Королевство Куш
Королевство Куш | |||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
в. 780 г. до н.э. – ок. 350 г. н. э. [2] | |||||||||||||||
Статус | Независимый (780 г. до н.э. – 530 г. до н.э./298 г. н.э. – 330 г. н.э.) Вассал Империи Ахеменидов (530 г. до н.э. - 404 г. до н.э.) Вассал Македонской империи (404 г. до н.э. - 305 г. до н.э.) Вассал Империи Птолемеев (305 г. до н.э. - 30 г. до н.э.) Вассал Римской республики (30–27 г. до н.э.) Вассал Римской империи (27 г. до н.э. – 298 г. н.э.) Под властью аксумов (330 г. н.э. – 350 г. н.э.) | ||||||||||||||
Капитал | Крем Схватить Мероэ | ||||||||||||||
Общие языки | меройский Египетский [4] Блеммян [5] Старый нубийский | ||||||||||||||
Религия | Кушитская религия [6] Кушитское многобожие Древняя египетская религия | ||||||||||||||
Demonym(s) | Кушитский | ||||||||||||||
Правительство | Монархия | ||||||||||||||
Монарх | |||||||||||||||
Историческая эпоха | Бронзовый век до поздней античности | ||||||||||||||
• Учредил | в. 780 г. до н.э. | ||||||||||||||
• Столица перенесена в Мероэ. | 591 г. до н.э. | ||||||||||||||
• Упразднено | в. 350 г. н. э. [2] | ||||||||||||||
Население | |||||||||||||||
• Мероитовая фаза [7] | 1,150,000 | ||||||||||||||
| |||||||||||||||
Сегодня часть | Судан Египет |
Царство Куш ( / k ʊ ʃ , k ʌ ʃ / ; египетский : 𓎡𓄿𓈙 𓈉 kꜣš , ассирийский : Куси — в LXX Хусе или Эфиопии; Коптский : ⲉϭⲱϣ Экош ; На иврите : כּוּשׁ Куш ), также известная как Кушитская империя , или просто Куш , было древним королевством в Нубии , с центром вдоль долины Нила на территории современного северного Судана и южного Египта .
Регион Нубия был ранней колыбелью цивилизации, в которой возникло несколько сложных обществ, занимавшихся торговлей и промышленностью. [8] Город-государство Керма возник как доминирующая политическая сила между 2450 и 1450 годами до нашей эры, контролируя долину Нила между первым и четвертым порогами , территорию размером с Египет. Египтяне были первыми, кто назвал Керму «Куш», вероятно, от коренного этнонима «Касу». В течение следующих нескольких столетий две цивилизации периодически вели войны, торговлю и культурный обмен. [9]
Большая часть Нубии перешла под власть Египта в период Нового царства (1550–1070 до н.э.). После распада Египта на фоне краха позднего бронзового века кушиты восстановили королевство в Напате (ныне современная Карима, Судан ). Хотя Куш развил много культурных связей с Египтом, таких как почитание Амона и королевские семьи обоих королевств время от времени вступали в брак, кушитская культура, язык и этническая принадлежность были разными; Египетское искусство отличало жителей Куша одеждой, внешним видом и даже способом передвижения. [8]
В 8 веке до нашей эры царь Кашта («кушит») мирно стал царем Верхнего Египта, а его дочь Аменирдис была назначена божественной почитательницей Амона в Фивах . [10] Его преемник Пийе управляемую кушитами вторгся в Нижний Египет, основав Двадцать пятую династию, . Дочь Пия, Шепенупет II , также была назначена Божественной почитательницей Амона. Монархи Куша правили Египтом более века до ассирийского завоевания и, наконец, были изгнаны ассирийскими царями Асархаддоном и Ашшурбанипалом в середине седьмого века до нашей эры. После разрыва связей с Египтом столица Кушитской империи была расположена в Мерое , в это время она была известна грекам как Эфиопия .
С третьего века до нашей эры по третий век нашей эры северная Нубия была захвачена и аннексирована Египтом. Эта территория, которой правили македонцы и римляне в течение следующих 600 лет, будет известна в греко-римском мире как Додекасхойнос . Позже он был снова взят под контроль четвертым кушитским царем Есебохеамани . Королевство Куш сохраняло статус крупной региональной державы до четвертого века нашей эры, когда оно ослабло и распалось в результате внутреннего восстания на фоне ухудшения климатических условий, вторжений и завоевания королевства Куш народом ноба , который привнес нубийские языки и дал свое имя Сама Нубия. Поскольку Ноба и Блемми находились в состоянии войны с кушитами, аксумиты воспользовались этим, захватив Мероэ и разграбив его золото, что ознаменовало конец царства и его распад на три государства: Нобатию , Макурию и Алодию , хотя аксумское присутствие в Мероэ, вероятно, просуществовало недолго. Через некоторое время после этого события Королевство Алодия получит контроль над южной территорией бывшей мероитской империи, включая части Эритреи. [11]
Археологические открытия конца 20-го века, долгое время находившиеся в тени своего более известного египетского соседа, показали, что Куш сам по себе является развитой цивилизацией. Кушиты имели свой уникальный язык и письменность; поддерживал сложную экономику, основанную на торговле и промышленности; освоил стрельбу из лука; и создало сложное городское общество с уникально высоким уровнем участия женщин. [12]
Имя
[ редактировать ]Куш в иероглифах | |||||
---|---|---|---|---|---|
к3ш Ку'ш |
Родное название Королевства было записано на египетском языке как kꜣš , вероятно, произносится как kꜣš. IPA: [kuɫuʃ] или IPA: [kuʔuʃ] в среднеегипетском языке , когда этот термин впервые был использован для Нубии, на основе Нового царства эпохи аккадской транслитерации родительного падежа куси . [13] [14] [15]
Это также этнический термин для обозначения коренного населения, основавшего царство Куш. Этот термин также отображается в именах кушитов, [16] такие как царь Кашта (транскрипция kꜣš-tꜣ «(один из) земли Куш»). относился к региону к югу от первого водопада Географически Куш вообще . Куш также был домом правителей 25-й династии . [17]
Имя Куш , по крайней мере, со времен Иосифа Флавия , было связано с библейским персонажем Кушем в еврейской Библии ( иврит : כּוּשׁ ), сыном Хама (Бытие 10:6). У Хама было четыре сына по имени: Куш, Пут , Ханаан и Мицраим (еврейское название Египта). Согласно Библии, Нимрод , сын Хуша, был основателем и царем Вавилона , Эреха , Аккада и Калне в Сеннааре (Быт. 10:10). [18] Библия также упоминает человека по имени Куш, который был вениамитянином (Псалмы 7:1). [19]
В греческих источниках Куш был известен как Кос (Κους) или Эфиопия (Αἰθιοπία). [20]
История
[ редактировать ]Прелюдия
[ редактировать ](ок. 2500 г. до н.э. – ок. 1550 г. до н.э.)
Кермская культура (2500–1500 до н. э.)
[ редактировать ]Культура Кермы была ранней цивилизацией, сосредоточенной в Керме , Судан . Он процветал примерно с 2500 г. до н.э. по 1500 г. до н.э. в древней Нубии . Культура Кермы базировалась в южной части Нубии, или « Верхней Нубии » (в некоторых частях современного северного и центрального Судана ), а позже распространила свое распространение на север до Нижней Нубии и границы Египта. [21] Похоже, что это государство было одним из нескольких долины Нила государств во времена Среднего царства Египта . На последнем этапе существования Королевства Керма, продолжавшемся примерно с 1700 по 1500 годы до нашей эры, оно поглотило суданское королевство Саи и превратилось в значительную и густонаселенную империю, соперничающую с Египтом.
Египетская Нубия (1504–1070 до н. э.)
[ редактировать ]Ментухотеп II , основатель Среднего царства в 21 веке до нашей эры , зарегистрирован как предпринявший кампании против Куша в 29 и 31 годах своего правления. Это самое раннее египетское упоминание о Куше ; Нубийский . регион в Древнем Королевстве носил другие названия [22] При Тутмосе I Египет совершил несколько походов на юг.
Египтяне правили Кушем в Новом царстве, начиная с того момента, когда египетский царь Тутмос I оккупировал Куш и разрушил его столицу Керму. [23]
В конечном итоге это привело к аннексии Нубии c. 1504 год до нашей эры . Около 1500 г. до н.э. Нубия была включена в состав Нового Египетского царства , но восстания продолжались веками. После завоевания культура Кермы все больше египетизировалась, однако восстания продолжались в течение 220 лет до ок. 1300 г. до н.э. Тем не менее Нубия стала ключевой провинцией Нового Королевства в экономическом, политическом и духовном плане. Действительно, крупные церемонии фараонов проводились в Джебель-Баркале недалеко от Напаты. [24] Будучи египетской колонией 16 века до нашей эры, Нубия («Куш») управлялась египетским наместником Куша .
Сопротивление египетскому правлению начала восемнадцатой династии со стороны соседнего Куша подтверждается в трудах Яхмоса, сына Эбаны , египетского воина, служившего под командованием Небпехтрии Яхмоса (1539–1514 до н. э.), Джесеркара Аменхотепа I (1514–1493 до н. э.) и Ахеперкары. Тутмос I (1493–1481 до н. э.). В конце второго переходного периода (середина шестнадцатого века до н. э.) Египет столкнулся с двойной экзистенциальной угрозой — гиксосами на севере и кушитами на юге. Судя по автобиографическим надписям на стенах его гробницы-часовни, египтяне предприняли походы по разгрому Куша и завоеванию Нубии под властью Аменхотепа I (1514–1493 до н. э.). В трудах Яхмоса кушиты описываются как лучники : «Теперь, после того как Его Величество убил бедуинов Азии, он поплыл вверх по течению в Верхнюю Нубию , чтобы уничтожить нубийских лучников». [25] Надписи на гробницах содержат еще два упоминания о нубийских лучниках Куша. К 1200 г. до н. э. участие Египта в Донголе прекратилось.
К концу третьего переходного периода международный престиж Египта значительно снизился . Его исторические союзники, жители Ханаана , пали перед Среднеассирийской империей (1365–1020 гг. до н. э.), а затем возродившейся Неоассирийской империей (935–605 до н. э.). Ассирийцы и завоевали обширную империю, включая , начиная с десятого века до нашей эры, снова распространились из северной Месопотамии весь Ближний Восток , большую часть Анатолии , восточное Средиземноморье , Кавказ и Иран раннего железного века .
По словам Иосифа Флавия, библейский Моисей возглавил египетскую армию при осаде кушитского города Мероэ. Чтобы положить конец осаде, принцесса Тарбис была отдана Моисею в качестве (дипломатической) невесты, и таким образом египетская армия отступила обратно в Египет. [26]
Формирование ( ок. 1070–754 до н.э.)
[ редактировать ]После распада Нового царства около 1070 г. до н. э. Куш стал независимым королевством с центром в Напате на территории современного северного Судана. [28] Это более египетское «Царство Куш» возникло, возможно, из Кермы, и восстановило независимость региона от Египта. Степень культурной/политической преемственности между культурой Кермы и хронологически последующим Королевством Куш определить сложно. Последнее государство начало возникать около 1000 г. до н.э., через 500 лет после распада Королевства Керма. [ нужна ссылка ]
Первым кушитским царем, известным по имени, был Алара , который правил где-то между 800 г. [29] и 760 г. до н.э. [30] Никаких современных надписей о нем не существует. [29] Впервые он упоминается в погребальной стеле его дочери Табиры , жены короля Пие . В более поздних королевских надписях Алара упоминается как основатель династии, некоторые называют его «вождем», другие «королем». Надпись VII века утверждала, что его сестра была бабушкой короля Тахарко . [31] Надпись короля Аманинетейерике V века описывает правление Алары как долгое и успешное. [32] Алара, вероятно, был похоронен в Эль-Курру, хотя надписи, идентифицирующей его могилу, не существует. [29] Было высказано предположение, что именно Алара превратила Куш из вождества в египетское царство, сосредоточенное вокруг культа Амона . [33]
Правление Египтом (754–656 гг. До н.э.)
[ редактировать ]Преемник Алары Кашта распространил контроль кушитов на север до Элефантины и Фив в Верхнем Египте . Преемник Кашты Пийе захватил контроль над Нижним Египтом около 727 г. до н.э. [34] Пие Стела Победы , прославляющая эти кампании между 728 и 716 годами до нашей эры, была найдена в храме Амона в Джебель-Баркале. Он вторгся в Египет, разделенный на четыре королевства, которыми правили король Пефтьяуавибаст , король Нимлот , король Юпут II и король Осоркон IV . [35] : 115, 120
Почему кушиты решили войти в Египет в этот решающий момент иностранного господства, остается предметом споров. Археолог Тимоти Кендалл предлагает свои собственные гипотезы, связывая их с утверждениями о легитимности, связанными с Джебель Баркалом . [37] Кендалл цитирует Стелу Победы Пие в Джебель-Баркале, в которой говорится, что « Амон из Напаты даровал мне быть правителем каждой зарубежной страны» и «Амон в Фивах даровал мне быть правителем Черной Земли ( КМТ )». По словам Кендалла, «чужие земли» в этом отношении, похоже, включают Нижний Египет, тогда как «КМТ», похоже, относится к объединенному Верхнему Египту и Нубии. [37]
Преемник Пия, Шабатака , разгромил саитских царей северного Египта между 711 и 710 годами до нашей эры и стал царем Мемфиса . Затем он установил связи с Саргоном II из Неоассирийской империи . [35] : 120 После правления Шабаки армия фараона Тахарки предпринимала успешные военные походы, о чем свидетельствует «список завоеванных азиатских княжеств» из храма Мут в Карнаке и «покоренные народы и страны (ливийцы, кочевники Шасу, финикийцы?, Хор в Палестина)» из надписей храма Санам. [38] Однако регионы южного Леванта, на которые претендовала Шабатака, были считалось Ассирией находящейся под их властью, а имперские амбиции как Месопотамии основанной в Ассирийской империи , так и Кушитской империи сделали войну с 25-й династией неизбежной. В 701 г. до н.э. Тахарка и его армия помогли Иудее и царю Езекии выдержать осаду царя Сеннахирима (4 Царств 19:9; Исаия 37:9). ассирийского [39] Существуют различные теории (армия Тахарки, [40] болезнь, божественное вмешательство, капитуляция Езекии или согласие платить дань) относительно того, почему ассирийцам не удалось взять город. [41] Историк Ласло Тёрёк упоминает, что египетская армия «была разбита при Эльтеке» под командованием Тахарки, но «битву можно было интерпретировать как победу двойного царства», поскольку Ассирия не взяла Иерусалим, однако египетские и кушитские войска отошли в Египет и ассирийский царь Сеннахирим, по-видимому, оккупировал часть Синая. [42]
Могущество 25-й династии достигло апогея при Тахарке. Империя долины Нила была такой же большой, как и со времен Нового царства. Новое процветание [16] возродила египетскую культуру. [43] Религия, искусство и архитектура были восстановлены в своих славных формах Старого, Среднего и Нового Царства. Кушитские фараоны строили или восстанавливали храмы и памятники по всей долине Нила, включая Мемфис, Карнак, Каву и Джебель-Баркаль. [44] [45] Именно во времена 25-й династии в долине Нила было впервые со времен Среднего царства широко распространено строительство пирамид (многих в современном Судане). [46] [47] [48] Кушиты разработали свою собственную письменность, меройский алфавит , на который повлияли египетские системы письма ок. 700–600 гг. до н. э. , хотя, похоже, он был полностью ограничен королевским двором и основными храмами. [49]
Ассирийское завоевание Египта
[ редактировать ]Тахарка и его иудейские союзники первоначально победили ассирийцев в Ашкелоне, когда в 674 г. до н. э. разразилась война. [ нужна ссылка ] Относительно небольшие ассирийские силы сначала нанесли поражение ханаанским и арабским племенам в этом регионе, а затем сразу же на большой скорости двинулись на Ашкелон, оставив их истощенными. [ нужна ссылка ] Однако в 671 г. до н.э. ассирийский царь Асархаддон начал ассирийское завоевание Египта с более крупными и лучше подготовленными силами. Ассирийцы продвигались быстро и решительно. Мемфис был взят, а Тахарка бежал в Нубию, а его наследник и другие члены семьи были доставлены в качестве пленников в ассирийскую столицу Ниневию . Асархаддон хвастался, как он «депортировал всех эфиопов из Египта, не оставив ни одного, кто бы воздал мне должное». Однако коренные египетские вассальные правители, поставленные Асархаддоном в качестве марионеток, не смогли эффективно сохранить полный контроль над всей страной, и Тахарка смог восстановить контроль над Мемфисом. Кампания Асархаддона 669 г. до н.э. по еще одному изгнанию Тахарки была прекращена, когда Асархаддон умер в Харране преемнику Асархаддона, Ашшурбанипалу по пути в Египет, оставив эту задачу . Он победил Тахарку, отбросив его войска обратно в Нубию, и вскоре после этого, в 664 г. до н.э., Тахарка умер в Напате. [35] : 121
Преемник Тахарки, Тантамани, отплыл на север из Напаты через Элефантину в Фивы с большой армией, где он «ритуально был провозглашен царем Египта». [50] Из Фив Тантамани начал свою попытку завоевания. [50] и восстановил контроль над частью южного Египта вплоть до Мемфиса от местных египетских марионеточных правителей, поставленных ассирийцами. [51] В стеле сна Тантамани говорится, что он восстановил порядок в хаосе, когда королевские храмы и культы не поддерживались. [50] После победы над Саисом и убийства вассала Ассирии Нехо I в Мемфисе «некоторые местные династия формально сдались, а другие отошли в свои крепости». [50] : 185 Тантамани двинулся к северу от Мемфиса, вторгся в Нижний Египет и осадил города в дельте, некоторые из которых сдались ему. [ нужна ссылка ] Ассирийцы, имевшие лишь небольшое военное присутствие на севере, затем в 663 г. до н. э. направили большую армию на юг. Тантамани был решительно разбит, а ассирийская армия разграбила Фивы до такой степени, что так и не смогла восстановиться. Тантамани был изгнан обратно в Нубию, но он продолжал пытаться установить контроль над Верхним Египтом до ок. 656 г. до н.э. В этот день коренной египетский правитель Псамтик I , сын Нехо, взошедший на трон как вассал Ашшурбанипала , взял под свой контроль Фивы. [16] [52] Последние связи между Кушем и Верхним Египтом были разорваны после военных действий с саитскими царями в 590-х годах до нашей эры. [35] : 121–122
Напатанский период (656 г. до н.э. – ок. 270 г. до н.э.)
[ редактировать ]Кушитская цивилизация просуществовала несколько столетий. По словам Уэлсби, «на протяжении саитского, персидского, птолемеевского и римского периодов кушитские правители — потомки фараонов XXV династии и стражи храма Амона в Джебель-Баркале [53] — могли бы предъявить свои «законные» претензии на контроль над Египтом, и таким образом они представляли потенциальную угрозу правителям Египта». [51] : 66–67
Геродот упомянул о вторжении в Куш Ахеменидов правителя Камбиза ( ок. 530 г. до н.э. ). По некоторым сведениям, Камбису удалось занять территорию между первым и вторым порогами Нила . [54] однако Геродот упоминает, что «его экспедиция в пустыне с треском провалилась». [51] : 65–66 Надписи Ахеменидов как в Египте, так и в Иране включают Куш как часть империи Ахеменидов. [55] Например, в надписи ДНК Дария I ( годы правления 522–486 до н.э. ) на его могиле в Накш-э-Рустаме упоминается Кушия ( древнеперсидская клинопись : 𐎤𐎢𐏁𐎡𐎹𐎠, произносится как Кушия ) среди территорий, «подвластных» Империи Ахеменидов . [56] [55] Дерек Уэлсби заявляет, что «учёные сомневались, что эта персидская экспедиция когда-либо имела место, но ... археологические данные свидетельствуют о том, что крепость Доргинарти возле второго водопада служила южной границей Персии». [51] : 65–66
Примерно с 425–300 гг. до н.э., начиная с правления царя Аманноте-Эрике , в Куше сменилось несколько царей, которые возродили старые практики, такие как возведение королевских стел или королевских статуй. Вероятно, именно в этот период были расширены несколько старых пирамид, в том числе пирамида Тахарко. Стела царя Харсиотефа , который примерно с 400 г. до н.э. правил не менее 35 лет, сообщает, как он вел множество кампаний против врагов, от Мероэ на юге до Нижней Нубии на севере, а также делал пожертвования храмам по всему Кушу. Король Настасен ( ок. 325 г.) вел несколько войн против групп кочевников, снова в Нижней Нубии. [57] Настасен был последним королем, похороненным в Нури. [58] Его преемники построили шесть пирамид в Джебель-Баркале и две в старом некрополе Эль-Курру, хотя отсутствие надписей не позволяет идентифицировать их обитателей. Кажется вероятным, что это было время волнений и конфликтов внутри королевской элиты. [59]
Мероитский период ( ок. 270 г. до н.э. – 4 век н.э.)
[ редактировать ]Аспельта перенес столицу в Мероэ , значительно южнее Напаты , возможно, ок. 591 г. до н. э. , [60] сразу после разграбления Напаты Псамтиком II . Мартин Мередит утверждает, что кушитские правители выбрали Мероэ, между Пятым и Шестым водопадами , потому что он находился на окраине пояса летних дождей, и этот район был богат железной рудой и твердой древесиной для обработки железа . Местоположение также обеспечивало доступ к торговым путям к Красному морю . Куш торговал с римлянами изделиями из железа, а также золотом, слоновой костью и рабами. Равнина Бутана груды лишилась лесов, оставив после себя шлака . [61] [62]
Примерно в 300 г. до н. э. переезд в Мероэ стал более полным, когда монархов начали хоронить именно здесь, а не в Напате. Одна из теорий состоит в том, что это символизирует выход монархов из-под власти священников в Напате. По словам Диодора Сицилийского , кушитский царь Эргамен бросил вызов священникам и приказал их убить. Эта история может относиться к первому правителю, похороненному в Мероэ, с таким же именем, как Аркамани . [63] который правил много лет после открытия королевского кладбища в Мероэ. В тот же период кушитская власть, возможно, распространилась примерно на 1500 км вдоль долины реки Нил от египетской границы на севере до районов далеко к югу от современного Хартума, а также, вероятно, на значительные территории на востоке и западе. [64]
Есть некоторые записи о конфликте между кушитами и Птолемеями. В 275 или 274 г. до н. э. Птолемей II (годы правления 283–246 до н. э.) послал армию в Нубию и разгромил Королевство Куш, присоединив к Египту территорию, позже известную как Триаконтасхойнос . Кроме того, в конце правления Птолемея IV, около 204 г. до н.э., произошло серьезное восстание, и кушиты, вероятно, пытались вмешаться в дела Птолемеев. [51] : 67 Было высказано предположение, что это привело к тому, что Птолемей V испортил имя Аркамани на надписях в Филах. [51] : 67 «Аркамани построил небольшой вестибюль в храме, построенном Птолемеем IV в Селхисе, и построил храм в Филах, которому Птолемей предоставил вестибюль». [51] : 66 Есть свидетельства оккупации Птолемеев даже на юге, вплоть до второго водопада, но недавние находки в Каср-Ибриме, такие как «полное отсутствие птолемеевской керамики», поставили под сомнение эффективность оккупации. Династическая борьба привела к тому, что Птолемеи покинули этот район, поэтому «кушиты восстановили свой контроль... Каср Ибрим был занят» (кушитами), а в других местах, возможно, были размещены гарнизоны. [51] : 67
По словам Уэлсби, после того как римляне взяли под свой контроль Египет, они провели переговоры с кушитами в Филах и провели южную границу римского Египта в Асуане. [51] : 67 Теодор Моммзен и Уэлсби заявляют, что Королевство Куш стало клиентским королевством, что было похоже на ситуацию во время правления Птолемеев в Египте. Кушитские амбиции и чрезмерные римские налоги — две теории восстания, поддержанного кушитскими армиями. [51] : 67–68 Древние историки Страбон и Плиний рассказывают о конфликте с римским Египтом.
Страбон описывает войну с римлянами в первом веке до нашей эры. По словам Страбона, кушиты «разграбили Асуан с армией в 30 000 человек и разрушили императорские статуи... в Филах». в натуральную величину «Прекрасная бронзовая голова императора Августа » была найдена похороненной в Мероэ перед храмом. [51] : 68 После первых побед Кандаке (или «Кандаса») Аманиренаса над римским Египтом кушиты потерпели поражение, а Напата была разграблена. [65] Примечательно, что разрушение столицы Напаты не стало сокрушительным ударом по кушитам и не напугало Кандес настолько, чтобы помешать ей снова вступить в бой с римскими военными. В 22 г. до н. э. большие кушитские силы двинулись на север с намерением атаковать Каср Ибрим . [66] : 149 Предупрежденный о наступлении, Гай Петроний , префект римского Египта, снова двинулся на юг и сумел достичь Каср-Ибрима и укрепить его оборону до прибытия вторгшихся кушитов. Уэлсби заявляет после нападения кушитов на Примис (Каср Ибрим): [51] : 69–70 кушиты отправили послов для переговоров о мирном урегулировании с Петронием. Кушитам удалось заключить мирный договор на выгодных условиях. [65] Торговля между двумя странами увеличилась [66] : 149 а римско-египетская граница продлевается до «Хиера Сикаминос (Махаррака)». [51] : 70 Эта договоренность «гарантировала мир на протяжении большей части следующих 300 лет», и «нет определенных свидетельств дальнейших столкновений». [51] : 70
Вполне возможно, что римский император Нерон планировал еще одну попытку завоевать Куш перед своей смертью в 68 году нашей эры. [66] : 150–151 Нерон послал двух центурионов вверх по реке до реки Бахр-эль-Газаль в 66 году нашей эры в попытке обнаружить исток Нила, согласно Сенеке : [61] : 43 или спланировать нападение, согласно Плинию .
Упадок и падение
[ редактировать ]Куш начал угасать как держава к первому или второму веку нашей эры, истощенный войной с римской провинцией Египет и упадком ее традиционных отраслей промышленности. [67] Тем не менее, есть свидетельства существования кушитских царей третьего века нашей эры в Филах в демотических текстах и надписях. [51] : 71 Было высказано предположение, что кушиты вновь оккупировали нижнюю Нубию после того, как римские войска были отведены в Асуан. Деятельность кушитов побудила других отметить «фактический контроль кушитов над этой территорией (на севере до Филей) на протяжении части третьего века нашей эры. [51] : 71 После этого оно ослабло и распалось из-за внутреннего восстания. [ нужна ссылка ]
Падение Мероэ часто связывают с нашествием аксумцев . [68] Присутствие аксумцев в Мероэ подтверждается двумя фрагментарными греческими надписями. [69] Лучше сохранившийся из них относился к военным действиям и взиманию дани. [70] Вероятно, они принадлежали аксумским памятникам победы и были посвящены Аресу / Махеру , богу войны. [71] Таким образом, они, должно быть, были воздвигнуты до обращения Аксума в христианство примерно в 340 году, возможно, царем Усаном ( 310–330 годы правления ). [72] Надпись из Аксума, в которой Куш упоминается как вассальное королевство, также может быть приписана Усанасу. [73] Трехъязычная стела его преемника Эзаны описывает другую экспедицию, произошедшую после 340 года. [74] Армия Эзаны следовала по течению Атбары до места впадения Нила, где он вел войну против Куша. [75] Сам Мероэ не упоминается, что позволяет предположить, что Эзана не нападал на город. [76] Присутствие Аксума в Нубии, вероятно, было недолгим. [77]
Мероитские тексты еще в I веке до нашей эры намекают на конфликты с ноба , которые жили к западу от Нила и управлялись своими вождями и королями. Возможно, именно все более засушливый климат заставил их атаковать долину Нила, хотя прорваться им удалось лишь в IV веке. [78] На стеле Эзаны упоминается, что они захватили кушитские города. [79] и действовали на востоке до реки Такезе , где преследовали аксумских вассалов. [80] Эти нападения и нарушение клятв, данных Эзане, были главной причиной его нубийской экспедиции. [81] Было высказано предположение, что ноба не обязательно говорили на нубийском языке , но что термин «ноба» был скорее уничижительным меройским словом, применяемым к большому количеству людей, живущих за пределами меройского государства. [82] Однако на меройской стеле, найденной в Гебель-Адде примерно в 300 году нашей эры, похоже, упоминается царь, носивший нубийское имя Тротихи. [83] На чаше из элитного захоронения IV века в Эль-Хобаги имеется мероитско-нубийская надпись с упоминанием «короля», но идентификация захороненного человека и государства, которым он правил, остается проблематичным. [83] [84]
В Мероэ последние пирамиды, а также нецарские захоронения датируются серединой IV века. [85] традиционно считается, что это произошло, когда царство Куш подошло к концу. После этого начался так называемый «постмеройский» период. [86] В этот период произошел упадок урбанизма, исчезновение мероитской религии и письменности. [87] а также появление региональных элит, похороненных в больших курганах. [88] Княжеские захоронения из Кустула ( ок. 380–410) и Балланы (410–500) в Нижней Нубии связаны с возникновением Нобатии . [89] К северу от него жили Блемми , которые примерно в 394 году основали королевство с центром вокруг Талмиса. [90] это продолжалось до тех пор, пока он не был завоеван Нобатией примерно в 450 году. [91] Политические события к югу от третьего порога остаются неясными. [92] но похоже, что Донгола , более поздняя столица Макурии , а также Соба , столица Алодии , были основаны в этот период. Нобатия, Макурия и Алодия в конечном итоге обратились в христианство в VI веке, положив начало средневековой Нубии. [93]
Язык и письмо
[ редактировать ]На меройском языке говорили в Мероэ и Судане в меройский период (подтверждено с 300 г. до н.э.). Он вымер около 400 г. н.э. Неизвестно, частью какой языковой семьи является меройский язык. Кирсти Роуэн предполагает, что меройский язык, как и египетский язык , принадлежит к афро-азиатской семье. Она основывает это на его звуковом наборе и фонотактике , которые, по ее мнению, аналогичны таковым в афро-азиатских языках и отличаются от таковых в нило-сахарских языках. [94] [95] Клод Рилли предполагает, что меройский язык, как и язык нобиин , принадлежит к восточно-суданской ветви нило-сахарской семьи, отчасти на основании его синтаксиса, морфологии и известного словарного запаса. [96] [97] [98]
В период Напатана использовались египетские иероглифы: в то время письменность, по-видимому, была распространена только при дворе и храмах. Со второго века до нашей эры существовала отдельная меройская письменность. Язык был написан двумя формами меройского алфавита : меройским курсивом, который писался стилусом и использовался для общего ведения записей; и меройский иероглиф, который был вырезан на камне или использовался для королевских или религиозных документов. Это не совсем понятно из-за нехватки двуязычных текстов. Самая ранняя надпись мероитским письмом датируется 180–170 гг. До н.э. Эти иероглифы были найдены выгравированными на храме царицы Шанакдахете . Меройский курсив пишется горизонтально и читается справа налево. [99] Это была алфавитная письменность с 23 знаками, употреблявшимися в иероглифической форме (преимущественно в монументальном искусстве) и в рукописной форме. Последний широко использовался; на данный момент известно около 1278 текстов, использующих эту версию (Leclant 2000). Сценарий был расшифрован Гриффитом, но язык, стоящий за ним, до сих пор остается проблемой: современные ученые понимают лишь несколько слов. Связать меройский язык с другими известными языками пока невозможно. [49] Какое-то время он также, возможно, использовался для написания древненубийского языка последующих нубийских королевств. [100]
Технологии, медицина и математика
[ редактировать ]Технология
[ редактировать ]Уроженцы Королевства Куш разработали тип водяного колеса или ковшового колеса , сакию , названного Кушем коле. [101] Сакия была построена в меройский период для улучшения орошения. Внедрение этой машины оказало решающее влияние на сельское хозяйство, особенно в Донголе , поскольку это колесо поднимало воду на высоту от 3 до 8 метров с гораздо меньшими затратами труда и времени, чем шадуф , который был предыдущим главным оросительным устройством в королевстве. Шадуф полагался на человеческую энергию, но сакию управляли буйволы или другие животные. [101] Жители Кермы , предки кушитов, построили бронзовые печи, с помощью которых они производили предметы повседневного использования, такие как бритвы , зеркала и пинцеты . [102]
Кушиты разработали форму водоема , известную как хафир , в меройский период. зарегистрировано восемьсот древних и современных хафиров В мероитском городе Бутана . [103] В функции хафиров входило собирать воду в сезон дождей для хранения, обеспечивать ее доступность в течение нескольких месяцев в засушливый сезон, а также снабжать питьевой водой, орошать поля и поить скот. [103] Великий Хафир, или Великое водохранилище, недалеко от Храма Льва в Мусавварате-эс-Суфре, является примечательным хафиром, построенным кушитами. [104] Он был построен для удержания осадков в короткий влажный сезон. Его диаметр 250 м, глубина 6,3 м. [104] [103]
Цветочные печи и доменные печи могли использоваться в металлообработке в Мероэ. [105] В Куше были обнаружены ранние записи о цветочных печах, датированные как минимум седьмым и шестым веками до нашей эры. Древние цветочные заводы, производившие металлические инструменты для кушитов, выставляли на продажу излишки. [106] [107] [108]
Лекарство
[ редактировать ]Нубийские мумии , изученные в 1990-х годах, показали, что Куш был пионером первых антибиотиков . [109]
Тетрациклин использовался нубийцами на основе костных останков между 350 и 550 годами нашей эры. Широкое коммерческое использование антибиотик получил только в середине 20 века. Теория утверждает, что глиняные банки с зерном, используемым для приготовления пива, содержали бактерию стрептомицеты , которая продуцировала тетрациклин. Хотя нубийцы не знали о тетрациклине, они могли заметить, что люди чувствовали себя лучше, употребляя пиво. По словам Чарли Бэмфорта, профессора биохимии и пивоварения в Калифорнийском университете в Дэвисе: «Они, должно быть, употребляли его, потому что оно было гораздо вкуснее, чем зерно, из которого оно было получено. продукт, чем они просто потребляли само зерно». [110]
Математика
[ редактировать ]Основываясь на гравированных планах пирамид мероитского царя Аманихабали , нубийцы обладали сложным пониманием математики, поскольку они ценили гармонические соотношения. Выгравированные планы указывают на то, что многое предстоит узнать о нубийской математике. [111] Древние нубийцы также создали систему геометрии, которую они использовали при создании ранних версий солнечных часов . [112] [113] В меройский период нубийской истории нубийцы использовали тригонометрическую методологию, аналогичную египтянам. [114]
Военный
[ редактировать ]Во время осады Гермополя в восьмом веке до нашей эры были построены осадные башни для кушитской армии под предводительством Пие , чтобы повысить эффективность кушитских лучников и пращников . [115] После выхода из Фив первой целью Пие была осада Ашмунейна . После неудачи своей армии он взял на себя личное руководство операциями, включая возведение осадной башни, с которой кушитские лучники могли обстреливать город. [116] Ранние убежища, защищавшие саперов , вооруженных шестами, пытавшихся пробить валы из сырцового кирпича, уступили место таранам . [115]
Лучники были важнейшим компонентом сил кушитской армии. [117] Древние источники [ который? ] [ ВОЗ? ] указывают на то, что кушитские лучники предпочитали цельные луки длиной от шести до семи футов с такой силой натяжения, что многие лучники сгибали луки ногами. Однако составные луки . в их арсенале использовались и [117] Греческий историк Геродот указал, что основная конструкция лука была из выдержанной пальмовой древесины, а стрелы были сделаны из тростника. [117] Кушитские стрелы часто имели отравленные наконечники .
Слонов иногда использовали в войне в меройский период, как это было в войне против Рима около 20 г. до н.э. [118]
Архитектура
[ редактировать ]В эпоху бронзы нубийские . предки Королевства Куш построили спеои (спеос — это храм или гробница, высеченная в скале) между 3700 и 3250 годами до нашей эры Это сильно повлияло на архитектуру Нового царства Египта . [120] Памятники-гробницы были одним из наиболее узнаваемых проявлений кушитской архитектуры. Уникальные кушитские памятники-гробницы были обнаружены с самого начала империи, в Эль-Курру, до упадка королевства. Эти памятники органически развились из типов захоронений Среднего Нила (например, группы А). Во времена 25-й династии гробницы становились все больше, кульминацией чего стало подземное прямоугольное здание Тахарки с «нефами из квадратных опор... все вырезано из живой скалы». [51] : 103 Кушиты также создавали пирамиды, [121] [122] храмы из сырцового кирпича (деффуфа) и каменные храмы. [123] [124] Кушиты многое позаимствовали у Египта в плане храмового оформления. Кушитские храмы были весьма разнообразны по своим планам, за исключением храмов Амона, которые все имели один и тот же основной план. Исключением являются храмы Джебель Баркал и Мероэ Амон: Джебель Баркал длиной 150 м является «безусловно самым большим «египетским» храмом, когда-либо построенным в Нубии». [51] : 118 Храмы главных египетских божеств строились по «системе внутренних гармонических пропорций», основанной на «одном или нескольких прямоугольниках, каждый со сторонами в соотношении 8:5». [51] : 133 [125] Куш также изобрел нубийские своды .
Считается, что Пийе построил первую настоящую пирамиду в Эль-Курру. Пирамиды являются «архетипическими памятниками-гробницами кушитской королевской семьи» и найдены в «эль-Курру, Нури, Джебель-Баркале и Мероэ». [51] : 105 Кушитские пирамиды меньше и имеют более крутые стороны, чем пирамиды северного Египта. Считается, что кушиты копировали пирамиды элиты Нового царства, в отличие от фараонов Старого и Среднего царства. [51] : 105–106 Кушитское жилище состояло в основном из круглых деревянных изб, а также жилых домов с несколькими двухкомнатными квартирами. В жилых домах, вероятно, проживали большие семьи. [ нужна ссылка ]
Кушиты построили мощеную дорогу в Джебель-Баркале, предположительно построили причалы/гавани на реке Нил и множество колодцев. [126]
Экономика
[ редактировать ]Некоторые ученые [ ВОЗ? ] считают, что экономика Королевства Куш представляла собой перераспределительную систему. Государство будет собирать налоги в виде излишков продукции и перераспределять их среди народа. Другие полагают, что большая часть общества работала на земле, ничего не требовала от государства и не вносила вклада в пользу государства. Северный Куш, кажется, был более продуктивным и богатым, чем Южный регион. [127]
Куш и египтология
[ редактировать ]Из-за близости Королевства Куш к Древнему Египту - первый водопад на Элефантине обычно считается традиционной границей между двумя государствами - и потому, что 25-я династия правила обоими государствами в восьмом веке до нашей эры, от Рифтовой долины до Тельца. гор , историки тесно связали изучение Куша с египтологией, в соответствии с общим предположением, что сложное социально-политическое развитие соседей Египта можно понять с точки зрения египетских моделей. [ нужна ссылка ] В результате политическая структура и организация Куша как независимого древнего государства не получили должного внимания со стороны ученых, и остается много неясностей, особенно в отношении самых ранних периодов существования государства. [ нужна ссылка ] Эдвардс предположил, что изучение региона могло бы выиграть от более широкого признания Куша как самостоятельного государства с особыми культурными условиями, а не просто как второстепенного государства на периферии Египта. [128]
Галерея
[ редактировать ]- Портрет Тахарки , Музей Кермы
- «Король-лучник», неизвестный король Мероэ, III век до нашей эры. Национальный музей Судана .
- Храм Тахарки, Ашмоловский музей в Оксфорде, Великобритания
- Фараон Тахарка из 25-й династии Древнего Египта. Музей Эшмола, Оксфорд, Великобритания
- Мероитская керамика, Неллуах (Египетская Нубия)
См. также
[ редактировать ]- Эфиопия — древнегреческий географический термин, обозначавший регионы Судана и районы к югу от пустыни Сахара.
- Список монархов Куша
- Плотина Мерове
- Нубиология
- Генеалогическое древо двадцать пятой династии Египта
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Турк 1997 , с. 2 (изд. 1997 г.).
- ^ Кукерц, Жозефина (2021). «Мероэ и Египет» . Энциклопедия египтологии Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе : 22.
- ^ «Нырните под пирамиды черных фараонов Судана» . Нэшнл Географик . 2 июля 2019 г. Архивировано из оригинала 2 июля 2019 г.
- ^ Турк 1997 , с. 49 (изд. 1997 г.) .
- ^ Рилли, Клод (2019). «Языки Древней Нубии» . В Рауэ, Дитрих (ред.). Справочник Древней Нубии . Де Грютер. стр. 133–4. ISBN 978-3-11-041669-5 . Проверено 20 ноября 2019 г.
Блеммийский язык настолько близок к современному беджа, что, вероятно, является не чем иным, как ранним диалектом того же языка.
- ^ «Кушитская религия» . энциклопедия.com .
- ^ Jump up to: а б Стернс, Питер Н. , изд. (2001). «(II.B.4.) Восточная Африка, ок. 2000–332 гг. До н.э.» . Энциклопедия всемирной истории: древняя, средневековая и современная, в хронологическом порядке (6-е изд.). Бостон: Хоутон Миффлин Харкорт. п. 32. ISBN 978-0-395-65237-4 . [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Jump up to: а б «Королевства Куш» . Национальное географическое общество . 20 июля 2018 г. Архивировано из оригинала 5 мая 2020 г. Проверено 29 августа 2020 г.
- ^ Альберге, Даля. «Гробница раскрывает унизительную тайну Древнего Египта». Таймс . Лондон.
- ^ Турк 1997 , стр. 144–6.
- ^ Дерек Уэлсби (2014): «Королевство Алва» в «Четвертом водопаде и за его пределами». Питерс.
- ^ Исмаил Кушкуш; Мэтт Стирн. «Почему выдающаяся древняя цивилизация Судана осталась без внимания истории» . Смитсоновский журнал . Проверено 23 августа 2020 г.
- ^ Гольденберг, Дэвид М. (2005). Проклятие Хама: раса и рабство в раннем иудаизме, христианстве и исламе (новое издание). Издательство Принстонского университета. п. 17. ISBN 978-0-691-12370-7 .
- ^ Спалингер, Энтони (1974). «Асархаддон и Египет: анализ первого вторжения в Египет». Ориенталия . Серия Нова. 43 : 295–326, XI.
- ^ Аллен, Джеймс П. (11 июля 2013 г.). Древний египетский язык: историческое исследование . Издательство Кембриджского университета. п. 53. ИСБН 978-1-107-03246-0 . Проверено 15 апреля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с Турецкий, 1997 год .
- ^ Ван, де М.М. История Древнего Египта. Чичестер, Западный Суссекс: Уайли-Блэквелл, 2011. Печать.
- ^ «БЫТИЕ 10:10 KJV «И начало царства его было Вавилон, и Эрех, и Аккад, и Калне в земле Сеннаар » . www.kingjamesbibleonline.org .
- ^ «ПСАЛМЫ ГЛАВА 7 KJV» . www.kingjamesbibleonline.org .
- ^ Турк 1997 , с. 69ff (изд. 1997 г.).
- ^ Хафсаас-Цакос, Генриетта (2009). «Королевство Куш: африканский центр на периферии мировой системы бронзового века» . Норвежский археологический обзор . 42 (1): 50–70. дои : 10.1080/00293650902978590 . S2CID 154430884 .
- ^ Исторический словарь древней и средневековой Нубии , Ричард А. Лоббан-младший, стр. 254.
- ^ Де Мола, Пол Дж. «Взаимоотношения Кермы и Египта фараонов». Энциклопедия древней истории: https://www.worldhistory.org/article/487/
- ^ «Джебал Баркал: история и археология древней Напаты» . Архивировано из оригинала 2 июня 2013 года . Проверено 21 марта 2012 г.
- ^ Уилкинсон, Тоби (2016). Письма Древнего Египта . Соединенное Королевство: Классика пингвинов. п. 19. ISBN 978-0-14-139595-1 .
- ^ Флавий Иосиф Флавий. «Древности евреев». Уистон 2-10-2.
- ^ Уильямс 2020 , стр. 413–414.
- ^ Моркот, Роберт Г. «О священническом происхождении напатанских королей: адаптация, упадок и возрождение идей в написании истории Нубии» в О'Конноре, Дэвиде и Эндрю Рид, ред. Древний Египет в Африке (Встречи с Древним Египтом) (Публикации Института археологии Лондонского университетского колледжа) Left Coast Press (1 августа 2003 г.) ISBN 978-1-59874-205-3 стр.151
- ^ Jump up to: а б с Эмберлинг 2023 , стр. 110.
- ^ Турк 1997 , с. 123.
- ^ Турк 1997 , стр. 123–125.
- ^ Кендалл 1999 , с. 45.
- ^ Турк 1997 , с. 126.
- ^ Шоу (2002) с. 345
- ^ Jump up to: а б с д Эдвардс, Дэвид (2004). Нубийское прошлое . Оксон: Рутледж. стр. 2, 75, 77–78. ISBN 978-0-415-36988-6 .
- ^ Дюкоммен, Жанин А.; Эльшазлы, Хешам (15 апреля 2009 г.). «Керма и королевский тайник» – через Academia.edu.
- ^ Jump up to: а б Кендалл, Т.К., 2002. Храмы Напатана: пример Гебеля Баркала. Мифологическое нубийское происхождение египетского царства и формирование государства Напатан. Десятая международная конференция нубийских исследований. Рим, 9–14 сентября 2002 г.
- ^ Турк 1997 , стр. 132–3, 153–84.
- ^ Обен, Генри Т. (2002). Спасение Иерусалима . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Soho Press, Inc., стр. x, 141–144. ISBN 1-56947-275-0 .
- ^ Обен, Генри Т. (2002). Спасение Иерусалима . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Soho Press, Inc., стр. x, 127, 129–130, 139–152. ISBN 1-56947-275-0 .
- ^ Обен, Генри Т. (2002). Спасение Иерусалима . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Soho Press, Inc., стр. x, 119. ISBN. 1-56947-275-0 .
- ^ Турк 1997 , с. 170.
- ^ Диоп, Шейх Анта (1974). Африканское происхождение цивилизации . Чикаго, Иллинойс: Книги Лоуренса Хилла. стр. 219–221. ISBN 1-55652-072-7 .
- ^ Бонне, Чарльз (2006). Нубийские фараоны . Нью-Йорк: Американский университет в Каире Press. стр. 142–154. ISBN 978-977-416-010-3 .
- ^ Цифровые коллекции, Нью-Йоркская публичная библиотека. «(неподвижное изображение) Эфиопена. Баркал [Джебель Баркал]. Nördliche Pyraminengruppe. Пир. 15: а. Нордванд; б. Вестванд., (1849–1856)» . Публичная библиотека Нью-Йорка, фонды Астора, Ленокса и Тилдена . Проверено 20 августа 2020 г.
- ^ Мохтар, Г. (1990). Всеобщая история Африки . Калифорния, США: Издательство Калифорнийского университета. стр. 161–163. ISBN 0-520-06697-9 .
- ^ Эмберлинг, Джефф (2011). Нубия: Древние королевства Африки . Нью-Йорк: Институт изучения древнего мира. стр. 9–11.
- ^ Сильверман, Дэвид (1997). Древний Египет . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 36–37 . ISBN 0-19-521270-3 .
- ^ Jump up to: а б «Мероитское письмо» . www.digitalegypt.ucl.ac.uk .
- ^ Jump up to: а б с д Турецкий 1997 , с. 185
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в Уэлсби 1996 , стр. 64–65.
- ↑ Жорж Ру – Древний Ирак, стр. 330–332.
- ^ Цифровые коллекции, Нью-Йоркская публичная библиотека. «(неподвижное изображение) Эфиопена. Династия XXV, 3. Баркал [Джебель Баркал]. Гроссер Фельсентемпель, Остванд дер Форхалле., (1849–1856)» . Публичная библиотека Нью-Йорка, фонды Астора, Ленокса и Тилдена . Проверено 20 августа 2020 г.
- ^ Дандамаев, М.А. (1989). Политическая история империи Ахеменидов . БРИЛЛ. стр. 80–81. ISBN 9004091726 .
- ^ Jump up to: а б Сиркар, Динесчандра (1971). Исследования по географии древней и средневековой Индии . Мотилал Банарсидасс. п. 25. ISBN 9788120806900 .
- ^ Строка 30 надписи ДНК.
- ^ Эмберлинг, 2023 , стр. 140–141.
- ^ Турк 1997 , с. 394.
- ^ Эмберлинг, 2023 , стр. 141–143.
- ^ Фестус Угбоаджа Охаегбулам (1 октября 1990 г.). К пониманию африканского опыта с исторической и современной точек зрения . Университетское издательство Америки. п. 66 . ISBN 978-0-8191-7941-8 . Проверено 17 марта 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Мередит, Мартин (2014). Судьбы Африки . Нью-Йорк: Связи с общественностью. стр. 43–44. ISBN 978-1-61039-635-6 .
- ^ Шиллингтон, Кевин (2012). История Африки . Лондон: Пэлгрейв Макмиллан. стр. 50–51. ISBN 978-0-230-30847-3 .
- ^ Фейдж, доктор юридических наук: Роланд Энтони Оливер (1979) Кембриджская история Африки , издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-21592-7 стр. 228 [1]
- ^ Эдвардс, стр. 141.
- ^ Jump up to: а б Артур Э. Робинсон, «Арабская династия Дар-Фор (Дарфур): Часть II», Журнал Королевского африканского общества (Лондон). XXVIII: 55–67 (октябрь 1928 г.)
- ^ Jump up to: а б с Джексон, Роберт Б. (2002). На краю империи: исследование египетской границы Рима . Издательство Йельского университета. ISBN 0-300-08856-6 .
- ^ «Всемирная служба BBC – История Африки» . www.bbc.co.uk.
- ^ Хатке 2013 , с. 67.
- ^ Хатке 2013 , с. 71–75.
- ^ Хатке 2013 , с. 72–73.
- ^ Хатке 2013 , с. 74–75.
- ^ Хатке 2013 , с. 67, 76–77, 94.
- ^ Хатке 2013 , с. 69–71.
- ^ Хатке 2013 , с. 94.
- ^ Хатке 2013 , с. 116.
- ^ Хатке 2013 , с. 145.
- ^ Хатке 2013 , с. 79.
- ^ Рилли 2008 , стр. 215–217.
- ^ Хатке 2013 , с. 114.
- ^ Хатке 2013 , с. 104.
- ^ Хатке 2013 , с. 121.
- ^ Эдвардс 2011 , стр. 503–508.
- ^ Jump up to: а б Рилли 2019 , с. 138.
- ^ Сакамото 2022 , стр. 369–370.
- ^ Турецкий 2009 , с. 517.
- ^ Эль-Тайеб 2020 , стр. 772–773.
- ^ Эдвардс 2019 , с. 947.
- ^ Эдвардс 2019 , с. 950.
- ^ Турецкий 2009 , стр. 520–521.
- ^ Турецкий 2009 , стр. 524–525.
- ^ Турецкий 2009 , стр. 527–528.
- ^ Турецкий 2009 , стр. 537–538.
- ^ Эдвардс 2013 , с. 791.
- ^ Роуэн, Кирсти (2011). «Мероитские согласные и гласные». Лингва Эгития , 19.
- ^ Роуэн, Кирсти (2006), «Мероитский язык - афроазиатский язык?» Архивировано 27 декабря 2015 г. в рабочих документах Wayback Machine SOAS по лингвистике 14: 169–206.
- ^ Рилли, Клод; де Фугт, Алекс (2012). Мероитский язык и письменность . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-107-00866-3 .
- ^ Рилли, Клод (2004). «Лингвистическая позиция меройского языка» (PDF) . Суданский электронный журнал археологии и антропологии . Архивировано из оригинала (PDF) 23 сентября 2015 г. Проверено 2 ноября 2017 г.
- ^ Рилли, Клод (2016). «Мероитский» . В Штаудер-Порше, Жюли; Штаудер, Андреас; Виллеке, Вендрих (ред.). Энциклопедия египтологии Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе . Лос-Анджелес: Калифорнийский университет в Лос- Анджелесе .
- ^ Фишер, Стивен Роджер (2004). История письма . Книги реакции. стр. 133–134. ISBN 1-86189-588-7 . Проверено 16 января 2015 г.
- ^ « Мероэ: Письмо», Digital Egypt, Университетский колледж, Лондон» . Digitalegypt.ucl.ac.uk . Проверено 6 сентября 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Ки-Зербо, Дж.; Мохтар, Г. (1981). Древние цивилизации Африки . ЮНЕСКО. Международный научный комитет по составлению всеобщей истории Африки. п. 309. ИСБН 978-0-435-94805-4 . Проверено 19 июня 2012 г.
- ^ Бьянки 2004 , с. 81.
- ^ Jump up to: а б с Хинтце 1963 , стр. 222–4
- ^ Jump up to: а б Нэсер, Клаудия (2010), «Великий Хафир в Мусавварате-эс-Суфре: полевые работы археологической миссии Берлинского университета имени Гумбольдта в 2005 и 2006 годах» , в Годлевском, Влодзимеж; Лайтар, Адам (ред.), Между водопадами. Материалы 11-й конференции по нубийским исследованиям, Варшавский университет, 27 августа – 2 сентября 2006 г., Часть вторая, глава 1: Материалы сессии, PAM Suppl. Серия 2.2/1 , Варшава: Издательство Варшавского университета, стр. 39–46, doi : 10.31338/uw.9788323533344 , ISBN 978-83-235-3334-4 , получено 4 октября 2020 г.
- ^ Хамфрис и др. 2018 , с. 399
- ^ Коллинз, Роберт О.; Бернс, Джеймс М. (8 февраля 2007 г.). История Африки к югу от Сахары . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-86746-7 .
- ^ Эдвардс, Дэвид Н. (29 июля 2004 г.). Нубийское прошлое: археология Судана . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-0-203-48276-6 .
- ^ Хамфрис и др. 2018 , стр. 399–416.
- ^ Армелагос, Джордж (2000). «Возьмите два пива и позвоните мне через 1600 лет: использование тетрациклина нубийцами и древними египтянами». Естественная история . 109 : 50–3. S2CID 89542474 .
- ^ Роуч, Джон (17 мая 2005 г.). «Пиво с антибиотиком дало древним африканцам информацию о здоровье» . Нэшнл Географик . Архивировано из оригинала 7 февраля 2021 года . Проверено 28 января 2021 г.
- ^ Бьянки 2004 , с. 230.
- ^ Депюйдт, Лео (1 января 1998 г.). «Гномоны в Мероэ и ранняя тригонометрия». Журнал египетской археологии . 84 : 171–180. дои : 10.2307/3822211 . JSTOR 3822211 .
- ^ Слейман, Эндрю (27 мая 1998 г.). «Неолитические наблюдатели за небом» . Архив журнала «Археология» . Архивировано из оригинала 5 июня 2011 года . Проверено 17 апреля 2011 г.
- ^ Нойгебауэр, О. (17 сентября 2004 г.). История древней математической астрономии . Springer Science & Business Media. ISBN 978-3-540-06995-9 .
- ^ Jump up to: а б «Осадная война в Древнем Египте» . Тур по Египту . Проверено 23 мая 2020 г.
- ^ Додсон, Эйдан (1996). Монархи Нила . Американский университет. в Каирской прессе. п. 178. ИСБН 978-9774246005 .
- ^ Jump up to: а б с Джим Хэмм. 2000. Традиционная Библия Бойера, том 3, стр. 138–152.
- ^ Николь, Дэвид (26 марта 1991 г.). Враги Рима . Иллюстрировано Ангусом МакБрайдом. Лондон: Оспри. стр. 11–15. ISBN 1-85532-166-1 . ОСЛК 26551074 .
- ^ «Гебель Баркал и достопримечательности региона Напатан» . ЮНЕСКО – Конвенция всемирного наследия .
- ^ Бьянки 2004 , с. 227.
- ^ Цифровые коллекции, Нью-Йоркская публичная библиотека. «(неподвижное изображение) Эфиопена. Бегерауи [Бегравия]. Пирамиденгруппа А. Пир. 9. Зюдванд., (1849–1856)» . Публичная библиотека Нью-Йорка, фонды Астора, Ленокса и Тилдена . Проверено 20 августа 2020 г.
- ^ Цифровые коллекции, Нью-Йоркская публичная библиотека. «(фотоснимок) Эфиопена. Бегерауи [Бегравия]. Пирамиденгруппа А. Пир. 15. Пилон., (1849–1856)» . Публичная библиотека Нью-Йорка, фонды Астора, Ленокса и Тилдена . Проверено 20 августа 2020 г.
- ^ Цифровые коллекции, Нью-Йоркская публичная библиотека. «(неподвижное изображение) Эфиопена. Нага [Нака]. Темпель а. Vorderseite des Pylons., (1849–1856)» . Публичная библиотека Нью-Йорка, фонды Астора, Ленокса и Тилдена . Проверено 20 августа 2020 г.
- ^ Цифровые коллекции, Нью-Йоркская публичная библиотека. «(фотоснимок) Эфиопена. Бегерауие [Бегравия]. Пирамиденгруппа А. Пир. 31. Пилон., (1849–1856)» . Публичная библиотека Нью-Йорка, фонды Астора, Ленокса и Тилдена . Проверено 20 августа 2020 г.
- ^ Цифровые коллекции, Нью-Йоркская публичная библиотека. «(неподвижное изображение) Эфиопена. Бегерауи [Бегравия]. Пирамиденгруппа А. Пир. 14. Вестванд., (1849–1856)» . Публичная библиотека Нью-Йорка, фонды Астора, Ленокса и Тилдена . Проверено 20 августа 2020 г.
- ↑ Джон Ноубл Уилфорд, «Учёные соревнуются за возвращение утраченного королевства на Ниле» , New York Times (19 июня 2007 г.)
- ^ Уэлсби 1996 , с. [ нужна страница ]
- ^ «Дэвид Н. Эдвардс, «Мероэ и суданские королевства», «Журнал африканской истории» (Великобритания). Том 39, № 2 (1998), стр. 175–193» .
Источники
[ редактировать ]- Бьянки, Роберт Стивен (2004). Повседневная жизнь нубийцев . Гринвуд. ISBN 978-0-313-32501-4 .
- Эмберлинг, Джефф (2023). «Куш при династии Напата». У Карен Рэднер; Надин Мёллер; Д.Т. Поттс (ред.). Оксфордская история Древнего Ближнего Востока . Том. 4. Оксфордский университет. стр. 82–160.
- Эдвардс, Дэвид Н. (2004). Нубийское прошлое . Лондон: Рутледж. стр. 348 Стр. ISBN 0-415-36987-8 .
- Эдвардс (2011). «От Мероэ до «Нубии» – исследование культурных изменений без «Ноба» ». La Pioche et La Plume (Археологические почести Патрису Леноблю) . стр. 501–514.
- Эдвардс, Дэвид (2013). «Средневековые и постсредневековые государства долины Нила». Питер Митчелл, Пол Лейн (ред.). Оксфордский справочник по африканской археологии . Оксфордский университет. стр. 789–798.
- Эдвардс, Дэвид (2019). «Постмероитская Нубия». В Дитрихе Рауэ (ред.). Справочник Древней Нубии . Де Грютер. стр. 943–964.
- эль-Тайеб, Махмуд (2020). «Пост-Мероэ в Верхней Нубии». Оксфордский справочник по древней Нубии . Оксфордский университет. стр. 731–758.
- Фишер, Марджори М.; Лаковара, Питер; Икрам, Салима ; и др., ред. (2012). Древняя Нубия: африканские королевства на Ниле . Американский университет в Каире Press. ISBN 978-977-416-478-1 .
- Хатке, Джордж (2013). Аксум и Нубия. Война, торговля и политическая фантастика в древней Северо-Восточной Африке . Нью-Йоркский университет.
- Хинтце, Фриц (1963). «Мусаварат как суфра. Предварительный отчет о раскопках Института египтологии Университета Гумбольдта, Берлин, 1961–62» (PDF) . Куш: Журнал Суданской службы древностей . Том. XI. Служба.
- Хамфрис, Джейн; и др. (июнь 2018 г.). «Плавка железа в Судане: экспериментальная археология в королевском городе Мероэ» . Журнал полевой археологии . 43 (5): 399–416. дои : 10.1080/00934690.2018.1479085 .
- Кендалл, Т. (1999). «Происхождение государства Напатан: Эль Курру и свидетельства королевских предков». В Штеффене Вениге (ред.). Исследования по древним суданским материалам 7-й Международной конференции по меройским исследованиям, проходившей с 14 по 19 сентября 1992 года в Госене / недалеко от Берлина . Харрасовиц. стр. 3–117.
- Леклан, Жан (2004). Империя Куш: Напата и Мероэ Лондон: ЮНЕСКО. стр. 100-1 1912 г. Стр. ISBN 1-57958-245-1 .
- Рилли, Клод (2008). «Братья-враги: Родство и взаимоотношения мероитов и нубийцев (ноба)» . Между катарактами: материалы 11-й конференции нубийских исследований, Варшава, 27 августа – 2 сентября 2006 г. Часть первая . ПАМ. стр. 211–225. ISBN 978-83-235-0271-5 .
- Рилли, Клод. «Языки Древней Нубии». В Дитрихе Рауэ (ред.). Справочник Древней Нубии . Де Грютер. стр. 129–154.
- Сакамото, Цубаса (2022). «(Пост-)мероитский вождь Джебель-Умм-Маррихи». В Н. Каваи, Б. Г. Дэвис (ред.). Звезда, появляющаяся в Фивах. Этюды в честь Дзиро Кондо . Аберкромби. стр. 369–382.
- Оливер, Роланд (1975). Кембриджская история Африки, том 3, 1050 г. - ок. 1600 . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-20981-1 .
- Оливер, Роланд (1978). Кембриджская история Африки. Том. 2, с. 500 г. до н. э. — 1050 г. н. э . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-20981-1 .
- Шиллингтон, Кевин (2004). Энциклопедия африканской истории, Vol. 1 . Лондон: Рутледж. стр. 1912 г. Стр. ISBN 1-57958-245-1 .
- Тёрёк, Ласло (1997). «Королевство Куш: Справочник напатанско-мероитской цивилизации». Справочник востоковедения . Раздел 1 Ближний и Средний Восток. Лейден: Брилл. ISBN 978-9004104488 .
- Тюрк, Ласло (2009). Между двумя мирами. Пограничный регион между древней Нубией и Египтом 3700 г. до н.э. – 500 г. н.э. Брилл.
- Уэлсби, Дерек (1996). Королевство Куш: Напатанская и Мероитская империи . Лондон: опубликовано для попечителей Британского музея издательством British Museum Press. ISBN 978-0-7141-0986-2 . OCLC 34888835 .
- Уильямс, Брюс Бейер (2020). «Напатанское неокушитское государство 1: Промежуточный период и Вторая империя». Брюс Бейер Уильямс (ред.). Оксфордский справочник по древней Нубии . Оксфордский университет. стр. 411–422.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бод, Мишель (2010). Мероэ. Империя на Ниле (на французском языке). Официна Библиотека. ISBN 978-8889854501 .
- Брейер, Фрэнсис (2014). Введение в мероитис (на немецком языке). Лит . ISBN 978-3-643-12805-8 .
- Ленобль, Патрис (2018). Эль-Хобаги: некрополь императорского ранга в Центральном Судане . Французский институт восточной археологии.
- Папа, Джереми (2014). Двойное царство под властью Тахарки . Брилл.
- Вальбель, Доминик; Бонне, Чарльз (2006). Нубийские фараоны . Американский университет в Каире Press. ISBN 978-9774160103 .
- Иванес, Эльза (2018). «Одежда элиты? Модели производства и потребления текстиля в древнем Судане и Нубии» . Динамика и организация текстильного производства в прошлых обществах Европы и Средиземноморья . Том. 31. С. 81–92.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Дэн Моррисон, «На Ниле обнаружен древний золотой центр», National Geographic News
- «Цивилизации в Африке: Куш», Университет штата Вашингтон. Архивировано 1 мая 2007 г. в Wayback Machine.
- «Вспоминая замечательных цариц, правивших древней Нубией» в Atlas Obscura , 15 декабря 2021 г.
- Африканские королевства | Куш
- Сайт Древнего Судана (Нубия) [узурпировал]
- Джозеф Поплича, «Библейский Нимрод и царство Эанны», Журнал Американского восточного общества , Vol. 49, (1929), стр. 303–317.
- Сайт Кермы Официальный сайт швейцарской археологической миссии в Судане.
- Жозефина Кукерц: Мероэ и Египет. Вольфрам Граецки, Соланж Эшби, Виллеке Вендрих (ред.): Энциклопедия египтологии Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. Лос-Анджелес 2021, ISSN 2693-7425 ( онлайн ).