Чанкайская культура

Чанкайцы Чильон были доиспанской археологической цивилизацией , которая развивалась между долинами Форталеза, Пативилка, Супе, Уаура, Чанкай, , Римак и Лурин , на центральном побережье Перу . [1] [2] примерно с 1000 по 1470 год нашей эры. [3]
История
[ редактировать ]
, известно немного О цивилизации Чанкай, которая развилась на позднем этапе существования Империи инков . Эта культура возникла после падения цивилизации Уари . Части южной части Чанкайя были завоеваны Чиму в начале 1400-х годов, а примерно к 1450 году нашей эры инки оккупировали обе территории. [1] Чанкай, вероятно, имел централизованную политическую структуру и представлял собой небольшое региональное государство. [3] Таким образом, культура Чанкай пришла в упадок в конце 15 века, когда Империя инков расширилась на их земли.
Занимая прибрежный район центрального побережья Перу, чанкайцы были сосредоточены в основном в долинах Чанкай и Чильон, хотя они также занимали и другие районы, такие как долины Римак и Лурин. [2] Центр чанкайской культуры находился в 80 км к северу от Лимы. Это пустынный регион, но он имеет плодородные долины, омываемые реками, и богат ресурсами, которые, среди прочего, позволили обеспечить экстенсивное развитие сельского хозяйства.
Чанкайцы развили интенсивные торговые отношения с другими регионами, что позволило им взаимодействовать с другими культурами и поселениями на обширной территории.
Экономика
[ редактировать ]
Культура Чанкайя основывала свою экономику на сельском хозяйстве, рыболовстве и торговле. Водоемы и оросительные каналы были построены инженерами для развития сельского хозяйства. Поскольку эта культура географически располагалась на берегу океана, они занимались традиционной рыбной ловлей как с берега, так и дальше в море с помощью своих кабальитос-де-тотора , древнего типа плавсредств, уникального для Перу. Чанкайцы также торговали с другими регионами либо по суше в направлении Перуанского нагорья и джунглей, либо по морю к северу и югу от своих границ.
Поселения в Лаури, Лумбре, Тамбо Бланко, Хэндрейле, Пискильо-Чико и Тронконале были ориентированы в основном на ремесленников, производивших крупномасштабную керамику и текстиль.
Культура Чанкай - первая из перуанских культур, в которой было массовое производство керамики, текстиля и металлов, таких как золото и серебро, которые были ритуальными и домашними товарами. Они также были известны своей резьбой по дереву. [1]
Курака . , политические лидеры, регулировали производство ремесленников, фермеров и владельцев ранчо, а также наблюдали за праздничными мероприятиями
Текстиль
[ редактировать ]
Самыми известными артефактами Чанкайя являются ткани, которые включают вышивку и различные типы тканей, украшенные красками. При изготовлении текстиля использовались разнообразные техники, цвета и тематики. [2] Они использовали множество цветов, включая желтый, коричневый, алый, белый, синий и зеленый. [1]
В качестве ткани используются шерсть ламы, хлопок, шифон и перья. [2] В их технике использовались декорирование ажурным переплетением, парчой, вышивкой и росписью. [2] Кистями писали антропоморфные, зооморфные, геометрические и другие творческие рисунки прямо на холстах. Чанкай известны качеством своих расписных гобеленов. Типичные геометрические узоры также включали изображения растений, животных, таких как рыбы, кошки, птицы, обезьяны и собаки (особенно лысая перуанская собака). [4] ), а также человеческие фигурки. [3] Некоторые из скульптур из человеческого волокна сложны и включают в себя такие сцены, как мать, обучающая свою дочь ткачеству на ткацком станке . [5] Птицы и божества в головных уборах в форме полумесяца были одним из наиболее распространенных декоративных элементов. [1] Они производили различные товары, такие как одежда, сумки и погребальные маски. [2]

Многие ткани Чанкайя сохранились до наших дней. Считается, что их производство было довольно обширным из-за сохранившихся количеств. Качество текстильного материала хорошее, поскольку они были тщательно изготовлены. [1]
Холсты или марли использовались преимущественно в религиозных и магических целях. Они предназначались для покрытия головы умершего в виде головного убора. По поверьям того времени, нити на этих тканях нужно было сплести в форме буквы «S» против часовой стрелки. Эта нить, имевшая магический характер, называлась льоке и, согласно легенде, одежда наделялась сверхъестественными силами и служила защитой в загробной жизни. Перья вставлялись в основную нить, которую затем пришивали к ткани. [ нужна ссылка ]
Чанкайцы также производили куклы и другие предметы, покрытые кусочками ткани и различными нитями.
Керамика
[ редактировать ]
Керамика также является очень распространенной чертой культуры Чанкай. Эта керамика была найдена в основном на кладбищах долин Анкон и Чанкай, например, в Анконе (археологический памятник) . Цивилизация Чанкай производила керамику в больших масштабах с использованием форм. Однако были найдены открытые сосуды с более чем 400 различными видами рисунков, которые еще предстоит расшифровать, уникально созданными ремесленниками.
Техника создания керамики заключалась в использовании шероховатой матовой поверхности, которая позже окрашивалась в темный цвет, обычно черный или коричневый, поверх более светлого кремового или белого фона. Эта характеристика «темное на светлом» известна как «черное на белом» .

Сосуды часто большие и причудливой формы. Банки в форме яйца являются одними из наиболее распространенных. Создавались также керамические куклы или женские фигурки. Обычно это были большие куклы женского вида, сделанные из глины. Лица, а иногда и верхние части тела покрыты орнаментом различной геометрической формы. [1] Отпечатки текстиля на некоторых керамических изображениях людей демонстрируют, что человеческие фигуры, часто нарисованные обнаженными с помощью боди-арта, были одеты в настоящую одежду, придающую им реальность и жизненную энергию. [5] Глаза были подчеркнуты линией с каждой стороны, а руки обычно были короткими. [3] Эти геометрические орнаменты очень распространены на керамике Чанкай. [1]
Другие распространенные керамические сосуды представляли собой продолговатые кувшины с узкими горлышками и широкими горлышками, с рисунками в виде человеческих лиц и геометрических фигур, нарисованными черным по крему. Другими распространенными формами животных являются птицы или ламы. [3] Другим распространенным классом предметов были кучимилькос , небольшие стоящие идолы в форме человека с выдающимися челюстями, большими нарисованными черными глазами и выступающими лепными гениталиями. Эти фигуры особенно примечательны своим необычным телесным положением, для которого характерны поднятые вверх руки ладонями, обращенными к зрителю. Ладони часто чернеют. Эти фигурки были найдены в гробницах знати Чанкайя. [ нужна ссылка ]
Работа по дереву
[ редактировать ]
Резьба по дереву, выполненная Чанкаем, отличается простотой и сдержанностью. [2] и использование форм природы, совершенно противоположное изысканности их текстильного искусства. Из дерева изготавливали орудия повседневного обихода, статуи и предметы декора, некоторые из которых расписывали. [2] Используя древесину прибрежной пустыни, жители Чанкай вырезали большие и маленькие предметы с тонкой гравировкой мотивов, отражающих морскую среду, таких как морские птицы и лодки.

Они также производили инструменты для использования в текстильной промышленности, в сельском хозяйстве и рыболовстве, а также различные предметы для поклонения и обозначения социального статуса населения.
Человеческие головы, вырезанные из дерева, были обычным явлением. Их использовали для коронации мумий важных сановников в знак их статуса божества или мифического предка, который они приобретали после смерти. Человеческие изображения из дерева также могли быть индикаторами политической власти, особенно когда они были вырезаны в виде палок или командных дубинок.
Архитектура и социальная организация
[ редактировать ]
Что касается архитектуры, эта цивилизация известна созданием крупных городских центров с пирамидальными курганами и сложными зданиями. Он был организован различными типами поселений или айлусов и контролировался лидерами или кураками. Городские центры имели типичные постройки гражданско-религиозного назначения, в том числе жилые дворцы. Эти городские центры были довольно большими, возможно, из-за массового производства товаров. [2]

Их культура отличалась социальным расслоением, которое присутствовало и в малых городах.
Конструкции в основном были построены из сырцового кирпича , были организованы группами и также были спроектированы по определенному шаблону. Иногда наиболее заметные конструкции смешивались или сочетались с камнями. Его жители были расселены на основе своей торговли, чтобы они могли массировать производство товаров.
Доступ к пирамидам осуществлялся через пандусы, то есть сверху вниз. Их гидротехнические сооружения, такие как водохранилища и оросительные каналы, также пользовались большой известностью. [2]
См. также
[ редактировать ]
- Чанкай , тезка и современный город
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час «Культура Чанкайя» . Проверено 18 февраля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж «Центральные Анды» . Чилийский музей доколумбового искусства . Проверено 18 февраля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «Избранные артефакты: культура Чанкай, 1000–1400 гг. н.э.» . Музей археологии и этнологии СФУ . Проверено 18 февраля 2013 г.
- ^ «Перу отмечает 24-летие мирового признания бесшерстных собак» . Универсал. 14 июня 2009 года. Архивировано из оригинала 28 июня 2012 года . Проверено 19 февраля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Стоун-Миллер, Ребекка (2002) [1995]. Искусство Анд: от Чавина до инков . Лондон: Темза и Гудзон. стр. 175–177 .