Злиться
![]() |
Все еще Империя |
---|
Общество инков |
История инков |
Курака . ( кечуа для главного губернатора провинции или общины в Тавантинсуйу) [ 1 ] [ 2 ] ), или курака (латиноамериканское написание [ 3 ] ), был чиновником андских цивилизаций , объединенных Империей Инков в 1438 году, который занимал роль магистрата на нескольких иерархических уровнях, от Инки Сапа во главе Империи до местных семейных единиц. [ 4 ]
Кураки семейных были главами айллусов ( клановых . единиц) и федераций айллусов, вождествами или кураказго называемых [ 5 ] Во времена Империи инков Сапа-Инки правили с помощью существовавших местных иерархий. [ 5 ] Они служили сборщиками налогов и обладали религиозной властью, являясь посредниками между сверхъестественной сферой и царством смертных. Они отвечали за то, чтобы духовный мир благословил смертного процветанием, и несли ответственность в случае стихийного бедствия, такого как засуха. [ 6 ] Куракас пользовался такими привилегиями, как освобождение от налогов, право на многоженство и право ездить на носилках . [ 4 ]
Курака был аристократом , который часто, но не всегда, происходил из предыдущего поколения. [ 7 ] Курака означает «высший» или «главный», и его власть была дарована Инкой. [ 8 ] В каждом айллу и вождестве было четыре курака : двое из них управляли верхней и нижней (ханан и хурин) частями, и у каждого из них был помощник. Однако из четырех курака одна превосходила остальных. [ 9 ]
После завоевания Перу испанцами испанская система правления использовала лидеров коренных народов в качестве посредников для мобилизации рабочей силы и дани от их общин для доставки испанцам, которым эти льготы были вручены в энкомьенде . Система была внедрена сначала на островах Карибского бассейна, где таких лидеров называли касики , затем в Мексике , где аравакский термин касик термин курака был расширен, а затем в Андском регионе, где сохранялся . Коренные элиты сохраняли свои позиции до тех пор, пока они играли отведенную им роль. В конце восемнадцатого века возросшее налогообложение коренных народов оказало давление на преданность кураков своим общинам и на их желание сохранить свой статус в колониальном порядке. 1781 года Восстание Тупака Амару , возглавляемое куракой Хосе Габриэлем Кондорканки, известным как Тупак Амару II , стало самым серьезным вызовом испанскому колониальному порядку в Андах со времен испанского завоевания.
Арбитражная власть
[ редактировать ]Одной из функций курака был выбор невесты для взрослых мужчин от 25 лет и старше, которые не могли выбрать или не выбрали себе жену. Кураки . также могли решать, на каком мужчине будет разрешено жениться, если двое мужчин захотят жениться на одной и той же женщине [ 10 ] Кураки . также занимались мелкими преступлениями, но крупные преступления должны были передаваться в столицу провинции [ 11 ] Помимо других обязанностей, кураки разрешали споры, выделяли сельскохозяйственные земли, организовывали общественные мероприятия и проводили церемонии. [ 12 ]
Курака в испанскую колониальную эпоху
[ редактировать ]
Кураки испанского претерпели трансформацию в первые годы завоевания Перу . Поскольку инки не укрепили свою власть над многими регионами, некоторые кураки были антиинкскими и происпанскими. [ 13 ] За пределами бывшей столицы инков Куско «региональные касики [кураки] были самыми решительными сторонниками испанской короны». [ 14 ] В Перу и других частях Испанской Америки испанская корона признавала коренную знать при условии, что она была верна испанской монархии. Они были освобождены от налогов и получили право ездить на лошадях и носить мечи. Это не повлекло за собой отказа от традиционных источников власти и престижа. На практике кураки собирали дань и мобилизовали рабочую силу, необходимую для функционирования экономики под властью Испании. [ 15 ] Некоторые кураки в колониальную эпоху пытались укрепить свои претензии на власть и вступали в брак с представителями королевского происхождения инков, в то же время присягая на верность испанской короне. Эта ситуация привела к необходимости примирить эти две лояльности в колониальной ситуации. [ 16 ]
Роль кураки еще больше изменилась в позднюю колониальную эпоху. В конце восемнадцатого века, во время реформ Бурбонов , административной реорганизации испанской короны, налоги были увеличены, а кураки стали оказывать большее давление как посредники, что стало ключевым элементом массового скоординированного восстания в Андах в 1780-1781 годах, известного как восстание Тупака Амару. . В период после Великого восстания корона больше не признавала кураки , лишив их легитимности и уничтожив их. Традиционная элитная одежда коренной знати была запрещена, как и музыка, танцы, рисование изображений инков, имен инков и другие культурные проявления власти и влияния инков. Корона награждала лояльных кураков материальными наградами, такими как деньги и земля, а также знаками престижа, такими как военные повышения и титулы. Однако власть и положение кураков в целом были подорваны. После обретения независимости в 1825 году лидер независимости Симон Боливар отменил дворянские титулы. [ 17 ]
См. также
[ редактировать ]Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Аберкромби, Томас (1998). «Дань дурной совести: благотворительность, реституция и наследование в завещаниях Касика и Энкомендеро Чаркаса 16 века». В Келлоге, Сьюзен; Ресталл, Мэтью (ред.). Мертвые подарки: свидетельства коренных народов колониальной Мезоамерики и Анд . Университет Юты Пресс. стр. 249–289. ISBN 978-0-87480-579-6 .
- Кэхилл, Дэвид (1999). «Насилие, репрессии и восстание на юге Анд: восстание Тупака Амару и его последствия» . Институт перуанских исследований .
- Мендес, Сесилия. Плебейская республика: восстание Уанта и создание перуанского государства, 1820-1850 гг . Дарем: Издательство Университета Дьюка, 2005.
- Рамирес, Сьюзен Э. (1 ноября 1987 г.). «Dueño de Indios»: мысли о последствиях изменения основ власти «Курака-де-лос-Вьехос Антигуос» под властью испанцев в Перу шестнадцатого века» . Историческое обозрение латиноамериканцев . 67 (4): 575–610. дои : 10.1215/00182168-67.4.575 .
- Рамирес, Сьюзен Э., «Богач, бедняк, нищий или вождь: материальное богатство как основа власти в Перу шестнадцатого века». В книге «Мертвые подарки: свидетельства коренных народов колониальной Мезоамерики и Анд» , ред. Сьюзан Келлог и Мэтью Рестолл . Солт-Лейк-Сити: Университет Юты Press, 1998, стр. 215–248.
- Сен, Тьерри. Касики, дань и миграция в южных Андах: индийское общество и колониальный порядок семнадцатого века . Пер. Пол Гарнер. Лондон: Лондонский университет, 1985.
- Серульников, Серджио (1996). «Спорные образы колониализма: испанское правление и индейская подрывная деятельность в Северном Потоси, 1777–1780». Латиноамериканское историческое обозрение . 76 (2): 189–226. дои : 10.2307/2517139 . JSTOR 2517139 .
- Спалдинг, Карен (1973). «Куракас и торговля: глава эволюции андского общества». Латиноамериканское историческое обозрение . 53 (4): 581–599. дои : 10.2307/2511901 . JSTOR 2511901 .
- Спалдинг, Карен (1970). «Социальные альпинисты: изменение моделей мобильности среди индейцев колониального Перу». Латиноамериканское историческое обозрение . 50 (4): 645–664. дои : 10.2307/2512307 . JSTOR 2512307 .
- Стерн, Стив Дж. (1981). «Взлет и падение союзов индейцев и белых: региональный взгляд на историю« завоеваний »». Латиноамериканское историческое обозрение . 61 (3): 461–491. дои : 10.2307/2513394 . JSTOR 2513394 .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Теофило Лайме Аджакопа, Словарь английского языка, Ла-Пас, 2007 (англо-испанский словарь)
- ^ Diccionario Quechua - Español - Quechua, Academía Mayor de la Lengua Quechua, Правительство региона Куско, Куско, 2005 (кечуа-испанский словарь)
- ^ Пуэрто-Рико. Кабинет историка (1949). Тезаурус исторических данных: краткий указатель исторической литературы Пуэрто-Рико, включая некоторые неопубликованные, журналистские и картографические данные (на испанском языке). Распечатать правительства Пуэрто-Рико. п. 306 . Проверено 4 января 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Инки: повелители золота и славы . Нью-Йорк: Книги Time-Life. 1992. С. 61 . ISBN 0-8094-9870-7 .
- ^ Jump up to: а б Итье, Сезар (2008). Инки (на французском языке). Париж : Les Belles Lettres . стр. 69–71.
- ^ Рамирес, Сьюзан Э. (2005). Кормить и кормить: космологические основы власти и идентичности в Андах . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета. п. 135. ИСБН 0-8047-4922-1 .
- ^ Тимоти К. Эрл и Аллен В. Джонсон, Эволюция человеческих обществ: от группы собирателей к аграрному государству Стэнфорд: Stanford University Press 1987, стр.263
- ^ Жан-Жак Декостер; Педро Сармьенто де Гамбоа; Сармьенто де Гамбоа, Педро; Ваня Смит; Бауэр, Брайан С. (2007). История инков . Остин: Издательство Техасского университета. стр. 146, 147. ISBN. 978-0-292-71485-4 .
- ^ Макьюэн, Гордон Фрэнсис (26 августа 2008 г.). Инки: новые перспективы . WW Нортон. стр. 96–98. ISBN 978-0-393-33301-5 .
- ^ Инки: повелители золота и славы . Нью-Йорк: Книги Time-Life. 1992. С. 132 . ISBN 0-8094-9870-7 .
- ^ Инки: повелители золота и славы . Нью-Йорк: Книги Time-Life. 1992. С. 138 . ISBN 0-8094-9870-7 .
- ^ Эрл, Тимоти К.; Джонсон, Аллен В. (1987). Эволюция человеческих обществ: от собирательной группы к аграрному государству . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета. п. 263 . ISBN 0-8047-1339-1 .
- ^ Сесилия Мендес, Плебейская республика: восстание Уанта и создание перуанского государства . Дарем: Издательство Университета Дьюка, 2005, стр. 102.
- ^ Тереза Гисберт, Иконография и мифы коренных народов в искусстве . Ла-Пас: Gisbert y Cía 1980, с. 117.
- ^ Мендес, Плебейская Республика , с. 102.
- ^ Мендес, Плебейская Республика , с. 103, Дэвид Кэхилл, «Заключение» в книге Питера Брэдли и Дэвида Кэхилла, Габсбург Перу: образы, воображение и память . Ливерпуль: Издательство Ливерпульского университета, 2000, стр. 140.
- ^ Мендес, Плебейская Республика , стр. 102-5.