Jump to content

Чанкайская культура

Текстильная кукла (хлопок, шерсть, дерево)

Чанкайцы Чильон были доиспанской археологической цивилизацией , которая развивалась между долинами Форталеза, Пативилка, Супе, Уаура, Чанкай, , Римак и Лурин , на центральном побережье Перу . [1] [2] примерно с 1000 по 1470 год нашей эры. [3]

Чучело ламы (фаянс, шликерная краска)

, известно немного О цивилизации Чанкай, которая развилась на позднем этапе существования Империи инков . Эта культура возникла после падения цивилизации Уари . Части южной части Чанкайя были завоеваны Чиму в начале 1400-х годов, а примерно к 1450 году нашей эры инки оккупировали обе территории. [1] Чанкай, вероятно, имел централизованную политическую структуру и представлял собой небольшое региональное государство. [3] Таким образом, культура Чанкай пришла в упадок в конце 15 века, когда Империя инков расширилась на их земли.

Занимая прибрежный район центрального побережья Перу, чанкайцы были сосредоточены в основном в долинах Чанкай и Чильон, хотя они также занимали и другие районы, такие как долины Римак и Лурин. [2] Центр чанкайской культуры находился в 80 км к северу от Лимы. Это пустынный регион, но он имеет плодородные долины, омываемые реками, и богат ресурсами, которые, среди прочего, позволили обеспечить экстенсивное развитие сельского хозяйства.

Чанкайцы развили интенсивные торговые отношения с другими регионами, что позволило им взаимодействовать с другими культурами и поселениями на обширной территории.

Экономика

[ редактировать ]
Модель похоронного кортежа (посеребренная медь, вата, камыш, перья)

Культура Чанкайя основывала свою экономику на сельском хозяйстве, рыболовстве и торговле. Водоемы и оросительные каналы были построены инженерами для развития сельского хозяйства. Поскольку эта культура географически располагалась на берегу океана, они занимались традиционной рыбной ловлей как с берега, так и дальше в море с помощью своих кабальитос-де-тотора , древнего типа плавсредств, уникального для Перу. Чанкайцы также торговали с другими регионами либо по суше в направлении Перуанского нагорья и джунглей, либо по морю к северу и югу от своих границ.

Поселения в Лаури, Лумбре, Тамбо Бланко, Хэндрейле, Пискильо-Чико и Тронконале были ориентированы в основном на ремесленников, производивших крупномасштабную керамику и текстиль.

Культура Чанкай - первая из перуанских культур, в которой было массовое производство керамики, текстиля и металлов, таких как золото и серебро, которые были ритуальными и домашними товарами. Они также были известны своей резьбой по дереву. [1]

Курака . , политические лидеры, регулировали производство ремесленников, фермеров и владельцев ранчо, а также наблюдали за праздничными мероприятиями

Текстиль

[ редактировать ]
Фрагмент мантийной каймы погребального полотна с антропоморфными фигурками кошек.

Самыми известными артефактами Чанкайя являются ткани, которые включают вышивку и различные типы тканей, украшенные красками. При изготовлении текстиля использовались разнообразные техники, цвета и тематики. [2] Они использовали множество цветов, включая желтый, коричневый, алый, белый, синий и зеленый. [1]

В качестве ткани используются шерсть ламы, хлопок, шифон и перья. [2] В их технике использовались декорирование ажурным переплетением, парчой, вышивкой и росписью. [2] Кистями писали антропоморфные, зооморфные, геометрические и другие творческие рисунки прямо на холстах. Чанкай известны качеством своих расписных гобеленов. Типичные геометрические узоры также включали изображения растений, животных, таких как рыбы, кошки, птицы, обезьяны и собаки (особенно лысая перуанская собака). [4] ), а также человеческие фигурки. [3] Некоторые из скульптур из человеческого волокна сложны и включают в себя такие сцены, как мать, обучающая свою дочь ткачеству на ткацком станке . [5] Птицы и божества в головных уборах в форме полумесяца были одним из наиболее распространенных декоративных элементов. [1] Они производили различные товары, такие как одежда, сумки и погребальные маски. [2]

Фрагмент текстиля с изображением стилизованных птиц и людей.

Многие ткани Чанкайя сохранились до наших дней. Считается, что их производство было довольно обширным из-за сохранившихся количеств. Качество текстильного материала хорошее, поскольку они были тщательно изготовлены. [1]

Холсты или марли использовались преимущественно в религиозных и магических целях. Они предназначались для покрытия головы умершего в виде головного убора. По поверьям того времени, нити на этих тканях нужно было сплести в форме буквы «S» против часовой стрелки. Эта нить, имевшая магический характер, называлась льоке и, согласно легенде, одежда наделялась сверхъестественными силами и служила защитой в загробной жизни. Перья вставлялись в основную нить, которую затем пришивали к ткани. [ нужна ссылка ]

Чанкайцы также производили куклы и другие предметы, покрытые кусочками ткани и различными нитями.

Керамика

[ редактировать ]
Антропоморфная урна

Керамика также является очень распространенной чертой культуры Чанкай. Эта керамика была найдена в основном на кладбищах долин Анкон и Чанкай, например, в Анконе (археологический памятник) . Цивилизация Чанкай производила керамику в больших масштабах с использованием форм. Однако были найдены открытые сосуды с более чем 400 различными видами рисунков, которые еще предстоит расшифровать, уникально созданными ремесленниками.

Техника создания керамики заключалась в использовании шероховатой матовой поверхности, которая позже окрашивалась в темный цвет, обычно черный или коричневый, поверх более светлого кремового или белого фона. Эта характеристика «темное на светлом» известна как «черное на белом» .

Керамический сосуд (фаянс, шликерная краска)

Сосуды часто большие и причудливой формы. Банки в форме яйца являются одними из наиболее распространенных. Создавались также керамические куклы или женские фигурки. Обычно это были большие куклы женского вида, сделанные из глины. Лица, а иногда и верхние части тела покрыты орнаментом различной геометрической формы. [1] Отпечатки текстиля на некоторых керамических изображениях людей демонстрируют, что человеческие фигуры, часто нарисованные обнаженными с помощью боди-арта, были одеты в настоящую одежду, придающую им реальность и жизненную энергию. [5] Глаза были подчеркнуты линией с каждой стороны, а руки обычно были короткими. [3] Эти геометрические орнаменты очень распространены на керамике Чанкай. [1]

Другие распространенные керамические сосуды представляли собой продолговатые кувшины с узкими горлышками и широкими горлышками, с рисунками в виде человеческих лиц и геометрических фигур, нарисованными черным по крему. Другими распространенными формами животных являются птицы или ламы. [3] Другим распространенным классом предметов были кучимилькос , небольшие стоящие идолы в форме человека с выдающимися челюстями, большими нарисованными черными глазами и выступающими лепными гениталиями. Эти фигуры особенно примечательны своим необычным телесным положением, для которого характерны поднятые вверх руки ладонями, обращенными к зрителю. Ладони часто чернеют. Эти фигурки были найдены в гробницах знати Чанкайя. [ нужна ссылка ]

Работа по дереву

[ редактировать ]
Деревянный идол.

Резьба по дереву, выполненная Чанкаем, отличается простотой и сдержанностью. [2] и использование форм природы, совершенно противоположное изысканности их текстильного искусства. Из дерева изготавливали орудия повседневного обихода, статуи и предметы декора, некоторые из которых расписывали. [2] Используя древесину прибрежной пустыни, жители Чанкай вырезали большие и маленькие предметы с тонкой гравировкой мотивов, отражающих морскую среду, таких как морские птицы и лодки.

Маска мумии с париком

Они также производили инструменты для использования в текстильной промышленности, в сельском хозяйстве и рыболовстве, а также различные предметы для поклонения и обозначения социального статуса населения.

Человеческие головы, вырезанные из дерева, были обычным явлением. Их использовали для коронации мумий важных сановников в знак их статуса божества или мифического предка, который они приобретали после смерти. Человеческие изображения из дерева также могли быть индикаторами политической власти, особенно когда они были вырезаны в виде палок или командных дубинок.

Архитектура и социальная организация

[ редактировать ]
Модель подноса для приготовления чичи (посеребренная медь)

Что касается архитектуры, эта цивилизация известна созданием крупных городских центров с пирамидальными курганами и сложными зданиями. Он был организован различными типами поселений или айлусов и контролировался лидерами или кураками. Городские центры имели типичные постройки гражданско-религиозного назначения, в том числе жилые дворцы. Эти городские центры были довольно большими, возможно, из-за массового производства товаров. [2]

Идол из твердой глины, называемый кучимилько , из культуры Чанкай.

Их культура отличалась социальным расслоением, которое присутствовало и в малых городах.

Конструкции в основном были построены из сырцового кирпича , были организованы группами и также были спроектированы по определенному шаблону. Иногда наиболее заметные конструкции смешивались или сочетались с камнями. Его жители были расселены на основе своей торговли, чтобы они могли массировать производство товаров.

Доступ к пирамидам осуществлялся через пандусы, то есть сверху вниз. Их гидротехнические сооружения, такие как водохранилища и оросительные каналы, также пользовались большой известностью. [2]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час «Культура Чанкайя» . Проверено 18 февраля 2013 г.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж «Центральные Анды» . Чилийский музей доколумбового искусства . Проверено 18 февраля 2013 г.
  3. ^ Jump up to: а б с д и «Избранные артефакты: культура Чанкай, 1000–1400 гг. н.э.» . Музей археологии и этнологии СФУ . Проверено 18 февраля 2013 г.
  4. ^ «Перу отмечает 24-летие мирового признания бесшерстных собак» . Универсал. 14 июня 2009 года. Архивировано из оригинала 28 июня 2012 года . Проверено 19 февраля 2013 г.
  5. ^ Jump up to: а б Стоун-Миллер, Ребекка (2002) [1995]. Искусство Анд: от Чавина до инков . Лондон: Темза и Гудзон. стр. 175–177 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4ae3f5465ae7d78397e1fa04a20b6031__1700846520
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4a/31/4ae3f5465ae7d78397e1fa04a20b6031.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Chancay culture - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)