Новозаветный человек по имени Иоанн
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Часть серии статей о |
Иоанн в Библии |
---|
![]() |
Иоаннова литература |
Авторство |
Сопутствующая литература |
См. также |
Имя Иоанн Ἰωάννης (по-гречески ) занимает видное место в Новом Завете и встречается много раз. Среди евреев того периода это имя было одним из самых популярных, его носили около пяти процентов мужчин. [ 1 ] Таким образом, уже давно ведутся споры о том, кого из Джонов следует отождествлять с кем. [ 2 ]
Упоминается в повествовании
[ редактировать ]В текстах самого Нового Завета упоминается как минимум пять уникальных Иоаннов. Например, Ф.П. Дутрипона В латинском библейском соглашении (Париж, 1838 г.) указаны 10 человек по имени Иоанн (Иоанн) в Библии, 5 из которых фигурируют в Новом Завете: [ примечание 1 ]
- Иоанн Креститель
- Иоанн Апостол, сын Зеведея , которого Дутрипон приравнивал к Иоанну Богослову , Иоанну Патмосскому , Иоанну Пресвитеру , Любимому ученику и Иоанну Эфесскому
- Иоанн, отец Симона Петра
- Иоанн Марк , которого Дутрипон отличает от Марка Евангелиста
- Иоанн, сын Анны (Деяния 4:6)
Иоанн, отец Симона Петра
[ редактировать ]Симона Петра иногда называют «Симон, сын Иоанна», хотя у Матфея в тексте присутствует Симон Бариона . [ 4 ] Последнее, по-видимому, является непереведенным арамейским языком, где бар означает «сын», а Иона — это Иона, или, согласно Бокхэму, «Йохана» , арамейская форма имени Иоанна . [ 1 ] : 104
Иоанн Креститель
[ редактировать ]Иоанн Креститель , сын Захарии, занимает видное место в начале каждого из четырех Евангелий. Синоптические Евангелия называют его «Крестителем», но в Евангелии от Иоанна этот эпитет отсутствует, поскольку ни один другой Иоанн не упоминается в нем по имени. Иоанн Креститель был обезглавлен во время служения Иисуса, поэтому в большинстве случаев его легко отличить от других Иоаннов. [ нужна ссылка ]
Форд предполагает, что Откровение возникло как пророчество Иоанна Крестителя, расширенное его последователями для создания книги в ее нынешней форме. [ 5 ] но большинство ученых отвергают эту теорию. [ 6 ]
Иоанн Апостол
[ редактировать ]Иоанн, сын Зеведея , был одним из Двенадцати Апостолов вместе со своим братом Иаковом . [ 7 ] Этот Иоанн часто упоминается в синоптических Евангелиях , но всегда (за единственным исключением [ 8 ] ) в компании со своим братом Джеймсом [ 9 ] или с Питером [ 10 ] или часто и то, и другое. [ 11 ]
В первых восьми главах Петра Деяний всегда сопровождает некий Иоанн, [ 12 ] который почти наверняка является его соратником-апостолом и, предположительно, также тем Иоанном, которого Павел в другом месте называет вместе с Петром и Иаковом «столпами». [ 13 ] Но после казни брата Джеймса [ 14 ] в 44 г. этот Иоанн больше ни разу не упоминается. [ нужна ссылка ]
Есть много ранних указаний на то, что Джеймс и Джон были убиты вместе. [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] Ответ Иисуса этим двоим: «Чашу, которую Я пью, пейте и вы; и вы будете крещены крещением, которым Я крещусь». [ 18 ] с древности понималось как предсказание их мученической смерти . Действительно, Папий (ок. 100 г.) записывает, что Иаков и Иоанн «были убиты иудеями», [ 19 ] а ранние мартирологи фиксируют мученическую смерть «апостолов Иоанна и Иакова в Иерусалиме». [ 20 ] [ 21 ]
Иоанн из первосвященнического рода
[ редактировать ]Этот Иоанн упоминается однажды мимоходом как присутствовавший во время суда над Петром и Иоанном в Иерусалиме, как записано в Деяниях : «На следующий день собрались в Иерусалим их начальники, старейшины и знатоки закона. Анна Там был первосвященник , а также Каиафа , Иоанн, Александр и другие члены семьи первосвященника». [ 22 ] Таким образом, он, вероятно, отличается от апостола Иоанна, хотя некоторые ученые (в том числе писатель V века Нонн, а также Евангелие от назареев ) предполагают, что рыбный промысел Зеведеев сделал их известными первосвященнику, [ 23 ] в то время как другие приходят к выводу, что быть рыбаком (владеть несколькими лодками) не является синонимом бедности и не исключает связей со священниками, а некоторые утверждают, что другой ученик, который был знаком первосвященнику и который разговаривал с дежурной там служанкой и привел Петра Упомянутый в Иоанна 18:15, вероятно, является тем же самым учеником, имя которого никогда не упоминается в Евангелии от Иоанна. Однако оба Сына Зеведея присутствуют в 21-й главе в количестве пять плюс два (где семь — «полное» число) безымянных учеников. Возлюбленный ученик назван так отдельно; другой, вероятно, Андрей, который был бы противоположностью первых последователей, упомянутых в Иоанна 1:35. [ нужна ссылка ]
Поликрат Эфесский (ок. 190 г.) пишет, что Иоанн Богослов «был священником, носившим петалон ». [ 24 ] — то есть, в частности, что он служил Первосвященником . [ 1 ] : 447 В этом он как бы отождествляет Евангелиста с этим первосвященником Иоанном, упомянутым в Деяниях. [ 1 ] : 438–452 Некоторые современные учёные делают то же самое. [ 25 ] [ 26 ] далее цитируя из Евангелия «другого ученика, известного первосвященнику». [ 27 ]
Хотя убедительных доказательств нет, а ранние сочинения, такие как Поликрат, могут быть интерпретациями, основанными на прочтении Евангелий. [ 28 ] существует множество теорий - один из примеров: учитывая, что Елизавета, родственница Марии, была «дочерью Аарона» (и поэтому имела связи со священниками), то же самое можно сказать и о сестре Марии, упомянутой в Иоанна 19:25... и она упоминается в некоторые предполагают, что это может указывать на то, что она мать Джона. [ 29 ]
Джон Марк
[ редактировать ]« Иоанн, называемый Марком », упоминается в Деяниях несколько раз. [ 30 ] [ нужен неосновной источник ] Такое использование одного семитского имени и другого греческого имени было обычной практикой среди евреев того времени. [ 1 ] : 83 Обычно его идентифицируют [ кем? ] с Марком, упомянутым в различных посланиях. [ 31 ] [ нужен неосновной источник ] Некоторые традиции и ученые также приравнивают его к Марку Евангелисту . [ 32 ] но другие, такие как Дутрипон (1838), отвергают эту идентификацию. [ примечание 1 ]
Этот Иоанн иногда также упоминается как автор некоторых произведений Иоанна. [ 33 ] [ 34 ] Тарази (2004) даже заходит так далеко, что приписывает ему Евангелия от Марка и Иоанна , а также все другие книги Иоанна. [ 35 ]
Иоаннова литература
[ редактировать ]
Иоанну приписывают пять канонических книг Нового Завета, которые вместе называются Иоанновой литературой :
- Евангелие от Иоанна
- Первое послание Иоанна
- Второе послание Иоанна
- Третье послание Иоанна
- Книга Откровения
Только в Откровении сам текст называет своего автора Иоанном; [ 36 ] другие произведения Иоанна приписываются Иоанну только через прилагаемые к ним названия и другие внешние ссылки. [ нужна ссылка ]
Независимо от того, имеют ли эти приписывания основу для исторической правды (современные ученые сильно расходятся во мнениях об авторстве), остается вопрос, к какому Иоанну относится каждое из этих приписываний. С древности многие считали весь корпус Иоанна произведением одного автора, некоего Иоанна Эфесского, которого многие отождествляли с апостолом Иоанном, сыном Зеведея . С другой стороны, эта идентификация и авторство отдельных произведений также оспариваются с древности. Так, авторитетные авторы произведений Иоанна условно именуются более явно — без ущерба для вопросов фактического авторства и их взаимного отождествления — следующим образом. [ нужна ссылка ]
Иоанн Богослов
[ редактировать ]Автором Евангелия традиционно называют Иоанна Богослова . [ нужна ссылка ]
В Евангелии имя Иоанн встречается исключительно по отношению к Иоанну Крестителю или отцу Симона Петра и без этого эпитета, хотя «сыновья Зеведея» [ 37 ] (по имени Иаков и Иоанн в « Синоптиках» ) также упоминаются один раз. В Евангелии отсутствует даже список Двенадцати Апостолов . [ нужна ссылка ]
Анонимный « ученик, которого любил Иисус » в заключительных стихах назван тем, чье свидетельство несет Евангелие: «Это ученик, который свидетельствует о сем и написал сие». [ 38 ] Древние источники неизменно отождествляют этого ученика с Евангелистом, и многие современные ученые с этим согласны, хотя другие считают, что Иоанн Евангелист превратил свидетельство Возлюбленного ученика в Евангелие, как это сделал Марк для Петра , или на других основаниях считают, что эти двое не являются идентичны. [ нужна ссылка ]
Дальнейшее отождествление Возлюбленного Ученика и/или Евангелиста с Апостолом Иоанном по-разному защищалось и оспаривалось. [ 39 ]
Некоторые ученые видят в Евангелии слова «и мы знаем, что свидетельство его истинно». [ 40 ] как указание на подержанную работу гипотетического редактора или какой-то группы старейшин, удостоверяющих работу. [ 41 ] Бокэм, однако, утверждает, что это просто выражение « мы авторитетного свидетельства» самого автора, используемое также в Посланиях. [ 42 ] [ 1 ] : 369–383
Как это было обычной практикой того времени, [ 43 ] [ 1 ] : 359 Евангелист, возможно, нанял секретаря . Апокрифические источники примерно V века по-разному называют Прохора , [ 44 ] Тимоти , [ 45 ] или даже Папий , [ 46 ] и современные ученые предложили другие. [ 47 ] [ 48 ]
Иоанн Пресвитер
[ редактировать ]Краткие второе и третье послания адресованы «От старца». [ 49 ] На этом основании автора называют Иоанном Старшим или Иоанном Пресвитером ( пресвитер по-гречески означает старейшина ). [ нужна ссылка ]
Папий (ок. 100) говорит о неком «Иоанне Старшем, ученике Господнем», одном из «старцев», которых он слушал, и из изречений которого он черпал в своем пятикнижном Экзегезе , ныне утерянном. Папий далее называет его просто «Старшим». Большинство считает, что Папий относится, по крайней мере, к тому же Иоанну, который написал послания. [ 50 ]
В последующие столетия некоторые считали, что обращение «Старшего» во втором и третьем посланиях, возможно, указывает на другого автора, чем другие произведения Иоанна, что ставит под сомнение их апостольский авторитет и, следовательно, их каноничность . [ 51 ] [ 52 ] [ 53 ]
Иоанн Патмосский
[ редактировать ]
Автора Книги Откровения (также известной как Апокалипсис Иоанна) по-разному называют Иоанном Патмосским , Иоанном Богословом, Иоанном Богословом или Иоанном Богословом. [ нужна ссылка ]
Текст Откровения определяет его автора так: «Я, Иоанн, брат твой и разделяющий с тобой гонение, царство и терпение, которые есть в Иисусе, был на острове, называемом Патмос, из-за слова Божия и свидетельство об Иисусе». [ 54 ] Патмос был островом недалеко от Эфеса , и Откровение начинается с писем, адресованных семи церквям Азии , то есть Эфесу и другим близлежащим городам. [ нужна ссылка ]
Дионисий Александрийский (ок. 250 г.) резко раскритиковал Откровение и пришел к выводу, что оно резко отличается от Евангелия и Первого послания (которое Дионисий считал одновременно произведением Иоанна Апостола) по грамматике, стилю, содержанию и анонимности и, таким образом, могло вряд ли это произведение одного и того же автора, а должно быть написано другим Иоанном, поскольку «в Ефесе есть два памятника, каждый из которых носит имя Иоанна». [ 34 ] Многие современные ученые согласились с этим анализом, но другие при ближайшем рассмотрении находят поразительное сходство и приписывают стилистические различия использованию Евангелистом личного письма . [ 55 ] [ 56 ]
Однако древние ученые, признававшие Откровение подлинным, неизменно идентифицировали его автора как Иоанна Богослова. [ 57 ] Нашим первым и самым надежным информатором является Ириней (ок. 180 г.), который знал личных учеников Иоанна во время пребывания в Смирне . Ириней твердо отождествляет Откровителя с Евангелистом. [ 58 ] и сообщает нам, что он оставался при Церкви в Эфесе до времен Траяна (98–117). [ 59 ] Как говорит Ириней, «Откровитель» все еще активно действовал до конца : правления Домициана (81–96) [ 60 ]
Ибо если бы было необходимо, чтобы имя Антихриста было явлено ясно в настоящее время, то оно было бы возвещено тем, кто увидел апокалиптическое видение. Ибо его [или его ?] видели не очень давно, а почти в наши дни, в конце правления Домициана.
Из неоднозначного синтаксиса Иринея некоторые более поздние авторы сделали вывод, что изгнание на Патмос произошло при Домициане, хотя другие явно приписывали его Нерону (54–68); современные ученые до сих пор спорят, что более вероятно. [ 61 ]
Климент Александрийский , современник Иринея, рассказывает анекдот об Иоанне и молодом капитане-разбойнике, который начинается словами: [ 62 ]
Когда после смерти тирана он вернулся в Эфес с острова Патмос, он отправился по приглашению в прилегающие территории народов, чтобы здесь назначать епископов, там приводить в порядок целые Церкви, там рукополагать таких, как были отмечены Духом.
Итак, Откровитель снова отождествляется с епископом Эфесским, о котором много говорят древние источники. [ нужна ссылка ]
Иоанн Эфесский
[ редактировать ]Святоотеческие источники еще со II века широко свидетельствуют о неком Иоанне, ученике Иисуса, который дожил до старости в Эфесе и которому приписывают все Иоанновы произведения. [ 1 ] : 438, 453
Католические ; и восточно-православные традиции последовательно поддерживают личность Иоанна, его авторство (по крайней мере, Евангелия от Иоанна и первого послания) и его отношение к Христу он святой Иоанн Апостол . Однако за пределами этих традиций вопрос о том, существовал ли такой человек, какие произведения он написал, была ли эта фигура перепутана или отождествлена со вторым Иоанном, идентичен ли он с Иоанном, сыном Зеведея, или каким-либо другим Иоанном в Новом Завете, — все это остается вопросом. вопросы, вызывающие острые споры. [ 2 ]

Ириней (ок. 180 г.), который цитирует Папия и «старцев», а также лично знал Поликарпа Смирнского , другого ученика Иоанна Эфесского, широко считается самым надежным авторитетом, которым мы располагаем по этому Иоанну. В нашем первом дошедшем до нас описании всех четырех Евангелий Ириней заключает: [ 63 ]
Наконец Иоанн, ученик Господень, лежавший на груди Его, [ 64 ] сам также опубликовал Евангелие, когда жил в Эфесе Азиатском.
Здесь Иоанн Богослов явно отождествляется с Возлюбленным учеником и находится в Ефесе. В другом месте Ириней безошибочно называет того же Иоанна автором Посланий и Откровения. [ 58 ] [ 65 ] Ириней также говорит о престарелом Иоанне, дожившем в Эфесе до времен Траяна (98–117 гг.), [ 59 ] это произойдет примерно через 70 лет после Распятия . [ нужна ссылка ]
Поликрат Эфесский (ок. 190 г.) — еще один особенно уважаемый источник об Иоанне, писавший о своем родственнике и предшественнике (вслед за апостолом Филиппом ): [ 24 ]
Есть также Иоанн, тот, кто прислонился к груди Господа, который был священником, носящим петалон , и свидетелем, и учителем. Он заснул в Эфесе.
Поликрат согласен с Иринеем, но, кажется, дополнительно отождествляет Иоанна с первосвященником Иоанном в Деяниях. [ 1 ] : 438–452
Самое раннее свидетельство о личности этого Иоанна принадлежит Папию из Иераполя , «слушателю Иоанна». [ 66 ] написание c. 100, [ 67 ] чьи работы сохранились лишь в фрагментах, цитируемых другими. Папий пишет: [ 68 ]
И если случайно ко мне попадался кто-нибудь из присутствовавших при старейшинах, я спрашивал о словах старейшин: что сказал Андрей или Петр, или Филипп, или Фома, или Иаков, или Иоанн, или Матфей, или кто-нибудь другой из ученики Господни, и что бы ни говорили Аристион и старец Иоанн, ученики Господни.
Итак, Папий говорит сначала об Иоанне Апостоле, указанном вместе со своим братом и другими из Двенадцати, слова которых старейшины передали ему, а затем об Иоанне Старшем, другом ученике Иисуса, которого самого еще слушали. Хотя некоторые интерпретировали это как два упоминания одного и того же Иоанна, [ 69 ] Бокэм утверждает, что Папий ясно различает их. [ 1 ] : 412–437 Затем Папий цитирует «Старшего» (точно так же, как говорится во Втором и Третьем посланиях) о происхождении, по крайней мере, Евангелий от Марка и Матфея: [ 70 ] а также цитировать Первое послание и Откровение. [ нужна ссылка ]
Рассказ Папия о происхождении Евангелия от Иоанна, очевидно, перефразирован и расширен Евсевием. [ 1 ] : 433–437 [ 71 ] [ 72 ] и, скорее всего, является источником Мураториева канона (ок. 170 г.), где говорится: [ 73 ] [ 1 ] : 425–432
Четвертое Евангелие принадлежит Иоанну, одному из учеников. Своим соученикам и архиереям, которые его ободряли, он сказал: «Поститесь со мной сегодня три дня, и что будет открыто каждому из нас, расскажем друг другу». , одному из апостолов, было открыто В ту же ночь Андрею , что все должны подтверждать то, что Иоанн написал от своего имени... Почему же тогда примечательно, что Иоанн так постоянно выдвигает отдельные пункты даже в своих посланиях, говоря о себе «Что мы видели своими глазами и слышали своими ушами и что осязали наши руки, то и пишем вам»? [ 74 ] Таким образом, он исповедует себя не только очевидцем и слушателем, но и автором всех чудес Господа нашего по порядку.
«Деяния Иоанна» , апокрифический гностический труд, предположительно написанный примерно в конце II века, представляет собой богатое и полное повествование об Иоанне, оказавшее глубокое влияние на более поздние источники. Здесь мы находим первое явное отождествление с сыном Зеведея, историю о попытке казни кипящим маслом, также сообщенную Тертуллианом : [ 75 ] способ естественной смерти Джона и многое другое. [ 76 ] Начиная с III века, об Иоанне ходит множество легенд, и мало надежды отличить правду от вымысла. [ нужна ссылка ]
Ясно, что Иоанна Эфесского с древнейших времен считали личным учеником Иисуса и важнейшим свидетелем его жизни, автором Священных Писаний, апостолом и великим лидером среди церквей Азии; Гораздо более сомнительно, был ли он также сыном Зеведея, одного из Двенадцати Апостолов. В ранних источниках, за исключением явно апокрифических, до середины III века такая идентификация не встречается явно. В лучшем случае Иоанна Эфесского иногда называют апостолом , но в этих случаях этот термин, конечно, не ограничивается Двенадцатью, и когда он упоминается вместе с одним из Двенадцати Апостолов, Евангелиста фактически обычно называют учеником, напротив . [ 1 ] : 458–463 Бокэм утверждает, что Папий различает их и что слова Поликрата даже исключают такое отождествление: [ 1 ] : 444–452 и отголоски этого различия сохраняются в нескольких более поздних источниках. [ 77 ] Среди ортодоксов Ориген является первым, кто открыто принял это отождествление. [ 78 ] что требует от него примирить традицию естественной смерти Джона [ 79 ] [ 80 ] с пророчеством о мученической кончине Иоанна [ 18 ] увидев исполнение последнего во временном изгнании на Патмос. [ 81 ] С другой стороны, после этого момента идентификация была почти повсеместно принята в древности. [ 1 ] : 452
Современные ученые по-прежнему расходятся во мнении относительно того, следует ли отождествлять Иоанна Эфесского с кем-либо из Иоаннов в повествовании Нового Завета — с сыном Зеведея, первосвященником Иоанном или даже с Иоанном Марком. [ 2 ]
См. также
[ редактировать ]- Новозаветный человек по имени Иаков
- Люди Нового Завета по имени Иосиф (или Иосий )
- Люди Нового Завета по имени Иуда или Иуда
- Новозаветные люди по имени Мария
- Новозаветный человек по имени Симон
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Список Иоаннов Нового Завета, составленный Дутрипоном (стр. 740–2):
- Иоанн VI. Его называют баптистом. Сын Захарии и его жены Елисаветы, двоюродный брат Пресвятой Девы Марии.
- Иоанн VII. Апостол и евангелист, любимый ученик Христа, выходец из Вифсаиды. Он был сыном Зеведея и Саломеи, братом апостола Иакова, которого Ирод отлучил от церкви после Страстей Христовых. (...) Однако распространённое и более верное мнение состоит в том, что Иоанн умер в Ефесе в девяносто девятом году своих писаний, но в шестьдесят восьмом году после страданий Иисуса Христа.
- Иоанн VIII. И зовут его Иона. Вар-Иона было сказано Петру Иисусом Христом по сокращению, для Вар-Иоганна, что по-халдейски означает сын Иоанна, точно так же, как в следующих стихах Симон Иоаннов, то есть Симон, сын Иоанна. Джоан. 21:15-17.
- Иоанн IX Кого звали Маркус; но не Марка Евангелиста, а другого, который был спутником паломничества св. Павла и Варнавы. Действовать. 12:12,25; 13:5,13; 15:37.
- Иоанн X. Это был один из пяти сыновей Анны, которого звали другим именем Ионафан. Действовать. 4:6
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Бокэм, Ричард (2006). Иисус и очевидцы: Евангелия как свидетельства очевидцев . п. 416. ИСБН 0802831621 .
- ^ Jump up to: а б с Калпеппер, Р. Алан (1994). Иоанн, сын Зеведея: Жизнь легенды . пассим. ISBN 0872499626 .
- ^ Дютрипон, Франсуа Паскаль (1838). Согласование священных Библий издания Вульгаты для пересмотра по приказу Сикста 5-го понтифика. макс (на латинице). Париж: Белин-Мандар. стр. 740–2 . Проверено 31 августа 2021 г.
- ^ Мф 16:17; Ин 1:42, 21:15–17 .
- ^ Форд, Дж. Массингберде (1975). Откровение . Якорная Библия. Том. 38. С. 28–37 . ISBN 0385008953 .
- ^ Маццаферри, Фредерик Дэвид (1989). Жанр Книги Откровения с точки зрения источниковедения . Дополнения к журналу для науки Нового Завета и знаний старой церкви. Том 54. С. 26–29. ISBN 3110115182 .
- ^ Мф 10:2; Мк 3:17; Лк 6:14; Деяния 1:13 .
- ^ Марка 9:38; Страница 9:49 .
- ^ Матфея 4:21; Марка 1:19; Луки 5:10 ; Марка 1:29 ; Луки 9:54 ; Матфея 20:20–24; Марка 10:35-41 ; Матфея 27:56 .
- ^ Лк 22:8 .
- ^ Матфея 17:1; Марка 9:2; Луки 9:28 ; Марка 5:37; Луки 8:51 ; Марка 13:3 ; Матфея 26:37; Марка 14:33 .
- ↑ Деяния 3:1–11, 4:1–22, 8:14 .
- ^ Гал 2:9 .
- ^ Деяния 12:2 .
- ^ Эйслер, Роберт (1938). Загадка четвертого Евангелия: его автор и писатель . стр. 58 и далее.
- ^ Калпеппер (1994) , стр. 171–174.
- ^ Буасмар, Мари-Эмиль (1996). Мученичество апостола Иоанна . Записные книжки Библейского обзора. Полет. 35. ISBN 2850210862 .
- ^ Jump up to: а б Марка 10:35-40; Матфея 20:20-23 .
- ↑ Этот момент, однако, сохранился только у Филиппа Сиде , заархивированного 10 сентября 2014 г. в Wayback Machine (ок. 435 г.), и в интерполяции в « Хронологии Георгия Хамартола» (ок. 860 г.).
- ^ Бэдэм, Фрэнсис Притчетт (октябрь 1899 г.). «Мученичество святого Иоанна» . Американский журнал теологии . 3 (4): 729–740. дои : 10.1086/477205 . JSTOR 3153028 .
- ^ Бэдхэм, Фрэнсис Притчетт (июль 1904 г.). «Мученичество апостола Иоанна». Американский журнал теологии . 8 (3): 539–554. дои : 10.1086/478469 . JSTOR 3153885 .
- ^ Деяния 4:5–7 .
- ^ Калпеппер, Р. Алан. Иоанн, сын Зеведея: Жизнь легенды . Университет Южной Каролины Press. п. 61.
- ^ Jump up to: а б Поликрат, еп. к Викту. , у Евсевия, Hist. Эккл. 5.24.1–8 .
- ^ Эйслер (1938) , стр. 36–45.
- ^ Ригато, Мария-Луиза (1990). « Апостол и евангелист Иоанн», левитский «священник». Библейский журнал . 38 (4): 451–483.
- ^ Иоанна 18:15–16 .
- ^ Калпеппер, Р. Алан. Иоанн, сын Зеведея: Жизнь легенды . Университет Южной Каролины Press. п. 62.
- ^ Моррис, Леон (1995). Евангелие от Иоанна (Новый международный комментарий к Новому Завету) . Вм. Б. Эрдманс Паблишинг Ко. с. 666.
- ^ Деяния 12:12, 12:25, 13:5, 13:13, 15:37 .
- ^ 1 Пет. 5:13; Кол. 4:10; 2 Тим. 4:11; Фил 1:24 .
- ^ Encarta Winkler Prins Энциклопедия (1993–2002) sv "Маркус". Корпорация Microsoft/Het Spectrum.
- ^ Калпеппер (1994) , стр. 107–108.
- ^ Jump up to: а б Дионисий Александрийский, Об обещаниях 2, apud Евсевий, Hist. Эккл. 7.25 .
- ^ Тарази, Пол Надим (2004). Сочинения Иоанна . Новый Завет: Введение. Том. 3. С. 13–17. ISBN 0881412643 .
- ^ Откр. 1:1–4, 1:9, 22:8 .
- ^ Иоанна 21:2 .
- ^ Иоанна 21:20–24 .
- ^ Паркер, Пирсон (март 1962 г.). «Иоанн Зеведеев и Четвертое Евангелие». Журнал библейской литературы . 81 (1): 35–43. дои : 10.2307/3264824 . JSTOR 3264824 .
- ^ Ин 21:24 .
- ^ Калпеппер (1994) , с. 94.
- ^ 3 Иоанна 1:9–12 ; 1 Иоанна 1:1–5, 4:11–16 .
- ^ Комфорт, Филип (2005). Знакомство с рукописями: введение в палеографию Нового Завета и текстовую критику . стр. 4–9. ISBN 0805431454 .
- ^ Калпеппер (1994) , стр. 269–270, из Деяний Иоанна Прохора .
- ^ Калпеппер (1994) , стр. 359, из Деяний Тимофея .
- ^ Калпеппер (1994) , стр. 165–167, из антимаркионитских прологов .
- ^ Эйслер (1938) , стр. 178–184.
- ^ Роллинз, Джордж С. (1905). «Рука Аполлоса в Четвертом Евангелии» (PDF) . Библиотека Сакра . 62 : 484–99.
- ^ 2 Иоанна 1:1; 3 Ин 1:1 .
- ^ Хенгель, Мартин (1989). Иоанновский вопрос . стр. 24–45. ISBN 033400795X .
- ^ Ориген, у Евсевия, Hist. Эккл. 6.25 .10.
- ^ Евсевий, Hist. Эккл. 3.25 .3.
- ^ Джером, Де Вир. Иллюстрированный 18 .
- ^ Откр. 1:9 .
- ^ Моррис, Леон (1987). Книга Откровения: введение и комментарий . Комментарии Тиндейла к Новому Завету. Том. 20. С. 27–34. ISBN 0802802737 .
- ^ Калпеппер (1994) , стр. 130–134.
- ^ Боксалл, Ян (2013). Патмос в истории восприятия Апокалипсиса . стр. 28 и далее. ISBN 978-0199674206 .
- ^ Jump up to: а б Ириней, адв. Волосы. 2.22.5, 3.3.4 .
- ^ Ириней, Adv. Волосы. 5.30 .3.
- ^ Джентри, Кеннет Л. (1989). До падения Иерусалима (PDF) . стр. 45–67. ISBN 0930464206 .
- ^ Климент Александрийский, Кто спасет богатых 42.
- ^ Ириней, Adv. Волосы. 3.1.1 .
- ^ Ин 13:25, 21:20 .
- ^ Хилл, Чарльз Э. (2004). Иоанновский корпус в ранней церкви . стр. 97–101. ISBN 0199264589 .
- ^ Ириней, Adv. Волосы. 5.33 .4.
- ^ Ярбро, Роберт В. (июнь 1983 г.). «Дата Папия: переоценка» (PDF) . Журнал Евангелического богословского общества . 26 (2): 181–191.
- ^ Евсевий, Hist. Эккл. 3.39 .4. Перевод из Bauckham (2006) , с. 417.
- ^ Смолли, Стивен Стюарт (1978). Джон: евангелист и переводчик . стр. 73–74. ISBN 0853642141 .
- ^ Евсевий, Hist. Эккл. 3.39 .15.
- ^ Евсевий, Hist. Эккл. 3.24.5–13 .
- ^ Хилл, Чарльз Э. (1998). «Что Папий сказал об Иоанне (и Луке): «новый» папианский фрагмент». Журнал богословских исследований . 49 (2): 582–629. дои : 10.1093/jts/49.2.582 .
- ^ Папий: Гипотетические фрагменты, заархивированные 10 сентября 2014 г. в Wayback Machine .
- ^ 1 Иоанна 1:1, 4 .
- ^ Тертуллиан, Де Прес. Хаер. 36 .
- ^ Калпеппер (1994) , стр. 232–251.
- ^ Брюс, Ф.Ф. (1944). «Некоторые заметки о четвертом евангелисте» (PDF) . Евангелический ежеквартальный журнал . 16 : 101–109.
- ^ Калпеппер (1994) , с. 358.
- ^ Вайдманн, Фредерик В. (1999). Поликарп и Джон: Фрагменты Харриса и их вызов литературной традиции . стр. 134–135. ISBN 0268038511 .
- ^ Джером, сообщение. в Мэтт. 20.23, апуд Калпеппер (1994) , с. 206.
- ^ Ориген, В Матф. 16.6, apud Boxall (2013) , с. 36.