Jump to content

Империя Толтеков

Империя Толтеков
Альтепетль Толлан [1]
674 (оспаривается) [2] [ устаревший источник ] –1122 (оспаривается)
Статус оспариваемый
Капитал Толлан-Шикокотитлан
Общие языки Науатль , микстек , тотонак , отоми , паме и другие.
Религия
Религия тольтеков
Правительство Монархия
Тлатоани (см. Список правителей )  
• в. 6-8 века
Чальчиутланецин или Мишкоамацацин (первый)
• в. 10-11 века
Топильцин, Текпанкальцин или Уэмак (последний)
Историческая эпоха Классика/Пост Классика
• Толтеки прибывают в Мам-хе-ми и переименовывают его в Толлан.
674 (оспаривается) [2] [ устаревший источник ]
Топильцин Се Акатль Кетцалькоатль отправляется в изгнание и уезжает в Тлапаллан.
947 (оспаривается)
• Оставление Толлан-Шикокотитлана
1122 (оспаривается)
Предшественник
Преемник
Теотиуакан
Калакмуль
Культура Мескалы
Отоми люди
Чупикуаро
Лига Маяпана
Йопицинко
Тотонакапан
Аскапоцалько
Аколуа
Экатепек
Чалько (альтепетль)
  1. Статус тольтеков как империи оспаривается.
  2. Также остается спорным вопрос о том, доминировали ли толланы на территории Юкатана или даже напрямую влияли на них.

Империя Толтеков , [3] Королевство тольтеков [4] или Альтепетль Толлан [1] было политическим образованием в доиспанской Мексике. Он существовал в классический и постклассический периоды мезоамериканской хронологии , но большую часть своей силы приобрел в постклассический период. За это время сфера ее влияния простиралась до полуострова Юкатан .

Столицей этой империи был Толлан-Шикокотитлан . [5] в то время как другие важные города включали Тулансинго [6] и Уапалькалько .

История [ править ]

Классический [ править ]

Перед Тулой [ править ]

Реконструкция Пирамиды Солнца Теотиуакана.

Устные предания о происхождении тольтеков были собраны такими историками, как Мариано де Вейтия. [7] и Карлос Мария де Бустаманте [8] в начале 19 века. Согласно упомянутым рассказам, в стране, управляемой городом Уэуэтлапаллан, существовал город по имени Тлачикацин, жители которого называли жителей Тлачикацина « толтека » за их славу ловких ремесленников. [7] В 583 году тольтеки восстали против своих повелителей в Уэуэтлапаллане под предводительством двух знатных людей по имени Чалкальцин и Тлакамихцин. [8] и после тринадцати лет сопротивления они бежали из Тлачикацина. [7] Позже в 604 году некоторые из тольтеков основали новое поселение под названием Тлапалланконко. [8]

Эти повествования о происхождении тольтеков оспаривались археологами и историками, такими как Мануэль Гамио , [9] Энрике Флорескано [9] и Лоретт Сежурне ; [10] который отождествил город тольтеков Толлан с Теотиуаканом , хотя эта гипотеза подвергалась критике со стороны многих ученых, в первую очередь историка Мигеля Леон-Портильи . [11]

Прибытие в Тулу и первые правители [ править ]

Истаккальцину на троне предстают пульке, перед ним Папанцин, рядом с ним Шочитль . Открытие пульке (Обрегон, 1869 г.)

Согласно « Аналам де Куаутитлан» , народ тольтеков появился на свет в год 1-кролика (674), год, когда они создали теократию для управления собой, которая позже была преобразована в монархию около 700 года. [2] с воцарением Мимишкоамазацина. [12] (Некоторые авторы, такие как Джон Бирхорст, перевели « Аналы Куаутитлана» как утверждающие, что тольтеки прибыли в Тулу в 726 году и создали свою монархию в 752 году). [13]

Династическая история тольтеков была записана несколькими доколумбовыми авторами. [ который? ] и колониальные источники, хотя в большинстве из них имеются противоречия. Некоторые источники говорят, что человек по имени Уэмак [14] был предводителем тольтеков, когда они прибыли в Тулу, тогда как другие начинают список правителей толтеков, или тлатоани , с Чалчиутланецина, [15] Мишкоамацацин, [14] или даже Се Акатль Топильцин Кетцалькоатль . [16]

Историки, такие как Альфредо Чаверо, исследовали многочисленные предложенные списки правителей тольтеков, представленные в работах таких авторов, как Фернандо де Альва Иштлильшочитль и Хуан де Торквемада , а также в анонимных источниках, таких как Кодекс Чимальпопока . По словам Чаверо, его исследования привели его к выводу, что большинство традиционных рассказов о королевской семье толтеков ненадежны, поскольку они были записаны в стиле, похожем на средневековые «Песни о жестах» : [2] нечто, что стало очевидным, когда он осознал, что большая часть правления монархов тольтеков длилась 52 года, что в точности соответствует продолжительности 52-летнего цикла мезоамериканских календарей . [2] известный на науатле как Сюхмолпилли . Таким образом, Чаверо пришел к выводу, что большинство традиционных рассказов и подвигов царей толтеков должны носить легендарный характер. [2]

Согласно одной из этих легенд, во время правления Текпанкальцина Истакальцина тольтек по имени Папантцин изобрел ферментированный сироп, приготовленный из растения магуэй . Он послал свою дочь Шочитль с миской ферментированного сиропа, сегодня известного как пульке , в качестве подарка Тлатоани тольтеков (в некоторых версиях Папацин шел вместе с Шочитлем). Текпанкальцин влюбился в посланника, который время от времени приносил новые миски пульке. После еще нескольких посещений тлатоани даровали Папанцину земли и дворянский статус и в конце концов женились на Шочитль, которая родила мальчика по имени Меконецин ( Дитя Магуэя на науатле ), который стал принцем Толлана. [17]

Между 900 и 950, [18] Толлан претерпел масштабную реконструкцию города, поскольку первоначальный городской центр, сегодня известный как Тула Чико (Маленькая Тула), был в значительной степени заброшен в пользу нового района, где расположено большинство основных религиозных и политических зданий, таких как Паласио Кемадо (Сожженный дворец). , в конечном итоге были обнаружены. Этот новый район сегодня известен как Тула-Гранде (Большая Тула). [19] Кроме того, к этому времени Толлан стал магнитом для мигрантов из окрестных районов, в результате чего в городе появилось большое и этнически разнообразное население, при этом ноноалка и чичимека были наиболее важными группами в городе. [16] [ нужен лучший источник ]

Правление Кетцалькоатля [ править ]

Кецалькоатль

Согласно Anales de Cuauhtitlan , городом Толлан-Шикокотитлан правил король-священник Се Акатль Топильцин Кецалькоатль с 923 по 947 год. [14] Этот правитель родился в 895 году. [20] [4] в Мичатлауко, месте, которое, по мнению мексиканского археолога Вигберто Хименеса Морено, могло находиться недалеко от современного города Тепостлан в мексиканском штате Морелос . [21]

Кетцалькоатля считали мудрым и великодушным правителем, который сделал Толлан «процветающим городом, в котором его жители – тольтеки – были наделены великими качествами». [22] В то же время его считали святым и благочестивым человеком, регулярно совершавшим покаяние. [22] Це Акатл Топильцин проповедовал против практики человеческих жертвоприношений , утверждая, что верховное божество, имя которого он взял себе, недовольно практикой ритуальных убийств. [23]

По словам Бернардино де Саагуна , [24] Однажды Топильцина Кецалькоатля посетил пожилой мужчина (говорят, что это был Тескатлипока) . замаскированный [22] ), который предложил ему «лекарство», которое сделало бы его моложе. Это лекарство представляло собой всего лишь чашу с пульке , и, попробовав его, король пригласил свою сестру, жрицу Кецальпетлатль, выпить с ним, и вскоре оба напились. [25] Из-за пьянства оба брата и сестры забыли свои священные обязанности и поступили безобразно. [22] вредят их репутации. После этого унижения Кетцалькоатль покинул Толлан в 947 году и отправился на восток, в мифическую землю Тлапаллан , которая по традиции располагалась на побережье Мексиканского залива . [20] Там Кетцалькоатль взял каноэ и принес себя в жертву. [22]

конфликты и урегулирование Внутренние на Юкатане

Кукулькан

Некоторые авторы, такие как мексиканский историк Висенте Рива Паласио , утверждают, что Кецалькоатль умер раньше, в 931 году; и это событие вызовет политическую нестабильность в Толлане, что в конечном итоге приведет к важной миграции тольтеков в другие части Мезоамерики около 981 года, особенно на полуостров Юкатан , где они в основном поселятся в городе Ушмаль . [26] Независимо от точной даты смерти Кетцалькоатля, традиционные источники указывают на то, что в конце десятого века разразилась религиозная война между членами культа Тескатлипоки и сторонниками Кецалькоатля. [4] [27] Приверженцы Кецалькоатля не одобряли крупномасштабные человеческие жертвоприношения, которые в значительной степени подавлялись Се Акатлем Топильцином во время его правления, тогда как приверженцы Тескатлипоки считали их неотъемлемой частью своей религии. [4] Кроме того, сторонники Кецалькоатля и его реформ были в основном выходцами из Ноноалка, в то время как сторонники культа Тескатлипоки были в основном выходцами из Чичимека. [27]

По словам Диего Дурана , конфликт был недолгим, но в конце концов разразилась вторая война между двумя группировками. [4] Эта война продолжалась с 1046 по 1110 год и закончилась поражением последователей Кетцалькоатля. Из-за насилия многие из тех, кто поддерживал Се Акатля Топильцина, бежали из Толлана, при этом значительная часть этих изгнанников направилась в культурную зону майя. По словам мексиканского археолога Романа Пинья Чана , культ Кецалькоатля (известный как Кукулькан на Юкатане) был привнесен в регион Ице около 987 года нашей эры. [28] Ица представляли собой группу смешанного происхождения майя и тольтеков, которая приветствовала иммигрантов из времен Толлана, переселившихся на полуостров Юкатан , и приняла религиозные учения тольтеков. [28]

Путешествуя на юг, некоторые последователи Се Акатля Топильцина, похоже, последовали его примеру и приняли имя «Кетцалькоатль» и его эквиваленты майя « Кукулькан » и « Кукумац » для себя. [29] [30] По словам мексиканского историка Мигеля Леона-Портильи , эти новые лидеры «Кецалькоатля» часто приводили своих последователей к военным действиям против народов майя. [29] Подвиги этих персонажей на протяжении столетий становились источником недоразумений и путаницы для исследователей, поскольку их часто путают с самим Се Акатлем Топильцином. [30]

Пост-классика [ править ]

Распад Тульской и толтекской диаспоры [ править ]

Сгоревший дворец ( Palacio Quemado - корпус C) в Туле

Этнорелигиозные конфликты между ноноалками и чичимеками , а также великий голод , поразивший Толлан между 1070 и 1077 годами, [4] привело к серии важных миграций из Толлана в другие части Мезоамерики в конце 11 - начале 12 веков. [27] Одна из этих групп изгнанников-тольтеков в конце концов захватила город Чолула , расположенный на территории современного мексиканского штата Пуэбла , около 1200 г. [31]

По данным Дурана , в 1115 году племена с севера (вероятно, чичимекас , отоми [4] или Уастек [27] ) напали на владения Толлана. После серии жестоких сражений у деревень Нексталпан и Текскалапан , в которых обе стороны взяли и принесли в жертву многочисленных пленников, тольтеки потерпели поражение в 1116 году. [4] После этого поражения Уэмак , король-жрец Толлана, покинул город вместе с другими тольтеками. [23] и направился на юг, в город Ксалтокан , в Мексиканской долине . [4] Вскоре короля покинули его ближайшие последователи, которые выбрали своим лидером человека по имени Наухьотль; [4] в то время как большинство тольтеков разделились на более мелкие группы и начали свою диаспору по всей Мезоамерике. [27] [23]

В 1122 году, вскоре после того, как его предали его последователи, Уэмак повесился в Чапультепеке . [23] [4] и к 1150 г. [18] Тула была практически заброшена. Некоторые тольтеки останутся возле руин своей бывшей столицы, где они будут находиться под властью Кулуакана , соседнего города-государства. [27] После падения и ухода Толлана в 12 веке бывшими владениями тольтеков будут управлять многочисленные более мелкие города-государства, известные как альтепетль на науатле , большинством из которых будут управлять потомки (как настоящие, так и самопровозглашенные) из знати тольтеков. [27] Наследие тольтеков стало стандартом знати на большей части Мезоамерики. Из-за этого многие правители более поздних королевств и империй заявляли о происхождении Тольтеков как способ узаконить свою власть. [29] включая императоров ацтеков , королей- миштеков в Оахаке и правителей Киче и Какчикель в Гватемале. [32]

Правители [ править ]

Список правителей [ править ]

Доколумбовые и колониальные документы описывают правителей-тольтеков, но большинство этих рассказов носят легендарный характер и, следовательно, исторически не достоверны. [2] В некоторые списки в качестве правителей включены такие фигуры, как Се Акатль Топильцин Кетцалькоатль и королева Шочитль , но в большинстве из них они не упоминаются.

По словам Фернандо де Альва Иштлильшочитля , это будут правители тольтеков: [15]

Имя Царствование Продолжительность жизни Семья
Чальчиутланецин 510-562
Иштлилькуехауак 562-614
Хюэцин 614-666
Тотепеу 666-718
Отвратительный 718-770
Шоппинг 770-826
Сиуиквеницин 826-830
Текпанкальцин Истакальцин 830-875 ?-911
  • Мать: Сиуиквеницин.
  • Жена: Шочитль
  • Сын: Меконецин
Меконецин 875-927
Митл 927-979
Сюхтлалцин 979-983
Текпанкальцин 983–1031
Топильцин 1031–1063

По словам автора Anónimo Mexicano , все правители Толлана, кроме одного, правили в течение 52 лет, и единственное исключение вместо этого привело к междуцарствию совета после ее недолгого правления. Так, автор называет следующих правителей-тольтеков: [33]

Имя Царствование
Чальчиутланецин 511 [примечание 1] -563
Иштлилькуехауак 563-615
Хюэцин 615-667
Тотепеу 667-719
Накаскайотль 719-771
Митл 771-823
Сюхцальцин 823-827
Междуцарствие [примечание 2] Продолжительность не указана.
Текпанкальцин [примечание 3] « 52 года » [примечание 4]

Франсиско Хавьер Клавихеро [15] предоставляет очень похожий список, изменяя только начальный и конечный годы и используя версию Иштлильшочитля имен Anónimo , используя при этом альтернативное имя для последнего правителя:

Имя Царствование
Чальчиутланецин 667-719
Иштлилькуехауак 719-771
Хюэцин 771-823
Тотепеу 823-875
Отвратительный 875-927
Митл 927-979
Сюхтлалцин 979-983
Междуцарствие 983-1031
Топильцин 1031–1063

Согласно Anales de Cuauhtitlan , [12] это будут правители тольтеков, хотя можно получить альтернативные периоды, добавив к каждой дате календарный цикл в 52 года:

Имя Царствование
Мишкоамацацин 701-767
Хюэцин 767-782
Илхуитимал 783–821
Се Акатль Топильцин Кетцалькоатль 822–844
Матлаксочитль 844–880
Наухётцин 880–895
Матлакоацин 896-924
Тлилькоацин 925-947
Уэмак (Атекпанекатль) 948–1023

Мемориал Бреве [34] упоминает только двух правителей тольтеков и мало упоминает первого:

Имя Рожденный Царствование Примечания
Уэмак 963 993-1029 Сын Тотепеу, короля Колуакана
Акшитл Топильцин 1002 1029-1051 Говорят, что в Толлане начались волнения в 1036 году, в то время как его подданные в основном покинули его и рассеялись к 1040 году. Говорят, что они прошли « через место, где восходит солнце; [...] пошли к месту дыма, чтобы место красок »
  • Все даты AD

Общество [ править ]

Воины-тольтеки

Рабство [ править ]

Статус рабов в мире тольтеков не документирован. Однако известно, что уастеков и других уастеков и других привезли в Тулу в слезах, возможно, в качестве жертв для жертвенных церемоний или как обреченное имущество. [35] [ нужна проверка ]

Искусство [ править ]

Архитектура [ править ]

Мезоамериканский Тиангис рынок

Большая часть Тулы была застроена сеточным планом. Здания были построены из камня с глинобитной отделкой. Атланты Тулы — это изображения бога Тлауискальпантекутли в воинских одеждах, которые использовались в качестве колонн, поддерживающих крышу большой комнаты в храме бога. [36]

Тула из пирамиды Б

Скульптура [ править ]

Атланты Тулы, 1980 г.

Одни из самых известных скульптур тольтеков — «Тульские атланты». Эти монолиты имеют высоту чуть более 4,5 метров. Они вырезаны из каменного базальта и представляют собой изображения бога тольтеков Тлауискальпантекутли в воинском одеянии. Они одеты в нагрудники-бабочки. Их оружие — атлатли , дротики , кремневые ножи и кривое оружие, характерные для представлений воинов в культуре тольтеков. [36]

Монументальные атланты находятся на вершине храма Тлауискальпантекутли (также называемого «Утренней звездой»), откуда видна вся главная площадь; эти скульптуры характеризуются большими размерами и детализацией.

Каменный ягуар из ок. 800 г. н. э.

Международные отношения [ править ]

Тотонакапан [ править

Эль-Тахин

Толтеки основали колонии в Веракрусе. [35]

Регион майя [ править ]

Чичен-Ица [ править ]

Чичен-Ица

Одна из самых спорных тем, касающихся тольтеков, — их отношения с Чичен-Ицей . Сходство между двумя городами породило несколько гипотез о природе связей между ними, хотя ни одна из них не пользуется полной поддержкой специалистов в этой области. В XIX веке французский археолог Дезире Шарне был первым, кто указал на сходство главных площадей Тулы и Чичен-Ицы, и этот факт заставил его предположить, что город мог быть завоеван тольтеками под предводительством Топильцина Кетцалькоатля, который Чарнай назывался Кукульканом . [37] Эту гипотезу защищал в 20 веке Герберт Джозеф Спинден, историк искусства, который стал одержим этой идеей и часто использовал псевдоисторические источники для подтверждения своего утверждения о завоевании Ица Майя Кетцалькоатлем. [38]

Гипотеза завоевания Чарнея и Спиндена в значительной степени отвергнута в современной археологии, поскольку все больше свидетельств свидетельствуют о том, что вместо завоевания Чичен-Ицы тольтеками, люди Ицы уже приняли учение тольтеков еще до переезда на Юкатан; [28] Кроме того, по мнению мексиканского историка Мигеля Леона-Портильи , многие упоминания о лидерах с именем «Кетцалькоатль», «Кукулькан» или «К'ук'умац» в источниках майя могут даже не относиться к самому Се Акатлю Топильцину Кетцалькоатлю, имя божества Пернатого Змея . но некоторым из его последователей и их учеников, которые также взяли себе [29] [30]

часть Остальная Юкатана

Пирамида в Кобе

Чичен-Ица ​​в конечном итоге стал крупнейшим городом Юкатана с населением не менее 50 000 человек. [39] Почти столько же людей проживало в Кобе в классический период. [40]

Ушмаль

В середине восьмого века [41] Классическая цивилизация майя начала разрушаться . Примерно в 925 году, примерно в то же время, когда тольтеки начали мигрировать на территорию майя, большинство крупных городов майя на полуострове Юкатан уже были заброшены из-за нехватки продовольствия и крестьянских восстаний. [42] Некоторые города майя на полуострове Юкатан в то время были:

Сидящий мужчина с острова Джайна.

Чупикуаро [ править ]

Статуэтка из Чупикуаро.

Культура Чупикуаро имела важное значение из-за влияния, которое она имела в этом районе. Вполне возможно, что он распространился на юг Соединенных Штатов около 500 г. до н.э. Есть теории, что первые жители Гуанахуато принадлежали к этой культуре. [44] [ не удалось пройти проверку ]

Город Чупикуаро был заселен между 800 г. до н.э. и 1200 г. н.э. Чупикуаро развивался на обширной территории в Гуанахуато , Мичоакане , Герреро , штате Мехико , Идальго , Колиме , Наярите , Керетаро и Сакатекасе .

Война [ править ]

Рельеф ягуара в Чичен-Ице.

Толтеки были опытными в бою, свирепыми и хорошо обученными. Постоянная армия, гарнизоны, форты и резервные части составляли грозное оружие против жителей регионов, вожделенных тольтеками, и против врагов. Благодаря своим навыкам и храбрости в бою тольтеки смогли вызвать у своих соседей достаточно трепета и уважения, благодаря чему такие города, как Тула, могли быть построены без включения в их проект мощной защиты.Койот, Ягуар и Орел были одними из высших чинов армии тольтеков. [45]

Высшие чины армии тольтеков носили хлопчатобумажные доспехи, сильно подбитые для отражения врага, стрелы и копья, с нагрудниками в виде койотов, ягуаров или орлов, если воин принадлежал к отряду одного из этих тотемных животных. В бой носили круглый щит, а мечи закрепляли ремнями. Короткий килт защищал нижнюю половину туловища, а ноги и щиколотки закрывали сандалии и ремешки. Перья кецаля украшали шлемы воинов, а шкуры, оперение и другие материалы, вероятно, использовались в качестве эмблем конкретного бога или ордена, которому они служили. Тот факт, что изображенные воины носили украшения на носу, говорит о том, что они были знатного звания. Некоторые воины носили бороды. [46] [ нужна проверка ]

Примечания [ править ]

  1. ^ Год указан как 7 акатль ; количество отправных точек практически бесконечно из-за циклического характера присвоения названий годам в Шиупоуалли. Однако одна из таких возможностей весьма близка к стартовому году, указанному Иштлильшочитлем (510 г.) для этого конкретного правления, и приходится на следующий год.
  2. ^ Цитата: ynic chicome ôtla tocatic ce cihuatl ytoca Xiuhtzaltzin, otlanahuyxiuh =quixti, ynic zatepan cemochintin ýteteuctin quihui=cataque ( Седьмой правившей была женщина по имени Сюхцальцин. Она продержалась в правительстве четыре года, а после этого все лорды правили вместе. )
  3. Согласно комментарию Торквемады ( Monarquía Indiana , 1.14-37), Текпанекальцин также назывался Топильцин, что вместо имени может быть скорее титулом, так как его дословный перевод — « наш достопочтенный принц ».
  4. ^ Иштлильшочитль считает 1031 год концом правления этого правителя. Любопытно, что эта дата находится на расстоянии 10 циклов по 52 года от начального 511 года, что позволяет существовать еще одному или двум правителям между правлениями Сюхцальцин и ее сына.

Ссылки [ править ]

  1. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Се-Акатль: Журнал культуры Анауака (1991)
  2. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Чаверо, А. (ред.) (1892) Исторические труды
  3. ^ Палерм, А. (1997) Введение в этнологическую теорию . Ибероамериканский университет [1]
  4. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Дуран, Д. История Индии Новой Испании и островов Тьерра-Фирме [2]
  5. ^ Кобин, Р.Х., Хименес, GE и Mastache, AG (2016) Тула . Фонд экономической культуры [3]
  6. ^ Тулансинго Браво . Энциклопедия муниципалитетов и делегаций Мексики. [4]
  7. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Вейтия, М. (1836) Древняя история Мексики . Том 1
  8. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Бустаманте, К.М. (1835) « Утро Аламеды в Мексике: опубликуйте их, чтобы облегчить молодым девушкам изучение истории своей страны» . Том 1. [5]
  9. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Флорескано, Э. (1963) Тула-Теотиуакан, Кецалькоатль и Толтекайотль. Мексиканская история . том. 13 (2)
  10. ^ Сежурн, Л. (1994) Теотиуакан, столица тольтеков . 21 век
  11. ^ Леон-Портилла, М. (2008) Тула Ксикокотитлан: История и археология
  12. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Анналы Куаутитлана (PDF) .
  13. ^ История и мифология ацтеков Джона Бирхорста : Кодекс Чимальпопока , стр. 25-26.
  14. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Адамс, REW (2005) Доисторическая Мезоамерика . Университет Оклахомы Пресс [6]
  15. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Бернал И., Экхольм Г.Ф. и Вошоп Р. (1971) Справочник индейцев Средней Америки, тома 10 и 11: Археология Северной Мезоамерики [7]
  16. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Национальный институт антропологии и истории. Тула и тольтеки
  17. ^ Ремолина, LMT (2004) Легенды мексиканской провинции: Зона Альтиплано [8]
  18. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Фэш, В.Л., и Лайонс, Мэн (2005) Мир Древней Америки . Издательство Оксфордского университета [9]
  19. ^ Кристан-Грэм, К. (2007) Толланы-близнецы: Чичен-Ица, Тула и мезоамериканский мир от эпиклассического до раннего постклассического периода . Думбартон-Оукс [10]
  20. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Приложение-пояснение к иероглифическому кодексу истории Индии Новой Испании и материковых островов г-на Обена. Диего Дюран и Альфредо Чаверо, том II, 1880, стр. 70
  21. ^ Дюбернар, CJ Кетцалькоатль в Аматлане (Морелос) ?
  22. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Оливье, Г. (2012) Пьяные боги древней Мексики. От преступления к бессмертию. Мексиканская археология
  23. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Леон-Портилья, М. (2003) Вокруг истории Мезоамерики . УНАМ [11]
  24. ^ Саагун, Б. (ок. 1540 г.) Общая история вещей Новой Испании [12]
  25. ^ Наваррете, Л.Ф. и Оливье, Г. (2000) Герой между мифом и историей [13]
  26. ^ Рива, П.В. (1884) Мексика на протяжении веков: древняя история и история завоеваний [14]
  27. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г Найт, А. (2002) Мексика: Том 1, От начала до испанского завоевания . Издательство Кембриджского университета [15]
  28. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Ананас-тян. R (2016) Чичен-Ица: Город водных волшебников . Фонд экономической культуры [16]
  29. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Леон-Портилья, М. (2002) Латинская Америка в колониальную эпоху . Группа компаний «Планета» [17]
  30. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Родригес, AM (2008) Толтеки повлияли на культуру майя: Леон-Портилья. День [18]
  31. ^ Эванс, ST (2001) Археология древней Мексики и Центральной Америки, энциклопедия . Гарланд Паблишинг, Инк.
  32. ^ Леон-Портилья, М. (2016) Тольтекайотль: аспекты культуры науатля . Фонд экономической культуры [19]
  33. ^ Крапо, Ричли (2005). Анонимный мексиканец . Логан: Издательство Университета штата Юта. п. 8. ISBN  0-87421-623-0 .
  34. ^ Сан-Антон-Муньон-Чимальпаин Куаутлеуаницин, Доминго Франциско, «Краткий мемориал об основании города Кулуакан» (PDF) , Second Relation
  35. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 25 июля 2014 г. Проверено 16 июля 2014 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )
  36. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мартинес дель Рио, Пабло и Акоста, Хорхе Р. (1957) Тула: официальный путеводитель . Национальный институт антропологии и истории Мексики. 54 страницы
  37. ^ Чарне, Д. (1885) Цивилизация тольтеков. Журнал этнографии . полет. 4
  38. ^ Спинден, HJ (1913) Исследование искусства майя, его предмета и исторического развития . Курьерская корпорация [20]
  39. ^ HiddenCancun.com. «Чичен-Ица ​​– Руины Майя – Юкатан» . Hiddencancun.com . Проверено 30 декабря 2017 г.
  40. ^ «Руины майя Кобы — Юкатан, Мексика — пусть камера будет путешествовать» . Havecamerawilltravel.com . 8 мая 2013 года. Архивировано из оригинала 24 мая 2011 года . Проверено 30 декабря 2017 г.
  41. ^ Демарест, А.А. и Райс, Д.С. (2005) Терминальная классика в низменностях майя: коллапс, переход и трансформация . Университетское издательство Колорадо
  42. ^ Блей, Б. (2011) Древние майя и их город Тулум: раскрытие тайн древней цивилизации и их величия [21]
  43. ^ Брасвелл, GE (2014) Древние майя Мексики: новая интерпретация прошлого низменностей северных майя [22]
  44. ^ "Historia prehispanica" [Доиспанская история]. Леон-Гто. Проверено в октябре 2010 г.
  45. ^ «Путеводитель по латиноамериканскому наследию» . Архивировано из оригинала 25 июля 2014 г. Проверено 16 июля 2014 г.
  46. ^ «Архивная копия» . www.fofweb.com . Архивировано из оригинала 25 июля 2014 года . Проверено 17 января 2022 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0847b3b475ab8ae2b513af737ba23244__1706199480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/08/44/0847b3b475ab8ae2b513af737ba23244.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Toltec Empire - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)