Джон Марк
Джон Марк | |
---|---|
![]() Святой Марк , Франс Хальс , ок. 1625 г. | |
Епископ Библа [ 1 ] | |
Умер | Первый век нашей эры |
Почитается в | Римско-католическая церковь , Восточно-католические церкви |
Праздник | 27 сентября [ 1 ] |
Иоанн Марк ( греч . Ἰωάννης Μάρκος , латинизированный : Иоаннес Маркос ) упоминается в Деяниях апостолов как помощник, сопровождавший Павла и Варнаву в их миссионерских путешествиях. Традиционно его считают идентичным евангелисту Марку , традиционному автору Евангелия от Марка .
Библейский рассказ
[ редактировать ]

Несколько раз в Деяниях Апостолов упоминается некий «Иоанн, которого называли также Марком» или просто «Иоанн»:
, [Петр] И, поразмыслив пришел в дом Марии, матери Иоанна, имя которого было Марк; где многие собрались вместе для молитвы. Деяния 12:12
И возвратились Варнава и Савл из Иерусалима, когда они исполнили свое служение, и взяли с собой Иоанна, имя которого было Марк. Деяния 12:25
И когда они были в Саламине, они проповедовали слово Божие в синагогах Иудейских, и Иоанн был у них служителем. [ 2 ]
Когда Павел и отряд его освободились из Пафа, пришли в Пергу Памфилийскую, а Иоанн, отойдя от них, возвратился в Иерусалим. [ 3 ]
И Варнава решил взять с собой Иоанна, фамилия которого была Марк.
Но Павел счел нехорошим взять с собой того, кто отошел от них из Памфилии и не пошел с ними на дело.
И раздор был между ними так ожесточен, что они отошли друг от друга. И взял Варнава Марка, и поплыл на Кипр;
И Павел избрал Силу и пошел, будучи рекомендован братьями к благодати Божией. [ 4 ]
Из этих отрывков можно заключить, что у матери Иоанна Марии был большой дом в Иерусалиме , куда Петр сбежал после побега из темницы; что Иоанн помогал Павлу и Варнаве в их первом миссионерском путешествии на Кипр и до Перги в Памфилии , но затем вернулся в Иерусалим; и что более поздний спор по поводу возвращения Иоанна Марка привел к тому, что пути Павла и Варнавы разошлись: Варнава забрал Марка обратно на Кипр, а затем оба исчезли из повествования Деяний. Причины отъезда Иоанна Марка в Иерусалим и последовавшие за этим разногласия между Павлом и Варнавой стали предметом множества спекуляций. Мэтью Генри , например, предположил, что Джон Марк ушел «без ведома [Варнавы и Павла] или без их согласия». [ 5 ] Однако данных слишком мало, чтобы с уверенностью относиться к какому-либо объяснению. [ 6 ]
Некоторые ученые утверждают, что негативное изображение Иоанна Марка в Деяниях является полемикой против предполагаемого автора Евангелия от Марка, основного источника Луки для его собственного Евангелия. Адела Коллинз предполагает: «Поскольку автор Деяний также написал Евангелие от Луки, возможно, этот критический портрет имел целью подорвать авторитет второго Евангелия». [ 7 ] Майкл Кок отмечает, что «Евангелие от Марка несколько смущало утонченные литературные и богословские вкусы такого образованного христианина, как Лука». [ 8 ]
Идентификация
[ редактировать ]Евреи того периода обычно носили как семитское имя, такое как Иоанн (иврит: Йоханан ), так и греко-римское имя, такое как Марк (лат. Маркус (преномен) ). [ 9 ] Но поскольку Иоанн было одним из самых распространенных имен среди иудейских евреев, [ 10 ] и Марк был самым распространенным в римском мире, [ 11 ] Требуется осторожность при отождествлении Джона Марка с любым другим Джоном или Марком.
Фактически, древние источники последовательно отличают Иоанна Марка от других знаков Нового Завета и называют его епископом Библа . [ 1 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] Иоанна Марка в древности также не отождествляли ни с каким другим Иоанном, если не считать редких и явных предположений. [ 13 ] [ 15 ] [ 16 ]
С другой стороны, средневековые источники все чаще рассматривают все упоминания Марка в Новом Завете как Марка-евангелиста , и многие современные ученые согласны с тем, что видят только одного Марка. [ 17 ] Сам факт того, что различные писания могли ссылаться просто на Марка без каких-либо дополнительных уточнений, рассматривался как указание на одного Марка. [ 18 ]
Во-первых, это Марк, двоюродный брат Варнавы , упомянутый Павлом как «сотрудник» в заключении трех посланий Павла. [ 19 ] В древности его считали отдельным Марком, епископом Аполлонии. [ 14 ] С другой стороны, если эти два Марка следует идентифицировать, то тот факт, что эти послания были написаны после ухода Иоанна Марка с Варнавой в Деяниях, должен предполагать некоторое более позднее примирение. Но большинство ученых, отмечая тесную связь Марка с Павлом и Варнавой, действительно считают их, скорее всего, одним и тем же человеком. Библеисты Сэмюэл Роллес Драйвер и Чарльз Огастес Бриггс отождествили Марка, двоюродного брата Варнавы, с Иоанном Марком, [ 20 ] как и Джон Р. Донахью и Дэниел Дж. Харрингтон . [ 21 ]
Марк Евангелист, однако, известен только из святоотеческой традиции, которая связывает его только с Петром и не упоминает Павла. [ 22 ] Один только Иероним предполагает, что Марк, о котором говорит Павел, может быть Евангелистом. [ 23 ] [ 24 ] Но современные ученые отмечают, что, когда Петр бежал в дом матери Иоанна Марка, у этих двух мужчин могла быть давняя связь. [ 25 ]
С другой стороны, меньшинство современных ученых выступает за отождествление Иоанна Богослова или Иоанна Старшего с Иоанном Марком. [ 26 ]
Более поздние источники
[ редактировать ]Деяния Варнавы , по-видимому, апокрифическое произведение V века. [ 27 ] Предполагается, что оно написано Иоанном Марком и подробно описывает миссионерское путешествие и мученическую смерть Варнавы на Кипре, продолжая, таким образом, повествование в Деяниях. [ 28 ]
В «Похвале апостолу Варнаве» , написанном Александром Преподобным в VI веке, также дается обширный отчет о деятельности Варнавы и Иоанна Марка на Кипре. После смерти Варнавы Иоанн Марк уезжает в Эфес, и затем повествование продолжается отождествлением его с Марком Евангелистом . [ 13 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Батлер, Албан; Аттуотер, Дональд; Терстон, Герберт, ред. (1956). Батлер «Жития святых» . Том. 2. п. 162.
- ^ Деяния 13:5
- ^ Деяния 13:13.
- ^ Деяния 15:37–40.
- ^ Комментарий Мэтью Генри, Деяния 15 http://biblehub.com/commentaries/mhc/acts/15.htm, по состоянию на 16 сентября 2015 г.
- ^ Блэк, К. Клифтон (1994). Марк: Образы апостольского истолкователя . стр. 26–44. ISBN 0872499731 .
- ^ Коллинз, Адела. Марк: Комментарий . Крепость, 2007, с. 5.
- ^ Кок, Майкл. Неправильный евангелист (Иоанн) Марк: забытый ключ к восприятию Евангелия от Марка в Деяниях Луки? . Неотестаментика, 46(2), стр. 257.
- ^ Бокэм, Ричард (2006). Иисус и очевидцы: Евангелия как свидетельства очевидцев . п. 83. ИСБН 0802831621 .
- ^ Бокэм (2006) , с. 416.
- ^ Скучно, М. Юджин (2006). Марк: Комментарий . Библиотека Нового Завета. п. 11. ISBN 0664221076 .
- ^ Ли, генеральный директор (1975). «Евсевий о Св. Марке и начале христианства в Египте». Студия Патристика . 12 : 422–431.
- ^ Jump up to: а б с Брунс, Дж. Эдгар (1963). «Джон Марк: Загадка Иоанновой загадки» (PDF) . Священное Писание . 15 : 88–92.
- ^ Jump up to: а б Псевдо-Ипполит в «О семидесяти апостолах », например, маскирует «Марка Евангелиста, епископа Александрийского» от «Марка, двоюродного брата Варнавы, епископа Аполлонийского» и от «Марка, который также является Иоанном, епископом Библупольским».
- ^ Дионисий Александрийский , apud Евсевий, Hist. Эккл. 7.25.15 , попутно размышляет о том, какие еще Иоанны, помимо Иоанна Евангелиста , могли написать Откровение . Иоанн Златоуст , In Acta Ap., Hom. xxvi , кажется, предполагает, что Иоанн Марк был тем Иоанном, который сопровождал Петра в Деяниях.
- ^ Брунс, Дж. Эдгар (1965). «Путаница между Иоанном и Иоанном Марком в древности» (PDF) . Священное Писание . 17 :23–26.
- ^ Блэк (1994) , стр. 15–16.
- ^ Бокэм (2006) , с. 206.
- ^ Филимону 24 ; Колоссянам 4:10 ; 2 Тимофею 4:11 .
- ^ Водитель, Сэмюэл Роллс. «Марк и Силуан», Международный критический комментарий к Священному Писанию Ветхого и Нового Заветов , Сыновья К. Скрибнера, 1905, с. 80
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ Донахью, Джон Р. и Харрингтон, Дэниел Дж., Евангелие от Марка , Liturgical Press, 2002, стр.39 ISBN 9780814658048
- ^ Блэк (1994) , стр. 185–186.
- ^ Джером, сообщение. в Филеме. 24.
- ^ Блэк (1994) , с. 165.
- ^ Блэк (1994) , с. 28.
- ^ Калпеппер, Р. Алан (1994). Иоанн, сын Зеведея: Жизнь легенды . п. 87. ИСБН 0872499626 .
- ^ Чачес, Иштван (2007). Рассказы комиссии: сравнительное исследование канонических и апокрифических актов (PDF) . Исследования раннехристианских апокрифов. Том. 8. стр. 184–207. ISBN 978-9042918450 . Архивировано из оригинала (PDF) 3 июля 2013 г. Проверено 2 апреля 2014 г.
- ^ Деяния Варнавы .