Эфиопский евнух
Эфиопский евнух ( геэз : ኢትዮጵያዊው ጃንደረባ ) — фигура в Новом Завете Библии; история его обращения в христианство изложена в 8-й главе Деяний .
Библейское повествование
[ редактировать ]Филиппу Евангелисту сказал Ангел идти по дороге из Иерусалима в Газу , и там он встретил эфиопского евнуха , казначея Кандакии , царицы эфиопов (древнегреческий: Κανδάκη, «Кандация» была мероитским термином, обозначающим « королева» или, возможно, «королевская женщина»). Евнух был в Иерусалиме для поклонения [1] и возвращался домой. Сидя в своей колеснице , он читал Книгу Исаии , в частности Исайю 53:7–8 . Филипп спросил эфиопа: «Ты понимаешь, что читаешь?» Он сказал, что нет («Как я могу понять, если у меня нет учителя, который бы меня научил?»), и попросил Филиппа объяснить ему текст. Филипп рассказал ему Евангелие Иисуса эфиоплянин , и попросил креститься . Они спустились к источнику воды, который традиционно считается фонтаном Дирве возле Халхула . [2] и Филипп крестил его.
В версии короля Иакова и католической версии Дуэ-Реймса эфиоп говорит: «Я верю, что Иисус Христос есть Сын Божий» (стих 37), но в большинстве современных версий это опущено . Д.А. Хаббард предполагает, что исповедание «не поддерживается в лучших рукописях [т.е. в александрийском текстовом типе ])», хотя эфиоп по-прежнему является «одним из выдающихся новообращенных в Деяниях ». [3]
После этого Филипп был внезапно унесен Духом Господним , и евнух «продолжил свой путь, радуясь» (стих 39).
Христианские традиции
[ редактировать ]Отец Церкви святой Ириней Лионский в своей книге Adversus haereses ( «Против ересей» , раннем антигностическом богословском труде) 3:12:8 (180 г. н. э.) писал об эфиопском евнухе: «Этот человек (Симеон Вахос Евнух) был также послан в области Эфиопии, чтобы проповедовать то, во что он сам верил, что есть один Бог, проповеданный пророками, но что Сын этого (Бога) уже явился (Свое) в человеческой плоти и был веден, как овца на заклание, и все другие высказывания, которые пророки говорили о Нем». В эфиопской ортодоксальной традиции Тевахедо его называли Бахосом, и он был известен как эфиопский еврей по имени Симеон, которого также называли Черным , имя, использованное в Деяниях 13:1 . [4] [ нужна страница ] [5]
Одним из традиционных мест крещения является фонтан Дирве , недалеко от Халхула . [2] Другие считают, что традиционным местом крещения является источник Эйн-Ханья . [ нужна ссылка ]
Оценка и интерпретация
[ редактировать ]Религия
[ редактировать ]Религия происхождения эфиопского евнуха имеет большое значение из-за последующих последствий его обращения в христианство. Существует множество конкурирующих теорий относительно религиозного статуса евнуха до обращения по отношению к иудаизму и христианству.
Религиозный статус | Доказательство | Сторонники |
---|---|---|
Или | После истории об эфиопском евнухе Ириней написал: «Обращение язычников труднее, чем иудеев», указывая, что евнух был евреем. [6] [ нужна страница ] Чарльз Фрэнсис Поттер предположил, что евнух мог быть ессеем . [7] | Понтий (умер около 260 г.), [8] [ нужна полная цитата ] Ириней (ок. 130 – 202) [6] [ нужна страница ] |
Еврей-язычник | Евнух занимает «промежуточное положение между евреем и язычником», что может указывать на статус прозелита или богобоязненного . [9] [ нужна страница ] | Иероним (ок. 347 – 420) [10] [ нужна страница ] |
язычник | Евнух, должно быть, был язычником, потому что он был эфиопом. | Евсевий (ок. 275 – 339), [11] [ нужна страница ] Ефрем Сирин (ок. 306 – 373), [ нужна ссылка ] Беда (ок. 672 – 725), [ нужна ссылка ] Никифор Каллист (ок. 1256 – 1335), [ нужна ссылка ] Николай Лирский (ок. 1270 – 1349), [ нужна ссылка ] и Мартин Лютер (1483–1546) [9] [ нужна страница ] |
прозелит | Евнуха «следует рассматривать как прозелита (полностью обращенного в иудаизм ), поскольку в Деяниях Корнилий Центурион представлен как первый язычник, принявший крещение в христианскую общину». [9] [ нужна страница ] | Д. Хаббард, [3] Ланселот Эндрюс (1555–1626), [12] [ нужна страница ] Джон Кальвин (1509–1564), [13] [ нужна страница ] Джон Уэсли (1703–1791) [14] [ нужна страница ] |
богобоязненный | Евнух не мог быть прозелитом и, должно быть, был богобоязненным , «поскольку Второзаконие 23: 1 запрещало бы кастрированному мужчине становиться прозелитом». [9] [ нужна страница ] | Пол Мумо Кисау, [15] С. К. Барретт , [16] [ нужна страница ] Хусто Л. Гонсалес , [17] [ нужна страница ] многие другие современные учёные. [ нужна ссылка ] |
Современные ученые склонны ставить эфиопского евнуха в « промежуточное положение между евреем и язычником ». [9] [ нужна страница ] Скотт Шауф предполагает, что «основной смысл этой истории заключается в донесении Евангелия до края земли, а не в установлении миссии среди язычников », и поэтому Лука «не выдвигает языческий статус эфиопа на передний план». Однако «предположение о том, что евнух является или, по крайней мере, может быть язычником в этой истории, как по его этническому, так и, возможно, физическому описанию», может оставить более формирующую возможность, чем если бы он был явно отнесен к категории. [18] Эрнст Хенхен опирается на работу Фердинанда Кристиана Баура (1792–1860) и приходит к выводу, что «автор Деяний намеренно сделал религиозную идентичность евнуха двусмысленной», чтобы сохранить традицию, согласно которой Корнилий был первым обращенным язычником, а также традицию это утверждало, что эфиопский евнух был первым обращенным язычником. [9] [ нужна страница ]
Сексуальность
[ редактировать ]Комментаторы обычно предполагают, что сочетание слова «евнух» с титулом «придворный чиновник» указывает на буквального евнуха, который был бы исключен из Храма из-за ограничения во Второзаконии 23:1. [19] [20] Некоторые ученые отмечают, что евнухи были исключены из еврейского богослужения, и распространяют включение этих мужчин в Новый Завет на другие сексуальные меньшинства; Католический священник-гей Джон Дж. Макнил , ссылаясь на небуквальное использование слова «евнух» в других отрывках Нового Завета, таких как Матфея 19:12 , [21] пишет, что ему нравится думать о евнухе как о «первом крещеном христианине-гее», [22] в то время как Джек Роджерс пишет, что «тот факт, что первый нееврей, принявший христианство, принадлежит к сексуальному меньшинству и принадлежит к другой расе, этнической принадлежности и национальности вместе взятых», призывает христиан быть радикально инклюзивными и гостеприимными. [23]
Раса и происхождение
[ редактировать ]«Кэндис» — это имя, данное в греко-римской историографии всем женщинам-правительницам или супругам Королевства Куш (ныне часть Судана). Столицей была Мероэ , а титул «Кэндис» происходит от мероитского слова kdke , которое относилось к любой королевской женщине. [24] «Эфиопский» был греческим термином, обозначающим чернокожие народы в целом, часто применявшимся к Кушу (который был хорошо известен евреям и часто упоминался в еврейской Библии). Евнух не был выходцем из страны, сегодня известной как Эфиопия, что соответствует древнему Аксумскому царству , завоевавшему Куш в четвертом веке. Первым писателем, назвавшим эту страну Эфиопией, был Филосторгий около 440 г. [25]
Некоторые ученые, такие как Фрэнк М. Сноуден-младший , интерпретируют эту историю как подчеркивающую, что ранние христианские общины принимали своих членов независимо от расы: «Эфиопы были мерилом, по которому в древности измеряли цветные народы». [26] [27] Другие, такие как Кларис Мартин, пишут, что это комментарий к религии, а не к ее приверженцам, показывающий географические масштабы христианства; Гей Л. Байрон идет еще дальше, говоря: «Лука использовал эфиопского евнуха, чтобы показать, что спасение может распространиться даже на эфиопов и чернокожих». [28] Дэвид Тьюсдей Адамо предполагает, что использованное здесь слово (Αἰθίοψ, aithiops ) лучше всего перевести просто как «африканец». [29]
Связанные цифры
[ редактировать ]К. К. Барретт противопоставляет историю эфиопского евнуха истории Корнилия Центуриона , еще одного новообращенного . Он отмечает, что в то время как эфиоп продолжает свой путь домой и исчезает из повествования, Корнилий и его последователи образуют другую церковь в Иудее , и предполагает, что это отражает желание сосредоточиться на Петре, а не на Филиппе. [16] : 421 Роберт О'Тул утверждает, что то, как Филиппа уводят, аналогично тому, как исчезает Иисус после того, как он разговаривал с учениками по дороге в Эммаус в Евангелии от Луки 24. [30]
Существуют литературные параллели между историей эфиопского евнуха в Деяниях и историей Авед-Мелеха , эфиопского евнуха, в Книге Иеремии . [31]
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кнехт, Фридрих Юстус (1910). . Практический комментарий к Священному Писанию . Б. Гердер.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Деяния 8:27.
- ^ Jump up to: а б Кондер, ЧР (1879 г.). Палаточные работы в Палестине . Том. 2. Лондон: Бентли; Палестинский исследовательский фонд. п. 76 . OCLC 23589738 .
- ^ Jump up to: а б Хаббард, Д.А. (1962). «Эфиопский евнух». В Дугласе, Джей Ди (ред.). Новый библейский словарь . ИнтерВарсити Пресс . п. 398.
- ^ Джон, Пол (1988). Философия: праздник Успения Девы Марии и мариологическая традиция Эфиопской православной церкви Тевахедо (доктор философии). Нью-Джерси: Принстонская духовная семинария . OCLC 22377610 . [ нужна страница ]
- ^ «История Церкви» . stmichaeleoc.org . Архивировано из оригинала 2 августа 2021 года . Проверено 29 июля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Ириней, ул. (2012). Бур, Пол (ред.). Против ересей Публикации «Великолепие истины» [ нужна страница ]
- ^ Поттер, Чарльз Фрэнсис (1962). Раскрыты потерянные годы Иисуса (2-е изд.). Нью-Йорк: Золотая медаль Фосетта. п. 103. ИСБН 0449130398 .
- ^ Понтий Диакон . Жизнь и страсти святителя Киприана . [ нужна полная цитата ]
- ^ Jump up to: а б с д и ж Берк, Шон Д. (2013). Квиринг эфиопского евнуха: стратегии двусмысленности в Деяниях . Крепость Пресс. ISBN 978-1-4514-6565-5 . [ нужна страница ]
- ^ Джером (1954). Основные произведения святого Иеронима . Перевод Фримантла, WH Гранд-Рапидс, Мичиган: Eerdmans. OCLC 16266331 . [ нужна страница ]
- ^ Евсевий (23 ноября 1989 г.). Лаут, Эндрю (ред.). История Церкви от Христа до Константина . Перевод Уильямсона, Г. (Переизданная ред.). Пингвин. [ нужна страница ]
- ^ Эндрюс, Ланселот (2011). Девяносто шесть проповедей . Набу Пресс. ISBN 9781174708121 . [ нужна страница ]
- ^ Кальвин, Джон (1995). Комментарии Кальвина к Новому Завету, Том 6: Деяния 1–13 . Гранд-Рапидс, Мичиган; Карлайл Англия: Wm. Издательство Б. Эрдманс. ISBN 9780802808066 . [ нужна страница ]
- ^ Уэсли, Джон (2010). Заметки Джона Уэсли обо всей Библии: Новый Завет . Благословенная классика. ISBN 9781849026352 . [ нужна страница ]
- ^ Кисау, Пол Мумо (2006). «Деяния апостолов». В Адейемо, Токунбо (ред.). Африканский библейский комментарий . Гранд-Рапидс, Мичиган: Харпер Коллинз- Зондерван . п. 1314.
- ^ Jump up to: а б Барретт, Чарльз Кингсли (1998). Критический и экзегетический комментарий к Деяниям апостолов, Vol. 1: Предварительное введение и комментарий к Деяниям I–XIV . Международный критический комментарий к Священному Писанию Ветхого и Нового Заветов, Том. 34. Эдинбург, Великобритания: Bloomsbury-T&T Clark. ISBN 978-0-567-09653-1 . [ нужна страница ]
- ^ Гонсалес, Хусто Л. (30 ноября 2001 г.). Деяния: Евангелие Духа (Первое изд.). Мэрикнолл, Нью-Йорк: Orbis Books. ISBN 9781570753985 . [ нужна страница ]
- ^ Шауф, Скотт (2009). «Нахождение евнуха: характеристика и повествовательный контекст в Деяниях 8:26-40». КБК . 71 (4): 774. JSTOR 43726615 .
- ^ Макартур, Джон (1994). Комментарий к Новому Завету, Том 6: Деяния 1–12 . Капризный. п. 254. ИСБН 0-8024-0759-5 .
- ^ Джонсон, Люк Т.; Харрингтон, Дэниел Дж. (1992). Деяния апостолов . Литургическая пресса. п. 155. ИСБН 0-8146-5807-5 .
- ^ Макнил, Джон Дж. (1993). Церковь и гомосексуалисты (4-е изд.). Маяк Пресс. стр. 63–65 . ISBN 9780807079317 .
- ^ Макнил, Джон Дж. (2010). Свобода, славная свобода: духовное путешествие к полноте жизни для геев, лесбиянок и всех остальных . Лета. п. 211. ИСБН 9781590211489 .
- ^ Роджерс, Джек (2009). Иисус, Библия и гомосексуализм . Вестминстер Джон Нокс . п. 135.
- ^ Адамс, Уильям Юдейл (1977). Нубия: коридор в Африку . Издательство Принстонского университета. п. 260. ИСБН 978-0-691-09370-3 .
- ^ Ямаути, Эдвин М. (2006). «Деяния 8:26-40: Почему эфиопский евнух не был из Эфиопии». В Боке, Даррелл Л.; Фаннинг, Бьюист М. (ред.). Толкование текста Нового Завета: Введение в искусство и науку экзегезы . Перекресток. стр. 351–66.
- ^ Сноуден, Фрэнк М. (1970). Чернокожие в древности: эфиопы в греко-римском опыте (3-е изд.). Издательство Гарвардского университета. п. 2. ISBN 0-674-07626-5 .
- ^ Уизерингтон, Бен (1998). Деяния апостолов: социально-риторический комментарий . Эрдманс. п. 295. ИСБН 0-8028-4501-0 .
- ^ Байрон, Гей Л. (2002). Символическая чернота и этнические различия в раннехристианской литературе . Психология Пресс. стр. 105–115. ISBN 9780203471470 .
- ^ Адамо, Дэвид Тьюсдей (2006). Африка и африканцы в Новом Завете . Лэнхэм: Университетское издательство Америки . стр. 89–91.
- ^ О'Тул, РФ (2016). «Филипп и эфиопский евнух (Деяния VIII 25-40)». Журнал по изучению Нового Завета . 5 (17): 25–34. дои : 10.1177/0142064X8300501705 . ISSN 0142-064X . S2CID 161231768 .
- ^ Эстигаррибия, Хуан Висенте (1992). «Комментарии к историчности Деяний апостолов 8, 26–39» . Beiträge zur Sudanforschung . 5 : 39–46.