Уапалькалько

Культура ольмеков (Шикаланка) – археологический памятник | ||
![]() | ||
Имя: | Археологический памятник Уапалькалько | |
Тип | Мезоамериканская археология | |
Расположение | Уапалькалько, Тулансинго , Идальго ![]() | |
Область | Мезоамерика | |
Координаты | 20 ° 07'01 ″ с.ш. 98 ° 21'45 ″ з.д. / 20,11702 ° с.ш. 98,3624 ° з.д. | |
Культура | Ольмека-Шикаланка – Тольтеки | |
Язык | ||
Хронология | 100 – 650 г. н.э. | |
Период | Мезоамериканский доклассический, классический, постклассический период | |
Апогей | ||
ИНАХ Веб-страница |
Уапалькалько — доколумбовый мезоамериканский археологический памятник, расположенный примерно в 5 километрах к северу от Тулансинго в штате Идальго , Мексика . [ 1 ]
Участок был построен на западном склоне холма Теколоте; Склон разделен с востока на запад оврагом, который образует два сектора у подножия холма и еще два на вершине, каждый из которых содержит археологические находки. [ 1 ]
Это место отражает влияние Теотиуакана, и некоторые полагают, что Топилицин Кецалькоатль [ 2 ] проживал здесь, прежде управляя Тулой . Также он считается старейшим местом пребывания человека в штате Идальго. [ 3 ]
Считается, что это был очень важный гражданский, религиозный и жилищный центр. Известно, что это была вторая Империя тольтеков , до Тулы. [ 3 ]
Город происходил из ольмека-шикаланков, или первых племен-поселенцев большого центрального плато горного хребта. Значение такого деревянного здания неизвестно, вероятно, оно было построено при заселении древних туземцев; возможно, это было здание, предназначенное как Тельпочкалли, для военной подготовки, отправления правосудия или обучения танцам или музыке. [ 4 ]
Люди прошли через Берингов пролив 40 тысяч лет, 30 тысяч лет назад люди достигли мексиканских равнин и около 13 тысяч лет назад люди достигли Уапалькалько в Идальго, где были обнаружены остатки, относящиеся к этому периоду. [ 3 ]
Уапалькалько — мезоамериканский классический период (от 100 до 650 гг. н.э.), входивший в состав штата Теотиуакан; однако и его архитектура, и керамика не равны Теотиуакану, т.е. влияние Теотиуакана есть, но Теотиуакан не является Теотиуаканом. Неизвестно, какая культура построила эти памятники; можно только сказать, что он тесно связан с культурой Теотиуакана и оказал влияние на культуры побережья Мексиканского залива. [ 1 ]
Фон
[ редактировать ]В период лита (10 000–3 500 гг. до н. э.) в долине отмечаются первые признаки существования людей-охотников-собирателей. Лишь с постепенным переходом в архаический период (8000–2000 гг. до н. э.) мы начинаем видеть первые населенные пункты, развивающиеся в Мезоамерике наряду с развитием сельского хозяйства. Доклассическая, или формирующая стадия , означает появление первой цивилизации, ольмеков, продолжавшейся между (2000 г. до н.э. – 250 г. н.э.). В классический период (250–900 гг. н. э.) Тулансинго становится важным торговым центром с дорогами и жилыми районами. Именно в этот период был построен Уапалькалько, от которого сегодня остались лишь трехсторонняя пирамида и лестница, построенная в стиле тольтеков .

Пещерные Картины
[ редактировать ]Самые ранние наскальные рисунки в этом районе расположены на холме Уизтле и плато Уапалькалько; эти наскальные рисунки передают свидетельства жизненного опыта примитивных групп в изображениях людей, схематических очертаниях и астрономических фигурах, датируемых 9000 годом до нашей эры. [ 5 ]
Изображены ящерица и люди. Мужчина изображен в процессе метания доисторической версии копья атлатль , оружия, похожего на копье, используемого с вытянутой рукой, с большим дротиком-ложкой на конце. Оно использовалось в основном для охоты на уток, которые, должно быть, существовали. тысячами в лагуне, расположенной к западу от этого места. [ 5 ]
Это были мужчины-охотники-собиратели, не имевшие животных в неволе, но умевшие охотиться и использовать огонь для приготовления пищи. [ 5 ]
Легенда Уапалькалько
[ редактировать ]Город Уапалькалько (или Коапалкалько) был наказан Богами, наказание было наложено, потому что их люди не смогли защитить его от захватчиков и были завоеваны другими цивилизациями, они построили здания поверх своих построек. [ 6 ]
Боги были разгневаны такой ситуацией, поэтому они полностью похоронили город, город, который был очень обширным и занимал площадь около 10 км. 2 , который будет включать в себя территорию сегодняшнего региона от Уапалькалько до Абры, Сантьяго и Акатлана. [ 6 ]
Было только одно решение снять проклятие, сказали Боги Шаманам , проклятие можно будет снять только 24 июня в полночь, именно в такое время появится мост между обоими холмами Коапалкалько, над Главной Пирамидой. [ 6 ]
И только в этот момент мужчина, женщина, мальчик или девочка с самой чистой и смелой душой могли пересечь его и потянуть за золотую цепь, которая появлялась на другой стороне моста и, потянув за цепь, город, похороненный проклятием Богов появится вновь. [ 6 ]
Тулансинго город-государство
[ редактировать ]
Тулансинго был предшественником цивилизации Теотиуакана . Название происходит от слов на языке науатль «туле» и «цинтле», что означает «в камышах или за ними». Это подтверждается его ацтекским глифом . [ 7 ]
В этом районе расположены одни из старейших поселений Мезоамерики, такие как Уапалькалько и Эль-Педрегал. Эти первые поселения приписывались ольмекам , шикаланкам и другим племенам. Город был основан в 645 году до нашей эры тольтеками под названием Толансинго как часть империи с центром в Туле . В этот период в городе располагались школы и храмы. Здесь был вылеплен календарный камень и построен храм Митланкалько для принятия тел священников и князей. После 1116 года империя тольтеков пришла в упадок, и город был заброшен. [ 7 ]
Согласно Кодексу дани (Códice de los Tributos), район Тулансинго был торговым центром для народов отоми -тепеуа и тотонак примерно с 1000 г. н.э., куда привозили торговцев с земель, которые сейчас находятся в штатах Идальго, Пуэбла и Веракрус. Традиционная торговля все еще существует в форме четвергового « Тяньгуиса », или рынка. [ 8 ]
Чичимеки начиная примерно с 1120 года . пришли править здесь при короле Ксолотле (правителе чичимеков), Город был заново основан этими людьми и оставшимися тольтеками. Население увеличилось с приходом тлашкальтеков . В 1324 году король по имени Кинанцин реорганизовал территорию политически, сделав Тулансинго главой провинции. Тулансинго выступил против Тескоко , но потерпел поражение. В начале 15 века тот же Тескоко под предводительством Уицилиуита завоевал Тулансинго, включив его в состав Империи ацтеков . В 1431 году территория Тулансинго снова была политически реорганизована под властью Ицкоатля и Несауалькойотля . [ 7 ]
В конце концов, Тулансинго стал частью империи Тескоко, а в 1416 году был захвачен могущественной империей ацтеков . С тех пор Тулансинго был разделен на два сектора: Тлайшпа, расположенный на востоке, населенный в основном коренными народами отоми; и Тлатока на западе, населенная науа. Жители обеих сторон платили дань королевству ацтеков; дань состояла из хлопковых одеял и семян, таких как кукуруза и амарант.
Хотя Тулансинго был данником Мексики, они сохраняли определенную административную независимость, сами избирали свои органы власти. Этот город был важным местом хранения продовольствия для ацтеков.
Ольмеки-Шикаланка
[ редактировать ]Среднеклассический период закончился в Северной Мезоамерике с упадком Теотиуакана примерно в 700 году нашей эры. Это позволило региональным центрам власти процветать и конкурировать за контроль над торговыми путями и эксплуатацию природных ресурсов. Так началась эпоха поздней классики. Как говорилось выше, это было время политической раздробленности, в течение которого ни один город не обладал полной гегемонией. В этот период происходили различные перемещения населения, вызванные вторжением групп из Аридоамерики и других северных регионов, которые вытеснили старое население Мезоамерики на юг. Среди этих новых групп были науа , которые основали города Тулу и Теночтитлан , две наиболее важные столицы постклассической эпохи. Помимо миграций с севера, в центре Мексики окончательно обосновались южные народы. Среди них были ольмеки-шикаланки , пришедшие с полуострова Юкатан и основавшие Какаштлу и Шочикалько .
Термин ольмеки-шикаланки относится к определенной культуре (не путать с доклассической цивилизацией ольмеков), которая оккупировала близлежащие территории и оказала на них влияние. Уникальное различие между группами ольмеков-шикаланков [и другими мезоамериканскими городами] заключалось в том, что каждой группой (городом-государством) управлял тахуальц, король или правитель, независимый друг от друга. На самом деле у них было по два тахуаля на каждый город-государство. [ нужна ссылка ]
У них была система письма, включавшая как минимум 10 знаков, пиктограммы Солнца, Луны, дерева, полевого урожая, человека и т. д. Религия была бы политеистической. Самым важным было то, что Бога Солнца в обеих деревнях называли по-разному.
Другие места Ольмека-Шикаланки:
Сайт
[ редактировать ]
Уапалькалько соответствует мезоамериканскому классическому периоду (от 100 до 650 г. н. э.) и был частью штата Теотиуакан, тем не менее, как их архитектура, так и керамика не такие же, как те, которые использовались в культуре Теотиуакана, то есть они имеют влияние Теотиуакана. но не из Теотиуакана. Неизвестно, кто построил эти памятники, можно только сказать, что он оказал большое культурное влияние на Теотиуакан и оказал влияние на другие культуры побережья Мексиканского залива. [ 1 ]
Расследования
[ редактировать ]Северо-западный сектор, возможно, самый важный, был исследован в 1954 году археологами Флоренсией Якобс Мюллер и Сезаром Лизарди Рамосом. После девяти экспедиций, завершившихся в 1959 году, они обнаружили пирамидальный комплекс памятников с очевидным влиянием Теотиуакана и площадь со стелой ( влияние майя ), ярмами тотонака и круглым алтарем. [ 1 ]
Замечательная находка ярма тотонака показывает влияние прибрежных культур Мексиканского залива, а также открытие скульптуры теотиуаканского бога огня. [ 1 ]
Важная находка была сделана при раскопках самой глубокой части одного из зданий, она состояла из наконечников стрел месервного типа, которые соответствуют докерамической культуре 7000 г. до н.э., и чья хронология соответствует ручному топору доисторического типа, найденному в останках сгоревшая пещера в скалах холма «Эль-Теколоте», где также были найдены наскальные рисунки геометрического человеческого характера с преобладанием красного цвета, демонстрирующие присутствие палеолитического человека (около 10 000 г. до н. э.) в Уапалькалько. [ 1 ]
Недавняя находка на самой высокой части холма Эль-Теколоте, расположенной в юго-восточном углу, представляет собой пирамидальный фундамент, построенный из каменных плит и отделанный лепниной. Симметричный памятник, еще не исследованный, расположен в северо-восточном углу, на другой стороне ущелья, туземцы знают это место как «iglesias viejas». [ 1 ]
Уапалькалько имеет пристройку площадью 39 гектаров, на которой в настоящее время проживают более 55 семей; на этой территории находится археологический памятник на огороженной территории площадью 4 гектара. [ 3 ]
Топонимия
[ редактировать ]Уапалькалько — слово на языке науатль, huapalli, «доска или небольшая балка»; calli, «дом», y co, предложение местоположения. Означает «место деревянного дома». [ 1 ]
Глиф Уапалкалько представляет собой зубчатое здание с тремя дверями, по-видимому, сделанными из дерева, в отличие от обычного глифа калли, это графическая идея уапалкалли [вапалкалли], что означает «палатка или дом столов». Huapal calli состоит из calli (дом) и huapalli или huapalitl (доска или небольшая балка): Huapal Cal Co, «в доме из досок» или деревянном здании. [ 4 ]
Структуры
[ редактировать ]На этом месте находится трехсторонняя пирамида, построенная в стиле Теотиуакана, с основанием 12 метров и высотой 8 метров, с алтарем, который, возможно, использовался для жертвоприношений. [ 3 ]
Здесь около 28 холмов: погребенных небольших пирамид, в которых не проводилось никаких археологических работ.
Склон холма разделен ущельем, разделяющим два сектора. Именно здесь проходил монах Бернардино де Саагун и описал его, сказав, что здесь «каскады кристально чистой воды, у подножия камней женщины стирали одежду, а дети купались и погружались в воду». вода". [ 3 ]
Над камнями ущелья находятся наскальные рисунки, которые трудно увидеть, они разбросаны по «Серро-ла-Меса» за пирамидой. Печально, что граффити дошло и до них, что в некоторых моментах сбивает их с толку. Также нынешние жители этого места рисуют на камне белые кресты, а именно для отпугивания ведьм и науале. [ 3 ]
На склоне, между скалистыми утесами, стены опускаются, образуя знаменитые пещеры этого места; жители деревни обычно ставят алтари в честь своих умерших. Перед пещерой «Теколоте» были найдены останки доисторического человека, согласно проведенным углеродным анализам 14, этот человек жил здесь 10 тысяч лет назад. Останки хранятся в Национальном музее антропологии и истории Мехико, в Доисторическом зале. [ 3 ]
Вандализм
[ редактировать ]Вандалы разрушили археологическую зону Уапалькалько, считающуюся одним из культурных достояний Тулансинго. [ 9 ]
Источник строительных материалов
[ редактировать ]Камни из доиспанских руин археологической зоны Уапалькалько в муниципалитете Тулансинго использовались людьми, живущими вокруг этого места, для строительства домов. Это произошло из-за явной халатности со стороны государственной делегации Национального института антропологии и истории (INAH). [ 10 ]
Претензии о пренебрежении
[ редактировать ]Археологический объект, казалось, был забыт и заброшен без регулярного обслуживания. [ 11 ] Это способствовало появлению признаков вандализма в этом районе, подвергая наскальные рисунки Уапалькалько (возрастом более 10 тысяч лет) опасности из-за граффити, копоти от костров, актов вандализма и пренебрежения сотрудниками. [ 11 ]
Добраться до места было сложно. На обочине федерального шоссе на Туспане, пересекающего город Тулансинго, есть поворот на Уапалькалько, где ржавая вывеска приветствует людей в археологической зоне и наскальных рисунках. Логотип Национального института антропологии и истории (INAH) был едва заметен. [ 11 ]
На момент посещения объекта в январе 2014 г. дорога к объекту была обозначена синими знаками INAH, и на территории работал персонал, который помогал посетителям.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я «Zona arqueológica de Huapalcalco» [Археологический памятник Уапалькалько]. ИНА (на испанском языке). Мексика. Архивировано из оригинала 7 мая 2010 г. Проверено 9 декабря 2010 г.
- ^ «Уапалкалько, Мексика» [Уапалкалько, Мексика]. Посещение Мексики (на испанском языке). Архивировано из оригинала 7 сентября 2010 г. Проверено 9 декабря 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час «Вид на Уапалькалько» . Тулансинго Культурный (на испанском языке) . Проверено 9 декабря 2010 г.
- ^ Jump up to: а б «Глифо» . Тулансинго Culture.com.mx (на испанском языке) . Проверено 9 декабря 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с «Наскальные рисунки Уапалькалько» (на испанском языке). Культурный центр Тулансинго . Проверено 9 декабря 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Легенда Уапалькалько» (на испанском языке). Tulancingo.com.mx . Проверено 9 декабря 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с «Estado de Hidalgo Tulancingo de Bravo» [Штат Идальго Тулансинго де Браво]. Энциклопедия муниципалитетов Мексики (на испанском языке). Мексика: Национальный институт федерализма и муниципального развития. 2005. Архивировано из оригинала 17 июня 2011 года . Проверено 26 июля 2010 г.
- ^ «Tianguis Tradicional» [Традиционный открытый рынок] (на испанском языке). Тулансинго: Правительство Тулансинго. 9 сентября 2009 года . Проверено 26 июля 2010 г.
- ^ «Уапалькалько, разрушенное наследие. Археологический памятник с граффити» [Уапалькалько, сильно разрушенное наследие. Археологический памятник с граффити. Соль де Тулансинго (на испанском языке). 10 октября 2006 года . Проверено 9 декабря 2010 г.
- ^ МОНТОЯ, Рикардо. «Усанские камни-пирамиды для строительства домов» [Камни-пирамиды, используемые для строительства домов]. Миленио Импресо (на испанском языке). Архивировано из оригинала 28 января 2013 г. Проверено 9 декабря 2010 .
- ^ Jump up to: а б с Гонсалес, Хорхе (23 июля 2009 г.). «В забвении, район Уапалькалько» [Забытый сайт Уапалькалько]. Миленио Импресо (на испанском языке). Архивировано из оригинала 27 июля 2010 г. Проверено 9 декабря 2010 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- муниципалитета Тулансинго Официальный сайт (на испанском языке)
- штата Идальго Официальный сайт (на испанском языке)
Библиография
[ редактировать ]- Менес Льягуно, Хуан Мануэль. Минимальная история штата Идальго, 2006 г. MA Porrúa 9707016949 (на испанском языке).
- Баллестерос, Виктор М. и Куатепоцо Костейра, Мигель Анхель. Канто-де-Соль , Идальго; Земля, история и люди (2003 г.) Система государственного образования штата Идальго, Пачука, Идальго. 9687517212 (на испанском языке)
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Мезоамериканская хронология
- Тулансинго де Браво
- История Тулансинго (на испанском языке)
- История Пачуки (на испанском языке)