Мелампус
В греческой мифологии Мелампус ( / m ɪ ˈ l æ m p ə s / ; древнегреческий : Μελάμπους , Melampous [1] ) был легендарным прорицателем и целителем , родом из Пилоса , правившего в Аргосе . , он был инициатором культа Диониса . Согласно Геродоту , который утверждал, что его силы провидца были заимствованы у египтян [2] и что он мог понимать язык животных. Ряд псевдоэпиграфических произведений гадательных был распространен в классические и эллинистические времена под названием Меламп. Согласно Геродоту и Павсанию (vi.17.6), на основании авторитета Гесиода , его отцом был Амифаон , имя которого подразумевает «неизреченное» или «невыразимо великое»; [3] таким образом, Меламп и его наследники были Амифаидами из «Дома Амифаона». Морис де Герен сделал его одним из персонажей первой западной поэмы в прозе «Кентавр» в 1835 году.
Гомер
[ редактировать ]В Гомера « Одиссее » [4] отступление относительно рода Феоклимена , «пророка, произошедшего из линии провидцев Мелампа», [5] Эпическое повествование о Мелампе очерчивается с такой краткостью, что его детали должны были быть знакомы публике Гомера. С краткими намеками упоминается последовательность эпизодов, в которых мы усматриваем распри в Пилосе между Мелампом и Нелеем , который узурпирует «великий высокий дом» Мелампа, принуждая его к героическому изгнанию. Меламп проводит год в качестве раба в доме Филака , «все для дочери Нелея Перо ». В крайнем случае Мелампа посещает «безумное заклинание Ярости , смертоносного духа, наложенное на его разум. Но провидец действовал свободно от смерти» и ему наконец удалось угнать скот Филака обратно в Пилос, где он отомстил Нелею и выдала Перо замуж за своего брата Биаса . Но судьба Мелампа лежала в Аргосе , где он жил и правил, женился и произвел на свет длинную линию, также кратко описанную в экскурсе Гомера.
Более поздние мифы
[ редактировать ]Позднее повествование было украшено анекдотическими подробностями: Меламп жил в Пилосе во время правления Анаксагора или, возможно, Проэта . Король предложил награду тому, кто сможет исцелить его сына, страдающего от странной болезни. Меламп убил быка и поговорил со стервятниками , которые пришли съесть его труп. Они сказали, что в последний раз у них был такой пир, когда король приносил жертву. Они сказали Мелампусу, что принц испугался большого окровавленного ножа, и царь отбросил его, чтобы успокоить ребенка. Он ударился о дерево и ранил гамадриаду , которая прокляла принца болезнью. Гамадрила сказала Мелампусу, что мальчик исцелится, если нож вынуть из ствола дерева и прокипятить, а затем принцу следует выпить образовавшуюся ржавую воду. Меламп последовал ее указанию и в качестве платы за лечение потребовал две трети царства себе и одну треть своему брату Биасу . Король согласился.
В другой версии истории Мелампа, когда женщины Аргоса были сведены с ума Дионисом , во время правления Анаксагора или, возможно, Проэта , Меламп был привлечен, чтобы вылечить их, но потребовал в качестве оплаты треть царства. Царь отказался, но женщины стали еще более дикими, и он был вынужден снова разыскивать Мелампа, который на этот раз потребовал и треть для себя, и еще треть для своего брата Биаса. Царь почувствовал, что у него нет другого выбора, кроме как согласиться, и поэтому Меламп повел их в город Луси , где они исцелились от безумия в святилище Артемиды . [6]
Репутация Мелампа как провидца породила мифы, граничащие с анекдотами, объясняющие его дар — приношение змей . В одном из них, будучи маленьким мальчиком, он сказал своим слугам не убивать двух змей . Благодарные змеи дали Мелампусу способность говорить с животными.
Другая версия гласит, что он нашел раздавленную телегой мать-змею и двух младенцев-сирот. Вместо того, чтобы оставить их, он похоронил змею и вырастил детенышей. В знак благодарности ему так чисто облизали уши, что он стал понимать животных.
После этого Аргосом в любое время правили три царя, по одному потомку Биаса, Мелампа и Анаксагора. Преемником Мелампа стал его сын Манций . [7] и его дом Мелампа продолжался до братьев Алкмеона и Амфилоха , сражавшихся в Троянской войне .
В конце жизни Мелампуса похитили . В своей камере он услышал разговор двух термитов они закончат есть потолок , утверждавших, что на следующее утро Мелампа. Меламп позвонил своим похитителям и потребовал отступить. Он поднял такой шум, что похитители согласились. Когда на следующее утро потолок рухнул, похитители решили, что он пророк и что держаться за него можно оскорбить богов. Они отпустили его.
Меламп также фигурирует в легенде о царе Мидасе , любящем удовольствия царе Фригии . Царь Мидас был выбран судьей знаменитого музыкального состязания между Аполлоном и Марсием. Хотя Аполлон явно победил, царь Мидас не согласился с другими судьями. Аполлон назвал царя ослом и, чтобы доказать свою правоту, коснулся его головы и дал Мидасу ослиные уши. Длинные и волосатые они проросли, и Мидас в панике накрыл их высокой фригийской шапкой, надеясь, что никто никогда не раскроет его постыдную тайну.Об этом позорном деле знал только его цирюльник, но Мидас предупредил его, что его казнят, если он когда-нибудь расскажет кому-нибудь о глупом состоянии царских ушей. Парикмахер обнаружил, что его разрывает от тайны, и он не мог держать сплетни при себе, но боялся за свою жизнь. Поэтому он выкопал яму на берегу реки Пактол и, убедившись, что никто не слушает, прошептал в яму, что «у царя Мидаса ослиные уши». Заделав дыру, чтобы навсегда похоронить тайну, парикмахер ушел счастливый и в мире с самим собой.
Все было хорошо до следующей весны, когда из норы вырос тростник и прошептал другим тростникам, что у царя Мидаса уши как у осла. Эти тростники, в свою очередь, нашептывали тайну всем проходившим мимо существам. Вскоре птицы узнали новость и принесли ее Мелампусу. Меламп рассказал всем своим друзьям, и вскоре все королевство узнало о печальной тайне царя Мидаса.
Предполагаемые сочинения Мелампа
[ редактировать ]Три произведения сохранились под названием «Меламп».
- Пери Пальмон Мантике , расширенный трактат о гадании по подергиваниям ( паломантии ), существующий в ряде версий;
- Peri Elaion tou somatos , краткий труд по гаданию по кротам [8]
- Астрологический лунарий . Текст на твитче начинается с посвящения царю Птолемею, вероятно, Птолемею Филадельфу , что также, вероятно, является поддельным .
Некий Меламп написал трактат о законах симметрии еще до первого века до нашей эры. ( Витрувий VII, введение). Этот трактат утерян.
Меламподия
[ редактировать ]Произведение, приписываемое в древности Гесиоду , существует ( «Меламподия» ) в столь отрывочных цитатах и случайных замечаниях, что его реконструкция, по мнению Вальтера Буркерта , [9] является «наиболее неопределенным». Попытку предпринял И. Лёффлер, Die Melampodie: попытка реконструкции содержания (1963).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Имя, если оно значимо, означает «черная нога».
- ^ Геродот, Истории 2.49.
- ^ Роберт Грейвс , Греческие мифы 1955, св «Амифаон».
- ^ Одиссея , XV.223-42.
- ↑ Цитаты взяты из Роберта Фэглза , 1996:326-27. перевода
- ^ Павсаний, Описание Греции
- ↑ Другим сыном, согласно Гомеру, был Антифат, чей внук, провидец Амфиарай , был одним из семи против Фив .
- ^ Перевод , заархивированный 2 апреля 2003 г. в Wayback Machine .
- ^ Уолтер Буркерт , Homo Necans , тр. Питер Бинг, 1983:170, примечание 12.
Библиография
[ редактировать ]- Паулос Нтафулис, Филиппос Гурзис и Константинос Тромпукис, «Историческая справка: Мелампус: психиатр до психиатрии», History of Psychiatry , 19,2 (2008), 242-246.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия . Том. 18 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 87–88.