Jump to content

Эринии

Клитемнестра пытается разбудить спящую Эринию. Деталь апулийского краснофигурного колокола-кратера, 380–370 гг. до н.э.

Эринии r ( / ɪ ˈ r ɪ n i . z / ih- RIN -ee-eez ; пение. Erinys / ɪ ˈ r ɪ n ɪ s , ɪ ˈ n ih- ɪ s / ih- RIN -iss, RY -нисс ; [1] Древнегреческий : Эринии , пл. Эринис ) , [2] также известные как Эвмениды (широко известные на английском языке как ) , являются хтоническими богинями мести Фурии в древнегреческой религии и мифологии . В шаблонной клятве в « Илиаде» они называются «Эриниями, которые под землей мстят людям, давшим ложную клятву». [3] Вальтер Буркерт предполагает, что они являются «воплощением акта самопроклятия, содержащегося в клятве». [4] Они соответствуют Дирам в римской мифологии . [5] Римский писатель Мавр Сервий Гоноратус писал (около 400 г. н. э.), что в аду их называют «Эвменидами», на Земле «Фуриями» и на небесах «Дирами». [6] [7] Эринии родственны некоторым другим греческим божествам, называемым Поэнай . [8]

Согласно Гесиода » «Теогонии , когда титан Кронос кастрировал его отца, Урана , и бросил его гениталии в море, Эринии (вместе с Гигантами и Мелиями ) возникли из капель крови, упавших на Землю ( Геи ). , а Афродита родилась из гребней морской пены. [9] Псевдо-Аполлодор также сообщает об этом происхождении. [10] По другим версиям, это дочери Никс («Ночи»). [11] Вергилия в то время как в «Энеиде» они являются дочерьми Плутона ( Аида ). [12] и Нокс ( Никс ). [13] По некоторым сведениям, они были дочерьми Евронимы (название Земли) и Кроноса. [14] или Земли и Форкиса (т.е. моря). [15] В орфической литературе они дочери Аида и Персефоны . [16]

Их количество обычно остается неопределенным. Вергилий , вероятно, работая на основе александрийского источника, распознал три: Алекто или Алекто («бесконечный гнев»), Мегеру («ревнивая ярость») и Тисифону или Тильфусию («мстительное разрушение»), все из которых появляются в « Энеиде» . Данте Алигьери последовал за Вергилием в изображении того же трехперсонажного триптиха Эринии; в Песне IX « Ада» они противостоят поэтам у ворот города Дис . В то время как Эринии обычно описывались как три девичьи богини, Эринис Телфусия обычно была прозвищем гневной богини Деметры , которой поклонялись под титулом Эринис в аркадском городе Тельпоуса .

Этимология

[ редактировать ]

Слово Эриния имеет неясную этимологию; связи с глаголом ὀρίνειν orinein , «поднимать, волновать, возбуждать», и существительным ἔρις eris были предложены , «раздор»; Бикс, стр. 458–459, предположил догреческое происхождение . Слово Erinys в единственном числе и как теоним впервые встречается в микенском греческом языке , написанном линейным письмом B , в следующих формах: 𐀁𐀪𐀝 , э-ри-ну , и 𐀁𐀪𐀝𐀸 , э-ри-ну-мы . Эти слова встречаются в КН Фп 1, КН В 52, [17] и таблетки KN Fh 390. [18]

Описание

[ редактировать ]

Эринии живут в Эребе и являются более древними, чем любое из олимпийских божеств. Их задача — выслушивать жалобы смертных на наглость молодых по отношению к старикам, детей по отношению к родителям, хозяев по отношению к гостям , домовладельцев или городских советов по отношению к просителям — и наказывать такие преступления, неустанно преследуя виновных. Внешний вид Эриний различается в разных источниках, хотя их часто описывают как одетых в черное. [19] Эсихла, Эвменида жрица Пифийского Аполлона, сравнивает их чудовищность с чудовищами горгон и гарпий , но добавляет, что они бескрылы, а из их глаз капает ненависть. [20] Еврипид , напротив, дает им крылья, как и Вергилий. [21] Их часто изображают со змеями в волосах. [22]

Эринии обычно ассоциируются с ночью и тьмой. Согласно разным источникам, они являются дочерьми Никсы , богини ночи. В произведениях Эсхила и Еврипида они также связаны с тьмой как по своему внешнему виду, так и по времени суток, в которое они проявляются. [23]

Описание Тисифоны Статиусе Фиваиде в :

Так молился он, и жестокая богиня обратила свое мрачное лицо, чтобы послушаться. Случайно она села рядом с мрачным Коцитом , освободила змей от своей головы и позволила им плескаться в сернистых водах. Тотчас же, быстрее огня Юпитера или падающих звезд, вскочила она с мрачного берега: толпа призраков расступается перед ней, боясь встретить свою царицу; затем, путешествуя сквозь тени и поля, темные от толп призраков, она спешит к воротам Тенара , порог которых никто не может переступить и снова вернуться. День почувствовал ее присутствие, Ночь вставила свое смолистое облако и вспугнула своих сияющих коней; вдалеке возвышающийся Атлант вздрогнул и перевалил тяжесть неба на свои дрожащие плечи. Тотчас поднявшись ввысь из долины Малеи , она несет ее по известной дороге в Фивы: ибо ни по какому поручению она не уходит быстрее и не возвращается, ни один родственный ей Тартар не нравится ей так хорошо. Сотня рогатых змей затеняла ее лицо, толпящийся ужас в ее ужасной голове; глубоко в ее запавших глазах светится железный оттенок, как будто Атрацианские заклинания заставляют страдающую Фиби краснеть сквозь облака; пропитанная ядом, ее кожа раздувается и опухает от тления; огненный пар исходит из ее злых уст, навлекая на человечество жажду неутолимую, и болезни, и голод, и всеобщую смерть. С ее плеч спадает суровое и ужасное одеяние, темные застежки которого сходятся на ее груди: Атропос и Прозерпина сами создают ей это одеяние заново. Затем обе ее руки трясутся в гневе: одна сияет погребальным факелом, другая хлещет воздух живой водяной змеей. [24]

Бюст головы спящей Эринии, лежащей на боку. У нее человеческие черты лица и нормальные волосы.
Альтемпсы, спящие Эринии
Изображение места святилища Эриний в Афинах.
Храм Эринии под Ареопагом, Афины

Павсаний описывает святилище в Афинах, посвященное Эриниям, под названием Семнаи:

Недалеко от [Ареопага, афинского суда по убийствам] находится святилище богинь, которых афиняне называют Августами, но Гесиод в «Теогонии» называет их Эриниями (Фуриями). Именно Эсхил первым изобразил их со змеями в волосах. Но на изображениях ни этих, ни каких-либо из подземных божеств нет ничего страшного. Есть изображения Плутона, Гермеса и Земли, которыми приносят в жертву получившие оправдание на холме Ареса; жертвы приносятся и в других случаях как гражданами, так и иностранцами.

Орфические гимны , сборник из 87 религиозных стихотворений в переводе Томаса Тейлора, содержат две строфы, посвященные Эриниям. В гимне 68 они называются Эриниями, а в гимне 69 — Эвменидами. [25]

Гимн 69 Эриниям:

Голосистые вакханальные фурии [Эринии], слышите! Вы, я призываю ужасные силы, которых все почитают; Ночью, глубоко, тайно удаляющиеся, Тисифона, Алекто и Мегара ужасны: Глубоко в пещере, слившейся, вовлечённой в ночь, близ того места, где Стикс течет, непроницаемый для зрения; Вечно участвующие в таинственных обрядах, яростные и свирепые, которых восхищает ужасный закон Судьбы; Вам принадлежат месть и скорби ужасные, сокрытые дикой пеленой, суровые и сильные, Устрашающие девы, вечно обитающие, облеченные в различные формы, в глубочайшем аду; Воздушный, невидимый для человеческого рода, стремительный, стремительный, как разум. Напрасно Солнце с ярким сиянием крыльев, напрасно Луна, далеко бросающая более мягкий свет, Мудрость и Добродетель могут тщетно пытаться; и приятно, Арт, наш транспорт, чтобы получить, Если только с их помощью ты не вступишь в сговор и далеко не отвратишь свой всеразрушительный гнев. Вы видите бесчисленные племена смертных и справедливо управляете беспристрастным взглядом Райта [Дайки]. Приди, змееволосая, Судьбы [Мойры] многообразные, божественные, подавай свой гнев и к нашим обрядам склоняйся. [26]

Гимн 70 Евменидам:

Услышьте меня, прославленные фурии [Эвмениды], могущественные по имени, ужасающие силы, за прославленный разумный совет; Святой и чистый, от Юпитера земного [Зевса Хтониоса] (Аида), рожденного, и Прозерпины [Ферсефоны], которую украшают прекрасные локоны: Чей пронзительный взор, безграничным зрением, наблюдает за делами всех нечестивых: Судьба сопровождает, карает гонка (с жестоким гневом) поступков несправедливых и низких. Темноцветные королевы, чьи сверкающие глаза светятся ужасным, сияющим, разрушающим жизнь светом: Вечные правители, ужасные и сильные, которым принадлежат месть и ужасные пытки; Смертельные и ужасные для человеческого зрения, с змеевидными локонами, блуждающими в ночи; В любом случае приблизьтесь и радуйтесь этим обрядам, ибо я призываю вас святым, умоляющим голосом. [27]

В древнегреческой литературе

[ редактировать ]
Орест в Дельфах в окружении Афины и Пилада , среди Эриний и жриц оракула , . Паэстанский краснофигурный колокольчик-кратер, ок. 330 г. до н.э.

Фрагменты мифов об Эриниях встречаются среди самых ранних дошедших до нас записей древнегреческой культуры. Эринии занимают видное место в мифе об Оресте , который часто повторяется во многих произведениях древнегреческой литературы .

Эринии, представленные в древнегреческой литературе, от стихов до пьес, образуют хор и играют важную роль в заключении Орестея драматической трилогии Эсхила « » . В первой пьесе «Агамемнон » царь Агамемнон возвращается домой с Троянской войны , где его убивает его жена Клитемнестра , жаждущая отомстить за свою дочь Ифигению , которую Агамемнон принес в жертву, чтобы получить попутный ветер и отплыть в Трою. Во второй пьесе «Носители возлияния» их сын Орест повелел ему достиг зрелого возраста, и оракул Аполлона отомстить за убийство своего отца от руки матери. Вернувшись домой и явившись сестре Электре , Орест притворяется посланником, приносящим Клитемнестре известие о собственной смерти. Затем он убивает свою мать и ее любовника Эгисфа . Хотя действия Ореста были именно тем, что приказал ему сделать Аполлон, Орест все же совершил матереубийство, что является тяжким кощунством. [28] Из-за этого его преследуют и мучают ужасные Эринии, требующие новой кровной мести. [29]

Две фурии из книги девятнадцатого века, воспроизводящей изображение древней вазы.

В «Эвменидах» говорит Оресту Аполлон в Дельфах , что ему следует отправиться в Афины, чтобы обратиться за помощью к богине Афине . В Афинах Афина устраивает суд над Орестом присяжными из афинских граждан под ее председательством. Эринии выступают обвинителями Ореста, а Аполлон выступает в его защиту. Суд превращается в дискуссию о необходимости кровной мести, о чести, которая причитается матери по сравнению с честью отца, и об уважении, которое необходимо оказывать древним божествам, таким как Эринии, по сравнению с новым поколением Аполлонов и Афина. Голоса жюри разделились поровну. Афина участвует в голосовании и выбирает оправдание. Афина объявляет Ореста оправданным на основании установленных ею правил суда. [30] Несмотря на приговор, Эринии угрожают замучить всех жителей Афин и отравить окружающую местность. Афина, однако, предлагает древним богиням новую роль — защитниц справедливости, а не мести, и города. Она убеждает их разорвать порочный круг кровь за кровь (за исключением войны, которая ведется ради славы, а не мести). Обещая, что богини получат должную честь от афинян и Афины, она также напоминает им, что у нее есть ключ от хранилища, где Зевс хранит молнии, победившие других древних божеств. Эта смесь взяток и завуалированных угроз удовлетворяет Эриний, которых затем возглавляет Афина в процессии к их новому жилищу. В пьесе к «Фуриям» после этого обращаются как к «Семнаи» (Почтенные), поскольку теперь они будут уважаться гражданами Афин и обеспечивать процветание города. [31]

У Еврипида « Орест» Эринии впервые «приравниваются» к Евменидам. [32] (Εὐμενίδες, мн. Εὐμενίς; буквально «милосердные», но также переводится как «добрые»). [33] считалось Это потому, что упоминать их по имени неразумным (из боязни привлечь их внимание); ироничное имя похоже на то, как Аид , бог мертвых, именуется Плутоном или Плутоном, «Богатым». [34] Использование эвфемизмов для имен божеств служит многим религиозным целям.

«Раскаяние Ореста , где он окружен Эриниями», картина Вильям-Адольф Бугро , 1862 год.

В Софокла « пьесе Эдип в Колоне » знаменательно то, что Эдип приходит к месту своего последнего упокоения в роще, посвященной Эриниям. Это показывает, что он понес покаяние за свое кровавое преступление, а также пришел к тому, чтобы объединить уравновешивающие силы со своей ранней чрезмерной зависимостью от Аполлона, бога личности, солнца и разума. Его просят сделать подношение Эриниям, и он подчиняется, помирившись. [ оригинальное исследование? ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «Эринии» . Dictionary.com Полный . Случайный дом . Проверено 12 сентября 2013 г.
  2. ^ Лиделл и Скотт, св Ἐρινύς
  3. ^ Гомер , Илиада 19.259–260 ; см . также Илиаду 3.278–279 .
  4. ^ Буркерт, с. 198
  5. ^ Чисхолм, Хью , изд. (1911). «Фурии» . Британская энциклопедия (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета.
  6. ^ Сервий , Комментарий к Вергилию , Энеида 4.609.
  7. ^ Джон Лемприер (1832). Классический словарь Лемприера для школ и академий: содержащий все имена, которые важны или полезны в оригинальной работе, стр. 150.
  8. ^ Словарь греческой и римской биографии и мифологии, Poena
  9. ^ Гесиод , Теогония 173–206 .
  10. ^ Псевдо-Аполлодора Библиотека 1.1.4 .
  11. ^ Эсхил Евменид 321 ; Ликофрон Александра 432; Овидия Метаморфозы 4.453.
  12. ^ «Когда она произнесла эти грозные слова, она искала Землю: и призвала Аллекто, приносящего горе, из дома Роковых Фурий, из адских теней: в чьем уме печальные войны, гнев и обман, и Чудовище, ненавистное ее собственному отцу Плутону, ненавистное ее сестрам-тартарам: она принимает столько форм, ее черты так дики, в ней так много черных змей, разбудила ее Юнона, сказав: «Даруй мне». благосклонность моей собственной, девственной дочери Ночи, эта услуга, чтобы моя честь и слава не ослабли и не уступили дорогу, и чтобы народ Энея не смог добиться расположения Латина смешанными браками или заполнить пределы Италии » » ( Энеида 7.323) - Верг. А. 7.334).
  13. Люди говорят о двойных язвах, называемых Ужасными, которых Ночь родила преждевременно, в одном рождении с Тартарской Мегерой, одинаково оплетая их змеиными кольцами и добавляя крылья, быстрые, как ветер ( Энеида 12.845-12, 848 и след.).
  14. ^ Эпименид ап. Цец на Ликофроне, 406 г.
  15. ^ Велкер Грих. Гёттерль . 3,81
  16. ^ Вест 1983, стр. 73–74; Орфические гимны 70 фуриям 4–5 (Атанассакис и Волков, стр. 56–57).
  17. ^ Чедвик, с. 98 : «Затем появляется удивительная фигура: Эрин , более позднее имя, обычно во множественном числе, для фурий или духов-мстителей, которые, как полагают, преследуют убийц. Это же имя теперь расшифровано на краю знаменитого списка греческих богов в Кноссе. (V 52), с которого я начал эту главу».
  18. ^ Чедвик, с. 98 : «Здесь мы имеем еще одно упоминание об Эрине (Fh 390)…»
  19. ^ Эсхил, Возлияние Беаров 1048 г.
  20. ^ Эсхил Евменид 34-59
  21. ^ Еврипид [Орест (пьеса) | Орест] 317 ; Вергилий, Энеида 12. 848.
  22. ^ Вергилий, Георгика 4. 471; Проперций, Элегии 3. 5; Овидий, Метаморфозы 4. 451.
  23. ^ Христопулос, Менелай (2010). Свет и тьма в древнегреческих мифах и религиях . Лэндхэм, Мэриленд: Lexington Books. п. 134. ИСБН  978-0-7391-3898-4 .
  24. ^ «Стаций (ок.45–ок.96) — Фиваида: Книга I» .
  25. ^ Орфические гимны: Библиотека классических текстов
  26. ^ Орфические гимны, Гимн 68.
  27. ^ Орфические гимны, Гимн 69.
  28. ^ Трусделл, Ричард (2008). «Трагедия и трансформация: Орестея Эсхила». Юнгский журнал . 2 (3): 5–38. дои : 10.1525/jung.2008.2.3.5 . JSTOR   10.1525/jung.2008.2.3.5 . S2CID   170372385 .
  29. ^ Хенрикс, Альберт (1994). «Анонимность и полярность: неизвестные боги и безымянные алтари на ареопагах». Классические исследования Иллинойса . 19 : 27–58. JSTOR   23065418 .
  30. ^ Хестер, Д.А. (1981). «Кастинговое голосование». Американский журнал филологии . 102 (3): 265–274. дои : 10.2307/294130 . JSTOR   294130 .
  31. ^ Мейс, Сара (2004). «Почему спящие мертвецы Орестеи не лгут, Часть II: «Хоефоры» и «Эвмениды» ». Классический журнал . 100 (1): 39–60. JSTOR   4133005 .
  32. ^ Ганц, с. 832.
  33. ^ Suda . В остальном все в порядке, поскольку другие называют Эвменидов по-другому. другие имена считаются полезными для других, но для нас эти эвмениды эвфемистически называют его Эринниями. [Поскольку разные люди называют Эвменидов разными именами. Таким образом, другие люди считают другие имена хорошими, но мы предпочитаем называть их Эвменидами [Предпочитающие] эвфемизмом вместо Эринний [Фурий] .]
  34. ^ Грейвс, стр. 122–123.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0f918d850637708fd546983930ded2a1__1722489060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0f/a1/0f918d850637708fd546983930ded2a1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Erinyes - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)