Королевство Куско
Королевство Куско | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
в. 1200–ок. 1438 | |||||||||||
Капитал | Куско | ||||||||||
Общие языки | Кечуа , Пукина | ||||||||||
Религия | Религия инков | ||||||||||
Правительство | Монархия | ||||||||||
Сапа Инка | |||||||||||
• в. 12:00–12:30 | Нет емкости | ||||||||||
• в. 12:30–1260 | Синчи Рока | ||||||||||
• в. 1260–1290 гг. | Льоке Юпанки | ||||||||||
• в. 1290–1320 гг. | Может быть, Капак | ||||||||||
• в. 1320 | Тарко Хуаман | ||||||||||
• в. 1320–1350 гг. | Капак Юпанки | ||||||||||
• в. 1350–1380 гг. | Все еще рок | ||||||||||
• в. 1380–1410 гг. | Кровавый плач | ||||||||||
• в. 1410–1438 гг. | Виракоча Инка | ||||||||||
Историческая эпоха | доколумбовый период | ||||||||||
• Манко Капак организовал Королевство Куско. | в. 1200 | ||||||||||
• Инка Рока свергает Капака Юпанки и становится первым правителем Ханана Куско | в. 1350 | ||||||||||
• Куси Юпанки побеждает чанка народ | в. 1438 | ||||||||||
| |||||||||||
Сегодня часть | Перу |
Все еще Империя |
---|
Тем не менее общество |
История инков |
Королевство Куско (иногда пишется как Куско , а на языке кечуа Коско или Куску ), также называемое конфедерацией Куско , [1] было небольшим королевством, базирующимся в Андском городе Куско , которое начиналось как небольшой город-государство, основанное инками примерно в начале 13 века. Со временем, в результате войн или мирной ассимиляции, она начала превращаться в Империю инков (1438–1533 гг.).
Правительство
[ редактировать ]Правительство в Куско мало чем отличалось от правительства большинства вождеств в регионе. Вполне вероятно, что каждый правитель имел титул курака или синчи . [2] до правления Инки Рока , который ввел термин Сапа Инка или сокращенно Инка , последний в будущем будет использоваться для описания этнической группы в целом, но он также означает монарха или императора. [3]
Кураки были просто главами айллу , группы семей с одним и тем же общим предком или местом происхождения ( Пакарина ), которые могли значительно различаться по размеру и территории. Между тем, термин Капак , который означал могущественный, богатый или могущественный, мог использоваться, как в Капак курака («Могущественный господин»), титуле, который носили те, кто руководил некоторыми из более крупных вождеств в Андах. Точно так же существовал титул Хатун курака («Великий господин») с тем же смыслом, который все еще использовался во времена Империи инков для обозначения глав более крупных провинций, как это было в случае с уанка, которые были разделены на три.
Синчи был андским эквивалентом военачальника и военачальника. Эта должность избиралась наиболее видными членами айллу или вождества и играла главную роль в защите ее в случае нападения или вторжения в другие земли. Это было временно, [4] но, учитывая, что периоды конфликтов в Андах могут длиться годами или даже десятилетиями, термин «синчи» можно рассматривать как эквивалент курака во время войны.
Культура
[ редактировать ]История
[ редактировать ]Фундамент
[ редактировать ]Во время исхода из озера Титикака караван говорящих на языке пукина иммигрантов из распадающегося государства Тиуанако наткнулся на Пакаритамбо , пакарину народа марас , поскольку они произошли «без родителей» из одного из «окна» под названием Марас туку . Пробыв там много лет, группа разделилась на две части: первых звали Тампус , которые вышли из другого окна под названием Сути туку и в конечном итоге заселили Оллантайтамбо ; и второй, вышедший из последнего окна, под названием Капак туку , это была группа под командованием Манко Капака , состоящая из 10 айллусов . Несмотря на свой кочевой характер, в пути они всегда останавливались на несколько лет для ведения сельского хозяйства в окрестностях близлежащих деревень или независимых айлусов. Из Пакаритамбо они сначала остановились в Уанаканче, где Манко Капак взял маму Окльо в сервинакуй ( сожительство ); Следующая остановка была на Тампукиро , где, возможно, Синчи Рока родился , а затем они остановились в Паллате , здесь Синчи Рока праздновали первую стрижку . Они продолжили свое продвижение и достигли Кирирманта , где Манко Капак наконец женился на маме Оклло по обычным обрядам, кроме которой у него были и другие жены, среди них свирепая мама Уако. [5] Инки захватили Уанакаури , находившуюся под контролем народа Алькауиса, и сделали то же самое с Матагуа , где отпраздновали варачикуй синчи Рока , объявив его взрослым. Наконец, они планировали захватить реку Уатанай, составляющую главную реку всей долины Куско . [6] и имел присутствие многих близлежащих этнических групп: уальяс , саньос, антасайяс , ларес, покес , сауасерас и уже упомянутые алькауисасы .
Столкнувшись с неизбежностью конфликта, Манко Капак искал союза между противоборствующими вождествами, он заметил синчи саньо по имени Ситикуаман , изучил ситуацию и принял решение о браке между синчи Рока и Мамой Кока, дочерью синчи; Впоследствии обе группы начали действовать согласованно. Учитывая ситуацию, Уаллас вступили в войну под командованием своего синчи Апу Кагуа , однако они потерпели полное поражение благодаря выдающемуся участию Мама Уако во главе сил инков, многие из которых были посажены на кол по ее приказу. Потерпев поражение, они бежали из этой местности в сторону современной Священной долины инков .
Общая опасность также сильно объединила Алькауисаса и Сауасераса , которые оказали сильное сопротивление, но все равно были разбиты; вождь Алькачуиса, Копалимайта , предпочел изгнание господству, в то время как Сауасера были изгнаны на юг. Нечто подобное произошло и с тремя оставшимися группами: поке были изгнаны на восток, к реке Паукартамбо ; лары ; были изгнаны на северо-запад, в долину, носящую ныне их имя в то время как антасайи были изгнаны на окраину Куско во время правления Ллоке Юпанки под именем Киско айллу, отчеством их тогдашнего вождя. Недавно основанный город Куско был разделен на четыре района: Кинтиканча , Чумбиканча , Сайреканча и Ярамбуйканча . [5]
Сожжение Куско
[ редактировать ]Умер Манко Капак и его тело было мумифицировано членами его семьи ( Чима панака ), Синчи Рока ( ок. 1230 – ок. 1260 ) взял на себя управление Куско. Хотя его имя «Щедрый военачальник» указывает на выдающееся участие в завоевании долины, во время своего правления он не смог значительно расширить территорию Куско; среди его работ - строительство террас и ввоз огромного количества почвы для улучшения плодородия долины. [7] а также военное столкновение против большого вождества Айярмака . Его потомки и члены семьи были сгруппированы в Раура Панака . [8]
Его преемник Льоке Юпанки ( ок. 1260 — ок. 1290 ) продолжил войну против вождества Аярмака , воспользовавшись возможностью, предоставленной смертью в бою их лидера Токая Капака. Это сильно уменьшило способность Аярмаки представлять угрозу для инков в течение длительного времени, что позволило ему завоевать территорию народа марас . Ллоке Юпанки был проницательным человеком и знал, как поддерживать хорошие отношения с соседними вождествами и айлусами Куско, чтобы обезопасить свою территорию и избежать ненужных конфликтов; даже сумев подружиться с некоторыми из айллусов Айярмака , Тампукунка и Квиллискачи , что вызвало конфликты внутри макроэтнической группы. Он женился на маме Кахуа, принцессе Ума айллу (по политическим причинам), и поэтому его семья была сгруппирована в пределах Ауйни панака . [8] [9]
Молодой Майта Капак ( ок. 1290 – ок. 1320 ) был назначен руководителем после того, как его отец умер от старости. Было необходимо, чтобы маскайпача содержался внутри храма Солнца и чтобы его дядя заменил его у власти на несколько лет, что, возможно, и послужило причиной его имени « Где могущественный? », Другая возможность состоит в том, что Майта был термином пукина , значение которого утеряно. [примечание 1]
Говорят, что он был четвертым из своих братьев и в первые годы жизни, будучи еще ребенком, обладал силой подростка, большой физической стойкостью, отвагой и отвагой. [1] Во время его правления народ Алькауиса готовился к восстанию с помощью кулумчима айллу после многих лет ложной преданности, поводом для конфликта стал инцидент между мужчиной и женщиной противоборствующих сторон над колодцем , где Майта Капак нарушила нога сына Алькауиса Синчи, в отместку Интиканча подвергся нападению ночью, но он смог дать отпор и убить двух человек, ранив многих других. Начав восстание, инки одержали две победы подряд, что привело к перемирию, которое было быстро нарушено повстанцами, однако во время третьей битвы синчи Алькауиса был захвачен и в конечном итоге заключен в пожизненное заключение, а земли, принадлежавшие его народу, были захвачены и заключены в тюрьму на всю жизнь. раскол между народом Куско. Удовлетворенный победой и добившись консолидации своей власти вокруг Куско, он подготовил свою армию к походу к народу кунти , на юго-запад; но, к сожалению, умер из-за болезни еще до своего отъезда. [8] [10]
Многие вождества объединились с Куско, как только распространилась новость о его победе в подавлении восстания, поэтому он устроил большие праздники для своего народа. [1] Он женился на маме Танкарай, дочери вождя народа Коллагуа , и его панаку звали Уска Майта . У него также было много детей, старшего по имени Кунти Майта назвали Уиллаком Уму , а своим преемником он выбрал другого по имени Тарко Хуаман. [11]
Тарко Хуаман успешно заменил своего отца; но ему удалось царствовать лишь недолго, прежде чем он был почти сразу же свергнут своим двоюродным братом Капаком Юпанки , который затем убил 9 своих братьев и собрал остальных, чтобы заставить их присягнуть на верность, чтобы обеспечить его правление. Тарко Уаман был назначен ответственным за панаку своего отца , и в конечном итоге новый Сапа Инка отправил его в качестве губернатора, чтобы обеспечить выплату «1000 птичьих клеток из Анд и лугов Пуна » в качестве дани в недавно присоединенном Куйос- айллу. [12]
Капак Юпанки ( ок. 1320 – ок. 1350 ) унаследовал Куско под непосредственным интересом своих более крупных соседей – теперь конкурентов – поскольку это больше не было маленькое вождество захватчиков, борющееся за выживание, а борющееся за власть. Он продолжил проект своего дяди, вторгшись в народы кунти , которые он победил всего в двух битвах, убив более 6000 человек. [10] В связи с его победой вождество кечуа ( не путать с народом кечуа ) отправило ему посольство со множеством подарков в качестве символа своего союза и попросило его защиты от расширяющихся народов чанка , которые угрожали им вторжением в Андауайлас , и поскольку он считал их «великими воинами», он принял предложение, послав куски золота и серебра. Позже он отправился покорять вождество Маска и западные айлы Анта и Куйо ; в последнем он просил в качестве дани клетки для птиц, их использовали в обрядах перед выходом в военные походы.
Вождество Аярмака большую угрозу , , уже оправившееся от конфликтов, спровоцированных Ллоке Юпанки , и услышав известие о завоеваниях Куско, увидело в воинах чанка чем у своих южных соседей, по этой причине они искали союза с Капаком Юпанки путем послав ему жениться на принцессе Кури Хилпай, от этого союза у него родился сын по имени Киспе Юпанки. Куси Чимбо была еще одной его женой, сестрой первого Койя до Кури Хилпая , которого звали Мама Чимбо. Ее описывают как «жестокую и с плохим поведением, подругу банкетов и пьянства». Будь то ревность или часть Инки Рока , заговора в конечном итоге она отравила его мужа через золотую чашу. [13] Это привело к политическому кризису в Куско, и последовавшим хаосом воспользовались чанка , которые завоевали ныне изолированное вождество кечуа. Перед смертью Капак Юпанки назначил Киспе Юпанки своим преемником, но, к сожалению, он был убит во время быстрого свержения правительства, совершенного Инкой Рока при поддержке династии Ханан Куско. [8]
Ханан Куско
[ редактировать ]Инка Рока ( ок. 1350 – ок. 1380 ) был первым правителем, который использовал термин «инка» по отношению к себе, что означало монарх или император. [3] но, как известно, оно употребляется и для обозначения этнической группы, а во времена империи - для королевской семьи и некоторых представителей дворянства . До этого, скорее всего, правители Куско просто носили титул синчи или куракас , как почти все вождества того времени. [2]
Из-за политических беспорядков в столице несколько айллус восстали против нового правительства, в том числе Маска, чей вождь Куси Хуаман был сторонником династии Хурин; восстание . не имело никакого эффекта, и после кровопролитной битвы он был заключен в тюрьму в Куско [14] Синчи народов Муйна и Пинагуа , Муйна Понго и Уаман Тупак соответственно, воспользовались случаем и попытались обрести независимость, но потерпели неудачу сразу после первого боя, в котором первый из них погиб, а второй сбежал, и его больше никогда не видели. . [2] [примечание 2]
После этих событий Инка Рока возглавил экспедицию через Кикихану и завоевал город Кайтомарка, который в конечном итоге потерял из-за того, что не оставил после себя гарнизона . [14] Он также завоевал народ Пуматамбо на юго-западе, где путешествовал и в течение нескольких дней посещал находившиеся там храмы. [15]
Чанка в , расположившиеся на берегу реки Апуримак после поражения кечуа, теперь находились в угрожающем положении, чтобы вторгнуться как в Куско, так и вождество Айярмака . Вероятно, до этого момента они были уверены в своих победах и не были готовы к внезапному нападению войск Инка Рока, которые набрали наемников из независимых вождеств Канас и Канчис . [14] заставляя их бежать обратно в Андауайлас . Много лет спустя он перевооружил свою армию и возглавил еще одну экспедицию, которая направилась на северо-восток к реке Паукартамбо , завоевав окрестные города, но не проходя через « сеха де сельва » ( горные джунгли ). Это были первые кока- чакры, которые были у инков. [2] Одним из первых дел, которые сделал Инка Рока во время своего правления, было то, что он заменил свой дом в Интиканче новым дворцом , который он построил в Хананской половине города, где двенадцатиугольный камень . был установлен [16] таким образом возникла традиция, согласно которой каждый Сапа Инка должен был построить свою официальную резиденцию, а не занимать ту же, что и его предшественник. [2] (т.е. храм Солнца). Он улучшил Куско, построив каналы для рек Сафи и Туллумайо , которые протекали через центр города до тех пор, пока обе реки не впадут в Уатанай , главную реку долины, используя каменные плиты, которые сохранились до сих пор. Он также поручил обучать молодых представителей знати обращению с оружием и кипу . [14] и по словам Гарсиласо , именно он основал первого Ячайваси .
Инка Рока в конечном итоге женился и на Куси Чимбо, но избранница Койя в конечном итоге оказалась дочерью Сумака Инки, главы этнической группы уаллакан , по имени Мама Микай, которую он очень любил и от которой у него родился сын Титу Куси Уальпа . Мама Микай оказалась бывшей невестой Токая Капака, лидера вождества Айярмака , который, услышав эту новость, объявил войну айллусу Уаллакан . После нескольких лет конфликта обе стороны согласились на мир при условии, что молодой Титу Куси Уальпа должен быть передан народу аярмака , для чего народ Уальяка пригласил мальчика под предлогом посещения земли его матери и признания его будущий наследник. В городе Микаоканча они оставили его в покое, потому что им пришлось «обрабатывать свои поля» и намеренно позволили индейцам Айярмака похитить его из засады, которые затем отвезли его в город Амару. Здесь Токай Капак приказал своим людям убить его, но по легенде, когда мальчик заплакал, из его глаз начала течь кровь. Тронутый этим зрелищем, вождь сохранил ему жизнь и отправил пасти стада, откуда его в целях безопасности перевели в столицу страны. Аярмака Штат , Агуайроканча . Тем временем Инка Рока не осмелился напасть и спасти своего сына, опасаясь, что он будет убит в отместку. Мальчик оставался в пределах вождества Айярмака в течение года, пока Чимор Орма, жена Токая Капака и дочь вождя Анта полюбила его и решила бежать вместе со своими родственниками. Таким образом, однажды, когда он вышел поиграть с другими детьми, он встретил группу в условленном месте, и они поспешно покинули город. Когда аярмака были предупреждены, они преследовали их до озера Уайпо, около 31 км. из города Куско, откуда после перестрелки были вынуждены отступить; оттуда его вернули в Куско, и в награду за оказанную огромную услугу с тех пор к антам относились как к братьям столицы. Чтобы положить конец военным действиям, Куско и вождь Айярмака в конечном итоге обменялись женщинами: Мама Чикиа, дочь Токая Капака, была отдана Титу Куси Уальпе, а ньюста Кури Оклло, дочери Инки Рока, была передана Токаю Капаку, с которым он увеличил свой гарем. В конце своего долгого правления Сапа Инка оставил много потомков, которые были собраны в Викакирао Панака , названный в честь другого его сына, которого он поручил ему. Его правление было одним из лучших в истории Куско и послужило основой будущей Империи инков. [2] [14]
Титу Куси Уальпа взял имя Яуар Уака ( ок. 1380 – ок. 1400 ) «Тот, кто плачет кровью» , когда он стал преемником своего отца, в ознаменование события в его детстве. В начале своего правления ему пришлось подавить еще одну попытку восстания синчи вождеств Муйна и Пинагуа с помощью Викакирао, что принесло ему титул Апукиспай как «правая рука» его брата. Вероятно, это было связано с нехваткой солдат на завоеванных территориях, поэтому после обсуждения вопроса оба согласились оставить гарнизоны на каждой присоединенной земле. [17] После этого он завоевал около 10 соседних айллу из Куско и имел сына от наложницы, которую он назвал Викчо Тупак в честь айллу с таким же именем. [18]
В течение этого периода времени с Айярмака не было никаких инцидентов благодаря его браку с Мамой Чикиа, которая в конечном итоге стала Койей , и от которой у него родились сыновья Паукар Айллу и Пауак Уальпа Майта, последний стал его преемником, несмотря на то, что был самым младшим между обоими. [18] Это вызвало отвращение у вождества Уаллакан, которое хотело, чтобы Маркаюто — сын Яуара Уаки от женщины Уаллакан — стал Ауки , вероятно, с намерением иметь влияние на правительство. Они планировали устроить засаду на молодого принца в городе Пауло и поэтому отправили приглашение, на которое его отец согласился, но его сына сопровождали 40 ринриюков (дворян инков) в качестве телохранителей с приказом убить любого, кто представляет угрозу. ему. [19]
Несмотря на меры предосторожности, оба были убиты в засаде, и поэтому Яуар Уака приказал снести город Пауло, столицу народа Уаллакан. [17] изгоняя одних и убивая многих других. [19] После этого трагического инцидента Сапа Инка подготовил свою армию к экспедиции к Колласуйо , в которой приняли участие большинство его конфедеративных вождеств и айлусов, привлеченные обещанием вести войну «кровью и огнем». [20] его проект был прерван восстанием народов кунти , которые находились под давлением обязательных митас в пользу знати и опасались, что триумф Куско увеличит их власть. Они воспользовались вечеринкой в Куско, на которой Яуар Уака был пьян, чтобы ударить его по голове, что стало сигналом для всех присутствующих Кунти подняться с оружием в руках. Поняв, что это восстание, он отправился укрыться в Интиканче вместе с другими, но все они были убиты у входа в храм. Повстанцы могли бы разграбить город, но остановились из-за грозы неожиданно разразившейся , посчитав это провиденциальным предзнаменованием и, вероятно, опасаясь возмездия со стороны армии Куско, все они вернулись на свои земли. [21]
Цареубийство чанкам Яуара Уаки привело к хаосу в Куско, что позволило вернуть себе реку Апуримак . То немногое, что осталось от его семьи, было сгруппировано под именем Аукалли Панака , поскольку многие из сыновей бывшего Сапа Инки также были убиты в результате нападения. Не имея четкого кандидата на пост преемника правительства, остальные Панаки встретились , чтобы решить, что делать; некоторые предлагали отложить позицию Сапа Инки и позволить видным деятелям государства взять на себя управление правительством, в то время как другие утверждали, что без лидера вся завоеванная территория была бы потеряна. Разговор разгорелся, и женщина предложила Хатуну Тупаку, племяннику бывшего монарха, утверждая, что он этого заслужил. [22] [23] Источники расходятся во мнениях относительно того, был ли он сыном Яуара Уаки или нет, хотя ясно то, что он принадлежал Ханану Куско и что он был представлен остальному миру как его законный сын и преемник, вероятно, с намерением полностью стереть следы восстания, чтобы сохранить преемственность власти и не подавать пример будущим поколениям. [24] После избрания Хатун Тупак взял имя Инки Виракоча ( ок. 1400 – ок. 1438 ), предположительно после сна, в котором ему явился бог Виракоча , и, вероятно, также для укрепления своей легитимности. На его коронации, присутствовали кураки по традиции, всех присоединенных земель, а также представители некоторых соседних народов. Выделился лорд Королевства Колла Чучи Капак, который привел с собой большое количество слуг и носилок с огромным богатством. [25]
Вновь назначенный Сапа Инка выбрал себе в жены Маму Рунту, дочь вождя Анты , от которой у него были сыновья Куси Юпанки и Капак Юпанки. Койя была застенчивой личностью, и поэтому, несмотря на свое положение, она не могла влиять на правительство его мужа в той же степени, как некоторые из его наложниц, особенно Кури Чулпи из Сауасера айллу и мать Инки Урко, любимого сына монарха. и Инка Соксо, который остался ответственным за линию своего отца: Соксо Панака . [26] [25]
Инка Виракоча вторгся в долины Юкай и Калка , которые он быстро завоевал. После этого ему пришлось подавить небольшое восстание под предводительством Пакайкача в долине Писак . Это восстание в окрестностях Куско послужило возможностью для вождеств Муйна и Пинагуа снова восстать, на этот раз при поддержке жителей Рондоканчи и Касаканчи, за которыми, в свою очередь, последовали нападения со стороны Аярмакаса и Гуайпомаркаса. Однако все они потерпели поражение благодаря военному командованию Викакирао и Апо Майты. [27] последний является внуком Капака Юпанки .
Жители Кайтомарки также восстали против Виракочи, жестоко обращаясь с одним из его посланников и говоря ему, что Сапа Инка был сумасшедшим, если думал, что они подчинятся его власти, поскольку они его не боялись, поэтому они укрепились на восточном берегу реки Виракоча. Река Урубамба дожидалась войск инков, которые быстро двинулись из Кальки . Когда битва началась, обе стороны забрасывали друг друга камнями через реку с помощью пращей, сопровождаемые громкими криками, как и в большинстве конфликтов, и продолжались два дня подряд. И вот однажды ночью Виракоча приказал нагреть на огне камень, обернуть его определенной смесью или куском ткани и надеть на перевязь с золотыми нитями. Виракоча выпустил огненный снаряд с такой силой, что он мгновенно поджег соломенную крышу дома. Когда люди вышли из домов, пожилая женщина заявила, что стала свидетельницей падения камня с неба, полагая, что это знак божественного возмездия за их мятежные действия. Опасаясь поражения, они переправились через реку на плотах с подношениями за примирение с инками. Виракоча притворился равнодушным, но затем сообщил им, что, если бы они не сдались в тот день, он разбил бы их большими плотами, которые он уже приказал построить. Впоследствии они заключили мирное соглашение, и Виракоча подарил одну из своих женщин синчи Кайтомарка. [28]
Пока силы Виракоча находились за пределами столицы, брат Яуара Уаки убил раптина инков (заменивший отсутствие инков Сапа в Куско) с помощью некоторых членов Хурина Куско. Однако ему не удалось заручиться достаточной поддержкой со стороны общественности и остальной знати, прежде чем в конечном итоге покончить с собой с помощью яда, опасаясь наказания. Несмотря на это, Виракоча по-прежнему был обеспокоен и решил устранить угрозу, назначив навсегда самого Уиллака Уму , по-прежнему выбирая людей из династии Хуринов, но заранее гарантируя их лояльность. [27] По словам Гуамана Помы , он также хотел «сжечь всех идолов и вака », но Мама Рунту помешала этому, сказав ему, что он умрет, если нарушит законы своих предков. [29]
Как только порядок был восстановлен, его правительство сосредоточилось на строительстве новых домов, увеличении количества чакр , расширении рощ молле и квинуалов . [30] и производство текстиля , необходимых продуктов, необходимых ему для возмещения услуг своих воинов и слуг, в котором он проявлял большую заботу о том, чтобы костюмы знати имели токап . [31]
В это время вождество Лупака и Королевство Колла , жестокие соперники в регионе Коллао , становились сильнее. Но поскольку ни одна из сторон не хотела тотального конфликта из-за общего страха друг перед другом, вместо этого они стремились к союзу с инками. Виракоча заверил обоих в своей поддержке, но тайно пообещал свою помощь Кури, кураке лупаков, которые ранее победили вождество Канас и забрали их земли. По пути на юг Виракоча успешно завоевал вождество Канчис , не встретив особого сопротивления. Тем временем их соседи из Канаса были мирно присоединены, для чего он приказал построить храм, посвященный богу Виракоче , и организовал для них снабжение инков припасами в городе Аявири .
Курака Паукарколле Коллас коллеге из узнал о тайном союзе инков и решил противостоять своему Лупаки до прибытия их союзников. В результате битва в закончилась победой курака Кури. Виракоча быстро направился на место происшествия, получив известие о результате. Встреча двух правителей произошла в Чукуито , где они поклялись в вечном мире, разделив керо чича как символ своей дружбы. Керо . было доставлено в храм священниками во время танцев и музыки, исполнявшихся в ознаменование этого события [32]
Когда Виракоча вернулся в Куско, он выразил желание удалиться в свой дворец в Кальке и назначить своим преемником Инку Урко, которого в его отсутствие формально называли « Инка-раптин ». Маскайпачу . перевезли из Кальки в Интиканчу , где избранный наследник начал период поста, ритуалов и приготовлений в течение нескольких дней В назначенный день он появился с короной на голове, совершил дополнительные жертвоприношения в храме и устроил грандиозные торжества по всему Куско. [33]
К большому разочарованию населения и знати, его недолгое правление оказалось самым катастрофическим в истории Куско. Большую часть времени он проводил с алкоголем в развлекательных заведениях по всему Куско. Ему не было стыдно демонстрировать свои гениталии или выбрасывать чашки с мочой, а еще его рвало посреди улицы. Не заботясь о чувствах своей жены Койя, он проводил дни с теми женщинами, которых хотел, будь то люди с низким социальным статусом, молодые янаконы или даже мамаконы . Женам дворян, которых он считал привлекательными, он говорил: «Моя дети, как они?» подразумевая, что он был с ними, а ее дети не от мужа. [33]
Он никогда не пытался построить собственный дом или какие-либо постройки, он также был совершенно бесполезен как воин. Недовольство общества инков было настолько сильным, что многие дворяне хотели свергнуть его. Во главе стоял Апо Майта, который, несмотря на свои намерения, опасался Виракочи . гнева и мести [34] поскольку он был соправителем своего избалованного сына, вероятно, выполняя некоторые административные функции.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- (на испанском языке) Мария Ростворовски. Тематическая энциклопедия Перу: Инки . Лима: El Comercio SA, 2004.
- (на испанском языке) Редакционное солнце 90. Всеобщая история 5: Доколумбовая Америка . Барселона, Испания, 2002 г.
- (на английском языке) Бушнелл. Перу, Древние люди и места .
- (на английском языке) МакКуорри, Ким. Последние дни инков. Саймон и Шустер, 2007. ISBN 978-0-7432-6049-7 .
Примечания
[ редактировать ]- ^ Стоит помнить, что инки тоже говорили на пукине . Гарсиласо де ла Вега писал, что Майта было именем собственным и не имело никакого значения, равно как и другие источники не удосужились написать значение его имени. На языке кечуа майта или майтак? означает: «где?, какой?, где это?»
- ^ Некоторые источники описывают эти конфликты как завоевания, а не восстания.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Ростворовский, Мария (1953). Пачакутек Инка Юпанки (на испанском языке). стр. 45–46. ISBN 978-9972-51-060-1 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Ростворовский, Мария (1953). Пачакутек Инка Юпанки (на испанском языке). стр. 51–56. ISBN 978-9972-51-060-1 .
- ^ Jump up to: а б Джейкобс, Филип. «АУЛЕКС — словарь кечуа» . Олекс (на испанском языке) . Проверено 26 июля 2023 г.
Инка: сущ.(его) инка; король; монарх; император; атрибут, присваиваемый знатным людям.
- ^ Макьюэн, Гордон Фрэнсис (2006). Инки: новые перспективы . АВС-КЛИО. п. 220. ИСБН 9781851095742 .
СИНЧЕ: (также пишется синчи) Термин на языке кечуа, обозначающий выборную должность военного лидера сообщества, временно занимаемую во время чрезвычайных ситуаций.
- ^ Jump up to: а б Эспиноза Сориано, Вальдемар (1987). Инки. Экономика, общество и государство в эпоху Тауантинсуйо [ Инки. Экономика, общество и государство в эпоху Тавантинсую. ] (на испанском языке). стр. 41–48.
- ^ Кальво Мамани, Джанет., 2017, стр.50.
- ↑ Вторая часть «Хроник Перу» Педро де Сьеса де Леон. Напечатано для Общества Хаклайт.
- ^ Jump up to: а б с д Эспиноза Сориано, Вальдемар (1987). Инки. Экономика, общество и государство в эпоху Тауантинсуйо [ Инки. Экономика, общество и государство в эпоху Тавантинсую. ] (на испанском языке). стр. 51–56.
- ^ Ростворовский, Мария (2014). История ( Тавантинсуйо на испанском языке) (3-е изд.). п. 38. ISBN 978-9972-51-486-9 . ISSN 1019-4541 .
- ^ Jump up to: а б Сьеса де Леон, Педро (1553 г.). Хроника Перу. Господство инков [ Хроника Перу. Господство инков ] (на испанском языке). п. 375-376.
- ^ Волосы Бальбоа, Мигель (1581). «Антарктический сборник». Правдивое описание и рассказ о провинции и стране изумрудов на ( испанском языке) (изд. 1945 г.). Кито: Редакционная Экватория. п. 275.
- ^ Кобо, Барнабе (1890). «Главы VII-VIII». История Света Нового (на испанском языке). Том. III.
- ^ Ростворовский, Мария (1953). Пачакутек Инка Юпанки (на испанском языке). стр. 49–50. ISBN 978-9972-51-060-1 .
- ^ Jump up to: а б с д и Эспиноза Сориано, Вальдемар (1987). Инки. Экономика, общество и государство в эпоху Тауантинсуйо [ Инки. Экономика, общество и государство в эпоху Тавантинсую. ] (на испанском языке). стр. 59–61.
- ^ Сьеса де Леон, Педро (1553 г.). Хроника Перу. Господство инков [ Хроника Перу. Господство инков ] (на испанском языке). п. 379.
- ^ «Хатун Румийок (Камень двенадцати углов)» . ДеПеру (на испанском языке) . Проверено 30 июля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Эспиноза Сориано, Вальдемар (1987). Инки. Экономика, общество и государство в эпоху Тауантинсуйо [ Инки. Экономика, общество и государство в эпоху Тавантинсую. ] (на испанском языке). п. 62.
- ^ Jump up to: а б Сармьенто де Гамбоа, Педро (1572 г.). «XXIII. Яуар-Уака Инка Юпанки, Инка семь, Инказго начинается только после смерти отца» [XXIII. Яуар-Уака Инка Юпанки, Седьмой Инка, Его правление начинается только после смерти отца]. Historia de los Incas [ История инков ] (на испанском языке). Тотальный книжный фонд. стр. 149–150.
- ^ Jump up to: а б Ростворовский, Мария (1953). Пачакутек Инка Юпанки (на испанском языке). п. 59. ИСБН 978-9972-51-060-1 .
- ^ Санта-Крус Пачакути, Хуан (1879 г.). «ЯХУАРУАКАК ИНКА ЮПАНКИ, 6-й ИНКА». Связь древностей Королевства Перу [ Список древностей этого Королевства Перу ] (на испанском языке).
- ^ Сьеса де Леон, Педро (1553 г.). Хроника Перу. Господство инков [ Хроника Перу. Господство инков ] (на испанском языке). стр. 381–382.
- ^ Эспиноза Сориано, Вальдемар (1987). Инки. Экономика, общество и государство в эпоху Тауантинсуйо [ Инки. Экономика, общество и государство в эпоху Тавантинсую. ] (на испанском языке). п. 65.
- ^ Сьеса де Леон, Педро (1553 г.). Хроника Перу. Господство инков [ Хроника Перу. Господство инков ] (на испанском языке). п. 383.
- ^ Ростворовский, Мария (1953). Пачакутек Инка Юпанки (на испанском языке). п. 60. ИСБН 978-9972-51-060-1 .
- ^ Jump up to: а б Ростворовский, Мария (1987). Пачакутек Инка Юпанки (на испанском языке). стр. 93–94. ISBN 978-9972-51-060-1 .
- ^ Эспиноза Сориано, Вальдемар (1987). Инки. Экономика, общество и государство в эпоху Тауантинсуйо [ Инки. Экономика, общество и государство в эпоху Тавантинсую ] (на испанском языке). п. 66.
- ^ Jump up to: а б Эспиноза Сориано, Вальдемар (1987). Инки. Экономика, общество и государство в эпоху Тауантинсуйо [ Инки. Экономика, общество и государство в эпоху Тавантинсую. ] (на испанском языке). п. 66.
- ^ Сьеса де Леон, Педро (1553 г.). Хроника Перу. Господство инков [ Хроника Перу. Господство инков. ] (на испанском языке). стр. 385–387.
- ^ Гуаман Пома де Айала, Фелипе (1615 г.). Первые новые хроники и хорошее правительство [ Первые новые хроники и хорошее правительство ] (на испанском языке). п. 107.
- ^ Ростворовский, Мария (1953). Пачакутек Инка Юпанки (на испанском языке). п. 100. ИСБН 978-9972-51-060-1 .
- ^ Эспиноза Сориано, Вальдемар (1987). Инки. Экономика, общество и государство в эпоху Тауантинсуйо [ Инки. Экономика, общество и государство в эпоху Тавантинсую. ] (на испанском языке). п. 67.
- ^ Роствороски, Мария. Пачакутек Инка Юпанки (на испанском языке). п. 101. ИСБН 978-9972-51-060-1 .
- ^ Jump up to: а б Сьеса де Леон, Педро (1553 г.). Хроника Перу. Господство инков [ Хроника Перу. Господство инков ] (на испанском языке). п. 396.
- ^ Эспиноза Сориано, Вальдемар (1987). Инки. Экономика, общество и государство в эпоху Тауантинсуйо [ Инки. Экономика, общество и государство в эпоху Тавантинсую. ] (на испанском языке). п. 68.