Jump to content

Тем не менее общество

Общество инков — общество цивилизации инков в Перу . Империя инков , просуществовавшая с 1438 по 1533 год нашей эры, представляла собой вершину этой цивилизации. До 1438 года государство инков было известно как Королевство Куско . На протяжении существования империи правители использовали завоевания и мирную ассимиляцию, чтобы объединить большую часть западной части Южной Америки, сосредоточенную на горных хребтах Анд . Однако империя просуществовала относительно недолго: к 1533 году Атауальпа , последний Сапа Инка (император) Империи инков, был убит по приказу конкистадора Франсиско Писарро , что положило начало испанскому правлению. Последний оплот инков, нео-инкское государство в Вилькабамбе , было завоевано испанцами в 1572 году.

Население

[ редактировать ]

Оценки численности населения общества Тавантинсуйу варьируются от всего лишь 4,1 миллиона человек до более чем 36 миллионов. По большинству оценок, это от 6 до 14 миллионов человек. Причина таких различных оценок в том, что, хотя инки и вели превосходные записи переписи населения, используя свои кипу , знание того, как их читать, было утеряно. Почти все они были уничтожены испанцами в ходе их завоеваний и правления. [1]

Женщины и мужчины играли параллельные роли, но были отдельными в обществе инков. Их одинаково ценили за ту роль, которую они играли в обществе, несмотря на разные роли. [2] Брак ничем не отличался.

Женщины инков обычно выходили замуж в возрасте шестнадцати лет, а мужчины женились в возрасте двадцати лет. Однако возраст был не так важен, как отслеживание этапа жизни, на котором находился человек, например, мог ли он работать или вступить в брак. [3] Звания также играли роль в семейном положении человека. Мужчины более низкого ранга могли иметь только одну жену; людям более высокого ранга, чем курака, разрешалось больше . [4] Если у мужчины было более одной жены, одна из них была главной женой, а остальные считались второстепенными. Наличие большего количества жен показывало, что у мужчины было больше труда, а значит, семья была богатой. Смерть главной жены иногда встречалась с подозрением, что муж сыграл определенную роль в ее смерти. Мужчине пришлось найти новую главную жену, прежде чем он сможет оправиться от смерти предыдущей жены. [5] Чтобы предотвратить подобные подозрения и повысить вероятность успешного брака, существовали ситуации, в которых пара могла проверить, насколько удачным окажется брак.

Пробные браки были типичны для культуры инков. В этом типе брака мужчина и женщина соглашаются попробовать пожениться друг с другом в течение нескольких лет. По истечении этого времени женщина могла вернуться домой к своим родителям, если бы захотела, а ее муж также мог отправить ее домой, если бы он не думал, что это сработает. Однако после того, как брак был заключен окончательно, они могли развестись только в том случае, если женщина была бездетной. Чтобы брак стал окончательным, губернатор провинции должен был одобрить союз. [6]

В обществе инков свадьба не была простым событием. [6] Вместо этого это рассматривалось скорее как деловое соглашение. Таким образом, брак был экономическим соглашением между двумя семьями. Родители с обеих сторон должны были прийти к соглашению до заключения брака, и пара не могла быть напрямую связана друг с другом. [7] Женщины почти всегда выходили замуж за мужчин из того же социального класса, что и они сами. Однако, хотя для них было очень редко выходить замуж за человека с более высоким социальным статусом, для некоторых молодых женщин это все же было возможно. Единственный способ для молодой женщины изменить свой социальный статус — это обратить на нее внимание мужчины более высокого ранга. [ нужна ссылка ]

Когда женщина выходила замуж, она должна была собирать еду и готовить, присматривать за животными и детьми и поставлять одежду правительству. Ткали женщины более высокого ранга также, как и женщины низшего ранга, но их работа использовалась в специальной одежде для высших чинов. [8] Роль мужчины иногда напоминала роль женщины, но действовала в сочетании друг с другом. [9] Домашние обязанности женщины не изменялись после того, как она забеременела. Когда она узнала, что беременна, она помолилась и принесла подношения богу инков Канопе. Использование брака в качестве стратегии союза также было распространено среди инков. Еще до прихода испанцев инки использовали брак как способ утвердить свою власть. После прибытия испанцев инки разрешили бракам между инками и испанцами получить власть во время гражданской войны. [10]

Инки были обществом завоевателей, и их экспансионистская ассимиляция других культур очевидна в их художественном стиле. Художественный стиль инков использовал словарь многих регионов и культур, но включал эти темы в стандартизированный имперский стиль, который можно было легко воспроизвести и распространить по всей империи. Простые абстрактные геометрические формы и сильно стилизованные изображения животных в керамике, резьбе по дереву, текстиле и изделиях из металла были частью культуры инков. Мотивы не были такими возрожденческими, как в предыдущих империях. Никакие мотивы других обществ, кроме Уари и Тиуанако, искусства напрямую не использовались.

Судостроение

[ редактировать ]

Для рыболовства, торговли, строительства, транспорта и военных целей инки строили морские суда, называемые бальсами, путем сплетения тростника тотора . Самые большие из этих судов имели длину от 20 до 30 метров (от 66 до 98 футов), что делало их сравнимыми по длине с испанской каравеллой . [11] Этот метод строительства кораблей из плетеного тростника — древняя перуанская традиция, возникшая задолго до инков. Изображения таких сосудов есть в керамике Моче , датируемые 100 годом нашей эры.

Ткани/Текстиль

[ редактировать ]
Еще туника

Ткань является одним из наиболее ценных предметов общества инков и использовалась в различных контекстах империи инков. Различные виды шерстяных тканей использовались в качестве одежды людьми разных социальных слоев. Самая грубая ткань, аваско (также называемая ауаска) , использовалась простыми людьми, тогда как более тонкая ткань, называемая компи (также пишется кумби или компи ), носилась аристократами, как бюрократическими, так и военными. [12] Компи изготавливался с различными цветами и узорами и был соткан более качественно, чем аваско, с характерными прошитыми швами с обеих сторон. [13] Особое внимание уделялось ткачеству ткани для королевского использования: при этом использовалось профессиональное гобеленовое плетение для получения плотной ткани, которую можно было изобразить.

Одним из крупнейших потребителей ткани были военные инков. Все действующие солдаты ежегодно награждались двумя рубашками, а также во время службы получали одеяла и палаточные материалы. [14] Огромное количество ткани также было роздано гражданским лицам всех социальных слоев в качестве оплаты; гражданская элита носила красивую, искусную ткань к рубашкам, туникам, плащам и поясам и часто дарила их низшей знати в знак благосклонности или награды. [15] Из ткани обычно ткали unqu — мужскую одежду Анд, похожую на тунику. Мужчины также носили ллаууту — тканевую повязку, обернутую вокруг головы четыре или пять раз. Женщины носили аксу — длинную прямоугольную ткань, обернутую вокруг тела и удерживавшуюся тканым поясным ремнем. [13] Красочная ткань прекрасного качества также использовалась в качестве жертвенных подношений, часто предоставляемых членами королевской семьи для сжигания в честь своих божеств. Некоторые ритуалы также требуют, чтобы ключевые фигуры во время разбирательств носили определенные ткани или гобелены. [14]

Ткань инков украшалась знаками ранга, престижа и социального статуса. Исследования сохранившихся компи показывают, что в туниках в стиле инков использовалась сетка из квадратов или прямоугольников. Простые шахматные узоры ассоциируются с военнослужащими: использование цветов в красно-белой шахматной доске означает более высокое воинское звание. [13] Более сложные формы сетки, называемые токапу , были сделаны из абстрактных геометрических мотивов и носили бюрократы, дворяне и члены королевской семьи. Конкретные модели обозначают определенную социальную идентичность; например, зигзагообразная полоса по нижнему краю туники в шахматном порядке будет отличать королевскую власть и знать инков, а другие узоры будут визуально различать 12 королевских родословных. [16] . В этом смысле люди с более высоким статусом и более высокими социальными ролями, вероятно, владели несколькими туниками с разным дизайном, представляющими разные аспекты их социальной идентичности. [12] Переходы в социальной идентичности также отразились на одежде; людей хоронили в нескольких туниках, символизирующих их путь вверх по социальной иерархии, а побежденных воинов лишали одежды и давали новую, чтобы указать на их побежденный статус. [16]

Ювелирные изделия

[ редактировать ]

Ношение украшений не было одинаковым по всему Перу. Чиму Ремесленники , например, продолжали носить серьги после их интеграции в империю, но во многих других регионах их носили, как правило, только местные лидеры. [ нужна ссылка ] Ювелирные изделия, возможно, были распространены среди инков, однако они не имели для них такой большой ценности, поскольку труд был основным способом, которым люди платили друг другу. [17]

Керамика

[ редактировать ]
Чиму — керамика инков позднего горизонта .

Керамика носила по большей части утилитарный характер, но также включала в себя империалистический стиль, который преобладал в текстиле и изделиях из металла инков. Кроме того, инки играли на барабанах и деревянных духовых инструментах, включая флейты , свирели и трубы, сделанные из ракушек и керамики.

Керамика инков обычно очень различима и ее легко узнать. Формы сосудов строго стандартизированы. Самая типичная керамика инков имела сферический корпус с конусообразным основанием. Этот сферический корпус обычно включает в себя две вертикальные боковые ручки с высоким горлышком и расширяющимся ободком. Инки часто помещали головы животных на свою глиняную посуду, обычно в верхней части сосуда. Было также несколько других популярных стилей керамики инков, которые включали неглубокую тарелку с одной птичьей головой и ручкой, стакан на подставке и бутылку с одной или двумя ручками.

Инки часто украшали свою керамику множеством изображений и цветов. Обычно они украшали свою керамику яркими цветами, такими как красный, желтый, оранжевый, черный и белый. Как и все другие формы искусства инков, керамика часто украшалась геометрическими фигурами. Инки украшали ромбы, квадраты, клетки, треугольники, круги и точки почти все свои керамические изделия. Другими распространенными темами были животные и насекомые, такие как ламы, птицы, ягуары, альпаки, пчелы и бабочки, а также люди, похожие на блоки.

Металлообработка

[ редактировать ]

Металлы в Андах ценились в Андах хотя и не так сильно, как текстиль, но за их цвет, отражательную способность и блеск. У инков, по-видимому, не было собственной металлургической традиции до их имперской экспансии, поскольку на сегодняшний день не обнаружено никаких свидетельств доимперского производства металлов инками. [18] Вместо этого, по мере своего расширения, инки в основном полагались на навыки, знания технологий и искусства различных завоеванных культур в своей культуре. В частности, инки ценили металлургическую практику культуры Чиму, как в добыче, так и в производстве металлических предметов. Таким образом, ремесленники чиму были доставлены в столицу Куско, где они создавали искусство для империи инков. Следовательно, существует заметная археологическая трудность в различении металлических изделий инков и чиму, и многие изделия неправильно атрибутируются. [19] Мастера по металлу других культур были аналогичным образом переселены в Куско или другие изолированные поселения для производства предметов для государства или назначены слугами лордам инков.

Шахты были одними из наиболее продуктивных ресурсов, которые инки получили в результате имперских завоеваний, и некоторые шахты стали личной собственностью императора инков, а другие использовались для добычи ресурсов. В последнем случае население богатых полезными ископаемыми районов с сильными металлургическими традициями должно было нести ответственность за добычу руды и извлечение металлов в качестве формы трудовой дани. [15] За добычей полезных ископаемых часто наблюдал один из подчиненных императорского клана, который следил за тем, чтобы добытый металл был доставлен императору. В соответствии с ценностями взаимности Анд и инков, государство инков предоставило горнякам еду, жилье и инструменты. [20]

Золото и серебро имели особое значение в обществе инков, поскольку они были символами статуса и духовной силы. В космологии инков золото олицетворяло пот солнца, а серебро — слезы луны, двух божеств, отпрысками которых инки считали себя. Таким образом, золото и серебро были тесно связаны с происхождением правящего клана, а их ценность как видимых показателей богатства и духовной силы уступала только одежде. [21] Следовательно, в системе культурных ценностей инков доминировала политическая символика, связанная с цветами серебра и золота, и, следовательно, существенным применением андской металлургии было использование несеребряных или незолотых металлов для воссоздания металлических золотых и серебряных поверхностей для использования в архитектуре. и металлические предметы. [20] Таким образом, статус и политика стали главными стимулами роста андской металлургии.

Практическим путем развития металлов является их использование в войне, будь то броня, оружие или транспорт. Однако металлы не играли существенной роли в войне в Андах, и хотя золото, серебро и бронза широко использовались по всей империи инков, металлургия железа так и не была развита. [20] Это часто создает впечатление, что у инков была недостаточно развитая армия; в частности, испанское завоевание инков часто ошибочно связывают с якобы меньшей военной мощью инков. Однако, в отличие от обществ Восточного Средиземноморья, которым для рукопашного боя требовалось железное оружие, чтобы резать и пробивать, военные инков полагались на сокрушительную силу удара снарядов из пращи и поэтому в основном использовали ткань как для производства строп, так и для производства стеганого хлопка. туники для защиты. Фактически, большинство испанских солдат переняли стеганые доспехи от инков, поскольку считали, что они превосходят европейские стальные нагрудники во влажной Сьерре. [21]

Политика

[ редактировать ]

Правительство инков обычно рассматривается как всемогущий император, который правил бюрократией, состоящей из местной элиты, набранной для службы в государстве. [22] Этот стиль правления часто приписывают успех Куско. [22]

Империя инков была непреклонна в отношении расширения и делала это посредством двух империалистических стратегий: территориального управления и косвенного гегемонистского контроля. Территориальное управление заключалось в полном захвате провинций путем реорганизации экономики за счет увеличения сельскохозяйственного производства и контроля над обменными маршрутами через систему дорог инков. Территориальное управление позволило империи инков приложить немало усилий для контроля над новой территорией в надежде укрепить империю за счет потока излишков товаров обратно в ядро ​​империи из захваченной провинции. Косвенный гегемонистский контроль позволил инкам получить контроль над провинцией, но позволил местным лидерам управлять провинцией. Причиной этой стратегии было получение земли и приток излишков товаров обратно в ядро ​​империи, не затрачивая при этом особых усилий на захват и управление. [23]

Имперское правление поддерживалось за счет принуждения правителей инков и военных войск на случайной основе, а также обучения провинциальной элитной молодежи образу жизни инков. В захваченных провинциях также строились храмы и святыни, чтобы навязать религию инков провинциальным народам. [23]

Образование

[ редактировать ]

Двойственность проявилась в организации общества инков, где взаимные отношения между правителями и подданными составляли основу политической легитимности. [24] Двойственность и взаимность распространяются и на духовную сферу, отражая в мировоззрении инков баланс между земным и божественным. Эти концепции повлияли на ритуалы инков, такие как подношения божествам и церемонии в честь предков, подчеркивающие важность поддержания гармонии и равновесия во всех аспектах жизни. Двойственность и взаимность служили руководящими принципами, которые сформировали структуру общества инков. [25] Эти церемонии были неразрывно вплетены в структуру управления инков, служа для укрепления божественного мандата и правления, а также обязательств лояльности и дани со стороны подданных. Ритуальные церемонии функционировали как механизмы культурной преемственности и формирования идентичности, объединяя различные сообщества в рамках общей религиозной структуры. [26]

Система верований инков была политеистической. Инки воспринимали космос как священный порядок, управляемый гармоничным взаимодействием Солнца, Луны и звезд. [27] Гендерные идеологии были созданы в рамках этой космической структуры, проливая свет на пересечение духовных верований, социальных иерархий и гендерных ролей в обществе инков. [28] Виракоча, создатель вселенной, и Инти, Бог Солнца, были самыми важными богами. Считалось, что Виракоча создал человечество на острове посреди озера Титикака . Инти настолько горячо любили, что инки называли себя «Интип Чурин», что на языке кечуа означает «дети солнца». [27] Инки принимали участие в духовных человеческих жертвоприношениях, известных как Капакоча . Церемонии капакоча возникали как методы демаркации границ на периферии расширяющейся империи. [29] Инки создали место местной благодарности, управляемое по всей империи, окружив эти священные места кварталом инков и проводя там ритуалы. [30] Эти подношения совершались на больших горах, где были построены церемониальные площадки, и считалось, что они делались для многочисленных событий, таких как важные фестивали, природные явления и попытки доставить удовольствие горным божествам. Эти жертвы вывозились в горы по всему Андам и живыми помещались в погребальные гробницы, где их оставляли с такими предметами, как статуэтки, листья коки, еда, алкогольные напитки и керамика. [31] Горы были основным объектом почитания многих этнических групп в эпоху испанского завоевания, причем многие считали их наиболее значимыми. [32] Остатки свирелок в стиле инков указывают на то, что практики инков проводились на вершине, возвышавшейся над этим местом. Инки подчеркивали различные природные элементы окружающей среды, такие как ручей, текущий по каналу, обнажения скал и самую высокую точку горы Кауана. [30] Вилка камайо были надзирателями за подношениями, при этом они принимали решение о том, где и сколько жертвоприношений приносилось на каждой горе. Горным божествам поклонялись, поскольку считалось, что они контролируют такие вещи, как осадки, поток воды и, следовательно, изобилие и плодородие сельскохозяйственных культур. [31] [29] Сохранение местной религии зависело от ее соответствия административному контексту, подтверждающему религию. [30] В марте черных лам приносили в жертву на церемониях, проводимых инками при содействии священника. [33] Одежда священников и участников была богато украшена замысловатыми узорами и яркими цветами, служа как практическим, так и символическим целям. [34] Перед важными церемониями обычно соблюдался пост: священники должны были воздерживаться от употребления соли, перца, мяса, рыбы, острой пищи и любых форм сексуальной активности. [35]

Другие практики

[ редактировать ]

Инки практиковали черепную деформацию . Они добились этого, обернув тугие тканевые ремни вокруг голов новорожденных, чтобы изменить форму их все еще мягких черепов. Эти деформации не привели к повреждению головного мозга. Исследователи из Музея Филда полагают, что эта практика использовалась для обозначения различных этнических групп по всей Империи инков. [36]

Инки сохраняли тела посредством мумификации. Малкис представляли собой мумифицированные тела умерших правителей и дворян инков, сохраняемые и почитаемые как духи предков. Малкис внес свой вклад в мировоззрение инков, сформировав их представления о происхождении, загробной жизни и преемственности власти между поколениями. [37] Связки андских мумий были тщательно расставлены с учетом не только расположения тела, но и материальных артефактов, сопровождавших предка после смерти. Расположение тела, манипулирование его позой и включение окружающих погребальных предметов — все это сыграло роль в усилении символической значимости тела, согласовав это исследование с исследованиями истории искусства. [38] Тела в позе эмбриона заворачивали в ткань или кожу. [39] Ранг определял, как были похоронены инки. Обычных людей помещали в открытую пещеру или чулпу для возможного посещения. Органы императоров извлекали и помещали в банки отдельно от их тел. После подготовки их размещали там, где они больше всего занимались в жизни. [40]

Сельское хозяйство

[ редактировать ]
Инки и их предшественники выращивали около 200 сортов перуанского картофеля.

Подсчитано, что инки выращивали около семидесяти видов сельскохозяйственных культур. Основными сельскохозяйственными культурами были: картофель , сладкий картофель , кукуруза , перец чили , хлопок , помидоры , арахис , съедобный корень ока и псевдозерновые киноа и амарант . Культуры, разработанные инками и предшествующими культурами, делают Южную Америку одним из исторических центров разнообразия сельскохозяйственных культур (наряду с Ближним Востоком , Индией , Мезоамерикой , Эфиопией и Дальним Востоком ). Многие из этих культур были широко распространены испанцами и в настоящее время являются важными культурами во всем мире. Сальса была изобретена инками с использованием помидоров, перца чили и других специй.В поселении инков Виткос пыльца кукурузы и лебеды была обнаружена в нескольких образцах почвы, датируемых еще периодом инков. [41]

Инки выращивали продовольственные культуры на засушливых берегах Тихого океана, высоко на склонах Анд и в низменных тропических лесах Амазонки . В горных районах Анд они широко использовали террасированные поля, что не только позволяло им использовать богатую минералами горную почву, оставленную другими народами под паром, но и пользовалось преимуществами микроклимата, благоприятствующего выращиванию различных культур, возделываемых на всей территории Анд. год. Фактором, способствовавшим способности инков так быстро расширять свое население и сельское хозяйство, был небольшой сдвиг климата, который позволил добиться немного более высоких температур и небольшого увеличения годового количества осадков. [42] Это способствовало способности инков использовать террасированные и орошаемые поля на возвышенностях, открывая огромные территории Анд для сельского хозяйства инков. [42] Сельскохозяйственные орудия состояли в основном из простых палок-копалок . [ нужна ссылка ]

Инки разработали коллкас — здание из самана, полевого камня, глиняного раствора, гипса и пирчи, используемое для хранения продуктов. [43] В этих зернохранилищах хранились: кукуруза, киноа, помидоры, картофель, чича (кукурузное пиво), фрукты, соль, рыба, клубни и зерно. [43] Кулкас позволил сохранить запасы продовольствия в холодном климате Анд. [43]

Многие сорта перуанской кукурузы были известны инкам на протяжении веков.

Инки также разводили лам и альпак ради шерсти, мяса и использования их в качестве вьючных животных, а также ловили диких викуний из-за их прекрасной шерсти.

Дорожная система инков была ключом к успеху сельского хозяйства, поскольку позволяла доставлять продукты на большие расстояния. Инки также построили огромные хранилища, что позволило им пережить годы Эль-Ниньо , в то время как некоторые соседние цивилизации пострадали.

Лидеры инков вели учет того, что производил каждый айллу в империи, но не облагали налогом свою продукцию. Вместо этого они использовали миту для поддержки империи.

Диета инков состояла в основном из рыбы и овощей, реже с добавлением мяса куй (морских свинок) и верблюдовых. Кроме того, они охотились на различных животных ради мяса, шкур и перьев. Кукурузу солодили и использовали для приготовления чича , ферментированного алкогольного напитка .

Экономика

[ редактировать ]

По словам Феррейры и Шамо:

« Социальная система инков имела древнее андское происхождение и основывалась на айллу, расширенной семейной группе с общим предком. Экономическая система также была основана на древних социальных структурах и может быть объяснена несколькими принципами, а именно взаимностью, перераспределением и вертикальный контроль » .

Эти авторы также добавляют:

« Перераспределение, практика, применяемая государством, гарантировала, что все сельскохозяйственные товары, не обменявшиеся на основе взаимности, должны были распределяться по различным областям империи в случае плохого урожая » . [44]

По сути, правительство инков действовало как гарантия от массового голода.

В отличие от европейцев, золото и серебро не использовались в качестве валюты. Вместо этого правители раздавали одежду и еду в обмен на рабочую силу. [45]

Инки требовали дань от тех, кого они завоевали. Исторические записи показывают, что после завоевания инков увеличилось сельскохозяйственное производство, а также производство тканей. [46]

Инфраструктура

[ редактировать ]
Сеть дорог инков (Дорога инков)
Вызов слушателя с помощью Qhapaq Ñan

«Капак Нан» (Дорога Инков), что на языке кечуа означает «Путь Господа», широко использовалась и строилась по всей Империи Инков как для знати, так и для государственных предприятий Инков. Дорога Инков, хотя и активно использовалась элитой Инков, предназначалась не только для элиты, но также использовалась для спешной отправки и получения информации с помощью Часки (официальных посланников) по всей империи. Он также использовался для расширения империи путем мобилизации военных кампаний, а также гражданских лиц для перевозки товаров пешком или с помощью домашних стад лам и альпак. [47] Кроме того, дороги инков не только были обширными и охватывали все Анды, но также были хорошо спланированы и обслуживались. [48] Инки разработали стандартный проект дорог и распространили его по всей империи. Дороги строились так, чтобы их можно было легко осушать, чтобы предотвратить повреждение дорог и наводнения. Дороги часто чистили специальные работники по техническому обслуживанию. [49] Вдоль дорог также строились домики для путешествующей знати. Остановки для отдыха, называемые тамбо, были построены рядом с дорогами, к каждой из которых вели запасы воды, чтобы у путешественников и посыльных было место для отдыха и чистая вода для питья. [50] Возле дорог также строились военные склады, в которых хранились продукты на время путешествий войск. Через реки, которые были слишком глубокими, чтобы их можно было пересечь, строили мосты, а по обочинам дорог ставили большие плоские камни в качестве указателей, чтобы различать разные участки дорог. [27] Дорожная сеть инков также служила связующим звеном между различными регионами империи. Это позволило инкам организовывать военные кампании наряду с использованием обширной системы дорог как способа социального контроля над своими недавно завоеванными территориями и народами путем контроля над различными аспектами коммуникаций, торговли, паломничества, налогообложения ( мита ) и т. д. Это подчеркивает важность дорожная система инков как важнейшая политическая, религиозная и социальная основа Империи инков. [51] Дорога инков также оказала положительное влияние на империю, затронув небольшие местные общины, жившие вдоль дорожной сети, что затем подняло всю империю в целом посредством подхода «снизу вверх». Восходящий подход показывает, как различное использование дороги инков как элитами, так и неэлитами влияет на воздействие и использование дорог в Андах для милитаристских и социальных завоеваний инков. [52]

Инки полагались на воду и поклонялись ей. Был построен храм Инкамисана для поклонения воде и божествам, дающим им воду. Храм, как и многие другие постройки, построенные инками, сочетал в себе эстетику, подземные водопроводы и гидравлические системы. Инки также использовали Капак-Нан в религиозных целях: паломники шли по дороге инков к святыне, расположенной недалеко от побережья. [48] Инки понимали, что вода необходима для сельскохозяйственного производства (используется на террасах) и для бытовых целей. Инженерам-строителям того времени для инков было поручено проложить маршруты отводов и каналов к назначенному месту, определить, какой источник воды обеспечит желаемую скорость потока и с какой высоты нужно будет отбирать воду из источника, чтобы гравитация работала эффективно. . [27] Инки также хорошо знали санитарию. У инков были свои собственные системы очистки сточных вод, и документально подтверждено, что они собирали человеческие отходы для обработки земель, чтобы обеспечить успешный сезон сбора урожая. [53]

Однако, согласно другому переводу, Королевская дорога использовалась не только в военных или религиозных целях. Это позволило создать сложную торговую сеть по всей территории Анд. [48] Дорога инков также использовалась местным населением, живущим рядом с Королевской дорогой. Это облегчило местную придорожную экономическую деятельность, а также улучшило логистику передвижения по дороге инков. Местное население могло использовать дорогу в своих целях, поскольку элита инков не могла полностью контролировать весь участок Королевской дороги. [54] Затем это показывает, как элиты и неэлиты взаимодействовали с дорожными сетями. В то время как элиты рассматривали дорогу как средство передвижения наряду с обменом информацией через часки , местные жители воспринимали дорогу как нечто, что нужно обслуживать и ремонтировать. [55] Капак-Нан использовался Инками для различных целей, но он также служил для огромной империи способом поддерживать связь с самой собой на огромных расстояниях и в окружающей среде. Поддержание сети королевских дорог отражает определенный уровень сотрудничества внутри Империи инков, что привело к ее успеху в завоеваниях и управлении, а также к физическому успеху самой дороги, настолько, что сеть дорог инков используется до сих пор. [56] Использование дорог коренными народами осуществляется и сегодня. Дорога инков в наши дни является напоминанием коренному населению о том, насколько хорошо организованной и социально развитой была империя инков, создавшая одну из самых обширных, охватывающих 40 000 километров, и многофункциональных дорожных сетей среди всех империй. [57]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Макьюэн, Гордон Фрэнсис (2006). Инки: новые перспективы . WW Нортон. стр. 93–96. ISBN  0-393-33301-9 .
  2. ^ Пауэрс, Карен Виейра (2000). «Андийцы и испанцы в зоне контакта: гендерное столкновение». Ежеквартальный журнал американских индейцев . 24 (4): 511–536. дои : 10.1353/aiq.2000.0025 . S2CID   161418762 .
  3. ^ Д'Альтрой, Теренс (2015). Инки (2-е изд.). Западный Суссекс: Уайли Блэквелл. п. 295. ИСБН  9781444331158 .
  4. ^ Инки: повелители золота и славы . Нью-Йорк: Книги Time-Life. 1992. С. 130 . ISBN  0-8094-9870-7 .
  5. ^ Д'Альтрой, Теренс (2015). Инки (2-е изд.). Западный Суссекс, Великобритания: Уайли Блэквелл. стр. 305–306. ISBN  9781444331158 .
  6. ^ Jump up to: а б Д'Альтрой, Теренс (2015). Инки (2-е изд.). Западный Суссекс, Великобритания: Уайли Блэквелл. п. 304. ИСБН  9781444331158 .
  7. ^ Сильверблатт, Ирен (октябрь 1978 г.). «Андские женщины в Империи инков». Феминистские исследования . 4 (3): 39. дои : 10.2307/3177537 . JSTOR   3177537 .
  8. ^ Сильверблатт, Ирен (октябрь 1978 г.). «Андские женщины в Империи инков». Феминистские студии, Inc. 4 (3): 42.
  9. ^ Д'Альтрой, Теренс (2015). Инки . Западный Суссекс, Великобритания: Уайли Блэквелл. п. 300. ИСБН  9781444331158 .
  10. ^ Гюнгерих, Сара Викунья (2015). «Женщины Капак и политика брака в раннем колониальном Перу». Обзор колониальной Латинской Америки . 24 (2): 147–148. дои : 10.1080/10609164.2015.1040275 . S2CID   153334263 .
  11. ^ Королевские комментарии инков и всеобщая история Перу, части первая и вторая . 1965. дои : 10.7560/733589 . ISBN  978-0-292-78458-1 . [ нужна страница ]
  12. ^ Jump up to: а б Кирби, Джо, изд. (2003). Красители в истории и археологии 19: включая документы, представленные на 19-м заседании, состоявшемся в Королевском музее Национальных музеев Шотландии, Эдинбург, 19–20 октября 2000 г. Лондон: Архетип. стр. 51–52. ISBN  978-1-873132-14-2 .
  13. ^ Jump up to: а б с Фиппс, Елена (2009). «Гарсиласо и унку: наблюдения над одеждой и идентичностью инков» . Обзор: Литература и искусство Америки . 42 (2): 236–245. дои : 10.1080/08905760903248126 . ISSN   0890-5762 .
  14. ^ Jump up to: а б Мурра, Джон В. (1962). «Ткань и ее функции в государстве инков» . Американский антрополог . 64 (4): 710–728. ISSN   0002-7294 .
  15. ^ Jump up to: а б Чайлд, В. Гордон; Уэйлс, Бернард, ред. (1996). Ремесленная специализация и социальная эволюция: памяти В. Гордона Чайлда . Монография Университетского музея. Филадельфия: Музей археологии и антропологии Пенсильванского университета. стр. 219–220. ISBN  978-0-924171-43-7 .
  16. ^ Jump up to: а б Костин, Кэти Линн (1998). «Домохозяйки, избранные женщины, квалифицированные мужчины: производство ткани и социальная идентичность в поздних доиспанских Андах» . Археологические документы Американской антропологической ассоциации . 8 (1): 123–141. дои : 10.1525/ap3a.1998.8.1.123 . ISSN   1551-823X .
  17. ^ Сполдинг, Карен (1984). Уарочиро: Андское общество под властью инков и испанцев . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета. стр. 83–84. ISBN  0-8047-1516-5 . Проверено 29 сентября 2017 г.
  18. ^ Альконини Мухика, Соня; Кови, Алан, ред. (2018). «4.3 Горное дело и производство металлов инков». Оксфордский справочник инков . Оксфордские справочники. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-021935-2 .
  19. ^ Шах, Мария; Пелфри, Ханна; Стивенсон, Джессика Дж. (2017). «Влияние металлургического завода Чиму на металлургический завод инков» . Кеннесо Журнал студенческих исследований . 5 (2).
  20. ^ Jump up to: а б с Лехтман, Хизер (1985). «Значение металлов в доколумбовой андской культуре» . Бюллетень Американской академии искусств и наук . 38 (5): 9–37. ISSN   0002-712X .
  21. ^ Jump up to: а б Лехтман, Хизер (1984). «Андские системы ценностей и развитие доисторической металлургии» . Технологии и культура . 25 (1): 1–36. ISSN   1097-3729 .
  22. ^ Jump up to: а б Д'Альтрой, Теренс (2015). Инки . Западный Суссекс, Великобритания: John Wiley & Sons. п. 174. ИСБН  978-1-4443-3115-8 .
  23. ^ Jump up to: а б Малпасс, Майкл А.; Альконини, Соня, ред. (2010). Отдаленные провинции империи инков: к более глубокому пониманию империализма инков . Университет Айовы Пресс. ISBN  978-1-58729-933-9 .
  24. ^ Фэйрчайлд, М. Шерил. Двойственность Анд, охватывающая завоевания инков и испанцев: Пеллехо-Чико-Альто, местное место в долине Акари, Перу . Дисс. Университет Колорадо в Денвере, 1999 г. https://digital.auraria.edu/files/pdf?fileid=30f1c90a-53b5-4443-9ae5-4ac6c2580e15.
  25. ^ Толанд, Джудит Дрик. Легитимация инков как коммуникативный процесс . Нью-Брансуик и Оксфорд: Книги транзакций, 1988. https://books.google.com/books?hl=en&lr=&id=mgDBG5zu1xYC&oi=fnd&pg=PA115&dq=Toland,+Judith+Drick.+Inca+legitimation+as+a+ связь+процесс.+New+Brunswick+and+Oxford:+Transaction+Books,+1988.&ots=2oJRiSjlhM&sig=TZ3D53jWZYInliHzrT5Nl-50q4A#v=onepage&q&f=false
  26. ^ Вальдес, Лидио М.; Бетчер, Кэтрин Дж.; Уамани, Марселино Н. (декабрь 2020 г.). «Подношения ламы инков из Тамбо Вьехо, долина Акари, Перу» Античность 94 (378): 1557–1574. дои : 10.15184/aqy.2020.183 .
  27. ^ Jump up to: а б с д Райт, Кеннет Р.; Гибая Овиендо, Арминда М.; Макьюэн, Гордон Ф.; Миксад, Ричард В.; Райт, Рут М. (2015). Инкамисана: проектирование водного храма инков . Американское общество инженеров-строителей.
  28. ^ Сильверблатт, Ирен Марша (1987). Луна, Солнце и Ведьмы . Издательство Принстонского университета. дои : 10.1515/9781400843343 . ISBN  978-1-4008-4334-3 . JSTOR   j.ctv1m5924j . Книга проекта МУЗА   84565 . [ нужна страница ]
  29. ^ Jump up to: а б Рейнхард, Йохан; Черути, Мария Констанца (декабрь 2006 г.). «Священные горы, церемониальные места и человеческие жертвоприношения у инков». Археоастрономия . 19 : 1–43. hdl : 11336/83632 .
  30. ^ Jump up to: а б с Дженнингс, Джастин (декабрь 2003 г.). «Империализм инков, ритуальные изменения и космологическая преемственность в долине Котауаси в Перу». Журнал антропологических исследований . 59 (4): 433–462. дои : 10.1086/jar.59.4.3631591 .
  31. ^ Jump up to: а б Рейнхард, Йохан (2016). «Замороженные мумии Анд: человеческие жертвоприношения в священном ландшафте инков» . Экспедиция . 58 (2): 8–12.
  32. ^ Рейнхард, Йохан; Черути, Мария Костанца (01 декабря 2010 г.). Ритуалы инков и священные горы: исследование самых высоких археологических памятников мира . ISBN  978-1-950446-37-7 .
  33. ^ «Сайт Гуаман Пома» . poma.kb.dk. ​Проверено 4 июня 2024 г.
  34. ^ Дельгадо Гонсалес, Карлос (2013). «Пиры и подношения в Аркопате, Куско» . Андское прошлое . 11 (1): 11.
  35. ^ Рейнхард, Йохан; Черути, Мария Костанца (01 декабря 2010 г.). Ритуалы инков и священные горы: исследование самых высоких археологических памятников мира . ISBN  978-1-950446-37-7 .
  36. ^ «Мачу-Пикчу: продолжающиеся расследования» . Архивировано из оригинала 17 марта 2009 г. Проверено г. 1 мая 2006
  37. ^ Лейн, Кевин (2022). Инки: утраченные цивилизации . Книги реакции. ISBN  978-1-78914-547-2 . [ нужна страница ]
  38. ^ Баттс, Морган Кара (2016). Жизнь тел: рассмотрение мумий инков как материальных символов (Диссертация). ПроКвест   1807432606 . [ нужна страница ]
  39. ^ «Ледяные мумии инков» . НОВА Онлайн .
  40. ^ Макьюэн, Гордон Фрэнсис (2006). Инки: новые перспективы . АВС-КЛИО. ISBN  978-1-85109-574-2 . OCLC   63189780 . [ нужна страница ]
  41. ^ Месет, Энрике; Ван, Лян-Чи; Чен, Су-Хва; Ю, Джейсон CS; Бузинный, Михаил (июль 2015 г.). «Реконструкция сельского хозяйства в поселении инков Виткос, Перу». Орошение и дренаж . 64 (3): 340–352. Бибкод : 2015IrrDr..64..340M . дои : 10.1002/ird.1891 . S2CID   108822941 .
  42. ^ Jump up to: а б Чепстоу-Ласти, Эй Джей; Фрогли, MR; Бауэр, Б.С.; Ленг, MJ; Боссенкол, КП; Каркайе, К.; Али, А.А.; Гиода, А. (22 июля 2009 г.). «Возникновение Империи инков в контексте климата и землепользования» . Климат прошлого . 5 (3): 375–388. Бибкод : 2009CliPa...5..375C . дои : 10.5194/cp-5-375-2009 .
  43. ^ Jump up to: а б с Брандлин, Даниэла; Шекснайдер, Клифф (февраль 2013 г.). «Уроки устойчивого развития Империи инков». Периодическое практическое издание по структурному проектированию и строительству . 18 (1): 52–55. дои : 10.1061/(asce)sc.1943-5576.0000138 .
  44. ^ Даржет-Шамот, Феррейра ''' Культура и обычаи Перу ; Гринвуд Пресс; Вестпорт, Коннектикут/Лондон; 2003 г.; стр. 13
  45. ^ «Затерянная империя инков — NOVA | PBS» . www.pbs.org . Ноябрь 2000 года . Проверено 29 сентября 2017 г.
  46. ^ Костин, Кэти Линн (1 мая 2016 г.). «Кому это выгодно? Структурные изменения и жизненный опыт в позднедоиспанских Андах» . Археологические документы Американской антропологической ассоциации . 27 : 120–142. дои : 10.1111/apaa.12078 .
  47. ^ «Великая дорога инков: создание империи» . americanindian.si.edu . Проверено 4 июня 2024 г.
  48. ^ Jump up to: а б с Альконини, Соня; Кови, Р. Алан (2 апреля 2018 г.). Оксфордский справочник инков . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-090803-4 .
  49. ^ Гарридо, Франциско (сентябрь 2016 г.). «Переосмысление имперской инфраструктуры: взгляд снизу на путь инков» . Журнал антропологической археологии . 43 : 94–109. дои : 10.1016/j.jaa.2016.06.001 .
  50. ^ Франко, Ана Паула; Галиани, Себастьян; Лавадо, Пабло (июль 2021 г.), Долгосрочные последствия дороги инков (рабочий документ), серия рабочих документов, doi : 10.3386/w28979 , получено 4 июня 2024 г.
  51. ^ Зори, Коллин; Брант, Эрика; Родригес, Маурисио Урибе (2 января 2017 г.). «Империи как социальные сети: дороги, взаимосвязь и объединение северного Чили инками» . Савпа Паша (на испанском языке). 37 (1): 1–23. дои : 10.1080/00776297.2017.1323533 . ISSN   0077-6297 .
  52. ^ Гарридо, Франциско; Салазар, Диего (декабрь 2017 г.). «Имперская экспансия и местное агентство: пример рабочей организации под властью инков» . Американский антрополог . 119 (4): 631–644. дои : 10.1111/aman.12924 . ISSN   0002-7294 .
  53. ^ Бакли, Калифорния; Темплтон, MR; Фоксон, КМ; Рома, Э.; Бонд, Т. (2013). «Древние системы водоснабжения и канализации – применимость для современного городского развивающегося мира». Водные науки и технологии . 67 (5): 935–941. дои : 10.2166/wst.2013.628 . ПМИД   23416582 .
  54. ^ Гарридо, Франциско (01 сентября 2016 г.). «Переосмысление имперской инфраструктуры: взгляд на дорогу инков снизу вверх» . Журнал антропологической археологии . 43 : 94–109. дои : 10.1016/j.jaa.2016.06.001 . ISSN   0278-4165 .
  55. ^ Уилкинсон, Дэррил (февраль 2019 г.). «Инфраструктура и неравенство: археология дороги инков через облачные леса Амайбамба» . Журнал социальной археологии . 19 (1): 27–46. дои : 10.1177/1469605318822551 . ISSN   1469-6053 .
  56. ^ Станиш, Чарльз (2020), Бондаренко, Дмитрий М.; Ковалевски, Стивен А.; Смолл, Дэвид Б. (ред.), «Эволюция социальных институтов в Центральных Андах» , «Эволюция социальных институтов: междисциплинарные перспективы» , Cham: Springer International Publishing, стр. 555–576, doi : 10.1007/978-3 -030-51437-2_24 , ISBN  978-3-030-51437-2 , получено 4 июня 2024 г.
  57. ^ Матос, Рамиро; Баррейро, Хосе (08 сентября 2015 г.). Великий путь инков: создание империи . Смитсоновский институт. ISBN  978-1-58834-545-5 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 17a8442ef041de5bae4fe990082bb800__1720951500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/17/00/17a8442ef041de5bae4fe990082bb800.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Inca society - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)