Эринии

Греческие божества ряд |
---|
Хтонические божества |
Эринии r ( / ɪ ˈ r ɪ n i . iː z / ih- RIN -ee-eez ; пение. Erinys / ɪ ˈ r ɪ n ɪ s , ɪ ˈ aɪ n ih- ɪ s / ih- RIN -iss, RY -нисс ; [1] Древнегреческий : Эринии , пл. Эринис ) , [2] также известные как Эвмениды (широко известные на английском языке как ) , являются хтоническими богинями мести Фурии в древнегреческой религии и мифологии . В шаблонной клятве в « Илиаде» они называются «Эриниями, которые под землей мстят людям, давшим ложную клятву». [3] Вальтер Буркерт предполагает, что они являются «воплощением акта самопроклятия, содержащегося в клятве». [4] Они соответствуют Дирам в римской мифологии . [5] Римский писатель Мавр Сервий Гоноратус писал (около 400 г. н. э.), что в аду их называют «Эвменидами», на Земле «Фуриями» и на небесах «Дирами». [6] [7] Эринии родственны некоторым другим греческим божествам, называемым Поэнай . [8]
Согласно Гесиода » «Теогонии , когда титан Кронос кастрировал его отца, Урана , и бросил его гениталии в море, Эринии (вместе с Гигантами и Мелиями ) возникли из капель крови, упавших на Землю ( Геи ). , а Афродита родилась из гребней морской пены. [9] Псевдо-Аполлодор также сообщает об этом происхождении. [10] По другим версиям, это дочери Никс («Ночи»). [11] Вергилия в то время как в «Энеиде» они являются дочерьми Плутона ( Аида ). [12] и Нокс ( Никс ). [13] По некоторым сведениям, они были дочерьми Евронимы (название Земли) и Кроноса. [14] или Земли и Форкиса (т.е. моря). [15] В орфической литературе они дочери Аида и Персефоны . [16]
Их количество обычно остается неопределенным. Вергилий , вероятно, работая на основе александрийского источника, распознал три: Алекто или Алекто («бесконечный гнев»), Мегеру («ревнивая ярость») и Тисифону или Тильфусию («мстительное разрушение»), все из которых появляются в « Энеиде» . Данте Алигьери последовал за Вергилием в изображении того же трехперсонажного триптиха Эринии; в Песне IX « Ада» они противостоят поэтам у ворот города Дис . В то время как Эринии обычно описывались как три девичьи богини, Эринис Телфусия обычно была прозвищем гневной богини Деметры , которой поклонялись под титулом Эринис в аркадском городе Тельпоуса .
Этимология
[ редактировать ]Слово Эриния имеет неясную этимологию; связи с глаголом ὀρίνειν orinein , «поднимать, волновать, возбуждать», и существительным ἔρις eris были предложены , «раздор»; Бикс, стр. 458–459, предположил догреческое происхождение . Слово Erinys в единственном числе и как теоним впервые встречается в микенском греческом языке , написанном линейным письмом B , в следующих формах: 𐀁𐀪𐀝 , э-ри-ну , и 𐀁𐀪𐀝𐀸 , э-ри-ну-мы . Эти слова встречаются в КН Фп 1, КН В 52, [17] и таблетки KN Fh 390. [18]
Описание
[ редактировать ]Эринии живут в Эребе и являются более древними, чем любое из олимпийских божеств. Их задача — выслушивать жалобы смертных на наглость молодых по отношению к старикам, детей по отношению к родителям, хозяев по отношению к гостям , домовладельцев или городских советов по отношению к просителям — и наказывать такие преступления, неустанно преследуя виновных. Внешний вид Эриний различается в разных источниках, хотя их часто описывают как одетых в черное. [19] Эсихла, Эвменида жрица Пифийского Аполлона, сравнивает их чудовищность с чудовищами горгон и гарпий , но добавляет, что они бескрылы, а из их глаз капает ненависть. [20] Еврипид , напротив, дает им крылья, как и Вергилий. [21] Их часто изображают со змеями в волосах. [22]
Эринии обычно ассоциируются с ночью и тьмой. Согласно разным источникам, они являются дочерьми Никсы , богини ночи. В произведениях Эсхила и Еврипида они также связаны с тьмой как по своему внешнему виду, так и по времени суток, в которое они проявляются. [23]
Описание Тисифоны Статиусе Фиваиде в :
Так молился он, и жестокая богиня обратила свое мрачное лицо, чтобы послушаться. Случайно она села рядом с мрачным Коцитом , освободила змей от своей головы и позволила им плескаться в сернистых водах. Тотчас же, быстрее огня Юпитера или падающих звезд, вскочила она с мрачного берега: толпа призраков расступается перед ней, боясь встретить свою царицу; затем, путешествуя сквозь тени и поля, темные от толп призраков, она спешит к воротам Тенара , порог которых никто не может переступить и снова вернуться. День почувствовал ее присутствие, Ночь вставила свое смолистое облако и вспугнула своих сияющих коней; вдалеке возвышающийся Атлант вздрогнул и перевалил тяжесть неба на свои дрожащие плечи. Тотчас поднявшись ввысь из долины Малеи , она несет ее по известной дороге в Фивы: ибо ни по какому поручению она не уходит быстрее и не возвращается, ни один родственный ей Тартар не нравится ей так хорошо. Сотня рогатых змей затеняла ее лицо, толпящийся ужас в ее ужасной голове; глубоко в ее запавших глазах светится железный оттенок, как будто Атрацианские заклинания заставляют страдающую Фиби краснеть сквозь облака; пропитанная ядом, ее кожа раздувается и опухает от тления; огненный пар исходит из ее злых уст, навлекая на человечество жажду неутолимую, и болезни, и голод, и всеобщую смерть. С ее плеч спадает суровое и ужасное одеяние, темные застежки которого сходятся на ее груди: Атропос и Прозерпина сами создают ей это одеяние заново. Затем обе ее руки трясутся в гневе: одна сияет погребальным факелом, другая хлещет воздух живой водяной змеей. [24]
Культ
[ редактировать ]
Павсаний описывает святилище в Афинах, посвященное Эриниям, под названием Семнаи:
Недалеко от [Ареопага, афинского суда по убийствам] находится святилище богинь, которых афиняне называют Августами, но Гесиод в «Теогонии» называет их Эриниями (Фуриями). Именно Эсхил первым изобразил их со змеями в волосах. Но на изображениях ни этих, ни каких-либо из подземных божеств нет ничего страшного. Есть изображения Плутона, Гермеса и Земли, которыми приносят в жертву получившие оправдание на холме Ареса; жертвы приносятся и в других случаях как гражданами, так и иностранцами.
Орфические гимны , сборник из 87 религиозных стихотворений в переводе Томаса Тейлора, содержат две строфы, посвященные Эриниям. В гимне 68 они называются Эриниями, а в гимне 69 — Эвменидами. [25]
Гимн 69 Эриниям:
Голосистые вакханальные фурии [Эринии], слышите! Вы, я призываю ужасные силы, которых все почитают; Ночью, глубоко, тайно удаляющиеся, Тисифона, Алекто и Мегара ужасны: Глубоко в пещере, слившейся, вовлечённой в ночь, близ того места, где Стикс течет, непроницаемый для зрения; Вечно участвующие в таинственных обрядах, яростные и свирепые, которых восхищает ужасный закон Судьбы; Вам принадлежат месть и скорби ужасные, сокрытые дикой пеленой, суровые и сильные, Устрашающие девы, вечно обитающие, облеченные в различные формы, в глубочайшем аду; Воздушный, невидимый для человеческого рода, стремительный, стремительный, как разум. Напрасно Солнце с ярким сиянием крыльев, напрасно Луна, далеко бросающая более мягкий свет, Мудрость и Добродетель могут тщетно пытаться; и приятно, Арт, наш транспорт, чтобы получить, Если только с их помощью ты не вступишь в сговор и далеко не отвратишь свой всеразрушительный гнев. Вы видите бесчисленные племена смертных и справедливо управляете беспристрастным взглядом Райта [Дайки]. Приди, змееволосая, Судьбы [Мойры] многообразные, божественные, подавай свой гнев и к нашим обрядам склоняйся. [26]
Гимн 70 Евменидам:
Услышьте меня, прославленные фурии [Эвмениды], могущественные по имени, ужасающие силы, за прославленный разумный совет; Святой и чистый, от Юпитера земного [Зевса Хтониоса] (Аида), рожденного, и Прозерпины [Ферсефоны], которую украшают прекрасные локоны: Чей пронзительный взор, безграничным зрением, наблюдает за делами всех нечестивых: Судьба сопровождает, карает гонка (с жестоким гневом) поступков несправедливых и низких. Темноцветные королевы, чьи сверкающие глаза светятся ужасным, сияющим, разрушающим жизнь светом: Вечные правители, ужасные и сильные, которым принадлежат месть и ужасные пытки; Смертельные и ужасные для человеческого зрения, с змеевидными локонами, блуждающими в ночи; В любом случае приблизьтесь и радуйтесь этим обрядам, ибо я призываю вас святым, умоляющим голосом. [27]
В древнегреческой литературе
[ редактировать ]
Фрагменты мифов об Эриниях встречаются среди самых ранних дошедших до нас записей древнегреческой культуры. Эринии занимают видное место в мифе об Оресте , который часто повторяется во многих произведениях древнегреческой литературы .
Эсхил
[ редактировать ]Эринии, представленные в древнегреческой литературе, от стихов до пьес, образуют хор и играют важную роль в заключении Орестея драматической трилогии Эсхила « » . В первой пьесе «Агамемнон » царь Агамемнон возвращается домой с Троянской войны , где его убивает его жена Клитемнестра , жаждущая отомстить за свою дочь Ифигению , которую Агамемнон принес в жертву, чтобы получить попутный ветер и отплыть в Трою. Во второй пьесе «Носители возлияния» их сын Орест повелел ему достиг зрелого возраста, и оракул Аполлона отомстить за убийство своего отца от руки матери. Вернувшись домой и явившись сестре Электре , Орест притворяется посланником, приносящим Клитемнестре известие о собственной смерти. Затем он убивает свою мать и ее любовника Эгисфа . Хотя действия Ореста были именно тем, что приказал ему сделать Аполлон, Орест все же совершил матереубийство, что является тяжким кощунством. [28] Из-за этого его преследуют и мучают ужасные Эринии, требующие новой кровной мести. [29]

В «Эвменидах» говорит Оресту Аполлон в Дельфах , что ему следует отправиться в Афины, чтобы обратиться за помощью к богине Афине . В Афинах Афина устраивает суд над Орестом присяжными из афинских граждан под ее председательством. Эринии выступают обвинителями Ореста, а Аполлон выступает в его защиту. Суд превращается в дискуссию о необходимости кровной мести, о чести, которая причитается матери по сравнению с честью отца, и об уважении, которое необходимо оказывать древним божествам, таким как Эринии, по сравнению с новым поколением Аполлонов и Афина. Голоса жюри разделились поровну. Афина участвует в голосовании и выбирает оправдание. Афина объявляет Ореста оправданным на основании установленных ею правил суда. [30] Несмотря на приговор, Эринии угрожают замучить всех жителей Афин и отравить окружающую местность. Афина, однако, предлагает древним богиням новую роль — защитниц справедливости, а не мести, и города. Она убеждает их разорвать порочный круг кровь за кровь (за исключением войны, которая ведется ради славы, а не мести). Обещая, что богини получат должную честь от афинян и Афины, она также напоминает им, что у нее есть ключ от хранилища, где Зевс хранит молнии, победившие других древних божеств. Эта смесь взяток и завуалированных угроз удовлетворяет Эриний, которых затем возглавляет Афина в процессии к их новому жилищу. В пьесе к «Фуриям» после этого обращаются как к «Семнаи» (Почтенные), поскольку теперь они будут уважаться гражданами Афин и обеспечивать процветание города. [31]
Еврипид
[ редактировать ]У Еврипида « Орест» Эринии впервые «приравниваются» к Евменидам. [32] (Εὐμενίδες, мн. Εὐμενίς; буквально «милосердные», но также переводится как «добрые»). [33] считалось Это потому, что упоминать их по имени неразумным (из боязни привлечь их внимание); ироничное имя похоже на то, как Аид , бог мертвых, именуется Плутоном или Плутоном, «Богатым». [34] Использование эвфемизмов для имен божеств служит многим религиозным целям.

Софокл
[ редактировать ]В Софокла « пьесе Эдип в Колоне » знаменательно то, что Эдип приходит к месту своего последнего упокоения в роще, посвященной Эриниям. Это показывает, что он понес покаяние за свое кровавое преступление, а также пришел к тому, чтобы объединить уравновешивающие силы со своей ранней чрезмерной зависимостью от Аполлона, бога личности, солнца и разума. Его просят сделать подношение Эриниям, и он подчиняется, помирившись. [ оригинальное исследование? ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Эринии» . Dictionary.com Полный . Случайный дом . Проверено 12 сентября 2013 г.
- ^ Лиделл и Скотт, св Ἐρινύς
- ^ Гомер , Илиада 19.259–260 ; см . также Илиаду 3.278–279 .
- ^ Буркерт, с. 198
- ^ Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета.
- ^ Сервий , Комментарий к Вергилию , Энеида 4.609.
- ^ Джон Лемприер (1832). Классический словарь Лемприера для школ и академий: содержащий все имена, которые важны или полезны в оригинальной работе, стр. 150.
- ^ Словарь греческой и римской биографии и мифологии, Poena
- ^ Гесиод , Теогония 173–206 .
- ^ Псевдо-Аполлодора Библиотека 1.1.4 .
- ^ Эсхил Евменид 321 ; Ликофрон Александра 432; Овидия Метаморфозы 4.453.
- ^ «Когда она произнесла эти грозные слова, она искала Землю: и призвала Аллекто, приносящего горе, из дома Роковых Фурий, из адских теней: в чьем уме печальные войны, гнев и обман, и Чудовище, ненавистное ее собственному отцу Плутону, ненавистное ее сестрам-тартарам: она принимает столько форм, ее черты так дики, в ней так много черных змей, разбудила ее Юнона, сказав: «Даруй мне». благосклонность моей собственной, девственной дочери Ночи, эта услуга, чтобы моя честь и слава не ослабли и не уступили дорогу, и чтобы народ Энея не смог добиться расположения Латина смешанными браками или заполнить пределы Италии » » ( Энеида 7.323) - Верг. А. 7.334).
- ↑ Люди говорят о двойных язвах, называемых Ужасными, которых Ночь родила преждевременно, в одном рождении с Тартарской Мегерой, одинаково оплетая их змеиными кольцами и добавляя крылья, быстрые, как ветер ( Энеида 12.845-12, 848 и след.).
- ^ Эпименид ап. Цец на Ликофроне, 406 г.
- ^ Велкер Грих. Гёттерль . 3,81
- ^ Вест 1983, стр. 73–74; Орфические гимны 70 фуриям 4–5 (Атанассакис и Волков, стр. 56–57).
- ^ Чедвик, с. 98 : «Затем появляется удивительная фигура: Эрин , более позднее имя, обычно во множественном числе, для фурий или духов-мстителей, которые, как полагают, преследуют убийц. Это же имя теперь расшифровано на краю знаменитого списка греческих богов в Кноссе. (V 52), с которого я начал эту главу».
- ^ Чедвик, с. 98 : «Здесь мы имеем еще одно упоминание об Эрине (Fh 390)…»
- ^ Эсхил, Возлияние Беаров 1048 г.
- ^ Эсхил Евменид 34-59
- ^ Еврипид [Орест (пьеса) | Орест] 317 ; Вергилий, Энеида 12. 848.
- ^ Вергилий, Георгика 4. 471; Проперций, Элегии 3. 5; Овидий, Метаморфозы 4. 451.
- ^ Христопулос, Менелай (2010). Свет и тьма в древнегреческих мифах и религиях . Лэндхэм, Мэриленд: Lexington Books. п. 134. ИСБН 978-0-7391-3898-4 .
- ^ «Стаций (ок.45–ок.96) — Фиваида: Книга I» .
- ^ Орфические гимны: Библиотека классических текстов
- ^ Орфические гимны, Гимн 68.
- ^ Орфические гимны, Гимн 69.
- ^ Трусделл, Ричард (2008). «Трагедия и трансформация: Орестея Эсхила». Юнгский журнал . 2 (3): 5–38. дои : 10.1525/jung.2008.2.3.5 . JSTOR 10.1525/jung.2008.2.3.5 . S2CID 170372385 .
- ^ Хенрикс, Альберт (1994). «Анонимность и полярность: неизвестные боги и безымянные алтари на ареопагах». Классические исследования Иллинойса . 19 : 27–58. JSTOR 23065418 .
- ^ Хестер, Д.А. (1981). «Кастинговое голосование». Американский журнал филологии . 102 (3): 265–274. дои : 10.2307/294130 . JSTOR 294130 .
- ^ Мейс, Сара (2004). «Почему спящие мертвецы Орестеи не лгут, Часть II: «Хоефоры» и «Эвмениды» ». Классический журнал . 100 (1): 39–60. JSTOR 4133005 .
- ^ Ганц, с. 832.
- ^ Suda . В остальном все в порядке, поскольку другие называют Эвменидов по-другому. другие имена считаются полезными для других, но для нас эти эвмениды эвфемистически называют его Эринниями. [Поскольку разные люди называют Эвменидов разными именами. Таким образом, другие люди считают другие имена хорошими, но мы предпочитаем называть их Эвменидами [Предпочитающие] эвфемизмом вместо Эринний [Фурий] .]
- ^ Грейвс, стр. 122–123.
Ссылки
[ редактировать ]- Эсхил , « Орестея ». Пер. Ллойд-Джонс. Строки 788–1047.
- Бикс, Роберт С.П. (2009), Этимологический словарь греческого языка , Лейден: EJ Brill.
- Буркерт, Уолтер , 1977 (тр. 1985). Греческая религия (издательство Гарвардского университета).
- Чедвик, Джон (1976). Микенский мир . Кембридж, Англия: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-29037-1 .
- Ганц, Тимоти , Ранний греческий миф: Путеводитель по литературным и художественным источникам , издательство Университета Джонса Хопкинса, 1996, два тома: ISBN 978-0-8018-5360-9 (Том 1), ISBN 978-0-8018-5362-3 (Том 2).
- Грейвс, Роберт ; Греческие мифы , Moyer Bell Ltd; Полное издание (декабрь 1988 г.), ISBN 0-918825-80-6 .
- Гесиод , Теогония . пер. Хью Дж. Эвелин-Уайт. 1914. Строки 176–206. Онлайн-текст: Проект «Персей». Университет Тафтса.
- Гомер , «Илиада» с английским переводом А. Т. Мюррея, доктора философии, в двух томах . Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann, Ltd., 1924. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Лидделл, Генри Джордж , Роберт Скотт . Греко-английский лексикон . Полностью переработано и дополнено сэром Генри Стюартом Джонсом при содействии. Родерик Маккензи. Оксфорд. Кларендон Пресс. 1940. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Литтлтон, Скотт. Боги, богини и мифология, Том 4 . Корпорация Маршалл Кавендиш, 2005. Поиск книг Google. Веб. 24 октября 2011 г.
- Павсаний , Павсаний Описание Греции с английским переводом WHS Jones, Litt.D., и HA Ormerod, MA, в 4 томах. Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann Ltd., 1918. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Скалл, С.А. Систематизированная греческая мифология . Филадельфия: Портер и Коутс, 1880. Печать.
- Вергилий , Энеида VII, 324, 341, 415, 476.
- Уилк, Стивен Р. Медуза: разгадка тайны Горгоны . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 2000. Поиск книг Google. Веб. 24 октября 2011 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]