Рода (библейский персонаж)
Рода ( библейский греческий : Ῥόδη , латинизированный: Rhode ) — женщина , однажды упомянутая в Новом Завете . Она появляется только в Деяниях 12:12–15 . Рода была первым человеком, услышавшим Петра после того, как Бог освободил его из тюрьмы , но никто не поверил ее рассказу о том, что Петр был у двери, потому что они знали, что он был заключен в тюрьму, и не могли поверить, что он действительно был освобожден.
Библейский рассказ
[ редактировать ]Рода (чье имя означает « роза »). [ 1 ] ) была девушка ( библейский греческий : παιδίσκη ), жившая в доме Марии , матери Иоанна Марка . Во многих библейских переводах говорится, что она была «служанкой» или «служанкой». После того как Петр чудесным образом вышел из тюрьмы, он подошел к дому и постучал в дверь. Рода пришла ответить ему, и когда она услышала голос Петра, она так обрадовалась, что бросилась рассказать остальным и забыла открыть ему дверь. Она рассказала группе христиан молившихся , что Петр был здесь. Они сначала ей не поверили и сказали, что она «не в своем уме». Когда она продолжала настаивать, что это был Питер, они говорили: «Он его ангел ». Однако Питер продолжал стучать, и в конце концов ему открыли дверь.
Научная интерпретация
[ редактировать ]Петр вышел из тюрьмы, прикованный цепями к римским солдатам и охраняемый ими и запертый за надежными стенами; однако он не смог пройти через ворота, потому что служанка была слишком взволнована, чтобы открыть их ему. Христианский историк Ярослав Пеликан предполагает, что «трудно не улыбнуться, читая этот маленький анекдот». [ 2 ] а библеист Ф. Ф. Брюс говорит, что эта сцена «полна яркого юмора». [ 3 ] Пастор и богослов Джон Гилл предположил, что Рода узнала голос Петра, потому что она «часто слышала, как он проповедовал и разговаривал [с семьей Мэри]». [ 4 ] Однако теологи Дональд Фэй Робинсон и Уоррен М. Смальц предположили, что инцидент с Родой на самом деле представляет собой идеализированное описание смерти Святого Петра, которая могла произойти в иерусалимской тюрьме в 44 году нашей эры. [ 5 ]
Брюс Малина и Джон Дж. Пилч отмечают, что «поведение Роды, как удивленная рассеянность, так и бегство, считаются юмористическими». [ 6 ] Маргарет Эймер идет дальше и предполагает, что юмор возник из-за низкого социального статуса и порабощения Роды. Аймер заявляет, что «Рода напоминает нам, что даже в христианском собрании классовое угнетение продолжается». [ 7 ]
Написав с феминистской точки зрения, Кэти Чемберс утверждает, что повествование демонстрирует, «как христианские адаптации комедийных образов бросили вызов доминирующему культурному построению статуса и пола, церковной власти, рабов и женщин». [ 8 ] : 89 Чемберс связывает эту историю с исполнением во 2-й главе Деяний пророчества Иоиля 2, о котором будут пророчествовать женщины и рабы. Хотя «Роде не хватало необходимых полномочий, чтобы ее послание было воспринято всерьез, из-за ее статуса одновременно женщины и рабыни », у нее хватило мужества и веры, чтобы продолжать настаивать на том, что это был Петр. [ 8 ] : 94
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джозеф Генри Тайер , Греко-английский лексикон Нового Завета , Рода.
- ^ Ярослав Пеликан , Деяния (Гранд-Рапидс: Бразос, 2005), 148.
- ^ Ф.Ф. Брюс , Комментарий к Книге Деяний (Гранд-Рапидс: Эрдманс, 1964), 251.
- ↑ Гилл, «Изложение всей Библии Дж. Гилла» ( http://biblehub.com/commentaries/gill/acts/12.htm ), по состоянию на 31 августа 2015 г.
- ^ Робинсон, Д.Ф., «Где и когда умер Петр?», Журнал библейской литературы, том 64 (1945), при поддержке Смальца, В.М., Умер ли Петр в Иерусалиме?, Журнал библейской литературы , том. 71, № 4 (декабрь 1952 г.), стр. 211–216, по состоянию на 31 августа 2015 г.
- ^ Малина, Брюс ; Пилч, Джон Дж. (2008). Социально-научный комментарий к книге Деяний . Крепость Пресс . п. 85.
- ^ Эймер, Маргарет (2012). «Деяния апостолов». Женский библейский комментарий . 3-й : 536–546.
- ^ Jump up to: а б Чемберс, Кэти (2004). « Тук, тук. Кто там?» Деяния 12:6-17 как комедия ошибок». В Левине, Эми-Джилл (ред.). Феминистский спутник Деяний апостолов . Т&Т Кларк .