Jump to content

богобоязненный

В Сардисской синагоге (III век, Турция ) существовала большая община богобоязненных и евреев, интегрированная в римскую гражданскую жизнь .

Богобоязненные ( койне греческий : фобуменой тон Теон ) [1] или богопоклонники ( койне греческий : θεοσεβεῖς , Theosebeis ) [1] были многочисленным классом язычников , сочувствовавших эллинистическому иудаизму , существовавшему в греко-римском мире , [2] [3] [4] [5] которые соблюдали определенные еврейские религиозные обряды и традиции, не становясь при этом полностью обращенными в иудаизм . [1] [2] [3] [5] [6] [7] [8] Эта концепция имеет прецеденты у прозелитов еврейской Библии .

Многие из этих греко-римских сторонников эллинистического иудаизма, имевшего монотеистическое или генотеистическое языческое происхождение, были поклонниками Цела ( римского имени/эквивалента Яхве ) . [9] Некоторые современные исследователи иудаики, такие как А. Томас Краабель богобоязненные люди , считают, что названные в Новом Завете (например, Корнилий Сотник ) являются вымышленным изобретением Деяний апостолов . [2] В более широком смысле слово «богобоязненный» стало означать человека, который искренне религиозен.

Происхождение, история, статус и распространение

[ редактировать ]

С середины 1980-х годов все большее число исследователей иудаики и истории иудаизма стали интересоваться темой богобоязненных и их связью с эллинистическим иудаизмом и ранним христианством . [1] [10] По распространенному мнению, [11] Евреи, жившие в греко-римском мире в эллинистический и римский период, не были вовлечены в активную миссионерскую деятельность по массовому обращению среди язычников . [12] [13] хотя многие историки с этим не согласны. [11] [14] [15] [16]

Когда евреи эмигрировали и поселились в римских провинциях Империи, иудаизм стал привлекательной религией для многих язычников по многим причинам; [6] [7] [15] Богобоязненные и прозелиты, прошедшие полное обращение, были греками или римлянами и принадлежали ко всем социальным классам : в основном это были женщины. [14] и вольноотпущенники [14] ( либерти ), но были также ремесленники , солдаты и несколько людей высокого статуса, таких как патриции и сенаторы . [14] Несмотря на свою преданность иудаизму, богобоязненные были освобождены от уплаты « еврейского налога » ( fiscus Judaicus ). [8]

Мартин Гудман заявил, что евреи обратили неевреев, пассивно живя своим примером. Неевреям был предоставлен выбор, как реагировать. Но он отмечает, что некоторые евреи, например фарисеи , были в основном заинтересованы в обращении других евреев. [17]

Класс богобоязненных существовал с 1-го вв. [15] и III век нашей эры . [18] [19] Они упоминаются в латинской и греческой литературе , Флавия Иосифа Флавия и Филона исторических трудах , раввинской литературе , ранних христианских писаниях и других современных источниках, таких как синагогах надписи в общин диаспоры. [6] [7] [19] ( Палестина , [14] Рим , [2] и Малая Азия ). [6] [7] [14]

В древнегреческом театре Милета некоторые сидячие места, по-видимому, были отведены для богобоязненных. [20]

Источники

[ редактировать ]

Еврейская Библия

[ редактировать ]

В еврейской Библии есть некоторое признание того, что монотеистическое поклонение язычников направлено к Богу евреев . Это образует категорию йир'ей ХаШем / йир'ей Шамаим ( ивр . יראי השם , что означает «Боящиеся имени»/«Боящиеся неба»). [1] [4] [19] « Имя » — еврейский эвфемизм для Яхве , ср. Псалом 115:11 ). [21] [22] это было развито В более поздней раввинской литературе в концепцию Ноахидов , то есть язычников, которые следуют семи законам Ноя , которые раввинские писания относят к Ноевому Завету . [8] [23]

В надписях, текстах и ​​папирусах

[ редактировать ]

Греческие термины , и латинские обозначающие богобоязненных ( theosebeis , sebomenoi , phoboumenoi , metuentes ). [4] [19] [24] встречаются в древней литературе ( греческой , римской и еврейской ) и синагогальных надписях, обнаруженных в Афродисиаде . [6] [8] [19] [25] Пантикапей , Траллы , Сарды , Веноза , Лорий Риме ), Родос , Делилер ( Филадельфия ) и Милет . [6] [7]

Судя по различиям в Деяниях апостолов, считается, что они не стали герим цедеким . [26] которое требовало обрезания , [3] [27] хотя свидетельства на протяжении веков сильно различались, и значение этого термина могло включать в себя все виды сочувствующих язычников, как прозелитов, так и нет. [28] Существует также около 300 текстовых ссылок (с 4-го века до нашей эры по 3-й век нашей эры) на секту гипсистариан , некоторые из которых практиковали субботу и которые многие ученые считают сочувствующими иудаизму, относящемуся к богобоязненным. [29]

В раннехристианских писаниях

[ редактировать ]

В Новом Завете и ранних христианских писаниях греческие термины «богобоязненные» и «богопоклонники» используются для обозначения тех язычников, которые в той или иной степени присоединились к эллинистическому иудаизму , но не стали полностью обращенными. [1] [3] [5] и упоминаются главным образом в Евангелии от Луки ( 7:1–10 ). [1] и более подробно в Деяниях Апостолов, [1] [30] [31] который описывает апостольскую эпоху века I .

Тогда Павел встал и, взмахнув рукой, сказал: «Мужи Израилевы и боящиеся Бога (οἱ φοβούμενοι τὸν θεόν) слушайте».

Братия, сыны рода Авраамова, и те из вас, которые боятся Бога (ἐν ὑμῖν φοβούμενοι τὸν θεόν), к нам послана весть об этом спасении.

Роль в христианстве I века

[ редактировать ]

Современные ученые считают, что иудействующие язычники и богобоязненные люди имеют большое значение для роста раннего христианства ; [32] [33] они представляли группу язычников, которые в той или иной степени разделяли религиозные идеи и обычаи с евреями. [4] [5] [6] [8] Однако богобоязненные были лишь «частичными» новообращенными, участвовавшими в определенных еврейских обрядах и традициях, не сделав ни шагу к фактическому обращению в иудаизм , что потребовало бы полного соблюдения 613 заповедей (включая различные запреты, такие как кашрут , обрезание и т. д. ). , соблюдение субботы и т. д.), которые обычно были непривлекательны для потенциальных новообращенных язычников (в основном греков). [6] [8] Обряд обрезания был особенно непривлекательным и отвратительным в классической цивилизации. [33] [34] [35] поскольку был обычай проводить примерно час в день, тренируясь обнаженным в спортзале и в римских банях , поэтому еврейские мужчины не хотели, чтобы их видели на публике лишенными крайней плоти . [34] [35] И эллинистическая , и римская культура считала обрезание жестоким и отвратительным явлением. [34] [35]

Апостол Павел в своих посланиях яростно критиковал иудействующих, требовавших обрезания для обращенных язычников , и выступал против них; [33] [36] [37] [38] [39] [40] вместо этого он подчеркнул, что вера во Христа представляет собой Новый Завет с Богом, [40] завет , который по сути обеспечивает оправдание и спасение язычников от суровых указов Моисеева закона , Новый Завет, не требующий обрезания [33] [38] [39] [40] (см. также «Оправдание верой» , «Отрывки Павла, поддерживающие антиномизм» , «Отмена законов Ветхого Завета» ). Лидия Фиатирская , ставшая первым обращенным Павлом в христианство в Европе, описана в Новом Завете как «поклоняющаяся Богу» ( Деяния 16:14 ); римский солдат Корнелий и эфиопский евнух также рассматриваются современными учеными как богобоязненные, принявшие христианство. [32] [41] [42]

В послании Павла о спасении через веру во Христа в отличие от подчинения Моисееву закону: [33] [36] [37] много богобоязненных [1] нашли по сути еврейскую группу, к которой они могли принадлежать без необходимости принятия еврейского закона. [1] Помимо того, что группа Павла получила широкое распространение, эта точка зрения была обобщена и в конечном итоге пришла к выводу, что обращенным в христианство не обязательно сначала принимать весь еврейский закон (см. Апостольский указ ), факт, необходимый для распространения ранних христиан, что в конечном итоге привело к различие между иудаизмом и христианством как двумя отдельными религиями .

См. также

[ редактировать ]

Примечания и ссылки

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Сим, Дэвид К. и Макларен, Джеймс С. (2013). «язычники, богобоязненные и прозелиты (глава 1): богобоязненные (раздел 3)» . Отношение к язычникам в древнем иудаизме и раннем христианстве . Нью-Йорк : Издательство Блумсбери . стр. 9–27. ISBN  978-0-56763-766-6 .
  2. ^ Перейти обратно: а б с д Краабель, AT (1981). «Исчезновение «Богобоязненных» ». Нумен . 28 (2). Лейден : Издательство Brill : 113–126. дои : 10.1163/156852781X00160 . eISSN   1568-5276 . ISSN   0029-5973 . JSTOR   3270014 . LCCN   58046229 . OCLC   50557232 .
  3. ^ Перейти обратно: а б с д Фельдман, Луи Х .; Рейнхольд, Мейер, ред. (1996). « Сочувствующие» (Богобоязненные)» . Еврейская жизнь и мысль среди греков и римлян . Эдинбург : T&T Clark . стр. 137–145. ISBN  0-567-08525-2 .
  4. ^ Перейти обратно: а б с д Маркус, Ральф (1952). «Себомены у Иосифа Флавия». Еврейские социальные исследования . 14 (3). Блумингтон, Индиана : Издательство Университета Индианы : 247–250. JSTOR   4465081 . Из языческих, христианских и еврейских источников мы знаем, что в эллинистический и раннеримский периоды некоторые язычники были настолько сильно привлечены к иудаизму, что обратились в свою веру и обязались соблюдать еврейские законы и обычаи так же, как это делали сами евреи. [...] Также обычно предполагается, что были некоторые язычники, которые не зашли так далеко, чтобы стать обращенными, но заявили о своей вере в монотеизм и отказались от поклонения языческим богам . Насколько далеко они зашли в открытом отмежевании от язычества и присоединении к иудаизму, мы не знаем. Обычно считается, что этих сторонников язычников обозначают терминами sebomenoi или phoboumenoi ton theon и metuentes в греческих и латинских источниках, а также yir᾿ê shamayim «боящиеся неба» (т.е. богобоязненные) в некоторых ранних раввинистических отрывках.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д Бромили, Джеффри В. (1986). Международная стандартная библейская энциклопедия . Том. 3 (Полностью переработанное издание). Гранд-Рапидс, Мичиган : Эрдманс . п. 1010. ИСБН  0-8028-3783-2 . Многие ученые видят параллель между «богобоязненными» в раввинистической литературе и «богобоязненными» в Новом Завете (НЗ). В раввинистической литературе гер тошаб назывался язычником, который соблюдал Ноаховы заповеди , но не считался обращенным в иудаизм, поскольку не соглашался на обрезание . [...] некоторые учёные допустили ошибку, назвав гер тошаб «прозелитом» или «полупрозелитом». Но гер тошаб на самом деле был иностранцем, постоянно проживающим в Израиле . Некоторые ученые утверждали, что термин «боящиеся Бога» ( yir᾿ei Elohim / Shamayim ) использовался в раввинской литературе для обозначения язычников, находившихся на окраине синагоги. Они не были обращенными в иудаизм, хотя их привлекала еврейская религия и они соблюдали часть закона .
  6. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Требилько, Пол (2001). «Богобоязненные». У Левина, Ариэль (ред.). Евреи в Римской империи: различные очерки (на итальянском языке). Флоренция : Ла Джунтина. стр. 161–193. ISBN  88-8057-120-6 .
  7. ^ Перейти обратно: а б с д и Требилько, Пол (2006). «Евреи в Малой Азии, 66-ок. 235 г. н. э.» . В Дэвисе, Уильям Дэвид; Финкельштейн, Луис ; Кац, Стивен Т. (ред.). Кембриджская история иудаизма: Том 4, Поздний римско-раввинский период . Кембридж : Издательство Кембриджского университета . стр. 80–82. ISBN  978-0-521-77248-8 .
  8. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Гудман, Мартин (2007). «Идентичность и авторитет в древнем иудаизме» . Иудаизм в римском мире: Сборник очерков . Древний иудаизм и раннее христианство. Том. 66. Лейден : Издательство Brill . стр. 30–32. дои : 10.1163/ej.9789004153097.i-275.7 . ISBN  978-90-04-15309-7 . ISSN   1871-6636 . LCCN   2006049637 . S2CID   161369763 .
  9. ^ Флор , воплощение 1.40 (3.5.30): «Евреи пытались защитить Иерусалим ; но он [Помпей Великий] вошел и в этот город и увидел разоблаченную великую Святую Святых нечестивого народа, Целум под золотой виноградной лозой» ( Hierosolymam ) . Финбарр Барри Флад, Великая мечеть Дамаска: исследования зарождения визуальной культуры Омейядов (Brill, 2001), стр. 81 и 83 (примечание 118). Оксфордский латинский словарь (Оксфорд: Clarendon Press, 1982, переиздание 1985 года), стр. 252, статья о Caelum , цитирует Ювенала, Петрония и Флора как примеры Caelus или Caelum «в отношении Иеговы , а также некоторых символов Иеговы».
  10. ^ Кремер, Росс С. (2016). «Отказ от богобоязненных (глава 7)». В Страттоне, Кимберли Б.; Либер, Андреа (ред.). Пересечение границ в раннем иудаизме и христианстве: двусмысленности, сложности и полузабытые враги - Очерки в честь Алана Ф. Сигала . Лейден: Брилл. стр. 169–199. ISBN  9789004334496 . действительно используется ... в 1975 году в Карийском Афродисиасе действительно была найдена большая стела, в которой теосебей как своего рода техническая категория, по крайней мере, на одной стороне, если не на обеих. После официальной публикации надписи в 1987 году и без того значительная библиография о «Богобоязненных» разрасталась, и многие исследования римского периода теперь, похоже, регулярно предполагают присутствие таких людей по всему древнему Средиземноморью в течение периода, по крайней мере, полвека. тысячелетие.
  11. ^ Перейти обратно: а б Санд, Шломо ; Илани, Офри (21 марта 2008 г.). «Разрушение «национальной мифологии» » . Гаарец . Тель-Авив . Архивировано из оригинала 24 мая 2018 года . Проверено 30 августа 2020 г. Народ не распространялся, но распространялась еврейская религия. Иудаизм был преобразующей религией. Вопреки распространенному мнению, в раннем иудаизме существовала огромная жажда обращения других. Хасмонеи были первыми , кто начал производить большое количество евреев путем массового обращения под влиянием эллинизма . Обращения между восстанием Хасмонеев и восстанием Бар-Кохбы подготовили почву для последующего широкого распространения христианства . После победы христианства в четвертом веке процесс обращения в христианском мире был остановлен, и число евреев резко сократилось. Предположительно, многие из евреев, появившихся по всему Средиземноморью, стали христианами. Но затем иудаизм начал проникать в другие регионы – языческие регионы, например, такие как Йемен и Северная Африка . Если бы иудаизм не продолжал развиваться на этом этапе и если бы он не продолжал обращать людей в языческом мире, мы бы так и остались совершенно маргинальной религией, если бы вообще выжили.
  12. ^ Данн, Джеймс Д.Г. (осень 1993 г.). Рейнхарц, Адель (ред.). «Отголоски внутриеврейской полемики в послании Павла к галатам». Журнал библейской литературы . 112 (3). Общество библейской литературы : 462. doi : 10.2307/3267745 . ISSN   0021-9231 . JSTOR   3267745 . Галатам 2:14: «Как вы заставляете язычников иудаизировать?» «Иудаизировать» было довольно знакомым выражением в смысле «жить как еврей», «принимать чисто еврейский образ жизни» – в отношении язычников, перенимающих еврейские обычаи, такие как соблюдение субботы. [...] Иудаизм в то время был особенно не заинтересован в евангелизации, хотя был открыт и принимал богобоязненных язычников и прозелитов.
  13. ^ Хезсер, Екатерина (2011). Еврейское путешествие в древность . Тексты и исследования древнего иудаизма. Том. 144. Тюбинген : Мор Зибек . п. 438. ИСБН  978-3-16-150889-9 .
  14. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Луи Х. Фельдман , «Вездесущность богобоязненных». Архивировано 28 ноября 2022 г. в Wayback Machine , Biblical Archeology Review 12, 5 (1986), Центр онлайн-исследований иудаики.
  15. ^ Перейти обратно: а б с Шэй Дж. Д. Коэн , От Маккавеев до Мишны (1989), стр. 55–59, Луисвилл, Кентукки : Вестминстер Джон Нокс Пресс , ISBN   978-0-664-25017-1 .
  16. ^ А. Т. Краабель, Дж. Эндрю Оверман, Роберт С. МакЛеннан, Евреи диаспоры и иудаизм: эссе в честь А. Томаса Крабеля и в диалоге с ним (1992), Scholars Press , ISBN   978-15-55406-96-7 . «Как благочестивые язычники, богобоязненные люди находились где-то между греко-римским благочестием и еврейским благочестием в синагоге. В своем классическом, но уже несколько устаревшем исследовании под названием «Иудаизм в первых веках христианской эры » гарвардский ученый Джордж Фут Мур утверждал, что существование богобоязненных является свидетельством миссионерской деятельности синагоги за пределами Палестины в первом веке нашей эры. Богобоязненные были результатом этого еврейского миссионерского движения».
  17. ^ Гудман, Мартин (2006). Иудаизм в римском мире . Брилл. ISBN  978-90-47-41061-4 .
  18. ^ Роберт Ф. Танненбаум, «Евреи и богобоязненные в священном городе Афродиты» , «Обзор библейской археологии» 12, 5 (1986), Центр онлайн-исследований иудаики.
  19. ^ Перейти обратно: а б с д и Луи Х. Фельдман (1992). « Сочувствующие иудаизму» . В Аттридже, Гарольд В.; Хата, Гохей (ред.). Евсевий, христианство и иудаизм . Детройт : Издательство Государственного университета Уэйна . стр. 389–395. ISBN  0-8143-2361-8 .
  20. ^ «Еврейская надпись в Милетском театре» . Доска объявлений Леона . 23 апреля 2010 г. Проверено 22 ноября 2022 г.
  21. ^ Ислам и глобальный диалог: религиозный плюрализм и стремление к миру. ред. Роджер Боас, Хасан Бин (ФРВ) Талал. Эшгейт. 2010 Страница 203 «Тем не менее, к поздним библейским временам израильтяне осознали, что в мире были и другие люди, которые поклонялись единому, невидимому Богу. Такие люди образуют категорию йирей Хашем (богобоязненные, ср. Псалом 115:11). ; возможно, это для того, чтобы..."
  22. ^ Джеффри М. Коэн 500 вопросов и ответов о Хануке 2006 г. «Отсюда и ссылки на них в еврейских источниках, таких как Себоменой или Йир'ей Хашем (Богобоязненные). Многие из них приняли монотеизм, хотя и воздерживались от многих других основных ритуальных заповедей. ."
  23. ^ Вавилонский Талмуд , Синедрион 56а, 56б.
  24. ^ Питер В. ван дер Хорст, Богобоязненные (theosebeis) (2015), Оксфордский классический словарь.
  25. ^ Макнайт, Шотландия ; Осборн, Грант Р. , ред. (2004). Лицо исследований Нового Завета: обзор недавних исследований . Ада, Мичиган : Baker Academic . стр. 418–424. ISBN  978-08-01-02707-9 .
  26. ^ Джейкобс, Джозеф ; Хирш, Эмиль Г. (1906). «Прозелит» . Еврейская энциклопедия . Фонд Копельмана . Проверено 11 апреля 2020 г. В отличие от гер тошаб, полный прозелит обозначался как « гер ха-кедех» , «гер ха-берит» (искренний и праведный прозелит, тот, кто подчинился обрезанию; см. Мех., Мишпатим, 18; Герим III). .). Обычный технический термин для «обращения» в раввинской литературе - «Каббель» (принять) или «Хареб тахат канфе ха-Шекина» (привести человека рядом или под крыло Шекины ). Эта фраза явно предполагает активную пропаганду для привлечения новообращенных (ср. Cant. R. v. 16, где говорится о Боге, прилагающем пропагандистские усилия). Фактически, то, что прозелиты приветствуются в Израиле и любимы Богом, является темой многих раввинских проповедей (Руфь Р. III; Тан., Wayiḳra [ред. Бубер, 3]; см. также Mek., Mishpatim, 18; Тосеф., Демаи, II 10;
  27. ^ Озеро, Кирсопп (1979) [1933]. «Прозелиты и богобоязненные». В озере, Кирсопп; Фоукс-Джексон, Ф.Дж. (ред.). Начало христианства: Деяния апостолов . Том. 1. Лондон : Издательство Macmillan . стр. 74–96. ISBN  978-15-92-44073-3 .
  28. ^ Тодд К. Пеннер, Во славу христианского происхождения: Стивен и эллинисты , с. 226, 2004: «Категорию Теосебов, как известно, трудно определить. Спорно, был ли этот термин когда-либо широко признанным техническим обозначением языческого «прихлебателя», и большую часть доказательств трудно датировать».
  29. ^ Джеймс Д. Арвила, с. 29.
  30. ^ Бернард, Дэвид К. (2019) [2016]. «Монотеизм в риторическом мире Павла» . Слава Божья в лице Иисуса Христа: обожение Иисуса в раннехристианском дискурсе . Журнал пятидесятнического богословия: серия дополнений. Том. 45. Лейден и Бостон : Издательство Brill . стр. 53–82. ISBN  978-90-04-39721-7 . ISSN   0966-7393 .
  31. Журнал библейских исследований: Богобоязненный, Дж. Брайан Такер. Архивировано 25 ноября 2010 г. в Wayback Machine : «Традиционное понимание богобоязненных, то есть Ф.Ф. Брюса» , «Богобоязненные были язычниками, которые в той или иной степени привязывались к еврейское богослужение и образ жизни, не становясь при этом полными прозелитами».
  32. ^ Перейти обратно: а б Данн, Джеймс Д.Г. (2009). Начиная с Иерусалима: христианство в становлении . Том. 2. Гранд-Рапидс, Мичиган : Эрдманс . п. 446. ИСБН  978-0-8028-3932-9 .
  33. ^ Перейти обратно: а б с д и Бисшопс, Ральф (январь 2017 г.). «Метафора в религиозной трансформации: «обрезание сердца» у Павла Тарсийского» (PDF) . В Чилтоне, Пол; Копытовска, Моника (ред.). Язык, религия и человеческий разум . Нью-Йорк : Издательство Оксфордского университета . стр. 1–30. дои : 10.1093/oso/9780190636647.003.0012 . ISBN  978-0-19-063664-7 . Проверено 11 апреля 2020 г.
  34. ^ Перейти обратно: а б с Рубин, Джоди П. (июль 1980 г.). «Операция Цельса по деобрезанию: медицинские и исторические последствия» . Урология . 16 (1). Эльзевир : 121–124. дои : 10.1016/0090-4295(80)90354-4 . ПМИД   6994325 . Проверено 11 апреля 2020 г.
  35. ^ Перейти обратно: а б с Бройде, Исаак ; Фриденвальд, Аарон; Джейкобс, Джозеф ; Хирш, Эмиль Г .; Колер, Кауфман (1906). «Обрезание: в апокрифической и раввинской литературе» . Еврейская энциклопедия . Фонд Копельмана . Соприкосновение с греческой жизнью, особенно во время игр на арене [которые включали наготу ], сделало это различие неприятным для эллинистов или антинационалистов; и следствием этого была их попытка уподобиться грекам посредством эписпазма («сделав себе крайнюю плоть»; I Макк., I, 15; Иосиф Флавий, «Ант.», XII, 5, § 1; Assumptio Mosis, VIII; I Кор. VII). . 18; Шаб. хв. 72а, б. Тем более законопослушные евреи пренебрегали указом Антиоха Епифана, запрещающим обрезание (I Макк., I. 48, 60; II. 46); а еврейские женщины проявили свою верность Закону, даже рискуя своей жизнью, сами обрезая своих сыновей. ; Ходжес, Фредерик М. (2001). «Идеальная крайняя плоть в Древней Греции и Риме: эстетика мужских половых органов и их связь с липодермом, обрезанием, восстановлением крайней плоти и кинодесмой» (PDF) . Бюллетень истории медицины . 75 (осень 2001 г.). Издательство Университета Джонса Хопкинса : 375–405. дои : 10.1353/bhm.2001.0119 . ПМИД   11568485 . S2CID   29580193 . Проверено 11 апреля 2020 г.
  36. ^ Перейти обратно: а б Данн, Джеймс Д.Г. (осень 1993 г.). Рейнхарц, Адель (ред.). «Отголоски внутриеврейской полемики в послании Павла к галатам». Журнал библейской литературы . 112 (3). Общество библейской литературы : 459–477. дои : 10.2307/3267745 . ISSN   0021-9231 . JSTOR   3267745 .
  37. ^ Перейти обратно: а б Тиссен, Мэтью (сентябрь 2014 г.). Брейтенбах, Сильерс; Том, Джон (ред.). «Аргумент Павла против обрезания язычников в Римлянам 2:17-2». Новый Завет 56 (4). Лейден : Издательство Brill : 373–391. дои : 10.1163/15685365–12341488 . eISSN   1568-5365 . ISSN   0048-1009 . JSTOR   24735868 .
  38. ^ Перейти обратно: а б Данн, Джеймс Д.Г. , изд. « Ни обрезание, ни необрезание, но… » . Новый взгляд на Павла: Сборник очерков . Научные исследования Нового Завета. Том 185. Тюбинген : Мор Зибек . стр. 314–330. ISBN  978-3-16-149518-2 . Проверено 11 апреля 2020 г.
  39. ^ Перейти обратно: а б Тиссен, Мэтью (2016). «Языческие сыновья и семя Авраама» . Павел и проблема язычников . Нью-Йорк : Издательство Оксфордского университета . стр. 105–115. ISBN  978-0-19-027175-6 . Проверено 11 апреля 2020 г.
  40. ^ Перейти обратно: а б с Деяния 15:1–2 , 15:6–10 ; Галатам 5:2–3 , 5:6–12 , 6:12–15 ; Филиппийцам 3:2–3 ; 1 Коринфянам 7:17–21 ; Римлянам 2:17–29 , 3:9–28 , 5:1–11 ; Титу 1:10–16 .
  41. ^ Уртадо, Ларри В. (2005). «Как Иисус стал Богом? Подходы к преданности Иисусу в раннем христианстве» . Как же Иисус стал Богом? Исторические вопросы о самой ранней преданности Иисусу . Гранд-Рапидс, Мичиган и Кембридж, Великобритания : Wm. Б. Эрдманс . стр. 15, 38–39, 41–42. ISBN  978-0-8028-2861-3 .
  42. ^ Фредриксен, Паула (2018). Когда христиане были евреями: первое поколение . Нью-Хейвен и Лондон : Издательство Йельского университета . п. 155. ИСБН  978-0-300-19051-9 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 19b9312546dadf494885013fd6677bf9__1720541160
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/19/f9/19b9312546dadf494885013fd6677bf9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
God-fearer - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)