Ученик, которого любил Иисус
Часть серии статей о |
Иоанн в Библии |
---|
![]() |
Иоаннова литература |
Авторство |
Сопутствующая литература |
См. также |
Фраза « μαθητὴς ὃν ἠγαπα ὁ Ἰησοῦς ученик, которого любил Иисус » ( древнегреческий : ὁ , латинизированный : ho mathētēs hon ēgapā ho Iēsous ) или в Иоанна 20:2 ; « любил Иисус » ( Другой ученик, которого ton allon mathētēn hon ephilei ho Iēsous ), используется шесть раз в Евангелии от Иоанна : [1] но ни в каких других в Новом Завете рассказах об Иисусе . Иоанна 21:24 [2] утверждает, что Евангелие от Иоанна основано на письменном свидетельстве этого ученика.
С конца первого века любимого ученика принято отождествлять с Иоанном Богословом . [3] Ученые спорят об авторстве Иоанновой литературы (Евангелия от Иоанна, Посланий Иоанна и Книги Откровения ) по крайней мере с третьего века, но особенно со времен Просвещения . Авторство Иоанна Богослова отвергается многими современными учёными. [4] [5] но не совсем. [6] Среди иоаннических ученых существует единодушие в том, что любимый ученик был реальной исторической личностью. [7] но нет единого мнения о том, кем был любимый ученик. [8]
Источники
[ редактировать ]
Ученик, которого любил Иисус, упоминается в Евангелии от Иоанна шесть раз:
- Именно этот ученик, возлежа рядом с Иисусом на Тайной вечере , спрашивает Иисуса, кто предаст его после того, как Петр попросил об этом. [9]
- Позже, во время распятия , Иисус говорит своей матери : «Женщина, вот твой сын», а любимому ученику он говорит: «Вот твоя мать». [10]
- Когда Мария Магдалина обнаруживает пустую гробницу, она бежит сообщить об этом любимому ученику и Петру. Двое мужчин устремляются к пустой гробнице, и любимый ученик достигает ее первым. Однако Питер входит первым. [11]
- В Иоанна 21: [12] В последней главе Евангелия от Иоанна любимый ученик — один из семи рыбаков, совершивших чудесный улов 153 рыб . [13] [14]
- Также в последней главе книги, после того как Иисус намекает на то, каким образом Петр умрет, Петр видит, что любимый ученик следует за ними, и спрашивает: «А что насчет него?» Иисус отвечает: «Если Я хочу, чтобы он оставался, пока Я не приду, что тебе до того? Следуй за Мной». [15]
- Опять же, в последней главе Евангелия говорится, что сама книга основана на письменном свидетельстве ученика, которого любил Иисус. [16]
В других Евангелиях не упоминается ни один человек в параллельных обстоятельствах, который мог бы быть напрямую связан с любимым учеником. Например, в Луки 24:12: [17] Петр бежит ко гробу. Матфей, Марк и Лука не упоминают ни одного из 12 учеников, ставших свидетелями распятия. [ нужна ссылка ]
В Новом Завете также есть две ссылки на неназванного «другого ученика» в Иоанна 1:35–40 и Иоанна 18:15–16: [18] что может относиться к одному и тому же человеку, исходя из формулировки Иоанна 20:2. [19] [20]
Личность
[ редактировать ]Иоанн Апостол
[ редактировать ]
В заключительных словах Евангелия от Иоанна о возлюбленном ученике прямо говорится: «Именно этот ученик свидетельствует об этом и написал это, и мы знаем, что свидетельство его истинно». [21]
Евсевий , писавший в четвертом веке, записал в своей «Истории Церкви» письмо, которое, по его мнению, было написано Поликратом Эфесским ( ок. 130–196 ) во втором веке. Поликрат считал, что Иоанн был тем, кто «возлежал на груди Господней», предполагая отождествление с любимым учеником:
Иоанн, который был и свидетелем, и учителем, «возлежавшим на груди Господней» и, будучи священником, носил священническое облачение. Он заснул в Эфесе . [22]
Августин Гиппопотамский также считал, что Иоанн был любимым учеником (354–430 гг. н.э.) в своих «Трактатах о Евангелии от Иоанна» . [23]
Предположение о том, что любимый ученик был одним из Апостолов, основано на наблюдении, что он, очевидно, присутствовал на Тайной вечере , а Матфей и Марк утверждают, что Иисус ел с Двенадцатью. [24] Таким образом, наиболее частая идентификация происходит с Иоанном Апостолом , который тогда был бы тем же, что и Иоанн Богослов . [25] Меррил Ф. Унгер обосновывает это методом исключения. [26]
Тем не менее, хотя некоторые современные ученые продолжают разделять точку зрения Августина и Поликрата, [27] [28] растущее число [ нужна ссылка ] не верьте, что Иоанн Апостол написал Евангелие от Иоанна или какое-либо другое произведение Нового Завета, традиционно приписываемое ему, что затрудняет поддержание этой связи «Иоанна» с любимым учеником. [4]
Некоторые ученые [ ВОЗ? ] [ ласковые слова ] дополнительно предложили гомоэротическую интерпретацию отношений Иисуса с любимым учеником, хотя такое прочтение Священных Писаний оспаривается другими. [29] [30] Тилборг предполагает, что портрет в Евангелии от Иоанна «положительно настроен на развитие возможного гомосексуального поведения». Однако он предупреждает, что «в кодексе [...] такое воображаемое гомосексуальное поведение не является выражением гомосексуализма». Между тем, теолог Исмо Дундерберг также исследовал этот вопрос и утверждает, что отсутствие общепринятых греческих терминов для «любовника» и «возлюбленного» обесценивает эротическое прочтение. [31] [32]
Отношения между Иисусом и Иоанном, безусловно, интерпретировались некоторыми [ ВОЗ? ] [ ласковые слова ] как имеющая физическую эротическую природу еще в 16 веке (хотя и в еретическом контексте) - это задокументировано, например, в суде по делу о богохульстве над Кристофером Марлоу , которого обвиняли в утверждении, что «св. Иоанн Богослов был сожителем Христос и склонялся всегда к груди Своей, чтобы Он использовал Его, как грешников Содомских » . [33] Обвиняя Марлоу в «греховной природе» гомосексуальных действий, Яков I Английский неизбежно вызывал сравнения с его собственными эротическими отношениями с герцогом Бекингемом , которые он также сравнивал с отношениями любимого ученика. [34] Наконец, Франческо Кальканьо , монах Венеции , [35] Христа предстал перед судом и был казнен в 1550 году за утверждение, что «св. Иоанн был катамитом ». [30]
Уэйн Дайнс также делает ссылку на современность, когда в 1970-х годах в Нью-Йорке была создана популярная религиозная группа под названием «Церковь любимого ученика» с намерением дать позитивное прочтение отношений и поддержать уважение к однополой любви. . [30]
Лазарь
[ редактировать ]Любимый ученик также отождествляется с Лазарем из Вифании , на основании Иоанна 11:5: [36] «Иисус возлюбил Марфу, и сестру ее, и Лазаря» и Иоанна 11:3, [37] «Поэтому сестры его послали к Нему сказать: Господи! вот, кого Ты любишь, болен». [38]
Согласно Бену Уизерингтону III, также важен тот факт, что характер любимого ученика не упоминается до воскрешения Лазаря (Лазарь воскрес в Иоанна 11 , тогда как любимый ученик впервые упоминается в Иоанна 13 ). [39]
Фридрих Бальц утверждает, что идентификация Лазаря, свидетельства того, что любимый ученик был священником, и древняя традиция Иоанна - все верно. Бальц говорит, что семья детей Боэта , известная из Иосифа Флавия и раввинской литературы, — это одна и та же семья в 11-й главе Евангелия: Лазарь, Марфа и Мария из Вифании. Согласно Иоанна 11:5, это любимая семья. Историческим Лазарем был Елеазар, сын Боэта, который когда-то был первосвященником Израиля и происходил из клана, в котором было несколько первосвященников. Традиционно приписываемый автор Евангелия Иоанн не был членом Двенадцати, а был сыном Марфы (Сукка 52б). Он очень соответствует описанию, данному епископом Поликратом в его письме, священника, приносящего жертвы и носившего петалон (т. е. эмблему первосвященника). Этот Иоанн «Старший» был последователем Иисуса, о котором упоминает Папий Иерапольский , и очевидцем его служения. Он был подходящего возраста, чтобы дожить до времен Траяна (по словам Иринея). Бальц говорит, что Джон, вероятно, ученик «Иисус любит» , а Елеазар — ученик, которого «Иисус любит» в Евангелии. [40]
Мария Магдалина
[ редактировать ]
Рамон К. Джузино (1998) предположил, что любимой ученицей Евангелия от Иоанна изначально была Мария Магдалина . [41] Но, как отмечают Маткин и другие, Мария и возлюбленный ученик появляются в одной и той же сцене в 20-й главе Евангелия от Иоанна. [42]
Чтобы сделать это утверждение и сохранить согласованность с Священным Писанием, предлагается теория, что отдельное существование Марии в двух общих сценах с любимым учеником, Иоанна 19: 25–27. [43] и Иоанна 20:1–11, [44] связано с более поздними изменениями, поспешно внесенными для утверждения Евангелия в конце 2-го века (в частности, Иоанна 19: 25–27, поскольку присутствие любимого ученика у подножия креста упоминается только сразу после того, как Мария Магдалина упоминается в списке). женщин также присутствовали, а не были первыми, и он не указан сопровождающим мать Иисуса на кресте раньше перечисленных женщин только после того, как Иисус признал его и поручил ему присматривать за своей матерью, если установлено присутствие любимого ученика). Утверждается, что обе сцены имеют несоответствия как внутри, так и по отношению к синоптическим Евангелиям. [20] Таким образом, это грубое редактирование могло быть сделано для того, чтобы Мария Магдалина и ее любимая ученица выглядели разными людьми. [ нужна ссылка ]
В Евангелии от Марии , являющемся частью апокрифов Нового Завета (в частности, библиотеки Наг-Хаммади ), некая Мария, которую обычно называют Марией Магдалиной, постоянно упоминается как любимая Иисусом больше, чем другие. [45] В Евангелии от Филиппа , другом гностическом тексте Наг-Хаммади, то же самое конкретно говорится о Марии Магдалине. [46]
Неизвестный священник или ученик
[ редактировать ]Брайан Дж. Кэппер утверждает, что любимый ученик был священником квазимонашеской, мистической и аскетической еврейской аристократии, расположенной на престижном юго-западном холме Иерусалима, которая устроила в этом месте последний ужин Иисуса. [47] цитируя ученого Д.Э. Уайтли, который пришел к выводу, что возлюбленный ученик был хозяином тайной вечери. [48] Чтобы объяснить характерное обозначение любимого ученика как человека, которого любит Иисус, Кэппер предполагает, что язык «любви» был особенно связан с еврейскими группами, которые выявили отличительные социальные характеристики «виртуозной религии» в аскетических общинах. [49] Британский ученый Ричард Бокэм [50] приходит к аналогичному выводу, что любимый ученик, который также является автором Евангелия, приписываемого Иоанну, вероятно, был искушенным в литературе членом удивительно обширного семейного клана первосвященников.
Герд Тайссен и Аннет Мерц предполагают, что свидетельство могло исходить от менее известного ученика, возможно, из Иерусалима. [51]
Иаков, брат Иисуса
[ редактировать ]Джеймс Д. Табор [52] утверждает, что любимый ученик — Иаков, брат Иисуса (тип родственника Иисуса, брата или двоюродного брата, зависит от того, как переводить это слово). Одним из нескольких доказательств, предлагаемых Фавором, является буквальное толкование Иоанна 19:26: [53] «Тогда, когда Иисус увидел Матерь Свою и ученика, которого Он любил, стоящего рядом, Он сказал Матери Своей: Жено! се, сын твой». Однако в другом месте Евангелия любимый ученик называет воскресшего Иисуса «Господом», а не «моим братом». [54]
Табор также цитирует отрывок, в котором Иисус называет Иакова «моим возлюбленным» (дважды) в апокрифическом Втором Апокалипсисе Иакова II века , как указание на то, что Иаков является любимым учеником. [55] Этот отрывок гласит:
И Иисус поцеловал меня в рот. Он схватил меня и сказал: «Моя любимая! Вот, я открою вам то, что знали небеса и ангелы. Вот, я открою тебе все, возлюбленный мой. Вот, я открою вам то, что сокрыто. А теперь протяни руку. Теперь держи меня».
Причины сокрытия личности по имени
[ редактировать ]
Теории об отсылке часто включают попытку объяснить, почему вообще используется эта анонимизирующая идиома, а не указывать личность.
Предложений по этому поводу множество. Одно из распространенных предположений состоит в том, что автор скрыл свое имя просто из скромности. Другая причина заключается в том, что сокрытие служило политическим соображениям или причинам безопасности, необходимыми из-за угрозы преследований или затруднений во время публикации Евангелия. Автор мог быть высокопоставленным человеком в Иерусалиме, скрывавшим свою принадлежность к христианству. [50] или анонимность могла быть уместна для человека, ведущего замкнутую жизнь аскета, и один из многих безымянных учеников в Евангелии мог быть либо самим любимым учеником, либо другими под его руководством, которые из смирения своего аскетического посвящения скрыли свою личность или отнесли свое свидетельство к свидетельству своего духовного учителя. [56]
Мартин Л. Смит, член Общества св. Иоанна Богослова , пишет, что автор Евангелия от Иоанна, возможно, намеренно скрыл личность любимого ученика, чтобы читатели Евангелия могли лучше идентифицировать отношения ученика с Иисусом. :
Возможно, ученик никогда не называется по имени, никогда не индивидуализируется, чтобы нам было легче принять, что он свидетельствует о близости, предназначенной для каждого из нас. Близость, которой он наслаждался, является знаком моей и вашей близости, потому что мы во Христе и Христос в нас. [57]
Искусство
[ редактировать ]В искусстве любимый ученик часто изображается в виде безбородого юноши, обычно в образе одного из Двенадцати Апостолов на Тайной вечере или вместе с Марией при распятии. В некоторых средневековых произведениях искусства любимый ученик изображается с головой на коленях Христа. Многие художники по-разному интерпретировали Иоанна 13:25: [58] в котором ученик, которого любил Иисус, «возлежал рядом с Иисусом» (ст. 23; более буквально, «на/на груди/лоне Его», en to kolpo ). [59]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Иоанна 13:23 , Иоанна 19:26 , 20:2 , Иоанна 21:7 , Иоанна 21:20
- ^ Иоанна 21:24
- ^ Евсевий Кесарийский, церковной истории Книга III. Глава XXII.
- ^ Jump up to: а б Харрис, Стивен Л. (1985). Понимание Библии: введение для читателя (2-е изд.). Пало-Альто: Мэйфилд. п. 355. ИСБН 978-0-87484-696-6 .
Хотя древние традиции приписывают апостолу Иоанну Четвертое Евангелие, Книгу Откровения и три послания Иоанна, современные ученые полагают, что он не написал ни одного из них.
- ^ Келли, Джозеф Ф. (1 октября 2012 г.). История и ересь: как исторические силы могут создавать доктринальные конфликты . Литургическая пресса. п. 115. ИСБН 978-0-8146-5999-1 .
- ^ Вагнер, Рихард; Хелер, Ларри Р. (2011). Книга Откровения для чайников . Джон Уайли и сыновья. п. 26. ISBN 9781118050866 .
другие современные ученые энергично защищают традиционный взгляд на апостольское авторство.
- ^ Нейринк, Франс (1991). Евангелика II: 1982–1991: Сборник очерков . Питерс Паблишинг. ISBN 9789061864530 .
- ^ Маткин, Дж. Майкл (2005). Полный справочник идиота по гностическим евангелиям . Пингвин. ISBN 9781440696510 .
но нет единого мнения относительно настоящей личности Возлюбленного ученика.
- ^ Иоанна 13: 23–25.
- ^ Иоанна 19: 26–27.
- ^ Иоанна 20: 1–10.
- ^ Джон 21
- ^ Иоанна 21: 1–25.
- ^ Джеймс Д.Г. Данн и Джон Уильям Роджерсон, Комментарий Эрдмана к Библии , Wm. Издательство Б. Эрдманс, 2003, с. 1210, ISBN 0-8028-3711-5 .
- ^ Иоанна 21: 20–23.
- ^ Иоанна 21:24
- ^ Луки 24:12
- ^ Иоанна 1:35–40 и Иоанна 18:15–16.
- ^ Иоанна 20:2
- ^ Jump up to: а б Браун, Раймонд Э. 1970. «Евангелие от Иоанна (xiii-xxi)». Нью-Йорк: Doubleday & Co., страницы 922, 955.
- ^ Иоанна 21:24
- ^ «NPNF2-01. Евсевий Памфилий: История церкви, жизнь Константина, хвалебная речь Константина - Эфирная библиотека христианской классики» . ccel.org .
- ^ Трактат 119 (Иоанна 19:24-30). Цитата: «Евангелист говорит: «И с того часа ученик взял ее к себе», говоря о себе. Таким образом, действительно, он обычно называет себя учеником, которого любил Иисус: который, несомненно, любил их. все, кроме него, среди других, и с более близким расположением, так что Он даже заставил его прислониться к Своей груди во время ужина, чтобы, я полагаю, таким образом более высоко оценить божественное превосходство этого самого Евангелия; После этого он должен был проповедовать через свой инструмент».
- ^ Матфея 26:20 и Марка 14:17.
- ^ "'любимый ученик'" в Кросс, Флорида ; Ливингстон, Элизабет А. (2005). Оксфордский словарь христианской церкви . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-280290-3 .
- ^ Меррилл Ф. Унгер, Новый библейский словарь Унгера , Чикаго: Moody, 1988; п. 701
- ^ Хан, Скотт (2003). Евангелие от Иоанна: Католическая учебная Библия Игнатия . Игнатиус Пресс. п. 13. ISBN 978-0-89870-820-2 .
- ^ Моррис, Леон (1995). Евангелие от Иоанна . Вм. Б. Эрдманс. п. 12. ISBN 978-0-8028-2504-9 .
- ^ Ниссинен, Мартти (2004). Гомоэротизм в библейском мире: историческая перспектива . Крепость Пресс. ISBN 978-1-4514-1433-2 .
- ^ Jump up to: а б с Дайнс, Уэйн Р. (2016). Энциклопедия гомосексуализма . Тейлор и Фрэнсис. стр. 125–6. ISBN 978-1-317-36811-3 .
- ^ Тилборг, Сьеф ван (1993). Образная любовь у Джона . ОЧКИ. стр. 109 и 247–8. ISBN 90-04-09716-3 .
- ^ Дандерберг, Исмо (2006). Любимый ученик в конфликте?: Возвращаясь к Евангелиям от Иоанна и Фомы . ОУП Оксфорд. п. 176. ИСБН 978-0-19-928496-2 .
- ^ MJ Троу, Талиесин Троу, Кто убил Кита Марлоу?: Контракт на убийство в елизаветинской Англии , Лондон, 2002, стр. 125
- ^ Бержерон, Дэвид М. (2002). Король Джеймс и письма гомоэротического желания . Университет Айовы Пресс. ISBN 978-1-58729-272-9 . [ не удалось пройти проверку ]
- ^ Такер, Скотт (1997). Странный вопрос: очерки о желаниях и демократии . Саут-Энд Пресс. ISBN 978-0-89608-577-0 .
- ^ Иоанна 11:5
- ^ Иоанна 11:3
- ^ WRF Браунинг, Библейский словарь , Oxford University Press, 1996, стр. 207.
- ^ Уизерингтон III, Бен. OneBook Daily-Weekly, Евангелие от Иоанна, издательство Seedbed, 2015 г. ISBN 978-1-62824-203-4
- ^ Бальц, Фредерик В. (2011). Тайна любимого ученика: новые доказательства, полный ответ . Паб Инфинити. ISBN 978-0-7414-6205-3 .
- ^ 1998. «Мария Магдалина, автор Четвертого Евангелия?»
- ^ Дж. Майкл Маткин · Полное руководство идиота по гностическим евангелиям 2005 г. «Евангелие от Иоанна, как и все евангелия Нового Завета, анонимно. Единственными намеками на личность его автора являются загадочные ссылки на «ученика, которого Иисус любил», который считается источником евангельской истории. [...] Некоторые даже предполагают, что Мария Магдалина, но Мария и любимый ученик появляются в одной и той же сцене в 20-й главе Евангелия от Иоанна, так что это очень маловероятно».
- ^ Иоанна 19: 25–27.
- ^ Иоанна 20: 1–11.
- ^ Кинг, Карен Л. Почему все эти споры? Мария в Евангелии от Марии. «Какая Мария? Марии раннехристианской традиции» с. 74. Ф. Стэнли Джонс, изд. Брилл, 2003 г.
- ^ См . http://www.gnosis.org/naghammam/gop.html.
- ^ «С самыми старыми монахами...» Свет из ессейской истории о карьере любимого ученика?, Журнал теологических исследований 49 (1998), стр. 1–55.
- ^ DEH Уайтли, «Был ли Иоанн написан саддукеем?», «Взлет и упадок римского мира», II.25.3 (под ред. Х. Темпорини и В. Хаазе, Берлин: Де Грюйтер, 1995), стр. 2481–2505, эта цитата со стр. 2494
- ^ Брайан Дж. Кэппер, «Иисус, виртуозная религия и сообщество товаров». В книге Брюса Лонгенекера и Келли Либенгуд, ред., «Увлекательная экономика: сценарии Нового Завета и раннехристианская интерпретация», Гранд-Рапидс: Эрдманс, 2009, стр. 60–80.
- ^ Jump up to: а б Бокэм, Ричард. Иисус и очевидцы: Евангелия как свидетельства очевидцев . Гранд-Рапидс: Эрдманс, 2008. ISBN 978-0-8028-3162-0
- ^ Тайссен, Герд и Аннетт Мерц. Исторический Иисус: подробное руководство. Крепость Пресс. 1998 г. перевод с немецкого (издание 1996 г.). Глава 2. Христианские источники об Иисусе.
- ^ Табор, Джеймс Д. Династия Иисуса: скрытая история Иисуса, его королевской семьи и зарождения христианства , Саймон и Шустер (2006) ISBN 978-0-7432-8724-1
- ^ Иоанна 19:26
- ^ Иоанна 21:7
- ^ Питер Кирби
- ^ Брайан Дж. Кэппер, Иисус, виртуозная религия и сообщество товаров. В книге Брюса Лонгенекера и Келли Либенгуд, ред., «Увлекательная экономика: сценарии Нового Завета и раннехристианская интерпретация», Гранд-Рапидс: Эрдманс, 2009, стр. 60–80.
- ^ Смит, Мартин Л., SSJE (1991). «Прилегая к груди Иисуса» . Сезон для духа (изд. К десятой годовщине). Кембридж, Массачусетс: Публикации Коули . п. 190 . ISBN 1-56101-026-Х .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Иоанна 13:25
- ^ Родни А. Уитакр, «Иисус предсказывает свое предательство». Комментарии IVP к Новому Завету, Intervarsity Press, 1999. ISBN 978-0-8308-1800-6
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бальц, Фредерик В. Тайна любимого ученика: новые доказательства, полный ответ . Издательство «Бесконечность», 2010. ISBN 0-7414-6205-2 .
- Чарльзуорт, Джеймс Х. Любимый ученик: чье свидетельство подтверждает Евангелие от Иоанна? . Тринити Пресс, 1995. ISBN 1-56338-135-4 .
- Смит, Эдвард Р. Ученик, которого любил Иисус: раскрытие автора Евангелия от Иоанна. Книги Штайнера/Антропософская пресса, 2000. ISBN 0-88010-486-4 .