Тем не менее общество
![]() | Эта статья содержит неприятные слова : расплывчатые формулировки, которые часто сопровождают предвзятую или непроверяемую информацию . ( февраль 2010 г. ) |
![]() |
Все еще Империя |
---|
Тем не менее общество |
История инков |
Общество инков — общество цивилизации инков в Перу . Империя инков , просуществовавшая с 1438 по 1533 год нашей эры, представляла собой вершину этой цивилизации. До 1438 года государство инков было известно как Королевство Куско . На протяжении существования империи правители использовали завоевания и мирную ассимиляцию, чтобы объединить большую часть западной части Южной Америки, сосредоточенную на горных хребтах Анд . Однако империя просуществовала относительно недолго: к 1533 году Атауальпа , последний Сапа Инка (император) Империи инков, был убит по приказу конкистадора Франсиско Писарро , что положило начало испанскому правлению. Последний оплот инков, нео-инкское государство в Вилькабамбе , было завоевано испанцами в 1572 году.
Население
[ редактировать ]Оценки численности населения общества Тавантинсуйу варьируются от всего лишь 4,1 миллиона человек до более чем 36 миллионов. По большинству оценок, это от 6 до 14 миллионов человек. Причина таких различных оценок в том, что, хотя инки и вели превосходные записи переписи населения, используя свои кипу , знание того, как их читать, было утеряно. Почти все они были уничтожены испанцами в ходе их завоеваний и правления. [1]
Свадьба
[ редактировать ]Женщины и мужчины играли параллельные роли, но были отдельными в обществе инков. Их одинаково ценили за ту роль, которую они играли в обществе, несмотря на разные роли. [2] Брак ничем не отличался.
Женщины инков обычно выходили замуж в возрасте шестнадцати лет, а мужчины женились в возрасте двадцати лет. Однако возраст был не так важен, как отслеживание этапа жизни, на котором находился человек, например, мог ли он работать или вступить в брак. [3] Звания также играли роль в семейном положении человека. Мужчины более низкого ранга могли иметь только одну жену; людям более высокого ранга, чем курака, разрешалось больше . [4] Если у мужчины было более одной жены, одна из них была главной женой, а остальные считались второстепенными. Наличие большего количества жен показывало, что у мужчины было больше труда, а значит, семья была богатой. Смерть главной жены иногда встречалась с подозрением, что муж сыграл определенную роль в ее смерти. Мужчине пришлось найти новую главную жену, прежде чем он сможет оправиться от смерти предыдущей жены. [5] Чтобы предотвратить подобные подозрения и повысить вероятность успешного брака, существовали ситуации, в которых пара могла проверить, насколько удачным окажется брак.
Пробные браки были типичны для культуры инков. В этом типе брака мужчина и женщина соглашаются попробовать пожениться друг с другом в течение нескольких лет. По истечении этого времени женщина могла вернуться домой к своим родителям, если бы захотела, а ее муж также мог отправить ее домой, если бы он не думал, что это сработает. Однако после того, как брак был заключен окончательно, они могли развестись только в том случае, если женщина была бездетной. Чтобы брак стал окончательным, губернатор провинции должен был одобрить союз. [6]
В обществе инков свадьба не была простым событием. [6] Вместо этого это рассматривалось скорее как деловое соглашение. Таким образом, брак был экономическим соглашением между двумя семьями. Родители с обеих сторон должны были прийти к соглашению до заключения брака, и пара не могла быть напрямую связана друг с другом. [7] Женщины почти всегда выходили замуж за мужчин из того же социального класса, что и они сами. Однако, хотя для них было очень редко выходить замуж за человека с более высоким социальным статусом, для некоторых молодых женщин это все же было возможно. Единственный способ для молодой женщины изменить свой социальный статус — это обратить на нее внимание мужчины более высокого ранга. [ нужна ссылка ]
Когда женщина выходила замуж, она должна была собирать еду и готовить, присматривать за животными и детьми и поставлять одежду правительству. Ткали женщины более высокого ранга также, как и женщины низшего ранга, но их работа использовалась в специальной одежде для высших чинов. [8] Роль мужчины иногда напоминала роль женщины, но действовала в сочетании друг с другом. [9] Домашние обязанности женщины не изменялись после того, как она забеременела. Когда она узнала, что беременна, она помолилась и принесла подношения богу инков Канопе. Использование брака в качестве стратегии союза также было распространено среди инков. Еще до прихода испанцев инки использовали брак как способ утвердить свою власть. После прибытия испанцев инки разрешили бракам между инками и испанцами получить власть во время гражданской войны. [10]
Инки были обществом завоевателей, и их экспансионистская ассимиляция других культур очевидна в их художественном стиле. Художественный стиль инков использовал словарь многих регионов и культур, но включал эти темы в стандартизированный имперский стиль, который можно было легко воспроизвести и распространить по всей империи. Простые абстрактные геометрические формы и сильно стилизованные изображения животных в керамике, резьбе по дереву, текстиле и изделиях из металла были частью культуры инков. Мотивы не были такими возрожденческими, как в предыдущих империях. Никакие мотивы других обществ, кроме Уари и Тиуанако, искусства напрямую не использовались.
Судостроение
[ редактировать ]Для рыболовства, торговли, строительства, транспорта и военных целей инки строили морские суда, называемые бальсами, путем сплетения тростника тотора . Самые большие из этих судов имели длину от 20 до 30 метров (от 66 до 98 футов), что делало их сравнимыми по длине с испанской каравеллой . [11] Этот метод строительства кораблей из плетеного тростника — древняя перуанская традиция, возникшая задолго до инков. Изображения таких сосудов есть в керамике Моче , датируемые 100 годом нашей эры.
Ткани/Текстиль
[ редактировать ]
Ткань является одним из наиболее ценных предметов общества инков и использовалась в различных контекстах империи инков. Различные виды шерстяных тканей использовались в качестве одежды людьми разных социальных слоев. Самая грубая ткань, аваско (также называемая ауаска) , использовалась простыми людьми, тогда как более тонкая ткань, называемая компи (также пишется кумби или компи ), носилась аристократами, как бюрократическими, так и военными. [12] Компи изготавливался с различными цветами и узорами и был соткан более качественно, чем аваско, с характерными прошитыми швами с обеих сторон. [13] Особое внимание уделялось ткачеству ткани для королевского использования: при этом использовалось профессиональное гобеленовое плетение для получения плотной ткани, которую можно было изобразить.
Одним из крупнейших потребителей ткани были военные инков. Все действующие солдаты ежегодно награждались двумя рубашками, а также во время службы получали одеяла и палаточные материалы. [14] Огромное количество ткани также было роздано гражданским лицам всех социальных слоев в качестве оплаты; гражданская элита носила красивую, искусную ткань к рубашкам, туникам, плащам и поясам и часто дарила их низшей знати в знак благосклонности или награды. [15] Из ткани обычно ткали unqu — мужскую одежду Анд, похожую на тунику. Мужчины также носили ллаууту — тканевую повязку, обернутую вокруг головы четыре или пять раз. Женщины носили аксу — длинную прямоугольную ткань, обернутую вокруг тела и удерживавшуюся тканым поясным ремнем. [13] Красочная ткань прекрасного качества также использовалась в качестве жертвенных подношений, часто предоставляемых членами королевской семьи для сжигания в честь своих божеств. Некоторые ритуалы также требуют, чтобы ключевые фигуры во время разбирательств носили определенные ткани или гобелены. [14]
Ткань инков украшалась знаками ранга, престижа и социального статуса. Исследования сохранившихся компи показывают, что в туниках в стиле инков использовалась сетка из квадратов или прямоугольников. Простые шахматные узоры ассоциируются с военнослужащими: использование цветов в красно-белой шахматной доске означает более высокое воинское звание. [13] Более сложные формы сетки, называемые токапу , были сделаны из абстрактных геометрических мотивов и носили бюрократы, дворяне и члены королевской семьи. Конкретные модели обозначают определенную социальную идентичность; например, зигзагообразная полоса по нижнему краю туники в шахматном порядке будет отличать королевскую власть и знать инков, а другие узоры будут визуально различать 12 королевских родословных. [16] . В этом смысле люди с более высоким статусом и более высокими социальными ролями, вероятно, владели несколькими туниками с разным дизайном, представляющими разные аспекты их социальной идентичности. [12] Переходы в социальной идентичности также отразились на одежде; людей хоронили в нескольких туниках, символизирующих их путь вверх по социальной иерархии, а побежденных воинов лишали одежды и давали новую, чтобы указать на их побежденный статус. [16]
Ювелирные изделия
[ редактировать ]Ношение украшений не было одинаковым по всему Перу. Чиму Ремесленники , например, продолжали носить серьги после их интеграции в империю, но во многих других регионах их носили, как правило, только местные лидеры. [ нужна ссылка ] Ювелирные изделия, возможно, были распространены среди инков, однако они не имели для них такой большой ценности, поскольку труд был основным способом, которым люди платили друг другу. [17]
Керамика
[ редактировать ]
Керамика носила по большей части утилитарный характер, но также включала в себя империалистический стиль, который преобладал в текстиле и изделиях из металла инков. Кроме того, инки играли на барабанах и деревянных духовых инструментах, включая флейты , свирели и трубы, сделанные из ракушек и керамики.
Керамика инков обычно очень различима и ее легко узнать. Формы сосудов строго стандартизированы. Самая типичная керамика инков имела сферический корпус с конусообразным основанием. Этот сферический корпус обычно включает в себя две вертикальные боковые ручки с высоким горлышком и расширяющимся ободком. Инки часто помещали головы животных на свою глиняную посуду, обычно в верхней части сосуда. Было также несколько других популярных стилей керамики инков, которые включали неглубокую тарелку с одной птичьей головой и ручкой, стакан на подставке и бутылку с одной или двумя ручками.
Инки часто украшали свою керамику множеством изображений и цветов. Обычно они украшали свою керамику яркими цветами, такими как красный, желтый, оранжевый, черный и белый. Как и все другие формы искусства инков, керамика часто украшалась геометрическими фигурами. Инки украшали ромбы, квадраты, клетки, треугольники, круги и точки почти все свои керамические изделия. Другими распространенными темами были животные и насекомые, такие как ламы, птицы, ягуары, альпаки, пчелы и бабочки, а также люди, похожие на блоки.
Металлообработка
[ редактировать ]Металлы в Андах ценились в Андах хотя и не так сильно, как текстиль, но за их цвет, отражательную способность и блеск. У инков, по-видимому, не было собственной металлургической традиции до их имперской экспансии, поскольку на сегодняшний день не обнаружено никаких свидетельств доимперского производства металлов инками. [18] Вместо этого, по мере своего расширения, инки в основном полагались на навыки, знания технологий и искусства различных завоеванных культур в своей культуре. В частности, инки ценили металлургическую практику культуры Чиму, как в добыче, так и в производстве металлических предметов. Таким образом, ремесленники чиму были доставлены в столицу Куско, где они создавали искусство для империи инков. Следовательно, существует заметная археологическая трудность в различении металлических изделий инков и чиму, и многие изделия неправильно атрибутируются. [19] Мастера по металлу других культур были аналогичным образом переселены в Куско или другие изолированные поселения для производства предметов для государства или назначены слугами лордам инков.
Шахты были одними из наиболее продуктивных ресурсов, которые инки получили в результате имперских завоеваний, и некоторые шахты стали личной собственностью императора инков, а другие использовались для добычи ресурсов. В последнем случае население богатых полезными ископаемыми районов с сильными металлургическими традициями должно было нести ответственность за добычу руды и извлечение металлов в качестве формы трудовой дани. [15] За добычей полезных ископаемых часто наблюдал один из подчиненных императорского клана, который следил за тем, чтобы добытый металл был доставлен императору. В соответствии с ценностями взаимности Анд и инков, государство инков предоставило горнякам еду, жилье и инструменты. [20]
Золото и серебро имели особое значение в обществе инков, поскольку они были символами статуса и духовной силы. В космологии инков золото олицетворяло пот солнца, а серебро — слезы луны, двух божеств, отпрысками которых инки считали себя. Таким образом, золото и серебро были тесно связаны с происхождением правящего клана, а их ценность как видимых показателей богатства и духовной силы уступала только одежде. [21] Следовательно, в системе культурных ценностей инков доминировала политическая символика, связанная с цветами серебра и золота, и, следовательно, существенным применением андской металлургии было использование несеребряных или незолотых металлов для воссоздания металлических золотых и серебряных поверхностей для использования в архитектуре. и металлические предметы. [20] Таким образом, статус и политика стали главными стимулами роста андской металлургии.
Практическим путем развития металлов является их использование в войне, будь то броня, оружие или транспорт. Однако металлы не играли существенной роли в войне в Андах, и хотя золото, серебро и бронза широко использовались по всей империи инков, металлургия железа так и не была развита. [20] Это часто создает впечатление, что у инков была недостаточно развитая армия; в частности, испанское завоевание инков часто ошибочно связывают с якобы меньшей военной мощью инков. Однако, в отличие от обществ Восточного Средиземноморья, которым для рукопашного боя требовалось железное оружие, чтобы резать и пробивать, военные инков полагались на сокрушительную силу удара снарядов из пращи и поэтому в основном использовали ткань как для производства строп, так и для производства стеганого хлопка. туники для защиты. Фактически, большинство испанских солдат переняли стеганые доспехи от инков, поскольку считали, что они превосходят европейские стальные нагрудники во влажной Сьерре. [21]
Политика
[ редактировать ]Правительство инков обычно рассматривается как всемогущий император, который правил бюрократией, состоящей из местной элиты, набранной для службы в государстве. [22] Этот стиль правления часто приписывают успех Куско. [22]
Империя инков была непреклонна в отношении расширения и делала это посредством двух империалистических стратегий: территориального управления и косвенного гегемонистского контроля. Территориальное управление заключалось в полном захвате провинций путем реорганизации экономики за счет увеличения сельскохозяйственного производства и контроля над обменными маршрутами через систему дорог инков. Территориальное управление позволило империи инков приложить немало усилий для контроля над новой территорией в надежде укрепить империю за счет потока излишков товаров обратно в ядро империи из захваченной провинции. Косвенный гегемонистский контроль позволил инкам получить контроль над провинцией, но позволил местным лидерам управлять провинцией. Причиной этой стратегии было получение земли и приток излишков товаров обратно в ядро империи, не затрачивая при этом особых усилий на захват и управление. [23]
Имперское правление поддерживалось за счет принуждения правителей инков и военных войск на случайной основе, а также обучения провинциальной элитной молодежи образу жизни инков. В захваченных провинциях также строились храмы и святыни, чтобы навязать религию инков провинциальным народам. [23]
Образование
[ редактировать ]Религия
[ редактировать ]Двойственность проявилась в организации общества инков, где взаимные отношения между правителями и подданными составляли основу политической легитимности. [24] Двойственность и взаимность распространяются и на духовную сферу, отражая в мировоззрении инков баланс между земным и божественным. Эти концепции повлияли на ритуалы инков, такие как подношения божествам и церемонии в честь предков, подчеркивающие важность поддержания гармонии и равновесия во всех аспектах жизни. Двойственность и взаимность служили руководящими принципами, которые сформировали структуру общества инков. [25] Эти церемонии были неразрывно вплетены в структуру управления инков, служа для укрепления божественного мандата и правления, а также обязательств лояльности и дани со стороны подданных. Ритуальные церемонии функционировали как механизмы культурной преемственности и формирования идентичности, объединяя различные сообщества в рамках общей религиозной структуры. [26]
Система верований инков была политеистической. Инки воспринимали космос как священный порядок, управляемый гармоничным взаимодействием Солнца, Луны и звезд. [27] Гендерные идеологии были созданы в рамках этой космической структуры, проливая свет на пересечение духовных верований, социальных иерархий и гендерных ролей в обществе инков. [28] Виракоча, создатель вселенной, и Инти, Бог Солнца, были самыми важными богами. Считалось, что Виракоча создал человечество на острове посреди озера Титикака . Инти настолько горячо любили, что инки называли себя «Интип Чурин», что на языке кечуа означает «дети солнца». [27] Инки принимали участие в духовных человеческих жертвоприношениях, известных как Капакоча . Церемонии капакоча возникали как методы демаркации границ на периферии расширяющейся империи. [29] Инки создали место местной благодарности, управляемое по всей империи, окружив эти священные места кварталом инков и проводя там ритуалы. [30] Эти подношения совершались на больших горах, где были построены церемониальные площадки, и считалось, что они делались для многочисленных событий, таких как важные фестивали, природные явления и попытки доставить удовольствие горным божествам. Эти жертвы вывозились в горы по всему Андам и живыми помещались в погребальные гробницы, где их оставляли с такими предметами, как статуэтки, листья коки, еда, алкогольные напитки и керамика. [31] Горы были основным объектом почитания многих этнических групп в эпоху испанского завоевания, причем многие считали их наиболее значимыми. [32] Остатки свирелок в стиле инков указывают на то, что практики инков проводились на вершине, возвышавшейся над этим местом. Инки подчеркивали различные природные элементы окружающей среды, такие как ручей, текущий по каналу, обнажения скал и самую высокую точку горы Кауана. [30] Вилка камайо были надзирателями за подношениями, при этом они принимали решение о том, где и сколько жертвоприношений приносилось на каждой горе. Горным божествам поклонялись, поскольку считалось, что они контролируют такие вещи, как осадки, поток воды и, следовательно, изобилие и плодородие сельскохозяйственных культур. [31] [29] Сохранение местной религии зависело от ее соответствия административному контексту, подтверждающему религию. [30] В марте черных лам приносили в жертву на церемониях, проводимых инками при содействии священника. [33] Одежда священников и участников была богато украшена замысловатыми узорами и яркими цветами, служа как практическим, так и символическим целям. [34] Перед важными церемониями обычно соблюдался пост: священники должны были воздерживаться от употребления соли, перца, мяса, рыбы, острой пищи и любых форм сексуальной активности. [35]
Другие практики
[ редактировать ]Инки практиковали черепную деформацию . Они добились этого, обернув тугие тканевые ремни вокруг голов новорожденных, чтобы изменить форму их все еще мягких черепов. Эти деформации не привели к повреждению головного мозга. Исследователи из Музея Филда полагают, что эта практика использовалась для обозначения различных этнических групп по всей Империи инков. [36]
Инки сохраняли тела посредством мумификации. Малкис представляли собой мумифицированные тела умерших правителей и дворян инков, сохраняемые и почитаемые как духи предков. Малкис внес свой вклад в мировоззрение инков, сформировав их представления о происхождении, загробной жизни и преемственности власти между поколениями. [37] Связки андских мумий были тщательно расставлены с учетом не только расположения тела, но и материальных артефактов, сопровождавших предка после смерти. Расположение тела, манипулирование его позой и включение окружающих погребальных предметов — все это сыграло роль в усилении символической значимости тела, согласовав это исследование с исследованиями истории искусства. [38] Тела в позе эмбриона заворачивали в ткань или кожу. [39] Ранг определял, как были похоронены инки. Обычных людей помещали в открытую пещеру или чулпу для возможного посещения. Органы императоров извлекали и помещали в банки отдельно от их тел. После подготовки их размещали там, где они больше всего занимались в жизни. [40]
Сельское хозяйство
[ редактировать ]
Подсчитано, что инки выращивали около семидесяти видов сельскохозяйственных культур. Основными сельскохозяйственными культурами были: картофель , сладкий картофель , кукуруза , перец чили , хлопок , помидоры , арахис , съедобный корень ока и псевдозерновые киноа и амарант . Культуры, разработанные инками и предшествующими культурами, делают Южную Америку одним из исторических центров разнообразия сельскохозяйственных культур (наряду с Ближним Востоком , Индией , Мезоамерикой , Эфиопией и Дальним Востоком ). Многие из этих культур были широко распространены испанцами и в настоящее время являются важными культурами во всем мире. Сальса была изобретена инками с использованием помидоров, перца чили и других специй.В поселении инков Виткос пыльца кукурузы и лебеды была обнаружена в нескольких образцах почвы, датируемых еще периодом инков. [41]
Инки выращивали продовольственные культуры на засушливых берегах Тихого океана, высоко на склонах Анд и в низменных тропических лесах Амазонки . В горных районах Анд они широко использовали террасированные поля, что не только позволяло им использовать богатую минералами горную почву, оставленную другими народами под паром, но и пользовалось преимуществами микроклимата, благоприятствующего выращиванию различных культур, возделываемых на всей территории Анд. год. Фактором, способствовавшим способности инков так быстро расширять свое население и сельское хозяйство, был небольшой сдвиг климата, который позволил добиться немного более высоких температур и небольшого увеличения годового количества осадков. [42] Это способствовало способности инков использовать террасированные и орошаемые поля на возвышенностях, открывая огромные территории Анд для сельского хозяйства инков. [42] Сельскохозяйственные орудия состояли в основном из простых палок-копалок . [ нужна ссылка ]
Инки разработали коллкас — здание из самана, полевого камня, глиняного раствора, гипса и пирчи, используемое для хранения продуктов. [43] В этих зернохранилищах хранились: кукуруза, киноа, помидоры, картофель, чича (кукурузное пиво), фрукты, соль, рыба, клубни и зерно. [43] Кулкас позволил сохранить запасы продовольствия в холодном климате Анд. [43]

Инки также разводили лам и альпак ради шерсти, мяса и использования их в качестве вьючных животных, а также ловили диких викуний из-за их прекрасной шерсти.
Дорожная система инков была ключом к успеху сельского хозяйства, поскольку позволяла доставлять продукты на большие расстояния. Инки также построили огромные хранилища, что позволило им пережить годы Эль-Ниньо , в то время как некоторые соседние цивилизации пострадали.
Лидеры инков вели учет того, что производил каждый айллу в империи, но не облагали налогом свою продукцию. Вместо этого они использовали миту для поддержки империи.
Диета инков состояла в основном из рыбы и овощей, реже с добавлением мяса куй (морских свинок) и верблюдовых. Кроме того, они охотились на различных животных ради мяса, шкур и перьев. Кукурузу солодили и использовали для приготовления чича , ферментированного алкогольного напитка .
Экономика
[ редактировать ]По словам Феррейры и Шамо:
- « Социальная система инков имела древнее андское происхождение и основывалась на айллу, расширенной семейной группе с общим предком. Экономическая система также была основана на древних социальных структурах и может быть объяснена несколькими принципами, а именно взаимностью, перераспределением и вертикальный контроль » .
Эти авторы также добавляют:
- « Перераспределение, практика, применяемая государством, гарантировала, что все сельскохозяйственные товары, не обменявшиеся на основе взаимности, должны были распределяться по различным областям империи в случае плохого урожая » . [44]
По сути, правительство инков действовало как гарантия от массового голода.
В отличие от европейцев, золото и серебро не использовались в качестве валюты. Вместо этого правители раздавали одежду и еду в обмен на рабочую силу. [45]
Инки требовали дань от тех, кого они завоевали. Исторические записи показывают, что после завоевания инков увеличилось сельскохозяйственное производство, а также производство тканей. [46]
Инфраструктура
[ редактировать ]

«Капак Нан» (Дорога Инков), что на языке кечуа означает «Путь Господа», широко использовалась и строилась по всей Империи Инков как для знати, так и для государственных предприятий Инков. Дорога Инков, хотя и активно использовалась элитой Инков, предназначалась не только для элиты, но также использовалась для спешной отправки и получения информации с помощью Часки (официальных посланников) по всей империи. Он также использовался для расширения империи путем мобилизации военных кампаний, а также гражданских лиц для перевозки товаров пешком или с помощью домашних стад лам и альпак. [47] Кроме того, дороги инков не только были обширными и охватывали все Анды, но также были хорошо спланированы и обслуживались. [48] Инки разработали стандартный проект дорог и распространили его по всей империи. Дороги строились так, чтобы их можно было легко осушать, чтобы предотвратить повреждение дорог и наводнения. Дороги часто чистили специальные работники по техническому обслуживанию. [49] Вдоль дорог также строились домики для путешествующей знати. Остановки для отдыха, называемые тамбо, были построены рядом с дорогами, к каждой из которых вели запасы воды, чтобы у путешественников и посыльных было место для отдыха и чистая вода для питья. [50] Возле дорог также строились военные склады, в которых хранились продукты на время путешествий войск. Через реки, которые были слишком глубокими, чтобы их можно было пересечь, строили мосты, а по обочинам дорог ставили большие плоские камни в качестве указателей, чтобы различать разные участки дорог. [27] Дорожная сеть инков также служила связующим звеном между различными регионами империи. Это позволило инкам организовывать военные кампании наряду с использованием обширной системы дорог как способа социального контроля над своими недавно завоеванными территориями и народами путем контроля над различными аспектами коммуникаций, торговли, паломничества, налогообложения ( мита ) и т. д. Это подчеркивает важность дорожная система инков как важнейшая политическая, религиозная и социальная основа Империи инков. [51] Дорога инков также оказала положительное влияние на империю, затронув небольшие местные общины, жившие вдоль дорожной сети, что затем подняло всю империю в целом посредством подхода «снизу вверх». Восходящий подход показывает, как различное использование дороги инков как элитами, так и неэлитами влияет на воздействие и использование дорог в Андах для милитаристских и социальных завоеваний инков. [52]
Инки полагались на воду и поклонялись ей. Был построен храм Инкамисана для поклонения воде и божествам, дающим им воду. Храм, как и многие другие постройки, построенные инками, сочетал в себе эстетику, подземные водопроводы и гидравлические системы. Инки также использовали Капак-Нан в религиозных целях: паломники шли по дороге инков к святыне, расположенной недалеко от побережья. [48] Инки понимали, что вода необходима для сельскохозяйственного производства (используется на террасах) и для бытовых целей. Инженерам-строителям того времени для инков было поручено проложить маршруты отводов и каналов к назначенному месту, определить, какой источник воды обеспечит желаемую скорость потока и с какой высоты нужно будет отбирать воду из источника, чтобы гравитация работала эффективно. . [27] Инки также хорошо знали санитарию. У инков были свои собственные системы очистки сточных вод, и документально подтверждено, что они собирали человеческие отходы для обработки земель, чтобы обеспечить успешный сезон сбора урожая. [53]
Однако, согласно другому переводу, Королевская дорога использовалась не только в военных или религиозных целях. Это позволило создать сложную торговую сеть по всей территории Анд. [48] Дорога инков также использовалась местным населением, живущим рядом с Королевской дорогой. Это облегчило местную придорожную экономическую деятельность, а также улучшило логистику передвижения по дороге инков. Местное население могло использовать дорогу в своих целях, поскольку элита инков не могла полностью контролировать весь участок Королевской дороги. [54] Затем это показывает, как элиты и неэлиты взаимодействовали с дорожными сетями. В то время как элиты рассматривали дорогу как средство передвижения наряду с обменом информацией через часки , местные жители воспринимали дорогу как нечто, что нужно обслуживать и ремонтировать. [55] Капак-Нан использовался Инками для различных целей, но он также служил для огромной империи способом поддерживать связь с самой собой на огромных расстояниях и в окружающей среде. Поддержание сети королевских дорог отражает определенный уровень сотрудничества внутри Империи инков, что привело к ее успеху в завоеваниях и управлении, а также к физическому успеху самой дороги, настолько, что сеть дорог инков используется до сих пор. [56] Использование дорог коренными народами осуществляется и сегодня. Дорога инков в наши дни является напоминанием коренному населению о том, насколько хорошо организованной и социально развитой была империя инков, создавшая одну из самых обширных, охватывающих 40 000 километров, и многофункциональных дорожных сетей среди всех империй. [57]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Макьюэн, Гордон Фрэнсис (2006). Инки: новые перспективы . WW Нортон. стр. 93–96. ISBN 0-393-33301-9 .
- ^ Пауэрс, Карен Виейра (2000). «Андийцы и испанцы в зоне контакта: гендерное столкновение». Ежеквартальный журнал американских индейцев . 24 (4): 511–536. дои : 10.1353/aiq.2000.0025 . S2CID 161418762 .
- ^ Д'Альтрой, Теренс (2015). Инки (2-е изд.). Западный Суссекс: Уайли Блэквелл. п. 295. ИСБН 9781444331158 .
- ^ Инки: повелители золота и славы . Нью-Йорк: Книги Time-Life. 1992. С. 130 . ISBN 0-8094-9870-7 .
- ^ Д'Альтрой, Теренс (2015). Инки (2-е изд.). Западный Суссекс, Великобритания: Уайли Блэквелл. стр. 305–306. ISBN 9781444331158 .
- ^ Jump up to: а б Д'Альтрой, Теренс (2015). Инки (2-е изд.). Западный Суссекс, Великобритания: Уайли Блэквелл. п. 304. ИСБН 9781444331158 .
- ^ Сильверблатт, Ирен (октябрь 1978 г.). «Андские женщины в Империи инков». Феминистские исследования . 4 (3): 39. дои : 10.2307/3177537 . JSTOR 3177537 .
- ^ Сильверблатт, Ирен (октябрь 1978 г.). «Андские женщины в Империи инков». Феминистские студии, Inc. 4 (3): 42.
- ^ Д'Альтрой, Теренс (2015). Инки . Западный Суссекс, Великобритания: Уайли Блэквелл. п. 300. ИСБН 9781444331158 .
- ^ Гюнгерих, Сара Викунья (2015). «Женщины Капак и политика брака в раннем колониальном Перу». Обзор колониальной Латинской Америки . 24 (2): 147–148. дои : 10.1080/10609164.2015.1040275 . S2CID 153334263 .
- ^ Королевские комментарии инков и всеобщая история Перу, части первая и вторая . 1965. дои : 10.7560/733589 . ISBN 978-0-292-78458-1 . [ нужна страница ]
- ^ Jump up to: а б Кирби, Джо, изд. (2003). Красители в истории и археологии 19: включая документы, представленные на 19-м заседании, состоявшемся в Королевском музее Национальных музеев Шотландии, Эдинбург, 19–20 октября 2000 г. Лондон: Архетип. стр. 51–52. ISBN 978-1-873132-14-2 .
- ^ Jump up to: а б с Фиппс, Елена (2009). «Гарсиласо и унку: наблюдения над одеждой и идентичностью инков» . Обзор: Литература и искусство Америки . 42 (2): 236–245. дои : 10.1080/08905760903248126 . ISSN 0890-5762 .
- ^ Jump up to: а б Мурра, Джон В. (1962). «Ткань и ее функции в государстве инков» . Американский антрополог . 64 (4): 710–728. ISSN 0002-7294 .
- ^ Jump up to: а б Чайлд, В. Гордон; Уэйлс, Бернард, ред. (1996). Ремесленная специализация и социальная эволюция: памяти В. Гордона Чайлда . Монография Университетского музея. Филадельфия: Музей археологии и антропологии Пенсильванского университета. стр. 219–220. ISBN 978-0-924171-43-7 .
- ^ Jump up to: а б Костин, Кэти Линн (1998). «Домохозяйки, избранные женщины, квалифицированные мужчины: производство ткани и социальная идентичность в поздних доиспанских Андах» . Археологические документы Американской антропологической ассоциации . 8 (1): 123–141. дои : 10.1525/ap3a.1998.8.1.123 . ISSN 1551-823X .
- ^ Сполдинг, Карен (1984). Уарочиро: Андское общество под властью инков и испанцев . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета. стр. 83–84. ISBN 0-8047-1516-5 . Проверено 29 сентября 2017 г.
- ^ Альконини Мухика, Соня; Кови, Алан, ред. (2018). «4.3 Горное дело и производство металлов инков». Оксфордский справочник инков . Оксфордские справочники. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-021935-2 .
- ^ Шах, Мария; Пелфри, Ханна; Стивенсон, Джессика Дж. (2017). «Влияние металлургического завода Чиму на металлургический завод инков» . Кеннесо Журнал студенческих исследований . 5 (2).
- ^ Jump up to: а б с Лехтман, Хизер (1985). «Значение металлов в доколумбовой андской культуре» . Бюллетень Американской академии искусств и наук . 38 (5): 9–37. ISSN 0002-712X .
- ^ Jump up to: а б Лехтман, Хизер (1984). «Андские системы ценностей и развитие доисторической металлургии» . Технологии и культура . 25 (1): 1–36. ISSN 1097-3729 .
- ^ Jump up to: а б Д'Альтрой, Теренс (2015). Инки . Западный Суссекс, Великобритания: John Wiley & Sons. п. 174. ИСБН 978-1-4443-3115-8 .
- ^ Jump up to: а б Малпасс, Майкл А.; Альконини, Соня, ред. (2010). Отдаленные провинции империи инков: к более глубокому пониманию империализма инков . Университет Айовы Пресс. ISBN 978-1-58729-933-9 .
- ^ Фэйрчайлд, М. Шерил. Двойственность Анд, охватывающая завоевания инков и испанцев: Пеллехо-Чико-Альто, местное место в долине Акари, Перу . Дисс. Университет Колорадо в Денвере, 1999 г. https://digital.auraria.edu/files/pdf?fileid=30f1c90a-53b5-4443-9ae5-4ac6c2580e15.
- ^ Толанд, Джудит Дрик. Легитимация инков как коммуникативный процесс . Нью-Брансуик и Оксфорд: Книги транзакций, 1988. https://books.google.com/books?hl=en&lr=&id=mgDBG5zu1xYC&oi=fnd&pg=PA115&dq=Toland,+Judith+Drick.+Inca+legitimation+as+a+ связь+процесс.+New+Brunswick+and+Oxford:+Transaction+Books,+1988.&ots=2oJRiSjlhM&sig=TZ3D53jWZYInliHzrT5Nl-50q4A#v=onepage&q&f=false
- ^ Вальдес, Лидио М.; Бетчер, Кэтрин Дж.; Уамани, Марселино Н. (декабрь 2020 г.). «Подношения ламы инков из Тамбо Вьехо, долина Акари, Перу» Античность 94 (378): 1557–1574. дои : 10.15184/aqy.2020.183 .
- ^ Jump up to: а б с д Райт, Кеннет Р.; Гибая Овиендо, Арминда М.; Макьюэн, Гордон Ф.; Миксад, Ричард В.; Райт, Рут М. (2015). Инкамисана: проектирование водного храма инков . Американское общество инженеров-строителей.
- ^ Сильверблатт, Ирен Марша (1987). Луна, Солнце и Ведьмы . Издательство Принстонского университета. дои : 10.1515/9781400843343 . ISBN 978-1-4008-4334-3 . JSTOR j.ctv1m5924j . Книга проекта МУЗА 84565 . [ нужна страница ]
- ^ Jump up to: а б Рейнхард, Йохан; Черути, Мария Констанца (декабрь 2006 г.). «Священные горы, церемониальные места и человеческие жертвоприношения у инков». Археоастрономия . 19 : 1–43. hdl : 11336/83632 .
- ^ Jump up to: а б с Дженнингс, Джастин (декабрь 2003 г.). «Империализм инков, ритуальные изменения и космологическая преемственность в долине Котауаси в Перу». Журнал антропологических исследований . 59 (4): 433–462. дои : 10.1086/jar.59.4.3631591 .
- ^ Jump up to: а б Рейнхард, Йохан (2016). «Замороженные мумии Анд: человеческие жертвоприношения в священном ландшафте инков» . Экспедиция . 58 (2): 8–12.
- ^ Рейнхард, Йохан; Черути, Мария Костанца (01 декабря 2010 г.). Ритуалы инков и священные горы: исследование самых высоких археологических памятников мира . ISBN 978-1-950446-37-7 .
- ^ «Сайт Гуаман Пома» . poma.kb.dk. Проверено 4 июня 2024 г.
- ^ Дельгадо Гонсалес, Карлос (2013). «Пиры и подношения в Аркопате, Куско» . Андское прошлое . 11 (1): 11.
- ^ Рейнхард, Йохан; Черути, Мария Костанца (01 декабря 2010 г.). Ритуалы инков и священные горы: исследование самых высоких археологических памятников мира . ISBN 978-1-950446-37-7 .
- ^ «Мачу-Пикчу: продолжающиеся расследования» . Архивировано из оригинала 17 марта 2009 г. Проверено г. 1 мая 2006
- ^ Лейн, Кевин (2022). Инки: утраченные цивилизации . Книги реакции. ISBN 978-1-78914-547-2 . [ нужна страница ]
- ^ Баттс, Морган Кара (2016). Жизнь тел: рассмотрение мумий инков как материальных символов (Диссертация). ПроКвест 1807432606 . [ нужна страница ]
- ^ «Ледяные мумии инков» . НОВА Онлайн .
- ^ Макьюэн, Гордон Фрэнсис (2006). Инки: новые перспективы . АВС-КЛИО. ISBN 978-1-85109-574-2 . OCLC 63189780 . [ нужна страница ]
- ^ Месет, Энрике; Ван, Лян-Чи; Чен, Су-Хва; Ю, Джейсон CS; Бузинный, Михаил (июль 2015 г.). «Реконструкция сельского хозяйства в поселении инков Виткос, Перу». Орошение и дренаж . 64 (3): 340–352. Бибкод : 2015IrrDr..64..340M . дои : 10.1002/ird.1891 . S2CID 108822941 .
- ^ Jump up to: а б Чепстоу-Ласти, Эй Джей; Фрогли, MR; Бауэр, Б.С.; Ленг, MJ; Боссенкол, КП; Каркайе, К.; Али, А.А.; Гиода, А. (22 июля 2009 г.). «Возникновение Империи инков в контексте климата и землепользования» . Климат прошлого . 5 (3): 375–388. Бибкод : 2009CliPa...5..375C . дои : 10.5194/cp-5-375-2009 .
- ^ Jump up to: а б с Брандлин, Даниэла; Шекснайдер, Клифф (февраль 2013 г.). «Уроки устойчивого развития Империи инков». Периодическое практическое издание по структурному проектированию и строительству . 18 (1): 52–55. дои : 10.1061/(asce)sc.1943-5576.0000138 .
- ^ Даржет-Шамот, Феррейра ''' Культура и обычаи Перу ; Гринвуд Пресс; Вестпорт, Коннектикут/Лондон; 2003 г.; стр. 13
- ^ «Затерянная империя инков — NOVA | PBS» . www.pbs.org . Ноябрь 2000 года . Проверено 29 сентября 2017 г.
- ^ Костин, Кэти Линн (1 мая 2016 г.). «Кому это выгодно? Структурные изменения и жизненный опыт в позднедоиспанских Андах» . Археологические документы Американской антропологической ассоциации . 27 : 120–142. дои : 10.1111/apaa.12078 .
- ^ «Великая дорога инков: создание империи» . americanindian.si.edu . Проверено 4 июня 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с Альконини, Соня; Кови, Р. Алан (2 апреля 2018 г.). Оксфордский справочник инков . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-090803-4 .
- ^ Гарридо, Франциско (сентябрь 2016 г.). «Переосмысление имперской инфраструктуры: взгляд снизу на путь инков» . Журнал антропологической археологии . 43 : 94–109. дои : 10.1016/j.jaa.2016.06.001 .
- ^ Франко, Ана Паула; Галиани, Себастьян; Лавадо, Пабло (июль 2021 г.), Долгосрочные последствия дороги инков (рабочий документ), серия рабочих документов, doi : 10.3386/w28979 , получено 4 июня 2024 г.
- ^ Зори, Коллин; Брант, Эрика; Родригес, Маурисио Урибе (2 января 2017 г.). «Империи как социальные сети: дороги, взаимосвязь и объединение северного Чили инками» . Савпа Паша (на испанском языке). 37 (1): 1–23. дои : 10.1080/00776297.2017.1323533 . ISSN 0077-6297 .
- ^ Гарридо, Франциско; Салазар, Диего (декабрь 2017 г.). «Имперская экспансия и местное агентство: пример рабочей организации под властью инков» . Американский антрополог . 119 (4): 631–644. дои : 10.1111/aman.12924 . ISSN 0002-7294 .
- ^ Бакли, Калифорния; Темплтон, MR; Фоксон, КМ; Рома, Э.; Бонд, Т. (2013). «Древние системы водоснабжения и канализации – применимость для современного городского развивающегося мира». Водные науки и технологии . 67 (5): 935–941. дои : 10.2166/wst.2013.628 . ПМИД 23416582 .
- ^ Гарридо, Франциско (01 сентября 2016 г.). «Переосмысление имперской инфраструктуры: взгляд на дорогу инков снизу вверх» . Журнал антропологической археологии . 43 : 94–109. дои : 10.1016/j.jaa.2016.06.001 . ISSN 0278-4165 .
- ^ Уилкинсон, Дэррил (февраль 2019 г.). «Инфраструктура и неравенство: археология дороги инков через облачные леса Амайбамба» . Журнал социальной археологии . 19 (1): 27–46. дои : 10.1177/1469605318822551 . ISSN 1469-6053 .
- ^ Станиш, Чарльз (2020), Бондаренко, Дмитрий М.; Ковалевски, Стивен А.; Смолл, Дэвид Б. (ред.), «Эволюция социальных институтов в Центральных Андах» , «Эволюция социальных институтов: междисциплинарные перспективы» , Cham: Springer International Publishing, стр. 555–576, doi : 10.1007/978-3 -030-51437-2_24 , ISBN 978-3-030-51437-2 , получено 4 июня 2024 г.
- ^ Матос, Рамиро; Баррейро, Хосе (08 сентября 2015 г.). Великий путь инков: создание империи . Смитсоновский институт. ISBN 978-1-58834-545-5 .