Ацтекская империя
Тройственный союз (Империя ацтеков) Экскан Тлахтолоян | |||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1428–1521 | |||||||||||||||||||||||||||
Символы географических названий Тескоко Теночтитлана , . и Тлакопана , трех основателей алтепеме и традиционных соправителей Тройственного союза ацтеков | |||||||||||||||||||||||||||
Капитал | Мексика-Теночтитлан ( де-факто ) | ||||||||||||||||||||||||||
Общие языки | Науатль ( лингва-франка ) многие другие | ||||||||||||||||||||||||||
Религия | Государственная религия ацтеков | ||||||||||||||||||||||||||
Правительство | Гегемонистская военная конфедерация союзных городов -государств | ||||||||||||||||||||||||||
Уэуэтлатоани Теночтитлана | |||||||||||||||||||||||||||
• 1427–1440 | Ицкоатль ( основатель Альянса ) | ||||||||||||||||||||||||||
• 1520–1521 | Куаутемок ( последний ) | ||||||||||||||||||||||||||
Уэтлатоани из Тескоко | |||||||||||||||||||||||||||
• 1431–1440 | Несауалькойотль ( основатель Альянса ) | ||||||||||||||||||||||||||
• 1516–1520 | Какаматцин ( последний ) | ||||||||||||||||||||||||||
Уэтлатоани из Тлакопана | |||||||||||||||||||||||||||
• 1400–1430 | Тотокихуацтли I ( основатель Альянса ) | ||||||||||||||||||||||||||
• 1519–1524 | Тетлепанкецальтин ( последний ) | ||||||||||||||||||||||||||
Историческая эпоха | Доколумбовая эпоха Эпоха открытий | ||||||||||||||||||||||||||
• Основание альянса [1] | 1428 | ||||||||||||||||||||||||||
13 августа 1521 г. | |||||||||||||||||||||||||||
Область | |||||||||||||||||||||||||||
1520 [2] | 220 000 км 2 (85 000 квадратных миль) | ||||||||||||||||||||||||||
Население | |||||||||||||||||||||||||||
• Начало 16 века. [3] | 5–6 миллионов | ||||||||||||||||||||||||||
Валюта | Квачтли (оплата хлопчатобумажной тканью по количеству) и какао-бобы в качестве товарных денег. | ||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||
Сегодня часть | Мексика | ||||||||||||||||||||||||||
Полный список монархов внизу страницы. [4] |
Ацтекская империя |
---|
Империя ацтеков или Тройственный союз ( классический науатль : Ēxcān Tlahtōlōyān , [ˈjéːʃkaːn̥ t͡ɬaʔtoːˈlóːjaːn̥] ) была союзом трех науа городов-государств : Мексика-Теночтитлан , Тецкоко и Тлакопан . Эти три города-государства управляли этой территорией в долине Мехико и вокруг нее с 1428 года, пока объединенные силы испанских конкистадоров и их местных союзников, правивших под командованием Эрнана Кортеса, не победили их в 1521 году.
Альянс был сформирован из фракций-победителей в гражданской войне между городом Аскапоцалько и его бывшими подчиненными провинциями. [4] Несмотря на первоначальную концепцию империи как союза трех самоуправляющихся городов-государств, столица Теночтитлан стала доминирующей в военном отношении. [5] К моменту прибытия испанцев в 1519 году земли альянса фактически управлялись из Теночтитлана , в то время как другие партнеры альянса взяли на себя второстепенные роли.
Альянс вел завоевательные войны и расширялся после своего формирования. На пике своего развития альянс контролировал большую часть центральной Мексики , а также некоторые более отдаленные территории в пределах Мезоамерики , такие как провинция Соконочко ацтеков , эксклав недалеко от современной границы с Гватемалой . Правление ацтеков описывается учеными как « гегемонистское » или «косвенное». [6] Ацтеки оставили у власти правителей завоеванных городов при условии, что они согласились платить полугодовую дань альянсу, а также поставлять военные силы, когда это необходимо для военных действий ацтеков. Взамен имперская власть предлагала защиту и политическую стабильность и способствовала созданию интегрированной экономической сети различных земель и народов, имевших значительную местную автономию.
Религия ацтеков представляла собой монистический пантеизм , в котором концепция Теотля науа трактовалась как верховный бог Ометеотль, а также разнообразный пантеон меньших богов и проявлений природы. империи Народная религия имела тенденцию охватывать мифологические и политеистические аспекты, а государственная религия поддерживала как монизм высших классов, так и народные инакомыслия. Империя даже официально признала крупнейшие культы, и божество было представлено в центральном храмовом комплексе столицы Теночтитлана . Имперский культ был, в частности, культом воинственного бога-покровителя Мексики Уицилопочтли . Народам было разрешено сохранять и свободно продолжать свои религиозные традиции в завоеванных провинциях при условии, что они добавляли имперского бога Уицилопочтли в свои местные пантеоны.
Этимология и определения
Слово «ацтек» в современном использовании не использовалось бы самими людьми. Он по-разному использовался для обозначения ацтеков или Тройного союза, говорящих на науатле людей центральной Мексики до испанского завоевания или, в частности, этнической принадлежности мексика племен, говорящих на науатле (от tlaca ). [7] Название происходит от единственного слова на языке науатль ацтекатль ( Произношение на науатле: [asˈtekat͡ɬ] ), что означает «[люди] из Ацтлана », что отражает мифическое место происхождения народов науа. [8] [9]
История
До империи ацтеков
Народы науа произошли от народов чичимеков , которые мигрировали в центральную Мексику с севера (в основном сосредоточены вокруг современных штатов Сакатекас , Сан-Луис-Потоси и Гуанахуато ) в начале 13 века. [10] История миграции мексика аналогична историям других государств в центральной Мексике: сверхъестественные места, люди и события соединяются в земной и божественной истории, поскольку они стремятся к политической легитимности. [11] Пиктографические кодексы, в которых ацтеки записывали свою историю, говорят, что место зарождения империи называлось Ацтлан . Первые мигранты заселили Мексиканский бассейн и прилегающие земли, основав ряд независимых городов-государств. Этими ранними науа городами-государствами , или альтепетлями, правили династические главы, называемые тлатохке (в единственном числе тлатоани ). Большинство существующих поселений были основаны другими коренными народами до миграции мексиканцев. [12]
Эти ранние города-государства вели друг с другом различные мелкомасштабные войны, но ни один отдельный город не добился доминирования из-за меняющихся союзов. [13] Мексиканцы . были последними мигрантами из племени науа, прибывшими в Центральную Мексику Они вошли в Мексиканский бассейн примерно в 1250 году, и к тому времени большая часть хороших сельскохозяйственных земель уже была востребована. [14] Мексиканцы убедили короля Кулуакана , небольшого города-государства, но исторически важного как убежище тольтеков, заставить их поселиться на относительно неплодородном участке земли под названием Чапультепек ( Chapoltepēc, «на холме кузнечиков»). Мексиканцы служили наемниками Кулуакана. [15]
После того, как мешики служили Кулуакану в битве, правитель назначил одну из своих дочерей править мешикой. Мифологические источники говорят, что мешики вместо этого принесли ее в жертву, содрав с нее кожу по приказу своего бога Шипе Тотека . [16] Узнав об этом, правитель Кулуакана напал и использовал свою армию, чтобы силой изгнать мексиканцев из Тисаапана. Мексиканцы перебрались на остров посреди озера Тескоко кактусе гнездился орел , где на нопальском . Мексиканцы истолковали это как знак своих богов и основали на этом острове свой новый город Теночтитлан в год Оме Калли (или «Два Дома», 1325 г. н. э.). [4]
Ацтекская война
Мексиканцы приобрели известность как жестокие воины и смогли утвердиться в качестве военной державы. Важность воинов и неотъемлемый характер войны в политической и религиозной жизни Мексики помогли им стать доминирующей военной силой до прибытия испанцев в 1519 году.
Новый город-государство Мехика объединился с городом Аскапоцалько и отдал дань уважения своему правителю Тезозомоку . [17] Аскапоцалько начал расширяться в небольшую империю-данник с помощью Мексики. До этого момента правитель Мексики не признавался законным королем. Лидеры Мешики успешно обратились к одному из королей Кулуакана с просьбой предоставить дочь для брака с представителями династии Мешика. Их сын Акамапичтли был возведен на трон как первый тлатоани Теночтитлана в 1372 году. [18]
Тепанеки набрал силу в восточной части Аскапоцалько расширили свое правление с помощью Мешики, в то время как город Аколуа в Тескоко бассейна озера. В конце концов, между двумя государствами разразилась война, и Мексика сыграла жизненно важную роль в завоевании Тескоко. К тому времени Теночтитлан превратился в крупный город и был вознагражден за свою лояльность тепанекам, получив Тескоко в качестве подчиненной провинции. [19]
Война в Мексике отличалась упором на захват врагов, а не на их убийство, начиная с тактики и заканчивая оружием. Поимка врагов была важна для религиозных ритуалов и давала солдатам возможность отличиться во время кампаний. [20]
Тепанецкая война
В 1426 году умер тепанекский король Тезозомок. [21] [22] [23] и возникший в результате кризис преемственности ускорил гражданскую войну между потенциальными преемниками. [19] Мексика поддержала предпочтительного наследника Тезозомока Таяхау , который первоначально был возведен на трон как король. Но его сын Маштла вскоре узурпировал трон и обратился против оппозиционных ему фракций, включая правителя Мексики Чимальпопоку . Последний вскоре умер, возможно, убитый Маштлой. [14]
Новый правитель Мексики Ицкоатль продолжал бросать вызов Маштле, блокировал Теночтитлан и потребовал увеличения дани. [24] Маштла аналогичным образом выступил против Аколуа , и король Тескоко Несауалькойотль бежал в изгнание. Несауалькойотль заручился военной помощью у короля Уэшоцинко , а мешики заручились поддержкой диссидентского города тепанеков под названием Тлакопан . В 1427 году Теночтитлан, Тескоко, Тлакопан и Уэшоцинко вступили в войну против Аскапоцалько, одержав победу в 1428 году. [24]
После войны Уэшоцинко отступил, и в 1430 г. [1] три оставшихся города заключили договор, ныне известный как Тройственный союз. [24] Земли тепанеков были поделены между тремя городами, лидеры которых согласились сотрудничать в будущих завоевательных войнах. Земля, полученная в результате этих завоеваний, должна была принадлежать трем городам вместе. Дань была разделена так, что два короля союза отправились в Теночтитлан и Тескоко, а один - в Тлакопан. Три короля по очереди приняли титул «уэтлатоани» («Старший спикер», часто переводимый как «Император»). В этой роли каждый временно занимал де-юре положение выше правителей других городов-государств («тлатоани»). [25]
В последующие 100 лет Тройственный союз Теночтитлана, Тескоко и Тлакопана доминировал в Мексиканской долине и распространил свою власть на берега Мексиканского залива и Тихого океана . Теночтитлан постепенно стал доминирующей державой в альянсе. Двумя основными архитекторами этого союза были сводные братья и племянники Ицкоатля Тлакаэлель и Моктесума . В конечном итоге Моктесума сменил Ицкоатля на посту Мехика уэтлатоани в 1440 году. Тлакаэлель занял недавно созданный титул « Сиуакоатль », что-то среднее между «премьер-министром» и «вице-королем». [24] [26]
Имперские реформы
Вскоре после образования Тройственного союза Ицкоатль и Тлакопан инициировали радикальные реформы ацтекского государства и религии . Утверждалось, что Тлакаэлель приказал сжечь некоторые или большую часть сохранившихся ацтекских книг, утверждая, что они содержат ложь и что «неразумно, чтобы все люди знали эти картины». [27] После этого он переписал историю ацтеков, естественно, поставив мешиков на более центральную роль. [ нужна ссылка ]
После того, как Моктесума I сменил Ицкоатля на посту императора Мексики, были инициированы новые реформы для сохранения контроля над завоеванными городами. [28] Несогласные короли были заменены марионеточными правителями, лояльными Мексике. Новая имперская система дани установила сборщиков дани в Мексике, которые облагали налогом население напрямую, минуя власть местных династий. Несауалькойотль также ввел на землях Аколуа политику предоставления подчиненным королям данников на землях, далеких от их столиц. [29] Это было сделано для того, чтобы создать стимул для сотрудничества с империей; если король города восставал, он терял дань, полученную из чужой земли. Некоторые мятежные короли были заменены кальпишке или назначены губернаторами, а не династическими правителями. [29]
Моктесума издал новые законы, которые отделяли дворян от простолюдинов и устанавливали смертную казнь за прелюбодеяние и другие правонарушения. [30] По королевскому указу в каждом районе была построена школа под религиозным надзором. [30] В общинах простолюдинов была школа под названием « тельпочкалли », где они получали базовое религиозное обучение и военную подготовку. [31] Второй, более престижный тип школы, называемый « кальсекак », служил для обучения знати, а также высокопоставленных простолюдинов, стремившихся стать священниками или ремесленниками. Моктесума также создал новый титул под названием « кваупилли », который мог присваиваться простолюдинам. [28] Этот титул был формой ненаследственного мелкого дворянства, присуждаемого за выдающуюся военную или гражданскую службу (аналогично английскому рыцарю ). Простолюдины, получившие этот титул, редко вступали в брак с представителями королевских семей и становились королями. [29]
Одним из компонентов этой реформы было создание института регулируемых боевых действий под названием « Цветочные войны» . Мезоамериканская война в целом характеризуется сильным предпочтением захвата живых пленных, а не уничтожения врага на поле боя, что считалось небрежным и беспричинным. Цветочные войны — мощное проявление такого подхода к войне. Эти высокоритуализированные войны обеспечивали стабильное и здоровое снабжение опытными ацтекскими воинами, а также стабильное и здоровое снабжение пленными вражескими воинами для принесения в жертву богам. Цветочные войны заранее устраивались чиновниками обеих сторон и проводились специально с целью сбора пленных в каждом государстве для принесения в жертву. [20] [32] Местные исторические источники говорят, что эти войны были спровоцированы Тлакаэлелем как средство умиротворения богов в ответ на массовую засуху, охватившую Мексиканский бассейн с 1450 по 1454 год. [33] Цветочные войны в основном велись между Империей ацтеков и соседними городами их заклятого врага Тласкалы .
Первые годы расширения
После поражения тепанеков Ицкоатль и Несауалькойотль консолидировали власть в Мексиканском бассейне и начали расширяться за его пределы. Первыми объектами имперской экспансии были Койоакан в Мексиканском бассейне, а также Куаунауак и Уастепек в современном мексиканском штате Морелос . [35] Эти завоевания обеспечили новой империи большой приток дани, особенно сельскохозяйственных товаров.
Ицкоатль умер, и Монтесума I был возведен на трон как новый император Мексики. Расширение империи было ненадолго остановлено сильной четырехлетней засухой, поразившей Мексиканский бассейн в 1450 году, и несколько городов Морелоса пришлось отвоевать после того, как засуха утихла. [36] Моктесума и Несауалькойотль продолжали расширять империю на восток в сторону Мексиканского залива и на юг до Оахаки . В 1468 году Монтесума I умер, и ему наследовал его сын Ашаякатль . Большая часть тринадцатилетнего правления Ашаякатля была потрачена на консолидацию территорий, приобретенных при его предшественнике. Мотекусома и Несауалькойотль быстро расширялись, и многие провинции восстали. [14]
Кроме того, по мере расширения и консолидации власти Империи ацтеков, Империя Пурепеча в Западной Мексике расширялась аналогичным образом. В 1455 году Пурепеча под предводительством своего короля Циципандакаре вторглись в долину Толука, заявив права на земли, ранее завоеванные Мотекусомой и Ицкоатлем. [37] В 1472 году Ашаякатль вновь завоевал этот регион и успешно защитил его от попыток Пурепечи вернуть его. В 1479 году Ашаякатль начал крупное вторжение в империю Пурепеча с 32 000 ацтекских солдат. [37] Пурепеча встретил их прямо через границу с 50 000 солдат и одержал громкую победу, убив или взяв в плен более 90% ацтекской армии. Сам Ашаякатль был ранен в бою, отступил в Теночтитлан и больше никогда не вступал в бой с Пурепеча. [38]
В 1472 году Несауалькойотль умер, и его сын Несауальпилли был возведен на трон в качестве нового уэтлатоани Тескоко. [39] За этим последовала смерть Ашаякатля в 1481 году. [38] Ашаякатля сменил его брат Тизок . Правление Тизока было общеизвестно кратким. Он оказался неэффективным и существенно не расширил империю. Тизок, вероятно, был убит своими дворянами через пять лет своего правления, очевидно, из-за его некомпетентности. [38]
Поздние годы расширения
Тисока сменил его брат Ауисотль в 1486 году. Как и его предшественники, первая часть правления Ауисотля была потрачена на подавление восстаний, которые были обычным явлением из-за косвенного характера правления ацтеков. [38] Затем Ауисотль начал новую волну завоеваний, включая долину Оахака и побережье Соконуско . Ауисотль завоевал пограничный город Отсома и превратил город в военный форпост из-за участившихся пограничных стычек с Пурепеча. [40] Население Отсомы было либо убито, либо рассеяно. [37] Впоследствии Пурепеча основали неподалеку крепости для защиты от экспансии ацтеков. [37] Ауисотль ответил расширением территории дальше на запад до тихоокеанского побережья Герреро .
Ко времени правления Ауисотля мешики были самой крупной и могущественной фракцией в Тройственном союзе ацтеков. [41] Опираясь на престиж, который Мексика приобрела в ходе завоеваний, Ауисотль начал использовать титул «уэуэтлатоани» («Старший оратор»), чтобы отличаться от правителей Тескоко и Тлакопана. [38] Технически альянс по-прежнему управлял империей. Но император Мексики теперь взял на себя номинальное, если не фактическое, старшинство.
В 1502 году Ауисотлю наследовал его племянник Моктесума II. Моктесума II провел большую часть своего правления, укрепляя власть на землях, завоеванных его предшественниками. [40] В 1515 году армии ацтеков под командованием тлашкальского генерала Тлауиколя снова вторглись в империю Пурепеча. [42] Армия ацтеков не смогла захватить какую-либо территорию и в основном ограничивалась набегами. Пурепеча победили их, и армия отступила.
Монтесума II провел новые имперские реформы. [40] Смерть Несауалькойотля привела к тому, что императоры Мексики стали фактическими правителями альянса. Моктесума II использовал свое правление, чтобы попытаться более тесно консолидировать власть с императором Мексики. [43] Он устранил многих советников Ауисотля и казнил некоторых из них. [40] Он также отменил класс кваупилли , лишив простолюдинов возможности перейти в дворянство. Его реформаторские усилия были прерваны испанским завоеванием в 1519 году.
Испанское завоевание
Руководитель испанской экспедиции Эрнан Кортес высадился на Юкатане в 1519 году с примерно 630 мужчинами (большинство из которых были вооружены только мечом и щитом). На самом деле Кортес был отстранен от должности командира экспедиции губернатором Кубы Диего Веласкесом , но украл лодки и уехал без разрешения. [44] На острове Косумель Кортес встретил потерпевшего кораблекрушение испанца по имени Херонимо де Агилар , который присоединился к экспедиции и переводил между испанским и майя. Затем экспедиция направилась на запад, в Кампече, где после короткого сражения с местной армией Кортес смог заключить мир через своего переводчика Агилара. Король Кампече дал Кортесу второго переводчика, двуязычную рабыню науа-майя по имени Ла Малинче (она была известна также как Малиналли [maliˈnalːi], Малицин [maˈlintsin] или Донья Марина [ˈdoɲa maˈɾina]). Агилар переводил с испанского на язык майя, а Ла Малинче переводила с языка майя на науатль. Малинче стала переводчиком Кортеса как по языку, так и по культуре, как только выучила испанский язык, и она была ключевой фигурой во взаимодействии с науа . правителями [45]
Затем Кортес отплыл из Кампече в Семпоалу , подчиненную провинцию Тройственного союза ацтеков. Неподалеку он основал город Веракрус , где встретился с послами правящего императора Мексики Моктесумы II. Когда послы вернулись в Теночтитлан, Кортес отправился в Семпоалу, чтобы встретиться с местными лидерами тотонаков . Правитель тотонаков рассказал Кортесу о своих различных обидах на мексиканцев, и Кортес убедил тотонаков заключить в тюрьму сборщика имперской дани. [46] Впоследствии Кортес освободил сборщика дани, убедив его, что этот шаг был полностью идеей Тотонака и что он ничего об этом не знал. Тотонаки предоставили Кортесу 20 рот солдат для его марша на Тласкалу, фактически объявив войну ацтекам. [47] В это время несколько солдат Кортеса попытались поднять мятеж. Когда Кортес обнаружил заговор, он приказал затопить свои корабли и потопить их в гавани, чтобы исключить любую возможность побега на Кубу. [48]
Армия тотонаков под предводительством испанцев переправилась в Тласкалу, чтобы заручиться союзом последнего против ацтеков. Однако тлашкальский генерал Ксикотенкатль Младший счел их враждебными и напал. После нескольких рукопашных сражений Кортес в конце концов убедил лидеров Тласкалы приказать своему генералу отступить. Затем Кортес заключил союз с народом Тласкалы и отправился оттуда в Мексиканский бассейн с небольшой группой из 5 000–6 000 тлашкальцев и 400 тотонаков в дополнение к испанским солдатам. [48] Кортес утверждает, что во время своего пребывания в городе Чолула он получил известие о запланированной засаде против испанцев. [48] В качестве упреждающего ответа Кортес приказал своим войскам атаковать и убить большое количество безоружных чолуланцев, собравшихся на главной площади города.
После резни в Чолуле Кортес и другие испанцы вошли в Теночтитлан, где их встретили как гостей и разместили во дворце бывшего императора Ашаякатля. [49] Пробыв в городе шесть недель, двое испанцев из группы, оставшейся в Веракрусе, были убиты в ссоре с ацтекским лордом по имени Кецальпопока. Кортес утверждает, что он использовал этот инцидент как предлог, чтобы взять Мотекусому в плен под угрозой применения силы. [48] Мотекусома продолжал управлять королевством в качестве пленника Кортеса в течение нескольких месяцев. Затем в 1520 году прибыла вторая, более крупная испанская экспедиция под командованием Панфило де Нарваэса , посланная Диего Веласкесом с целью арестовать Кортеса за измену. Прежде чем противостоять Нарваесу, Кортес тайно убедил помощников Нарваэса предать его и присоединиться к Кортесу. [48]
Кортес находился вдали от Теночтитлана и занимался Нарваэсом, в то время как его заместитель Педро де Альварадо уничтожил группу ацтекской знати в ответ на ритуал человеческого жертвоприношения в честь Уицилопочтли . [48] Ацтеки в ответ напали на дворец, где были расквартированы испанцы. Кортес вернулся в Теночтитлан и пробился ко дворцу. Затем он взял Мотекузому на крышу дворца, чтобы попросить своих подданных отступить. Однако к этому моменту правящий совет Теночтитлана проголосовал за свержение Мотекусомы и избрал его брата Куитлауака новым императором. [49] Один из ацтекских солдат ударил Мотекусому камнем из пращи по голове, и он умер через несколько дней, хотя точные обстоятельства его смерти неясны. [49]
Испанцы и их союзники попытались отступить незамеченными во время так называемой «Печальной ночи» или La Noche Triste , понимая, что после смерти Моктесумы они были уязвимы для враждебных мексиканцев в Теночтитлане. Испанцы и их союзники из числа коренных народов были обнаружены тайно отступающими, а затем были вынуждены пробиться из города с тяжелыми человеческими жертвами. Некоторые испанцы утонули, нагруженные золотом. [50] Они отступили в Тлакопан (ныне Такуба) и направились в Тласкалу, где восстановились и подготовились ко второму успешному нападению на Теночтитлан. После этого случая оспы Теночтитлан поразила вспышка . Одна только вспышка унесла жизни более 50% населения региона, включая императора Куитлауака , поскольку коренные жители Нового Света ранее не подвергались воздействию оспы. [51] Новый император Куаутемок справился со вспышкой оспы, а Кортес собрал армию из тлашкальцев, техскоканцев, тотонаков и других людей, недовольных правлением ацтеков. Кортес вернулся в Мексиканский бассейн с объединенной армией численностью до 100 000 воинов. [48] Подавляющее большинство воинов были коренными, а не испанцами. В ходе многочисленных последующих сражений и стычек Кортес захватил различные коренные города-государства или альтепетли вокруг берега озера и окружающих гор, включая другие столицы Тройственного союза, Тлакопан и Тескоко . Фактически Тескоко уже стал твердым союзником испанцев и города-государства и впоследствии обратился к испанской короне с просьбой признать их заслуги в завоевании, аналогичном Тласкале. [52]
Кортес использовал лодки, построенные в Тескоко из частей, спасенных от затопленных кораблей, для блокады и осады Теночтитлана в течение нескольких месяцев. [48] В конце концов, армия под руководством испанцев атаковала город как на лодке, так и по эстакадам, соединяющим его с материком. Нападавшие понесли тяжелые потери, хотя в конечном итоге ацтеки потерпели поражение. При этом город Теночтитлан был полностью разрушен. Куаутемок был схвачен при попытке бежать из города. Кортес держал его в плену и пытал в течение нескольких лет, прежде чем наконец казнил в 1525 году. [53]
Правительство
Империя ацтеков была примером империи , правившей косвенными средствами. Как и большинство европейских империй, она была очень разнообразной в этническом отношении , но в отличие от них представляла собой скорее систему дани, чем единую унитарную форму правления. В теоретической структуре имперских систем, изложенной американским историком Александром Дж. Мотилом , империя ацтеков была неформальным типом империи в том смысле, что Альянс не претендовал на высшую власть над подчиненными ему провинциями. Он просто рассчитывал платить дань. [54] Империя также была территориально неоднородной, т.е. земля не соединяла все подвластные ей территории. Например, южные периферийные зоны Шоконочко не находились в непосредственном контакте с центральной частью империи. Гегемонистский характер империи ацтеков можно увидеть в том факте, что , как правило, местные правители восстанавливались на своих должностях после завоевания своего города-государства, и ацтеки не вмешивались в местные дела до тех пор, пока выплачивалась дань. [55]
Форму правления часто называют империей, однако большинство территорий внутри империи на самом деле были организованы как города-государства (индивидуально известные как альтепетль на науатле , языке ацтеков). Это были небольшие государства, которыми управлял король или тлатоани (буквально «оратор», множественное число тлаток ) из аристократической династии. Ранний ацтекский период был временем роста и конкуренции между альтепемами. После того, как науа сформировали империю в 1428 году и империя начала программу расширения посредством завоеваний, альтепетль оставался доминирующей формой организации на местном уровне. Эффективная роль альтепетля как региональной политической единицы во многом способствовала успеху гегемонистской формы контроля империи. [56]
Термин «империя ацтеков» на самом деле современный, а не тот, который использовался самими ацтеками. Государство ацтеков по своей сути состояло из трех городов-государств, говорящих на языке науатль, в густонаселенной долине Мексики. Асимметрия власти со временем возвысила один из этих городов-государств Теночтитлан над двумя другими. «Тройственный союз» установил гегемонию над большей частью центральной Мезоамерики, включая районы большого языкового и культурного разнообразия. Науа осуществляли управление империей преимущественно традиционными косвенными средствами. что-то вроде зарождающейся бюрократии Однако со временем, по мере того как государственная организация становилась все более централизованной, возможно, начало формироваться .
Центральная администрация
До правления Несауалькойотля (1429–1472) империя ацтеков действовала как конфедерация по традиционным мезоамериканским принципам. Независимыми алтепетлями руководили тлатоани (букв. «ораторы»), которые руководили деревенскими старостами, которые, в свою очередь, руководили группами домохозяйств. Типичная мезоамериканская конфедерация поставила Хьюи Тлатоани (буквально «великий оратор») во главе нескольких тлатоани. Вслед за Несауалькойотлем империя ацтеков пошла по несколько иному пути: некоторые тлатоани недавно завоеванных или иным образом подчиненных альтепетлей были заменены управляющими кальпиксками, которым было поручено собирать дань от имени уэтлатоани, а не просто заменять старые тлатоки новыми из того же набора. местного дворянства. [57]
Однако Хьюи Тлатоани не был единоличным руководителем. В обязанности Хьюи-тлатоани входило решение внешних проблем империи; управление данью, война, дипломатия и экспансия находились в компетенции Хьюи тлатоани. Роль Сиуакоатля заключалась в управлении самим городом. Сиуакоатль всегда был близким родственником хьюи-тлатоани; Тлакаэлель , например, был братом Моктесумы I. И титул «Сиуакоатль», что означает «женщина-змея» (это имя божества науа ), и роль должности, чем-то аналогичная европейскому вице-королю или Премьер-министр , отразите дуалистическую науа природу космологии . Ни положение Чиуакоатля, ни положение Уэтлатоани не были жреческими, однако оба они выполняли важные ритуальные задачи. Первые были связаны с «женским» сезоном дождей, вторые — с «мужским» засушливым сезоном. Хотя положение Сиуакоатля лучше всего засвидетельствовано в Теночтитлане, известно, что такое же положение существовало и в соседнем Альтепетле. Аскапоцалько , Кулуакан и союзник Теночтитлана Тескоко . Несмотря на кажущийся меньший статус этой должности, Сиуакоатль мог оказаться одновременно влиятельным и могущественным, как в случае с Тлакаэлелем. [58] [59]
В начале истории империи Теночтитлан создал военный и консультативный совет из четырех человек, который помогал тлатоани Хьюи в принятии решений: тлакохкалькатль ; тлакакатекатль ; эхуауакатль ; [60] и тлиланкальки . Этот замысел не только давал советы правителю, но и сдерживал амбиции со стороны знати, поскольку отныне Хьюи Тлатоани мог быть выбран только из совета. Более того, действия любого одного члена совета могли быть легко заблокированы остальными тремя, обеспечивая простую систему сдерживания амбиций высших чиновников. Эти четыре члена Совета также были генералами, членами различных военных обществ. Ранги членов не были равными: тлакохкалькатль и тлакакатекатль имели более высокий статус, чем остальные. Эти два советника были членами двух самых престижных военных обществ: куаучике («стриженные») и отонтин (« отомие »). [61] [62] Тетекутин . , родственники бывшего Хьюи тлатоани, выберут следующего Хьюи тлатоани из четырех членов совета [63]
Провинциальная администрация
Традиционно провинциями и альтепетлями управляли наследственные тлатоани. По мере роста империи система развивалась дальше, и некоторых тлатоани заменяли другие чиновники. Остальные чиновники имели такие же полномочия, как и тлатоани. Как уже упоминалось, прямо назначаемые управляющие (единственное число кальпишки , множественное число кальпикске ) иногда налагались на альтепетля вместо подбора провинциальной знати на ту же должность тлатоани. В период расцвета империи организация государства на подчиненные и стратегические провинции привела к развитию этой системы. 38 подчиненных провинций находились под контролем высших стюардов, или huecalpisque , чья власть распространялась на кальпикс более низкого ранга. Эти кальпикски и уэкальпикски были, по сути, управляющими провинциальной системой дани, которая контролировалась и координировалась в главной столице Теночтитлане не уэтлатоани , а, скорее, совершенно отдельной должностью: петлакалькатлями . В тех случаях, когда недавно завоеванный альтепетль считался особенно беспокойным, науа назначали военного губернатора, или куаутлатоани , возглавлявший провинциальный надзор. [64] Во время своего правления Монтесума I разработал систему кальписков, в которой на каждую подчиненную провинцию назначалось два кальпикса. Сама провинция разместила одного, возможно, для наблюдения за сбором дани, а другого в Теночтитлане, возможно, для наблюдения за хранением дани. Простолюдины взимали дань, мачеуальтин , и распределяли ее среди знати, будь то «короли» ( тлаток ), меньшие правители ( тетеуктин ) или провинциальная знать ( пипилтин ). [65]
Науа контролировали сбор дани вышеупомянутыми чиновниками и полагались на принудительную власть ацтекских вооруженных сил, а также на сотрудничество пипилтинов ( местной знати, которая сама была освобождена от дани и получала ее) и потомственного класса купцов, известных как как почтака . Эти почтаки имели различные градации рангов, которые давали им определенные торговые права, и поэтому сами не обязательно были пипилтинами, тем не менее, они играли важную роль как в росте, так и в управлении ацтекской притоковой системой. Почтеки прочно связали свою власть, политическую и экономическую, с политической и военной мощью ацтекской знати и государства. Помимо выполнения функций дипломатов ( teucnenenque , или «путешественников господина») и шпионов в преддверии завоевания, почтака более высокого ранга также выполняла функции судей на рыночных площадях и представляла собой в определенной степени автономные корпоративные группы , выполнявшие административные обязанности в пределах своих границ. собственное имение . [66] [67]
Идеология и государство
Метафизика науа сосредоточена вокруг теотля , «единой, динамичной, оживляющей, вечно самогенерирующейся и самовосстанавливающейся священной силы, энергии или силы». [68] Это концептуализируется в своего рода монистическом пантеизме. [69] как проявляется в верховном боге Ометеотле , [70] а также большой пантеон меньших богов и идеализации природных явлений, таких как звезды и огонь. [71] Священники и образованные высшие классы придерживались более монистических взглядов, в то время как популярная религия необразованных людей имела тенденцию охватывать политеистические и мифологические аспекты. [72]
Тем временем санкционированная государством религия империи ацтеков должна была выполнять духовные обязательства высших классов, сохраняя при этом их контроль над низшими классами и завоеванным населением. Это выражалось в грандиозных публичных религиозных церемониях, поддержке самых популярных культов и относительной степени религиозной свободы.
Правители, если это местные тетеуктины , тлатоани или центральные уэтлатоани, рассматривались как представители богов и, следовательно, управлялись по божественному праву . Тлатокайотль , или принцип правления, установил, что это божественное право наследуется по происхождению. Таким образом, политический порядок был также космическим порядком, и убить тлатоани означало нарушить этот порядок. По этой причине, всякий раз, когда науа убивали или иным образом удаляли тлатоани со своего места, на их место обычно ставили родственника и члена той же родословной. Учреждение должности Уэтлатоани понималось через создание другого уровня правления, уэйтлатокайотль , который резко контрастировал с меньшим принципом тлатокайотля . [73]
Милитаристская интерпретация религии науа, в частности благоговейное почитание бога Солнца Уицилопочтли , направляла расширение империи. Милитаристские государственные ритуалы совершались в течение года в соответствии с церемониальным календарем событий, обрядов и имитационных сражений. [74] Период времени, в котором они жили, понимался как Оллинтонатиу , или Солнце Движения, которое, как полагали, было последней эпохой, после которой человечество будет уничтожено. Именно при Тлакаэлеле Уицилопочтли взял на себя свою возвышенную роль в государственном пантеоне и утверждал, что именно посредством кровавых жертвоприношений Солнце будет сохранено и тем самым предотвращено конец света. Именно в рамках этой новой, милитаристской интерпретации Уицилопочтли ацтекских солдат поощряли вести войны и захватывать вражеских солдат для принесения в жертву. Хотя кровавые жертвоприношения были обычным явлением в Мезоамерике, масштабы человеческих жертвоприношений при ацтеках, вероятно, были беспрецедентными в этом регионе. [75]
Схема иерархии
Исполнительный и военный | Система дани | Судебная система | Провинциальная система |
---|---|---|---|
|
|
|
|
Провинциальная структура
Первоначально империя ацтеков представляла собой свободный союз трёх городов: Теночтитлана , Тескоко и самого младшего партнёра Тлакопана . Таким образом, они были известны как «Тройственный союз». Эта политическая форма была очень распространена в Мезоамерике, где союзы городов-государств постоянно менялись. Однако со временем Теночтитлан приобрел первостепенную власть в альянсе, и хотя каждый город-партнер делил военные трофеи и права на регулярную дань с провинций и управлялся своими собственными уэтлатоани, Теночтитлан стал крупнейшим, самым могущественным и самым влиятельным из три города. Это был де-факто и признанный центр империи. [76]
Хотя ацтеки не описывали их таким образом, по сути существовало два типа провинций: подчиненные и стратегические. Стратегические провинции были по существу подчиненными государствами-клиентами , которые предоставляли дань или помощь государству ацтеков по «взаимному согласию». С другой стороны, подчиненные провинции регулярно выплачивали дань империи; обязательства со стороны подчиненных провинций были обязательными, а не согласованными. [77] [78]
Организация Империи ацтеков [77] [78] | ||
---|---|---|
Тройственный союз | Провинции | |
| Притоковые провинции | Стратегические провинции |
|
Список правителей
Теночтитлан | Тескоко | Тлакопан | |
---|---|---|---|
Уэтлатоани
| Сиуакоатль
| Уэтлатоани
| Уэтлатоани
|
Мифологические властители природы
Это ацтекские боги и богини, которые также входили в состав Тринадцати небес , а также Империи ацтеков .
Боги
- Центеотль , бог кукурузы, связанный с Тианквизтли (богинями Плеяд). Имя Сентеотля также пишется как Синтеотль и было похоже на богиню.
- Чалчиутотолин , бог очищения и осквернения, очиститель человеческой вины и бог судьбы.
- Шочипилли , бог цветов, удовольствий, пиршеств, легкомыслия и художественного творчества.
- Уэуэкойотль , бог старости, происхождения и обмана. Он также является покровителем мудрости и известен своими трюками. Его имя похоже на бога счастья Уэуэкойотля.
- Уицилопочтли , бог воли и войны, бог-покровитель силы, правитель Юга .
- Ицтлаколиуки-Ишкимилли , бог мороза, льда, холода, зимы, греха, наказания и человеческих страданий. Он также бог ослепленного правосудия.
- Ометекутли , бог двойственности и субстанции.
- Ицтли , бог камня, вариант Тескатлипоки.
- Миктлантекутли , бог подземного мира (Миктлан). Он изображен в виде скелета с различными кровавыми чертами, такими как обнаженная печень, свисающая из грудной полости.
- Патекатль , бог врачевания и покровитель врачей и пейота. Он отец Центзонтоточтина.
- Пильцинтекутли , бог видений и солнца. В ацтекской мифологии Пильцинтекутли ассоциируется с Меркурием и целительством.
- Кецалькоатль , бог жизни, света и мудрости, повелитель ветров и дня, правитель Запада .
- Текцистекатль , бог луны. Текцистекатль — Тлалока и Чалчиутликуэ . сын
- Тепейоллотль , бог животных, затемненных пещер, эха и землетрясений. Тепейоллотль — это вариант Тескатлипоки, ассоциирующийся с горами.
- Тескатлипока , бог провидения, тьмы и невидимого, повелитель ночи, правитель Севера . Тескатлипока сверг Кецалькоатля , который в ответ сверг его.
- Тлауискальпантекутли , бог рассвета (Венера) и аспект Кетцалькоатля.
- Тлалок , бог дождя, молнии и грома. Он связан с плодородием и сельским хозяйством.
- Тонакатекутли , бог пропитания, связанный с Ометекухтли.
- Тонатиу , бог Солнца.
- Шипе Тотек , бог омоложения, растительности и весны, повелитель времен года, правитель Востока .
- Шиутекутли , бог огня и времени.
- Эекатль , бог ветра.
- Цонтемок, бог, обитавший в одном из девяти слоев Подземного мира.
- Шолотль , бог смерти, связанный с Венерой как Вечерней звездой. Он бог-близнец и двойник Кетцалькоатля.
- Мишкоатль , ацтекский бог рыбалки и охоты, древний бог ураганов и штормов, связанный с Млечным Путем.
- Нанауацин , бог Солнца. Нанауацин принес себя в жертву горящему огню, чтобы солнце продолжало светить во всем мире, поэтому его место занял бог Тонатиу.
- Атлауа , бог воды и покровитель лучников и рыбаков. Ацтеки молились ему, когда случались смерти в воде.
- Опочтли , бог рыбной ловли и птицеловов. По легенде он изобретатель гарпуна и сети.
- Пайналь , посланник Уицилопочтли.
- Техлотль, бог, обитавший в одном из девяти слоев Подземного мира. Это божество ассоциировалось с совами.
- Ометочтли , бог пульке и лидер Ценцонтоточтин.
Богини
- Чалчиутликуэ , богиня проточной воды, озер, рек, океанов, ручьев, горизонтальных вод, штормов и крещения.
- Чантико , богиня огня, домов и вулканов .
- Сиуакоатль , богиня деторождения и собирательница душ.
- Читлаликуэ , богиня женских звезд Млечного Пути .
- Ицпапалотль , богиня смерти. Она была лидером Цицимитля. Каменные ножи выскакивают из ее глаз.
- Маяуэль , богиня агавы и магуэя . Она была матерью Центзонтоточтина.
- Миктекасиуатль , богиня подземного мира (Миктлан).
- Тлалтекутли , старая богиня земли (изменилась в ландшафте и атмосфере Земли).
- Тласольтеотль , богиня похоти, страстей, похоти и сексуальных проступков.
- Шочикецаль , богиня цветов, любви, удовольствия и красоты. Она защищает молодых мам, вечно молода и красива.
- Атлатоман, богиня-покровительница тех, кто родился с физическими уродствами, или Мексика, страдающая открытыми язвами. Некоторые кодексы также отмечают это божество как причину этих недугов.
- Уикстосиуатль , богиня соли и покровительница выращиваемых продуктов (включая людей, занимающихся торговлей солью).
- Чалмекасиуатль, богиня, обитавшая в одном из девяти слоев Подземного мира. Она была женой Цонтемока.
- Чикомекоатль , богиня земледелия.
- Койольшауки , богиня или лидер Centzonhuitznahua, связанная с Луной.
Мифологическая природа групп правителей
- Чиуатетео , ( Сиуакоатль ) злобные духи женщин, умерших при родах. Их имя происходит от богини Сиуакоатль . Их имя также пишется как «Чиуатетео». (Богини)
- Ауиатетео , боги излишеств и удовольствий, боги, известные как Макуилкозкакуаутли, Макуилкуэцпалин, Макуилмалиналли, Макуилточтли и Макуилкшочитль. (Боги)
- Икскуинаме, богини похоти. (Богини)
- Чинтетео , боги кукурузы. (Боги)
- Ценцонтоточтин , ( Ометочтли ) боги пульке. (Божий)
- Шиухтотонтли , боги огня (альтернативные проявления или состояния Шиутекутли ). (Боги)
- Эхекатотонтли , ( Эхекатль ) задерживающие дыхание боги ветров, подобные Эхекатлю . (Боги)
- Чиватетео , (Чиуакоатль) богини-вампиры. Чиватетео похожи на Чиуатетео, которые не так плохи, как Чиватетео. Чиватетео в основном живут в обычной Мексике, а Чиватетео происходят откуда-то в вампирском стиле. (Богини)
- Цицимитль , ( Ицпапалотль ) богини звезд. Цицимитли в основном живут в обычной Мексике, а цицимитли происходят из Тамоанчана. (Богини)
- Centzonmimixcoa , (Куауитлиак) 400 богов северных звезд и «400 северян». (боги)
- Центзонуитцнауа , ( Койольшауки ) 400 богов южных звезд. (Боги)
- Тлалок , боги дождя, погоды и гор. Тлалок также считался правителем этой группы. (Боги)
- Тианкизли ( Citlalicue ) — богини Плеяд. (Богини)
- Ометеотль , боги двойственности. (Боги)
- Тескатлипокас , бог-творец. (Боги)
- Тоналлеке, воплощенные духи, погибшие во время Битвы (Боги)
Мифологические священные места
- Тамоанчан , место, где обычно правит Ицпапалотль. Боги создали первых представителей нынешней человеческой расы из принесенной в жертву крови и измельченных человеческих костей. Тамоанчан может означать «Мы спускаемся в свой дом».
- Миктлан — место, где Миктлантекутли и Миктекасиуатль правили в ацтекской мифологии. Это буквально преисподняя .
Закон
Правитель Несауалькойотль при нем разработал самый развитый свод законов в городе-государстве Тескоко. Это был формальный письменный кодекс, а не просто собрание обычаев. Источниками знаний о правовом кодексе являются сочинения колониальной эпохи францисканца Торибио де Бенавенте Мотолиния , францисканца Фрая Хуана де Торквемады , техскоканских историков Хуана Баутисты Помара и Фернандо де Альва Кортеса Иштлильшочитля . Кодекс законов в Тескоко при Несауалькойотле был юридическим, поскольку многие дела рассматривались на основе определенных типов доказательств, а многие игнорировали социальный статус тяжущихся, и состоял из 80 писаных законов. Эти законы призывали к суровым публичным наказаниям, создавая правовую основу социального контроля. [82]
Гораздо меньше известно о правовой системе Теночтитлана, которая, возможно, была менее юридической и сложной, чем в Тескоко того периода. [83] те, кто находился под властью Монтесумы I. Его установили Эти законы служили для установления и регулирования отношений между государством, классами и отдельными людьми. Наказания назначаются исключительно государственными органами. Науа закрепили нравы науа в своих законах, устанавливая уголовную ответственность за публичные действия гомосексуализма, пьянства и наготы, не говоря уже о более универсальных запретах на воровство, убийство и причинение материального ущерба. Как указывалось ранее, почтаки могли выполнять функции судей, часто осуществляя судебный надзор за своими членами. Аналогичным образом, военные суды рассматривали оба дела в вооруженных силах и за их пределами во время войны. Существовал апелляционный процесс, при котором апелляционные суды стояли между местными, обычно рыночными судами, на провинциальном уровне, верховным судом и двумя специальными высшими апелляционными судами в Теночтитлане. Один из этих двух специальных судов рассматривал дела, возникающие в Теночтитлане, а другой - дела, возникающие за пределами столицы. Высшая судебная власть находилась в руках Хьюи Тлатоани , имевший право назначать судей меньшего уровня. [84]
См. также
- ацтекский
- Ацтекская мифология
- Ацтекская философия
- Ацтекская религия
- Ацтекское общество
- Мексикайотльские хроники
- Цветочная война
- Список ацтекских богов и сверхъестественных существ
- Список правителей Тескоко
- Список правителей Теночтитлана
- Список правителей Тлателолко
- Мезоамерика
- Науас
- Ацтекские кодексы
Ссылки
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бердан, Фрэнсис (ноябрь – декабрь 2013 г.). «Дань Тройственному союзу» . Мексиканская археология (124): 49–55. Архивировано из оригинала 12 июня 2018 г. Проверено 22 июля 2022 г.
- ^ Таагепера, Рейн (сентябрь 1997 г.). «Модели расширения и сокращения крупных государств: контекст для России» . Ежеквартальный журнал международных исследований . 41 (3): 497. дои : 10.1111/0020-8833.00053 . JSTOR 2600793 . Архивировано из оригинала 4 апреля 2020 года . Проверено 7 сентября 2018 г.
- ^ «Ацтеки» . История . 09 сентября 2020 г. [27 октября 2009 г.]. Архивировано из оригинала 30 сентября 2018 г. Проверено 22 июля 2022 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Смит 2009 г.
- ^ Хассиг 1988
- ^ Смит 2001
- ^ Смит 2009 , стр. 3–4.
- ^ Смит 1984
- ^ Для целей этой статьи ацтеки относятся только к городам, которые входили в альянс или находились под его контролем. Более широкое использование этого термина можно найти в статье «Цивилизация ацтеков» .
- ^ Дэвис 1973 , стр. 3–22.
- ^ Альфредо Лопес Остин (2001). «Ацтек». Оксфордская энциклопедия мезоамериканской культуры . Том. 1. Издательство Оксфордского университета. п. 68.
- ^ Смит 2009 , с. 37
- ^ Кальнек 1978 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Дэвис 1973 г.
- ^ Альварадо Тезозомок 1975 , стр. 49–51
- ^ Альварадо Тезозомок 1975 , стр. 52–60
- ^ Смит 2009 , с. 44
- ^ Альварадо Тезозомок 1975
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Смит 2009 , с. 46
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хэнсон, Виктор Дэвис (18 декабря 2007 г.). Резня и культура: знаменательные сражения на пути к власти Запада . Издательская группа Кнопфа Doubleday. ISBN 978-0-307-42518-8 . Архивировано из оригинала 16 октября 2023 г. Проверено 4 августа 2022 г.
- ^ Бирхорст, Джон (1985). Науатль-английский словарь и соответствие Cantares Mexicanos: с аналитической транскрипцией и грамматическими примечаниями . Издательство Стэнфордского университета. п. 319. ИСБН 978-0-8047-1183-8 .
- ^ Сомервилл, Барбара А. (2009). Империя ацтеков . Издательство информационной базы. п. 33. ISBN 978-1-60413-149-9 .
- ^ Гласс, Джон Б. (18 февраля 2015 г.). «Аннотированные ссылки» . В Вошопе, Роберт (ред.). Справочник индейцев Средней Америки, тома 14 и 15: Путеводитель по этноисторическим источникам, части третья и четвертая . Том. 14, 15. Издательство Техасского университета. п. 854. ИСБН 978-1-4773-0688-8 . Архивировано из оригинала 19 декабря 2023 года . Проверено 28 мая 2019 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Смит 2009 , с. 47
- ^ Эванс 2008 , с. 460
- ^ Термин cihuācōātl буквально означает «женщина-змея» или «женщина-змея», и происхождение этого обозначения не совсем понятно. Эта должность, конечно, не была зарезервирована для женщин, хотя название, возможно, может указывать на метафорическую дихотомию между «мужским» Тлахтоани, занимающимся внешними имперскими делами, и «женским» Сиуакоатлем, управляющим внутренними делами.
- ^ Леон-Портилья 1963 , стр. 155.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Смит 2009 , с. 48
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Эванс 2008 , с. 462
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дуран 1994 , стр. 209–210
- ^ Эванс 2008 , стр. 456–457.
- ^ Эванс 2008 , с. 451
- ^ Дуран 1994 [ нужна страница ]
- ^ На основе Хассига 1988 .
- ^ Смит 2009 , стр. 47–48.
- ^ Смит 2009 , с. 49
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Поллард 1993 , с. 169
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Смит 2009 , с. 51
- ^ Эванс 2008 , с. 450
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Смит 2009 , с. 54
- ^ Смит 2009 , стр. 50–51.
- ^ Поллард 1993 , стр. 169–170.
- ^ Дэвис 1973 , с. 216
- ^ Диас дель Кастильо 2003 , стр. 35–40
- ^ Карттунен, Фрэнсис (1997). «Переосмысление Малинче». В Шредере, Сьюзен; и др. (ред.). Индийские женщины ранней Мексики . Университет Оклахомы Пресс.
- ^ Диас дель Кастильо 2003 , стр. 92–94
- ^ Диас дель Кастильо 2003 , с. 120
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час Кортес, Эрнан (1843). «Донесения Эрнандо Кортеса, завоевателя Мексики», адресованные императору Карлу V, написанные во время завоевания и содержащие повествование о его событиях . Нью-Йорк: Уайли и Патнэм.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Смит 2009 , с. 275
- ^ Альтман, Ида; Клайн, СЛ (Сара); Пескадор, Хавьер (2003). «3: Завоевание и колонизация». Ранняя история Большой Мексики . Пирсон.
- ^ Смит 2009 , с. 279
- ^ Фернандо де Альва Иштлильшочитль (1969). Союзник Кортеса: рассказ 13 о приходе испанцев и начале евангелического закона . Перевод Баллентина, Дугласа К. Эль-Пасо: Texas Western Press.
- ^ Рестолл, Мэтью (2004). Семь мифов об испанском завоевании (1-е изд. PBK). Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 148. ИСБН 0-19-517611-1 .
- ^ Мотыль, Александр Дж. (2001). Конец Империи: распад, крах и возрождение империй . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. стр. 13, 19–21, 32–36. ISBN 0-231-12110-5 .
- ^ Бердан, Фрэнсис Ф.; и др. (1996). Имперские стратегии ацтеков . Вашингтон, округ Колумбия: Думбартон-Оукс. ISBN 9780884022114 .
- ^ Смит, Майкл Э. (2000). «Ацтекские города-государства». В Могенсе Герман Хансен (ред.). Сравнительное исследование тридцати культур городов-государств . Копенгаген: Датская королевская академия наук и литературы. стр. 581–595.
- ^ Эванс, Сьюзен Т. (2004). Древняя Мексика и Центральная Америка: археология и история культуры . Нью-Йорк: Темза и Гудзон. стр. 443–446, 449–451.
- ^ Коу, Майкл Д. (1984). Мексика (3-е изд.). Нью-Йорк: Темза и Гудзон. п. 156.
- ^ Тауншенд, Ричард Ф. (2000). Ацтеки (пересмотренная ред.). Лондон: Темза и Гудзон. стр. 200–202.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бердан, Фрэнсис Ф.; Патрисия Рифф Анавальт (1992). Кодекс Мендоса Том. 1 . Издательство Калифорнийского университета. п. 196.
- ^ Брамфилд, Элизабет М. (1983). «Государственное строительство ацтеков: экология, структура и происхождение государства» . Американский антрополог . Новая серия. 85 (2): 273. doi : 10.1525/aa.1983.85.2.02a00010 .
- ^ Тауншенд, Ричард Ф. (2000). Ацтеки (пересмотренная ред.). Лондон: Темза и Гудзон. п. 204.
- ^ Мануэль Агилар-Морено (2007). Справочник по жизни в мире ацтеков . Издательство Оксфордского университета. п. 76. ИСБН 9780195330830 .
- ^ Кальнек, Эдвард Э. (1982). «Схемы формирования империи в долине Мексики». В Кольере; Розальдо; Вирт (ред.). Государства инков и ацтеков: 1400–1800 гг . Нью-Йорк: Академическая пресса. стр. 56–59.
- ^ Смит, Майкл Э. (1986). «Социальное расслоение в империи ацтеков: взгляд из провинций» . Американский антрополог . 88 (1): 74. doi : 10.1525/aa.1986.88.1.02a00050 . S2CID 144891771 .
- ^ Курц, Дональд В. (1984). «Стратегии легитимации и ацтекское государство». Этнология . 23 (4): 308–309. дои : 10.2307/3773507 . JSTOR 3773507 .
- ^ Альмазан, Марко А. (1999). «Ацтекские государства-общество: корни гражданского общества и социального капитала». Анналы Американской академии политических и социальных наук . 565 : 170. дои : 10.1177/000271629956500111 . S2CID 145457832 .
- ^ Maffiend , раздел 2a: «Теотл постоянно генерирует и регенерирует, а также пронизывает, охватывает и формирует космос как часть его бесконечного процесса самозарождения и восстановления. То, что люди обычно понимают как природу - например, небеса, земля, дождь, люди, деревья, камни, животные и т. д. — порождается теотлем, из теотля как одного аспекта, грани или момента его бесконечного процесса самозарождения и возрождения».
- ^ Maffie nd , раздел 2b, 2c, со ссылкой на Hunt 1977 и I. Nicholson 1959; Леон-Портилья 1966, с. 387, цитируется Барнеттом 2007 : «М. Леон-Портилья утверждает, что Ометеотль не был ни строго пантеистическим, ни строго монистическим».
- ^ Maffiend , сек. 2f: «Буквально «Два Бога», также называемые на языке Тонан, на языке Тота, Уэуэтеотль , «наша Мать, наш Отец, Старый Бог » . »
- ^ Maffie nd , раздел 2f, цитирует Леон-Портиллу 1963 .
- ^ Маффи nd , сек. 2f, цитируется Caso 1958; Леон-Портилья 1963 , гл. II; Х. Б. Николсон, 1971, стр. 410–2; и И. Николсон, 1959, стр. 60–3.
- ^ Алмазан 1999 , стр. 165–166
- ^ Брамфилд 2001 , стр. 287, 288–301.
- ^ Леон-Портилья 1963 , стр. 6, 161–162
- ^ Брамфилд, Элизабет М. (2001). «Религия и государство в империи ацтеков». В Алкоке; и др. (ред.). Империи . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 284.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Эванс 2008 , стр. 470–471.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Смит, Майкл Э. (1996). Стратегические провинции в имперских стратегиях ацтеков . Вашингтон, округ Колумбия: Думбартон-Оукс. стр. 1–2.
- ^ Коу 1984 , с. 170
- ^ Чимальпахин Куаутлеуаницин, Доминго де Сан-Антон Мунон (1997). Андерсон, Артур Дж.О.; Шредер, Сьюзен (ред.). Кодекс Чимальпахин: Общество и политика в Мексике Теночтитлан, Тлателолко, Тескоко, Кулуакан и другие науа-Альтепетли в Центральной Мексике . Том. 1. Норман: Университет Оклахомы Пресс.
- ^ «Тлакопан» . Мир королевской власти . Март 2012 г. Архивировано из оригинала 12 марта 2014 г.
- ^ Оффнер, Джером А. (1983). Закон и политика в ацтекском Тескоко . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 81–82.
- ^ Оффнер 1983 , с. 83
- ^ Курц 1984 , с. 307
Библиография
Первоисточники
- Бердан, Фрэнсис Ф.; Анавальт, Патрисия Рифф (1997) [ок. 1541]. Основной Кодекс Мендосы . Издательство Калифорнийского университета . ISBN 978-0-520-20454-6 . Проверено 22 июля 2022 г.
- Диас дель Кастильо, Берналь (2003) [1576]. Открытие и завоевание Мексики . Кембридж, Массачусетс: Da Capo Press. ISBN 0-306-81319-Х .
- Дуран, Диего (1994) [ок. 1581]. История Индии Новой Испании . Университет Оклахомы Пресс.
- Альварадо Тезозомок, Эрнандо (1975) [ок. 1598]. Мексиканская хроника . Мехико: Национальный автономный университет Мексики.
Вторичные источники
- Барнетт, Рональд А. (1 ноября 2007 г.). «Мезоамериканские религиозные концепции: Часть вторая» . МексКоннект . Проверено 20 июля 2022 г.
- Кальнек, Эдвард (1978). «Урбанизация Америки от истоков до наших дней» . В Шеделе, Р.П.; Хардой, Дж. Э.; Кинзер, Н.С. (ред.). Город-государство в бассейне Мексики: поздний доиспанский период . стр. 463–470 .
- Дэвис, Найджел (1973). Ацтеки: История . Университет Оклахомы Пресс.
- Эванс, Сьюзен Т. (2008). Древняя Мексика и Центральная Америка: археология и история культуры, 2-е издание . Темза и Гудзон, Нью-Йорк. ISBN 978-0-500-28714-9 .
- Хассиг, Росс (1988). Ацтекская война: имперская экспансия и политический контроль . Университет Оклахомы Пресс. ISBN 0-8061-2121-1 .
- Маффи, Джеймс (nd). «Ацтекская философия» . Интернет-энциклопедия философии . ISSN 2161-0002 . Проверено 20 июля 2022 г.
- Леон-Портилья, Мигель (1963). Ацтекская мысль и культура: исследование древнего разума науатля . Перевод Дэвиса, Джека Э. Университета Оклахомы.
- Поллард, HP (1993). Наследие Тариакури . Университет Оклахомы Пресс.
- Смит, Майкл (1984). «Миграции ацтеков из хроник науатля: миф или история?». Этноистория . 31 (3): 153–168. дои : 10.2307/482619 . JSTOR 482619 .
- Смит, Майкл (2009). Ацтеки, 2-е издание . Молден, Массачусетс: Blackwell Publishing. ISBN 978-0-631-23015-1 .
- Смит, Мэн (2001). «Археологическое исследование империй и империализма в доиспанской Центральной Мексике». Журнал антропологической археологии . 20 (3): 245–284. дои : 10.1006/jaar.2000.0372 .
- Сустель, Жак (1964) [1955]. Повседневная жизнь ацтеков (английское изд.). Лондон: Пингвин. ISBN 978-0-486-42485-9 .
Внешние ссылки
- Ацтекская империя
- ацтекский
- История ацтеков
- Мезоамерика
- Коренная культура Америки
- Бывшие империи в Америке
- 1521 год в Мексике
- Бывшие конфедерации
- Бывшие монархии Северной Америки
- История Мезоамерики
- Политические системы
- Заведения XV века в Северной Америке
- Штаты и территории, основанные в 1428 году.
- Штаты и территории упразднены в 1521 году.
- 1428 заведений в Северной Америке
- Постройки XV века в цивилизации ацтеков
- Разрушения ацтекской цивилизации в XVI веке
- 1521 прекращение деятельности в Северной Америке