Все еще готовлю
Все еще Империя |
---|
Тем не менее общество |
История инков |
Кухня инков зародилась в доколумбовые времена в рамках цивилизации инков с 13 по 16 века. Цивилизация инков простиралась во многих регионах западного побережья Южной Америки (в частности, в Перу ), поэтому существовало большое разнообразие уникальных растений и животных, используемых в пищу. Наиболее важными основными растительными продуктами были различные клубни, корни и зерна; а наиболее распространенными источниками мяса были морские свинки , ламы , рыба и другие водные и наземные организмы (305-307). [1] На кухню сильно повлияли система хранения продуктов питания, общественные собрания и праздники инков, а также социальный статус (308–315). [1] [2]
Продукты питания
[ редактировать ]Существовало также несколько видов съедобной глины , например паса , которую использовали в качестве соуса к картофелю и другим клубням, и чако, которую использовали бедняки или религиозно набожные люди. Как и в остальной части Центральной и Южной Америки, перец чили был важной и высоко ценимой частью их рациона. [3]
Овощи и фрукты
[ редактировать ]Царство инков простиралось с севера на юг, охватывая множество климатических зон. В частности, горные хребты Перу представляют собой самые разнообразные типы зон выращивания на разных высотах, что объясняет, почему было построено множество террас для сельского хозяйства. [4] [5] [6] Разная высота, на которой были построены террасы, помогла инкам выращивать большое количество продуктов питания. [7] [8] [9] Например:
- Картофель высоко ценился за его широкое разнообразие и способность адаптироваться к различным средам и климатам. [10] Их обычно использовали в рагу (308). [1]
- Была также ока ( oca ), которая была двух разновидностей: сладкая и горькая. Сладкий сорт можно было есть сырым или консервировать, и он использовался в качестве подсластителя до появления сахара, изготовленного из сахарного тростника .
- ), схожее по назначению с окой Пайко ( Dysphania ambrosioides , входило в рацион инков в качестве ароматизатора и съедобных листьев. [11] Видами семейства Chenopodium в кухне инков были Chenopodium pallidicaule , также известный как канихуа , и Chenopodium quinoa , или киноа , из-за их способности выживать на больших высотах Анд. Киноа стала популярной в современном мире за пределами Анд благодаря своей адаптируемости, пищевой ценности и множеству применений. [12]
- Еще одно высокогорное растение в кухне инков — Lupinus mutabilis , также известный как тарви или чочо . Это растение с высоким содержанием белка часто едят с перцем чили и луком после тщательной обработки, поскольку неправильное лечение может сделать урожай ядовитым. Как и чочо по количеству белка, ахипа ( Pachyrhizus ahipa ) была еще одной культурой в кухне инков. Он быстро растет и имеет высокий урожай клубней, которые ценились за сладкий вкус, как у водяных каштанов . [13]
- Еще одним клубнем, потребляемым в Андах, был Tropaeolum tuberosum , также известный как машуа и анью на языке кечуа из-за его устойчивости к засухе и морозу. Его специально приготовили и приготовили, чтобы придать желаемый вкус, поскольку до этого он был очень горьким. Настолько, что его считали афродизиаком и давали солдатам инков во время походов, чтобы заставить их забыть о своих супругах. [14]
- Другими корнями, которые можно было найти в кухне инков, были мака ( Lepidium meyenii ) и якон ( Polymnia sonchifolia ). Мака была способна выжить в самых холодных и высоких районах Анд, что придавало ей высокую ценность. якон по текстуре похож на репу, но очень сладок и хорошо хранится, что делает его популярным в морских путешествиях. Документально подтверждено, что [15]
- Безвкусный, крахмалистый корень уллуку и арракача , что-то вроде помеси моркови и сельдерея, как и картофель, использовались в тушеных блюдах и супах. Ачира , разновидность Канны , представляла собой сладкий крахмалистый корень, который запекали в земляных печах. Поскольку его нужно было доставить в центр власти Куско , считается, что его едят как часть традиции. Хотя корни и клубни были основным продуктом питания инков, они по-прежнему считались более низкими по рангу, чем кукуруза ( Zea mays ). [16]
- Было обнаружено, что земли, завоеванные инками, часто переходили с картофельных полей на кукурузные поля, скорее всего, из-за того, что кукуруза была основным ингредиентом чичи . [ нужна ссылка ]
- Некоторые виды морских водорослей , такие как Porphyra , Durvillaea antarctica и Ulvalactuca , были частью рациона инков, и их можно было есть свежими или сушеными. Некоторые пресноводные и голубые водоросли рода Nostoc употреблялись в пищу в сыром виде или обрабатывались для хранения. В постколониальные времена его использовали для приготовления десертов, варя в сахаре. Пепино , освежающий и утоляющий жажду фрукт, ели простые люди, но презирали «избалованные люди» и считали его трудным для переваривания. [17]
- Еще одним фруктом, который был доступен инкам, был маракуйя ( Passiflora spp. ), которую испанские конкистадоры и исследователи назвали так из-за утверждения, что цветы растения содержат символы страстей Христовых. Сам фрукт похож на гранат , поскольку оба имеют массу семян, покрытых сочной мякотью.
- Фруктом, который описывался как интересная закуска, доступная в Андах во времена Империи инков, был пакай ( Inga feuilleei ), или гуаба , который был известен своим сладким, губчатым веществом, покрывающим его семена. [18] Менее ценным фруктом в кухне инков была лукума ( Lucuma bifera ), которую было трудно употреблять и она имела слабый вкус. Противоположностью лукуме по популярности из-за их нежной текстуры и сладкого сока был миндаль в составе Caryocar amygdaliferum из Чачапойи . Они были предметом роскоши на протяжении многих поколений, поскольку многие из них были найдены в ранних гробницах региона. [ нужна ссылка ]
Мясо
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Апрель 2024 г. ) |
У народов Альтиплано было два крупных домашних животных: ламы и альпаки .
Среди продуктов питания, изготовленных из перуанских верблюдовых, был шарки , полоски сублимированного мяса, происхождение современного вяленого мяса . Еще одним мясом королевской семьи были ящерицы, известные как Dicrodon holmbergi . Он был бы пойман в ловушку при попытке съесть стручки Prosopis juliflora . Попав в ловушку, его парализовали и готовили до тех пор, пока с него не было легко снять шкуру. После этого его готовили еще десять минут в нагретом песке и золе, а затем потрошили, что позволяло его немедленно употребить в пищу или сохранить на срок до года. [19]
Мясом простого народа морская свинка . была Они были одомашнены к 2000 году до нашей эры, их было легко содержать, и они быстро размножались. Морских свинок часто готовили, фаршируя их раскаленными камнями. Внутренности часто использовались в качестве ингредиента в супах вместе с картофелем или превращались в соус. Их также можно было использовать для гадания, что позже привело их в немилость католической церкви. [20]
Инки охотились на диких животных, в том числе на диких верблюдов: викунью и гуанако , белохвостого оленя , -хуэмула оленя и вискачу , разновидность шиншиллы , на которую охотились с помощью арканов . Права на охоту контролировались государством, и любое мясо отправлялось на хранение на государственные склады. Во время массовых королевских охот охотничьи команды загоняли огромные стада в загоны, и есть сообщения о том, что за одну большую охоту было поймано несколько тысяч животных, включая пуму, медведя, лису и оленя. [21]
Основой армии инков и населения в целом была сушеная рыба. блюдечки , скаты , скаты , мелкие акулы рода Mustelus , кефали и скумбрия Среди рыб, выловленных у перуанского побережья, были . Были съедены и другие морские существа, такие как морские птицы , пингвины , морские львы и дельфины , а также различные ракообразные и хитоны , мидии, чанк ( животное, похожее на морское ушко ).
Как и другие американские народы, инки ели животных, которых многие европейцы часто считали вредителями, таких как лягушки, гусеницы , жуки и муравьи . Личинки поденок ели в сыром или поджаренном виде и измельчали, чтобы приготовить хлеб, который затем можно было хранить. [22]
Сложные методы и система хранения продуктов питания, применявшиеся инками, позволяли иметь достаточно еды в трудные времена (когда неурожай, во время войны) или во времена успеха (когда празднуют и вознаграждают тяжелый труд каждого). [8] [23]
Приготовление еды
[ редактировать ]Археологические раскопки керамических комплексов, принадлежащих инкам, раскрывают разнообразие сосудов, используемых в их кухне. [24] Во многих раскопках найденных керамических комплексов около одной десятой составляют сосуды. [25]
Оллы использовались для приготовления, варки и тушения и были необходимы для приготовления кухни инков. Оллы использовались часто, поскольку кипячение было одним из наиболее часто повторяющихся методов приготовления пищи. [26] [24] Сосуд отличается широким горлом, разнообразными основаниями, в том числе коническими, круглодонными и постаментными. [24] Моче , цивилизация , населявшая этот регион до инков, увеличила производство оллы , применив технику весла и наковальни. Этот метод заключался в том, что камень удерживался внутри сосуда, а деревянная лопатка использовалась для придания внешней формы. Практика использования техники весла и наковальни добавила художественный аспект созданию олласов , поскольку эта техника обеспечивала большую гибкость и разнообразие для проектирования уникальных сосудов. Эта практика продолжалась и во времена инков. [26]
Другие керамические сосуды могут быть связаны с производством чичи , которое предполагает свою сложную систему приготовления. Эль-Шинкаль, расположенный в аргентинской провинции Катамаркас , является местом производства чичи , обнаруженным в ходе археологических исследований. Археологи интерпретировали назначение этого места как место, предназначенное исключительно для проведения праздников и церемониальных мероприятий, а не как место постоянного поселения. [25]
На этом участке имеется множество каменных ступок , которые использовались для измельчения и измельчения органических материалов. Помимо кукурузы, есть свидетельства использования растворов для обработки деревьев, бобов, фруктов и костей животных. Что касается чичи , археологи полагают, что на ступках работали преимущественно женщины, учитывая, что производство чичи связано с женскими ролями. Широкое разнообразие используемых материалов и большое количество существующих минометов демонстрируют важную роль этого места как места массового производства. Площадки по производству чичи , такие как Эль-Шинкал, демонстрируют комплексное производство, предназначенное для подготовки к успешным и экстравагантным церемониальным торжествам, которые вращаются вокруг потребления чичи . [25]
Дополнительные методы приготовления, такие как смешивание, замачивание или сушка, сильно различаются в зависимости от продукта и часто используют самые разные сосуды для удовлетворения конкретного метода. [24] Методы подготовки будут продолжать развиваться со временем по мере открытия и адаптации новых способов с учетом изменения доступности ресурсов. Адаптация и гибкость необходимы для определения приоритетов того, как кулинарные практики осуществляются, чтобы наилучшим образом отражать культурные ценности, которыми обладает сообщество. [26]
Сервировка и потребление
[ редактировать ]Чтобы должным образом отметить переход от приготовления к употреблению, инки использовали керамические сосуды, чтобы придать подаваемым блюдам художественную и культурную ценность. [26]
При археологических раскопках Мачу-Пикчу присутствуют керамические сосуды, известные как казуэлы , занимающие видное место среди других, найденных на этом месте. Археологи пришли к выводу, что сосуд использовался для сервировки, а не приготовления, из-за его морфологии . Благодаря своей открытости сосуд легко доступен для потребления и не имеет элементов, обеспечивающих наливание или закрывание. Казуэлу можно было использовать для употребления в супы, рагу, каши или даже чичу . Его характерный полихромный дизайн еще раз подтверждает идею использования сосуда для обслуживания и потребления. [24]
Учитывая культурное значение чичи , ее употребление преследовало множество целей. использовалась в церемониальных и ритуальных мероприятиях Чича для влияния на социальные отношения и классы. Чича . использовалась как способ смягчить отношения между авторитетными фигурами и работниками, особенно на самом рабочем месте Поджаривание чичи часто ассоциировалось с чествованием предков. Потребление могло осуществляться либо на крупных собраниях, либо в частной обстановке, которая была более ограничена элитными членами сообщества. [25]
В частности, с помощью изотопного анализа археологи обнаружили связь между потреблением кукурузы и статусом участников боевых действий, которые жили в долине Мажес, доиспанском регионе, расположенном в Андах. По останкам комбатантов, найденным в этом регионе, археологи использовали зубную эмаль, чтобы оценить наличие в рационе высокого потребления кукурузы. В заключение археологи интерпретировали уровень потребления кукурузы комбатантами, продемонстрировав метод подготовки к бою. Кукуруза, или чича , могла использоваться как способ укрепить личность участников боевых действий, гарантируя элитный статус, соответствующий той роли, которую они выполняли. Потребление кукурузы можно использовать и в других контекстах для формирования социальной или политической среды путем продвижения элитной идентичности внутри нее. [27]
Хранение и консервация
[ редактировать ]Склады, которые использовались преимущественно в военных целях, использовались инками для облегчения путешествий на большие расстояния. Будучи удобно расположенными вдоль основных транспортных маршрутов, склады служили убежищем, когда дело доходило до пополнения запасов ресурсов. Местоположение было выбрано стратегически с целью обеспечить более прохладное помещение с более высокой вентиляцией, чтобы предотвратить гниение скоропортящихся продуктов. Скоропортящиеся продукты варьировались, некоторые из них были в определенной степени приготовлены, некоторые вообще не подвергались обработке. На складах были распространены сублимированные продукты, такие как чарки , разновидность сушеного мяса. [28] Кроме того, клубни картофеля подвергали сублимационной сушке и хранили как чуньо . [24] Склады быстро стали ценной практикой для инков, но временами их деятельность была ограничена, когда вместо этого общины отдавали предпочтение местному выращиванию продуктов питания. [28]
Археологи раскопали керамические сосуды, которые свидетельствуют о различных методах хранения и консервации. Предполагается, что арибалос , сосуды с высоким расширяющимся горлышком и конусообразным основанием, использовались как способ хранения чичи . Кроме того, керамические сосуды могли использоваться для хранения продуктов в воде или для длительного приготовления. [24]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Альконини Мухика, Соня; Кови, Алан, ред. (2018). Оксфордский справочник инков . Оксфордские справочники. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-021935-2 .
- ^ Вальдес, Лидио М.; Бетчер, Катрина Дж. (15 марта 2021 г.). «Еда инков для особого случая» . Мировая археология . 53 (2): 327–344. дои : 10.1080/00438243.2021.2021107 . ISSN 0043-8243 .
- ^ Коу стр. 179-180
- ^ Хардинг, Сандра Г., изд. (2007). «Расовая» экономика науки: к демократическому будущему . Раса, пол и наука (Nachdr. Ed.). Блумингтон: Университет Индианы. Нажимать. п. 66. ИСБН 978-0-253-32693-5 .
- ^ Чепстоу-Ласти, А.Дж., Фрогли, М.Р., Бауэр, Б.С., Ленг, М.Дж., Боссенкол, К.П., Каркайе, К., Али, А.А., и Гиода, А.: Помещая возникновение Империи инков в климатические и земельные рамки. контекст управления, Клим. Прошлое, 5, 375–388, https://doi.org/10.5194/cp-5-375-2009, 2009.
- ^ Коу стр. 169-170
- ^ Суонсон, Э. (1987). Террасное земледелие в Центральных Андах. Примечания Северо-западного антропологического исследования: том 21, номера 1 и 2 , 21 , страницы 131–140.
- ^ Jump up to: а б Картрайт, Марк. «Продовольствие и сельское хозяйство инков» . Энциклопедия всемирной истории . Проверено 20 мая 2024 г.
- ^ Сильверман, Хелейн; Исбелл, Уильям Харрис, ред. (2008). Справочник по археологии Южной Америки . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Спрингер. стр. 105–120. ISBN 978-0-387-74906-8 . ОСЛК 181328084.
- ^ Ортис, Оскар; Марес, Виктор (2017), Кумар Чакрабарти, Сваруп; Се, Цунхуа; Кумар Тивари, Джагеш (ред.), «Историческое, социальное и экономическое значение урожая картофеля» , «Геном картофеля » , Cham: Springer International Publishing, стр. 1–10, номер документа : 10.1007/978-3-319- 66135-3_1 , ISBN 978-3-319-66135-3 , получено 21 мая 2024 г.
- ^ Коу стр. 181
- ^ Якобсен с. 168
- ^ Фостер с. 100
- ^ Коу стр. 184
- ^ Коу стр. 185
- ^ Коу, стр. 180-183.
- ^ Коу, стр. 181-190.
- ^ Коу стр. 188
- ^ Коу, стр. 213.
- ^ Коу стр. 171-175
- ^ Коу стр. 176-7
- ^ Коу стр. 177-8
- ^ Экхаут, Питер (2012) «Складские и бухгалтерские помещения инков в Пачакамаке», Андское прошлое: Том. 10, статья 12. Страницы 213–239. Доступно по адресу: https://digitalcommons.library.umaine.edu/andean_past/vol10/iss1/12.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Брей, Тамара Л. (2003). «Керамика инков как кулинарное оборудование: еда, пиршество и пол в дизайне имперского государства» . Латиноамериканская древность . 14 (1): 3–28. дои : 10.2307/972233 . ISSN 1045-6635 .
- ^ Jump up to: а б с д Джованнетти, Марко Антонио (01 июня 2021 г.). «Чича и еда для пиров инков: их существенность в контексте государственного производства на юге Тавантинсуйу» . Журнал антропологической археологии . 62 : 101279. дои : 10.1016/j.jaa.2021.101279 . ISSN 0278-4165 .
- ^ Jump up to: а б с д Катрайт, Робин Э. «Восстановление кухни: кулинарный взгляд на крах, завоевание и сопротивление доколумбового Перу». Пищевые исследования . 12 (2): 20–31. дои : 10.18848/2160-1933/cgp . ISSN 2160-1933 .
- ^ Пищевые привычки древних Анд: изменение диеты, кухни и общества . Издательство Университета Аризоны. 2023. дои : 10.2307/j.ctv37xg2bh.13 . ISBN 978-0-8165-4869-9 .
- ^ Jump up to: а б Д'Алтрой, Теренс Н. (2014). Инки (2-е изд.). Чичестер, Западный Суссекс Молден, Массачусетс: Уайли-Блэквелл. ISBN 978-1-4443-3115-8 .
Ссылки
[ редактировать ]- Коу, Софи Д. (1994), Первые кухни Америки , ISBN 0-292-71159-X
- Фостер, Нельсон. Перец чили в шоколаде: еда, которую Америка подарила миру . Университет. из Аризоны Пресс.
- Якобсен, Свен-Эрик. «Мировой потенциал киноа ( Chenopodium quinoa Willd.)». Food Reviews International 19.1-2 (2003): 167-177.
- Дженнингс, Джастин и Гай Дьюк, «Создание типичного исключительного: возвышение кухни инков», в Оксфордском справочнике инков . Ред. Соня Альконини и Р. Алан Кови. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 2018.
- Попено, Хью, Стивен Р. Кинг, Хорхе Леон, Луис Сумар Калиновски и Ноэль Д. Вьетмейер (1989), Потерянные посевы инков , ISBN 0-309-04264-X