Jump to content

Акла

Акллас в рукописи Гуаман Пома 1615 года.

Акла ( кечуа : aklla или aqlla, мн. aqllakuna ), также называемые Избранными женщинами , Девами Солнца и Женами Инков , были изолированными женщинами в Империи Инков . Это были девственницы , выбранные примерно в 10-летнем возрасте. Они совершили несколько служений. Их выдавали замуж за мужчин, отличившихся на службе империи; они производили предметы роскоши, ткали прекрасные ткани, готовили ритуальную еду и варили чичу (пиво), которое пили на религиозных праздниках; а некоторые, самые «совершенные», были выбраны в качестве человеческих жертвоприношений для религиозных обрядов. Другие прожили свою жизнь в монашеской среде. [1]

Отбор и обучение

[ редактировать ]

Империя инков (1438–1533) создала или переняла из более ранних культур несколько институтов для управления трудом людей на территории, которой она управляла. Среди институтов были мита , янакуна и акла .

Каждый год правительство инков отправляло представителей, называемых апупанака , для сбора девочек восьми-десяти лет из провинций в качестве дани для государства. Отобранные девушки были в основном из высших социальных слоев, часто выходцами из семей неинкских провинциальных лидеров класса курака . [2] Их выбирали на основании их красоты, навыков и интеллекта и отправляли на обучение в провинциальные центры для совместного проживания в комплексах зданий, называемых аклаваси (дом избранных женщин), в которых могло проживать до 200 женщин. [3] отправлялись только люди с самым высоким статусом . В Куско для обучения [4]

Девочек около четырех лет обучали религии, прядению и ткачеству, приготовлению еды и завариванию чичи. Затем они становились мамакуна (жрицами) и выходили замуж за видных людей или выполняли религиозные обязанности. Самые опытные и физически совершенные отправлялись в Куско , столицу империи, и могли стать второстепенными женами или наложницами императора инков и других дворян. Некоторым было суждено быть принесенными в жертву во время религиозной церемонии под названием капакоча . [5] несколько археологических контекстов акллы Было идентифицировано , в частности, в Уануко Пампа . [6] [7] Их статус и функции в обществе иногда сравнивают с аналогичной ролью, которую занимали мужчины, называемой янакуна .

Акллы были разнообразной группой с точки зрения их функциональности в обществе инков. Общее понимание общественной роли аклласов состоит в том, что они были разделены на две группы: тех, кто участвовал в религиозных ритуалах, и тех, кого отдавали мужчинам в жены. [2] Внутри этих ролей назначение аклласа было разделено по статусу. с более высоким статусом Аклы (тех, кто считался более красивым, более опытным и происходил из семей с высоким статусом) либо были отправлены в Куско для служения солнцу в Кориканче, либо они стали второстепенными женами инков. с более низким статусом Аклы обычно оставались в своих регионах происхождения и служили меньшим религиозным культам или преподносились в качестве подарков знати инков. [4]

Несмотря на различия в том, где они оказались, предоставляемые ими услуги, как правило, были очень похожими; Аклам было поручено создавать ткани, готовить еду, заваривать чичу для ритуального потребления и выполнять любые другие навыки, необходимые им, чтобы стать хорошей женой или жрицей. Их услуги считаются основой представлений инков о гостеприимстве. Этот момент разъяснил инка Пачакути , который приказал создать и расширить аклаваси с целью усиления «щедрости администрации». [2]

Однако их труд мог быть даже более специализированным и тонким, чем общее понимание их роли. Некоторые источники предполагают, что существовало много разных типов акл с определенными названиями. В их число входили гуайрур акллас, служившие солнцу и луне, уайрор аклла сумах , посвященные главным вакам , и аклла чаупи катикин сумах, которые ткали одежду и работали над чакрами. [2] Другие источники предполагают, что на них могло быть больше обязанностей, чем им обычно приписывают. Из-за своего уникального положения в обществе они, возможно, также выполняли роль писцов. [4]

Социальная значимость

[ редактировать ]

Хотя акллы часто воспринимаются как товар внутри империи, их влияние и значение простирались гораздо дальше, чем просто предмет торговли. Фактически, многие из них, как правило, получали социальную выгоду от своего положения аклла, поскольку те, кто был женат на провинциальных лидерах, получали собственную землю и командовали рабочими, обрабатывавшими землю. [4]

Использование аклласа было связано с родством и поддержанием гегемонии внутри империи. Семья выбранного акла будет повышена в социальном статусе. чтили Сами акллы главных богов инков и получали ответное почтение. Те, кто не был принесён в жертву в Куско, могли быть возвращены в свои общины и там принесены в жертву. Это создало бы ритуальную связь между Куско и местным регионом; Куско взял члена местной общины и сделал его представителем центрального государства. Акла местных был благословлен императором и стал хранителем вака . Это означало вступление империи в местные традиции и религию.

Аклы были чрезвычайно важным инструментом управления государством для Куско. Они играли важную роль в системе взаимности, которая позволяла империи существовать без формальной денежной экономики. Перераспределение женщин было чрезвычайно успешным способом завоевать лояльность тех, кто только что был завоеван инками, поскольку оно давало статус семьям избранных женщин и помогало укрепить доверие между чиновниками и местными жителями. Их служба также имела важное значение для утверждения культуры инков по всей империи. Труд, который они предоставляли в виде текстиля, использовался при вручении подарков для создания союзов, а сами они также использовались как своего рода подарок, который помогал придать статус получателю. Те, кто получил аклу в качестве жены, также получили все навыки, которые она могла предоставить, что давало этому человеку значительную власть. [4]

Священники инков в сопровождении аклла во время религиозной церемонии в Пачакамаке.

Акллы, отдававшиеся на службу в религиозных целях, придавали такое же значение из-за их навыков в создании необходимых средств для ритуалов, а именно приготовления чичи, которая была неотъемлемой частью религиозных церемоний. [4] Их присутствие отмечено на ритуальном месте Уанако Пампа, где раскопки построек предполагают большое присутствие акл , имевших доступ к обширным хранилищам кукурузы и зерна для приготовления чичи. Было важно, чтобы они присутствовали на месте, поскольку чича не могла храниться в течение длительного периода времени; это пришлось делать более или менее на месте. [6]

Хотя это и менее распространено, есть некоторые свидетельства того, что акллы использовались в человеческих жертвоприношениях. Это было связано с их ролью подарков и системой взаимности по всей империи из-за их экономического значения. [8] В ритуальном контексте они были чрезвычайно ценной жертвой, поскольку олицетворяли возможность получения огромного потенциального богатства за счет использования навыков ткачества, приготовления чичи и гостеприимства. Они также представляли собой связь между Куско и завоеванными им периферийными регионами. Эта привязка центра к периферии была одним из важнейших аспектов жертвоприношения аклла . История Танта Кархуа — один из таких рассказов о процессе соединения центра и периферии. [9]

Колониальные документы содержат запись о Танте Каруа, которая была принесена в жертву как капакоча в своем доме в айллу Уркона. После посещения Куско и получения чести от императора Танта Каруа сказала: «Теперь вы можете закончить со мной, потому что я не могу быть удостоен большей чести, чем пиры, которые они устроили для меня в Куско». [9] По возвращении домой отец Танты стал куракой своего айллу . Танта была обожествлена, и ее «жертвоприношение... ритуально утвердило новую роль ее отца и его потомков в качестве связующего звена между Урконом и Куско, одновременно драматизируя подчинение общины Куско». [5]

Гендерное значение и недоразумения

[ редактировать ]

Подавляющее количество знаний о них позволяет предположить, что большинство из них были женщинами. Это означало, что на них действовали определенные правила и ожидания. Одним из наиболее заметных отличий не только от остального населения, но и от янакуна, была их роль в воспроизводстве. Акллас должен был соблюдать целомудрие, а несоблюдение этого требования каралось смертью. Это требование было уникальной потребностью инков, поскольку коренные жители Анд не требовали от женщин целомудрия. Фактически, сексуальные отношения до брака и пробные браки поощрялись. [8] [4] Это же требование не предъявлялось к янакуне .

С этим была связана их связь с своего рода «святым статусом». Однако это понятие может быть слишком тесно связано с колониальным пониманием их функции. Многие колонисты были очарованы акллами , но были склонны приравнивать их к европейскому пониманию их функции. Их часто считали культом девственности или аналогом монахинь. [4] Это неточно отражает их положение в их уникальном культурном контексте.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Костин, Кэти Линн (1998), «Домохозяйки, избранные женщины, квалифицированные мужчины: производство ткани и социальная идентичность в поздних доисторических Андах», Археологические документы Американской антропологической ассоциации, том. 8, № 1, с. 134
  2. ^ Jump up to: а б с д Персинен, Мартти. Тавантинсую: Государство инков и его политическая организация. Хельсинки, Научная книга, 1992 г.
  3. ^ Д'Алтрой, Теренс Н. (2003), Инки , Молден, Массачусетс: Blackwell Publishing, стр. 189
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Сильверблатт, Ирен. «Андские женщины в Империи инков». Феминистские исследования 4, вып. 3 (1978): 36–61.
  5. ^ Jump up to: а б Ирен Сильверблатт (январь 1988 г.). «Имперские дилеммы, родство и история инков». Сравнительные исследования в обществе и истории . 30 (1). Издательство Кембриджского университета: 83–102.
  6. ^ Jump up to: а б Буллок, Тори. «Влияние государственного управления инков на место Уануко Пампа». Электронный студенческий журнал антропологии Калифорнийского государственного университета Домингес-Хиллз 6, вып. 1 (2011): 109–119.
  7. ^ Уле, Макс (1903). Пачакамак: отчет Уильяма Пеппера, доктора медицинских наук, доктора юридических наук, перуанской экспедиции 1896 года . Филадельфия: Департамент археологии Пенсильванского университета.
  8. ^ Jump up to: а б Гозе, Питер. «Государство как избранная женщина: служба невест и кормление данников в империи инков». Американский антрополог 102, № 1 (2000): 84–97.
  9. ^ Jump up to: а б Лизл Кларк. «Церемония жертвоприношения» . Проверено 13 февраля 2011 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 332433157c618242c70b572e0a2ef72d__1717080300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/33/2d/332433157c618242c70b572e0a2ef72d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Aclla - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)