [38]
Крит
[ редактировать ]Местом рождения Эйлифии считали пещеру Эйлифии близ Амниса гавани , кносской , упомянутую в «Одиссее» (XIX.189) в связи с ее культом. [39] В близлежащей реке, также называемой Амнисос, жили нимфы, посвященные Эйлейфии, по имени Амнисад и Амнисабес. [40] В критской пещере есть сталактиты, наводящие на мысль о двойной форме богини (Керени 1976, рис. 6), вызывающей роды и задерживающей их, и были обнаружены вотивные подношения ей, устанавливающие преемственность ее культа со времен неолита с возрождением. еще в римский период. [41] Здесь ей, вероятно, поклонялись до прибытия Зевса в Эгейское море, но уж точно в минойско-микенские времена. [9] Богиня упоминается как Элевтия во фрагменте линейного письма Б из Кносса, где говорится, что в ее храме дарована амфора с медом. [42] В пещере Амнисос (Крит) бог Энесидаон («сотрясатель земли», который является хтоническим Посейдоном ) связан с культом Эйлифии. [43] Она была связана с ежегодным рождением божественного ребенка. [44] Богиня природы и ее спутница сохранились в Элевсинском культе , где произносились следующие слова: «Могучая Потния родила сильного сына». [45]
существовали святилища Эйлифии, В классические времена в критских городах Лато и Элеутерне а также священная пещера в Инатосе . В святилище в Цуцурос Инатос две небольшие терракотовые фигурки, одна кормящая грудью, а другая беременная, были датированы 7 веком. [24]
Делос
[ редактировать ]Согласно гомеровскому гимну III Делосскому Аполлону, Гера задержала Эйлитию, пришедшую из гипербореев на крайнем севере, чтобы не дать Лето родить Артемиде и Аполлону, поскольку отцом был ее муж Зевс. Гера завидовала делам Зевса и стремилась отомстить женщинам. Другие богини, присутствовавшие при родах на Делосе, послали Ириду родить Эйлейфию. Когда она ступила на остров, начались роды. Этому гимну противоречит « , » Гесиода Теогония где Аполлон и Артемида рождаются до замужества Геры с Зевсом, и поэтому ни Гера, ни Эйлития не упоминаются, препятствуя рождению близнецов. [17] На Делосе святилище было посвящено Эйлейфии, и ему поклонялись во время зимнего праздника под названием Эйлифия . [46] сказал, Каллимах что гимн, исполняемый во время праздника, был таким же, как тот, который исполняли нимфы при рождении Аполлона. Этот культ, вероятно, восходит к архаическому периоду и был связан с другими местными делосскими божествами рождения детей, связанными с Артемидой, Описом и Арге. [46]
Эретриам
[ редактировать ]святилище, посвященное Эйлифии Археологи обнаружили в Эретрии . Святилище располагалось в северо-западной части гимназии . [47] [ нужна полная цитата ]
Ярмарки
[ редактировать ]Павсаний отмечал, что «у мессенцев воздвигнут храм Эйлифии [в Мессене, Мессения] с каменной статуей». [48]
Олимпия
[ редактировать ]На материковой Греции, в Олимпии , архаическую святыню с внутренней целлой, посвященную змею-спасителю города ( Сосиполю ) и Эйлифии, увидел путешественник Павсаний во II веке нашей эры ( Описание Греции vi.20.1–3) . ); в нем дева-жрица заботилась о змее , которого кормили медовыми ячменными лепешками и водой — подношение, подходящее Деметре. В святилище увековечено появление старухи с младенцем на руках в решающий момент, когда элианцам угрожали силы из Аркадии . Ребенок, положенный на землю между противоборствующими силами, превратился в змею, отогнавшую аркадцев в бегство, прежде чем исчезнуть в холме. [19]
дни
[ редактировать ]культ к югу от горы Кунадос на кикладском острове Парос У Эйлейфии был , где пещера с естественным источником служила неформальным святилищем. [25] Были найдены многочисленные артефакты, такие как керамика, бронзовые изделия и мраморные доски, которые указывают на использование этого места с геометрического периода до римского периода . [25] Было высказано предположение, что это место использовалось для молитв о женском и мужском плодородии, в зависимости от типа найденных подношений. [49]
Спарта
[ редактировать ]было святилище, посвященное Эйлейфии Рядом со святилищем Артемиды Орфии . [24] что Павсаний отмечал: «Недалеко от Орфии [храм Артемиды в Спарте, Лакедеймон] находится святилище Эйлифии. Говорят, что они построили его, и пришли поклоняться Эйлифии как богине, из-за оракула из Дельфы». [50]
Генеалогия
[ редактировать ]Генеалогическое древо Эйлейфии | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Джозеф Эмерсон Вустер , Полный словарь английского языка , Бостон, 1871, стр. 480 , правило 3, где он отмечает, что это слово состоит из четырех слогов, как в греческом и латинском языках, «не I-lith-yi'-a, как в слове Уокер » (например, Уокер и Троллоп, Ключ к классическому произношению и т. д., Лондон, 1830, с. 123 ).
- ^ Jump up to: а б Нильссон Том I, стр. 313.
- ^ Ганц, стр. 82–83.
- ^ Ф.Шахермейер (1967). Минойская культура древнего Крита . Кольхаммер Верлаг Штутгарт. стр. 141–142.
- ^ Павсаний, Описание Греции, 6.20.
- ^ «Слово линейного письма Б е-ре-у-ти-джа» . Палеолексикон. Инструмент для изучения слов древних языков . Рэймур, К.А. "э-ре-у-ти-джа" . Минойское линейное письмо А и микенское линейное письмо Б. Мертвоеземье. Архивировано из оригинала 18 марта 2016 г. Проверено 13 марта 2014 г.
- ^ RSP Beekes , Этимологический словарь греческого языка , Brill, 2009, стр. 383.
- ^ Макс Мюллер , Вклад в науку мифологии , Том. 2, Kessinger Publishing, 2003 [1897], с. 697
- ^ Jump up to: а б Уолтер Буркерт (1985) Греческая религия . Издательство Гарвардского университета стр.171
- ^ Нильссон, Том I, стр. 312.
- ^ «Критский диалект «Элевфия» связывает Эйлифию (или, возможно, богиню « Элевтерию ») с Элевсином ». Уиллетс, с. 222.
- ^ Ф. Шахермайер (1967). Минойская культура древнего Крита . Штутгарт: В. Кольхаммер. п. 141
- ^ Нильссон Том I, стр. 312.
- ^ Уиллетс, РФ (1958). «Критская Эйлифия». Классический ежеквартальный журнал . 8 (3–4): 221–223. дои : 10.1017/S0009838800021868 . S2CID 246878304 .
- ^ Гомер , Илиада 16.187 , 19.103 .
- ^ Гомер , Илиада 11.270 . Множественное число также используется в Илиаде 19.119 .
- ^ Jump up to: а б Гесиод, Теогония 912–923 .
- ^ греческой антологии 6, 6.244 Книга
- ^ Jump up to: а б Павсаний , 6.20.
- ^ Буркерт, Уолтер (1987). Греческая религия: архаическая и классическая . Блэквелл. ISBN 0-631-15624-0 . OCLC 1120879562 .
- ^ Грейвс, Роберт (1955). Греческие мифы .
- ^ Банк Албании. Монета с изображением «Краса Дурреса» . Архивировано 5 марта 2012 г. в Wayback Machine.
- ^ Каллимах о. 524 .
- ^ Jump up to: а б с Диллон, Мэтью (2002). Девушки и женщины в классической греческой религии . Милтон-Парк, Оксфордшир: Рутледж. п. 230.
- ^ Jump up to: а б с д и Мудрая, Сьюзен (2007). Вотивы и ритуалы родов в Древней Греции (доктор философии). Университет Цинциннати.
- ^ Jump up to: а б Цукалас, Г.; Караману, М.; Сганцос, М. (2014). «Акушерство в Древней Греции, акушерка или гинеколог-акушер?». Журнал акушерства и гинекологии . 34 (6): 547. дои : 10.3109/01443615.2014.911834 . ПМИД 24832625 . S2CID 207435300 .
- ^ Каллимах (1921). «Эпиграммы» . Цифровая классическая библиотека Леба . doi : 10.4159/dlcl.callimachus-epigrams.1921 . Проверено 5 декабря 2021 г.
- ^ Павсаний, Описание Греции 7. 23. 5
- ^ Павсаний, Описание Греции 7. 25. 9
- ^ Павсаний, Описание Греции 7. 27. 7
- ^ Jump up to: а б Павсаний, Описание Греции 8. 21. 3
- ^ Павсаний, Описание Греции 8. 48. 7
- ^ Софокл (1894). Пьесы и фрагменты . Перевод Джебба, Ричарда К. Кембриджа: Издательство Кембриджского университета. Часть VI: Электра.
- ^ Павсаний, Описание Греции 2. 22. 6
- ^ Павсаний, Описание Греции 2. 35. 11
- ^ Павсаний , 8.48.7 .
- ^ Павсаний, Описание Греции 1. 18. 5 (перевод Джонса) (греческий рассказ о путешествиях C2nd нашей эры)
- ^ Павсаний, Описание Греции 2. 5. 4
- ^ Гомер , Одиссея 19.189 .
- ^ Смит, Уильям (1854). Словарь греческой и римской географии; Амнисус . Уолтон и Маберли.
- ↑ О ходе археологических раскопок см. в Amnisos .
- ^ Уолтер Буркерт (1985). Греческая религия . Издательство Гарвардского университета. п. 26
- ^ Дитрих, 220–221 . стр .
- ^ Дитрих, с. 109 .
- ^ Дитрих, с. 167
- ^ Jump up to: а б Робертсон, Н. (1974). «Греческое ритуальное попрошайничество в помощь женской фертильности и родам». Труды Американской филологической ассоциации . 113 : 143–169. дои : 10.2307/284008 . JSTOR 284008 .
- ^ "Древняя гимназия обнаружена на греческом острове Эвия"
- ^ Павсаний, Описание Греции 4. 31. 9
- ^ Маклахлан, Б. (2009). «Ритуал и проявление идентичности: женщины и гендер в древнем мире». Журнал женской истории . 23 (4): 176–186. дои : 10.1353/jowh.2011.0052 . S2CID 144513687 .
- ^ Павсаний, Описание Греции 3. 17. 1
- ^ Согласно Гомеру , Илиада 1.570–579 , 14.338 , Одиссея 8.312 , Гефест, очевидно, был сыном Геры и Зевса, см. Ганц, с. 74.
- ^ Согласно Гесиоду , Теогония 927–929 , Гефест был произведен одной Герой, без отца, см. Ганц, с. 74.
Ссылки
[ редактировать ]- Баур, Пол Виктор Кристофер, 1872 г. (1902). Эйлития . Университет Миссури, 1902 год.
- Бикс, RSP , Этимологический словарь греческого языка , Брилл, 2009.
- Буркерт, Уолтер , Греческая религия , 1985.
- Бери, Р.Г., Симпозиум Платона. Кембридж. В. Хеффер и сыновья. 1909. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Каллимах . Работает. АВ Майр. Лондон: Уильям Хайнеманн; Нью-Йорк: Сыновья ГП Патнэма. 1921. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Ганц, Тимоти, Ранний греческий миф: Путеводитель по литературным и художественным источникам , издательство Университета Джонса Хопкинса, 1996, два тома: ISBN 978-0-8018-5360-9 (Том 1), ISBN 978-0-8018-5362-3 (Том 2).
- Грейвс, Роберт , Греческие мифы , 1955.
- Геродот , «Истории» с английским переводом А.Д. Годли . Кембридж. Издательство Гарвардского университета . 1920. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Гесиод , Теогония , в «Гомеровских гимнах и Гомерике» с английским переводом Хью Г. Эвелин-Уайта , Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann Ltd., 1914. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Гомер , Гомеровский гимн Аполлону , в «Гомеровских гимнах» и «Гомерике» с английским переводом Хью Г. Эвелин-Уайта. Гомеровые гимны. Кембридж, Массачусетс, Издательство Гарвардского университета ; Лондон, William Heinemann Ltd., 1914. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея.
- Гомер , «Илиада» с английским переводом А. Т. Мюррея, доктора философии, в двух томах . Кембридж, Массачусетс, Издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann, Ltd., 1924. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Гомер ; «Одиссея» с английским переводом А. Т. Мюррея, доктора философии, в двух томах . Кембридж, Массачусетс, Издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann, Ltd., 1919. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Кереньи, Карл , Дионис: архетипический образ нерушимой жизни , английский перевод, 1976 г.
- Нильссон, Мартин П. (1927) 1950. Минойско-микенская религия и ее выживание в греческой религии, 2-е изд. (Лунд"Глеруп).
- Павсаний , Павсаний Описание Греции с английским переводом WHS Jones, Litt.D., и HA Ormerod, MA, в 4 томах. Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann Ltd., 1918. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Пиндар , Оды, Немейские 7 для Согена из Эгинского пятиборья для мальчиков с английским переводом Дайаны Арнсон Сварлиен . 1990. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Платон . Платон в двенадцати томах, тт. 10 и 11 в переводе Р. Г. Бери. Кембридж, Массачусетс, Издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann Ltd. 1967 и 1968. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея.
- Смит, Уильям, Словарь греческой и римской географии, доктор юридических наук. Лондон. Уолтон и Маберли, 1854 год. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея.
- Софокл : Пьесы и фрагменты с критическими примечаниями, комментариями и переводом в английской прозе. Часть VI: Электра. Сэр Ричард К. Джебб. Кембридж. Издательство Кембриджского университета. 1894. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Уиллетс, РФ "Критская Эйлифия" Классическая ежеквартальная новая серия, 8 .3/4 (ноябрь 1958 г.), стр. 221–223.